Рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Программа составлена исходя из следующих целей обучения истории в рамках федерального компонента государственного образовательного стандарта (основного) общего образования основной школе:
- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);
- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Задачи обучения:
- формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях античности;
- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие ее особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
- воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
- формирование способности к самовыражению, самореализации на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
- развитие у учащихся интеллектуального способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества;
- развитие умения работать с книгой и с картографическим материалом;
- формирование навыков пересказа материала учебника;
- формирование умения пользоваться историческими терминами и понятиями;
- развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории Древнего мира: свободолюбии, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоение Истории
Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
Метапредметным результатом изучения истории Древнего мира является
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
- проводить наблюдения под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- давать определения понятиям.
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей;
- определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
- формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;
- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;
- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»
- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
Содержание учебного предмета
История Древнего мира
Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
Древняя Греция
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Древний Рим
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.
История Татарстана.
Древнейшие люди на берегах Волги и Камы. Хуннская держава в Азии. Империя гуннов в Европе. Тюркский каганат. Великая Болгария. Хазарский каганат: от могущества до гибели. Образование Волжской Булгарии. Экономика и города Волжской Булгарии. Принятие Ислама, наука и культура Волжской Булгарии. Взаимоотношения с другими народами и странами.
Календарно-тематическое планирование
по истории
№ урока | Тема урока | Количество часов | По плану | По факту | |||
1. | Введение в историю | 1 | |||||
Раздел I. Жизнь и открытия первобытных людей | |||||||
2. | Первые люди на земле | 1 | |||||
3. | Открытия и изобретения древних охотников | 1 | |||||
4. | Искусство и религия первобытных людей | 1 | |||||
5. | Возникновение земледелия и скотоводство | 1 | |||||
6. | От первобытности к цивилизации | 1 | |||||
7. | Жизнь первобытных людей | 1 | |||||
8. | Счет лет в истории | 1 | |||||
Раздел II. Древний Восток (19 часов) | |||||||
9. | Египет – дар Нила | 1 | |||||
10. | Страна двух рек | 1 | |||||
11. | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | |||||
12. | Древнейшие цивилизации Индии и Китая | 1 | |||||
13. | Цивилизации речных долин | 1 | |||||
14. | Фараоны и пирамиды | 1 | |||||
15. | Жизнь в Древнем Египте | 1 | |||||
16. | Завоевания фараонов | 1 | |||||
17. | Культура Древнего Египта | 1 | |||||
18. | Древний Египет | 1 | |||||
19. | Финикийские мореплаватели | 1 | |||||
20. | Древняя Палестина | 1 | |||||
21. | Ассирийская держава | 1 | |||||
22. | Победители Ассирии | 1 | |||||
23 | Западная Азия в век железа | 1 | |||||
24 | Образование державы Маурьев и Индии | 1 | |||||
25. | Единое государство в Китае | 1 | |||||
26 | Великая Персидская держава | 1 | |||||
27. | Великие державы Древнего Востока | 1 | |||||
Раздел 3. Древняя Греция | |||||||
28. | Греция и Крит в эпоху бронзы | 1 | |||||
29. | Поэмы Гомера | 1 | |||||
30. | Боги и герои Эллады | 1 | |||||
31. | Греческие полисы и Великая греческая колонизация | 1 | |||||
32. | Афинский полис | 1 | |||||
33. | Древняя Спарта | 1 | |||||
34. | Герои Марафонской битвы | 1 | |||||
35 | Персидское нашествие на Грецию | 1 | |||||
36. | Расцвет демократии в Афинах | 1 | |||||
37. | Хозяйственное развитие Греции в V в. до н.э. | 1 | |||||
38 | Пелопоннесская война | 1 | |||||
39 | Граждане, ученые и атлеты Греции | 1 | |||||
40 | Архитекторы, скульпторы, поэты Греции | 1 | |||||
41. | Древняя Греция | 1 | |||||
42 | Возвышение Македонии | 1 | |||||
43. | Завоевания Александра Македонского | 1 | |||||
44. | Греческий Восток | 1 | |||||
45. | Македонские завоевания | 1 | |||||
Раздел IV. Древний Рим | |||||||
46 | Начало римской истории | 1 | |||||
47 | Республика римских граждан | 1 | |||||
48 | Завоевание Римом Италии | 1 | |||||
49 | Первая война с Карфагеном | 1 | |||||
50 | Война с Ганнибалом Рим – завоеватель Средиземноморья | 1 | |||||
51 | Римская республика Народные трибуны – братья Гракхи | 1 | |||||
52 | Сулла – первый военный диктатор Рима Восстание Спартака | 1 | |||||
53 | Цезарь – повелитель Рима Падение республики | 1 | |||||
54 | Гражданские войны в период Римской республики Император Октавиан Август | 1 | |||||
55 | Цезари Рима Жизнь в Римской империи | 1 | |||||
56 | Расцвет и могущество Римской империи Кризис Римской империи в III веке | 1 | |||||
57 | Христианство | 1 | |||||
58. | Императоры Диоклетиан и Константин Падение Западной Римской империи | 1 | |||||
59 | Расцвет и закат Римской империи Итоговое повторение курса истории Древнего мира. | 1 | |||||
История Татарстана. | |||||||
60 | Древнейшие люди на берегах Волги и Камы. | 1 | |||||
61 | Хуннская держава в Азии. | 1 | |||||
62 | Империя гуннов в Европе. | 1 | |||||
63 | Тюркский каганат. | 1 | |||||
64 | Великая Болгария. | 1 | |||||
65. | Хазарский каганат: от могущества до гибели. | 1 | |||||
66 | Образование Волжской Булгарии. Экономика и города Волжской Булгарии. | 1 | |||||
67 | Принятие Ислама, наука и культура Волжской Булгарии. | 1 | |||||
68 | Взаимоотношения с другими народами и странами. | 1 | |||||
69-70. | Промежуточное итоговое тестирование. Итоговое повторение. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...