Рабочая программа по истории 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Рабочая программа по истории 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 65.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
д. Березняки
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №10
_____________ Н. В. Печенкина
«_____»________________2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории
6 класс
Составитель: Гречнева Любовь Викторовна,
соответствие занимаемой должности.
2018-2019 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по истории для 6 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №10»
Примерной программы по истории на ступени основного общего образования (История 5 - 9классы (Примерная программа по учебным предметам. История 5-9классы/ Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение, 2010).
Программа 6 класса рассчитана на 68 учебных часов. (2 часа в неделю) Из них 28 часа – История Средних веков. 40 часа – история России
Планируемые результаты изучения программы
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина, члена семьи, локальной и религиозной общности;
- осмысление гуманистических традиций и ценностей современного общества на основе осознания социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, творческую и общественную; - овладение умениями работать с информацией: анализировать факты, составлять простой и развёрнутый план, формулировать и обосновывать выводы;
- использовать современные источники информации, в том числе и на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентации, рефераты);
- готовность к сотрудничеству в учебной и иных видах деятельности.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути России и зарубежных стран;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий прошлого;
- формирование умений изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
В результате изучения истории ученик научится (будет знать):
- основные этапы и ключевые события Новой истории зарубежных стран периода 1500-1800 годов и истории России конца XVI-XVIII века;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
- важнейшие исторические события и их участников;
- даты важнейших исторических событий;
- периодизацию исторических событий;
Получит возможность научиться:
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать содержания различных источников одной тематики;
- определять последовательность и длительность важнейших событий зарубежной истории и истории России;
- читать историческую карту, показывать на ней государства и места значительных исторических событий;
- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников в связной монологической форме; - использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
- выявлять существенные черты исторических процессов;
- группировать исторические события по заданному признаку;
- определять причины и следствия основных исторических событий;
- давать собственную оценку наиболее значимым историческим событиям и персоналиям.
В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией: указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); соотносить единичные исторические факты и общие явления.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
История Средних веков (28 часов)
Средние века: понятие и хронологические рамки.
Раннее Средневековье
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.
Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи.
Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя.
Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания.
Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы.
Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.
Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.
Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама.
Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.
Зрелое Средневековье
Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.
Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.
Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии.
Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики.
Облик средневековых городов. Быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие.
Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты.
Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в ХП—XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д’Арк. Германские государства в XII—XV вв.
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий ХIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера).
Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в ХП—XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии.
Страны Востока в Средние века.
Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покорённых народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племён, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчинёнными территориями. Китай:
империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века.
Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат.
Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремёсла.
Государства доколумбовой Америки . Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.
Культура средневековой Европы (3). Представления средневекового человека о мире.
Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты.
Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.
Историческое и культурное наследие Средневековья.
История Отечества (40 часов).
Введение (1 ч) История России — часть всемирной истории.
Хронологические рамки курса «История России с древ- нейших времён до начала XVI в.». Принципы периодизации отечественной истории IX—XV вв. Факторы самобытности российской истории. Источники по российской истории. Основные понятия и термины: факторы самобытности российской истории, исторический источник.
Р а з д е л I. Древние жители нашей Родины (5 ч)
Первобытная эпоха Каменный век на территории России: хронологические рамки, орудия труда, география расселения и занятия людей, формы их объединения, места археологических раскопок, памятники культуры. Бронзо- вый и железный века: переход к производящему хозяйству, новые занятия и формы объединения людей, признаки разложения первобытных отношений, археологические находки на территории современной России. Земледельческие, скотоводческие и кочевые общества евразийских степей в бронзовом и желез- ном веках. Языковые семьи и группы. Основные понятия и термины: первобытная эпоха, каменный век, бронзовый век, присваивающее хо- зяйство, производящее хозяйство, община, род, племя, товарный обмен, языковая семья. Народы и государства нашей страны в древности Греческая колонизация северного побережья Чёрного моря в VII—IV вв. до н.э.: топонимика природ- но- и социально-географических объектов, народов Причерноморья. Античные города-государства Се- верного Причерноморья. Архитектура городов-колоний, их экономика и культура. Боспорское царство. Скифы: образ жизни и культура. Скифское царство. Дербент. Основные понятия и термины: греческая колонизация, колония, полис, кочевники. Восточная Европа в середине I тысячелетия Великое переселение народов. Миграция готов и нашествие гуннов. Образование государств кочев- ников в Северном Причерноморье. Особенности культуры и государственного устройства Аварского и Тюркского каганатов, Волжской Булгарии, Хазарского каганата. Основные понятия и термины: Великое переселение народов, каганат, каган, царь, ислам, иудаизм. Восточные славяне в древности Предполагаемая прародина славян и направления их миграций в середине I тысячелетия. Расселение славян, их разделение на три ветви: восточных, западных и южных. Соседи восточных славян: балты и финно-угры. Славянские общности Восточной Европы. «Повесть временных лет» как первый источник о ранней истории восточных славян. Хозяйство восточных славян. Традиционные верования и обряды вос- точных славян. Основные понятия и термины: славяне, балты, финно-угры, летопись, подсечно-огневая и залежная системы земледелия, бортничество, язычники, идол, волхв.
Раздел II. Русь в IX — XII вв. (13 ч) Образование государства Русь Социальная и политическая организация восточных славян. Исторические условия складывания рус- ской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце 10 I тысячелетия. Соседи Руси. Путь «из варяг в греки» как важная торговая и культурная коммуникация ва- рягов и славян. Легендарный характер сведений о первых русских князьях в «Повести временных лет». «Повесть временных лет» о призвании варягов. Проблема образования Древнерусского государства. Пер- вые известия о Руси. Поход князя Олега на Киев, объединение северных и южных земель, перенос в Киев столицы государства Русь. Основные понятия и термины: князь, дружина, варяги, путь «из варяг в греки», Русь. Основные персоналии: Рюрик, Олег, Аскольд, Дир. Первые русские князья Объединение восточнославянских «племён» под властью князя Олега. Дань и полюдье. Походы Оле- га на Византию и заключение первого в истории Руси международного договора. Княжение Игоря: за- щита Руси от набегов печенегов, походы на Византию и заключение нового договора. Отзвуки родовых отношений в конфликте киевского князя с древлянами (945). Княжение Ольги: укрепление княжеской власти, установление уроков и погостов, принятие христианства. Походы князя Святослава на Хазарский каганат, в Волжскую Булгарию и Византию; расширение территории государства Русь. Основные понятия и термины: дань, полюдье, уроки, погосты. Основные персоналии: Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Константин Багрянородный, Иоанн Цимисхий, хан Куря. Князь Владимир и Крещение Руси Начало правления князя Владимира. Легенда о выборе веры и реальные причины выбора православия. Крещение Руси. Отношение к новой религии в разных слоях древнерусского общества. Значение приня- тия Русью христианства. Деятельность Владимира по усилению безопасности государственных границ, строительству храмов, распространению грамотности. Создание новой системы управления государ- ством, предпосылки обострения междоусобиц после смерти князя Владимира. Образ князя в народных легендах и преданиях. Основные понятия и термины: христианство, православие. Основные персоналии: Владимир Святославич и его сыновья: Вышеслав, Изяслав, Святополк, Ярослав Владимировичи. Русь при Ярославе Мудром Борьба за власть между сыновьями князя Владимира Святого. Гибель Бориса и Глеба. Ярослав Муд- рый на киевском престоле: личность князя, расширение границ государства, основание новых городов, укрепление международных связей, покровительство Церкви и просвещению. Правда Русская — первый свод законов государства Русь. Нормы древнерусского права. Признаки расцвета Древнерусского госу- дарства в правление Ярослава Мудрого. Основные понятия и термины: усобица, Правда Русская, Пространная Правда, Краткая Правда, кров- ная месть, вира, гривна. Основные персоналии: Борис, Глеб, Святослав, Святополк Окаянный, Ярослав Владимирович. Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол Лествичная система престолонаследия. Борьба за киевский престол между преемниками Ярослава Мудрого. Любечский съезд 1097 г. и новая система княжеской власти на Руси. Владимир Мономах. «По- учение» Владимира Мономаха как источник знаний о жизни князя, его семьи и знати, об идеалах воспи- тания детей и др. Нарастание тенденции распада Руси на отдельные княжества. Основные понятия и термины: лествичная система престолонаследия, Любечский съезд князей. Основные персоналии: Изяслав, Всеволод и Святослав Ярославичи; Святополк Изяславич, Владимир Мономах, Мстислав Великий. 11 Древняя Русь: общество и государство Территория и население государства Русь. Территориально-политическая структура Руси: волости. Об- щественный строй Руси. Категории рядового и зависимого населения. Князья, дружина. Вотчинное зем- левладение. Основные понятия и термины: Русь, посадник, волость, люди, староста, смерды, закупы, бояре, вотчи- на, холопы, отроки, гриди. Развитие городов и быт жителей Руси Предпосылки роста и развития городов, ремесла и торговли в XI—XII вв. Общие принципы строитель- ства и планировки русских городов. Вече и формы самоуправления в городах Руси. Развитие ремёсел и тор- говли. Городское население. Купцы. Быт жителей Древней Руси: жильё, предметы обихода, одежда, досуг. Основные понятия и термины: детинец (кремль), посад, торг, купцы, вече. Православная церковь в Древней Руси Влияние православия на повседневную жизнь и духовную культуру Руси. Приспособление языческих обрядов и традиций к новой вере. Организация Православной церкви на Руси. Церковные уставы. Пер- вые монастыри, их основатели и насельники. Киево-Печерский монастырь как центр духовной и куль- турной жизни Древней Руси. Основные понятия и термины: Православная церковь, митрополит, епископ, священник, приход, деся- тина, монастырь, монах (инок), игумен. Основные персоналии: Антоний и Феодосий Печерские, Нестор-летописец, Алипий Печерский. Литература Древней Руси Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность и книжное дело. Древнейшие книги: «Нов- городская Псалтырь» и «Остромирово Евангелие». Распространение грамотности, берестяные грамоты. Появление древнерусской литературы. Литературные жанры Древней Руси. Выдающиеся памятники древнерусской литературы, их культурно-историческое значение: «Повесть временных лет», «Слово о за- коне и благодати», произведения Владимира Мономаха. Основные понятия и термины: кириллица, пергамен, берестяные грамоты, устав, былины, летопись, жития, хождение. Основные персоналии: Кирилл и Мефодий, Нестор-летописец, митрополит Иларион, Владимир Моно- мах, игумен Даниил. Искусство Древней Руси Начало храмового строительства на Руси. Крестово-купольная форма храма. Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская и другие каменные храмы Древней Руси. Становление на Руси собственной архитектурной школы. Гражданские постройки (Золотые ворота в Киеве, крепостные баш- ни и др.). Развитие живописи: древнерусские иконы и фрески. Влияние византийских мастеров иконо- писи на древнерусские иконы. Декоративно-прикладное искусство Древней Руси. Оружейное дело. Основные понятия и термины: зодчество, крестово-купольный храм, базилика, плинфа, мозаика, фрес- ка, иконы, зернь, скань, перегородчатая эмаль.
Раздел III. Русские земли в середине XII — начале XIII в. (6 ч)
Образование самостоятельных русских земель Причины распада Руси на самостоятельные земли. Формирование системы земель — самостоятельных государств. Особенности эпохи раздробленности и признаки сохранения единства русских земель в хо- зяйственной, политической и культурной жизни страны. Влияние раздробленности на экономическое и 12 культурное развитие Руси. «Слово о погибели Русской земли» как реакция современников на княжеские междоусобицы. Основные понятия и термины: земли, натуральное хозяйство, великий князь, удельный князь. Земли Южной Руси Особый статус Киевской земли. Факторы ослабления Киевского княжества. Борьба за киевский пре- стол во второй половине XII — начале XIII в. Южная Русь и половцы: военно-политические, хозяйствен- ные и культурные связи между Русью и Половецкой степью. «Слово о полку Игореве»: историческая ос- нова и литературное осмысление. Основные персоналии и термины: Изяслав Мстиславич, Юрий Долгорукий, Святослав Всеволодович, Игорь Святославич, хан Кончак. Юго-Западная Русь Территория, природа и население Юго-Западной Руси. Особенности социально-экономического и по- литического развития юго-западных земель; формирование боярского землевладения, роль бояр в поли- тической жизни. Галицкая земля. Княжение Ярослава Осмомысла. Объединение Галицкой и Волынской земель. Роман Мстиславич и Даниил Романович. Культура Юго-Западной Руси. Основные понятия и термины: усобицы, боярское землевладение, витраж. Основные персоналии: Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславич, Даниил Романович Галицкий. Новгородская земля Природные условия и хозяйственная жизнь Новгородской земли. Новгород как перекрёсток важней- ших торговых путей в эпоху Средневековья. Особенности государственного устройства Новгорода. «Гос- подин Великий Новгород»: облик города, его планировка и благоустройство. Особенности архитектуры и живописи Новгорода. Выдающиеся памятники культуры Новгорода XII — начала XIII в. Берестяные грамоты как исторический источник о жизни новгородцев. Основные понятия и термины: вече, ряд, кончанские и уличанские старосты, посадник, тысяцкий, ар- хиепископ, гости, берестяные грамоты. Северо-Восточная Русь Особенности географического положения, природных условий и хозяйственной деятельности населе- ния Северо-Восточной Руси. Предпосылки роста численности населения, строительства новых городов, формирования боярского землевладения и усиления княжеской власти в конце XII — начале XIII в. Лич- ности Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, их вклад в развитие и ук- репление Владимиро-Суздальской земли. Литература, архитектура и живопись Северо-Восточной Руси. Выдающиеся памятники культуры Владимиро-Суздальской Руси. Основные персоналии: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо.
Р а з д е л IV. Русь между Востоком и Западом (6 ч)
Монгольское нашествие на Русь Возникновение Монгольской империи. Военная организация и тактика монгольского войска. Завое- вания Чингисхана и его потомков. Приближение монголов к границам южных русских княжеств и первое столкновение на реке Калке (1223). Причины поражения. Походы Батыя на Восточную Европу. Завоева- ние Руси (1237—1241). Героическая оборона русских городов. Летописи и народные сказания о защитни- ках Русской земли. Экономические, политические и культурные последствия нашествия. Основные понятия и термины: хан, улус. Основные персоналии: Чингисхан, Батый, Мстислав Удатный, Мстислав Киевский, Мстислав Черни- говский, Юрий Всеволодович, воевода Дмитр. 13 Натиск с Запада Прибалтийский регион: геополитическое положение, население и хозяйство. Предпосылки и причи- ны крестовых походов в Прибалтику. Ордены крестоносцев и угроза западным границам Руси. Вторжение шведов в новгородские земли. Призвание новгородцами князя Александра Ярославича. Невская битва (1240). Вторжение немецких рыцарей в новгородские земли. Ледовое побоище (1242). Личность Алексан- дра Невского. Основные понятия и термины: военные монашеские ордены, крестоносцы, Невская битва, Ледовое по- боище. Основные персоналии: Александр Невский. Золотая Орда. Народы и государства евразийской степи и Сибири в XIII—XV вв. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города Золотой Орды и коче- вые степи. Принятие ислама в качестве государственной религии Золотой Орды. Золотая Орда и народы Поволжья, Сибири и Северного Кавказа. Крым после монгольского нашествия. Итальянские фактории Причерноморья (Кафа, Воспоро, Тана, Солдайя), их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком. Основные понятия и термины: Золотая Орда, курултай, ислам, десятник, сотник, ясак. Основные персоналии: Чингизиды. Русские земли под властью Золотой Орды Система зависимости русских земель от ордынских ханов. Религиозная политика монголов. Полити- ка русских князей в отношении Орды и её правителей в конкретных историко-политических ситуациях: Даниил Галицкий, Андрей Ярославич, Александр Невский и др. Историческая оценка отношений между Ордой и удельными князьями. Основные понятия и термины: Золотая Орда, ярлык, пайцза, баскаки, выход, численники. Основные персоналии: Батый, Михаил Черниговский, Даниил Галицкий, Андрей Ярославич, Александр Невский. Великое княжество Литовское и русские земли Возникновение Литовского государства и рост его владений в середине XIII—XV в. Включение рус- ских земель в состав Великого княжества Литовского. Общественный строй и особенности управления Великого княжества Литовского. Сближение Литвы с Польшей. Борьба с крестоносцами. Грюнвальдская битва, её историческое значение. Основные понятия и термины: паны, Рада, воевода, уния. Основные персоналии: Гедимин, Ольгерд, Ягайло, Витовт.
Р а з д е л V. Русские земли в середине XIII—XV в. (9 ч)
Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной земель после монгольского нашествия Северо-Западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Северо-Восточная Русь после монгольского нашествия: население, особенности управле- ния и социально-экономического развития. Борьба за великое княжение владимирское. Противостояние Твери и Москвы в начале XIV в. Личности московских и тверских князей, способы их борьбы за влади- мирский престол. Усиление Московского княжества при Иване Калите. Основные понятия и термины: наместники, удел, вотчина, крестьяне, черносошные крестьяне, оброк, трёхпольная система обработки земли. Основные персоналии: Даниил Московский, Юрий Данилович, Михаил Тверской, Александр Михайло- вич, хан Узбек, Иван Калита. 14 Дмитрий Донской и борьба русских земель с Ордой Укрепление Москвы при князе Дмитрии Ивановиче. Упадок Орды в середине XIV в., возвышение тем- ника Мамая в междоусобной войне. Новые черты в отношениях русских князей с Ордой во второй поло- вине XIV в. Союзники Мамая и князя Дмитрия в преддверии решающего сражения. Куликовская битва (1380) и её историческое значение. Герои и образы Куликовской битвы в летописях, литературе, искусстве и исторической памяти потомков. Нашествие хана Тохтамыша на Русь. Основные понятия и термины: темник, Куликовская битва. Основные персоналии: Симеон Гордый, Иван Красный, Дмитрий Донской, митрополит Алексий, Сер- гий Радонежский, Владимир Андреевич Серпуховской, Дмитрий Боброк-Волынский, Ягайло, Мамай, Тохтамыш. Русские земли в конце XIV — первой половине XV в. Расширение территории Московского княжества при Василии I. Ослабление Золотой Орды во второй половине XIV в., нашествие Тимура. Отношения Москвы с Великим княжеством Литовским. Междо- усобная война в Московском княжестве (1425—1453): причины, цели и участники борьбы за великокня- жеский престол; средства и результаты войны; её последствия для усиления власти великого князя мос- ковского и объединения Руси под властью Москвы. Василий Тёмный. Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Крымское, Казанское, Астраханское, Сибирское, Касимовское ханства, Ногайская Орда. Большая Орда. Основные персоналии: Василий I, Юрий Дмитриевич, Дмитрий Шемяка, Василий Косой, Василий II Тёмный, Софья Витовтовна. Конец эпохи раздробленности Объединение русских земель вокруг Москвы. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвида- ция зависимости от Орды. Новый этап политики московских князей в отношениях с наследниками Золо- той Орды. Расширение международных связей Московского государства. Перемены в устройстве двора великого князя: царский титул и регалии, новая государственная символика. Формирование аппарата уп- равления единого государства. Принятие общерусского Судебника. Основные понятия и термины: централизация, вече, стояние на реке Угре. Основные персоналии: Иван III, Василий III, Марфа Борецкая, хан Ахмат. Русская православная церковь во второй половине XIII — XV в. Роль Православной церкви в период ордынского владычества. Предпосылки превращения Москвы в духовный центр русских земель. Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль митрополитов Петра и Алексия в политической и духовной жизни Московского княжества. Сергий Радонежский. Установ- ление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба конца XV в.: иосифляне и нестяжатели, ереси. Основные понятия и термины: уния, автокефалия, ереси, нестяжатели, иосифляне. Основные персоналии: митрополит Максим, митрополит Пётр, митрополит Алексий, Сергий Радонеж- ский, митрополит Иона, Иосиф Волоцкий, Нил Сорский. Русская литература во второй половине XIII —XV в. Последствия монгольского нашествия для духовной и культурной жизни Руси, предпосылки её воз- рождения в конце XIII — начале XIV в. Развитие письменности. Основные жанры и сюжеты русской литературы. Общерусское и региональное летописание. Памятники литературы Куликовского цикла. Житийная литература. Произведения Епифания Премудрого. «Хождение за три моря» Афанасия Ники- тина. Основные понятия и термины: полуустав, литература Куликовского цикла. Основные персоналии: Софоний Рязанец, Епифаний Премудрый, Пахомий Серб, Афанасий Никитин. 15 Искусство во второй половине XIII — XV в. Возрождение каменного зодчества в Новгороде (конец XIII в.) и Северо-Восточной Руси (начало XIV в.): историко-культурная преемственность и новые черты в архитектуре соборов и монастырей. Но- вый облик Московского Кремля. Развитие изобразительного искусства. Творчество Феофана Грека, Анд- рея Рублёва, Дионисия. Основные понятия и термины: закомары, иконопись, иконостас. Основные персоналии: Феофан Грек, Андрей Рублёв, Даниил Чёрный, Дионисий.
Календарно-тематическое планирование
История Средних веков (28 часов)
№ урока | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика(на уровне учебных действий по теме) | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки прохождения темы | |||
Раздел 1. История Средних веков | |||||||
1. | Введение | Исследовать место эпохи Средневековья в истории с помощью ленты времени. Изучать историческую карту мира Средневековья | 04.09 | ||||
Тема 1. Становление Средневековой Европы | |||||||
2. | Образование варварских королевств. Государство .франков в VI-VIII веках. | Показывать на карте территорию расселения германцев, кельтов и славян. Рассказывать об образе жизни, традициях и верованиях варваров. Сравнивать действия германцев и гуннов по отношению к Римской империи. Называть последовательно причины падения Западной Римской империи | 06.09 | ||||
3. | Христианская церковь в раннее Средневековье. | Рассказывать о складывании государства у варваров. Пояснять значение христианской религии. Обобщать события истории франков и выделять ее этапы. Объяснять особенности монастырской жизни и ее роль в складывании европейской культуры | 11.09 | ||||
4. | Возникновение и распад империи Карла Великого . | Объяснять причины появления в Европе новой империи. С помощью карты рассказывать о внешней Политике Карла Великого. Сравнивать политика Карла и Хлодвига. Комментировать последствия Верденского раздела | 13.09. | ||||
5. | Феодальная раздробленность западной Европы в IX-XI в.в. | Объяснять причины ослабления власти короля во Франции. Сравнить королевскую власть во Франции, германии и Англии. Проводить аналогию между Римской империей и Священной Римской империей германской нации | 18.09 | ||||
6. | Англия в раннее Средневековье. | Рассказывать о представлениях средневекового европейца о мире. Анализировать достижения культуры в эпоху Карла Великого. Объяснять значение заимствований античной культуры для развития средневековья. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание учебника | 20.09 | ||||
Тема 2 Византийская империя и славяне в VI – XI вв | |||||||
7. | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами | Показывать на карте местоположение Византии, называть ее соседей. Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого. Объяснять неудачи Юстиниана возродить Римскую империю. Анализировать отношения Византии с соседями | 25.09 | ||||
8. | Культура Византии | Доказывать, что Византия – наследница Античности и стран Востока. Рассказывать об изменениях в архитектуре христианского храма. Объяснять причины развития наук их влияние а развитие культуры | 27.09 | ||||
9. | Образование славянских государств | Составлять логичный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности. Высчитывать сколько лет разделяет образование Византии, Болгарского царства, Киевской Руси, Чехии и Польши. Выделять общее в судьбах славянских государств. Объяснять причины различия судеб славянских государств. Выполнять самостоятельную работу с опорой на учебник | 02.10 | ||||
Тема 3. Арабы VI – XI вв | |||||||
10. | Возникновение ислама Культура стран халифата | Изучать по карте особенности Аравийского п-ова. Рассказывать об образе жизни Арабский халифат и и занятиях его жителей. Сравнивать образ жизни арабов и европейцев. Называть его распад различия между исламом и христианством | 04.10 | ||||
Тема 4. Феодалы и крестьяне | |||||||
11 | Средневековая деревня и ее обитатели В рыцарском замке | Доказывать, что с 11 по 13 в. в Европе наблюдался расцвет культуры. Объяснять смысл феодальных отношений. Анализировать роль замка в культуре Средневековья. Рассказывать о воспитании рыцаря, его жизни Группировать информацию о феодале и крестьянине, их отношенихя. Анализировать отношения между земледельцем и феодалом. Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа | 09.10 | ||||
Тема 5. Средневековый город | |||||||
12. | Формирование Средневековых городов Горожане и их образ жизни | Составлять рассказ по иллюстрациям параграфа. Устанавливать связи между развитием орудий труда и экономическим ростом. Выделять условия возникновения и развития городов. Подготовить проект о развитии одного из городов (по выбору). Анализировать, какие факторы определяли жизнь города | 11.10 | ||||
Тема 6. Католическая церковь в XI – XIII в.в. Крестовые походы.
| |||||||
13. | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики | Характеризовать положение и образ жизни трех сословий средневекового общества. Объяснять причины усиления королевской власти. Рассказывать о противостоянии королей и пап. Называть причины появления движения еретиков. | 16.10 | ||||
14. | Крестовые походы | 18.10 | |||||
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (X-XV в.в.)
| |||||||
15. | Как происходило объединение Франции | Обсуждать в группах состояние экономики страны. Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от власти сеньоров, укрепления центральной власти короля. Отбирать материал для сообщений о королях. Составлять вопросы и задания (самостоятельно) | 23.10 | ||||
16. | Что англичане считают началом своих свобод | Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне. Группировать материал параграфа. Выявлять новизну реформ Генриха II. Объяснять значение появления Великой Хартии вольностей для развития страны. Характеризовать парламент с позиций сословного представительства | 25.10 | ||||
17. | Столетняя война | Находить и показывать на карте основные места военных сражений. Логично рассказывать о причинах войны, готовности сторон, основных этапах. Составлять рассказ о подвиге Жанны дАрк | 06.11 | ||||
18. | Крестьянские восстания во Франции и Англии Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и Англии | Устанавливать причинно-следственные связи между затяжной войной и разрастанием недовольства крестьян. Характеризовать социальные движения: цели, состав участников, основные события, результаты. Оценивать поступки лидеров восстаний Рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции и Англии. Выделять особенности завершения процесса объединения. Объяснять сущность централизованной власти во Франции. | 08.11 | ||||
19. | Реконкиста и образование государств на Пиренейском пол- ве | Находить на карте Пиренейский п-ов и расположенные на нем государства. Объяснять причины и особенности Реконкисты. Характеризовать сословно- представительные монархии Пиренейского п-ова. Сравнивать кортесы с генеральными штатами и Парламентом | 13.11 | ||||
Тема 8. Германия и Италия в XII – XV вв | |||||||
20. | Усиление власти князей в Германии | Находить на карте и комментировать местоположение страны, отдельных ее частей. Объяснять особенности процесса образования самостоятельных государств в Германии | 15.11 | ||||
21. | Расцвет итальянских городов | Показывать на карте городские феодальные республики Италии. Рассказывать о коммунах Милана, Пизы, Флоренции. Используя иллюстрации и интернет составлять рассказ об одной из городских республик. | 20.11 | ||||
Тема 9. Славянские государства и Византия в XIV – XV | |||||||
22. | Гуситское движение в Чехии | Характеризовать Чехию в 14 в. Рассказывать об отношении общества и католической церкви. Выделять главное. Оценивать поступки Яна Гуса, Яна Жижки. Называть итоги и последствия гуситского движения | 22.11 | ||||
23. | Завоевание турками османами Балканского п-ова | Находить на карте Балканский п-ов и его государства. Объяснять, почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость. Называть последствия падения Византии. Выполнять самостоятельную работу с опорой на текст | 27.11 | ||||
Тема 10. Культура Западной Европы XI – XV вв | |||||||
24. | Образование и философия Средневековая литература и искусство | Объяснять причины изменения представлений средневекового человека о мире. Излагать смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении. Оценивать образование и его роль в средневековых городах Составлять рассказ- экскурсию по памятникам искусства. Рассказывать о скульптуре как «Библии для неграмотных». Формулировать и аргументировать свою точку зрения в отношении куртуазности, рыцарской литературы и пр. | 29.11 | ||||
25. | Культура раннего Возрождения в Италии | Составлять рассказ-описание по картине. Высказывать мнение об образе нового человека. Объяснять значение понятий : гуманизм, гуманисты, Возрождение | 04.12 | ||||
26. | Научные открытия и изобретения | Доказывать, что в 14 в. стали преобладать практические знания. Рассказывать о значении изобретения верхнебойного водяного колеса, книгопечатания и др. Анализировать последствия развития мореплавания. Выполнять самостоятельную работы с опорой на текст учебника | 06.12 | ||||
Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века | |||||||
27. | Средневековый Китай | Показывать на карте и комментировать местоположение Китая. Сравнивать достижения страны в разные эпохи. Характеризовать восстание Красных повязок. Составлять сообщения | 11.12 | ||||
28. | Индия. Государства и культура Государства и народы доколумбовой Америки. Африка | Составлять и рассказывать паспорт страны. Характеризовать религию – индуизм. Называть особенности буддизма. Составлять сообщение о своеобразии культуры и искусства Индии, с использованием интернета Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии. Рассказывать об устройстве обществ Америки. Сравнивать культуру майя, ацтеков и инков. | 13.12 |
История Отечества (40 часов)
№ урока | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий по теме) | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки прохождения темы | ||
29. | Что изучает история Отечества (Введение «История России») | 18.12 | ||||
Раздел I. Древние жители нашей Родины - (5 часов) | ||||||
30 | Первобытная эпоха на территории России | уметь давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям, личностям, высказывая при этом собственные суждения; уметь аналитически воспринимать содержание учебных задач, определённых учителем; | 20.12 | |||
31 | На окраинах античного мира. Народы и гос-ва на территории нашей страны в древности. | уметь самостоятельно определять учебные задачи, планировать свою деятельность при выполнении конкретных учебных заданий, контролировать выполнение заданий по образцу, по ходу выполнения, по результату; | 25.12 | |||
32 | Кочевые племена на территории Восточной Европы в III-X веках .Восточная Европа в середине I тысячелетия нашей эры. | развитие способностей к самообразованию; уметь вести диалог на материалах учебных и свободных тем (в группе, в паре, в классе); уметь подобрать дополнительную литературу к уроку, к внеклассному занятию по определённой теме (работа со словарями, энциклопедиями и т.п.); уметь использовать компьютерные технологии и другие базы данных. | 27.12 | |||
33 | Восточные славяне в VI—VIII вв.
| уметь давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям, личностям, высказывая при этом собственные суждения; уметь аналитически воспринимать содержание учебных задач, определённых учителем; | 15.01 | |||
34 | Урок обобщения по теме «Древние жители нашей Родины». | уметь сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия | 17.01 | |||
Раздел 2. Русь в IX – XII веках.- ( 13 часов)
| ||||||
35 | Образование государства Русь.
| уметь давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям, личностям, высказывая при этом собственные суждения; уметь аналитически воспринимать содержание учебных задач, определённых учителем; | 22.01 | |||
36 | Образование государства Русь. | уметь самостоятельно определять учебные задачи, планировать свою деятельность при выполнении конкретных учебных заданий, контролировать выполнение заданий по образцу, по ходу выполнения, по результату; | 24.01 | |||
37 | Первые русские князья. | уметь сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия | 29.01 | |||
38 | Князь Владимир и Крещение Руси. | уметь давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям, личностям, высказывая при этом собственные суждения; уметь аналитически воспринимать содержание учебных задач, определённых учителем; | 31.01 | |||
39. | Русь при Ярославе Мудром.
| уметь давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям, личностям, высказывая при этом собственные суждения; уметь аналитически воспринимать содержание учебных задач, определённых учителем; | 05.02 | |||
40. | Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол.
| уметь самостоятельно определять учебные задачи, планировать свою деятельность при выполнении конкретных учебных заданий, контролировать выполнение заданий по образцу, по ходу выполнения, по результату; | 07.02 | |||
41 | Древняя Русь: общество и государство. | уметь самостоятельно определять учебные задачи, планировать свою деятельность при выполнении конкретных учебных заданий, контролировать выполнение заданий по образцу, по ходу выполнения, по результату; | 12.02 | |||
42 | Развитие городов и быт жителей Руси. | 14.02 | ||||
43 | Православная церковь в древней Руси. | уметь сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия | 19.02 | |||
44 | Литература древней Руси. | уметь сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия | 21.02 | |||
45. | Искусство древней Руси. | 26.02 | ||||
46. | Урок обобщения по теме « Русь в IX- XII веках».
| уметь сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия | 28.02 | |||
47. | Защита проектов по теме « Русь в IX- XII веках». | уметь сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия | 05.03 | |||
Раздел III. Русские земли в середине XII – начале XII века.- (6 часов)
| ||||||
48. | Образование самостоятельных русских земель. | уметь сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия | 07.03 | |||
49. | Земли Южной Руси. | уметь сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия | 12.03 | |||
50. | Юго – Западная Русь. | уметь самостоятельно определять учебные задачи, планировать свою деятельность при выполнении конкретных учебных заданий, контролировать выполнение заданий по образцу, по ходу выполнения, по результату; | 14.03 | |||
51. | Новгородская земля. | уметь самостоятельно определять учебные задачи, планировать свою деятельность при выполнении конкретных учебных заданий, контролировать выполнение заданий по образцу, по ходу выполнения, по результату; | 19.03 | |||
52. | Северо-Восточная Русь. | уметь самостоятельно определять учебные задачи, планировать свою деятельность при выполнении конкретных учебных заданий, контролировать выполнение заданий по образцу, по ходу выполнения, по результату; | 21.03 | |||
53. | Урок обобщения по теме «Русские земли в середине XII – начале XII века». | 04.04 | ||||
Раздел IV. Русь между Востоком и Западом. – (6часов) | ||||||
54. | Монгольское нашествие на Русь. | развитие способностей к самообразованию; уметь вести диалог на материалах учебных и свободных тем (в группе, в паре, в классе); уметь подобрать дополнительную литературу к уроку, к внеклассному занятию по определённой теме (работа со словарями, энциклопедиями и т.п.) | 09.04 | |||
55. | Натиск с Запада.
| уметь самостоятельно определять учебные задачи, планировать свою деятельность при выполнении конкретных учебных заданий, контролировать выполнение заданий по образцу, по ходу выполнения, по результату; | 11.04 | |||
56. | Золотая Орда. Народы и государства евразийской степи и Сибири в XIII – XV веках. | развитие способностей к самообразованию; уметь вести диалог на материалах учебных и свободных тем (в группе, в паре, в классе); уметь подобрать дополнительную литературу к уроку, к внеклассному занятию по определённой теме (работа со словарями, энциклопедиями и т.п.); уметь использовать компьютерные технологии и другие базы данных. | 16.04 | |||
57. | Русские земли под властью Золотой Орды. | развитие способностей к самообразованию; уметь вести диалог на материалах учебных и свободных тем (в группе, в паре, в классе); уметь подобрать дополнительную литературу к уроку, к внеклассному занятию по определённой теме (работа со словарями, энциклопедиями и т.п.) | 18.04 | |||
58. | Великое княжество Литовское и русские земли. | развитие способностей к самообразованию; уметь вести диалог на материалах учебных и свободных тем (в группе, в паре, в классе); уметь подобрать дополнительную литературу к уроку, к внеклассному занятию по определённой теме (работа со словарями, энциклопедиями и т.п.) | 23.04 | |||
59. | Урок обобщения по теме « Русь между Востоком и Западом». | уметь самостоятельно определять учебные задачи, планировать свою деятельность при выполнении конкретных учебных заданий, контролировать выполнение заданий по образцу, по ходу выполнения, по результату; | 25.04 | |||
Раздел V. Русские земли в середине XIII – XV веках. - ( 9 часов)
| ||||||
60. | Судьбы Северо - Западной и Северо – Восточной земель после монгольского нашествия. | уметь самостоятельно определять учебные задачи, планировать свою деятельность при выполнении конкретных учебных заданий, контролировать выполнение заданий по образцу, по ходу выполнения, по результату; | 30.04 | |||
61. | Дмитрий Донской и борьба русских земель с Ордой. | развитие способностей к самообразованию; уметь вести диалог на материалах учебных и свободных тем (в группе, в паре, в классе); уметь подобрать дополнительную литературу к уроку, к внеклассному занятию по определённой теме (работа со словарями, энциклопедиями и т.п.); уметь использовать компьютерные технологии и другие базы данных. | 02.05 | |||
62. | Русские земли в конце XIV – первой половине XVвека. | уметь самостоятельно определять учебные задачи, планировать свою деятельность при выполнении конкретных учебных заданий, контролировать выполнение заданий по образцу, по ходу выполнения, по результату; | 07.05 | |||
63. | Конец эпохи раздробленности. | уметь самостоятельно определять учебные задачи, планировать свою деятельность при выполнении конкретных учебных заданий, контролировать выполнение заданий по образцу, по ходу выполнения, по результату; | 14.05 | |||
64. | Русская православная церковь во второй половине XIII – XV веке. | развитие способностей к самообразованию; уметь вести диалог на материалах учебных и свободных тем (в группе, в паре, в классе); уметь подобрать дополнительную литературу к уроку, к внеклассному занятию по определённой теме (работа со словарями, энциклопедиями и т.п.); уметь использовать компьютерные технологии и другие базы данных. | 16.05 | |||
65. | Русская литература во второй половине XIII – XV веке. | развитие способностей к самообразованию; уметь вести диалог на материалах учебных и свободных тем (в группе, в паре, в классе); уметь подобрать дополнительную литературу к уроку, к внеклассному занятию по определённой теме (работа со словарями, энциклопедиями и т.п.) | 21.05 | |||
66. | Искусство во второй половине XIII – XV веке. | развитие способностей к самообразованию; уметь вести диалог на материалах учебных и свободных тем (в группе, в паре, в классе); уметь подобрать дополнительную литературу к уроку, к внеклассному занятию по определённой теме (работа со словарями, энциклопедиями и т.п.) | 23.05 | |||
67. | Обобщающий урок по теме « Русские земли в середине XIII – XV веках». | уметь давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям, личностям, высказывая при этом собственные суждения; уметь аналитически воспринимать содержание учебных задач, определённых учителем; | 28.05 | |||
68. | Защита проектов по теме « Русские земли в середине XIII – XV веках». | уметь давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям, личностям, высказывая при этом собственные суждения; уметь аналитически воспринимать содержание учебных задачьзадач,определённыучителем; | 30.05 |
СОГЛАСОВАНО. СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР на заседании ШМО учителей истории, обществознания, географии
Черных Л.А. от « » _________________2018 г
« » _________________2018 г протокол №
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...