Технологическая карта урока по теме "Начало Реформации в Европе"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Технологическая карта урока в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_nachalo_reformatsii_v_evrope.docx | 69.22 КБ |
prezentatsiya_nachalo_reformatsii_v_evrope.pptx | 2.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока истории
Класс: 7 класс
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Тема: «Начало Реформации в Европе»
Цель урока: формирование представлений о начале Реформации.
Задачи урока:
Образовательные
дать представление о процессе Реформации в Европе и его причинах;
рассмотреть личность Мартина Лютера и его роль в Реформации, рассмотреть основные положения его учения;
познакомиться с Крестьянской войной в Германии в 1524-1525 гг. и ее последствиях;
дать характеристику лютеранской церкви.
Развивающие:
развитие аналитического мышления, умения рассуждать, сравнивать и систематизировать свои знания;
развитие умения работать с учебником, правильно делать выводы;
развитие внимания;
формирование познавательных УУД:
работать с таблицей, картой, текстовым и историческим источниками,
устанавливать причинно-следственные связи, уметь выстраивать последовательность событий;
развитие умения извлекать необходимую информацию, готовить сообщение на основе источников разных видов;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
формирование личностных УУД
уметь высказывать свою оценку событий и поступков людей с моральной точки зрения;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
развитие умения вести диалог на основе равноправных отношений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения определять свои возможности при выполнении дифференцированного домашнего задания.
формирование регулятивных УУД:
развитие умения высказывать предположения;
развитие умения формулировать тему и проблему урока, искать пути её решения;
развитие умения работы в группах, парах;
развитие умения соотносить цели и результаты своей деятельности.
Воспитательные:
воспитание толерантного отношения к представителям различных конфессий;
воспитание готовности отстаивать свои взгляды на примере жизни Мартина Лютера и Томаса Мюнцера;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в группах, парах: развитие уважения друг к другу;
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения, строить монологические высказывания в соответствии с грамматическими нормами
Планируемые результаты
Предметные:
научатся раскрывать значение понятий Реформация, протестантизм, лютеранство;
рассказывать о деятелях Реформации; характеризовать основные положения протестантского учения, объяснять, что оно меняло в сознании и жизни людей; излагать основные события и итоги религиозной войны в Германии;
Метапредметные результаты: умения проводить поиск информации о причинах и последствиях Реформации в Европе, умения работать с текстом учебника; умения строить монологическое высказывание, работать в парах.
Личностные результаты: умение определять и объяснять свое отношение к Реформации в Европе.
Методы и формы обучения: метод - поисковый, формы - индивидуальная, фронтальная, групповая работа
Ресурсы:
Информационные (УМК):
Программа: Вигасин, А.А., Годер Г.И., Шевченко Н.И., Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М., Сороко-Цюпа А.О., Стрелова О.Ю. / Всеобщая
история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина - А.О. Сороко-Цюпа. 5-9 классы. - Просвещение, 2014.
Учебник: Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. 7 класс: учеб. для
общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2016.
Технические:
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку;
раздаточный материал (таблица к приему «Создай паспорт»)
Структура урока:
- Организационный этап.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной цели. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Первичное усвоение новых знаний.
- Первичное закрепление знаний.
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
- Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок
Ход урока
Этап урока, цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
1.Организационный момент. Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. (1 мин.) | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Добрый день! Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами очень дружно и активно поработаем. Точнее, в этом я даже не сомневаюсь. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют свою готовность к уроку. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные (самоопределение) коммуникативные ( учебное сотрудничество с учителем и сверстниками) |
2.Актуализация знаний Цель: актуализация личного опыта и опорных знаний обучающихся, умение использовать их на практике. (3 мин.)
| На рубеже XV-XVI вв. мир вступает в эпоху, получившую название «новое время». В это время происходят изменения в разных сферах жизни общества. Включает весь класс в деятельность, организовав выполнение задания, тем самым актуализируя опорные знания обучающихся. • Какие важные изменения происходили в мире в изучаемый период? Выберите из приведенных явлений те, что относятся к новому времени. Натуральное хозяйство, научная картина мира, расслоение крестьянства, появление мануфактур, рост городов, интерес к окружающему миру, развитие мировой торговли, интерес к земной жизни, сословное деление общества, религиозная картина мира, гуманизм, дух предпринимательства. (слайд 2) • Какое место отведено человеку в Новое время? • Вспомните, какую роль играла церковь в средние века? Как изменилось отношение людей к церкви, к религии?
| Учащиеся слушают. Коллективная работа. Вспоминают черты нового времени, делают выбор, аргументируют. Учащиеся отвечают на вопросы, по мере необходимости дополняют и уточняют озвученные ответы. | Принцип деятельности. УУД: познавательные (логические действия), регулятивные ( принятие и сохранение учебной задачи). коммуникативные (учебное сотрудничество с учителем и сверстниками), личностные (адекватное понимание причин успеха) Принцип целостности. УУД: познавательные (осознанное построение речевого высказывания), регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование), личностные (мотивация) регулятивные (целеполагание) |
3. Постановка учебной цели. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: обеспечение развития умения ставить цель и планировать свою деятельность. (5 мин.) | Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися. Чтение фрагмента произведения Р. Штильмарка "Наследник из Калькутты" (Приложение 1) Попробуйте найти ключевое слово, отражающие процессы, происходящие в Европе, и сформулируйте тему урока". Предполагается, что дети назовут понятие "реформа". По словам Н.А. Бердяева, если ПЕРВАЯ начинается на юге, то ВТОРАЯ – на севере. Если ПЕРВОЕ – дитя народов романских, то ВТОРАЯ – германских. В истории ПЕРВОЕ наблюдалось неоднократно. ВТОРАЯ же, будучи уникальной, имела, правда, своего антипода, воплотившегося, например, в неком ордене. Назовите и ПЕРВОЕ, и ВТОРОЕ.(слайд 3) Запишите число и тему урока. Итак, тема нашего урока «Начало Реформации». (слайд 4) Эта тема рассчитана на несколько уроков. «Что можно было бы узнать об этом периоде?» (слайд 5) | Учащиеся слушают фрагмент, обсуждают, приходят к пониманию изменений Обучающиеся высказывают предположения о теме урока, обсуждают их с одноклассниками, выводят термин «реформа» Учащиеся называют понятие «Возрождение», подготовленные ученики могут назвать термин «Реформация» Записывают тему урока, формулируют цели урока и задачи Ученики составляют план изучения темы. Семиклассники смогут назвать такие пункты плана как: • Участники Реформации; • Кто стал инициатором Реформации; • Основные события Реформации; • Итоги Реформации и т.д. | Принцип деятельности УУД: познавательные (логические действия); регулятивные (целеполагание, планирование сотрудничества, принятие и сохранение учебной задачи); личностные (настрой на работу) коммуникативные (учебное сотрудничество с учителем и сверстниками) |
4. Первичное усвоение новых знаний. Цель: дать представление о процессе Реформации в Европе и его причинах, основных идеях М. Лютера, результатах Реформации в Германии; обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися изучаемого материала. (21 мин.) | 1. Понятия Реформация, реформа, революция. Понятие Реформация происходит от слова реформа – переустройство, преобразование. Реформация – это движение за переустройство католической церкви. Революция – коренной переворот, перелом в жизни людей. Революция может быть в сфере общественных отношений, техники, культуры, науки, сфере сознания. Реформация – революция в сфере сознания. Реформация – движение за переустройство церкви. 2. Причины Реформации. В XVI веке католическая церковь переживала кризис. У людей происходит обмирщение сознания, т.е. люди стали думать не только о божественном и загробном мире, мысли человека обратились и к земной, мирской жизни, в человеке проснулась жажда познания, активной деятельности. Менялся мир, менялся человек, а католическая церковь оставалась той же и прежняя церковь уже не удовлетворяла верующих, люди ждали и хотели большего. Католической церкви было все сложнее сохранить свое влияние на души и умы верующих.
Учащимся предлагается вообразить себя представителями одной из групп населения. В результате в обществе стали распространяться различные религиозные течения, где основной акцент делался на внутреннее индивидуальное устремление человека к Богу. (слайд 8) В обстановке всеобщего недовольства нужен был лишь толчок, чтобы началась открытая борьба. Эти толчком стала торговля индульгенциями.
3. Начало Реформации. В 1517 году против продажи индульгенций выступил ученый монах Мартин Лютер. На дверях университетской церкви Мартин Лютер вывесил обращение к верующим, ученым и духовенству - «95 тезисов». (слайд 9) Основные идеи Мартина Лютера: - Осуждение продажи индульгенции - Отрицание роли церкви как посредника между человеком и богом. Священники нужны только для того, что бы объяснять верующим Священное писание. - Человек сам несет ответственность за свои поступки и обеспечивает спасение своей души верой в Бога. - Требование дешевизны церкви, отказа церкви от владения землями и большим имуществом. Отрицание монашества. - Подчинение церкви не Папе Римскому, а светским владыкам. (слайд 10) 4. Крестьянская война. Борьба за Реформацию ширилась. Вождем народной Реформации стал священник Томас Мюнцер. Основные идеи Томаса Мюнцера: - Поддержка взглядов Мартина Лютера - Необходимость свержения власти светских господ над крестьянами - Установление «царства Божьего», где все будет общим и все будут равны. (слайд 11) Города и деревни заволновались. Население изгоняло католических священников и закрывало церкви. В 1524 -1525 гг. в Германии вспыхнула Крестьянская война. 5. Распространение Реформации. Задание группам: 1) Княжеская Реформация. Какие действия предпринимали князья? Что означает «умеренная» Реформация? 2) Религиозные войны. Какие войны называются религиозными? Кто такие протестанты? Религиозные войны – Протестант - 3) Аугсбургский мир. Между кем и когда он был заключен? Каковы его основные положения? (слайд 12) 1555 г. – Аугсбургский мир. (слайды 14, 15) 6. Лютеранская церковь. В результате Реформации появилась протестантская церковь. В Германии это лютеранская церковь. Глава церкви - князь. Проповедники – пасторы – находились на государственной службе. Пышные церковные обряды были отменены. Из церквей убрали скульптуры, упразднили поклонение иконам и святым мощам. Церковь стала дешевой. (слайд 16) | Учащиеся участвуют в беседе, записывают в тетрадь определение. Учащиеся заполняют таблицу. Они сравнивают цели, записывая общие и различие. Анализируют правильность ответов в тетради с ответами в презентации. (слайд 7) Осуществляют самопроверку. Учащиеся называют причину: развитие рыночных отношений Учащийся выступает с краткой биографической справкой о М. Лютере (прием «Создай паспорт») Учащиеся записывают в тетрадь дату начала Реформации. Работа учащихся с текстом параграфа (с.103-104) и текстом документа (с.106-107). Они осуществляют чтение текста, выбор основных идей Участвуют в диалоге, дают устные ответы. Учащийся выступает с краткой биографической справкой о Т. Мюнцере (прием «Создай паспорт») Учащиеся слушают, участвуют в диалоге Учащиеся записывают дату. Работа учащихся по группам. Учащиеся участвуют в обсуждении, дополняют ответы. Записывают в тетрадь определения: религиозные войны, протестанты, дату Аугсбургского мира. (слайд 13) Учащиеся работают с текстом учебника (с.105), выписывают в тетрадь черты лютеранской церкви. Осуществляют самопроверку. | Принцип деятельности. УУД: Познавательные (осознание практической значимости материала и поиск решения, логические действия, осознанное построение речевого высказывания, постановка и решение проблемы, выполнение действий по алгоритму) коммуникативные работа в группах, общение с партнером, координирование, рефлексия своих действий личностные (задания творческого характера, адекватное понимание причин успеха или неуспеха, мотивация, регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, пошаговый контроль по результату, самоконтроль, коррекция, планирование сотрудничества |
5. Первичное закрепление. Цель: актуализация личного опыта и опорных знаний обучающихся, умение использовать их на практике (5 мин.) | Учитель использует прием «Верно – неверно». А. На развитие Реформации в Германии повлияло учение Томаса Мюнцера. Б. Поводом к Реформации в Германии послужила продажа индульгенций. В. В 1517 году Мартин Лютер вывесил на дверях церкви «95 тезисов». Г. Лютер, как и Ян Гус, был сожжен на костре. Д. В Германии Реформация была народная и княжеская. Е. Войны между католиками и протестантами получили название революционные. Ж. Главой лютеранской церкви был пастор. (слайд 17) Письменная работа учащихся: Составьте предложения с понятиями: Реформация, протестанты, лютеранская церковь. | Учащиеся комментируют суждения, определяя неверные, внося в них исправления. Учащиеся записывают предложения в тетрадь, работают самостоятельно. Осуществляют взаимопроверку в парах. | |
6. Рефлексия деятельности. Цель: обобщить, сделать выводы, самооценка. (3 мин.) | Организует рефлексию, вернувшись к условному делению учеников в классе по рядам на «сословия» Прием «Телеграмма» | Учащиеся составляют текст от имени князя, горожанина или крестьянина, в котором выражают отношение к Реформации | УУД: Личностные (самоопределение, самооценка ) коммуникативные (учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками) Регулятивные (контроль и оценка результатов деятельности, коррекция) |
7.Домашнее задание. Цель: обеспечение развития умения планировать свою деятельность. (2 мин.) | Организует планирование деятельности по выполнению дифференцированного домашнего задания (слайд 18). Письменно по уровням: базовый – п. 11, вопросы 2,3,4 повышенный - составить таблицу «Последствия Реформации» (положительные и отрицательные) высокий – написать сочинение-рассуждение «Почему М. Лютера считают отцом Реформации?» | Слушают домашнее задание, выбирают уровень сложности для себя. Записывают задания в дневники. | УУД: регулятивные (планирование самоконтроля по результату, самооценка ) личностные (адекватное понимание причин успеха) коммуникативные (общение с партнером) |
Приложение 1
Штильмарк Р. Наследник из Калькутты (фрагмент)
Мир стал шире. Горизонты его раздвинулись. Свежие ветры развеяли в океанских волнах след каравелл Магеллана, а вместе стем они развеивали и старые предрассудки, созданные церковью вумах человеческих.
У доброй паствы Христовой стали меняться представления о форме Земли, ее размерах, положении в пространстве. Рушились тысячелетние схоластические догматы отцов церкви. Разум, мужая, готовился сбросить вериги мракобесия.
Уже гремели памфлеты Эразмуса из Роттердама. Голос Ульриха ван Гуттена звал умы к просвещению. Англичанин Томас Мор потряс умы первой книгой о коммунистическом устройстве общества. Белый листок с девяноста пятью тезисами, прибитый ночью к стене Виттенбергского собора монахом Мартином Лютером, положил начало
"величайшей ереси, именуемой реформацией", расколовшей всю паству овец Христовых. Эти греховные овцы, по наущению еретиков, воспротивились стрижке в пользу ватиканского трона. Они разуверились в непогрешимости папы и тонули в сквернах порока, не оплачивая больше папских индульгенций.
Свежие ветры превращались в шторм, перехватывающий дыхание, и волны крестьянских мятежей заливали площади городов. Замки пылали… И напрасно инквизиторы – ученики Торквемады, - укрыв лица черными балахонами, терзали в подземельях тысячи «инакомыслящих»; напрасно пылали костры, чтобы «кротко и без пролития крови» очищать землю от еретиков, человеческий разум и человеческий гений шли на приступ церковных твердынь.
Приложение 2
«Создай паспорт»
Годы жизни | |
Место рождения/ место жительства | |
Образование | |
Род деятельности | |
Основные идеи, взгляды | |
Достижения/ заслуги |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выберите из приведенных явлений те, что относятся к новому времени. Натуральное хозяйство Научная картина мира Расслоение крестьянства Появление мануфактур Рост городов Интерес к окружающему миру Интерес к земной жизни Развитие мировой торговли Сословное деление общества Религиозная картина мира гуманизм
Задача-загадка По словам Н.А. Бердяева, если ПЕРВАЯ начинается на юге, то ВТОРАЯ – на севере. Если ПЕРВОЕ – дитя народов романских, то ВТОРАЯ – германских. В истории ПЕРВОЕ наблюдалось неоднократно. ВТОРАЯ же, будучи уникальной, имела, правда, своего антипода, воплотившегося, например, в неком ордене. Назовите и ПЕРВОЕ, и ВТОРОЕ.
Начало Реформации в Европе
План изучения Понятие «Реформация». Причины Реформации. Начало Реформации. Основные идеи М. Лютера. Крестьянская война в Германии. Княжеская Реформация. Религиозные войны в Германии. Аугсбургский мир. Черты лютеранской церкви.
Причины недовольства католической церковью Возмущение образом жизни духовенства, его роскошью и развлечениями. Недовольство обязанностью платить церковную десятину. Продажа духовных должностей и получение взяток. Продажа индульгенций. Вмешательство духовенства в светские дела. Стремление получить часть церковных земель. Недовольство поборами монастырей, расположенными в городской округе. Недовольство увеличением церковных владений. Огромные поборы.
Причины недовольства католической церковью Слой населения Князья, феодалы Горожане Крестьяне Общее Возмущение образом жизни духовенства, его роскошью и развлечениями. Недовольство обязанностью платить церковную десятину. Продажа духовных должностей и получение взяток. Продажа индульгенций. Особенное Вмешательство духовенства в дела князей. Стремление получить часть церковных земель. 1. Недовольство поборами монастырей, расположенных в городской округе. Недовольство увеличением церковных владений. Огромные поборы.
Причины Реформации Обмирщение сознания Противоречия между тем, что проповедовали священники, и тем, что совершали Неудовлетворенность прежней церковью толкало людей на поиск более простой и искренней
«На этом я стою. И не могу иначе. Бог поможет мне. Аминь». Мартин Лютер
Основные идеи М. Лютера Осуждение продажи индульгенции. Отрицание роли церкви как посредника между человеком и богом. Священники нужны только для того, что бы объяснять верующим Священное писание. Человек сам несет ответственность за свои поступки и обеспечивает спасение своей души верой в Бога. Требование дешевизны церкви, отказа церкви от владения землями и большим имуществом. Отрицание монашества. Подчинение церкви не Папе Римскому, а светским владыкам.
Томас Мюнцер - Поддержка взглядов Мартина Лютера - Необходимость свержения власти светских господ над крестьянами - Установление «царства Божьего», где все будет общим и все будут равны.
Ответьте на вопросы Княжеская Реформация Религиозные войны Аугсбургский мир Какие действия предпринимали князья? Что означает «умеренная» Реформация? Какие войны называются религиозными? Кто такие протестанты? Между кем и когда он был заключен? Каковы его основные положения?
Нужно запомнить Протестант – сторонник реформации церкви Религиозные войны – войны между католиками и протестантами
Карл V 1555 г. «Чья страна, того и вера» Аугсбургский мир
Распространение Реформации
Протестантская (лютеранская церковь) Глава церкви - князь. Проповедники – пасторы – находились на государственной службе. Пышные церковные обряды были отменены. Из церквей убрали скульптуры, упразднили поклонение иконам и святым мощам. Церковь стала дешевой.
«Верно» - «неверно» На развитие Реформации в Германии повлияло учение Томаса Мюнцера. Поводом к Реформации в Германии послужила продажа индульгенций. В 1517 году Мартин Лютер вывесил на дверях церкви «95 тезисов». Мартин Лютер , как и Ян Гус, был сожжен на костре. В Германии Реформация была народная и княжеская. Войны между католиками и протестантами получили название революционные. Главой лютеранской церкви был пастор.
Домашнее задание базовый уровень – п. 11 , вопросы 2,3,4 повышенный уровень - составить таблицу «Последствия Реформации» (положительные и отрицательные) в ысокий уровень – написать сочинение-рассуждение «Почему М. Лютера считают отцом Реформации?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему:Реформация в Европе
Данный материал включает в себя разработку урока и презентацию к уроку ,также приложением является тест,который можно дать ,как проверка домашнего задания на следущий урок....
презентация к урокам по теме"Реформация в Европе". курс истории нового времени 7 класс
в данной презентации рассматриваются причины появления революции в умах людей-Реформации, рассматриваются особенности этого процесса в Германии, Щвейцарии,Франции и Англии. Указаны основные персоналии...
Технологическая карта урока по географии 7 класс, по теме страны Северной Европы
Урок географии по теме Фенноскандия (Северная Европа)....
Технологическая карта урока по технологии развивающего обучения. Урок истории для 9 класса по теме: «Европа за железным занавесом».
Технологическая карта урока....
Технологическая карта урока "Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе"
История 7 класс...
Технологическая карта урока истории по теме «Начало Реформации в Европе»
Данный урок направлен на формирование у обучающихся представления о истории Реформации в Европе, мировоззрении....