ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок 2. НАУКИ – ПОМОЩНИЦЫ ИСТОРИИ
Педагогическая цель | Создать условия для формирования представлений об основных видах исторических источников, вспомогательных исторических дисциплинах |
Тип и вид урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-беседа |
Планируемые | Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность |
Личностные | Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; идентификация своей принадлежности к народу, стране, государству; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде |
Метапредметные результаты | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.) |
Основное содержание темы, понятия и термины | Исторические источники: письменные и вещественные. Вспомогательные исторические науки (археология, антропонимика, геральдика, генеалогия, историческая метрология, нумизматика, лингвистика, сфрагистика, топонимика, хронология, этнография). 5 тыс. лет назад – изобретение письма |
Образовательные ресурсы | Учебник. Энциклопедии. Интернет-ресурсы. Иллюстрации с изображением монет, гербов, печатей, предметами раскопок и др. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма | |
характеристика | формируемые УУД | ||||
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа | – Как мы узнаем о жизни людей много-много лет назад? Есть ли у науки «истории» помощники? | Слушают учителя | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других | Беседа по вопросам |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Исторические источники: письменные и вещественные | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, исследовательский, наглядный. Работа с учебником, ил-люстрациями, беседа, составление схемы | Предлагает найти в учебнике (с. 8) ответ на вопрос: «Откуда мы знаем, как жили наши предки?». – Источники знаний – «следы» жизни древних людей. Организует работу с иллюстрациями (письменные и вещественные исторические источники), составляет с учащимися таблицу (см. Приложение 1) | На основе текста и иллюстраций составляют описание исторических источников; раскрывают смысл, значение важнейших исторических понятий; составляют и заполняют таблицу | Регулятивные: оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы. Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); выполняют учебные действия в устной речи; используют знаково-символические средства | Работа с текстом, беседа по вопросам, таблица |
Вспомогательные исторические дисциплины | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ учителя, работа с иллю- страциями, беседа, тезисы | Опираясь на наглядность, рассказывает о науках – помощницах истории, организует запись в виде тезисов (см. Приложение 2) | Раскрывают значения терминов (важнейших исторических понятий). Осуществляют запись в виде тезисов | Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей. Познавательные: структурируют знания | Тезисы, беседа по вопросам |
IV. Закрепление знаний и способов действий | Фронтальная. Словесный. Беседа | Предлагает ответить на поставленный в начале урока вопрос. – Как ученые узнают о жизни древнейших людей? | Излагают суждения. Называют исторические источники, вспомогательные исторические дисциплины | Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | Беседа по вопросам |
V. Подведение итогов. Рефлексия | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какой материал был трудным, непонятным? – А что воспринималось легко? – Попробуйте дать оценку уроку | Отвечают на вопросы | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества | Беседа по вопросам |
VI. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. Записи в тетради. Групповой проект «Науки – помощницы истории» | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания | Проект, термины |
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
Исторические источники | |
Вещественные | Письменные |
Глиняные таблички, древние книги, надписи на камне, сборники законов | Жилища, посуда, орудия труда, оружие, монеты, произведения искусства |
Приложение 2
Археология – «наука о древности», историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.
Сфрагистика – наука, изучающая печати. Печати – это штампы из любого твердого материала (камня, металла, кости), а также их оттиски (в металле, сургуче, воске, бумаге и др.). С древнейших времен печати служили для удостоверения документов.
Антропонимика – наука, изучающая имена собственные.
Геральдика – наука о гербах.
Генеалогия – наука о происхождении и родственных связях отдельных людей и целых семейств.
Метрология – наука об измерении расстояния, веса, длины, объема и площади.
Нумизматика – наука о монетах.
Лингвистика – наука о языках.
Топонимика – наука, изучающая географические названия.
Хронология – наука об измерении времени, изучает системы летосчисления и календари различных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников.
Этнография – наука о народах.
Урок 3. ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ
Педагогические | Способствовать формированию представлений о биологической эволюции человека, об особенностях основных типов древнейших людей; создать условия для ознакомления с ролью орудий труда, созидательной деятельности в развитии человеческого вида |
Тип и вид урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний / вводная лекция с элементами беседы |
Планируемые результаты | Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого |
Личностные | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности |
Метапредметные результаты | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; готовность к сотрудничеству с соучениками, |
Основное | Первобытные люди. Восточная Африка – прародина человечества. 2 млн лет назад – появление первого человека на Земле. Жизнь и занятия древнейших людей. Первые орудия труда. Роль труда в развитии человека. Освоение человеком огня, способы его добычи. Первобытность, прямохождение, человек умелый, человек прямоходящий, каменное рубило, скребок, палка-копалка, дубина, каменный век, человеческое стадо, собирательство, археолог, реконструкция |
Образовательные ресурсы | Учебник. Проверочные материалы. Учебные картины: «Человеческое стадо», «Главное отличие древнейших людей от животных», «Загон оленей». Аппликация (слайды) «Охота неандертальцев на сибирского козла». Атлас. Рабочая тетрадь № 1 |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма | |
характеристика | формируемые УУД | ||||
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, проблемные вопросы | Знакомит с темой, формулирует проблемные вопросы: – Почему древнейший человек не мог прожить в одиночку? – Почему орудия труда и останки древнейших людей не найдены в тех странах, где были суровые зимы? | Слушают учителя; получают проблемное задание | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем | |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Древнейшие люди | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ учителя, работа с картой, иллюстрациями, | Рассказывает о происхождении человека. Организует работу с картой. – Найдите юго-восточную часть Африки, места раскопок. Объясняет значение понятий: первобытность, прямохождение, человек умелый, человек прямоходящий, возраст человечества. Описывает жилье, коллектив первобытных людей. Предлагает определить, чем древнейшие люди отличались от обезьян | Характеризуют условия и образ жизни древнейших людей; сравнивают их с обезьянами. На основе ил- люстраций учебника, учебных картин, аппликаций составляют описание древнейших людей | Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа; осуществляют сравнение, делают вывод. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других | Беседа по вопросам, работа |
Использование орудий труда как главное отличие людей | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, практический. Рассказ учителя, работа с текстом, иллюстрациями, беседа | На основе работы с иллюстрациями, аппликацией рассказывает о первых орудиях труда, их использовании. Предлагает найти в тексте вывод. – Что характеризует «человека умелого»? | Называют характерные, существенные признаки «человека умелого» | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство; овладевают умением смыслового восприятия познавательного текста | Работа с текстом, беседа по вопросам |
Древнейшие способы добывания пищи: охота | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, практический. Рассказ учителя, работа с ап- пликацией (слайдами), беседа | С помощью аппликации рассказывает – В каких случаях охота древнейших людей могла быть удачной? Всегда ли охота обеспечивает людей мясной пищей? Характеризует собирательство | Характеризуют первые занятия древнейших людей: охоту и собирательство | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Беседа по вопросам |
Человеческое стадо – древнейший коллектив людей | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ, работа | Объясняет, почему древнейшие люди жили группами (человеческими стадами) | Извлекают информацию о древнейшем коллективе людей из рассказа учителя и иллюстраций | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа | Наблюдение |
IV. Закрепление знаний и способов действий | Групповая, индивидуальная. Словесный, наглядный, творческий, проблемный. Рассказ, беседа, работа с контурной картой, тест | Организует работу в группах, предлагает поразмышлять над проблемными вопросами, выполнить творческие задания (см. Приложение). Организует работу в рабочей тетради № 1 (задания 2, 3) | Рассказывают устно об условиях | Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого характера. Коммуникативные: умеют работать в группе | Рассказ, беседа по вопросам, контурная карта, тест |
V. Подведение итогов | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, работа с картой | Предлагает ответить на проблемные вопросы, поставленные в начале урока. – Покажите на карте область, где археологи нашли кости и орудия труда древнейших людей. На каком материке она находится? В какой части материка? | Характеризуют место исторического события; читают историческую карту. Характеризуют условия и образ жизни древнейших людей | Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения; адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами | Беседа по вопросам, работа |
VI. Рефлексия | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Что вам понравилось больше всего – Что было самым ценным из услышанного? – Хотели бы вы что-нибудь изменить? Если да, то как именно и какова степень вашего участия в этом процессе? | Отвечают на вопросы | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества | Беседа по вопросам |
VII. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. § 1 (п. 1–3), вопросы, основные понятия, термины. Задание 4 в рабочей тетради | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания | Вопросы, основные понятия, термины, |
Ресурсный материал к уроку
Приложение
1-я группа. Представьте себе, что вы провели несколько часов с древнейшими людьми. Что вы увидели? Опишите ваши наблюдения в группах.
2-я группа. Древнейшие люди не были знакомы с медициной, но знали много животных и растений. Знали они и травы, которые мы называем лекарственными. Этими травами они лечились. Каким образом у древних людей появились знания о лекарственных травах?
3-я группа. Благодаря археологическим раскопкам ученым удалось воссоздать внешний облик древнего человека. Перечислите характерные внешние признаки древнего человека, которые бы сближали его с дикими животными.
4-я группа. В период первобытной истории на Земле обитало много диких животных, которыми могли питаться древние люди. Однако они часто голодали. Как вы объясните причины частого отсутствия пищи у древних людей?
5-я группа. Археологические раскопки, проведенные учеными на местах стоянок древних людей, показали, что первобытные люди жили не поодиночке, а группами. Подумайте, почему древние люди не могли жить поодиночке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Как древние люди представляли себе Вселенную".
Презентация к уроку природоведения в 5 классе по учебнику А.А. Плешакова....
Урок по истории Древнего Мира "Древнейшие люди" 5 класс
Комбинированный урок по истории 5 кл "Древнейшие люди"...
История древнего мира 5 класс "Итоговый тест по теме "Жизнь древних людей"
Итоговый тест "Жизнь древних людей" 5 класс....
Конспект урока по истории древнего мира 5 класс. Тема "Древнейшие люди"+презентация
К конспекту урока прилагаются: презентация по теме урока (Приложение 1), форма индивидуальной карточки для проверки домашнего задания (Приложение 2), флеш-ролик "Сцены из жизни дре...
презентация по истории Древнего мира: " Древнейшие люди"
1. Подвести учащихся к пониманию того, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительн...
урок по истории Древнего мира. 5 класс. "Верования древних людей"
Представлена разработка урока по истории древнего мира для 5-х классов по теме "ВЕРОВАНИЯ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ". Это урок-погружение для создания у учащихся иллюзии пристутствия в древних пещерах. ...
Повторительно-обобщающий урок (Древние люди, Древний Египет)
Орг. Момент: Введение. Встаем. Приветствуем учителя. Тема: «Путешествие в прошлое».Домашним заданием было подготовиться к путешествию в прошлое, что же мы узнали. С кем познакомились...