Разработка урока "Нашествие с Востока"
план-конспект занятия по истории (6 класс) на тему

Разработка урока "Нашествие с Востока" для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashestvie_s_vostoka.docx28.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Нашествие с Востока

Цель: ознакомление с началом вторжения монголами на Русь, с причинами и последствиями монголо-татарского нашествия

Задачи: 
- показать героизм и мужество русских людей 

- формировать умения самостоятельно работать с учебным материалом, анализировать его и делать выводы

- формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы; 

- развивать умения работать с дополнительным материалом; 

- формировать чувство патриотизма, любви к Родине; 

- развивать интерес к предмету. 

Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: проектор, компьютер, карта.

План урока: 

1. Держава Чингисхана государственным устройством Золотой Орды; 2. Тактика и вооружение монголо-татарского и русского войска 3. Вторжение в Рязанскую землю. 
Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. 
4. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу
5.Причины завоевания русских городов.


Основные события: 

1237-1240 - завоевание монголами Руси

1237 - завоевание Рязанской земли 

февраль 1238 - разгром Владимирского княжества

март 1238 - поход Батыя на Великий Новгород

март 1238 - оборона г. Козельска

1239–1242 - второй поход Батыя на Русь

1240 - завоевание г. Киева

весна 1241 г. - поход Батыя в Европу

Выдающиеся личности
Чингисхан

Батый

Евпатий Коловрат 

Владимирский князь Юрий Вселодович

киевский воевода Дмитрий 

Ход урока

Оргмомент. (1 мин)

Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас на очередном уроке истории. Давайте сразу настроимся на работу, так как нам сегодня предстоит изучить объёмную и очень интересную тему.

II. Мотивация (3 мин)

Учитель: Я хочу начать наш урок со стихотворения. А вы, попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Слайд №1)

Был страшный год, когда все страны
Боялись больше , чем огня,
Батыя – внука Чингисхана, 
Свое соседство с ним кляня…
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли, 
В осенний день, по степи голой, 
Топча сухие ковыли. 
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда 
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.

-Как называется тема урока? (Слайд №2)

-Ребята, что вам известно о монголо-татарах?

-Ребята, а что бы вы хотели сегодня узнать на уроке?


-И так наша цель: ознакомление с монголо-татарским нашествием, 
выяснение причин поражения русских городов.

-А какие задачи необходимо определить, что бы выполнить поставленную цель?

  • Выдвинуть гипотезу о причинах завоевания русской земли монголо-татарами
  • Путем анализа учебного материала подтвердить или опровергнуть собственное предположение.
  • Охарактеризовать государственное устройство Монгольской державы
  • Сравнить тактику и вооружение монголо-татарского и русского войска и сделать вывод о причинах завоевания русских городов
  • Подчеркнуть необходимость и важность объединения русских земель для борьбы с завоевателями.

О светло-светлая и прекрасно украшенная земля русская! Многими красотами представлена ты: озерами многими славишься, реками, источниками, горами, крутыми холмами, чистыми полями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, храмами Божьими и князьями грозными, и боярами честными и вельможами многими. Всем ты преисполнена, Земля Русская, о, прославленная вера христианская!»

-Так описывает летописец Русь накануне монголо-татарского нашествия и горестно заключает: «И в те дни обрушилась беда на христиан.

Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."

-О тяжелейшем в истории нашей Родины времени мы будем сегодня говорить.

- А как вы думаете? почему монголо-татары победили Русь?

(ответы учащихся)

-Давайте проверим наши предположения?

Сейчас мы поработаем с текстом. Следите за читающим, текст перед вами задание № 1 рабочего листа. В ходе чтения прошу вас подумать над следующими вопросами:

1) Какие из ваших предположений текст подтверждает, а какие – опровергает?

2) Какие сведения, приведенные в тексте, для вас новы?

3) Какой вывод можно сделать на основании этого документа.

2. Работа с текстом (5 мин)

В ХII веке во главе монголо-татар встал Есугей-багатур. Своим авторитетом он заставлял всех ходить в походы, защищаться от врага. Но поскольку Есугей не был ханом, его влияние кончилось с его смертью. Сыну Есугея - Темучину пришлось добиваться власти. В 1182 году его избрали ханом с титулом "Чингиз" (что скорее всего обозначает "человек, имеющий всю полноту власти").

В 1198 году Чингиз стоял уже во главе мощной орды. Чингисхан сформулировал новый свод законов - Великую Ясу. Яса основывалась на обязательности взаимопомощи, единой для всех дисциплине и осуждении предательства. Каждого предателя предавали смертной казни. Простым отрубали голову, знатным ломали позвоночник, чтобы кровь оставалась в теле убитого. Смертная казнь полагалась за неоказание помощи боевому товарищу. Если кто-то из воинов терял лук или колчан со стрелами, то ехавший сзади должен поднять и вернуть ему оружие - иначе смерть. (по Л.Гумилеву)

(ответы учащихся на предложенные вопросы)

-А теперь сравним государство монголо-татар и Русь. Посмотрите на карту Руси 12 века.

- Мне она напомнила лоскутное одеяло, сшитое из разноцветных кусочков.

-Как вы думаете, почему? Что происходит на территории княжеств?

- Если бы в это время на Русь напал враг, смогла бы она победить?

-А в это время в Монгольской державе все подчинялись одному хану, беспрекословно выполняя его приказания. Люди были связаны общими для всех законами и соблюдали железную дисциплину.

-Какое же из этих государств заведомо имело преимущество в войне и почему?

-А теперь попробуем оценить боеспособность монгольского войска и русской дружины.

Текст №2. Войско монголо-татар состояло из легкой и тяжелой конницы, они не подковывали коней, поэтому их шаг был, тих и неслышен. Легкие всадники имели кривую саблю, топор, аркан, копье и 2 лука. У каждого воина 2 колчана по 30 стрел.

Легкая конница атаковала первой, а затем ложным отступлением заманивали противника под удар главных сил. Воины тяжелой конницы имели копье, меч, железный шлем, кольчугу. У каждого воина было не менее трех лошадей.

Русское войско сильно отличалось от монгольского. Во главе войска стоял князь со своей дружиной. Крестьяне не привлекались к военным действиям. Да и дружина не могла иметь по нескольку лошадей. Из оружия можно выделить щит, меч, копье, секиру.

Какое войско имело преимущество в бою и почему?

- Поэтому к началу 13 века под ударами Чингизхана пал Китай, Средняя Азия, Иран, Кавказ. И во всех этих походах монголо-татары заимствовали у противника тактические приемы, стратегию ведения боя, вооружение.

В 1223 году монголо-татары вторглись в Половецкие степи. Половецкий хан обратился за помощью к русским князьям. 31 мая 1223 года на берегу реки Калки началось кровопролитное сражение.(рассказ учителя или сообщение заранее подготовленного ученика)

- Почему русские князья потерпели поражение в битве на Калке?

-После смерти Чингизхана монголов возглавил его внук Батый и в 1237 году подошел к границам Руси.

. "... Был страшный век, когда монголы на Русь лавиною пошли.

В осенний день по степи голой, топча сухие ковыли...

Так шла чудовищным потоком, на Русь монгольская орда.

В одном стремление жестоком - сжигать и грабить города..."

- Чем дальше продвигались враги, тем больше сопротивления они получали. Русские люди видели жестокость врага, не хотели ему покоряться. Страшное зрелище представляла собою Русь. Груды обгорелых развалин вместо городов и сел, поля заросшие сорняком, кости не погребенных людей. Пустая, голая  земля.

-О героическом сопротивлении русских городов вы узнаете, выполнив следующие задания:

1 вариант: (Рязань). Прочитать в учебнике п.3 стр.36. Заполните пропуски в тексте:

Первый удар монголо-татарского войска приняла на себя Рязань. В 1237 году Батый подошел к ее стенам. Князь Юрий Всеволодович попросил помощи у соседей, но черниговский и владимирский князья отказались помочь. Батый потребовал выплатить ему с города дань в размере десятой части от всего имущества. Князья отказались платить, и татары осадили город. Шесть дней горожане мужественно сопротивлялись натиску, но 21 декабря монголы ворвались в город. Он был уничтожен, лишь небольшая дружина под предводительством Евпатия Коловрата еще долго вела борьбу, догнав татар на Суздальской земле.

2 вариант: (Владимир). Прочитать в учебнике п.3 стр.37. Найдите ошибки в тексте:

Расправившись с Рязанью, Батый направил войско на север, и 3 февраля 1235 (1238) года подошел к Новгороду (Владимиру). При штурме города применялись стенобитные орудия и камнеметные машины. Монголы ворвались в город 8 марта (7 февраля). Жители города попытались укрыться в Успенском соборе, но были сожжены заживо. Юрий Ингваревич (Всеволодович) попытался собрать войско на реке Калке (Сить), но недооценил противника и был разбит в марте 1239 (1238) года.

Индивидуальное задание (Козельск):

3 вариант: прочитать в учебнике п.4 на стр.37 и заполнить Хронологическую таблицу: «Нашествие на юго-западную Русь и центральную Европу»

Даты

События

Весной 1239г.

Второй поход Батыя на Русь

5 сентября 1240г.

Осада Киева

Весной 1241г

Поход на Галицкую Русь, Венгрию, Польщу, Чехию.

В конце 1242г.

Вернулись на нижнюю Волгу

Геройски защищались русские города.

-6 дней продержалась под натиском татар Рязань, 10 дней – Владимир, а маленький Козельск держал орду под своими стенами 50 дней!

3 месяца мужественно сражались киевляне.

А если бы такую сплоченность проявили русские князья, смогли бы татары победить Русь?

- Подведем итоги нашего исследования. В ходе разговора были названы причины поражения Руси.

-Попробуйте назвать сильные стороны татар. (показ)  и слабые стороны русских (показ)

Сильные стороны татар:

1 Численное превосходство;

2  Железная дисциплина, наступательная тактика, разведка;

3  Военно-тактическое превосходство;

Слабые стороны Руси

1  Феодальная раздробленность,

2  Отсутствие единой армии

3 Техническая отсталость русских дружин

- После походов Батыя на Руси установилось иго монголо-татар.

-Завершая урок, я предлагаю вам выполнить несколько тестовых заданий. Если вы все сделаете правильно, то узнаете, какое качество было необходимо русским, чтобы от него избавиться.

На слайде вы видите тестовые задания. Запишите в клеточки на рабочем листе ту букву, которая, по вашему мнению, соответствует верному ответу.

  1. Кто обратился к русским князьям за помощью в борьбе с монголо-татарами?

Е).Половцы           Л).Печенеги           М)Византийцы           О)Гунны                                              

  1. Битва на реке Калке произошла:

С).31 мая 1322 года                  В).8 сентября 1237 года          

А).1 сентября 1322 года           Д).31 мая 1223 года                 

  1. Какой монголо-татарский хан напал на Русь в 1237 году?

Е).Мамай               И).Батый            Ш) Чингисхан        Т) Тохтамыш                            

  1. Что не входило в вооружение русского воина?

П).Меч            Р).Секира         С).Копье           Н).Лук и стрелы                                  

  1. Первый удар в 1237 году был нанесен по

Л).Новгородской земле               А).Владимирскому княжеству                      

С).Рязанскому Княжеству           Б).Киевскому княжеству                   

  1. Евпатий Коловрат выступил на защиту

Р).Владимирского княжества             К).Киевского княжества                    

Т).Рязанского княжества                    Г).Новгородской земли                      

  1. Какой город монголо-татары назвали “Злым городом”?

Е).Торжок                                            Ж).Рязань                                                          

В).Козельск                                          О).Владимир                                        

  1. Что не являлось причиной поражения Руси монголо-татарами

С).Феодальная раздробленность,   У).Отсутствие единой армии                                    

И).Техническая отсталость русских дружин      О).Христианское                            вероисповедание Проверка теста. - Назовите ключевое слово. (Слово появляется на экране.) ЕДИНСТВО В единстве – сила. История доказала, что после объединения русских земель никакой враг не мог больше одолеть Русь.

-А теперь я хочу, чтобы вы поделились впечатлениями от урока. Продолжите, пожалуйста, следующие фразы:

Меня поразило…..

Я узнал…..

Мне было интересно…..

Я восхищался…..

-Мне тоже было интересно работать с вами. Я восхищалась ответами……. Мне было интересно……Я узнала…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме " Таинственный Восток на берегах Невы"

Методическая разработка по истории и культуре Санкт-Петербурга  по теме "Таинственный Восток на берегах Невы" предназначена для 6 класса в соответсвии с программой Л. К Ермолаевой "Санкт - Петер...

Методическая разработка урока по теме: «Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского» Предмет: история России. 6 класс.

Методическая разработка  урока истории для 6 класса по теме "Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского" . УМК образовательной системы "Школа 2100"...

Разработка урока по Истории Древнего мира "Греческий Восток", 5 класс

На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала с использованием технологии индивидуализированного обучения и ИКТ, учебник  Ф. А. Михайловского....

Разработка урока истории в 5 классе по теме: Поход А.Македонского на Восток.

Тип урока:  урок формирования и совершенствования знаний с использованием ЭОРОбразовательная технология: урок построен на основе технологии критического мышления,с использованием приемов «ЗХУ» (З...

Разработка урока "Дальний Восток"

Данный урок позволит учащимся сформировать представление об особенностях природы Дальнего Вос­тока. Познакомить с историей открытия, исследования и заселения терри­тории Дальнего Востока. Углубить зна...

Методическая разработка открытого урока истории Древнего Востока "По следам древности"

Открытый урок-повторение для 5 классов помогает учителю проверить знания учащихся по истории стран Древнего Востока и закрепить их....

Нашествие с Востока на Русь, разработка урока в 6 классе (5.11.2013)

Материал предназначен учителям истории...