Разработка урока "Нашествие с Востока"
план-конспект занятия по истории (6 класс) на тему
Разработка урока "Нашествие с Востока" для 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nashestvie_s_vostoka.docx | 28.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Нашествие с Востока
Цель: ознакомление с началом вторжения монголами на Русь, с причинами и последствиями монголо-татарского нашествия
Задачи:
- показать героизм и мужество русских людей
- формировать умения самостоятельно работать с учебным материалом, анализировать его и делать выводы
- формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы;
- развивать умения работать с дополнительным материалом;
- формировать чувство патриотизма, любви к Родине;
- развивать интерес к предмету.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: проектор, компьютер, карта.
План урока:
1. Держава Чингисхана государственным устройством Золотой Орды; 2. Тактика и вооружение монголо-татарского и русского войска 3. Вторжение в Рязанскую землю.
Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород.
4. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу
5.Причины завоевания русских городов.
Основные события:
1237-1240 - завоевание монголами Руси
1237 - завоевание Рязанской земли
февраль 1238 - разгром Владимирского княжества
март 1238 - поход Батыя на Великий Новгород
март 1238 - оборона г. Козельска
1239–1242 - второй поход Батыя на Русь
1240 - завоевание г. Киева
весна 1241 г. - поход Батыя в Европу
Выдающиеся личности:
Чингисхан
Батый
Евпатий Коловрат
Владимирский князь Юрий Вселодович
киевский воевода Дмитрий
Ход урока
Оргмомент. (1 мин)
Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас на очередном уроке истории. Давайте сразу настроимся на работу, так как нам сегодня предстоит изучить объёмную и очень интересную тему.
II. Мотивация (3 мин)
Учитель: Я хочу начать наш урок со стихотворения. А вы, попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Слайд №1)
Был страшный год, когда все страны
Боялись больше , чем огня,
Батыя – внука Чингисхана,
Свое соседство с ним кляня…
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день, по степи голой,
Топча сухие ковыли.
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.
-Как называется тема урока? (Слайд №2)
-Ребята, что вам известно о монголо-татарах?
-Ребята, а что бы вы хотели сегодня узнать на уроке?
-И так наша цель: ознакомление с монголо-татарским нашествием, выяснение причин поражения русских городов.
-А какие задачи необходимо определить, что бы выполнить поставленную цель?
- Выдвинуть гипотезу о причинах завоевания русской земли монголо-татарами
- Путем анализа учебного материала подтвердить или опровергнуть собственное предположение.
- Охарактеризовать государственное устройство Монгольской державы
- Сравнить тактику и вооружение монголо-татарского и русского войска и сделать вывод о причинах завоевания русских городов
- Подчеркнуть необходимость и важность объединения русских земель для борьбы с завоевателями.
-«О светло-светлая и прекрасно украшенная земля русская! Многими красотами представлена ты: озерами многими славишься, реками, источниками, горами, крутыми холмами, чистыми полями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, храмами Божьими и князьями грозными, и боярами честными и вельможами многими. Всем ты преисполнена, Земля Русская, о, прославленная вера христианская!»
-Так описывает летописец Русь накануне монголо-татарского нашествия и горестно заключает: «И в те дни обрушилась беда на христиан.
Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."
-О тяжелейшем в истории нашей Родины времени мы будем сегодня говорить.
- А как вы думаете? почему монголо-татары победили Русь?
(ответы учащихся)
-Давайте проверим наши предположения?
Сейчас мы поработаем с текстом. Следите за читающим, текст перед вами задание № 1 рабочего листа. В ходе чтения прошу вас подумать над следующими вопросами:
1) Какие из ваших предположений текст подтверждает, а какие – опровергает?
2) Какие сведения, приведенные в тексте, для вас новы?
3) Какой вывод можно сделать на основании этого документа.
2. Работа с текстом (5 мин)
В ХII веке во главе монголо-татар встал Есугей-багатур. Своим авторитетом он заставлял всех ходить в походы, защищаться от врага. Но поскольку Есугей не был ханом, его влияние кончилось с его смертью. Сыну Есугея - Темучину пришлось добиваться власти. В 1182 году его избрали ханом с титулом "Чингиз" (что скорее всего обозначает "человек, имеющий всю полноту власти").
В 1198 году Чингиз стоял уже во главе мощной орды. Чингисхан сформулировал новый свод законов - Великую Ясу. Яса основывалась на обязательности взаимопомощи, единой для всех дисциплине и осуждении предательства. Каждого предателя предавали смертной казни. Простым отрубали голову, знатным ломали позвоночник, чтобы кровь оставалась в теле убитого. Смертная казнь полагалась за неоказание помощи боевому товарищу. Если кто-то из воинов терял лук или колчан со стрелами, то ехавший сзади должен поднять и вернуть ему оружие - иначе смерть. (по Л.Гумилеву)
(ответы учащихся на предложенные вопросы)
-А теперь сравним государство монголо-татар и Русь. Посмотрите на карту Руси 12 века.
- Мне она напомнила лоскутное одеяло, сшитое из разноцветных кусочков.
-Как вы думаете, почему? Что происходит на территории княжеств?
- Если бы в это время на Русь напал враг, смогла бы она победить?
-А в это время в Монгольской державе все подчинялись одному хану, беспрекословно выполняя его приказания. Люди были связаны общими для всех законами и соблюдали железную дисциплину.
-Какое же из этих государств заведомо имело преимущество в войне и почему?
-А теперь попробуем оценить боеспособность монгольского войска и русской дружины.
Текст №2. Войско монголо-татар состояло из легкой и тяжелой конницы, они не подковывали коней, поэтому их шаг был, тих и неслышен. Легкие всадники имели кривую саблю, топор, аркан, копье и 2 лука. У каждого воина 2 колчана по 30 стрел.
Легкая конница атаковала первой, а затем ложным отступлением заманивали противника под удар главных сил. Воины тяжелой конницы имели копье, меч, железный шлем, кольчугу. У каждого воина было не менее трех лошадей.
Русское войско сильно отличалось от монгольского. Во главе войска стоял князь со своей дружиной. Крестьяне не привлекались к военным действиям. Да и дружина не могла иметь по нескольку лошадей. Из оружия можно выделить щит, меч, копье, секиру.
Какое войско имело преимущество в бою и почему?
- Поэтому к началу 13 века под ударами Чингизхана пал Китай, Средняя Азия, Иран, Кавказ. И во всех этих походах монголо-татары заимствовали у противника тактические приемы, стратегию ведения боя, вооружение.
В 1223 году монголо-татары вторглись в Половецкие степи. Половецкий хан обратился за помощью к русским князьям. 31 мая 1223 года на берегу реки Калки началось кровопролитное сражение.(рассказ учителя или сообщение заранее подготовленного ученика)
- Почему русские князья потерпели поражение в битве на Калке?
-После смерти Чингизхана монголов возглавил его внук Батый и в 1237 году подошел к границам Руси.
. "... Был страшный век, когда монголы на Русь лавиною пошли.
В осенний день по степи голой, топча сухие ковыли...
Так шла чудовищным потоком, на Русь монгольская орда.
В одном стремление жестоком - сжигать и грабить города..."
- Чем дальше продвигались враги, тем больше сопротивления они получали. Русские люди видели жестокость врага, не хотели ему покоряться. Страшное зрелище представляла собою Русь. Груды обгорелых развалин вместо городов и сел, поля заросшие сорняком, кости не погребенных людей. Пустая, голая земля.
-О героическом сопротивлении русских городов вы узнаете, выполнив следующие задания:
1 вариант: (Рязань). Прочитать в учебнике п.3 стр.36. Заполните пропуски в тексте:
Первый удар монголо-татарского войска приняла на себя Рязань. В 1237 году Батый подошел к ее стенам. Князь Юрий Всеволодович попросил помощи у соседей, но черниговский и владимирский князья отказались помочь. Батый потребовал выплатить ему с города дань в размере десятой части от всего имущества. Князья отказались платить, и татары осадили город. Шесть дней горожане мужественно сопротивлялись натиску, но 21 декабря монголы ворвались в город. Он был уничтожен, лишь небольшая дружина под предводительством Евпатия Коловрата еще долго вела борьбу, догнав татар на Суздальской земле.
2 вариант: (Владимир). Прочитать в учебнике п.3 стр.37. Найдите ошибки в тексте:
Расправившись с Рязанью, Батый направил войско на север, и 3 февраля 1235 (1238) года подошел к Новгороду (Владимиру). При штурме города применялись стенобитные орудия и камнеметные машины. Монголы ворвались в город 8 марта (7 февраля). Жители города попытались укрыться в Успенском соборе, но были сожжены заживо. Юрий Ингваревич (Всеволодович) попытался собрать войско на реке Калке (Сить), но недооценил противника и был разбит в марте 1239 (1238) года.
Индивидуальное задание (Козельск):
3 вариант: прочитать в учебнике п.4 на стр.37 и заполнить Хронологическую таблицу: «Нашествие на юго-западную Русь и центральную Европу»
Даты | События |
Весной 1239г. | Второй поход Батыя на Русь |
5 сентября 1240г. | Осада Киева |
Весной 1241г | Поход на Галицкую Русь, Венгрию, Польщу, Чехию. |
В конце 1242г. | Вернулись на нижнюю Волгу |
Геройски защищались русские города.
-6 дней продержалась под натиском татар Рязань, 10 дней – Владимир, а маленький Козельск держал орду под своими стенами 50 дней!
3 месяца мужественно сражались киевляне.
А если бы такую сплоченность проявили русские князья, смогли бы татары победить Русь?
- Подведем итоги нашего исследования. В ходе разговора были названы причины поражения Руси.
-Попробуйте назвать сильные стороны татар. (показ) и слабые стороны русских (показ)
Сильные стороны татар:
1 Численное превосходство;
2 Железная дисциплина, наступательная тактика, разведка;
3 Военно-тактическое превосходство;
Слабые стороны Руси
1 Феодальная раздробленность,
2 Отсутствие единой армии
3 Техническая отсталость русских дружин
- После походов Батыя на Руси установилось иго монголо-татар.
-Завершая урок, я предлагаю вам выполнить несколько тестовых заданий. Если вы все сделаете правильно, то узнаете, какое качество было необходимо русским, чтобы от него избавиться.
На слайде вы видите тестовые задания. Запишите в клеточки на рабочем листе ту букву, которая, по вашему мнению, соответствует верному ответу.
- Кто обратился к русским князьям за помощью в борьбе с монголо-татарами?
Е).Половцы Л).Печенеги М)Византийцы О)Гунны
- Битва на реке Калке произошла:
С).31 мая 1322 года В).8 сентября 1237 года
А).1 сентября 1322 года Д).31 мая 1223 года
- Какой монголо-татарский хан напал на Русь в 1237 году?
Е).Мамай И).Батый Ш) Чингисхан Т) Тохтамыш
- Что не входило в вооружение русского воина?
П).Меч Р).Секира С).Копье Н).Лук и стрелы
- Первый удар в 1237 году был нанесен по
Л).Новгородской земле А).Владимирскому княжеству
С).Рязанскому Княжеству Б).Киевскому княжеству
- Евпатий Коловрат выступил на защиту
Р).Владимирского княжества К).Киевского княжества
Т).Рязанского княжества Г).Новгородской земли
- Какой город монголо-татары назвали “Злым городом”?
Е).Торжок Ж).Рязань
В).Козельск О).Владимир
- Что не являлось причиной поражения Руси монголо-татарами
С).Феодальная раздробленность, У).Отсутствие единой армии
И).Техническая отсталость русских дружин О).Христианское вероисповедание Проверка теста. - Назовите ключевое слово. (Слово появляется на экране.) ЕДИНСТВО В единстве – сила. История доказала, что после объединения русских земель никакой враг не мог больше одолеть Русь.
-А теперь я хочу, чтобы вы поделились впечатлениями от урока. Продолжите, пожалуйста, следующие фразы:
Меня поразило…..
Я узнал…..
Мне было интересно…..
Я восхищался…..
-Мне тоже было интересно работать с вами. Я восхищалась ответами……. Мне было интересно……Я узнала…..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме " Таинственный Восток на берегах Невы"
Методическая разработка по истории и культуре Санкт-Петербурга по теме "Таинственный Восток на берегах Невы" предназначена для 6 класса в соответсвии с программой Л. К Ермолаевой "Санкт - Петер...
Методическая разработка урока по теме: «Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского» Предмет: история России. 6 класс.
Методическая разработка урока истории для 6 класса по теме "Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского" . УМК образовательной системы "Школа 2100"...
Разработка урока по Истории Древнего мира "Греческий Восток", 5 класс
На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала с использованием технологии индивидуализированного обучения и ИКТ, учебник Ф. А. Михайловского....
Разработка урока истории в 5 классе по теме: Поход А.Македонского на Восток.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний с использованием ЭОРОбразовательная технология: урок построен на основе технологии критического мышления,с использованием приемов «ЗХУ» (З...
Разработка урока "Дальний Восток"
Данный урок позволит учащимся сформировать представление об особенностях природы Дальнего Востока. Познакомить с историей открытия, исследования и заселения территории Дальнего Востока. Углубить зна...
Методическая разработка открытого урока истории Древнего Востока "По следам древности"
Открытый урок-повторение для 5 классов помогает учителю проверить знания учащихся по истории стран Древнего Востока и закрепить их....
Нашествие с Востока на Русь, разработка урока в 6 классе (5.11.2013)
Материал предназначен учителям истории...