Рабочая программа по истории 5 класс
методическая разработка по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
« Средняя Общеобразовательная Школа №7»
Принято Утверждаю
на заседании методического Директор школы:
совета ________В.В.Застрожина
протокол от 28.08.2014 № 1 Приказ от 30.08.2014 №463
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«История»
5А,В,Г класс
Составитель: Рогочева Юлия Викторовна,
учитель истории
г.Нижневартовск
2014
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004);
- Федеральной примерной программы основного общего образования по истории А.А.Вигисина «История древнего мира».
Преподавание курса осуществляется по УМК «История Древнего мира» издательства «Мнемозина», авторы: Вигасин А.А. Немировский, Г.А. Кошеленко, В.И. Уколова.
Цель изучения учебного предмета
Изучение «История» на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Цели формирования: овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации.
Цели образования: освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности.
Цели воспитания: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
Цели формирования ключевых компетенций: применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом м многоконфессиональном обществе, участие в межкультурном взаимодействии, формирование толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Основные задачи учебного предмета:
- Реализовать деятельностный и личностно- ориентированный подход в образовательном процессе.
- Содействовать овладению учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, быть востребованными в повседневной жизни.
- Осваивать основные понятия учебного предмета «История»
Общая характеристика учебного предмета:
Назначение учебного предмета «История»
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
На изучение истории на ступени основного общего образования отводится не менее 35 ч из расчета 2 ч в неделю.
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Результаты освоения курса:
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
Знать
основные виды исторических источников;
- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
уметь
- работать с хронологией (соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории);
- работать с историческим источником (отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях; сравнивать свидетельства разных источников);
- работать с исторической картой (показывать на картах России и мира территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий);
- описывать исторические события и памятники культуры (рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов, сочинений);
- анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления (соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл основных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимать особенности современной жизни, сравнивая события и явления прошлого и настоящего;
- анализировать причины текущих событий в России и мире;
- высказывать свое отношение к современным событиям и явлениям, опираясь на представления об историческом опыте человечества;
- использовать знания об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Учебно – тематический план
№ п/п |
Тема | Количество часов | В том числе на: | ||
Теоретические занятия | Практические занятия | контрольные работы | |||
1 | Жизнь первобытных людей | 7 | 5 | 1 | 1 |
2 | Древний Восток | 20 | 18 | - | 2 |
3 | Древняя Греция | 20 | 18 | 1 | 1 |
4 | Древний Рим | 23 | 19 | 2 | 2 |
Итого | 70 | 60 | 4 | 6 |
Содержание учебного предмета
Раздел I. Жизнь первобытных людей (7 часов)
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории. Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. Переход от собирательства к земледелия') и скотоводству. Соседская община. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем: мире. Первобытные верования, зарождение искусства.
Раздел II. Древний Восток (20 часов)
Тема 1.Древний Египет Природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.
Тема 2. Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья Древнее Междуречье; природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. 'Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.
Тема 3. Индия и Китай Природные условия, население, Империя Цииь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений, Конфуций. Научные знания п изобретения. Великая Китайская стена.
Раздел III. Древняя Греция (20 часов)
Тема 1. Древняя Греция Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Тема 2 . Полисы Греции Полис - город - государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.
Тема 3. Восточное Средиземноморье в период эллинизма Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.
Тема 4. Культура Древней Греции Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.
Раздел IV Древний Рим (23 часа)
Тема 1. Древний Рим Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян.
Тема 2. Римская республика Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.
Тема 3. От республики к империи Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империей. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.
Тема 4. Культура и быт Древнего Рима Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.
Итоговое повторение
Основные понятия курса: История, общество, народ, государство, цивилизация, эволюция, орудия труда, религия, искусство, мифы, скотоводство, земледелие, родоплеменной строй, ремесло, торговый обмен, соседская община, знать, вожди, город, государственная власть, вельможи, фараон, жрецы, храмы, обряды, эпос, законы, демос, полис, граждане, аристократия, демократия, философия, наука, республика, империя, христианство.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела, урока | Всего часов | Формируемые ЗУН | Формы, виды контроля | Дата проведения занятия | ||
План | факт | ||||||
Жизнь первобытных людей | 7 | ||||||
Глава 1 «Первобытные охотники и собиратели» | 3 | ||||||
1 | Откуда мы знаем, как жили наши предки. Древнейшие люди | Знать и уметь давать определение понятиям: первобытные люди, человек разумный, родовая община, религия и искусство; Уметь: определять и показывать на карте место происхождения человека, характеризовать отличительные черты первобытного человека от животного; называть орудия труда первобытного человека | устный опрос | ||||
2 | Родовые общины охотников и собирателей | устный опрос | |||||
3 | Возникновение искусства и религиозных верований | устный опрос | |||||
Первобытные земле дельцы и скотоводы | 2 | ||||||
4 | Возникновение земледелия и скотоводства | устный опрос | |||||
5 | Появление неравенства и знати | устный опрос | |||||
Счет лет в истории | 2 | ||||||
6 | Практическая работа « Счет лет в истории» | письменная работа | |||||
7 | Повторительно- обобщающий урок « Жизнь первобытных людей» | контрольная работа | |||||
Древний Восток | 20 | ||||||
Древний Египет | 7 | ||||||
8 | Государство на берегах Нила | Знать и объяснять понятия: государство, ирригация, шадуф, фараон, вельможи, мумия, иероглиф, пирамиды, политеизм, называть события, соответствующие датам: 3 тыс. лет до н.э., 2600 г. до н.э., 1500 г. до н.э. показывать по карте географическое положение др. Египта | устный опрос | ||||
9 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи | устный опрос | |||||
10 | Военные походы фараонов | устный опрос | |||||
11 | Религия древних египтян | устный опрос | |||||
12 | Искусство Древнего Египта | устный опрос | |||||
13 | Письменность и знания древних египтян | устный опрос | |||||
14 | Повторительно- обобщающий урок тест по теме «Древний Египет» | контрольная работа | |||||
Западная Азия в древности | 8 | ||||||
15. | Древнее Двуречье | устный опрос | |||||
16 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | показывать на карте территории государств и их изменения в ходе истории, характеризовать природно-климатические условия и уметь выделять главное и второстепенное в документе, извлекать информацию из документа. | устный опрос | ||||
17 | Финикийские мореплаватели | устный опрос | |||||
18 | Библейские сказания | устный опрос | |||||
19 | Царство Давида и Соломона | устный опрос | |||||
20 | Ассирийская держава | устный опрос | |||||
21 | Персидская держава « царя царей» | устный опрос |
22 | Урок- викторина « Древнее Двуречье и Передняя Азия» | Викторина | |||||
Индия и Китай в древности | 5 | ||||||
23 | Природа и люди Древней Индии | Уметь показывать по карте территорию и территориальные изменения Др. Индии и Китая, показывать по карте направления военных походов; Знать характеристику природно-климатическим условиям Др. Индии и Китая; | устный опрос | ||||
24 | Индийские касты | устный опрос | |||||
25 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | устный опрос | |||||
26 | Первый властелин Китая | устный опрос | |||||
27 | Повторительное обобщение по теме « Древний Восток» | контрольная работа | |||||
Древняя Греция | 20 | ||||||
Древнейшая Греция | 4 | ||||||
28 | Урок исторических чтений « Легенды и предания» | уметь показывать на карте географическое положение Греции, территорию расселения греческих племен. Знать понятия: полис, колония, «законы Драконта», локальный, олимпийские игры. | устный опрос | ||||
29 | Поэма Гомера « Илиада» | устный опрос | |||||
30 | Поэма Гомера « Одиссея» | устный опрос | |||||
31 | Религия древних греков | устный опрос | |||||
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием | 7 | ||||||
32 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | Уметь: описывать природно-климатические условия Аттики, хозяйственную жизнь населения, политическое устройство; - называть условия появления законов Солона, характеризовать их содержание, определять значение в зарождении афинской демократии; | устный опрос | ||||
33 | Зарождение демократии в Афинах | устный опрос | |||||
34 | Древняя Спарта | устный опрос | |||||
35 | Основание греческих колоний | устный опрос | |||||
36 | Олимпийские игры в древности | устный опрос | |||||
37 | Победа греков над персами в Марафонской битве | устный опрос | |||||
38 | Нашествие персидских войск на Элладу | устный опрос | |||||
Возвышение Афин в 5-м веке до н. э и расцвет демократии | 5 | ||||||
39 | В гаванях Афинского порта Пирей | Уметь: описывать устройство Афин, называть и описывать используя иллюстрации памятники архитектуры, - описывать обучение и воспитание древних греков, определять качества, которые в них воспитывали. Соотносить даты с событиями: 338 г. до н.э., 334-325 гг. до н.э. Знать основные причины греко - персидской войны, ее итог. | устный опрос | ||||
40 | В городе богини Афины | устный опрос | |||||
41 | Ролевая игра « В древнегреческой школе» | устный опрос | |||||
42 | В театре Диониса | устный опрос | |||||
43 | Афинская демократия при Перикле | устный опрос | |||||
Македонские завоевания в 4 – м веке до н.э | 4 | ||||||
44 | Города Эллады подчиняются Македонии | устный опрос | |||||
45 | Поход Александра Македонского на Восток | устный опрос | |||||
46 | В древней Александрии Египетской | устный опрос | |||||
47 | Повторительное обобщение по теме « Древняя Греция» | контрольная работа | |||||
Древний Рим | 23 | ||||||
48 | Древнейший Рим | 3 | Знать и уметь определять понятия: республика, латины, весталка, ликторы, патриции, плебеи, сенат, легион, консул, народный трибун, право вето. Соотносить даты с событиями: 753 г. до н.э., 509 г. до. н.э. Уметь: - характеризовать и показывать по карте территориальное положение, природно-климатические условия Аппенинского п-ова, расселение племен, его населявших и описывать их занятиях; Знать и уметь определять понятия: варвары, христиане, апостолы, Евангелие, священник, епископ, Новый Завет; Соотносить даты с событиями: 1 в н.э., 313 г. н.э., 330 г., 395 г. 410 г., 455 г., 476 г. Уметь: характеризовать правление императора Нерона, определять его правление как период тирании, - называть причины роста популярности христианства, определять суть христианского учения; - характеризовать период правления Траяна как время расцвета империи, описывать памятники архитектуры с использованием иллюстраций. характеризовать период правления Константина как время расцвета колоната, разрешение христианства; перенос столицы; определять отличительные черты | устный опрос | |||
49 | Завоевание Римом Италии | устный опрос | |||||
50 | Устройство Римской республики | устный опрос | |||||
Рим- сильнейшая держава Средиземноморья | 3 | ||||||
51 | Вторая война Рима с Карфагеном ( 218- 201 г до н.э.) | устный опрос | |||||
52 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье во 2 веке до н.э | устный опрос | |||||
53 | Рабство в Древнем Риме | устный опрос | |||||
Гражданские войны в Риме | 4 | ||||||
54 | Земельный закон братьев Гракхов | устный опрос | |||||
55 | Восстание Спартака | устный опрос | |||||
56 | Единовластие Цезаря | устный опрос | |||||
57 | Установление империи в Риме | устный опрос | |||||
Могущество Римской империи | 5 | ||||||
58 | Соседи римской империи в первые века н.э | устный опрос | |||||
59 | В Риме при императоре Нероне. | устный опрос | |||||
60 | Урок исторических чтений « Первые христиане и их учения» | устный опрос | |||||
61 | Расцвет римской империи во 2- м веке | устный опрос | |||||
62 | « Вечный город» и его жители | устный опрос | |||||
Разгром Рима германцами и падение империи на Западе | 8 | ||||||
63 | Римская империя при Константине | устный опрос | |||||
64 | Взятие Рима готами | устный опрос | |||||
65 | Повторительно - обобщающий урок по теме « Древний Рим» | устный опрос | |||||
66 - 67 | Урок закрепления и проверки знаний | 2 | письменная работа | ||||
68 | Урок – презентация « Путешествие по странам Древнего мира | подготовка докладов | |||||
69 | Итоговый тест по всему курсу | контрольная работа | |||||
70 | Резервное время | ||||||
Итого | 70 |
Учебно – методическое обеспечение
1. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. заведений под ред. Г.А. Леонтьевой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. -368 с.: ил.
2. Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие.- М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2008. – 136 с.: ил.
3. Уколова В.И. Методические рекомендации к учебнику «История Древнего мира»: 5 кл.: Пособие для учителя / В.И. Уколова. – М.: Просвещение, 2006. – 191 с.
4.История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. (А.А. Вигасин и др.). Изд.-М.: «Просвещение», 2009 г.
5.Поурочные разработки по истории древнего мира для 5 класса общеобразовательных учреждений. О.В. Арасланова, Изд.-М.: ВАКО, 2007 г.
6.Вопросы и задания по истории древнего мира для 5 класса общеобразовательных учреждений. Г.И. Старобинская, Изд.-М.: АФКТИ, 2007 г.
7.Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории древнего мира для 5 класса общеобразовательных учреждений. А.В. Биберина, Изд.-М.: «Сфера», 2007 г.
8.Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, «История искусств зарубежных стран», том 1. Изд. Академия художеств СССР, Москва,2010 г.
9.«Древний Восток» (У истоков письменности. Иллюстрированная история). Домокие Варга. Издательство «Корвина» Будапешт, 2011 г.
Интернет ресурсы
- Istorik.ucoz.com
- Histori.podari – yspeh.ru
- His.1september.ru
Содержание:
- Пояснительная записка
- Учебно – тематический план
- Содержание учебного предмета
- Календарно – тематическое планирование
- Контроль уровня обученности
- Учебно – методическое обеспечение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...