Технологическая карта урока по теме "Начало Реформации в Европе"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Технологическая карта урока в 7 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории

               

Класс: 7 класс

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Тема: «Начало Реформации в Европе»

Цель урока: формирование представлений о начале Реформации.

Задачи урока:

Образовательные

            дать представление о процессе Реформации в Европе и его причинах;

            рассмотреть личность Мартина Лютера и его роль в Реформации, рассмотреть основные положения его учения;

            познакомиться с Крестьянской войной в Германии в 1524-1525 гг. и ее последствиях;

            дать характеристику лютеранской церкви.

Развивающие:

развитие аналитического  мышления, умения рассуждать, сравнивать и систематизировать свои знания;

развитие умения работать с учебником, правильно делать выводы;

развитие внимания;

формирование познавательных УУД:

работать с таблицей, картой, текстовым и историческим источниками,  

устанавливать причинно-следственные связи, уметь выстраивать последовательность событий;

развитие умения извлекать необходимую  информацию, готовить сообщение на основе источников разных видов;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

формирование личностных УУД

уметь высказывать свою оценку событий и поступков людей с моральной точки   зрения;  

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

развитие умения вести диалог на основе равноправных отношений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения определять свои возможности при выполнении дифференцированного домашнего задания.

формирование регулятивных УУД:

развитие умения высказывать предположения;  

развитие умения формулировать тему и проблему урока, искать пути её решения;

развитие умения  работы в группах, парах;

развитие умения соотносить цели и результаты своей деятельности.

Воспитательные:

воспитание толерантного отношения к представителям различных конфессий;

воспитание  готовности отстаивать свои взгляды на примере жизни Мартина Лютера и Томаса Мюнцера;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в  группах, парах: развитие уважения друг к другу;

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения, строить монологические высказывания в соответствии с грамматическими нормами

Планируемые результаты

Предметные:

 научатся раскрывать значение понятий Реформация, протестантизм, лютеранство;

 рассказывать о  деятелях  Реформации; характеризовать основные положения протестантского учения, объяснять, что оно меняло в сознании и жизни людей;  излагать основные события и итоги религиозной войны в Германии;                                                                                                                                                                                                                                  

Метапредметные результаты: умения проводить поиск информации о причинах и последствиях Реформации в Европе, умения работать с текстом учебника; умения строить монологическое высказывание, работать в парах.

Личностные результаты: умение определять и объяснять свое отношение к Реформации в Европе.

Методы и формы обучения: метод - поисковый, формы - индивидуальная, фронтальная, групповая работа

Ресурсы:

Информационные (УМК):

         Программа: Вигасин, А.А., Годер Г.И., Шевченко Н.И., Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М., Сороко-Цюпа А.О., Стрелова О.Ю. / Всеобщая

         история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина - А.О. Сороко-Цюпа. 5-9 классы. - Просвещение, 2014.

         Учебник: Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. 7 класс: учеб. для    

         общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2016.

Технические:

ПК;

мультимедийный проектор;

мультимедийная презентация к уроку;

раздаточный материал (таблица к приему «Создай паспорт»)

Структура урока:        

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной цели. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  4. Первичное усвоение новых знаний.
  5. Первичное закрепление знаний.
  6. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  7. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Ход урока

Этап урока,

цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1.Организационный момент.

Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

(1 мин.)

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Добрый день!

Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами очень дружно и активно поработаем. Точнее, в этом я даже не сомневаюсь.            

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют свою готовность к уроку.

Принцип психологической комфортности.

УУД:

личностные (самоопределение)

коммуникативные

( учебное сотрудничество с учителем и сверстниками)

2.Актуализация знаний

Цель:

актуализация личного опыта и опорных знаний обучающихся, умение использовать их на практике.

(3 мин.)

 

  На рубеже XV-XVI вв. мир вступает в эпоху, получившую название «новое время». В это время происходят изменения в разных сферах жизни общества.

Включает весь класс в деятельность, организовав выполнение задания, тем самым актуализируя опорные знания обучающихся.

• Какие важные изменения происходили в мире в изучаемый период? Выберите из приведенных явлений те, что относятся к новому времени.

Натуральное хозяйство, научная картина мира, расслоение крестьянства, появление мануфактур, рост городов, интерес к окружающему миру, развитие мировой торговли, интерес к земной жизни, сословное деление общества, религиозная картина мира, гуманизм, дух предпринимательства. (слайд 2)

•        Какое место отведено человеку в Новое время?

•        Вспомните, какую роль играла церковь в средние века? Как изменилось отношение людей к церкви, к религии?

                             

Учащиеся слушают.

Коллективная работа.

Вспоминают черты нового времени, делают выбор, аргументируют.

Учащиеся отвечают на вопросы, по мере необходимости дополняют и уточняют озвученные ответы.

Принцип деятельности.

УУД: познавательные (логические действия),

регулятивные

( принятие и сохранение учебной задачи).

коммуникативные

(учебное сотрудничество с учителем и сверстниками), личностные (адекватное понимание причин успеха)

Принцип целостности.

УУД: познавательные (осознанное построение речевого высказывания), регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование), личностные  (мотивация)

регулятивные  (целеполагание)

3. Постановка    учебной цели. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: обеспечение развития умения ставить цель и планировать свою деятельность.

(5 мин.)

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

Чтение фрагмента произведения Р. Штильмарка "Наследник из Калькутты" (Приложение 1)

Попробуйте найти ключевое слово, отражающие процессы, происходящие в Европе, и сформулируйте тему урока". Предполагается, что дети назовут понятие "реформа".

По словам Н.А. Бердяева, если ПЕРВАЯ начинается на юге, то ВТОРАЯ – на севере. Если ПЕРВОЕ – дитя народов романских, то ВТОРАЯ – германских. В истории ПЕРВОЕ наблюдалось неоднократно. ВТОРАЯ же, будучи уникальной, имела, правда, своего антипода, воплотившегося, например, в неком ордене. Назовите и ПЕРВОЕ, и ВТОРОЕ.(слайд 3)

Запишите число и тему урока.

Итак, тема нашего урока «Начало Реформации». (слайд 4)

Эта тема рассчитана на несколько уроков. «Что можно было бы узнать об этом периоде?» (слайд 5)

Учащиеся слушают фрагмент, обсуждают, приходят к пониманию изменений

Обучающиеся высказывают предположения о теме  урока, обсуждают их с одноклассниками, выводят термин «реформа»

Учащиеся называют понятие «Возрождение», подготовленные ученики могут назвать термин «Реформация»

Записывают тему урока,

формулируют цели урока и задачи

Ученики составляют план изучения темы. Семиклассники смогут назвать такие пункты плана как:

•        Участники Реформации;

•        Кто стал инициатором Реформации;

•        Основные события Реформации;

•        Итоги Реформации и т.д.

Принцип деятельности

УУД: познавательные (логические действия);

регулятивные (целеполагание, планирование сотрудничества, принятие и сохранение учебной задачи);

личностные (настрой на работу)

коммуникативные (учебное сотрудничество с учителем и сверстниками)

4. Первичное усвоение новых знаний.

Цель: дать представление о процессе Реформации в Европе и его причинах, основных идеях М. Лютера, результатах Реформации в Германии; обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися изучаемого материала.

(21 мин.)

1.        Понятия Реформация, реформа, революция.

Понятие Реформация происходит от слова реформа – переустройство, преобразование. Реформация – это движение за переустройство католической церкви.

Революция – коренной переворот, перелом в жизни людей.

Революция может быть в сфере общественных отношений, техники, культуры, науки, сфере сознания. Реформация – революция в сфере сознания.

Реформация – движение за переустройство церкви.    

2.        Причины Реформации.

В XVI веке католическая церковь переживала кризис. У людей происходит обмирщение сознания, т.е. люди стали думать не только о божественном и загробном  мире, мысли человека обратились и к земной, мирской жизни, в человеке проснулась жажда познания, активной деятельности. Менялся мир, менялся человек, а католическая церковь оставалась той же и прежняя церковь уже не удовлетворяла верующих, люди ждали и хотели большего. Католической церкви было все сложнее сохранить свое влияние на души и умы верующих.

  • Чем не устраивает людей католическая церковь? Выберите из предложенного списка причины недовольства князей, горожан, крестьян? (слайд 6)

Учащимся предлагается вообразить себя представителями одной из групп населения.

В результате в обществе стали распространяться различные религиозные течения, где основной акцент делался на внутреннее индивидуальное устремление  человека к Богу. (слайд 8)

В обстановке всеобщего недовольства нужен был лишь  толчок, чтобы началась открытая борьба. Эти толчком стала  торговля индульгенциями.

  • С чем было связано оживление торговли индульгенциями?

3.        Начало Реформации.

В 1517 году против продажи индульгенций выступил ученый  монах Мартин Лютер.

На дверях университетской церкви Мартин Лютер вывесил   обращение к верующим, ученым и духовенству - «95 тезисов». (слайд 9)

Основные идеи Мартина Лютера:

- Осуждение продажи индульгенции

 - Отрицание роли церкви как посредника между человеком и богом. Священники нужны только для того, что бы объяснять верующим Священное писание.

 - Человек сам несет ответственность за свои поступки и обеспечивает спасение своей души верой в Бога.

 - Требование дешевизны церкви, отказа церкви от владения землями и большим имуществом. Отрицание монашества.

 - Подчинение церкви не Папе Римскому, а светским владыкам. (слайд 10)

4. Крестьянская война.

Борьба за Реформацию ширилась. Вождем народной Реформации стал священник Томас Мюнцер.

Основные идеи Томаса Мюнцера:

 - Поддержка взглядов Мартина Лютера

 - Необходимость свержения власти светских господ над крестьянами

 - Установление «царства Божьего», где все будет общим и все будут равны. (слайд 11)

Города и деревни заволновались. Население изгоняло католических священников и закрывало церкви.

 В 1524 -1525 гг. в Германии вспыхнула Крестьянская война.

5. Распространение Реформации.

Задание группам:

1)        Княжеская Реформация.

Какие действия предпринимали князья? Что означает «умеренная» Реформация?

2)        Религиозные войны.

Какие войны называются религиозными? Кто такие протестанты?

Религиозные войны –

Протестант -

3)        Аугсбургский мир.

Между кем и когда он был заключен? Каковы его основные положения? (слайд 12)

1555 г. – Аугсбургский мир.

(слайды 14, 15)

6. Лютеранская церковь.

В результате Реформации появилась протестантская церковь. В Германии это лютеранская церковь.

Глава церкви  -  князь.

Проповедники – пасторы – находились на государственной службе.

Пышные церковные обряды были отменены.

Из церквей убрали скульптуры, упразднили поклонение иконам и святым мощам.

Церковь стала дешевой.   (слайд 16)

Учащиеся участвуют в беседе, записывают в тетрадь определение.

Учащиеся заполняют таблицу.

Они сравнивают цели, записывая общие и различие.

Анализируют правильность ответов в тетради с ответами в презентации.

(слайд 7)

Осуществляют самопроверку.

Учащиеся называют причину: развитие рыночных отношений

Учащийся выступает с краткой биографической справкой о М. Лютере (прием «Создай паспорт»)

Учащиеся записывают в тетрадь дату начала Реформации.

Работа учащихся с текстом параграфа (с.103-104) и текстом документа (с.106-107).

Они осуществляют чтение текста, выбор основных идей

Участвуют в диалоге, дают устные ответы.

Учащийся выступает с краткой биографической справкой о Т. Мюнцере (прием «Создай паспорт»)

Учащиеся слушают, участвуют в диалоге

Учащиеся записывают дату.

Работа учащихся по группам.

Учащиеся участвуют в обсуждении, дополняют ответы.

Записывают в тетрадь определения: религиозные войны, протестанты, дату Аугсбургского мира. (слайд 13)

Учащиеся работают с текстом учебника (с.105), выписывают в тетрадь черты лютеранской церкви.

Осуществляют самопроверку.

Принцип деятельности.

УУД:

Познавательные (осознание практической значимости материала и поиск  решения,

логические действия,

осознанное построение речевого высказывания,

постановка и решение проблемы,

выполнение действий по алгоритму)

коммуникативные

работа в   группах,

общение с партнером,

координирование,

рефлексия своих действий

личностные

(задания творческого характера,

адекватное понимание причин успеха или неуспеха,

мотивация,

регулятивные:

принятие и сохранение учебной задачи,

пошаговый контроль по результату,

самоконтроль,

коррекция,

планирование   сотрудничества

5. Первичное закрепление.

Цель:  актуализация личного опыта и опорных знаний обучающихся, умение использовать их на практике

(5 мин.)

Учитель использует прием «Верно – неверно».

А. На развитие Реформации в Германии повлияло учение Томаса Мюнцера.

Б. Поводом к Реформации в Германии послужила продажа индульгенций.

В. В 1517 году Мартин Лютер вывесил на дверях церкви «95 тезисов».

Г. Лютер, как и Ян Гус, был сожжен на костре.

Д. В Германии Реформация была народная и княжеская.

Е. Войны между католиками и протестантами получили название революционные.

Ж. Главой лютеранской церкви был пастор.

(слайд 17)

Письменная работа учащихся:

Составьте предложения с понятиями: Реформация, протестанты, лютеранская церковь.

Учащиеся комментируют суждения, определяя неверные, внося в них исправления.

Учащиеся записывают предложения в тетрадь, работают самостоятельно. Осуществляют взаимопроверку в парах.

6. Рефлексия деятельности.

Цель:

обобщить, сделать выводы, самооценка.

(3 мин.)

Организует рефлексию, вернувшись к условному делению учеников в классе по рядам на «сословия»

Прием «Телеграмма»

Учащиеся составляют текст от имени князя, горожанина или крестьянина, в котором выражают отношение к Реформации

УУД:

Личностные (самоопределение,

самооценка )

коммуникативные

(учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками)

Регулятивные

(контроль и оценка результатов деятельности, коррекция)

7.Домашнее задание.

Цель:

обеспечение развития умения планировать свою деятельность.

(2 мин.)

Организует планирование деятельности по выполнению дифференцированного домашнего задания (слайд 18).

Письменно по уровням:

базовый – п. 11, вопросы 2,3,4

повышенный  - составить таблицу «Последствия Реформации» (положительные и отрицательные)

высокий –  написать сочинение-рассуждение «Почему М. Лютера считают отцом Реформации?»

Слушают домашнее задание, выбирают уровень сложности для себя.

Записывают задания в дневники.

УУД:

регулятивные

(планирование самоконтроля по результату,

самооценка )

личностные

(адекватное понимание причин успеха)

коммуникативные (общение с партнером)


Приложение 1

Штильмарк Р. Наследник из Калькутты (фрагмент)

Мир стал шире. Горизонты его раздвинулись. Свежие ветры развеяли в океанских волнах след каравелл Магеллана, а вместе стем они развеивали и старые предрассудки, созданные церковью вумах человеческих.

У доброй паствы Христовой стали меняться представления о форме Земли, ее размерах, положении в пространстве. Рушились тысячелетние схоластические догматы отцов церкви. Разум, мужая,  готовился сбросить вериги мракобесия.

Уже гремели памфлеты Эразмуса из Роттердама. Голос Ульриха ван Гуттена звал умы к просвещению. Англичанин Томас Мор потряс умы первой книгой о коммунистическом устройстве общества. Белый  листок с девяноста пятью тезисами, прибитый ночью к стене Виттенбергского собора монахом Мартином Лютером, положил начало

"величайшей ереси, именуемой реформацией", расколовшей всю паству овец Христовых. Эти греховные овцы, по наущению еретиков, воспротивились стрижке в пользу ватиканского трона. Они разуверились в непогрешимости папы и тонули в сквернах порока, не оплачивая больше папских индульгенций.

Свежие ветры превращались в шторм, перехватывающий дыхание, и волны крестьянских мятежей заливали площади городов. Замки пылали… И напрасно инквизиторы – ученики Торквемады, - укрыв лица черными балахонами, терзали в подземельях тысячи «инакомыслящих»; напрасно пылали костры, чтобы «кротко и без пролития крови» очищать землю от еретиков, человеческий разум и человеческий гений шли на приступ церковных твердынь.

Приложение 2

«Создай паспорт»

Годы жизни

Место рождения/ место жительства

Образование

Род деятельности

Основные идеи, взгляды

Достижения/ заслуги


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Материалы к уроку Начало Реформации в Европе

Слайд 2

Выберите из приведенных явлений те, что относятся к новому времени. Натуральное хозяйство Научная картина мира Расслоение крестьянства Появление мануфактур Рост городов Интерес к окружающему миру Интерес к земной жизни Развитие мировой торговли Сословное деление общества Религиозная картина мира гуманизм

Слайд 3

Задача-загадка По словам Н.А. Бердяева, если ПЕРВАЯ начинается на юге, то ВТОРАЯ – на севере. Если ПЕРВОЕ – дитя народов романских, то ВТОРАЯ – германских. В истории ПЕРВОЕ наблюдалось неоднократно. ВТОРАЯ же, будучи уникальной, имела, правда, своего антипода, воплотившегося, например, в неком ордене. Назовите и ПЕРВОЕ, и ВТОРОЕ.

Слайд 4

Начало Реформации в Европе

Слайд 5

План изучения Понятие «Реформация». Причины Реформации. Начало Реформации. Основные идеи М. Лютера. Крестьянская война в Германии. Княжеская Реформация. Религиозные войны в Германии. Аугсбургский мир. Черты лютеранской церкви.

Слайд 6

Причины недовольства католической церковью Возмущение образом жизни духовенства, его роскошью и развлечениями. Недовольство обязанностью платить церковную десятину. Продажа духовных должностей и получение взяток. Продажа индульгенций. Вмешательство духовенства в светские дела. Стремление получить часть церковных земель. Недовольство поборами монастырей, расположенными в городской округе. Недовольство увеличением церковных владений. Огромные поборы.

Слайд 7

Причины недовольства католической церковью Слой населения Князья, феодалы Горожане Крестьяне Общее Возмущение образом жизни духовенства, его роскошью и развлечениями. Недовольство обязанностью платить церковную десятину. Продажа духовных должностей и получение взяток. Продажа индульгенций. Особенное Вмешательство духовенства в дела князей. Стремление получить часть церковных земель. 1. Недовольство поборами монастырей, расположенных в городской округе. Недовольство увеличением церковных владений. Огромные поборы.

Слайд 8

Причины Реформации Обмирщение сознания Противоречия между тем, что проповедовали священники, и тем, что совершали Неудовлетворенность прежней церковью толкало людей на поиск более простой и искренней

Слайд 9

«На этом я стою. И не могу иначе. Бог поможет мне. Аминь». Мартин Лютер

Слайд 10

Основные идеи М. Лютера Осуждение продажи индульгенции. Отрицание роли церкви как посредника между человеком и богом. Священники нужны только для того, что бы объяснять верующим Священное писание. Человек сам несет ответственность за свои поступки и обеспечивает спасение своей души верой в Бога. Требование дешевизны церкви, отказа церкви от владения землями и большим имуществом. Отрицание монашества. Подчинение церкви не Папе Римскому, а светским владыкам.

Слайд 11

Томас Мюнцер - Поддержка взглядов Мартина Лютера - Необходимость свержения власти светских господ над крестьянами - Установление «царства Божьего», где все будет общим и все будут равны.

Слайд 12

Ответьте на вопросы Княжеская Реформация Религиозные войны Аугсбургский мир Какие действия предпринимали князья? Что означает «умеренная» Реформация? Какие войны называются религиозными? Кто такие протестанты? Между кем и когда он был заключен? Каковы его основные положения?

Слайд 13

Нужно запомнить Протестант – сторонник реформации церкви Религиозные войны – войны между католиками и протестантами

Слайд 14

Карл V 1555 г. «Чья страна, того и вера» Аугсбургский мир

Слайд 15

Распространение Реформации

Слайд 16

Протестантская (лютеранская церковь) Глава церкви - князь. Проповедники – пасторы – находились на государственной службе. Пышные церковные обряды были отменены. Из церквей убрали скульптуры, упразднили поклонение иконам и святым мощам. Церковь стала дешевой.

Слайд 17

«Верно» - «неверно» На развитие Реформации в Германии повлияло учение Томаса Мюнцера. Поводом к Реформации в Германии послужила продажа индульгенций. В 1517 году Мартин Лютер вывесил на дверях церкви «95 тезисов». Мартин Лютер , как и Ян Гус, был сожжен на костре. В Германии Реформация была народная и княжеская. Войны между католиками и протестантами получили название революционные. Главой лютеранской церкви был пастор.

Слайд 18

Домашнее задание базовый уровень – п. 11 , вопросы 2,3,4 повышенный уровень - составить таблицу «Последствия Реформации» (положительные и отрицательные) в ысокий уровень – написать сочинение-рассуждение «Почему М. Лютера считают отцом Реформации?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему:Реформация в Европе

Данный материал включает в себя разработку урока и презентацию к уроку ,также приложением является тест,который можно дать ,как проверка домашнего задания на следущий урок....

презентация к урокам по теме"Реформация в Европе". курс истории нового времени 7 класс

в данной презентации рассматриваются причины появления революции в умах людей-Реформации, рассматриваются особенности этого процесса в Германии, Щвейцарии,Франции и Англии. Указаны основные персоналии...

Технологическая карта урока по географии 7 класс, по теме страны Северной Европы

Урок географии по теме Фенноскандия (Северная Европа)....

Технологическая карта урока истории по теме «Начало Реформации в Европе»

Данный урок направлен на формирование у обучающихся представления о истории Реформации в Европе, мировоззрении....