разработка урока "Культура Древней Греции"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Мирсаяпова Райля Каримовна

Урок разработан в соответствии требований ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_kultura_dr_gr_2.docx45.75 КБ

Предварительный просмотр:

Культура Древней Греции: в  афинском театре.

Педагогические цели

- Способствовать ознакомлению с зарождением театра в Древней Греции, формированию представлений о том, что театр для жителей Греции был самым массовым и любимым видом искусства;

- Создать условия для раскрытия одной из задач театрального искусства – быть школой воспитания высоких гражданских чувств, пониманию того, что демократия способствует раскрытию творческого потенциала личности, ее свободному самовыражению в творчестве

Тип и вид урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний/ урок-путешествие

Планируемые результаты (предметные)

Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.

Личностные результаты

Проявление понимания и уважения к ценностям культур других народов; принятие правил делового сотрудничества: сравнение разных точек зрения; умение считаться с мнением другого человека; проявление терпения и доброжелательности в дискуссии, доверие к собеседнику.

Метапредметные результаты

Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении.;

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

Основное содержание темы, понятия и термины

Происхождение театра и его устройство. Как происходили театральные представления. Великие поэты Греции: Софокл, Аристофан. Сатиры, театр, орхестра, скене, трагедия, комедия

Образовательные ресурсы

Учебник: Всеобщая история. История древнего мира.5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая;Просвещение, 2014.

Карта Древняя Греция.

Учебная картина «В древнегреческом театре»

Презентация

Карточки

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урок

Формы методические приемы

Деятельность учителя

Характеристика основных видов деятельности учащихся

формирование УУД

Форма контроля

1

2

3

4

5

6

  1. Организационный момент

Фронтальная . Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

Сегодня с нами в путешествие отправятся наши гости. Знакомство с гостями

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место

быстрое включение в деловой ритм

  1. Актуализация знаний

Фронтальная . Словесный.

Беседа, работа с картой, иллюстрациями, лентой времени

- Историю какой страны мы изучаем? Покажите на карте

- Покажите наиболее известные города, и чем они вам запомнились?

- Перед вами контурная карта, отметьте, на ней город, по которому на предыдущих уроках мы начали свое путешествие?

(Афины)

-Что мы должны были доказать по ходу своего путешествия, помните?

(Почему Афины – культурная столица Древней Греции»

- Как называлась 1 станция (район Керамик)

- Прибыв на 1 станцию, мы с вами узнали, что в Керамике изготавливали что? (чернофигурные и краснофигурные вазы),

- Назовите которая из них пифос и амфора? Как узнали?

пифосы – большие бочки для хранения зерна

амфоры – сосуды с двумя ручками для вина и масла

- наша 2 станция называлась?

(Главная площадь Афины- Агора)

- Что можете рассказать о ней?

(каждый день посещали;

- находились храм бога кузнеца Гефеста,

здание Совет пятисот)

- Наша 3 станция? – Акрополь

-Что о ней можете сказать?

-отовсюду виден холм

- храм Парфенон

- бронзовая статуя Афины, скульптор Фидий

- храм богини Ники

-Как изобразили ее греки и почему?

(бескрылой, чтобы она не улетела после победы над персами)

-  Поработаем с лентой времени. Когда и в каких сражениях греки развеяли миф о непобедимости персидского царства?

( 490 г – Марафонская битва,

480 г – Саламинское сражение)

-Какое сражение было раньше и на сколько лет?

(Марафонское, на 10 лет)

- Сколько лет прошло после Саламинского сражения?

(480+2015=2495

- Остановились мы с вами в на какой станции?

(Афинские школы и гимнасии)

- Что здесь вам запомнилось?

- 7 лет мальчики шли учиться в школу в сопровождении педагога

- Кто такой педагог, назовите его обязанности?

 -  в переводе сопровождающий ребенка, водил мальчика в школу, нес его письменные принадлежности, музыкальные инструменты, учил дома хорошим манерам, когда мальчик не слушался, то брался за розгу.

-работа с изображением учебника стр.181.Как выглядит педагог? Почему педагог был старым?

Педагог привел мальчика в школу, кто его там встречал?

 

- Как проходил урок в школе?

Учитель плеткой из бычьего хвоста диктует «Невежда – самое дикое из существ на земле»

писали на глиняных дощечках, натертых воском стилем, старшие ученики пользовались папирусом и тростниковым пером

- Из какой страны доставлялись в Древнюю Грецию папирусы?

(Из Египта) а тростниковое перо?( Индия)

- Что мы можем из этого сказать?

(Греция торговала с Египтом, Индией)

- Чему учили в школах?

( читать, писать, считать, рисовать, игре на флейте и других музыкальных инструментах, петь хором, ребята учили поэмы Гомера наизусть) Какие поэмы Одиссея и Иллиада.

- В сейчас в школе чему учат?

- Что утверждали афиняне?

(без любви к музыке нельзя стать настоящим человеком) Вы согласны с этим утверждением?

- Кто такой настоящий человек сейчас?

-Когда ученики не посещали школу?

(каникул весной, в годовщины побед при Марафоне, Саламине, дни праздников, посвященных греческим богам.

- Мы можем назвать эллинов патриотами Эллады? Да

- Кто такой патриот – любит свою Родину и гордиться с историей своей страны.

- А в этом году наша страна отмечает какой праздник?

(70 летие Победы над фашисткой Германии)

- И как для древних греков победа над персами и для нас это Победа над фашисткой Германией имеет большое значение)

 

- Что такое палестра?

(Это школа – где мальчики с 12 лет занимались борьбой, бегом, прыжками, гимнастикой)

- Чем прославились Мирон?Поликлет?

(Мирон создал статую метателя диска,

Поликлет – копьеносец

- Почему стояли эти скульптуры в палестре? (Показывали какими  должны выглядеть мальчики. Для этого необходимо – заниматься спортом)

-А взрослые афиняне учились? И почему?

(Да, желавшие продолжить занятия гимнастикой и пополнить свои знания, до старости посещали гимнасии, которые располагались за городом

-Чему обучали взрослых? И почему?

( в гимнасиях обучали красноречию – умению отстаивать свое мнение при выступлении в Народном собрании и судах)

Показывают на карте Древнюю Грецию, Афины, Спарту

Работают с контурной картой, выполняют задание 1 и 2

Перечисляют изобретения Греции

Работа с изображениями

находят отличия, объясняют значения терминов

распознают архитектурные памятники,

объясняют причины постройки статуи Ники бескрылой

На  ленте  времени отмечают даты,

сравнивают какое событие произошло раньше и на сколько лет

Характеризуют афинскую школу,

Объясняют понятие педагог

работают с изображением в учебнике

рассказывают  о уроке в греческой  школе по картине

Показывают, что Греция установила торговые отношения с Египтом, Индией

Показывают роль обучения в школе в воспитании настоящего человека.

Акцентируют значение годовщин побед над персами

Показывают значение 70 летия Победы в патриотическом воспитании

Объясняют понятие палестра,

роль героев

Объясняют почему учились и взрослые афиняне.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию;

используют знаково-символические средства для решения учебной задачи

Коммуникативные

полно и точно выражают свои мысли; владеют монологической и диалогической формами речи;

Личностные:

осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

Работа с картой, контурной картой, беседа, работа с картиной, терминологией, с лентой времени, хронологией,

рассказ по картине,

  1. Постановка учебной задачи

Словесная.

Постановка сценки из поэмы Антигона

- Постановка сценки

Вам понравилось) (Да)

Так давайте, стоя похлопаем нашим юным актерам

- Как вы думаете, какую станцию мы с вами сегодня посетим?

( Театр)

- А  в театре какого полиса мы побываем? (Афины)

Запишите, тему нашего урока: В афинском театре

-  вы были в театре? в каком? (Туймазинский драмтеатр)

-

Как вы думаете, что мы с вами сегодня на уроке должны выяснить? ( Афинский театр. Выявить отличия и схожесть современного и древнегреческого театра и значение театра в жизни греков и современных людей)

- Сначала  мы определим, что означает понятие театр по гречески? Театр – по гречески «место для зрелищ»

- УЧИТЕЛЬ Мы до сих пор пользуемся изобретением древних греков – театром, хотя прошло уже две с половины тысячи лет. Давно уже нет древних греков, сменились эпохи, пали многие империи и государства, а театр существует до сих пор. –

 -Почему?

( Это изобретение древних греков пришлось человечеству по душе)

Смотрят отрывок из Антигоны,

Физминутка

работа в тетрадях – записывают тему

                            рассказывают какие театры посещали

 

Ставят проблемную задачу урока

Записывают значение термина театр

слушают рассказ учителя

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформированную вместе  с учителем

Познавательные

высказывают предположения

Личностные:

осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

Беседа по вопросам, терминологией, работа в тетрадях,

  1. Усвоение новых знаний и способов действий:

- Возникновение театра

Фронтальная. Словесныйпроблемный.

Чтение учебника

беседа.

рассказ учителя

Прочитайте, пожалуйста, пункт первый 39 параграфа, страница 185.

- Скажите где возник театр?

(В Древней Грецией)

- с чем связано его зарождение?

(с праздниками в честь бога Диониса – покровителя виноделов)

- Как проходили эти праздники? ( одевали шкуры животных, маски)

- Это ряженые, а сейчас мы переодеваемся в ряженых по каким праздникам? ( Новый год)

-УЧИТЕЛЬ.  Ряженые подражали лесным богам – сатирам, ставили перед зрителями сценки из мифов о Диониса. Это были первые театральные представления. Шли годы, позже поэты стали сочинять для представлений пьесы, содержание которых уже не было связано с мифами о Дионисе.

Строили театральные здания, которые появились почти во всех городах Греции. Театр в Афинах располагался на склоне Акрополя, вмещал 17 тысяч зрителей. В нашей стране самый Большой театр находится в Москве и он вмещает около 2 тысяч человек.

читают о возникновении театра,

отвечают на вопросы учителя

Слушают объяснение учителя

Регулятивные:

владеют  первоначальным умением выполнять учебные действия  с учебником  

Коммуникативные

воспринимают рассказ учителя

Беседа по вопросам, работа с учебником

Здание театра, актеры

Рассказ ученика.

Объяснительно-иллюстративный, работа с картиной, презентацией

Откройте стр. 186, прочитайте абзацы 2,3,4 второго пункта, составьте схему – «Части  афинского театра»:

  1. места для зрителей ( в современном театре как они называются? партер, балкон, ложе) Кто сидел на первом ряду – почетные гости Жрецы Диониса, стратеги, победители Олимпийских игр. Первый ряд был бесплатным, а остальные места платными.
  2. орхестра – круглая площадка для выступлений (сцена)
  3. скене – хранились костюмы и маски, сейчас - гримерная

Поработаем с иллюстрацией древнегреческого театра и определим его части

- Учитель. Участниками театральных представлений были только мужчины, они выступали в особой  обуви на толстой подошве - котурнах, чтобы казаться выше ростом. Актеры играли по несколько ролей в мужских и женских масках, в каждом спектакле.

На сцене был хор, который исполнял песни друзей главного героя, но иногда хор исполнял песни лягушек, собак, даже плавающих облаков и актеры, но не более трех человек, главный актер – протагонист.

Театральные представления устраивались лишь несколько раз в году, а не каждый день. Представления начинались с восходом солнца и прекращались с его заходом. Зрители занимали места, которые ближе к орхестре с ночи, с собой приносили еду, питье, ведь в театре они проводили целый день. Чтобы сделать посещение театра доступным даже беднейшим гражданам государство в Афинах выдавало деньги для покупки входных билетов. Они смотрели несколько представлений, после просмотра их зрители, избранные из публики в судьи, называли лучшую постановку, имена победителей. Т.о. Театральные представления наряду с Олимпийскими играми были любимыми зрелищами эллинов

Читают учебник.

Записывают в тетрадях части театра

Работают с иллюстрацией, называют его части

Слушают рассказ учителя,

показ масок

работают с понятием протагонист

Познавательные:

используют знаково-символические средства для решения учебной задачи, представляют информацию на основе сообщений

Коммуникативные

воспринимают рассказ учителя

Определение части здания театра по рисунку

На представлении трагедии и комедии

Словесный

Работа с текстом. Составление схемы

- Откройте страницу 187,  прочитайте 1 абзац.

Попробуем составить схему «Виды представлений». В греческом театре было два главных вида представлений или жанра:

трагедия и комедия

Составление схемы и сравнение по самостоятельно определенным критериям

                 Виды представлений

трагедия                                    комедия

-герои мифов           - герои                                

                                   мифов,  

                                   - веселые

- подвиги,                  современники

страдания,                зрителей

их гибель

Мы знаем, что актеры выступали в чем? в масках

Определите маску какая использовалась при трагедии и комедии

- жалко, плакать      - смеются, весело

                          охота

- Перед нами выступали юные актеры с постановкой отрывка из произведения Софокла «Антигона» Как вы думаете каком жанру его можно отнести?  «Антигоны» и «Птицы»

- Софокл «Антигона»   -Аристофан    

                                          «Птицы»

Читают абзац,

составляют схему, выражают свое настроение

Различают комедию и трагедию

Сравнивают маски делают выводы

Познавательные:

 представляют информацию на основе схем

Беседа по вопросам, работа с учебником, составление схемы,

  1. Закрепление знаний и способов действий

Работа с документом

Новый вид работы. -Работа  над текстом с ошибками. Время 2-3 минуты. Каждый читает одно предложение и находит ошибку или нет.

(Ошибки 1. Посейдон

2 2 части театра 3 – иностранцы, 4) – 1 спектакль 5) – ходить можно целый месяц 6) актрисам 7) билеты при входе»

Напомните мне, пожалуйста, что мы должны были доказать сегодня? ( Выявить отличия и схожесть современного и древнегреческого театра)

А теперь поработаем в парах –.

напоминаю алгоритм работы: перед вами таблица и  с вопросами, вы должны написать только номера, относящиеся соответственно древнегреческому и современному театру. 2-3 минуты.

А теперь меняемся карточками и проверяем друг друга.

- Так отличается ли современный театр от древнегреческого?

- Как вы думаете в чем было значение театра Афины?

(просвещал, воспитывал в гражданах честность, доброту, любовь к Родине. Зрители переживали сцены, учились жить, бороться, побеждать темные силы, жертвовать собой ради справедливости.

Театральные представления наряду с Олимпийскими играми были любимыми зрелищами эллинов)

-Так почему именно Греция стала родиной театра?

(демократическое устройство государства способствовало раскрытию творческого потенциала личности, ее свободному самовыражению в творчестве)

- Что такое демократия?

( демократия – власть народа)

Помните? При ком она зародилась? Когда?

- 594 году до н.э. когда знать и демос сообща избрали архонтом Солона.

 На следующем уроке мы с вами поговорим о дальнейшем развитии демократии при правлении Перикла.

Определяют ошибки, указанные в тексте и исправляют их

Работают в группах

совместно осуществляют проверку выполненной работы

Делают выводы

Объясняют, что демократическое устройство государства способствовало раскрытию творческого потенциала личности, ее свободному самовыражению в творчестве.

Коммуникативные

формулируют собственное мнение и позицию;

строят понятные для окружающих высказывания

Познавательные осуществляют анализ, сравнение, выбор правильного ответа делают выводы

Работа с текстом

Таблица, беседа по вопросам, работа с понятиями и личностями

  1. Подведение итога урока

Словесный. Сообщение учителя

Домашнее задание:  1 уровень -пересказ параграфа  39

2 уровень – ответить на вопросы к параграфу, повторить параграф 30, подготовить сообщение о Перикле.

3 уровень - Написать сочинение-рассказ от имени зрителя театральных представлений на тему «Один день в театре», используя  материал учебника пункты 3 и 4.

Рефлексия

на партах у вас лежат смайлики – своими смайликами оцените наш урок:

- понравился

- не очень

Воспринимают задание, уточняют

проводят рефлексию

Регулятивные:

принимают учебную задачу

Индивидуальные задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока с презентацией для 4 класса "Образ человека Древней Греции".

Тема: «Образ художественной культуры Древней Греции.                      ...

Разработка внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе: «Знаток истории Древней Греции»

Разработку внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе "Знаток истории Древней Греции" можно использовать при проведении итогового урока по истории античной Греции. здесь вы найдете в...

Разработка внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе: «Знаток истории Древней Греции».

Цель мероприятия:в игровой форме  между параллельными классами систематизировать и закрепить знания, полученные на уроках истории по культуре Древней Греции;продолжить формирование умений л...

Методическая разработка раздела «Древняя Греция» образовательной программы «История Древнего мира» 5 класс

   Данная работа представляет методическую разработку раздела «Древняя Греция» (22 ч.). Раздел входит в курс Всеобщей истории 5 класса, изучение которого решает ряд задач:...

Методическая разработка "Искусство Древней Греции. Керамика"

Конспект урока по теме "Искусство Древней Греции. Керамика."Детские работы....

Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции"

Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции" На уроке проводится проверка различных орфограмм,  работа с толковым словарем, знаком...

разработка игры Древняя Греция

материал можно использовать для игры на повторительно-обобщающем уроке в 5 классе тема Древняя Греция...