Программа по истории 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Директор МОУ «Гимназия № 29»
_____________Волкова О.А. _____________Марисова О.Ю.
Протокол № 1 от «29» августа 2015 г.
«28» августа 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «История» в 7А, 7Б классах
(базовый уровень)
Составитель: Рогочева Ю.В.
учитель истории и обществознания
МОУ «Гимназия №29»
г.о. Саранск
Республики Мордовия
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «История. 7 класс» составлена на основании следующих документов:
1.Федерального общегосударственного стандарта основного общего образования по истории, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089,
2. Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию Минобразования РФ при реализации в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Минобразования и науки РФ от 31.03.2015 № 253) на 2015-16учебный год.
3.Авторской программы «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной. - М.: Просвещение, 2013г., авторской программы «История России 6-9 кл.» А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2008.
Программа соответствует учебникам «Новая история. 1500-1800» А. Я. Юдовской, П.А. Баранова, Л. М. Ванюшкина. М.: Просвещение, 2013г; «История России: конец XVI – XVIII вв.» А. А. Данилов и Л. Г. Косулина. М.: Просвещение, 2013г.
и обеспечена соответствующим учебно-методическим комплексом.
Согласно Федеральному базисному учебному плану, утвержденный приказом МО РФ №1312 от 9.03.2004, Региональному базисному учебному плану для образовательных учреждений Республики Мордовия, учебному плану МОУ «Гимназия № 29» на 2015-2016 учебный год на изучение истории в 7 А, 7Б классах отводится 2 часа в неделю, всего – 68 часов в год: 28 часов отводится на изучение истории нового времени с 1500 по 1800 гг., 40 часов по истории России.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе гимназии. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории и авторской программой учебного курса.
С учетом уровневой специфики 7А, 7 Б классах выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения по истории (базовый уровень).
Преобладающей формой текущего контроля служат:
- письменные опросы: контрольные, самостоятельные работы, тесты;
- устные опросы: собеседование.
Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность.
Программой предусмотрено проведение 2 контрольных работ (тесты) по основным темам курса. С учетом уровневой специфики 7А, 7Б классах выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения по истории (базовый уровень).
В течение года возможны коррективы календарно-тематического планирования, связанные с объективными причинами (морозные дни, карантин).
Общая характеристика учебного предмета
Примерная программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В примерной программе по истории на ступени основного общего образования сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ТЕМА 1.
ЕВРОПА И МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:
• знать: обобщенное представление о Европе и мире в начале нового времени, хронологических рамках этого периода, о технических открытиях и выходе к Мировому океану, о Великих географически открытиях, усиление королевской власти в XVI-XVII вв., абсолютизме в Европе, о высоком Возрождении, о рождении новой европейской науки, распространению Реформации в Европе.
• уметь: понимать причинно – следственные связи, составлять хронологическую таблицу, доказывать свою точку зрения, делать сообщения, извлекать информацию из исторических источников, решать познавательные задачи, анализировать документы и делать выводы.
ТЕМА 2.
РАННИЕ БУРЖУАЗНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИ.
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:
• знать: основные понятия темы, обобщенное представление о ранних революциях в Нидерландах, Англии; о международных отношениях.
• уметь: выявлять причинно – следственные связи между различными сферами общественной жизни накануне революций, выявлять общее и различное в исторических событиях.
ТЕМА 3.
ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ.
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:
• знать: обобщенное представление о Веке Просвещения, о художественной культуре Европы эпохи Просвещения, о промышленном перевороте в Англии, о причинах войны за независимость и созданию США, о Франции в XVIII.в. и причинах и начале Великой французской революции.
• уметь: понимать причинно – следственные связи, доказывать свою точку зрения, делать сообщения, извлекать информацию из исторических источников, анализировать документы и делать выводы, сравнивать исторические явления, по карте определять ход событий.
ТЕМА 4.
КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ.
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:
• знать: обобщенное представление о колониальном периоде в Латинской Америке.
• уметь: понимать причинно – следственные связи, делать сообщения, извлекать информацию из исторических источников, анализировать документы и делать выводы, сравнивать исторические явления, по карте определять ход событий.
ТЕМА 5.
ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА.
НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ.
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:
• знать: обобщенное представление о ранних государствах Востока в раннее Новое время и мире в эпоху раннего нового времени.
• уметь: сравнивать исторические явления, работать с дополнительной литературой.
ТЕМА 6.
РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI-XVII ВЕКА.
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:
• знать: о внутренней и внешней политике Бориса Годунова, о причинах Смуты.
• уметь: определять причины Смутного времени, работать с картой, выделять главное из текста, формулировать и доказывать свое мнение.
ТЕМА 7.
РОССИЯ В ХVII в.
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:
• знать: о политическом, экономическом, социальном развитии России.
• уметь: сравнивать исторические явления, работать с дополнительной литературой.
ТЕМА 8.
РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХVIII в.
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:
• знать: о внутренней и внешней политике Петра Первого, значении петровских преобразований, основные даты и события. Хронологию Северной войны, причины восстаний, участников, их требования.
• уметь: понимать причинно – следственные связи, делать сообщения, извлекать информацию из исторических источников, анализировать документы и делать выводы, приводить аргументацию и доказывать, сравнивать исторические явления, по карте определять ход событий.
ТЕМА 9.
РОССИЯ В 1725—1762 гг.
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:
• знать: причины дворцовых переворотов, хронику событий, о внутренней и внешней политике России с 1725 по 1762 гг.
• уметь: обобщать знания, делать выводы, доказывать свои суждения, работать с дополнительной литературой, развивать умение работать с картой.
ТЕМА 10.
РОССИЯ В 1762—1800 гг.
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:
• знать: о внутренней и внешней политике Екатерины Второй, значении преобразований при Екатерине Великой.
• уметь: работать с документами, давать собственные аргументированные суждения, работать с картой, определять основные черты экономического развития, делать выводы о влиянии крепостного права на развитие отраслей экономики, определять направления внешней политики, работать с дополнительной литературой.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.
ТЕМА 1.
ЕВРОПА И МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ (12 часов)
Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию. Путешествие Христофора Колумба. Открытие нового материка — встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете. Фернан Магеллан. Первое кругосветное путешествие.
Западноевропейская колонизация «новых» земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете.
Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.
Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития. Короли и парламенты. Судебная и местная власть под контролем короля. Общество и личность в условиях абсолютизма. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Божий». Создание национальных государств. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.
Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капиталистическое предприятие. Рождение капитализма.
Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи Нового времени. Новое дворянство. Рост числа лиц, работающих по найму. Бродяжничество. Законы о нищих.
Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды европейского населения — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи — менялась мода. Костюм— «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.
От Средневековья — к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма.
Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Франсуа Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство в Западной Европе. Развитие светской музыкальной культуры.
Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения»: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в. Искусство Северного Возрождения.
Развитие науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма. Фрэнсис Бэкон и Ренэ Декарт — основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.
Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь народной Реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение.
Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.
Королевская власть и реформация в Англии. Генрих VIII — «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I — «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.
Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон — «король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.
ТЕМА 2.
РАННИЕ БУРЖУАЗНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИ (4 часа)
Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики; внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества.
Причины международных конфликтов в XVI—XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная «система». Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения. Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями.
Семилетняя война, ее участники и значение. Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.
ТЕМА 3.
ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (8 часов)
Просветители XVIII в. — наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.
Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека новой эпохи в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хоггарт, Ж. Шарден.
Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. Ван Бетховена: прославление разума, утверждение торжества и победы светлых сил.
Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры.
Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — «дешевая рабочая сила». Первые династии промышленников. Движения протеста. Цена технического прогресса.
Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма.
Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. «Билль о правах». Претворение в жизнь идей Просвещения.
Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России.
Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.
Франция в середине XVIIIв. Характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI, попытка проведения реформ. Созыв Генеральных штатов. Учредительное собрание 14 июля 1789 г. — начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет.
Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер.
ТЕМА 4.
КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ (1 час)
Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор.
Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт как военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.
Величие и трагедия Французской революции. Французская революция в мировой истории. Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной системы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бесправие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения. Республика Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на Гаити.
.
ТЕМА 5.
ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА.
НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ (1 час)
Основные черты традиционного общества: государство — верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.
Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.
Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. Закрытие Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние.
Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сегунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.
ПОВТОРЕНИЕ. МИР В ЭПОХУ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ (1 час)
ТЕМА 6.
РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI-XVII ВЕКА (4 часа)
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 — 1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.
Смута. Причины и суть Смутного времени. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмит-рия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Тушинский лагерь. Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.
ТЕМА 7.
РОССИЯ В ХVII в. (9 часов)
Политический строй. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская деятельность А. Л. Ордина-Нащокина и В. В. Голицына, царя Федора Алексеевича.
Экономическое и социальное развитие. Экономические последствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явления в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Развитие торговли. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов.
Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.
Народы России в XVII в. Освоение Сибири.
Народные движения. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина.
Власть и церковь. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666—1667 гг.
Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1653—1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы.
Образование и культура в XVII в. Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С. И. Дежнев. В. Д. Поярков. М. В. Стадухин. Е. П. Хабаров. Литература. Сатирические повести («О Шемя-кином суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические повести («Житие» протопопа Аввакума). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитектура. Живопись. Симон Ушаков.
Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьян.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ (1 час)
ТЕМА 8.
РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХVIII в. (11 часов)
Преобразования Петра I. Предпосылки петровских преобразований. Личность Петра. Великое посольство 1697-1698 гг.
Реорганизация армии. Упразднение Боярской думы и при казной системы. Учреждение Правительствующего сената коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городско го управления.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Правительствующего синода.
Утверждение абсолютизма. Провозглашение России империей.
Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Ремесленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. Подушная подать. Развитие путей сообщения. Начало строительства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго-Донского каналов.
Цена и последствия реформ Петра I.
Внешняя политика Петра I. Северная война 1700—1721 г «Нарвская конфузия». Полтавская битва. Победы русско1 флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир.
Восточное направление внешней политики. Прутский поход. Каспийский поход.
Итоги внешней политики Петра I.
Народные движения. Причины народных восстаний Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение последствия народных выступлений.
Изменения в культуре. Культура «верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний Я. В. Брюс. Л. Ф. Магницкий. Развитие техники. Создание Академии наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библиотеки.
Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. В. В. Растрелли. И. К. Коробов.
Изобразительное искусство. Гравюра. А. Ф. Зубов. Светская живопись. И. Н. Никитин.
Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.
ТЕМА 9.
РОССИЯ В 1725—1762 гг. (4 часа)
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Елизавета Петровна.
Внутренняя политика. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. «Конференция при высочайшем дворе». Расширение привилегий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.
Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1757—1762 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков.
ТЕМА 10.
РОССИЯ В 1762—1800 гг. (10 часов)
Екатерина П. Внутренняя политика Екатерины П. Особенности внутренней политики. Политика просвещенного абсолютизма. Вольное экономическое общество. Уложенная комиссия. Золотой век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 70—90-е гг. XVIII в.: причины и последствия. Губернская (областная) реформа. Ужесточение крепостничества.
Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева. Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны.
Экономическое развитие. Начало разложения феодальной крепостнической системы. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-промышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.
Развитие общественной мысли. Проникновение либеральных идей в Россию. Н. И. Новиков. А. Н. Радищев. Борьба самодержавия с вольнодумством.
Павел I. Внутренняя политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для установления законов Российской империи. Репрессивная политика.
Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причерноморья. Греческий проект Екатерины Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в делах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1787—1791 гг. и ее значение. Политика «вооружен» нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Внешняя политика Павла I.
Культура и быт во второй половине XVIII в. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Московского университета (1745 г.). Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломонос М. И. Шеин. В. Н. Татищев. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинников. Освоение Русской Америки. Развитие техники. И. И. Ползунов. К. Д. Фролов. И. П. Кулибин.
Литература. Новое стихосложение. Драматургия. А. П. Сумароков. Русские просветители. Д. И. Фонвизин. Г. Р. Державин. А. Н. Радищев. Н. И. Новиков. Русский сентиментализм. Н. М. Карамзин.
Театр. Ф. Г. Волков. Крепостные театры. П. И. Ковалева-Жемчугова. Т. В. Шлыкова-Гранатова.
Музыка. Д. С. Бортнянский. В. А. Пашкевич. Е. И. Фомин. Русская народная музыка.
Изобразительное искусство. Историческая живопись. А. П. Лосенко. Г. И. Угрюмов. Портрет. А. П. Антропов. И. П. и Н. И. Аргуновы. Ф. С. Рокотов. В. Л. Боровиковский. Крестьянский быт в картинах М. Шибанова. Зарождение русской скульптуры. Ф. И. Шубин.
Архитектура. Барокко. В. В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе). Русский классицизм. В. И. Баженов (Дом Пашкова, Царицынский ансамбль, Гатчинский и Павловский дворцы). М. Ф. Казаков (здание Сената в Московском Кремле, Московский университет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И. Е. Старое (Александро-Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки городов.
Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ (1 час)
РЕЗЕРВ (2часа)
\
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | Контрольные работы |
1 | ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ К НОВОМУ ВРЕМЕНИ. | 1 | |
2 | ТЕМА 1. ЕВРОПА И МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. | 12 | 1 |
3 | ТЕМА 2. РАННИЕ БУРЖУАЗНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИ. | 4 | |
4 | ТЕМА 3. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ. | 8 | |
5 | ТЕМА 4. КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ. | 1 | |
5 | ТЕМА 5. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ. | 1 | 1 |
6 | ТЕМА 6. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI-XVII ВЕКА. | 4 | 1 |
7 | ТЕМА 7. РОССИЯ В ХVII в | 9 | |
8 | ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ. | 1 | |
9 | ТЕМА 8. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХVIII в. | 11 | |
10 | ТЕМА9. РОССИЯ В 1725—1762 гг. | 3 | |
11 | ТЕМА 10. РОССИЯ В 1762—1800 гг. | 8 | 1 |
12 | ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ. | 1 | |
ИТОГО | 64 | 4 |
Календарно-тематическое планирование
учебного материала по истории,
7 А класс,
по учебникам А. Я. Юдовской, П.А. Баранова, Л. М. Ванюшкина. «Новая история. 1500-1800», М.: Просвещение, 2013г;
А. А. Данилов и Л. Г. Косулина. «История России: конец XVI – XVIII вв.», М.: Просвещение, 2013г.
(в неделю 2 ч, всего - 68 ч)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |||||||||||||||
Планируемая 7А 7Б | Фактическая
7А 7Б | |||||||||||||||||||
От средневековья к новому времени. | УИНМ | 1 | Задание на сравнение хронологических рамок «средневековья» и «нового времени» | |||||||||||||||||
1 1.2 | ГЛАВА 1. ЕВРОПА И МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ Технические открытия и выход к Мировому океану. | УИНМ | 12 1 | Письменное задание, работа с учебником, таблица | ||||||||||||||||
1.3 | Великие географические открытия. | УИНМ | 1 | Письменное задание, работа с учебником, таблица, работа с картой | ||||||||||||||||
1.4 | Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. | К | 1 | Мини-сочинение «Король и парламент» | ||||||||||||||||
1.5 | Входная контрольная работа. Дух предпринимательства преобразует экономику. | К | 1 | Составить в тетради план ответа на вопрос «Развитие мануфактурного производства» | ||||||||||||||||
1.6 | Новые ценности преобразуют общество. | К | 1 | Письменное задание, работа с учебником | ||||||||||||||||
1.7 | Повседневная жизнь европейцев. | К | 1 | Работа с учебником | ||||||||||||||||
1.8 | Высокое Возрождение. | УИНМ | 1 | Эссе: «Какие черты свойственны личностям эпохи Возрождения» | ||||||||||||||||
1.9 | Рождение новой европейской науки | К | 1 | Таблица: «Основные научные идеи, способствующие развитию новых взглядов на общество» | ||||||||||||||||
1.10 | Начало Реформации в Европе | УИНМ | 1 | Письменное задание, работа с учебником, работа с картой | ||||||||||||||||
1.11 | Распространение Реформации в Европе. | К | 1 | Письменное задание, работа с учебником, работа с картой | ||||||||||||||||
1.12 | Королевская власть и Реформация Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции | К | 1 | Отвечать на вопросы | ||||||||||||||||
2 2.1 | ГЛАВА 2. РАННИЕ БУРЖУАЗНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИ. Нидерландская революция | УИНМ | 4 1 | Составить в тетради таблицу: «Основные события испано – нидерландской войны», работа с картой | ||||||||||||||||
2.2 | Парламент против короля Начало революции в Англии | К | 1 | Таблица: «Реформы долгового парламента» | ||||||||||||||||
2.3 | Революция в Англии. Путь к парламентской республике | К | 1 | Сообщение об О. Кромвеле и его роли в истории Англии | ||||||||||||||||
2.4 | Первый период Нового времени Международные отношения в ХVI-XVII вв. | К | 1 | Работа с учебником и картой | ||||||||||||||||
3 3.1 | ГЛАВА 3. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ. Век Просвещения. Стремление к царству разума. | УИНМ | 8 1 | Заполнить таблицу: «Основные идеи просветителей» | ||||||||||||||||
3.2 | Художественная культура Европы эпохи Просвещения | К | 1 | Вопросы на в учебнике | ||||||||||||||||
3.3 | Промышленный переворот в Англии | УИНМ | 1 | Составить план ответа: «Переворот в сельском хозяйстве» | ||||||||||||||||
3.4 | Английские колонии в Северной Америке | К | 1 | Работа с картой | ||||||||||||||||
3.5 | Причины войны за независимость. Создание США | К | 1 | Работа с учебником | ||||||||||||||||
3.6 | Франция в XVIII.в. Причины и начало Великой французской революции. | УИНМ | 1 | Заполнить таблицу: «Основные события Великой французской революции» | ||||||||||||||||
3.7 | От монархии к республике. | К | 1 | Составить план ответа: «Значение Великой французской революции» | ||||||||||||||||
3.8 | От якобинской диктатуры к 18 брюмеру Наполеона Бонапарта | К | 1 | Работа с учебником | ||||||||||||||||
4 4.1 | ГЛАВА 4. КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ. Колониальный период в Латинской Америке. | УИНМ | 1 1 | Работа с учебником | ||||||||||||||||
5 5.1 | ГЛАВА 5. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ. Государства Востока в раннее Новое время | УИНМ | 1 1 | Подготовить сообщение об одной из восточных религий | ||||||||||||||||
Мир в эпоху раннего нового времени. | УОИСЗ | 1 | Тест | |||||||||||||||||
6 6.1 | ТЕМА 6. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI-XVII ВЕКА. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова | УИНМ | 4 1 | Работа с учебником, работа с настенной картой | ||||||||||||||||
6.2 | Смута. Контрольная работа | К | 1 | Тест | ||||||||||||||||
6.3 | Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых. | К | 1 | Работа с учебником и документами | ||||||||||||||||
7 7.1 | ТЕМА 7. РОССИЯ В ХVII в. Политический строй. | УИНМ | 8 1 | Работа с учебником | ||||||||||||||||
7.2 | Экономическое развитие. | К | 1 | Работа с картой | ||||||||||||||||
7.3 | Социальное развитие. | К | 1 | Работа с учебником | ||||||||||||||||
7.4 | Народные движения. | К | 1 | Работа с картой, выписать в тетради причины и последствия народных движений | ||||||||||||||||
7.5 | Власть и церковь. | К | 1 | Подготовиться к дискуссии по проблеме: «Мог ли конфликт между властью и церковью разгореться при Михаиле Романовиче?» | ||||||||||||||||
7.6 | Внешняя политика. | К | 1 | Работа по карте | ||||||||||||||||
7.7 | Образование и культура в ХVII в | УЗУИН | 1 | Таблица, составление кроссвордов по теме: «Культура» | ||||||||||||||||
7.9 | Сословный быт Обычаи и нравы. | К | 1 | Работа по учебнику | ||||||||||||||||
Контрольная работа. Россия и мир на рубеже XVI-XVII вв. | УОИСЗ | 1 | Тест | |||||||||||||||||
8 8.1 | ТЕМА 8. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХVIII в. Предпосылки петровских преобразований. | УИНМ | 11 1 | Работа с учебником и в тетрадях | ||||||||||||||||
8.2 | Личность Петра. Великое посольство 1697— 1698 гг. | К | 1 | Работа с учебником и с документами | ||||||||||||||||
8.3 | Реформы в экономике. | К | 1 | Работа с картой, с учебником, выписать даты в рабочую тетрадь | ||||||||||||||||
8.4 | Реорганизация армии. Церковная реформа. | К | 1 | Работа с картой, с учебником, выписать даты в рабочую тетрадь | ||||||||||||||||
8.5 | Внешняя политика Петра I. | К | 1 | Работа с картой, с учебником, выписать даты в рабочую тетрадь | ||||||||||||||||
8.6 | Цена и последствия реформ Петра 1. | УКИКЗ | 1 | Работа с учебником, дополнительной литературой | ||||||||||||||||
8.7 | Народные движения. | УИНМ | 1 | Работа с картой, выписать в тетради причины и последствия народных движений | ||||||||||||||||
8.8 | Изменения в культуре. | К | 1 | Сочинение на тему: «О пользе и вреде изменений в культуре при Петре I» | ||||||||||||||||
8.9 | Архитектура | К | 1 | Работа с учебником | ||||||||||||||||
8.10 | Изобразительное искусство.. | К | 1 | Работа с учебником | ||||||||||||||||
8.11 | Изменения в быту. | К | 1 | Работа с учебником | ||||||||||||||||
9 9.1 | ТЕМА 9. РОССИЯ В 1725—1762 гг. Дворцовые перевороты. | УИНМ | 3 1 | Выписать даты в рабочие тетради | ||||||||||||||||
9.2 | Фаворитизм. Елизавета Петровна. | К | 1 | Работа с учебником | ||||||||||||||||
9.3 | Внутренняя политика. Внешняя политика. | К | 1 | Работа с настенной картой, работа в тетрадях | ||||||||||||||||
10 10.1 | ТЕМА 10. РОССИЯ В 1762—1800 гг. Екатерина II. Внутренняя политика Екатерины II. | УИНМ | 9 1 | Работа над вопросами | ||||||||||||||||
10.2 | Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева. | К | 1 | Работа с картой | ||||||||||||||||
10.3 | Экономическое развитие. | К | 1 | Работа с картой | ||||||||||||||||
10.4 | Развитие общественной мысли. | К | 1 | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||||||||||||||||
10.5 | Павел 1. Внутренняя политика Павла. Внешняя политика. | К | 1 | Работа с учебником и тетрадью | ||||||||||||||||
10.6 | Культура и быт во второй половине ХVIII в. | УЗУН | 1 | Выступления учащихся, таблица | ||||||||||||||||
10.7 | Литература. Театр. Музыка. | К | 1 | Выступления учащихся, таблица | ||||||||||||||||
10.8 | Зодчество. | К | 1 | Продолжить составлять таблицу | ||||||||||||||||
10.10 | Контрольная работа. | УЗЗ | 1 | Тест | ||||||||||||||||
ИТОГО | 68 | |||||||||||||||||||
Нормативно – правовая база
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
2.Рекомендательное письмо МО РМ от 12.04. 2010 №1718
3. Приказ МО РМ «Об утвержден6ии инструкции по разработке учебных программ отдельных учебных дисциплин, курсов в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия» № 904 от 16.08. 2011 года.
Материально – техническое обеспечение учебного предмета
Перечень оборудования:
DVD – коллекция учебных фильмов (Всеобщая история, 7 класс),
(История России XVII-XVIII вв.).
Перечень наглядных и дидактических материалов:
1. Карта «Российское государство в XVII в.»
2. Карта «Смутное время в России в начале ХVIIв.»
3. Карта «Россия в XVII в.»
4. Карта «Россия с конца XVII в. по 60-е гг. XVIII в.»
5. Карта «Рост территории России в ХVII в. Народы Сибири и Дальнего Востока/»
6. Карта «Россия в XVIII в.»
7. Карта «Россия в 1760-1800гг.»
8. Карта «Россия во второй половине XVIII вв.»
9. Репродукции «Россия в 1760-1800 гг.»
10. Репродукции или фотографии основных памятников архитектуры и произведений живописи XVII в.
11. Схема «Социальная структура общества»
12. Портреты Екатерины II разных художников, портреты «Михаил Федорович», «Царь Алексей Михайлович»
Учебно-методическое обеспечение
Учебников
1.«Новая история. 1500-1800» А. Я. Юдовской , П.А. Баранова, Л. М. Ванюшкина. - М.: Просвещение, 2013г;
2.«История России: конец XVI – XVIII вв.» А. А. Данилов и Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2013г.
Учебные пособия для учителя
Барг М.А. Великая английская революция в портретах ее деятелей. М., 1991.
Виппер Р.Ю., Реверсов И.П., Трачевский А.С. История нового времени. М.: Детская литература, 1970.
Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991.
Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993.
Ревунков В.Г. Очерки по истории Великой Французской революции. 1789-1799 Л., 1989.
Учебные пособия для учащихся
Анисиов Е.В. Елизавета Петровна. М., 1999.
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХV – XVIII вв. Т. 1-3. М., 1986-1991.
Емельян Пугачев на следствии. Сборник документов и материалов. М., 1997.
Житие протопопа Аввакума. М., 1997.
Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях. Т. 1-2. М., 1895-1901.
История внешней политики России. XVIII век. М., 2000.
Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991.
Кублицкий Г.И. В стране странностей. Путешествие по Голландии, Швеции, Норвегии. М.: Детская литература, 1970.
Леонтьева Г.А. и др. Ключи к тайнам Клио. М., 1994.
Любавский М.К. Обзор истории русской колонизации. М., 1996.
Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры. IX – XVIIвв. М., 1984.
Павленко Н.И. Екатерина Великая. М., 1999.
Павленко Н.И. Меншиков. М., 2000.
Павленко Н.И. Петр I. М., 1976.
Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993.
Ревунков В.Г. Очерки по истории Великой Французской революции. 1789-1799 Л., 1989.
Соловьев С.А. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989.
Стоун И. Микеланджело. Л.: Детская литература, 1972.
Филиппов Л.А. Колумбы Вселенной. М.: Детская литература, 1970.
Энциклопедический словарь юного историка. М., 1997.
Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история. М.: Просвещение, 2004.
Инструментарий мониторинга результатов
1.Методическое пособие по истории России. Н.Ю. Колесниченко. 2005г.
2.Дидактический материал по истории России: конец XVI – XVIII вв».Н.Ю. Колесниченко. 2005г. Тесты по истории России XVII – XVIII вв. А.А. Романова. 2000г. 3.История. Россия и мир: тесты 7кл.: А.Э. Безносов. 2001г.
4.Олимпиады по истории. 7 кл. С.Г. Глущенко. 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...