Рабочая программа по истории 8 класс
календарно-тематическое планирование по истории (8 класс) на тему

Ербаева Наталья Александровна

рабочая программа по истории России и Новой истории для 8 класса включает: предполагаемые результаты обучения, подробное содержание программы, календарно-тематическое планирование. Соответсвует требованиям ФГОС, обеспечивает базовый уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._istoriya_8kl._sosh_19.docx46.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №19"  

                                           

                            Рассмотрено  

 Руководитель школьного методического объединения учителей

_________/_Н.В. Шестакова _

                           Ф.И.О.

Протокол от "__"______2018г.

№_________

 

                         Согласовано

Заместитель директора по УВР

__________/_И.Л.  Деева

                           Ф.И.О.

"_____"______________2018г.

                      Утверждаю

Директор МБОУ "СОШ №19"

__________/Л. Л. Горбунова  

                            Ф.И.О.

Приказ  от "___"_______2018г.

№________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

История: История России. История Нового времени.

для 8 класса

на 2018/2019 учебный год  

Составитель программы:

Ербаева Наталья Александровна.

квалификационная категория:  нет,

 к. и. н., доцент

2018г.  

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

"История: История Нового времени. История России"

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

- локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

- использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

- анализировать, систематизировать  информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции  политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

- сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события; давать оценку событиям и личностям.

Обучающийся  получит возможность научиться:

- используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

- сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

- применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.

Личностные результаты:

-  представлять  о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

-  приобщаться к истокам культурно-исторического наследия человечества, интересоваться познанием за рамками учебного курса и школьного обучения;  осваивать гуманистические ценности нового времени: уважение к личности, правам и свободам человека.

Метапредметные  результаты:

- способность планировать и организовывать свою учебную и  коммуникативную деятельность;

-  готовности формулировать, высказывать собственное мнение,  выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки по проблемам прошлого и современности;

-  умения проводить поиск основной и дополнительной информации, обрабатывать и оформлять её в соответствии с темой и познавательными заданиями;

 -  способности решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

Содержание учебного  предмета "История России. XIXвек. "

 

п\п

Наименование раздела

Содержание учебного материала

1.

Введение

Раздел 1. Россия в первой половине xix в. ( 19 час.  )

2.

Александровская эпоха: государственный либерализм.  

Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного управления. М.М. Сперанский.  

3.

Отечественная война 1812 года.

 

Эпоха 1812 года. Война России с Францией 1805-1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России после победы над Наполеоном и Венского конгресса.

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию. Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.  

4.

Николаевское самодержавие: государственный консерватизм.

 

Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политика в условиях политической консервации. Государственная регламентация общественной жизни: централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П.Д.Киселева 1837-1841 гг. Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность». Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства.

Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы в Европе. Крымская война. Оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.  

5.

Крепостнический социум. Деревня и город.

 

Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и крестьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Москва и Петербург: спор двух столиц. Города как административные, торговые и промышленные центры. Городское самоуправление.  

6.

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

 

Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. Золотой век русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты. Народная культура. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры.

7.

Пространство империи: этнокультурный облик страны.

Народы России в первой половине XIX в. Многообразие культур и религий Российской империи. Православная церковь и основные конфессии (католичество, протестантство, ислам, иудаизм, буддизм). Конфликты и сотрудничество между народами. Особенности административного управления на окраинах империи. Царство Польское. Польское восстание 1830–1831 гг. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля.  

8.

Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли.

 Западное просвещение и образованное меньшинство: кризис традиционного мировосприятия. «Золотой век» дворянской культуры. Идея служения как основа дворянской идентичности. Эволюция дворянской оппозиционности. Формирование генерации просвещенных людей: от свободы для немногих к свободе для всех. Появление научных и литературных обществ, тайных политических организаций. Распространение либеральных идей. Декабристы – дворянские революционеры. Культура и этика декабристов.

Общественная жизнь в 1830 – 1850-е гг. Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественного мнения. Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Складывание теории русского социализма. А.И.Герцен. Влияние немецкой философии и французского социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов.  

Раздел 2. Россия во второй половине XIX в.  ( 25 час. )

9.

Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация.

 

Реформы 1860-1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Конституционный вопрос.

Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия на Дальнем Востоке.  

10.

«Народное самодержавие» Александра III.

 

Идеология самобытного развития России. Государственный национализм. Реформы и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественной самодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие. Независимость суда и администрация. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Консервация аграрных отношений.

Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории.

11.

Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность.

 

Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье «оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели.

Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграции сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения.  

12.

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта, связи. Рост образования и распространение грамотности. Появление массовой печати. Роль печатного слова в формировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки. Общественная значимость художественной культуры. Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство.  

13.

Этнокультурный облик империи.

 

Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Поляки. Евреи. Армяне. Татары и другие народы Волго-Уралья. Кавказские народы. Народы Средней Азии. Народы Сибири и Дальнего Востока. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и религиозного возрождения у народов Российской империи. Национальная политика самодержавия: между учетом своеобразия и стремлением к унификации. Укрепление автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г. Еврейский вопрос. Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культур и народов.

14.

Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений.

 

Общественная жизнь в 1860 – 1890-х гг. Рост общественной самодеятельности. Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение.

Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма, марксизма и других направлений европейской общественной мысли. Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.  

Содержание учебного  предмета "История Нового времени. 1800-1900 г.г."

 

п\п

Наименование раздела

Содержание учебного материала

1.

Введение.

Переход от традиционного общества к индустриальному.

2.

Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в.

Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества.  

Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш. М. Талейран. Священный союз.

 Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Политическое развитие европейских стран в 1815— 1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма.  

3.

Развитие культуры в XIX в.

Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.

4.

Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в.

 

Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны. Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм.

Соединенные Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861—1865). А. Линкольн.  

5.

Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в.

Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения.  

6.

Страны Азии в ХIХ в.

Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, «опиумные войны», движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава, преобразования эпохи Мэйдзи.  

7.

Война за независимость в Латинской Америке.

Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств.

8.

Народы Африки в Новое время.

Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов.  

9.

Международные отношения в XIX в.

Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав.

10.

Историческое и культурное наследие Нового времени.

 

Резерв.

Тематическое планирование  

Тема

Кол-во час.

1.

Россия в первой половине XIX в.

19

2.

Россия во второй половине XIX в.  

25

3.

 Становление индустриального общества.

8

4.

 Строительство новой Европы.

6

5.

Страны Западной Европы в конце XIX в.

5

6.

Две Америки.

2

7.

Традиционные общества в XIХ в.: новый этап колониализма.  

2

8.

Международные отношения: обострение противоречий.

1

Итого:

68

Календарно-тематическое планирование "История России"

Класс: 8 "А", "Б", "В"

Тема урока

Кол-во час.

Дата

план

Факт

"А"

Факт

"Б"

Факт

"В"

1.

Введение: повторение.

1

3-7.

09.

Раздел 2. Россия в первой половине XIXв.( 18 час. )

2.

Внутренняя политика Александра I в 1801-1806гг.

1

3-7.

09.

3.

Внешняя политика Александра I в 1801-1812гг.  

1

10-14.09.

4.

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского.

 1

10-14.09.

5.

Отечественная война 1812г.

1

17-21.

09.

6.

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика 1813-1825г.

1

17-21.

09.

7.

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825гг.    

1

24-28.

09.

8.

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812г.

1

24-28.

09.

9.

Общественное движение при Александре I.

1

1-5.10.

10.

Династический кризис 1825г. Выступление декабристов.

1

1-5.10.

11.

Внутренняя политика Николая I.

1

8-12.

10.

12.

Социально-экономическое развитие в 1820-1850-х гг.

1

8-12.

10.

13.

Внешняя политика Николая I в 1826-1849гг.

1

15-19.

10.

14.

Общественное движение в годы правления Николая I.

1

15-19.

10.

15.

Крымская война 1853-1856 годов.

1

22-26.

10.

16.

"Золотой век" российской культуры. Развитие науки и образования.

1

22-26.

10.

17.

Русские первооткрыватели и путешественники.

1

29.10-

2.11.

18.

Быт и обычаи.

1

12-16.

11.

19.

Урок развивающего контроля.  по разделу №1.

1

Раздел 3. Россия во второй половине XIX в. ( 18 час. )

20.

Накануне отмены крепостного права.

1

12-16.

11.

21.

Крестьянская реформа 1861 года.

1

19-23.

11.

22.

Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в.

1

19-23.

11.

23.

Национальная политика Александра II.

1

26-30.

11.

24.

Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права.

1

3-7.

12.

25.

Общественное движение: либералы и консерваторы.

1

3-7.

12.

26.

Зарождение революционного народничества и его идеология.

1

10-14.

12.

27.

Революционное народничество во второй пол. 60-х - начале 80-х гг. XIXв.

1

10-14.

12.

28.

Внешняя политика Александра II.

1

17-21.

12.

29.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

1

17-21.

12.

30.

Внутренняя политика Александра III.

1

24-28.

12.

31.

Экономическое развитие в годы правления Александра III.

1

24-28.

12.

32.

Положение основных слоев населения. Народы России во второй пол.XIX в.

1

14-18.

01.19г.

33.

Общественное движение в 80-90-х гг. XIX в.

1

14-18.

01.19г.

34.

Внешняя политика Александра III.

1

21-25.

01.

35,

36.

Просвещение и наука.

2

21-25.

28.01.-1.02.

37,

38.

Литература и изобразительное искусство.

2

28.01.-1.02.

4-8.02.

39,

40.

Архитектура, музыка, театр, народное творчество.

2

 4-8.

11-15.02.

41.

Быт: новые черты.

1

11-15.

02.

42.

 Наш край во второй пол. XIX в.

1

18-22.

02.

43.

Урок развивающего контроля. по разделу №2.

1

18-22.

02.

44.

Урок коррекции знаний.

1

25.02.-

1.03.

Календарно-тематическое планирование "Новая история"

Класс: 8 "А", "Б", "В".

Тема урока

Кол-во час.

Дата

план

Факт

"А"

Факт

"Б"

Факт

"В"

1.

Введение: От традиционного общества к обществу индустриальному.  

1

25.02.-

1.03.

Раздел 2. Становление индустриального общества ( 7 час. )

2.

Индустриальные революции: достижения и проблемы.

1

4-8.

03.

3.

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности.

1

4-8.

03.

4.

Человек в изменившемся мире.

1

11-15.

03.

5.

Наука, литература, искусство в поисках новой картины мира.

1

11-15.

03.

6.

Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство.

1

18-22.

03.

7.

Повседневная жизнь.

1

18-22.

03.

8.

Повторительно-обобщающий урок по разделу №1.

1

Раздел 3. Строительство новой Европы ( 6 час. )

9.

Консульство. Образование и разгром империи Наполеона.

1

1-5.

04.

10.

Великобритания: путь к величию и процветанию.

1

1-5.

04.

11.

Франция от революции1830г. к революции 1848г.

1

8-12.

04.

12.

Германия. Италия: процессы централизации.

1

8-12.

04.

13.

Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна.

1

15-19.

04.

14.

Повторительно-обобщающий урок по разделу №2.

1

15-19.

04.

Раздел 4.  Страны Западной Европы в конце XIX в.( 5 час.)

15.

Германская империя: борьба "за место под солнцем".

1

22-26.

04.

16.

Великобритания: конец Викторианской эпохи.

1

22-26.

04.

17.

Франция: Третья республика.

1

29.04.-

3.05.

18.

Италия: время реформ и колониальных захватов.

1

29.04.-

3.05.

19.

От Австрийской империи к Австро-Венгрии.

1

6-10.

05.

Раздел 5. Две Америки ( 2 час. )

20.

США в XIX в.

1

6-10.

05.

21.

Латинская Америка в XIX в.: время перемен.

1

13-17.

05.

Раздел 6. Традиционные общества в XIХ в.: новый этап колониализма  ( 2 час.)  

22.

Япония, Китай в XIX в .

1

13-17.

05.

23.

Индия,. Африка: в эпоху перемен.

1

13-17.

05.

Раздел 7. Международные отношения: обострение противоречий ( 1 час )

24.

Международные отношения: дипломатия или войны?

1

20-24.

05.

25.

Резерв.

1

20-24.

05.

26.

Резерв.

1

27-31.

05.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...