Использование игровой технологии на уроке истории
статья по истории (7 класс)

Еремина Виктория Владимировна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_igrovoy_tehnologii_na_uroke_istorii.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровой технологии на уроке истории

Автор разработки: Еремина Виктория Владимировна,

учитель истории МБОУ СОШ №31 Осинниковского городского округа

Класс: 7й

ИГРА – ВИКТОРИНА ПО ИСТОРИИ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ

Данная игра посвящена Истории Смутного времени –  времени бед и испытаний для истории нашей страны.

Игра проводиться для 7 классов.

Задачи игры: закрепление и  углубление  знаний по курсу история России.

Развитие навыков работы индивидуальной и в коллективе. Воспитание патриотических чувств на примерах героизма, храбрости и мужества  русского народа.

Оборудование: портреты  правителей Смутного времени и участников ополчения.

 Историческая карта.

План проведения:

1.Объявления правил игры.

2.Презентация команд

3.Командные конкурсы

4.Конкурс для болельщиков

5.Подведение итогов

Правила игры:

Разыгрывается право первого хода, и команда, завоевавшая право первого хода начинает игру. Отвечая правильно на вопрос, команда продолжает игру, если нет – право ответа переходит к другой команде. Ответ оценивается по баллам: за полный ответ - 10 баллов, за неполный – 5, за неправильный ответ – 0.

Конкурсы

 В первом конкурсе разыгрывается право первого хода вопросом о последствиях и  значении Смутного времени для истории России. Командам для ответа на этот вопрос будет дано 5 минут, в течение которых они будут составлять ответ. Из команды выходят по одному человеку и поочередно отвечают. Тот, кто красноречивее составит ответ и получает право первого хода.

Дальше игра продолжается в виде опроса на знание дат и комментариев к ним.

1. Назвать год кончины Ивана Грозного (1585), и кто стал после него править (сын Федор)

Учреждение указа об  «Урочных летах» (1597) и основные его положения (5 - й сыск беглых крестьян, долговые и добровольные холопы оставались пожизненно за своим хозяином).

2. Назовите дату правления Бориса Годунова (1598 – 1605) и кем он приходился Ивану Грозному (шурин)

3. Голод при Годунове (1601 – 1603), к чему он привел (к социальному обострению и недовольством к царю, в котором видели причину всех бед)

4. Учреждение патриаршества (1589) и каково его значение (Русская церковь перестала зависеть от Константинопольского патриарха)

5. Первые слухи о спасшемся царевиче Дмитрии и его появления в Польше (1603), кто скрывался под маской царевича Дмитрия (беглый монах Григорий Отрепьев)

6. В каком году Лжедмитрий занял Москву (1605) и кто ему оказал помощь (Польский кроль Сигизмунд, магнаты, шляхта)

7. Убийство Лжедмитрия (1606, 17 мая), причины (невыполнение своих обязательств перед Польшей, боярами и Русским народом)

8. Правление Василия Шуйского (1606 – 1610), почему его называли «Боярским царем» (он выступал за интересы бояр, которые управляли им как марионеткой)

9. Появление Лжедмитрия – «Тушинского вора» (1608) и почему он получил такое прозвище (его лагерь стоял в городе Тушино)

10. Осада Смоленска Польшей (1609, сентябрь)

11. Переход власти  в руки семибоярщины (1610)

12. Первое ополчение (1610), кто его возглавил (Заруцкий, Трубецкой, Ляпунов)

13. Второе ополчение (1611 – 1612), кто его возглавил (Пожарский, Минин)

14. Избрание Михаила Романова на  Земском Соборе (1613)

15. Столбовой мир со Швецией (1617) и его результат ( переход Ивангорода, Яма, Копорье к Швеции, потеря Россией выхода к Балтийскому морю)

16. Деулинское перемирие с Польшей (1618) и его результат (потеря Россией Смоленска, Черниговской и Новгород – Северской земли)

Команда назвавшая только дату получает 5 баллов, право пояснить ответ переходит к другой команде, которая за правильный ответ получает тоже 5 баллов. За полный ответ команда получает 10 баллов.

Конкурс «краткое изложение»

Участники команд поочередно рассказывают  основные события истории Смутного времени, опираясь на  карту, показывая на ней  главные сражения и «стоянки» Лжедмитриев, используют в своих ответах портреты царей и участников ополчения. Они могу использовать в виде наглядности тот материал, который они подготовят дома.

Конкурс «интересные вопросы»

Участникам необходимо ответить на вопросы, обосновав свой ответ.

  • Что на ваш взгляд послужило причиной недовольства широких слоев населения личностью и политикой Бориса Годунова?
  • Почему Лжедмитрию оказали поддержку Русские люди?
  • Что вы знаете о «крестоцеловальной записи» Василия Шуйского, какое значение имел этот документ? (Шуйский присягнул своим подданным в том, что никогда не осудит и не придаст смерти без истинного суда, не станет лишать имущества родственников опального, если они невиновны).
  • Проанализируйте состав первого и второго ополчения. Какие обстоятельства послужили причиной неудачи первого и успехом второго ополчений? (В первом ополчении участвовали дворяне, посадские люди, казаки.  Второе состояло из дворян,  стрельцы, крестьяне, ремесленники, торговцы).
  • Расскажите о роли казачества в Смуте.
  • Почему на ваш взгляд ни Борис Годунов, ни Лжедмитрий 1, ни Лжедмитрий 11, ни Василий Шуйский  не смогли укрепить свою власть, тогда как воцарение Михаила Романова положило конец Смуте?
  • Чем объясняется популярность Михаила Романова?

Конкурс «найди правильный ответ»:

Учащимся раздаются карточки с вопросами

В восстании Болотникова не приняли участие только

     1. Кабальные люди          3. посадские люди

     2. Работные люди            4.  дворяне

В 1585 – 91 гг. была возведена третья линия каменных укреплений Москвы – Белый город под руководством

     1. Аристотель Фиорованти     2. Федор Конь    3. Феофан Грек

Под чьим именем выступал  Иван Болотников?

     1.Царь Иван          2. воевода царевича Дмитрия       3. Дмитрий

Кто возглавил первое ополчение

     1. Минин          2. Ляпунов        3. Пожарский

Летом 1608 г. Появился новый самозванец – «Тушинский вор», каково его настоящее имя?

     1. Это был настоящий царевич                3. настоящее имя неизвестно

     2. Илья Горчаков                                        4. Григорий Отрепьев

Правление «семибоярщины во главе с князем Мстиславским относиться к

     1. 1610 – 1613          2.1613 – 1617         3. 1610 - 1617

С кем и когда подписано Деулинское перемирие?

     1. 1618 со Швецией                  3. 1617 с Речью Посполитой

     2. 1617 с Турцией                     4. 1618 с Речью Посполитой

Какой Русский город одерживал польскую осаду в течение 21 месяца

      1. Новгород          2. Тверь         3. Калуга         4.  Смоленск

Чтобы справиться  с Лжедмитрием 1 Василий Шуйский заключил договор с

      1. Речь Посполитой         2. Швецией       3. Турцией       4. Литвой

Кто из известных писателей и композиторов придерживался версии вины Годунова в убийстве царевича Дмитрия

      1.Чайковкий и Жуковский                   3. Карамзин и Бородин

      2. Пушкин и Чайковский                      4. Пушкин и Мусоргский

Конкурс для  болельщиков:

Знаете ли вы, каких либо самозванцев до 17 века?

Кто был советчиком Михаила Романова?

В каком городе отбивались четыре месяца от царской армии войска Болотникова?

Чем окончилось правление Лжедмитрия 1?

На каких условия шведы обещали помочь Шуйскому в борьбе с самозванцем?

Кто возглавил второе ополчение?

Основная причина распада первого ополчения?

Подведение итогов.

Команда определяется по количеству набранных баллов. Они складываются из количества очков заработанных командой и болельщиками. Жюри отмечает тех, кто отличился в номинациях: «Лучшая команда» (команда победительница), «Лучший болельщик», «Лучший игрок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания как один из способов мотивации учащихся.

Аннотация.  Статья посвящена тематике  использования игровых технологий на уроках истории и обществознания для развития мыслительной деятельности учащихся.  Предлагается разработка дело...

Методический семинар "использование игровых технологий на уроках истории"

Цель: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для оптимального развития способностей учащихся.  Для достижения цели были поставлены следующие задачи:u1. Раскр...

Использование игровых технологий на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

Использование игровых технологий на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности учащихся....

Использование игровых технологий на уроках истории

Теоретическое обоснование применения игровых технологий с материалами "из опыта работы"...

Использование игровых технологий на уроках истории

Материал представляет собой презентацию по теме: "Использование игровых технологий на уроках истории"....

Опыт использования игровых технологий на уроках истории и обществознания.

Как повысить интерес учеников к предмету? Эта проблема волнует всех учителей. Изучение истории и обществознания, как и любой другой учебной дисциплины, сопряжено с немалыми трудностями. Они могут усуг...