Конспект открытого урока по Истории России
план-конспект урока по истории на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Прасковейский сельскохозяйственный техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока – интеллектуальная игра
по дисциплине: «История»
«По страницам истории Государства Российского»
Преподаватель: Мудриченко А. Г.
Рассмотрено
на заседании предметно-цикловой комиссии
общеобразовательных дисциплин
Протокол №___ от «___»_________ 201__ г.
Председатель _____________Н. Г. Михайлова
Прасковея, 2014
Методическая цель: Показать активные формы и методы развития творческой активности студентов, интереса к истории, приемы неординарного проведения занятия
Тема урока: «По страницам истории Государства Российского».
Цели урока:
- Обучающая: повторение и систематизация пройденного материала.
- Развивающая: развивать у учащихся умение сравнивать, сопоставлять, находить аналоги, развивать мыслительную и познавательную деятельность.
- Воспитательная: Воспитание глубокого уважения к истории Отечества, чувства патриотизма.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Методы бучения: интеллектуальная игра
Оборудование:
1. Карточки с заданиями
2. Материалы презентации к уроку
3. Материалы викторины (выдержки из летописных источников, рейтинговая ведомость)
4. Мультимедийный проектор, ноутбук, переносной экран
5. Раздаточный материал (тесты)
Оформление кабинета: стол со старинными книгами, рукописями, свитками, чернильницей, свечей, гусиными перьями.
Ход урока:
1. Организационный момент
1. Психологический прием расположения аудитории к преподавателю.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
3. Ознакомление учащихся с темой и целями урока.
2. Актуализация опорных знаний.
Как организовать урок, на котором каждый студент активно участвует в процессе познания, анализирует факты, делает выводы? Эти вопросы волнуют любого преподавателя. И каждый по-своему старается ответить на них.
Стремясь добиться максимального усвоения и осмысления исторического материала, я использую различные методы. Один из них – интеллектуальная игра.
Преподаватель (Ведущий):
Условие игры:
- Учащиеся группы делятся на четыре команды (можно по жребию, можно по уровню знаний) и выбирают капитанов команд.
- Каждая команда принимает участие во всех проводимых конкурсах.
- При ответах на вопросы принимаются коллективные ответы.
- За каждый полный ответ на вопрос и выполненное задание, команда получает - 1 балл, за неполный ответ – 0,5 балла, за неправильный ответ или отказ отвечать – 0 баллов (оценивают преподаватель и два (3-4) эксперта – наиболее подготовленные учащийся данной группы «Боярская дума»).
- При необходимости определения команды – победительницы задаются дополнительные вопросы.
- Все члены команды, набравшие большее количество баллов, получают оценки - 5, члены следующей команды – 4, остальные – 3.
Ход игры:
ТРЕК 1 Голос на фоне мелодии
Утро, пробуждается природа.
Первые рассветные лучи
На воротах древнего поселка
Отблески оставили свои.
Здесь живет народ,
Высокий и красивый, -
Светлоокие и сильные мужи,
Женщины, изящные, как ивы,
Дети, словно крепкие дубки.
Презентация СЛАЙД 1 (словянское поселение)
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас на нашей игре.
Девиз игры: «Да не посрамим себя…». Эти слова принадлежат великому князю, Киевскому Святославу.
На уроках истории мы говорили о том, как становилось и развивалось государство Российское, кто стоял во главе страны, какие события свершались в государстве.
Все мы должны знать прошлое нашей Родины для того, чтобы лучше разбираться в нашей сегодняшней жизни и правильно оценивать те или иные ситуации.
Наша игра охватывает историю России с древних времен до нач. XVIII в. (Объявляются правила игры, выбирается «Боярская дума», студенты
гр. 1 ТХК). В первом туре после каждого вопроса боярин (помощник) зачитывает отрывки из летописей.
Выбираются команды:
1-я команда:
Замолодская С. (капитан)
Шаламова А.
Байдавлетова В.
Потапова В.
Букай Т.
Коваль А.
2-я команда:
Пархоменко Е. (капитан)
Носачева К.
Высоцкая В.
Мадатова В.
Крупская К.
Керимова Ф.
3-я команда:
Нечаев Я. (капитан)
Хасанов Т.
Зорин В.
Голосная Т.
Таримухтарова П.
Поляков Н.
4-я команда:
Гузеева М. (капитан)
Чернышева М.
Рубякин Д.
Сидоров В.
Романенко Н.
Гаджиомарова С.
- «Разминка»:
(по 5 вопросов, каждой команде, за каждый правильный ответ – 1 балл) После каждого ответа думный боярин зачитывает правильный ответ из подготовленных свитков.
ТРЕК 2
Вопросы для первой команды
- В какой части Евразии жили восточные славяне? (Восточная Европа)
- Князь, автор «Русской правды» (Ярослав Мудрый)
СЛАЙД 2 (Портрет Ярослава Мудрого)
- Как была названа «история пугачевского бунта» А.С. Пушкиным? («Капитанская дочка»)
СЛАЙД 3 (Картина Суд Пугачева)
- Назовите имена Киевских князей варяжского происхождения? (Рюрик, Аскольд, Дир, Олег, Трувор, Свинельд )
СЛАЙД 4 (портреты князей)
- Плата за проезд и право торговли? (Пошлина)
ТРЕК 3
Вопросы для второй команды
- Название религии восточных славян (язычество)
СЛАЙД 5 (портреты славянских волхвов и кудесников)
- Как называлась династия русских князей, правивших с X по XVI век? (Рюриковичи)
СЛАЙД 6 (портреты некоторых удельных князей)
- Народное собрание, решающее основные вопросы общественной жизни Древней Руси? (вече)
СЛАЙД 7 (картина Новгородского вече)
- Назовите дату, место Ледового побоища. Кто его возглавил? (1242 г. Чудское озеро Александр Невский)
СЛАЙД 8 (Портрет Александра Невского)
- Сплав меди и олова (бронза)
СЛАЙД 9 (славянские ремесленники)
ТРЕК 5
Вопросы для третьей команды
- Имя князя, крестившего Русь? (Владимир)
СЛАЙД 10 (портрет князя Владимира)
- Столица Древней Руси? (Киев)
СЛАЙД 11 (Древний Киев)
- Как называлась династия русских царей, правивших с 1613 по 1917 годы? (Романовы)
СЛАЙД 12 (портреты Романовых)
- Назовите восточнославянские племенные союзы? (поляне, древляне, кривичи, северяне, радимичи, уличи, вятичи, тиверцы, бужане, полочане, ильменские славяне…)
СЛАЙД 13 (Карта расселения славянских племен)
- Материал для письма в древнем Новгороде? (береста)
СЛАЙД 14 (Береста мальчика Анфима)
ТРЕК 6
Вопросы для четвертой команды
- Название автора первой древнерусской летописи? («Повесть временных лет» Нестор)
СЛАЙД 15 (Нестор Летописец)
- Назовите дату, место Куликовской битвы? Кто возглавлял русские дружины? (1380 г. поле Куликово, Дмитрий Донской)
СЛАЙД 16 (Дмитрий Донской)
- Земельное владение, передаваемое на Руси по наследству? (Вотчина)
СЛАЙД 17 (княжеский терем)
- Правило, обязательное для всех граждан государства? (Закон)
- Татарский хан, потерпевший поражение на Кулаковом поле? (Мамай)
СЛАЙД 18 (Битва на Куликовом поле)
- Тур. «Ах, эти боги…»
СЛАЙД 19 (Славянские боги)
ТРЕК 7 (мелодия гусли, русская тема)
Задание: соотнесите славянских языческих богов (по окончании жюри оценивает правильность ответов, каждый верный ответ – 1 балл, для каждой команды предлагается два вопроса )
СЛАЙД 20 (Таблица)
Перун | бог скотоводства |
Велес | богиня плодородия |
Сварог | бог грома, молнии, войны |
Мокошь | богиня весны |
Ярило | бог огня |
Лада Семаргл | бог ветра небесный верховный бог |
Стрибог | бог солнца |
- Тур. «Правильная фраза»
Задание: (нужно закончить фразу -1 балл, если вспомнят автора – 2 балла, где и по какому поводу сказано – 3 балла)
ТРЕК 8
- «Да будет Киев матерью…(городам русским». Олег)
- «Мертвые сраму…»(не имут,» Святослав)
- «Кто с мечом придет…»(от меча и погибнет! Александр Невский)
- «Эх тяжела ты шапка…» («Мономаха» Владимир Мономах )
IV тур. «Быстрота и натиск»
Задание: (каждый участник команды отвечает на вопрос. За отчет дается – 1 балл)
ТРЕК 9
- Царь, проводивший политику опричнины? (Иван IV)
- Какая птица с незапамятных времен стала символом отваги и удачи? (Сокол)
- В каком году произошло крещение Руси? (988 г.)
- Какое сражение решило исход Северной войны на суше? (Полтавская битва, 1709 г.)
- Первый российский император? (Петр I)
- Какого цвета был первый военно-морской флаг в России? (Красный-белый-синий)
- Имя князя, прозванного Мудрым? (Ярослав)
- Кто является первым русским царем? (Иван IV)
- Сколько лет длилась Северная война (21 год)
- В За какую победу князь Александр Ярославич прозван Невский? (За победу над шведами в 1240 г. на реке Нева)
- Какая птица может работать почтальоном? (голубь)
- В каком году началось строительство Петербурга? (16 мая 1703 г.)
- В каком году состоялась Куликовская битва? (1380 г.)
- Как звали первого царя династии Романовых? (Михаил Романов)
- Кто утонул в Иртыше от царского подарка? (Ермак, «Тяжелый панцирь – дар царя, стал гибели его виною»).
- Первый книгопечатник Руси? (Иван Федоров)
- Имя сестры-регента Петра I? (Софья)
- Часть света, в котором Петр «прорубил окно»? (Европа)
- Призывник в регулярную армию Петра I? (рекрут)
- Когда на Руси отмечали Новый год до Петра I (1 сентября)
- Как назывался первый русский музей? (Кунсткамера, помещение для редкостей)
- Любимая потеха царя Ивана IV? (Медвежья травля)
- Что запретил необразованным дворянам Петр I? (жениться)
- Вес царь-пушки? (40 тонн)
- В каком году Украина воссоединилась с Россией? (1654 г.)
ТРЕК 10 (видео)
СЛАЙД Современная Украина - трагедия
Конкурс капитанов.
Представляю карточки с иллюстрациями картин русских художников. Предлагаю каждому капитану выбрать соответствующие друг другу отрывки и составить картину.
Расскажите, какое историческое событие положено в основу этих картин?
СЛАЙД 21, 22, 23, 24. (для каждого капитана свой слайд)
Ведущий: Пока капитаны готовятся к ответу, остальным предлагаю выполнить тестовые задания.
ТРЕК 11 славянская мелодия
ТЕСТ
(в решении тестового задания принимают участие все студенты)
- Что такое архив?
а) хранилище духов в) документов
б) кувшинов г) мумий
2. Что, по выражению древних славян, не сваришь с лентяем и неумехой?
а) кашу в) суп
б) щи г) пельмени
3. Как называлась ханская грамота, дающая право быть Великим князем на Руси в ХII-ХIV в.в?
а) ярмо; в) ярлык;
б) ясак; г) басма;
4. Как называлось скрытое от мира поселение раскольников (старообряцев)?
а) монастырь; в) посад;
б) скит; г) хутор;
5. Как звали патриарха, начавшего церковную реформу?
а) Иосаф; в)Никон;
б) Игнатий; г)Филарет;
6. Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани?
а) полюдье; в) вече;
б) вервь; г) подать.
КЛЮЧ К ТЕСТУ
- В; 2. А; 3. В; 4. Б; 5. В; 6. А.
ТРЕК 12
Ответы капитанов.
Подведение общих итогов игры
Ведущий:
Но и тогда,
Когда на всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть,-
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шествую часть Земли
С названьем кратким «Русь»
ТРЕК 12 (Колокольный звон)
3. Обобщение и выводы по уроку.
Вот и закончилась наша игра. Мы надеемся, что она прошла с большой пользой для всех нас. Мы (вы) повторили и углубили свои знания по истории Отчества, узнали что-то новое. Вместе работали в одной команде, боролись за результат, стали дружнее.
4. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы:
Для закрепления знаний по пройденной теме, запишите задание на дом: А. Н. Сахаров. История России с древнейших времен до конца XVII века.
§ 4,6,12.
Литература:
1. В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков «История» учебник для профессий и специальностей технического естественно – научного социально – экономического профилей ч. 1. М. ИЦ «Академия» , 2013г.
2. С.Г. Горяинов «Задачник по истории России» , Ростов –на- Дону, «Феникс» 1996г.
3. Н. И. Павленко, И. Л. Андреев. История России с древнейших времен до конца XVII века., 10 класс. Изд. ДРОФА. М. 2007.
4. А. С. Орлов. Хрестоматия по истории России. Изд. ПРОСПЕКТ., М. 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспекта открытого урока по истории России
Тема:" Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762."...
Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.
Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"...
План - конспект открытого урока по истории России в 10 классе по теме: "Отечественная война 1812 года". Профильный уровень.
Целью урока является повторение истории России, с акцентом на события Отечественной войны 1812 года.На уроке реализуются следующие задачи:- повторить и закрепить знание фактического материала по истор...
План-конспект открытого урока по истории России в 6 классе
“Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIIIв»....
конспект открытого урока по истории Росси в 7 классе на тему "Начало правления Ивана IV"
Подробный конспект урока по истории России в 7 классе. Здесь рассматривается начальный период правления Ивана IV, реформы Избранной рады...
План – конспект открытого урока по истории России «Либеральные начинания в царствование Александра I. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»
План – конспект открытого урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Либеральные начинания в царствование Александра I.Реформаторская деятельность М.М. Сперанского» Учитель: Кузнецова М...
План-конспект открытого урока по истории России Тема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6
План-конспект открытого урока по истории РоссииТема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия...