Открытый урок "Восстание декабристов"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Открытый урок для 8 класса по теме "Восстание декабристов".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dekabristy_otkrytyy_urok.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока по истории России в 8 классе по теме "Один день на Сенатской площади – и целая жизнь"
Цель: Активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе практической работы: итоги вооружённого восстания 14 декабря 1825 г.
Задачи:
- Образовательные: обеспечить создание у школьников образного представления о восстании декабристов, о той роли, которую играют декабристы в истории Отечества;
- Воспитательные: с целью нравственного воспитания учащихся в сюжетном рассказе о событиях 14 декабря ярко показать проявление декабристами таких моральных качеств, как мужество, стойкость, любовь к Родине. Подвести учащихся к самостоятельному осмыслению причин противоречивых действий декабристов;
- Развивающие: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы, создать содержательные и организационные условия для развития у школьников познавательной деятельности;
Оборудование:
- История России, конец 19 век: учебник для общеобразовательных учреждений. – 8-ое изд.- М.: Просвещение, 2002 – 147с.;
- Исторический текст для работы с пометками;
- Карточка с таблицей «Знаю – Узнал»;
- Карточка 4 «Незаконченные предложения»;
- презентация
Тип урока: изучение нового материала
Применённая педагогическая технология: проблемное обучение, личностно ориентированное, реализация компетентностного подхода.
Вид контроля: самоконтроль, контроль учителя.
Важнейшие даты: 14 декабря 1825 года – восстание на Сенатской площади.
Основные понятия: восстание, диктатор.
Персоналии: С.П.Трубецкой; К.Ф.Рылеев; П.Г.Каховский; бр. Бестужевы; А.И.Якубович; Николай I и др.
Ход урока
I. Организационный момент
– Добрый день ребята, уважаемые гости.
Нам предстоит вспомнить одну из самых интересных, удивительных тем в курсе истории России 19 века « Восстание декабристов», которую мы изучали.
Сегодня на уроке вы прослушаете небольшую лекцию, увидим интересный демонстрационный материал.
Вам предстоит выполнить самостоятельную работу с целью углубленного изучения темы, а также применить полученные знания в выполнении контрольных заданий.
Поэтому я прошу вас внимательно меня слушать, стараться запомнить ключевые моменты, чтобы мы вместе с вами ответили на вопросы, волнующие всех и хорошо выполнили задания.
Желаю удачи!
– Тема урока: «Один день на Сенатской площади – и целая жизнь»
– 181 год назад, 14 декабря 1825 года, была сделана отважная, отчаянная попытка изменить ход российской истории.
В общем, с событием, тем давним и трагичным, мы уже знакомы, на этом можно было бы
поставить точку. В Российской истории много событий, ярких имен, но на мой взгляд,
декабристы, одни из немногих, кто не действовал ради удовлетворения амбиций, ради
славы, денег , стремясь к власти. Дворяне, в большинстве своем богатые, титулованные
люди, умные, могли бы сделать блестящую карьеру. Зачем им , к примеру, отменять
крепостное право, если благосостояние их зависело от крепостных? Какая-то глубокая
человеческая порядочность присутствовала в них.
– Почему образованные, обеспеченные, молодые офицеры вышли на Сенатскую площадь?
– Итак, начинаем работать.
Вместе с учащимися поставить задачи, которые мы должны решить на этом
уроке
1. Определить причины, побудившие к восстанию
2. Выявить тактику декабристов во время выступления.
3. Определить отношение разных слоев общества к данным событиям
4. Определить причины поражения восстания5.Определить итоги восстания
II. Повторение пройденного материала
– Ребята, кто такие декабристы?
(Молодые офицеры, дворянского происхождения, смелые не побоялись выступить против самодержавия, думали о благе народа….) (2 человека по 1 минуте).
– 14 декабря 1825 года раннее утро сменилось пасмурным днём, в этот день должна была происходить присяга новому императору Николаю I. Этим решили воспользоваться офицеры – члены Северного и Южного обществ.
Накануне восстания на бурном собрании на квартире Рылеева был утверждён окончательный план действий. Диктатором был выбран полковник князь Трубецкой С.П.
Командование войсками при взятии Зимнего дворца поручено было капитану Якубовичу А. И. Захватить, Петропавловскую крепость поручено полковнику Булатову А. М., пушки которой держали под прицелом весь центр города. Третий полк должен был выйти к Сенату и помешать сенаторам, присягать новому монарху, заставить их подписать Манифест к русскому народу, объявляющий об отмене самодержавия и крепостного права, введении льгот солдатам и свободы слова, ликвидация военных поселений.
Документ из «Манифеста к русскому народу
План занятия Зимнего и Сената сорвался. Не явился на площадь руководитель восстания Трубецкой. Выбрали нового диктатора – Оболенского, но действовать было уже поздно. Сенаторы присягнули царю, и здание Сената опустело.
Только около 11 часов дня, на Сенатскую площадь 30 офицеров - декабристов смогли вывести 3тысячи солдат, построенные вокруг памятника Петру I, по принципу «каре» .
Остальная часть гарнизона присягнула Николаю. Генерал – губернатор Петербурга М.А. Милорадович пытался уговорить восставших, но Каховский выстрелом из пистолета убил его.
Лишь в сумерках, в 5 часу, Николай решился применить против мятежного каре артиллерию. Расчёт декабристов на то, что свои не будут стрелять в своих не подтвердился.
Среди причин поражения декабристов главной называют ту, которую А. И. Герцен определил так: «на площади не хватало народа», «для народа, но без народа». Постоянно подчеркивается, что декабристы, будучи дворянскими революционерами, боялись
обратиться к народу. Народ в то время не был готов к восприятию революционных
призывов. Характерный для России факт: сохранение монархических иллюзий, веры в царя в крестьянских массах при откровенной враждебности к дворянству. Такого полнейшего разрыва революционеров и угнетенных масс , как в России, не было ни в одной стране мира. Нигде столь далекими от народа не были революционеры. Нигде столь отсталыми не были массы. Оборотной стороной этой отсталости и была в сущности предельная узость организации и тактики первых российских борцов с самодержавием.
Северное и Южное общество вели пропаганду только в армии. Они пытались повести народ, к справедливому общественному устройству не спрашивая желания народа.
Третьего января 1826 г. восставший Черниговский полк на юге был разбит. А руководитель Муравьёв – Апостол арестован.
13 июля 1826 года 5 декабристов – казнены (П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. И. Муравьёв – Апостол, М. П. Бестужев – Рюмин, П. Г. Каховский).
Свыше 100 лучших образованнейших людей России были сосланы на 20 – 30 –летнюю каторгу в Сибирь, отправлены солдатами на Кавказ.
Постоянно напоминали стране об осуждённых жёны и сёстры декабристов, особенно те, что отправились за ними в ссылку. М. Н. Волконская, А. Г. Муравьёва, Е. П. Нарышкина . Одоевский написал стихи, посвящённые Волконской.
«И узникам, с улыбкой утешенья,
Любовь и мир душевный принесли..»
II этап «Чтение с пометками»
(учащимся раздаются индивидуальные распечатки текста)
– Ребята в течение 5 мин. Вы работаете самостоятельно с текстом (лист 2), в котором делаете пометки. V- знаю; + - это для меня новое, ? – хочу узнать.Приложение 2.
III этап игра «Реставрация»
14 дек. 1825г. – вос. дек. на С. пл.
происх. прис. имп. Н I.
- Дек. хот. заст. Сен. подпис. «Ман. к рус. нар.»
- Вос. потер. пораж. Рук. не приш. на С. пл.
- Гл. прич. пораж. Герцен назв. «На пл. не хват. нар.»
- Прав. Н I наз. дек. «мят.» и «бунт.».
Но дек. б. пол. – пол. трезвомыс., они вид., к чему вед. стр. самодер
– Обратите внимание у вас на партах лежат карточки (лист 3), это наш опорный текст для игры «Реставрация».
– Те, кто восстановит текст, расширит его, сделает более литературным – получит 5.
– А те, кто только восстановит – 4.
– Если просто расшифровать первое предложение, то получится «14 декабря 1825 года – восстание декабристов на Сенатской площади». Но нам нужно попытаться увеличить текст. Эту мысль можно сформулировать следующим образом «14 декабря 1825 года в Петербурге произошло восстание декабристов на Сенатской площади». У каждого может получиться свой вариант. Ответ записывайте на карточке. Для этой работы даётся 5 минут (прослушать ответы двух учащихся и выбрать их в ассистенты, которые будут помогать проверять карточки)
III. Закрепление
IV этап «Рефлексия»
Каждому ученику подготовлена индивидуальная карточка
Карточка
- Сегодня на уроке мне удалось ……………………………
- Самым интересным для меня на уроке было…………..
- Для России декабристы……………………………………
Знаю | Узнал | Хочу узнать |
|
|
|
– Ребята, во имя чего декабристы пожертвовали своими жизнями?
Вывод: Поговорив с возвратившимися из ссылки декабристами, государственный деятель П. А. Вяземский записал: «У этих людей всегда 14 декабря и никогда не наступит 15». Молодые, обеспеченные, образованные - 14 декабря поставили на карту своё положение и жизнь, и проиграли схватку с Зимним дворцом, но выиграли нравственное сражение. До конца своей жизни основная часть декабристов не изменила своих убеждений. А Николай I осудив их, впоследствии стал проводить политику, намеченную декабристами. Восстание оказало влияние на формирование и развитие революционного движения в России (слайд 9).
– Ребята, я благодарю вас за работу на уроке.
Литература для учителя:
- Серов Б.Н., Лескинен М.В.. Поурочные разработки по истории России с древнейших времён до конца XIX века (10 класс);
- Бурдей Г.Д. История России XIX;
Литература для учащихся:
- Школьная энциклопедия. История России 18-19 век: М.: «ОЛМА- Пресс Образования», 2003.;
- Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни.// В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М., 1988.;
- www.wikipedia.ru
Когда были созданы Южное и северное общества? Назовите авторов программ
Сравните положения программ Северного и Южного общества. Заполнить таблицу.
Охарактеризуйте документы: какая более прогрессивная. А какая более реалистичная.
«Русская правда» Н.Пестеля | «Конституция» Н.Муравьева | |
Крепостное право | ||
Земля | ||
Сословия | ||
Государственное устройство | ||
Демократические права | ||
Форма правления | ||
Избирательное право |
«Русская правда» Н.Пестеля | «Конституция» Н.Муравьева | |
Крепостное право | ||
Земля | ||
Сословия | ||
Государственное устройство | ||
Демократические права | ||
Форма правления | ||
Избирательное право |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока "Движение декабристов"
Цели урока:1. выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций, значение восстания на Сенатской площади;2. развив...
Методическая разработка открытого урока по литературе по творчеству поэтов-декабристов "Любовью к родине дыша..."
Данная методическая разработка открытого урока представляет собой один из уроков предметной недели, посвящённой 195 - летию Восстания декабристов....
Презентация к открытому уроку по литературе по творчеству поэтов - декабристов "Любовью к родине дыша..."
Презентация к открытому уроку по литературе по творчеству поэтов - декабристов "Любовью к родине дыша...", посвящённому 195 - летию Восстания декабристов....
Открытый урок в 8 классе по истории России "Династический кризис. Восстание декабристов"
Династический кризис 14 декабря 1825 года. Следствие и суд над декабристами. Историческое значение и последствия восстания декабристов....
Конспект открытого урока по истории. 8 класс. Тема урока "Восстание декабристов".
Конспект открытого урока по истории в 8 классе. Тема урока "Восстание декабристов"....
Дебаты: декабристы преступники или герои? Значение Восстания декабристов для России. Обобщающий урок для 9 класса. по УМК "Русское слово".
Данный материал предназначен для проведения урока обобщения в виде дебатов по теме:"Восстание декабристов". Так же есть самоанализ урока. Требуются видео и аудио файлы. «Декабрист...