Кружок Практикум по истории
рабочая программа по истории (9 класс) на тему

Селезнева Светлана Михайловна

Подготовка к ОГЭ по истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_po_istorii.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Практикум по истории»,  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории (Примерные программы по учебным предметам. История. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение), а также Рабочей программы по истории России к предметной линии учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной в  9 классе  (История: Программы по истории России для общеобразоват. Учреждений. 6 – 9 класс / под общ. ред. А.А. Данилова. –  М.: Просвещение, 2015). Программа соответствует Федеральному закону об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012, Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, учебному плану ОУ и рассчитана на 17 часов в 9 классе.

Цели курса «Проблемные вопросы истории» на ступени основного общего образования:

-  обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического развития России в ХХ веке;

- способствовать  осознанию  учащимися  многогранности,  сложности  и  противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем;

-  повышать мотивацию учебной деятельности за счёт нетрадиционных форм подачи материала, проблемного обучения;

-  воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.

Методы преподавания курса определяются его целями. На уроках формируется опыт ведения диалога, дискуссии и приобщение учащихся к творческой деятельности, способность к моделированию ситуаций.

Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:

- находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;

- рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;

- выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего;

- определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Содержание курса

Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала XX века

Россия - «развивающееся общество» на рубеже веков. «Зависимое развитие». Анализ возможностей быстрого экономического развития страны. Три группы стран и их роль в мировом экономическом процессе. «Германский путь» Н. X. Бунге, И. Л. Вышнеградского, С. Ю. Витте. Попытки внедрения « британской модели» С. Ю. Витте и причины неудачи.

Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?

1917  год:  возможность  исторического  выбора.  Оценки  событий  1917  года  западными историками. Идеологическая доктрина событий Октября 1917 г. в СССР. Взгляды на Октябрь современных российских историков.

Выявление и анализ альтернатив: Керенский, Корнилов, Ленин.

Причины краха послефевральской демократии и победы большевиков.

Тема 3. Гражданская война: новые подходы

Гражданская война - трагедия русского народа. Проблема периодизации Гражданской войны.

Три похода Антанты: миф или реальность? Кто виновник Гражданской войны? Причины победы «красных» и поражения «белых». Две армии одного народа.

Альтернативы «Ледяному» походу Добровольческой армии. Альтернативные сценарии: «Белый крест», «Московский поход Каледина», «Царицынский поход Корнилова», «Волжский поход Деникина».

Тема 4. Индустриализация и командно-административная система 

Необходимость, цели, средства и источники накопления. Начальный этап социалистической индустриализации. Индустриальное развитие СССР в годы первой и второй пятилеток. Главные итоги социалистической индустриализации.

Альтернативные варианты проведения индустриализации.

Кадры. Анализ планов и реальных сроков их выполнения.

Проблемы стахановского движения и рабочего самоуправления.

«Незначительные жертвы» индустриализации.

Тема 5. Коллективизация - трагедия крестьянина-труженика? 

Начало  коллективизации.  Этапы  проведения  коллективизации.  Категории  кулачества. Антикулацкие  меры.  «Успехи»  коллективизации.  Сопротивление  крестьян.  Итоги коллективизации и ее последствия. Голод 1923-1933 гг.

Тема  6. Триумфальное поражение? (О советско-финской войне 1939-1940 гг.)

Причины,  повод,  начало  и  ход  советско-финской  войны.  Соотношение  сил.  Линия Маннергейма  -  серьезное  препятствие  для  продвижения  советских  войск.  Упорное сопротивление финнов. Планы Сталина. Итоги и значение войны.

Тема 7. Споры вокруг версии о превентивном ударе СССР во время войны

Официальная историография о внезапности нападения Германии на Советский Союз. Анализ знаменитого сообщения ТАСС от 14 июня 1941 года.

Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный удар по Германии.

Тема 8. Страх или Свобода? (О причинах победы под Сталинградом)

Приказ № 227 «Ни шагу назад!» сыграл важнейшую роль в ходе Сталинградской битвы и помог остановить врага. Разные оценки приказа № 227.

Психологическая готовность советских людей к борьбе с врагом.

Цена победы - большая кровь.

Боевая мощь советского военного искусства. Не страх, а свобода -  главная причина успеха.

Великое мужество, героизм, самоотверженность нашего народа, его патриотизм - залог Победы.

Тема 9. От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколотый надвое 

Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал «холодную войну»? Сравнительный анализ версий  и  предположений  советских  и  западных  историков  и  политологов  о  виновниках «холодной»  войны.  Взгляд  современных  отечественных  историков  на  проблемы  «холодной войны».

Истоки «холодной войны. Противники (создание военных блоков). Театры военных действий.

Гонка вооружений, борьба за влияние в странах третьего мира. Маккартизм - миф или реальность?

Горячие точки «холодной войны». Разрядка и окончание «холодной войны». Важнейшие соглашения в области контроля над вооружением.

Сегодня мир, а что дальше? Размышления о предотвращении трагических последствий войны.

Тема 10. Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года

Хроника августовских событий. Версия М. С. Горбачева о причинах и начале путча. Что произошло в августе 1991 года на самом деле: взгляд через годы.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата

Форма проведения

Тема 1. «Проблемы модернизации в развитии России начала ХХ века»

1

Россия: «развивающееся общество»

на  рубеже  веков. Модели модернизации

03.09.– 08.09.2018

Практикум

Тема 2. «Был ли неизбежен Октябрь 1917 года»

2

1917 год: возможности исторического

Выбора. Причины краха февральской

демократии и победы большевиков

10.09.-15.09.2018

Практикум

3

Оценки событий 1917 года западными историками. Идеологическая доктрина событий Октября 1917 года в СССР.

Взгляды на Октябрь современных

российских историков

17.09.-22.09.2018

Лекция

4

Выявление и анализ альтернатив:

Керенский, Корнилов, Ленин

24.09.-29.09.-2018

Практикум

Тема 3. «Гражданская война: новые подходы»

5

Гражданская война - трагедия русского народа. Проблема периодизации Гражданской войны

01.10.-06.10.2018

Лекция

6

Две армии одного народа. Кто виновник Гражданской войны. Причины победы «красных» и поражения «белых»

08.10.-13.10.2018

Дискуссия

7

Альтернативные  сценарии Гражданской войны

15.10.-19.10.2018

Практикум

Тема 4. «Индустриализация и командно-административная система»

8

Индустриальное развитие СССР в годы первых пятилеток. Итоги социалистической индустриализации

22.10.-26.10.2018

Лекция

9

Проблемы стахановского движения и рабочего самоуправления. «Незначительные жертвы»

индустриализации

29.10.-02.11.2018

Практикум

Дискуссия

Тема 5. «Коллективизация - трагедия крестьянина и труженика?»

10

Советская коллективизация. Этапы

проведения коллективизации. «Успехи» коллективизации

12.11.-17.11.2018

Лекция

Практикум

11

Итоги и последствия коллективизации. Голод 1932-1933 гг.

19.11.-24.11.2018

Практикум

Тема 6. «Триумфальное поражение? Размышления о советско-финской войне»

12

Советско-финская война: причины,

повод, итоги и значение. Кто проиграл в «зимней войне»?

26.11.-01.11.2018

Лекция

Практикум

Тема 7. «Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Германии»

13

Официальная историография о

внезапности нападении Германии на

СССР. Дискуссии о намерениях Сталина о нанесении  превентивного  удара  по

Германии. Дискуссии о превентивном ударе СССР

03.12.-078.12.2018

Лекция

Практикум

Тема 8. «Страх или свобода (о причинах победы под Сталинградом)»

14

Исторические оценки приказа №227

Цена победы в Сталинградской битве

10.12.-15.12.2018

Исследование

Тема 9. «От «горячей» войны к «холодной» или мир, расколотый надвое»

15

Истоки и проблемы «холодной войны»

Советские и западные историки о

проблемах «холодной» войны

Взгляд современных отечественных

историков на проблемы «холодной»

войны

17.12.-22.12.2018

Лекция

Практикум

16

Перспективы развития современных

международных отношений

24.12.-29.12.2018

Дискуссия

Тема 10. «Если бы ГКЧП пришёл к власти в августе 1991 года»

17

Хроника августовских событий. Версии М.С. Горбачёва. Современные оценки событий августа 1991 года. Сценарии развития событий августа 1991 года

10.01.-12.01.2019

Дискуссия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум по истории Красноярского края

Знания о прошлом родного края – важная составляющая исторического образования.На занятиях по дисциплине «Социально-политическая история края» изучаются различные сферы общественной жизни Красноярского...

Презентация Практикума по истории Красноярского края

Знания о прошлом родного края - важная составляющая исторического образования     На занятиях по истории Красноярского края изучаются различные сферы общественной жизни : социальна...

Практикумы по истории России 10 класс

Практикум по теме: 1) Восточные славяне в древности 2) Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси 3) Древнерусское государство и общество 4) Раздробленность Руси 5) Русь и Восток....

Урок - практикум по истории России на основе ЭОР. Борьба Руси с западными завоевателями.

Урок - практикум  по истории России на основе ЭОРТема урока: Борьба Руси с западными завоевателями.Учебник:  «История России» 6 классАвтор: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина....

Урок-практикум по истории в 7 классе «Экономика России в 1 четверти XVIII века»

Планурока:1)    ЦелиинаправленияэкономическойполитикиПетраI.2)    Петровскиемануфактуры.3)    Развитиесельскогохозяйства, ремеселиторговливIчетвертиXVIIIве...

Практикум по истории

Практикум по истории...