Рабочая программа по истории 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс) на тему

Тагир

Рабочая программа выполнена в рамках фгос

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ist_7.docx40.39 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности;
  2. Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  3. Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  4. Формирование исторического мышления: способности рассматривать события и явления с точки зрения обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Задачи:

  1. формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
  2. формирование представлений об истории Нового времени как части общемирового исторического процесса;
  3. овладение учащимися знаниями о социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах средневекового общества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
  4. воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
  5. развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
  6. формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
  7. оценка значения политического и культурного наследия Нового времени для современности.
  8. продолжить формирование умений работы с интернет - ресурсами, интерактивными задачниками и электронными пособиями по истории.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 70 часов (2 часа  в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоение Истории

К личностным результатамосвоения истории:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

  • формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
  • овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
  • формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
  • формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
  • развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;
  • воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

Содержание учебного предмета

7 класс

История Нового времени

Новое время: понятие и хронологические рамки.

Европа в конце ХV — начале XVII в.

Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет. Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка.

Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI — начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование национальных государств в Европе.

Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны.

Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.

Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.

Страны Европы XVII в.

Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Экономическое и социальное развитие Европы в XVII—ХVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в. Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки; «отцы-основатели».

Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.

Европейская культура XVI—XVII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVI—XVII вв. Становление театра. Международные отношения XVII в.

Страны Востока в XVI—XVII вв.

Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сегуната Токугава в Японии.

История России

Россия В XVI – XVII вв.: от великого княжества к царствуРоссия в XVI веке

Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.

Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и церковь.

Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой. 

Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.

Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов: дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа – формирование органов местного самоуправления.

Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.

Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.

Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская Православная церковь. Мусульманское духовенство. 

Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ.

Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией: восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.

Смута в России

Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в т.ч. в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.

Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.

Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.

Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г.

Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.

Россия в XVII веке

Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством.

Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б.И. Морозова и И.Д. Милославского: итоги его деятельности. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.

Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.

Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина.

Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656-1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с манчжурами и империей Цин.

Культурное пространство

Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч – корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.

Изменения в картине мира человека в XVI–XVII вв. и повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быту высших слоев населения страны.

Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.

Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись.

Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в.

Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля - первое учебное пособие по истории.

История Татарстана

Освободительная борьба народов края во второй половине XVI в.

«Казанская война» 1552-1557 гг. Руководители повстанцев, главные очаги восстания, основные события и итоги. Восстания 70-80-х гг. XVI в. Исторические последствия завоевания Казанского ханства.

Система управления Казанским краем во второй половине XVI в.

Формирование системы управления Казанским краем. Воеводы, воеводства, «дороги». Приказ Казанского дворца. Татарская судная изба. Строительство городов, засечных черт – опорных пунктов новой власти, колонизации в Поволжье. Казань во второй половине XVI в.

Социально-экономическая и религиозная политика царизма в Среднем Поволжье во второй половине XVI в. – начале XVII вв.

Формирование сословия служилых татар. Старотатарская слобода. Положение ясачных людей. Изменение социального и национального состава населения. Русские помещики, церковь и монастыри в крае. Русское трудовое население.

Политика христианизации в крае. Казанская епархия. «Наказная память» Ивана IV. «Новокрещены». Указ Федора Иоанновича.

«Крестьянская война» начала XVII в. В Среднем Поволжье. Причины, особенности и ход крестьянского движения в крае. Авантюра Н. Шульгина. Еналеевское восстание.

Экономическое и социальное развитие края XVII в. Религиозная политика правительства.

Занятие и положение основных групп населения. Ясачное крестьянство. Русское сельское зависимое население. Изменение в положении служилых татар. Ремесленники, торгово-промышленное население. Служилые новокрещены и расширение их прав. Усиление политики христианизации. Культура края в 17 столетии.

Календарно-тематическое планирование

по истории

Тема урока

Количество часов

Планируемая дата проведения урока

Фактическая дата проведения урока

Глава 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация

1

Новое время: понятие и хронологические рамки. Технические открытия и выход к Мировому океану

1

2

Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия

1

3

Усиление королевской власти в XVI – XVII вв. Абсолютизм в Европе

1

4

Дух предпринимательства преобразует экономику

1

5

Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь

1

6

Великие гуманисты Европы

1

7

Мир художественной культуры Возрождения. Рождение новой европейской науки

1

8

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства

1

9

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация

1

10

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях

1

11

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции

1

12

Повторение, обобщение и систематизация знаний по изученной теме

1

Глава 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях)

13

Освободительная война в Нидерландах.

1

14

Рождение Республики Соединенных провинций

15

Парламент против короля. Революция в Англии

1

16

О. Кромвель. Итоги и значение английской революции

1

17

Путь к парламентской монархии

1

18

Международные отношения в XVI-XVII вв.

1

19

Повторение, обобщение и систематизация знаний по изученной теме

1

Глава 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований.

20

Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения

1

21

Мир человека в литературе раннего Нового времени.

1

22

Стили художественной культуры XVIIв. (зарождение барокко, классицизма).

1

23

Становление театра

1

Глава 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации

24

Государство Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени

1

25

Государства Востока. Начало европейской колонизации

1

26

Повторение, обобщение и систематизация знаний по курсу

1

История России (34 ч.)

Тема 1. Создание Московского царства

27

Вводный урок

1

28 -29

Василий III и его время

2

30

Русское государство и общество: трудности роста

1

31

Начало реформ. Избранная рада

1

32

Строительство царства

1

33

Внешняя политика Ивана IV

1

34-35

Опричнина. Итоги правления Ивана IV

2

36

Русская культура в XVI в.

1

37

Обобщающий урок по теме 1

1

Тема 2. Смута в России

38

Кризис власти на рубеже XVI-XVII вв.

1

39

Начало Смуты. Самозванец на престоле

1

40

Разгар Смуты. Власть и народ

1

41

Окончание Смуты. Новая династия

1

42

Обобщающий урок по теме 2

1

Тема 3. «Богатырский» век

43

Социально-экономическое развитие России в XVII в.

1

44

Сословия в XVII в.: верхи общества

1

45

Сословия в XVII в.: низы общества

1

46

Государственное устройство России в XVII в.

1

Тема 4. «Бунташный» век

47

Внутренняя политика царя Алексея Михайловича

1

48

Формирование абсолютизма

1

49-50

Церковный раскол

2

51

Народный ответ

1

52

Обобщающий урок по темам 3,4

1

Тема 5. Россия на новых рубежах

53

Внешняя политика России в XVII в.

1

54

Освоение Сибири и дальнего Востока

1

Тема 6. В канун Великих реформ

55

Политика Федора Алексеевича Романова

1

56

Борьба за власть в конце XVII в.

1

57

Культура России XVII в.

1

58

Мир человека XVII в.

1

59

Обобщающий урок по темам 5,6

1

60

Итоговое обобщение

1

История Татарстана (10 ч.)

61

В пламени освободительной борьбы

1

62

Управление Казанским краем во второй половине 16 века

1

63

Утверждение новой власти в Казанском крае.

1

64

Создание системы управления в покоренном крае.

1

65-66

Край в смутное время и после него.

2

67

Религиозная политика в крае. Первые попытки к христианизации.

1

68

Культура края в 17 столетии

1

69

Итоговое повторение

1

70

Промежуточная аттестация в форме контрольной работы

1

Итого

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...