разработка урока "Культура Древней Греции"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Урок разработан в соответствии требований ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_kultura_dr_gr_2.docx | 45.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Культура Древней Греции: в афинском театре.
Педагогические цели | - Способствовать ознакомлению с зарождением театра в Древней Греции, формированию представлений о том, что театр для жителей Греции был самым массовым и любимым видом искусства; - Создать условия для раскрытия одной из задач театрального искусства – быть школой воспитания высоких гражданских чувств, пониманию того, что демократия способствует раскрытию творческого потенциала личности, ее свободному самовыражению в творчестве |
Тип и вид урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний/ урок-путешествие |
Планируемые результаты (предметные) | Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны. |
Личностные результаты | Проявление понимания и уважения к ценностям культур других народов; принятие правил делового сотрудничества: сравнение разных точек зрения; умение считаться с мнением другого человека; проявление терпения и доброжелательности в дискуссии, доверие к собеседнику. |
Метапредметные результаты | Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении.; Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией |
Основное содержание темы, понятия и термины | Происхождение театра и его устройство. Как происходили театральные представления. Великие поэты Греции: Софокл, Аристофан. Сатиры, театр, орхестра, скене, трагедия, комедия |
Образовательные ресурсы | Учебник: Всеобщая история. История древнего мира.5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая;Просвещение, 2014. Карта Древняя Греция. Учебная картина «В древнегреческом театре» Презентация Карточки |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урок | Формы методические приемы | Деятельность учителя | Характеристика основных видов деятельности учащихся | формирование УУД | Форма контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Фронтальная . Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Сегодня с нами в путешествие отправятся наши гости. Знакомство с гостями | Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место | быстрое включение в деловой ритм | |
| Фронтальная . Словесный. Беседа, работа с картой, иллюстрациями, лентой времени | - Историю какой страны мы изучаем? Покажите на карте - Покажите наиболее известные города, и чем они вам запомнились? - Перед вами контурная карта, отметьте, на ней город, по которому на предыдущих уроках мы начали свое путешествие? (Афины) -Что мы должны были доказать по ходу своего путешествия, помните? (Почему Афины – культурная столица Древней Греции» - Как называлась 1 станция (район Керамик) - Прибыв на 1 станцию, мы с вами узнали, что в Керамике изготавливали что? (чернофигурные и краснофигурные вазы), - Назовите которая из них пифос и амфора? Как узнали? пифосы – большие бочки для хранения зерна амфоры – сосуды с двумя ручками для вина и масла - наша 2 станция называлась? (Главная площадь Афины- Агора) - Что можете рассказать о ней? (каждый день посещали; - находились храм бога кузнеца Гефеста, здание Совет пятисот) - Наша 3 станция? – Акрополь -Что о ней можете сказать? -отовсюду виден холм - храм Парфенон - бронзовая статуя Афины, скульптор Фидий - храм богини Ники -Как изобразили ее греки и почему? (бескрылой, чтобы она не улетела после победы над персами) - Поработаем с лентой времени. Когда и в каких сражениях греки развеяли миф о непобедимости персидского царства? ( 490 г – Марафонская битва, 480 г – Саламинское сражение) -Какое сражение было раньше и на сколько лет? (Марафонское, на 10 лет) - Сколько лет прошло после Саламинского сражения? (480+2015=2495 - Остановились мы с вами в на какой станции? (Афинские школы и гимнасии) - Что здесь вам запомнилось? - 7 лет мальчики шли учиться в школу в сопровождении педагога - Кто такой педагог, назовите его обязанности? - в переводе сопровождающий ребенка, водил мальчика в школу, нес его письменные принадлежности, музыкальные инструменты, учил дома хорошим манерам, когда мальчик не слушался, то брался за розгу. -работа с изображением учебника стр.181.Как выглядит педагог? Почему педагог был старым? Педагог привел мальчика в школу, кто его там встречал?
- Как проходил урок в школе? Учитель плеткой из бычьего хвоста диктует «Невежда – самое дикое из существ на земле» писали на глиняных дощечках, натертых воском стилем, старшие ученики пользовались папирусом и тростниковым пером - Из какой страны доставлялись в Древнюю Грецию папирусы? (Из Египта) а тростниковое перо?( Индия) - Что мы можем из этого сказать? (Греция торговала с Египтом, Индией) - Чему учили в школах? ( читать, писать, считать, рисовать, игре на флейте и других музыкальных инструментах, петь хором, ребята учили поэмы Гомера наизусть) Какие поэмы Одиссея и Иллиада. - В сейчас в школе чему учат? - Что утверждали афиняне? (без любви к музыке нельзя стать настоящим человеком) Вы согласны с этим утверждением? - Кто такой настоящий человек сейчас? -Когда ученики не посещали школу? (каникул весной, в годовщины побед при Марафоне, Саламине, дни праздников, посвященных греческим богам. - Мы можем назвать эллинов патриотами Эллады? Да - Кто такой патриот – любит свою Родину и гордиться с историей своей страны. - А в этом году наша страна отмечает какой праздник? (70 летие Победы над фашисткой Германии) - И как для древних греков победа над персами и для нас это Победа над фашисткой Германией имеет большое значение)
- Что такое палестра? (Это школа – где мальчики с 12 лет занимались борьбой, бегом, прыжками, гимнастикой) - Чем прославились Мирон?Поликлет? (Мирон создал статую метателя диска, Поликлет – копьеносец - Почему стояли эти скульптуры в палестре? (Показывали какими должны выглядеть мальчики. Для этого необходимо – заниматься спортом) -А взрослые афиняне учились? И почему? (Да, желавшие продолжить занятия гимнастикой и пополнить свои знания, до старости посещали гимнасии, которые располагались за городом -Чему обучали взрослых? И почему? ( в гимнасиях обучали красноречию – умению отстаивать свое мнение при выступлении в Народном собрании и судах) | Показывают на карте Древнюю Грецию, Афины, Спарту Работают с контурной картой, выполняют задание 1 и 2 Перечисляют изобретения Греции Работа с изображениями находят отличия, объясняют значения терминов распознают архитектурные памятники, объясняют причины постройки статуи Ники бескрылой На ленте времени отмечают даты, сравнивают какое событие произошло раньше и на сколько лет Характеризуют афинскую школу, Объясняют понятие педагог работают с изображением в учебнике рассказывают о уроке в греческой школе по картине Показывают, что Греция установила торговые отношения с Египтом, Индией Показывают роль обучения в школе в воспитании настоящего человека. Акцентируют значение годовщин побед над персами Показывают значение 70 летия Победы в патриотическом воспитании Объясняют понятие палестра, роль героев Объясняют почему учились и взрослые афиняне. | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи Коммуникативные полно и точно выражают свои мысли; владеют монологической и диалогической формами речи; Личностные: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | Работа с картой, контурной картой, беседа, работа с картиной, терминологией, с лентой времени, хронологией, рассказ по картине, |
| Словесная. Постановка сценки из поэмы Антигона | - Постановка сценки Вам понравилось) (Да) Так давайте, стоя похлопаем нашим юным актерам - Как вы думаете, какую станцию мы с вами сегодня посетим? ( Театр) - А в театре какого полиса мы побываем? (Афины) Запишите, тему нашего урока: В афинском театре - вы были в театре? в каком? (Туймазинский драмтеатр) - Как вы думаете, что мы с вами сегодня на уроке должны выяснить? ( Афинский театр. Выявить отличия и схожесть современного и древнегреческого театра и значение театра в жизни греков и современных людей) - Сначала мы определим, что означает понятие театр по гречески? Театр – по гречески «место для зрелищ» - УЧИТЕЛЬ Мы до сих пор пользуемся изобретением древних греков – театром, хотя прошло уже две с половины тысячи лет. Давно уже нет древних греков, сменились эпохи, пали многие империи и государства, а театр существует до сих пор. – -Почему? ( Это изобретение древних греков пришлось человечеству по душе) | Смотрят отрывок из Антигоны, Физминутка работа в тетрадях – записывают тему рассказывают какие театры посещали
Ставят проблемную задачу урока Записывают значение термина театр слушают рассказ учителя | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформированную вместе с учителем Познавательные высказывают предположения Личностные: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | Беседа по вопросам, терминологией, работа в тетрадях, |
- Возникновение театра | Фронтальная. Словесныйпроблемный. Чтение учебника беседа. рассказ учителя | Прочитайте, пожалуйста, пункт первый 39 параграфа, страница 185. - Скажите где возник театр? (В Древней Грецией) - с чем связано его зарождение? (с праздниками в честь бога Диониса – покровителя виноделов) - Как проходили эти праздники? ( одевали шкуры животных, маски) - Это ряженые, а сейчас мы переодеваемся в ряженых по каким праздникам? ( Новый год) -УЧИТЕЛЬ. Ряженые подражали лесным богам – сатирам, ставили перед зрителями сценки из мифов о Диониса. Это были первые театральные представления. Шли годы, позже поэты стали сочинять для представлений пьесы, содержание которых уже не было связано с мифами о Дионисе. Строили театральные здания, которые появились почти во всех городах Греции. Театр в Афинах располагался на склоне Акрополя, вмещал 17 тысяч зрителей. В нашей стране самый Большой театр находится в Москве и он вмещает около 2 тысяч человек. | читают о возникновении театра, отвечают на вопросы учителя Слушают объяснение учителя | Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия с учебником Коммуникативные воспринимают рассказ учителя | Беседа по вопросам, работа с учебником |
Здание театра, актеры | Рассказ ученика. Объяснительно-иллюстративный, работа с картиной, презентацией | Откройте стр. 186, прочитайте абзацы 2,3,4 второго пункта, составьте схему – «Части афинского театра»:
Поработаем с иллюстрацией древнегреческого театра и определим его части - Учитель. Участниками театральных представлений были только мужчины, они выступали в особой обуви на толстой подошве - котурнах, чтобы казаться выше ростом. Актеры играли по несколько ролей в мужских и женских масках, в каждом спектакле. На сцене был хор, который исполнял песни друзей главного героя, но иногда хор исполнял песни лягушек, собак, даже плавающих облаков и актеры, но не более трех человек, главный актер – протагонист. Театральные представления устраивались лишь несколько раз в году, а не каждый день. Представления начинались с восходом солнца и прекращались с его заходом. Зрители занимали места, которые ближе к орхестре с ночи, с собой приносили еду, питье, ведь в театре они проводили целый день. Чтобы сделать посещение театра доступным даже беднейшим гражданам государство в Афинах выдавало деньги для покупки входных билетов. Они смотрели несколько представлений, после просмотра их зрители, избранные из публики в судьи, называли лучшую постановку, имена победителей. Т.о. Театральные представления наряду с Олимпийскими играми были любимыми зрелищами эллинов | Читают учебник. Записывают в тетрадях части театра Работают с иллюстрацией, называют его части Слушают рассказ учителя, показ масок работают с понятием протагонист | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи, представляют информацию на основе сообщений Коммуникативные воспринимают рассказ учителя | Определение части здания театра по рисунку |
На представлении трагедии и комедии | Словесный Работа с текстом. Составление схемы | - Откройте страницу 187, прочитайте 1 абзац. Попробуем составить схему «Виды представлений». В греческом театре было два главных вида представлений или жанра: трагедия и комедия Составление схемы и сравнение по самостоятельно определенным критериям Виды представлений трагедия комедия -герои мифов - герои мифов, - веселые - подвиги, современники страдания, зрителей их гибель Мы знаем, что актеры выступали в чем? в масках Определите маску какая использовалась при трагедии и комедии - жалко, плакать - смеются, весело охота - Перед нами выступали юные актеры с постановкой отрывка из произведения Софокла «Антигона» Как вы думаете каком жанру его можно отнести? «Антигоны» и «Птицы» - Софокл «Антигона» -Аристофан «Птицы» | Читают абзац, составляют схему, выражают свое настроение Различают комедию и трагедию Сравнивают маски делают выводы | Познавательные: представляют информацию на основе схем | Беседа по вопросам, работа с учебником, составление схемы, |
| Работа с документом | Новый вид работы. -Работа над текстом с ошибками. Время 2-3 минуты. Каждый читает одно предложение и находит ошибку или нет. (Ошибки 1. Посейдон 2 2 части театра 3 – иностранцы, 4) – 1 спектакль 5) – ходить можно целый месяц 6) актрисам 7) билеты при входе» Напомните мне, пожалуйста, что мы должны были доказать сегодня? ( Выявить отличия и схожесть современного и древнегреческого театра) А теперь поработаем в парах –. напоминаю алгоритм работы: перед вами таблица и с вопросами, вы должны написать только номера, относящиеся соответственно древнегреческому и современному театру. 2-3 минуты. А теперь меняемся карточками и проверяем друг друга. - Так отличается ли современный театр от древнегреческого? - Как вы думаете в чем было значение театра Афины? (просвещал, воспитывал в гражданах честность, доброту, любовь к Родине. Зрители переживали сцены, учились жить, бороться, побеждать темные силы, жертвовать собой ради справедливости. Театральные представления наряду с Олимпийскими играми были любимыми зрелищами эллинов) -Так почему именно Греция стала родиной театра? (демократическое устройство государства способствовало раскрытию творческого потенциала личности, ее свободному самовыражению в творчестве) - Что такое демократия? ( демократия – власть народа) Помните? При ком она зародилась? Когда? - 594 году до н.э. когда знать и демос сообща избрали архонтом Солона. На следующем уроке мы с вами поговорим о дальнейшем развитии демократии при правлении Перикла. | Определяют ошибки, указанные в тексте и исправляют их Работают в группах совместно осуществляют проверку выполненной работы Делают выводы Объясняют, что демократическое устройство государства способствовало раскрытию творческого потенциала личности, ее свободному самовыражению в творчестве. | Коммуникативные формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для окружающих высказывания Познавательные осуществляют анализ, сравнение, выбор правильного ответа делают выводы | Работа с текстом Таблица, беседа по вопросам, работа с понятиями и личностями |
| Словесный. Сообщение учителя | Домашнее задание: 1 уровень -пересказ параграфа 39 2 уровень – ответить на вопросы к параграфу, повторить параграф 30, подготовить сообщение о Перикле. 3 уровень - Написать сочинение-рассказ от имени зрителя театральных представлений на тему «Один день в театре», используя материал учебника пункты 3 и 4. Рефлексия на партах у вас лежат смайлики – своими смайликами оцените наш урок: - понравился - не очень | Воспринимают задание, уточняют проводят рефлексию | Регулятивные: принимают учебную задачу | Индивидуальные задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока с презентацией для 4 класса "Образ человека Древней Греции".
Тема: «Образ художественной культуры Древней Греции. ...
Разработка внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе: «Знаток истории Древней Греции»
Разработку внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе "Знаток истории Древней Греции" можно использовать при проведении итогового урока по истории античной Греции. здесь вы найдете в...
Разработка внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе: «Знаток истории Древней Греции».
Цель мероприятия:в игровой форме между параллельными классами систематизировать и закрепить знания, полученные на уроках истории по культуре Древней Греции;продолжить формирование умений л...
Методическая разработка раздела «Древняя Греция» образовательной программы «История Древнего мира» 5 класс
Данная работа представляет методическую разработку раздела «Древняя Греция» (22 ч.). Раздел входит в курс Всеобщей истории 5 класса, изучение которого решает ряд задач:...
Методическая разработка "Искусство Древней Греции. Керамика"
Конспект урока по теме "Искусство Древней Греции. Керамика."Детские работы....
Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции"
Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции" На уроке проводится проверка различных орфограмм, работа с толковым словарем, знаком...
разработка игры Древняя Греция
материал можно использовать для игры на повторительно-обобщающем уроке в 5 классе тема Древняя Греция...