Контрольная работа по истории России в 6 классе
тест по истории (6 класс) на тему

Сенина Ирина Петровна

Итоговая контрольная работа по истории России за курс 6 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_rabota_po_istorii_rossii_v_6_klasse.docx294.96 КБ
Файл otvety.docx311.42 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по истории России в 6 классе.

1. Соотнесите понятие и определение

Понятие

Определение

1. Баскак

А.Монгольский военачальник

2. Ярлык

Б. Представитель ордынского хана на Руси

3. Темник

В. Ханская грамота на княжение

2. Вспомните и напишите определения: дань, вече, идол.

3. Составьте из предложенного списка слов определение термина «вече». Учитывайте, что в списке есть лишние слова.

собрание

народ

житие

важный

решение

формирование

вопросы

4. Работа с текстом

О баскаках

       Русь не входила непосредственно в состав Золотой Орды, не была простым ордынским улусом. В русских княжествах сохранялась власть своих князей, которые самостоятельно правили от имени верховной власти хана, получая из его рук «ярлыки» (ханские грамоты) на свои княжения. Русское население должно было ежегодно платить Орде выход. Монгольские чиновники –численники, проводили перепись населения для определения точных размеров выхода. Еще одной тяжелой повинностью была обязанность князей принимать участие в походах татаро-монгольского войска. Но от уплаты выхода было освобождено духовенство, так как татары надеялись на поддержку православной церкви. Повседневный контроль за деятельностью князей осуществляли ханские представители – баскаки (дословный перевод с татарского – «давители»).

        Баскаки не были наместниками хана в покоренных землях: для этого они не имели ни военной силы, ни своей администрации. Но по «доносам» баскаков хан посылал на непокорного князя карательное войско или вызывал его на расправу в Орду. Итальянец Плано Карпини, побывавший в середине ХIII века в Монгольской империи, достаточно определенно очерчивает круг обязанностей баскаков в тех землях, куда завоеватели позволили вернуться прежним правителям, сохранив за ними их владения:«как вождям, так и другим подобает повиноваться их мановению», и если люди какого-нибудь города или земли не делают того, что они (баскаки) захотят, устраивают облавы…»

       Для усмирения непокорных баскаки вызывали отряды ордынцев, которые внезапно обрушивались на жителей и истребляли их (проводились облавы). За вторую половину ХIII века ордынцы 14 раз проводили облавы в пределах русских княжеств, в 1252 году «Неврюева рать» разорила суздальские земли, а «Дюденева рать»1293 г. по своим масштабам напоминала «Батыево нашествие». Занозами сидели баскаки при княжеских дворах, и под их бдительным присмотром трудно было надеяться собрать силы для борьбы против завоевателей.

1. Выделите слова и словосочетания, характеризующие баскаков.

2. Составьте на основе выделенных признаков своё определение баскаков.

5. Укажите понятие по определению.

_____________ –владение младших членов княжеского рода.

6. Перед вами изображения, связанные с культурой России. Опишите их существенные признаки. Какое понятие их объединяет? Дайте определение понятию.

Русский князь с дружиной. Первая половина XI века.  По материалам археологических находок Киева, Чернигова и Воронежской обл.           http://whitelynx.ru/wp-content/uploads/2016/09/zEM5lZpdoUM.jpg


7. Составьте карту понятия "иго", выделив присущие ему признаки. Жирными  стрелками обозначьте наиболее существенные признаки. Тонкими стрелками второстепенные.

8. В предложенном списке выделите две смысловые группы понятий и самостоятельно определите термин, который объединяет каждую группу:

- древляне;

- хазары;

- кривичи;

- поляне;

- половцы;

- печенеги;

- вятичи.

9. Найдите понятие, которое является обобщающим для остальных понятий:

1) полюдье; 2) уроки; 3) дань; 4) погосты; 5) тиун (Становища).

10. Сравните положение  княжеского отрока, рядовича и ремесленника. Расположите их по степени  их общественного положения. Ответ обоснуйте.

9. За убийство княжеского отрока, конюха или повара платить 40 гривен.

10. За убийство тиуна огнищного или конюшего платить 80 гривен.

11. А за сельского или пахотного тиуна платить 12 гривен. А за рядовича — 5 гривен. Так же и за боярских.

12. За ремесленника или ремесленницу платить 12 гривен.

13. А за смердьего холопа платить 5 гривен, а за робу — 6 гривен.

14. А за кормильца и кормилицу платить по 12 гривен, хотя тот холоп и та роба».

11. Ниже приведен ряд терминов. Все они за исключением двух относятся к периоду ордынского владычества на Руси.

1) ярлык; 2) иго; 3) опричнина; 4) ордынский выход; 5) баскаки; 6) Судебник.

12. Работа с текстом

Прочитайте документ.
Из «Ипатьевской летописи»
       «В лето 1238. Михаил бежал за сыном своим перед татарами к венграм, а Ростислав Мстиславич Смоленский сел в Киеве. Даниил же поехал против него и захватил его в плен и оставил Даниил в Киеве Дмитра и поручил ему оборонять город от иноплеменного народа, от безбожных татар.

         В лето 1240. Пришел Батый к Киеву с великой силой, со множеством силы своей, и окружил город, и обнес его частоколом, и был город в великом стеснении. И Батый был у города, и воины его окружали город, нельзя было слышать от скрипения множества телег его, от рева верблюдов его, от ржания стад коней его. И была вся Русская земля наполнена ратными людьми…

        Поставил же Батый стенобитные орудия у города  подле Ляшских ворот, потому что здесь находились овраги. Орудия били беспрестанно день и ночь и пробили стены. И взошли горожане на стены, и тут было видно, как ломались копья, и щиты разбивались в щепки, и стрелы помрачали свет для побежденных. Когда же Дмитр был ранен, татары взошли на стены и занимали их в тот день и ночь и в ту ночь.

       Горожане же построили новую стену около церкви Богородицы Десятинной. На другой же день татары пошли приступом на них, и был между ними сильный бой. Люди же взбежали на церковь и на церковные своды со своим имуществом, и церковные стены от тяжести рухнули. И взят был город воинами. Дмитра же татары взяли в плен раненым и не убили ради его храбрости».

1.  Как автор оценивает силы войска Батыя?

2. Как автор описывает мужество защитников города?

3. Сформулируйте главную идею текста.

4. Сформулируйте 3 вопроса к тексту.

5. Выделите в тексте ключевые слова и предложения. Как они иллюстрируют главную идею текста?

6. О каком событии повествует летопись?

7. Почему киевлянам не помогли другие княжества?

8. Что можно сказать об авторе текста?

9. Как автор относится к воеводе Дмитру?

 



Предварительный просмотр:

ОТВЕТЫ

1. Соотнесите понятие и определение

Понятие

Определение

1. Баскак

А.Монгольский военачальник

2. Ярлык

Б. Представитель ордынского хана на Руси

3. Темник

В. Ханская грамота на княжение

Ответ: БВА

2. Вспомните и напишите определения: дань, вече, идол.

Ответ:

Дань – натуральный или денежный побор с покорённых народов.

Вече – народное собрание решавшее важные вопросы.

Идол – деревянные, реже камене статуи божеств.

3. Составьте из предложенного списка слов определение вече. Учитывайте, что в списке есть лишние слова.

собрание

народ

житие

важный

решение

формирование

вопросы

Ответ: Вече – народное собрание, решавшее важнейшие вопросы.

4. Работа с текстом

О баскаках

       Русь не входила непосредственно в состав Золотой Орды, не была простым ордынским улусом. В русских княжествах сохранялась власть своих князей, которые самостоятельно правили от имени верховной власти хана, получая из его рук «ярлыки» (ханские грамоты) на свои княжения. Русское население должно было ежегодно платить Орде выход. Монгольские чиновники –численники, проводили перепись населения для определения точных размеров выхода. Еще одной тяжелой повинностью была обязанность князей принимать участие в походах татаро-монгольского войска. Но от уплаты выхода было освобождено духовенство, так как татары надеялись на поддержку православной церкви. Повседневный контроль за деятельностью князей осуществляли ханские представители – баскаки (дословный перевод с татарского – «давители»).

        Баскаки не были наместниками хана в покоренных землях: для этого они не имели ни военной силы, ни своей администрации. Но по «доносам» баскаков хан посылал на непокорного князя карательное войско или вызывал его на расправу в Орду. Итальянец Плано Карпини, побывавший в середине ХIII века в Монгольской империи, достаточно определенно очерчивает круг обязанностей баскаков в тех землях, куда завоеватели позволили вернуться прежним правителям, сохранив за ними их владения:«как вождям, так и другим подобает повиноваться их мановению», и если люди какого-нибудь города или земли не делают того, что они (баскаки) захотят, устраивают облавы…»

       Для усмирения непокорных баскаки вызывали отряды ордынцев, которые внезапно обрушивались на жителей и истребляли их (проводились облавы). За вторую половину ХIII века ордынцы 14 раз проводили облавы в пределах русских княжеств, в 1252 году «Неврюева рать» разорила суздальские земли, а «Дюденева рать»1293 г. по своим масштабам напоминала «Батыево нашествие». Занозами сидели баскаки при княжеских дворах, и под их бдительным присмотром трудно было надеяться собрать силы для борьбы против завоевателей.

1. Выделите слова и словосочетания, характеризующие баскаков.

2. Составьте на основе выделенных признаков своё определение баскаков.

Ответы:

1. - осуществляли контроль за деятельностью князей;

- они не имели ни военной силы, ни своей администрации;

- вызывали отряды ордынцев, которые внезапно обрушивались на жителей и истребляли их (проводились облавы).

2. Баскак – человек, который от имени хана следил за деятельность князя, в случае не повиновения, вместе с ханским войском устраивали облавы.

5. Укажите понятие по определению.

_____________ –владение младших членов княжеского рода.

Ответ: удел.

6. Перед вами изображения, связанные с культурой России. Опишите их существенные признаки. Какое понятие их объединяет? Дайте определение понятию.

Русский князь с дружиной. Первая половина XI века.  По материалам археологических находок Киева, Чернигова и Воронежской обл.           http://whitelynx.ru/wp-content/uploads/2016/09/zEM5lZpdoUM.jpg

Ответ:

- воин

- доспехи;

- меч;

- копье;

- шлем;

- князь;

Дружина  – княжеское войско.


7. Составьте карту понятия "иго", выделив присущие ему признаки. Жирными  стрелками обозначьте наиболее существенные признаки. Тонкими стрелками второстепенные.

Ответ:

8. В предложенном списке выделите две смысловые группы понятий и самостоятельно определите термин, который объединяет каждую группу:

- древляне;

- хазары;

- кривичи;

- поляне;

- половцы;

- печенеги;

- вятичи;

Ответ:

1) славянские племена –древляне, кривичи, поляне, вятичи;

2) кочевники – хазары, печенеги, половцы.

9. Найдите понятие, которое является обобщающим для остальных понятий:

1) полюдье; 2) уроки; 3) дань; 4) погосты; 5) тиун( Становища).

Ответ: 3

10. Сравните положение  княжеского отрока, рядовича и ремесленника. Расположите их по степени  их общественного положения. Ответ обоснуйте.

9. За убийство княжеского отрока, конюха или повара платить 40 гривен.

10. За убийство тиуна огнищного или конюшего платить 80 гривен.

11. А за сельского или пахотного тиуна платить 12 гривен. А за рядовича — 5 гривен. Так же и за боярских.

12. За ремесленника или ремесленницу платить 12 гривен.

13. А за смердьего холопа платить 5 гривен, а за робу — 6 гривен.

14. А за кормильца и кормилицу платить по 12 гривен, хотя тот холоп и та роба».

Ответ.

Княжеский отрок приравнивается к повару, его жизнь оценивается в 40 гривен значит его служба  значительна.

Жизнь ремесленника оценивалась в 12 гривен.

Жизнь рядовича оценивалась в 5 гривен, так как он меньше всех приносит пользу князю, работает по договору и ниже чем жизнь свободного общинника

11. Ниже приведен ряд терминов. Все они за исключением двух относятся к периоду ордынского владычества на Руси.

1) ярлык; 2) иго; 3) опричнина; 4) ордынский выход; 5) баскаки; 6) Судебник.

Ответ: 3,6

12. Работа с текстом.

Прочитайте документ.
Из «Ипатьевской летописи»
       «В лето 1238. Михаил бежал за сыном своим перед татарами к венграм, а Ростислав Мстиславич Смоленский сел в Киеве. Даниил же поехал против него и захватил его в плен и оставил Даниил в Киеве Дмитра и поручил ему оборонять город от иноплеменного народа, от безбожных татар.

         В лето 1240. Пришел Батый к Киеву с великой силой, со множеством силы своей, и окружил город, и обнес его частоколом, и был город в великом стеснении. И Батый был у города, и воины его окружали город, нельзя было слышать от скрипения множества телег его, от рева верблюдов его, от ржания стад коней его. И была вся Русская земля наполнена ратными людьми…

        Поставил же Батый стенобитные орудия у города  подле Ляшских ворот, потому что здесь находились овраги. Орудия били беспрестанно день и ночь и пробили стены. И взошли горожане на стены, и тут было видно, как ломались копья, и щиты разбивались в щепки, и стрелы помрачали свет для побежденных. Когда же Дмитр был ранен, татары взошли на стены и занимали их в тот день и ночь и в ту ночь.

       Горожане же построили новую стену около церкви Богородицы Десятинной. На другой же день татары пошли приступом на них, и был между ними сильный бой. Люди же взбежали на церковь и на церковные своды со своим имуществом, и церковные стены от тяжести рухнули. И взят был город воинами. Дмитра же татары взяли в плен раненым и не убили ради его храбрости».

1.  Как автор оценивает силы войска Батыя?

2. Как автор описывает мужество защитников города?

 Ответы:

1. Пришел Батый к Киеву с великой силой, со множеством силы своей, и окружил город, и обнес его частоколом, и был город в великом стеснении;… нельзя было слышать от скрипения множества телег его, от рева верблюдов его, от ржания стад коней его.

2. И взошли горожане на стены, и тут было видно, как ломались копья, и щиты разбивались в щепки… Горожане же построили новую стену около церкви Богородицы Десятинной.

3. Сформулируйте главную идею текста.

Ответ:

3. Автор говорит о мужестве и храбрости  защитников Киева в борьбе с Батыевым войском.

4. Сформулируйте 3 вопроса к тексту.

Ответ.

1. Кто возглавил оборону Киева?

2. Какие специальные приспособления использовали татары для штурма города?

3. Почему татары не казнили Дмитра? Ответ аргументируйте.

5. Выделите в тексте ключевые слова и предложения. Как они иллюстрируют главную идею текста?

Ответ:

«В лето 1238. Михаил бежал за сыном своим перед татарами к венграм, а Ростислав Мстиславич Смоленский сел в Киеве. Даниил же поехал против него и захватил его в плен и оставил Даниил в Киеве Дмитра и поручил ему оборонять город от иноплеменного народа, от безбожных татар.

 В лето 1240. Пришел Батый к Киеву с великой силой, со множеством силы своей, и окружил город, и обнес его частоколом, и был город в великом стеснении. И Батый был у города, и воины его окружали город, нельзя было слышать от скрипения множества телег его, от рева верблюдов его, от ржания стад коней его. И была вся Русская земля наполнена ратными людьми… Поставил же Батый стенобитные орудия у города  подле Ляшских ворот, потому что здесь находились овраги. Орудия били беспрестанно день и ночь и пробили стены. И взошли горожане на стены, и тут было видно, как ломались копья, и щиты разбивались в щепки, и стрелы помрачали свет для побежденных. Когда же Дмитр был ранен, татары взошли на стены и занимали их в тот день и ночь и в ту ночь. Горожане же построили новую стену около церкви Богородицы Десятинной. На другой же день татары пошли приступом на них, и был между ними сильный бой. Люди же взбежали на церковь и на церковные своды со своим имуществом, и церковные стены от тяжести рухнули. И взят был город воинами. Дмитра же татары взяли в плен раненым и не убили ради его храбрости».

ПУД-8.5: критически оценивает содержание и форму текста

6. О каком событии повествует летопись?

7. Почему киевлянам не помогли другие княжества?

8. Что можно сказать об авторе текста?

9. Как автор относится к воеводе Дмитру?

Ответы:

6. О разорении Батыем Киева.

7. На Руси была феодальная раздробленность, это стало основной причиной быстрого завоевания русского государства кочевниками.

8. Автор текста – сопереживает защитникам Киева, в начале летописи он указывает причину почему пал Киев. («В лето 1238. Михаил бежал за сыном своим перед татарами к венграм, а Ростислав Мстиславич Смоленский сел в Киеве. Даниил же поехал против него и захватил его в плен и оставил Даниил в Киеве Дмитра и поручил ему оборонять город от иноплеменного народа, от безбожных татар.)

9. Он восхищается его мужеством. Дважды упоминает о том, что тот ранен, но не прекращает сопротивления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по истории России (6 класс)

4 возможных варианта итогового контроля по истории России...

итоговая контрольная работа по истории России 7 класс

Данная работа в двух вариантах,  сочетает в себе задания как тестового, так и проверочный материал творческого и оценочного характера  №задания...

Рейтинговая контрольная работа по истории России. 10 класс

Рейтинговая контрольная работа по истории России. 10 класс. Ключи прилагаются....

итоговая контрольная работа по истории России 8 класс

итоговая контрольная работа по истории России, для систематизации знаний учащихся....

Итоговая контрольная работа по истории России 7 класс

История России интересна и увлекательна...

Итоговая контрольная работа по истории России 8 класс

Итоговое тестирование по завершении курса истории России в 8 классе...

Итоговая контрольная работа по истории России 6 класс

работа содержит разноуровневые задания...