урок истории 9 класс
учебно-методический материал по истории (9 класс) на тему
Урок истории для 9 класса а тему: Общественное движение при Николае 1. Выступление декабристов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_dekabristam.docx | 27.29 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ИСТОРИИ
Тема: Общественное движение при Александре I.
Выступление декабристов.
9 класс
Цель урока – достичь образовательных результатов:
- Личностный результат – формирование на примере декабристов таких нравственных качеств как честность, справедливость, ответственность, чувство гордости и восхищения их решительностью, мужеством; формирование активной гражданской позиции.
- Метапредметный результат – уметь анализировать информацию, решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи; уметь излагать свои мысли, их аргументировать.
- Предметный результат – знать события восстания декабристов, понимать причины их поражения, результаты и последствия движения; извлекать нужную информацию из разных источников.
ТЕХНОЛОГИЯ: проблемное обучение.
Урок рассчитан на 2 ч.
Оборудование: учебник Арсентьев Н.М, Данилов А.А.,Левандовский А.А. под ред. Торкунова А.В. История России ХIХ век; проектор; ноутбук.
План урока
- Зарождение организационного общественного движения.
- Первые тайные общества.
- Династический кризис. Выступление 14 декабря 1825 года.
- Историческое значение движения декабристов.
Основные понятия и даты: декабристы; «Союз Спасения» (1816-1817), «Союз благоденствия» (1818- 1821), Южное общество(1821-1825), Северное общество(1822-1825); 14 декабря 1825г., Конституция.
Ход урока
- Орг. момент.
- Формирование мотива действий:
Учитель: Урок мне хочется начать поэтическими строчками замечательного поэта. Вслушайтесь в них. Подумайте, кому они посвящены, кто их автор.
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора. . . А.С. Пушкин.
ВОПРОСЫ КЛАССУ:
- Кому посвящено это стихотворение? (декабристам)
- А кто автор? - Знаете ли вы, кто такие декабристы?
- Известно ли вам что- нибудь о них?
- Я не случайно прочитала эти строки в начале урока. Пушкин написал это послание своим опальным друзьям и передал его им с женой декабриста Муравьева в далекую Сибирь.
- Предположите, какова тема нашего урока?
Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов.
III. Актуализация знаний учащихся
Учитель: - Мы проживаем в том крае, куда были сосланы декабристы за свою деятельность.
- А кого отправляют в ссылку? ОТВЕТЫ УЧ-СЯ (преступников).
- Кого прославляют в стихах, на картинах, памятниках? ОТВЕТЫ УЧ-СЯ (героев).
IV. Формулирование проблемы
- Так кем же были декабристы: преступниками или героями? Хотите поразмышлять сегодня об этом?
- Чтобы разрешить эту проблему, на какие вопросы нам необходимо ответить? ОТВЕТЫ УЧ-СЯ (узнать их требования, их тактику действий, результаты и значение их деятельности).
V. Решение проблемы
Учитель: - А сейчас мы перенесемся с вами в тот далекий ХIХ век, в эпоху царствования Александра I: не простое время для России: непобедимый Наполеон и его полумиллионная армия были разбиты, но победа досталась ценою больших потерь. Постепенно налаживается жизнь: в экономике крепнет капиталистический уклад, дворяне расширяют свои привилегии, а крестьяне по-прежнему находятся в позорной крепостной зависимости, которая является «пороховой бочкой» под зданием могущественной империи.
О начале правления Александра I А.С. Пушкин писал: «Дней Александровых прекрасное начало . ПОЧЕМУ ТОЛЬКО НАЧАЛО? (после Отеч.войны свернул реформы)
- Что заставило императора отказаться от курса либеральных реформ? /смерть двух дочерей и сестры, рост мистических настроений царя, революции в Европе против Священного союза/
- Какие факты доказывают, что в последние годы своего правления Александр I перешел к политике укрепления самодержавной власти? /Аракчеевщина. Военные поселения ухудшили и без того тяжелое положение крестьян. Все слои общества зависели от тайной полиции. Помещикам вернули право ссылать крестьян в Сибирь. Введена была строжайшая цензура.)
- Какие настроения существовали в обществе в отношении политики царя? (недовольство отказом от реформ)
Учитель: После Отечественной войны 1812г. и заграничных походов русская армия вернулась на родину. Офицеры-дворяне познакомились с жизнью и просветительскими идеями Западной Европы, многие из которых приобщились к масонским организациям.
Масоны- деятели религиозно- политической организации, провозглашавшей целью объединение человечества.
Участие в масонстве давало сторонникам идей либерализма опыт, необходимый для создания и деятельности их собственных организаций.
Первыми носителями освободительных идей в России выступили лучшие представители привилегированного сословия- дворянства. Люди состоятельные, начитанные, среди которых есть художники, поэты, музыканты, начали по-иному смотреть на российские порядки.
Бездействие и нерешительность властей в реформировании государства подтолкнула сторонников преобразований к созданию тайных обществ и кружков.
- Давайте вместе выясним причины образования тайных обществ (сл. 4)
1. Война 1812г. и связанный с нею мощный патриотический подъем, охвативший все русское общество.
2. Заграничные походы русской армии 1813-1815гг. и знакомства офицеров с политическим устройством европейских государств.
3. Чтение сочинений европейских мыслителей эпохи Просвещения.
4. Крепостное право, военные поселения.
5. Революционные события в Западной Европе.
Тайные общества и кружки (слайды 5-9)
1. «Союз Спасения»(1816-1818).Руководитель: Муравьев А.Н., члены – Трубецкой Сергей, Никита Муравьев, Павел Пестель, Иван Пущин и др. Программа: введение конституции и гражданских свобод, ликвидация крепостничества, ограничение самодержавия.
2. «Союз Благоденствия»(1818- 1821).В него входили почти все те же члены. Программа: введение конституции, ликвидация самодержавия, утверждение конституционной монархии.
3. Южное общество(1821-1825). Руководитель: Пестель П.И. Программа «Русская правда».
- Северное общество(1822-1825). Руководитель: Муравьев Н.М. Конституция Муравьева Н.М.
- Так чего же хотели декабристы, каковы были их цели?
Работа с таблицей: – пар.8 п.3-4 (работа в парах - по каким критериям будем сравнивать программные документы декабристов - определяют уч-ся )
Запись таблицы в тетрадь (слайд 10):
Вопросы сравнения | Программа Южного общества- «Русская правда» П.Пестеля | Программа Северного общества- «Конституция» Н.Муравьева |
Власть, форма правления | Республика, власть на 10 лет Временному правительству. Законодательная власть - Народному вече, исполнительная – Державной Думе, власть на местах- избранным правлениям сроком на 1 год. Россия- единое и неразделимое государство. | Конституционная монархия. По территориально-государственному устройству Россия становилась федерацией из 13-14 государств и 2 областей. Законодательная власть- Народному вечу (право голоса- богатым), исполнительная- императору Принятие конституции |
Крепостное право | Отменяется. Земля делится между помещиками и крестьянами | Отменяется, земли помещиков остаются за ними. |
Сословный строй | Отмена сословий. Равенство всех перед законом, гражданские свободы | Отмена сословий. Равенство всех перед законом, но избирательное право- только богатым |
ВОПРОСЫ КЛАССУ:
- Что общего было в программах декабристов? (отмена крепостного права, равенство перед законом)
- В чем различия? (по форме правления и по вопросу наделения крестьян землей)
- Итак, каковы основные требования декабристов?
1) отмена крепостного права 2) отмена или ограничение самодержавия
Дворяне избрали тактику «военной революции»- вооруженное восстание армии без участия народа.
Дату выступления назначили на 14 декабря 1825 г.
Период с 19 ноября по 14 декабря 1825г. носил название междуцарствие, т.к. Александр I внезапно скончался осенью 1825г., а нового царя еще не было. Императором должен был стать брат Александра I- Константин, который в это время был наместником в Польше. Он устно отрекся от трона, а манифест об этом не был издан. После издания манифеста Николай I стал царем. «Переприсяга» новому императору была назначена на 14 декабря 1825г.
- А теперь мы все превратимся в участников выступления декабристов. ГРУППОВАЯ РАБОТА С УЧЕБНИКОМ: параграф.9.
1 ГРУППА: Составить план действий декабристов.
2 ГРУППА: Определить причины поражения декабристов.
3ГРУППА : Определить участь декабристов.
Время работы в группах - 10 минут.
ОБСУЖДЕНИЕ РАБОТ ГРУПП:
1 ГРУППА.
План выступления декабристов:
1. Вывести на Сенатскую площадь 6 гвардейских полков
2. Назначить диктатора- человека с неограниченными полномочиями
3. Взять Зимний дворец, арестовать царскую семью
4. Захватить банк и почтамт
5. Сенат должен утвердить «Манифест к русскому народу»: введение гражданских прав и свобод, отмена неограниченной власти императора. Отмена крепостного права. (слайд 12)
ВОПРОСЫ КЛАССУ:
- Отметьте, какие пункты плана осуществились, а какие –нет.
- Какой можно сделать вывод? Чего не учли декабристы?
2 ГРУППА
Причины поражения декабристов (запись в тетрадь):
- Узкая социальная база (офицеры-дворяне);
- Отсутствие необходимого единства и согласованности действий;
- Неготовность большей части общества к ликвидации самодержавия и крепостничества. (слайд 15)
3ГРУППА
Как власть расправилась с участниками выступления:
1. Арестован и осужден 121 человек
2. 5 человек казнены: Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Михаил Бестужев-Рюмин, Сергей Муравьев-Апостол, Петр Каховский
3. Более 100 декабристов сосланы в Сибирь. (слайд 16)
ВОПРОСЫ КЛАССУ:
- Как Николай 1 отнесся к декабристам? (как к закоренелым преступникам)
- А как общество отнеслось к декабристам? В чем состояло историческое значение восстания декабристов? (всколыхнулась передовая часть российского общества и в дальнейшем стали вести борьбу с крепостничеством и самодержавием; тема декабристов нашла отражение в творчестве многих деятелей культуры). (слайд 17)
VI. ИТОГ УРОКА (РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ):
-ТА КТО ЖЕ ТАКИЕ ДЕКАБРИСТЫ: ПРЕСТУПНИКИ ИЛИ ГЕРОИ? ПОЧЕМУ ВЫ ТАК СЧИТАЕТЕ?
VII. Рефлексия: (слайд 19)
Учитель: Ребята, запишите на листочках (заготовлены заранее и лежат на партах):
НА УРОКЕ МНЕ ОТКРЫЛИСЬ:
- 3 самых важных имени
- 3 самых важных чувства
- 3 самых важных качества
Домашнее задание: на выбор (слайд 20)
- Параграфы-8,9 - всем;
- мини – сочинение «Я - участник выступления 14 декабря 1825 года»
- Загадка от поэта: Поговорив с возвратившимися из ссылки декабристами, П.А.Вяземский записал: «У этих людей всегда 14-е декабря и никогда не наступит 15-е» Что он хотел этим сказать?
Приложение 1.
Прочитайте по ролям эпизод «Морской офицер» (работа в группах по 4 чел.)
МОРСКОЙ ОФИЦЕР
Начались допросы декабристов. Вел допросы сам царь Николай I. Гордо держали себя декабристы во время следствия. По Петербургу ползли слухи о смелом ответе царю Николая Бестужева.
Морской офицер Николай Бестужев был старшим братом Александра Бестужева. Во время восстания он привел на Сенатскую площадь гвардейский морской экипаж.
Стоят друг против друга царь Николай I и Николай Бестужев.
Внимательно смотрит на декабриста царь.
- Ты Николай Бестужев?
- Так точно, ваше величество, я и есть Николай Бестужев.
- Значит, поднял руку свою на отечество?
- Никак нет, ваше величество. За святынь почитаю родину. Ценю превыше всего отечество.-
- Против чего же ты бунтовал?
— Против негодных порядков, ваше величество!
— Да знаешь ли ты, — Николай I заметно повысил голос,—
что все вы в моих руках...
— Знаю,— спокойно ответил Бестужев.
Спокойный ответ и взорвал царя.
— Ах, знаешь! — закричал Николай I.— Нет, ты пока ничего
не знаешь. Хочешь, тебя помилую?
Не отвечает Бестужев.
- Хочешь, тебя повешу? Не отвечает Бестужев.
- Да знаешь ли ты, слово одно государя — и...
Вот тут-то Николай Бестужев и произнес ту самую фразу, о которой потом говорил Петербург:
— Ваше величество, в том-то и все несчастье, что каприз
царей в России превыше любых законов. Против порядков этих
я и поднял с друзьями меч.
- Какие качества личности Бестужева проявились в этом эпизоде?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории. Класс: 5. Тема урока: Жизнь египетского вельможи.
Урок: историяКласс: 5 Тема урока: Жизнь египетского вельможи.Цель и задачи урока: 1. Познакомить учащихся с жизнью египетских ве...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»
Предмет история Класс 5Тема урока «Военные походы фараонов»Цель урока: ...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»
Урок история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...
Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманнов
Дата: 15.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманновЦели урока Познакомить учащихся с географией путешествий и завоеваний норманнов Сформировать предста...
Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии
Дата: 17.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура ВизантииЦели урока подвести учащихся к пониманию...
Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Средневековая деревня
Урок: историяКласс: 6Тема: Средневековая деревняЦели: 1. Дать представление о феодальной вотчине – сеньории; показать, на чём основывались отношения между феодалом-сеньор...
Конспект урока истории Класс 6 Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).
Урок историяКласс 6Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).Тип урока: сообщение новых знанийЦели: Формирование и развитие у ребят ...