Использование игровых технологий на уроках истории
статья по истории по теме
Теоретическое обоснование применения игровых технологий с материалами "из опыта работы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy_na_urokah_istorii.doc | 183.5 КБ |
ispolzovanie_informatsionnyh_tehnologiy.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Реферат
Использование игровых технологий на уроках истории.
Выполнила учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ с. Курумоч
Макарихина Татьяна Викторовна
Содержание
1.Введение.
А) Актуальность темы.
Б) Цели и задачи
2. Часть I. Дидактические игры на уроках истории.
1. Значение игровой технологии на уроке.
2. Цели игры на уроке
3. Классификация игр.
4. Игры при изучении нового материала на уроках истории.
5. Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение исторического материала
3. Часть II. Изменения в образовательном процессе
4. Содержательный блок
5. Часть III. Заключение
6. Информационные источники
I. Вводная часть
1. Актуальность темы.
2. Цель и задачи.
3. Ожидаемые результаты
II. Основная часть
1. Теоретическое описание модели (понятия, новизна, идеи по изменению существующей модели)
2. Описание изменений в образовательном процессе:
2.1. Содержательно-технологический блок
2.2. Контрольно-оценочный блок
3. Ресурсный блок (условия)
III. Заключение
- Выводы по ИР
IV. Информационные источники (использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные)
Введение.
1. Актуальность темы.
В документе Национальная образовательная инициатива
"Наша новая школа" указывается, что модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Школа является важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. [ 1 ]
Проблема современного образования заключается в том, что школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Противоречие современного образования заключается в том, что потребность общества в инициативных, творчески мыслящих, самостоятельных, способных к успешной социализации и активно адаптирующихся к изменяющимся условиям молодых людей сталкивается с традиционной направленностью массовой школы на воспитание послушного, исполнительного выпускника.
______________________________
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.
- Цели и задачи:
Цель – активизация познавательной деятельности через использование игровых технологий.
Задачи:
1) изучить научно-методологическую основу игровой технологии.
2) выявить оптимальные условия для реализации игровой технологии на уроках истории
3)оценить эффективность использования игровой технологии
Часть I. Дидактические игры на уроках истории.
1. Значение игровой технологии на уроке.
Современная педагогика все больше и больше акцентирует свое внимание на ученике, заботится о его становлении и утверждении как личности. Неоспорим тот факт, что развитие происходит в учебных ситуациях равноправного сотрудничества и диалогического общения, творческой и игровой деятельности учащихся, решения ими проблемных задач.
Сегодня психолого-педагогическая наука утверждает: для того чтобы учение было эффективным, у ребенка необходимо вызвать положительное отношение к тому, чему мы хотим его научить. Учителю недостаточно только хорошо знать свой предмет, быть эрудированным, уметь интересно преподносить учебный материал, хотя это и немаловажно. Современному школьнику необходим высокий уровень мотивации, осознанная потребность в усвоении знаний, умение учиться, учиться активно и целенаправленно.
Одним из методов активизации и является современный урок-игра.
Игра - вид активной деятельности, направленной на воссоздание и усвоении общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление ученика личностно-оценочным поведением.
Данная активность является следствием целенаправленной педагогической деятельности и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии. Игра – это естественная форма обучения, поэтому учитель, организующий игру, исходит из естественных потребностей детей.
Для учителя, который хочет организовать игру на уроке, самой важной должна быть радость ребенка. Важно отметить, что игра – это одна из форм обучения. Она должна органично сочетаться с другими видами учебной работы.
Психолого-педагогические возможности игровой деятельности в обучении:
1) это мощный стимул в обучении, разнообразная и сильная мотивация;
2) в игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, восприятие, мышление.
Игра актуальна в настоящее время и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Важной задачей школы становиться развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
2. Цели игры на уроке.
1) Дидактическая. Расширяет кругозор, активизирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению учебного материала, позволяет быстро проверить результат.
2) Развивающая. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умению сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения. Активизирует развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.
3) Воспитательная. Формируются нравственные, эстетические позиции, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма. Развиваются коммуникативные навыки, толерантность.
3. Классификация игр.
А) По сущности игровой основы:
- игры с правилами
- ролевые игры
- комплексные игровые системы ( например КВН)
Б) По структурным элементам урока в зависимости от дидактических целей игры:
- игры для изучения нового материала
- игры для закрепления
- игры для проверки знаний
- обучающие игры
- релаксационные игры-паузы.
В) По межпредметным связям:
- историко-литературные
- историко-филологические
- историко-географические
- историко-математические и т.п.
Г) По источнику познания:
- игры на основе работы с наглядностью
- игры на основе практической работы
- игры на основе устного изложения учебного материала.
Д) Игры по коллективу участников:
- групповые
- индивидуальные
- диалоговые
- массовые.
4. Игры при изучении нового материала на уроках истории.
При использовании игр в процессе изучения нового материала на уроках истории можно выделить следующие методики:
- Постановка учебно-игрового задания перед изучением нового материала.
- Организация самостоятельной работы учащихся по выполнению учебно-игрового задания при изучении нового материала.
- Применение полученных знаний в ходе кульминации и заключительного этапа игры
Пример, игра «Три предложения», задание - изложить материал пункта параграфа учебника или документа тремя предложениями.
Игра «Дерево мудрости», составление вопросов и заданий по новому материалу.
5. Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение исторического материала.
Эти игры как правило просты и занимательны. В процессе игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имен процесс, дат, фактов, фраз, небольших отрывков из текстов. Школьников привлекает процесс отгадывания, проявления сообразительности, смекалки, быстроты реакции.
Примеры игр представлены в разработке урока в форме КВН.
Часть II. Разработка урока с применение игровой технологии на уроке истории.
Тема: Древний Рим
(игра- КВН в 5 классе)
Цели:
- Образовательная: обобщить и закрепить знания по теме «Древний Рим»;, повторить основные события, даты, имена, страны, понятия.
- Развивающая: продолжить развивать память, внимание, умение мыслить, развивать интерес к истории;
- Воспитательная: воспитывать чувство уважения к древней истории, к памятникам литературы и искусства древности.
Оборудование: учебник истории Древнего мира (5 класс), учебные карты, атласы по Древнему Востоку, карточки с заданиями.
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
Учитель сообщает цели и задачи, правила игры, делит класс на две команды и болельщиков.
Учитель: «Ребята, мы с вами изучили большую тему – «Древний Рим», и сегодня проведем игру-соревнование, в ходе которой вы все будете участниками и покажете свои знания. Каждый ответ будет оцениваться баллом, победит та команда, которая наберет больше баллов, а болельщики помогут своей команде».
II. Игра.
1.Команды представляют своих капитанов и свои названия.
2. Конкурс «Кто быстрее?». Учитель задает вопросы. Право ответа получает та команда, представитель которой первым поднял руку. За правильный ответ команда получает один балл.
Вопросы:
- На каком полуострове был расположен Древний Рим?
- Как звали первого царя Рима? (Нумитор)
- Как назывались потомки основателей Рима? (патриции)
- Как звали двух братьев, решивших построить город в том месте, где их вскормила волчица?
- Как звали братьев выступивших в защиту земледельцев Рима? (Гракхи)
- Назовите город, с которым боролись римляне за право обладать островом Сицилией? (Карфаген)
- Назовите имя предводителя восстания гладиаторов.
3. Конкурс «Цифры в таблицу». Команды заполняют таблицу, приложение 1.
Египет | Древняя Греция | Древний Рим |
1. Иероглиф 4. Капитолийский холм 7. саркофаг 10. Хеопс
2. Ликторы 5. Агора 8. Олимп 11. Геродот
3. амфора 6. Гладиаторы 9. Легион 12.Сципион
4. Конкурс болельщиков.
Пока команды выполняют предыдущее задание, проводится игра с болельщиками.
На доске записаны имена правителей и их высказывания.
1.«Я не краду победу» (Александр Македонский накануне битвы при Гавгамелах, когда ему советовали напасть на Дария ночью).
2. «Так да погибнет всякий, нарушивший границы города!» ( Ромул после нанесения смертельного удара брату Рему).
3. «Еще одна такая победа, и мы погибнем!» (Пирр, после второй битвы с римлянами).
4. « Даже дикие звери имеют норы и логова, а у тех, кто сражался и умирал за Рим, нет ничего, кроме воздуха и света» (Тиберий Гракх, выступая перед гражданами Рима).
5. « Все же я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен» (сенатор Катон, заканчивая каждую речь в сенате).
5. Конкурс капитанов.
Вычеркни лишнее слово:
- а) Тибр, Сицилия, Альпы, Тиберий.
б) Легион, консул, триумф, плебеи.
в) Вето, Сенат, народный трибун, Катон .
6. «Бой эрудитов».
Правила. На каждом этапе от команды отвечает один участник. Правильный ответ приносит одно очко, если ответ был дан неправильно, то эрудит команды противника может ответить и заработать дополнительное очко.
1этап.
1. Объясните крылатые выражения.
«Гуси Рим спасли», «Горе побежденным», «Пиррова победа»
2 этап.
1. Назовите местонахождение города Коринф. (Греция).
2. Кого в Древнем Риме называли императором? (полководца, в дни триумфа).
3.Как назывались захваченные Римом территории? (провинции).
III. Подведение итогов. Объявление команды-победителя. Выставление оценок.
Часть III. Заключение.
Использование дидактических игр на уроках истории помогает решить следующие задачи:
- развитие познавательного интереса к истории;
- глубокое усвоение материала даже слабоуспевающими учениками;
- активизацию познавательной деятельности;
- создание условий для самореализации личности учащегося;
- повышение творческого потенциала учащихся;
- развитие социализации
Чем привлекательна эта педагогическая технология?
Она интересна учителю, привлекательна ученикам. Позволяет создать на уроке атмосферу творчества, совместной деятельности, создает положительный эмоциональный фон на уроке. Таким образом, игровые технологии занимают важное место в системе современных личностно ориентированных образовательных технологий.
Опыт показывает, что особенности курса истории в школе: изобилие терминов, хронологического материала, множество фактов, событий, явлений, персоналий, приводят к снижению учебной мотивации, а следовательно и низкому усвоению программного материала.
Игровые формы позволяют повысить познавательную активность учащихся, снижают тревожность, что в свою очередь повышает качество знаний, позволяет ребенку почувствовать себя успешным и компетентным.
Детальная методическая поддержка учебной деятельности учащегося обеспечивает благодаря обучению в игре результативность, развивает социализацию ученика. Моделируемая с помощью игры учебная деятельность является ключевым, организующим стержнем, вокруг которого накапливаются, закрепляются и приобретаются новые знания. Игровая деятельность в своем развитии требует пополнения, обновления актуальных знаний. Причем обновление, усвоение новых знаний происходит не на уровне одной из сфер психики ( например, эмоциональной, интеллектуальной и пр.), а одновременно во всех сферах с доминированием одной из них. Учебная деловая игра создает социально-психологические обстоятельства, обладающие мощным обучающим потенциалом, развивает творческие способности, коммуникативные навыки, формирует опыт публичных выступлений.
Таким образом, в системе деятельностно -ориентированного обучения игровые технологии максимально эффективны.
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
к методике «ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ»
Спилберг-Андреева
Фамилия, имя _______________________________ Школа _______ Возраст________
Класс ______ дата проведения_______
Ниже приведены утверждения, которые люди используют для того, чтобы рассказать о себе. Прочтите внимательно каждое предложение и обведите кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, каково ваше обычное состояние на уроках и в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы себя обычно чувствуете.
№ | Почти никогда | Иногда | Часто | Почти всегда | |
1 | Я спокоен | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | Мне хочется узнать, понять, докопаться до истины | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я разъярен | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе | 4 | 3 | 2 | 1 |
5 | Я напряжен | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я испытываю любопытство | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Мне хочется стукнуть кулаком по столу | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Я стараюсь получить только хорошие и отличные оценки | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я раскован | 4 | 3 | 2 | 1 |
10 | Мне интересно | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я рассержен | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Я прилагаю все силы, чтобы добиться успеха в учебе | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Мне кажется, что урок никогда не кончится | 4 | 3 | 2 | 1 |
15 | Мне хочется на кого-нибудь накричать | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я стараюсь все делать правильно | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Я чувствую себя неудачником | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Я чувствую себя исследователем | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Мне хочется что-нибудь сломать | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Я чувствую, что не справлюсь с заданиями | 4 | 3 | 2 | 1 |
21 | Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
22 | Я энергичен | 1 | 2 | 3 | 4 |
23 | Я взбешен | 1 | 2 | 3 | 4 |
24 | Я горжусь своими школьными успехами | 1 | 2 | 3 | 4 |
25 | Я чувствую себя совершенно свободно | 4 | 3 | 2 | 1 |
26 | Я чувствую, что у меня хорошо работает голова | 1 | 2 | 3 | 4 |
27 | Я раздражен | 1 | 2 | 3 | 4 |
28 | Я решаю самые трудные задачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
29 | Мне не хватает уверенности | 1 | 2 | 3 | 4 |
30 | Мне скучно | 4 | 3 | 2 | 1 |
31 | Мне хочется что-нибудь сломать | 1 | 2 | 3 | 4 |
32 | Я стараюсь не получить двойку | 4 | 3 | 2 | 1 |
33 | Я уравновешен | 4 | 3 | 2 | 1 |
34 | Мне нравится думать, решать | 1 | 2 | 3 | 4 |
35 | Я чувствую себя обманутым | 1 | 2 | 3 | 4 |
36 | Я стремлюсь показать свои способности и ум | 1 | 2 | 3 | 4 |
37 | Я боюсь | 1 | 2 | 3 | 4 |
38 | Я чувствую уныние и тоску | 4 | 3 | 2 | 1 |
39 | Меня многое приводит в ярость | 1 | 2 | 3 | 4 |
40 | Я хочу быть среди лучших | 1 | 2 | 3 | 4 |
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
Шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций, входящие в опросник, состоят из 10 пунктов, расположенных в следующем порядке (см. табл.1)
Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоции, подсчитываются в соответствии с тем, как они подчеркнуты на бланке:
на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4
вес для подсчета: 1 2 3 4
Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке:
на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4
вес для подсчета: 4 3 2 1
Такими «обратными пунктами являются:
по шкале познавательной активности: 14, 30, 38;
по шкале тревожности: 1, 9, 25, 33;
по шкале гнева подобных пунктов нет;
по шкале мотивации достижения: 4, 20, 32.
Таблица 1.
Ключ
Шкала | Пункты, номер |
Познавательная активность | 2 6 10 14 18 22 26 30 34 38 |
Мотивация достижения | 4 8 12 16 20 24 28 32 36 40 |
Тревожность | 1 5 9 13 17 21 25 29 33 37 |
Гнев | 3 7 11 15 19 23 27 31 35 39 |
Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. минимальная оценка по каждой шкале – 10 баллов, максимальная – 40 баллов.
Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатов целым числом.
Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10 = 27,3, общий балл – 28.
При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.
ОЦЕНКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:
ПА+МД+(-Т) +(-Г), где
ПА – балл по шкале познавательной активности;
МД – балл по шкале мотивации достижения;
Т – балл по шкале тревожности
Г – балл по шкале гнева.
Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60.
Выделяются следующие уровни мотивации учения:
I уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;
II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;
III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;
IV уровень – сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;
V уровень – резко отрицательное отношение к учению.
Распределение баллов по уровням представлены в табл.2.
Табл. 2.
Уровень | Суммарный балл |
I | 45 – 60 |
II | 29 – 44 |
III | 13 – 28 |
IV | (-2) – (+12) |
V | (-3) – (-60) |
В качестве дополнительного может использоваться качественный показатель. В этом случае данные испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями. Представленное нормирование методики осуществлено на соответствующих половозрастных выборках московских школ, общее количество испытуемых – 500 человек, девушек и юношей примерно поровну.
Таким образом определяется степень выраженности каждого показателя (см. табл. 3).
Табл. 3.
Шкала | Уровень | Половозрастные группы, интервал значений | |||||
10 – 11 лет | 12 – 14 лет | 15 – 16 лет | |||||
Дев. | Мал. | Дев. | Мал. | Дев. | Мал. | ||
Познавательная активность | Высокий Средний Низкий | 31-40 21-26 10-25 | 28-40 22-27 10-21 | 28-40 21-27 10-20 | 27-40 19-26 10-18 | 29-40 18-28 10-17 | 31-40 21-29 10-20 |
Тревожность | Высокий Средний Низкий | 27-40 20-26 10-19 | 24-40 17-23 10-16 | 25-40 19-24 10-18 | 26-40 19-25 10-18 | 25-40 17-24 10-16 | 23-40 16-22 10-15 |
Гнев | Высокий Средний Низкий | 21-40 14-20 10-13 | 20-40 13-19 10-12 | 19-40 14-19 10-13 | 23-40 15-22 10-14 | 21-40 14-20 10-13 | 18-40 12-18 10-11 |
Анализируется сочетание показателей по всем трем шкалам. Варианты интерпретации на примере наиболее часто встречающихся сочетаний представлены в табл.4.
Табл.4. Интерпретация данных.
Шкала | интерпретация | ||
Познавательная активность | Тревожность | гнев | |
Высокий | Низкий, средний | Низкий | Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению |
Средний | Низкий, средний | Низкий | Позитивное отношение к учению |
Низкий | Низкий, средний | Низкий, средний | Переживание «школьной скуки» |
Средний | Низкий, средний | Низкий, средний | Диффузное эмоциональное отношение |
Средний | Низкий, средний | Высокий | Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей |
Низкий | Низкий, средний | Высокий | Негативное эмоциональное отношение |
Низкий | Низкий | Высокий | Резко отрицательное отношение к школе и учению |
Высокий | Высокий | Высокий | Чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей |
Высокий | Высокий | Средний | Повышенная эмоциональность на уроке |
Средний, низкий | Высокий | Средний, низкий | Школьная тревожность |
Высокий | Средний, низкий | Высокий | Позитивное отношение при фрустрированности потребностей |
Высокий, средний | Высокий | Низкий, средний | Позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту1 |
1 Данный результат, как и тот, при котором показатели по всем шкалам оказываются низкими, может также свидетельствовать о нежелании отвечать, симуляции результата, а также о несерьезном отношении к работе. Поэтому подобные результаты требуют дополнительного анализа.
Список литературы.
- Борзова Л.П. «Игры на уроке истории»: методическое пособие для учителя.- М.: Владос-Пресс, 2001 .
- Васяева М.Н. «Нетрадиционные формы уроков». Преподавание истории в школе.- 2004 г.-№6.-с.70-72.
- Вяземский Е.Е. «Как сегодня преподавать историю в школе» : методическое пособие для учителя.- М.:Просвещение, 1999 г.
- Золотов Ю.Б. «Организация современного урока». М.,1984 г.-с.89-101.
- Кузьмина Н.В. «История: внеклассные мероприятия».- Волгоград: Учитель, 2007 г.
- Кульневич С.В. «Совсем необычный урок»: практическое пособие.-ТЦ Учитель, 2001 г.- с.43-45.
- Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии»: учебное пособие. М.,1998 г.
- Шевченко Н.И. «Технологии обучения истории в старшей школе»: методическое пособие. М., 2001 г.
- Шевченко Н.И. «Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания»: учебно-методические материалы.-М.,2009г.
- Якиманская И.С. «Личностно-ориентированное обучение в современной школе».- М.,1996 г.
Предварительный просмотр:
ГБОУ МОУ СОШ с. КУРУМОЧ
Использование информационных технологий на уроках истории.
Выполнила: Макарихина Т.В.
Учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ с. Курумоч.
Содержание.
1. Введение
2.Мультмедийные технологии в организации учебного процесса.
3. Условия реализации мультимедийных технологий в современной школе.
4. Школьные мультмедийные ресурсы.
5. Компьютерные презентации.
6. Использование мультимедийных технологий на уроках истории.
7. Из опыта работы.
8. Заключение.
1. Введение.
Стремительно развивающиеся информационно-коммуникационные технологии требуют от современной школы внедрения новых подходов к обучению, обеспечивающих развитие коммуникативных, творческих и профессиональных знаний, потребностей в самообразовании. В настоящее время создано большое количество разнообразных информационных ресурсов, которые существенно повысили качество учебной и научной деятельности. Все чаще в обучении используются мультимедийные технологии, спектр которых заметно расширился: от создания обучающих программ до разработки целостной концепции построения образовательных программ в области мультимедиа, формирования новых средств обучения. Идея мультимедиа заключается в использование различных способов подачи информации. Включение в программное обеспечение видео- и звукового сопровождения текстов, высококачественной графики и анимации позволяет сделать программный продукт информационно насыщенным и удобным для восприятия, стать мощным дидактическим инструментом, благодаря своей способности одновременного воздействия на различные каналы восприятия информации. Перспективность новой технологии для образования была оценена международным сообществом, на 28-й сессии Генеральной конференции Юнеско в рамках программы «Образование» был учрежден исследовательский проект «Технологии мультимедиа и развитие личности».
2. Мультимедийные технологии в организации учебного процесса.
Понятие мультимедиа
Понятие мультимедиа, вообще, и средств мультимедиа, в частности, с одной стороны тесно связано с компьютерной обработкой и представлением разнотипной информации и, с другой стороны, лежит в основе функционирования средств ИКТ, существенно влияющих на эффективность образовательного процесса..
Важно понимать, что, как и многие другие слова языка, слово "мультимедиа" имеет сразу несколько разных значений.
Мультимедиа - это:
- технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
- информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;
- компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;
- компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;
- особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).
Таким образом, в широком смысле термин "мультимедиа" означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).
Разработка хороших мультимедиа учебно-методических пособий — сложная профессиональная задача, требующая знания предмета, навыков учебного проектирования и близкого знакомства со специальным программным обеспечением. Мультимедиа учебные пособия могут быть представлены на CD-ROM — для использования на автономном персональном компьютере или быть доступны через Web.
Использование средств наглядности при использовании современных педагогических технологий позволяет повысить уровень обучения: значительно увеличивается наглядность курса, т.к. в своей работе учитель сегодня сталкивается с серьезной проблемой отсутствия материальной базы наглядности: карты устарели, тематические картины практически не выпускаются, диафильмы не актуальны и т.д. Современные средства обучения на основе медиатехнологий могут обладать уникальными свойствами и функциями наглядности, которые способны изменить весь процесс обучения. Цифровые образовательные ресурсы позволяют объединять огромное количество изобразительных, звуковых, условно-графических, видео и анимационных материалов. Наглядные материалы должны отвечать общедидактическим, эргономическим и методическим требованиям, от соблюдения которых может зависеть скорость восприятия учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление полученных знаний. Так, наглядные средства обучения должны быть:
- ориентированы на мотивацию обучения, вызывать интерес и увлекать познавательной деятельностью.
- доступными, то есть соответствовать возрастным особенностям учащихся. Каждому учителю хорошо известно, что школьникам можно давать только такой материал, который они готовы воспринимать.
- содержательными с позиций современной науки и для передачи смысловой полноты теоретического материала. Теоретическое изложение наглядного материала позволяет обеспечивать системность, последовательность и прочность усвоения изучаемой темы;
- интерактивными, способными организовывать коммуникативные ситуации. В компьютерных средствах обучения, в технологии которых изначально заложен принцип интерактивности (то есть обратной связи), это требование часто используется на самом простом уровне. Цифровые технологии позволяют создавать и более интересные обучающие ситуации с помощью визуальных тестов, проблемных вопросов, и иных коммуникативных ситуаций;
- иллюстративными, когда используется разного вида материалы в трудных для понимания содержания текста. Но здесь надо очень осторожно использовать образность наглядного материала, так как чрезмерное увлечение представления информации может увести учащихся от основной идеи автора наглядного пособия;
- дозированными с оптимальным использованием наглядности. Наверное, каждый педагог может привести пример использования готовых средств обучения, в которых огромное количество информации. С одной стороны, это хорошо, но с другой – переизбыток информации может привести и к обратному эффекту. Внимание обучающихся будет отвлекаться на посторонние детали, а учителю сложно выстроить занятие.
Однако дидактический принцип наглядности, являющийся ведущим в обучении, следует понимать несколько шире, нежели возможность зрительного восприятия. Воздействуя на органы чувств, средства наглядности обеспечивают более полное представление образа или понятия, что способствует более прочному усвоению материала. Наглядность способствует развитию у учащихся эмоционально-оценочного отношения к приобретаемым знаниям. Проводя самостоятельные задания, учащиеся могут убедиться в реальности тех процессов и явлений, о которых узнают от учителя. А это, в свою очередь, позволяет ребенку убедиться в истинности полученных сведений, что ведет к осознанности и прочности знаний. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, позволяют облегчить процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка. Мультимедийные средства наглядности позволяют создавать новые формы визуальной информации, которая представляет интерпретацию моделей изучаемых явлений. И именно в этом заключается большой резерв повышения эффективности обучения. Результат учебно-воспитательного процесса во многом зависит от того, насколько он обеспечен разнообразными средствами обучения. Трудно представить себе современного учителя, не использующего дополнительных методических пособий, кроме учебника. Довольно сложно оспорить тот факт, что наглядность в обучении занимает далеко не последнее место. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является компьютер. Применение компьютеров в учебном процессе увеличивает объем информации, сообщаемой ученику на уроке, активизирует, по сравнению с обычными уроками, организацию познавательной деятельности учащихся.
3. Условия реализации мультимедийных технологий в современной школе.
Важным условием реализации и внедрения мультимедийных технологий в образовательный процесс является наличие специально оборудованных аудиторий с мультимедийным проектором, компьютером для учителя, экраном или мультимедийной доской, а так же наличие доступной среды, в которой протекает учебный процесс (компьютерных классов, электронных библиотек, медиатеки, доступа в Интернет и др.).В настоящий момент очень остро встает вопрос комплектации школ готовыми мультимедийными учебными материалами, разработанные сторонними разработчиками или сотрудниками вузов. Разработка собственных мультимедийных ресурсов, которые более направлены на специфику каждого предмета, предполагает наличие высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий, умеющие разрабатывать электронные курсы, что возможно не в каждой школе.
4. Школьные мультмедийные ресурсы.
Мультимедийные материалы, разработанные фирмами, имеют достаточно обширную тематику – от школьных обучающих материалов до серьезных профессиональных исследовательских программ. Этим направленно занимаются школьные библиотеки, которые формируют медиатеки и позволяют учащимся не только пользоваться мультимедийными ресурсами в залах библиотеки, но и через сеть Интернет осуществлять удаленный доступ или заказывать материал по электронной почте. Такого рода продукты имеют ряд недостатков, например, ограниченное число пользователей у каждого диска, невозможность внесения изменений в уже готовый продукт, а также аппаратная и платформенная зависимость данных средств. В таких условиях на помощь учителю в преподавании могут придти компьютерные технологии.
5. Компьютерные презентации.
Мультимедийные презентации прочно вошли в школьную жизнь. Практически каждый учитель, имеющий практические навыки владения информационными технологиями, использует их в своей повседневной работе. Можно выделить некоторые преимущества проведения уроков с использованием компьютерных презентаций.
- Решается вопрос с созданием, дополнением, расширением материальной базы наглядности.
- Составление презентации урока, подбор материала, можно осуществить непосредственно в соответствии с программой. Привлекая учащихся к такому роду деятельности, учитель стимулирует их познавательный интерес к урокам истории.
Презентация охватывает весь необходимый наглядный материал урока истории от схем, картин, тематических карт и до наиболее важных выводов. Но при этом сохраняется возможность для любого варьирования материала в зависимости от особенностей класса, его подготовленности и настроя.
Презентация может иметь различные формы, применение которых зависит от знаний, подготовленности как учителя, так и ученика, а так же предполагаемой аудитории. Наиболее эффективно использовать презентации при проведении лекции, практического занятия, самостоятельной работы, тестирования. По ходу урока поэтапно выводится необходимый материал на экран и рассматриваются основные вопросы данной темы. В случае использования слайда-задания учитель может организовать обсуждение поставленного вопроса и подвести его итоги. В случае необходимости учитель может заменить текст, рисунок, или просто скрыть не нужные слайды. Эти возможности программы позволяют максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретном классе.
Возможно сопровождение урока не только путем показа хороших презентаций, но и привлечение звукового сопровождения. Можно использовать на уроке материалы из сети Internet.
6. Использование мультимедийных технологий на уроках истории. Можно выделить наиболее существенные преимущества использования мультимедийных средств обучения в преподавании истории:
- Во-первых, мультимедийные учебные пособия в состоянии представить исторические факты, события во взаимосвязи. Во многом обогащают знания и другие приемы, такие как, рисунки, звуковые анимации, портреты и д.;
- Во-вторых, ведущей целью применения мультимедийного оборудования на уроке является достижение более глубокого запоминания исторического материала через через образное восприятие, обеспечение «погружения» в изучаемую эпоху, усвоение исторических знаний на базе мультимедиа реализуется при помощи всех каналов восприятия.
Практически любой учитель истории при желании может использовать мультимедийные пособия или создать свои электронные презентации (именно по той теме, которая необходима на уроке), а также создавать тесты для своих уроков (именно с теми вопросами, которые необходимы учителю). Именно использование современных технологий позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся, а также проверить их знания.
Наглядность средств обучения в преподавании играет важную роль в формировании информационно-интегрированной образовательной среды, в которой учитель самостоятельно конструирует и направляет процесс обучения, решает целый комплекс современных дидактических, методических, психологических вопросов. Поэтому внедрение эффективных и продуктивных инноваций по наглядности предопределяет профессионализм педагогов и творческую деятельность учеников.
Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения истории, которое слабо изменилось с XIX в. Стратегической задачей было воспитание нравственности и гражданственности. Эту задачу решали, используя назидательные учебники, содержащие набор фактов. Информационное общество (облегчение доступа к информации) вопреки консерватизму человеческого восприятия, несомненно, внесет изменения в процесс образования.
Особо следует остановиться на расширении возможностей в изучении тем касающихся культуры. Только с помощью медиа - и компьютерных технологий у нас появилась возможность в полной мере приобщить детей к сокровищам не только российской, но и мировой культуры, показать шедевры мировой архитектуры, скульптуры, зодчества, которые многим не доведется увидеть в реальной жизни. Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный материал, проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне. Слайды, выведенные на большой экран, – это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока. Этот материал может быть разным.
7. Из опыта работы.
Из всего выше изложенного следует, что современный урок в школе невозможен без использования мультимедийных ресурсов. В своей практике стараюсь использовать их как можно активнее. Существуют объективные трудности: отсутствие экрана, затемнения, ограниченное количество проекторов, высокая цена на готовый продукт мультимедиа, нет постоянного доступа к ресурсам Интернета.Наиболее активно применяю готовые видеоматериалы. Особенно при изучении тем по истории России, таких как «Великая отечественная война», где видеоряд создает не только информационно пространство, но и оказывает эмоциональное воздействие. Документальные фильмы из серии «Неизвестная война» «Блокада Леннграда», «На Восток» производят на учащихся колоссальное воздействие. В моей небольшой медиатеке особенно почетное место принадлежит сборнику «Ожившие страницы истории», где собраны видеофрагменты из художественных фильмов разных лет, иллюстрирующие важные события 19 века. Активно использую презентации как способ активизировать работу учеников по отбору и систематизации исторической информации. Формирую банк презентаций, что позволяет активно применять их на уроках. Планирую в дальнейшем активизировать работу по использованию ИКТ на уроках истории, повысить свои умения и навыки работы, продолжить формирование банка готовых и медиа-ресурсов.
8. Заключение.
Мультимедийные средства наглядности позволяют создавать новые формы визуальной информации, которая представляет интерпретацию моделей изучаемых явлений. И именно в этом заключается большой резерв повышения эффективности обучения.
Мультимедийные технологии позволяют интегрально представлять исторические знания. Мультимедийное учебное пособие в состоянии представлять исторические факты, события, документы, комментарии и интерпретации во взаимосвязи, т. е. представлять их в интегральном, а не разобщенном виде. Здесь открываются возможности для соотнесения знаний об историческом предмете, накопленные в разные исторические времена и в разных исследовательских школах.
Знания представлены в определенном контексте. Контекстом служат не только комментарии, но и многие другие сюжеты (рисунки, звуковые вставки анимация, портреты и пр.), раскрывающие предмет с разных сторон. Создается сетевая структура информации, обладающая большой информационной насыщенностью и дополнительным смысловым потенциалом, чем отдельно взятые предметы в своей сумме. Знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным и п.), они лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. Восприятие, интерпретация и освоение исторических знаний на базе мультимедиа реализуется не только когнитивным способом, но и созерцательным путем. Реконструкция истории, как важнейший шаг в выработке исторического сознания, может пользоваться наглядными примерами виртуально реконструкции в компьютере, что облегчит интеллектуальную деятельность учащегося.
Таким образом, с помощью ИКТ интенсифицируется информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом является формирование более эффективной модели обучения.
На смену пассивным технологиям обучения истории приходят активные и интерактивные технологии. Последние позволяют организовывать урок таким образом, что, взаимодействие между субъектами процесса обучения становится неотъемлемой частью современной системы образования. ИКТ позволяют разрабатывать и применять принципиально новые средства информационного взаимодействия между обучающимся, обучающим и средствами информатизации и коммуникации.
Список литературы.
- Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д.Ш.Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Молянинова О.Г. Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования): Монография. -Красноярск: Изд. КрасГУ. 2002. 300 с.
- Шлыкова О.В. Культурный феномен мультимедиа и его возможности для учебного курса в гуманитарном вузе // Ученые записки Московского гуманитарного педагогического института. М. 2003. C. 144-152
- Юртина М.В. «ИКТ на уроках истории», htt.//www/edu 38.ru
- Сергун Т.А. «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках обществознания», htt.//www/nsportal. Ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания как один из способов мотивации учащихся.
Аннотация. Статья посвящена тематике использования игровых технологий на уроках истории и обществознания для развития мыслительной деятельности учащихся. Предлагается разработка дело...
Методический семинар "использование игровых технологий на уроках истории"
Цель: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для оптимального развития способностей учащихся. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:u1. Раскр...
Использование игровых технологий на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
Использование игровых технологий на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности учащихся....
Использование игровых технологий на уроках истории
Материал представляет собой презентацию по теме: "Использование игровых технологий на уроках истории"....
Опыт использования игровых технологий на уроках истории и обществознания.
Как повысить интерес учеников к предмету? Эта проблема волнует всех учителей. Изучение истории и обществознания, как и любой другой учебной дисциплины, сопряжено с немалыми трудностями. Они могут усуг...