конспекты уроков
план-конспект занятия по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема «В театре Диониса», урок № 46
История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. - М.: Просвещение, 2016
Цель урока: создание представления о греческом театре, его устройстве, времени возникновения, знакомство с именами авторов комедий и трагедий, развитие навыков работы с источником, текстом учебника; воспитание чувства прекрасного, чувства уважения, к культурному наследию других народов, формирование системы нравственных ценностей.
Задачи:
- обучающая: рассмотреть понятия: «театр», «орхестра», «скене», «комедия», «трагедия», рассмотреть хронологические рамки возникновения театра, подвести к пониманию того, что появление театра у древних греков было связано с религией, познакомиться с именами авторов трагедий, комедий;
- развивающая: развивать навыки словарной работы, продолжить формировать умение работать с текстом учебника, историческим источником, выделять в тексте главное, сравнивать различные эпохи, развивать коммуникативные умения учащихся;
- воспитательная: развивать творческую активность учащихся, воспитывать интерес и уважение к культурному наследию других народов, формировать систему нравственных ценностей.
- Ожидаемые результаты: учащиеся смогут объяснить понятия: «театр», «орхестра», «скене», «комедия», «трагедия», определить время возникновения театра в Древней Греции (век), называть имена авторов комедий, трагедий, научаться извлекать информацию и оформлять её в виде схемы, анализировать источник, проявят интерес и проникнуться уважением к культуре другого народа, смогут совершать действия нравственно-этического оценивания (“что такое хорошо, что такое плохо”).
- Формируемые УУД:
Познавательные: изучение истории создания и развития театра в Древней Греции и вклад Греции в историю развития мировой культуры;
Личностные: оценивать вклад древнегреческого театра в мировую культуру.
Коммуникативные: уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания.
Регулятивные: уметь регулировать свою деятельность: ставить цель с учетом изученного и усвоенного; составлять план и последовательность своих действий;
Тип урока: урок «открытия новых знаний».
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование урока: компьютер, презентация, проектор, индивидуальные сообщения
План:
1) Возникновение театра.
15. Структура и ход урока
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урок | Формы методические приемы | Деятельность учителя | Характеристика основных видов деятельности учащихся | формирование УУД | Форма контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1Организационный момент | Фронтальная . Словесный. Карточки: сараев, кабаков, тоня У доски Настя, вика | Добрый день! Я рада вас видеть! вижу все готовы. Присаживайтесь. мы начинаем наш урок.. Мне нужно 2 человека для работы у доски по карточкам, ребята, у кого тетради с заданиями на партах Вы выполняете их самостоятельно и сдаете. Работа рассчитана на 5 минут Все остальные работают со мной | Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место Выполнение заданий | быстрое включение в деловой ритм | |
2Актуализация знаний | Фронтальная . Словесный. Беседа, работа с картой | -Ребята,для начала давайте вспомним- Историю какой страны мы сейчас с вами изучаем? - Кто покажет нам на карте и опишет местоположение Греции? - А теперь давайте вспомним, где мы с вами побывали на том уроке? (Какую тему мы изучали на прошлом уроке: в Афинской школе и гимнасии) Сейчас повторим материал прошлого урока На слайде представлены вопросы по домашнему материалу на которые надо дать полный развернутый ответ. Итак кто попытается дать ответ на первый вопрос - Кто такой педагог, назовите его обязанности? (в переводе сопровождающий ребенка, водил мальчика в школу, нес его письменные принадлежности, музыкальные инструменты, учил дома хорошим манерам, когда мальчик не слушался, то брался за розгу. Мы выслушали ответ. Давайте дадим оценку ответу сравнив его с эталоном его видите на слайде. Пожалуйста оценивать ответ будет…. Каким был ответ на вопрос? Полным и правильным- 5 Правильным, но неполным - 4 Неполным, имелись неточности – 3 Ответ был неправильным - 2 Переходим ко второму вопросу- Чему учили в школах? ( читать, писать, считать, рисовать, игре на флейте и других музыкальных инструментах, петь хором, ребята учили поэмы Гомера наизусть) Оценит ответ ….. оценку ответу на второй вопрос нам даст…..? Полным и правильным- 5 Правильным, но неполным - 4 Неполным, имелись неточности – 3 Ответ был неправильным - 2 3.Чем и на чём писали школьники? ( на специальных дощечках палочкой – это письменная принадлежность называлась стиль Стиль – палочка для письма в афинских школах) - Что такое палестра? (Это школа – где мальчики с 12 лет занимались борьбой, бегом, прыжками, гимнастикой) -Учились ли взрослые афиняне? Почему? (Да, желавшие продолжить занятия гимнастикой и пополнить свои знания, до старости посещали гимнасии, которые располагались за городом -Чему обучали взрослых? ( в гимнасиях обучали красноречию – умению отстаивать свое мнение при выступлении в Народном собрании и судах) Теперь все внимание на доску проверим как выполнили задания ребята у доски на знание исторических дат и терминов 5-одна ошибка 4- две ошибки 3 – три ошибки Присаживайтесь. | Показывают на карте Древнюю Грецию, Афины, Спарту Характеризуют афинскую школу, Объясняют понятие педагог рассказывают о уроке в греческой школе по картине Объясняют понятие палестра, Объясняют почему учились и взрослые афиняне. | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию; Коммуникативные полно и точно выражают свои мысли; владеют монологической и диалогической формами речи; Личностные: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | беседа, работа с картиной, терминологией, с лентой времени, хронологией, рассказ по картине, |
| Словесная. Наглядная А почему не в спарте – там не было ни каких построек Мы сначала разберем вопрос о возникновении театра, потом посмотрим устройство и что показывали в театре Что мы бедем сравнивать древнегреческий театр и современный | Переходим к изучению новой темы -Посмотрите на слайд? Кто догадался и может сказать, о чем пойдет речь сегодня на уроке? ( о Театре) Были ли вы в театре? Но слышали о театре? Какие ассоциации связаны со словом театр? Что вы знаете о театре? А в театре какого полиса мы побываем? ( Афины) Давайте сформулируем тему нашего урока? Открываем тетради, записываем число и тему нашего урока: В афинском театре
сформулируем цель нашего урока, что мы с вами сегодня на уроке должны выяснить? Какие вопросы рассмотреть (Каким был афинский театр) Таким образом определим следующий план достижения нашей цели:
Постановка проблемного вопроса. УЧИТЕЛЬ Вот Мы до сих пор пользуемся изобретением древних греков – театром, хотя прошло уже много времени. Давно уж нет древних греков, сменились эпохи, пали многие империи и государства, а театр существует до сих пор. – -Как вы думаете Почему? ( изобретение древних греков пришлось человечеству по душе) Театр существует по сей день, а возник давно а Как вы думаете, современный театр отличается от древнегреческого? ДА. А в чем эти отличия Кто знает, поднимите руки….. Никто. Сегодня мы и попытаемся найти ответ на этот вопрос. Давайте его сформулируем как будет звучать вопрос на который нам надо найти ответ Чем древнегреческий театр отличается от современного? Итак все вместе прочитаем наш проблемный вопрос урока на который мы будем искать ответ……
- Для начала давайте определим, что означает понятие театр? Театр – в переводе с греческого означает «место для зрелищ» запишите новый термин в тетрадь | Ответы детей:- артист, сцена, грим, костюмы, афиша и т.д. рассказывают какие театры посещали Предлагают тему урока:«Театр в Древней Греции». В афинском театре» работа в тетрадях – записывают тему Ставят цель: (узнать о греческом театре и его особенностях, его устройстве, времени возникновения, знакомство с жанрами, именами авторов) Ставят проблемную задачу урока Выявить отличия и схожесть современного и древнегреческого театра и значение театра в жизни греков и современных людей)
Записывают значение термина театр | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформированную вместе с учителем Познавательные высказывают предположения Личностные осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | Беседа по вопросам, терминологией, работа в тетрадях, |
- Возникновение театра | Фронтальная. Словесный проблемный. Чтение учебника беседа. рассказ учителя Рассказ ученика. | Театр в Афинах располагался на склоне Акрополя и вмещал 17 тысяч зрителей. Сейчас от театра остались лишь развалины. Их вы видете на слайде. В нашей стране самый Большой театр находится в Москве и он вмещает около 2 тысяч человек. О возникновении древнегреческого театра, нам расскажет Анита, она готовила сообщение.
Пожалуйста, слушаем сейчас Аниту. когда и как возник театр? И как связано возникновение театра с богом Дионисом | Прочитайте, пожалуйста, пункт первый 39 параграфа, страница 185.- Скажите где возник театр?(В Древней Грецией) - с чем связано его зарождение? (с праздниками в честь бога Диониса – покровителя виноделов)- Как проходили эти праздники? ( одевали шкуры животных, маски)Ряженые подражали лесным богам – сатирам, ставили перед зрителями сценки из мифов о Диониса. Это были первые театральные представления. Шли годы, позже поэты стали сочинять для представлений пьесы, содержание которых уже не было связано с мифами о Дионисе.. | Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия с учебником Коммуникативные воспринимают рассказ учителя | Беседа по вопросам, работа с учебником |
Здание театра, актеры | Объяснительноиллюстративный, работа с картиной, презентацией Орхестра – круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актёры и хор (СЦЕНА) Скене – пристройка, примыкавшая к орхестре. К её стене прикреплялись декорации. Внутри скене хранились костюмы и маски актёров (ГРИМЕРНАЯ) Места для зрителей – ступеньки, спускавшиеся уступами к подножию (ПАРТЕР,ЛОЖЕ, БАЛКОН) | Переходим к следующему вопросу Устройство театра Откройте стр. 186, прочитайте абзацы 2,3,4 второго пункта, составьте схему – «Части афинского театра»:
(как они называются в современном театре?кто знает партер, балкон, ложе) Кто сидел на первом ряду – почетные гости Жрецы Диониса, стратеги, победители Олимпийских игр. Первый ряд был бесплатным, а остальные места платными.
Давайте теперь проверим правильно ли вы выполнили задание Мне нужен 1 желающий для работы у доски- поработаем с рисунком на котором изображен план театра где цифрами обозначены его части Необходимо прикрепить название соответствующее части театра и назвать их назначение. Какая часть обозначена на плане цифрой один Какая - цифрой два Цифрой три. Что обозначено на плане цифрой 4 (проходы между секциями ) Молодец, присаживайся. Итак, у вас должна была получиться вот такая схема. Проверьте свои записи с эталоном и исправьте ошибки, если допустили Все Молодцы! переходим к следующему вопросу: Что видели зрители в театре? | Читают учебник. Записывают в тетрадях части театра Работают с иллюстрацией, называют его части | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи, представляют информацию на основе сообщений Коммуникативные воспринимают рассказ учителя | Определение части здания театра по рисунку |
На представлении трагедии и комедии | Словесный Работа с текстом. Составление схемы | Давайте теперь посмотрим что показывали в театре - Откройте страницу 187, прочитайте 1 абзац. Попробуйте составить схему «Виды представлений». Назовите какие виды представлений были в театре? Проверяем правильность выполнения задания сравнив с эталоном на доске. Кто выполнил правильно….Молодцы В греческом театре было два главных вида представлений или жанра: трагедия и комедия Виды представлений трагедия комедия -герои мифов - герои мифов, - веселые - подвиги, современники страдания, зрителей их гибель | Читают абзац, составляют схему, выражают свое настроение Составление схемы и сравнение по самостоятельно определенным критериям Различают комедию и трагедию | Познавательные: представляют информацию на основе схем | Беседа по вопросам, работа с учебником, составление схемы, |
Больше всего греки любили трагедии. Они не только развлекали, но и воспитывали высокие чувства такие как: любовь к людям, чувство долга, учили, что добро всегда побеждает зло, а честность и порядочность будут всегда вознаграждены так как ценятся выше коварства и предательства. Театр воспитывал патриотизм и готовность пожертвовать ради родины своей жизнью. Самая знаменитая трагедия «Антигона»Софокла, В ней идет речь о том как молодая девушка нарушила запрет царя,и была казнена несмотря на все уговоры не мстить, а помиловать. После гибели девушки её Жених и его мать кончают жизнь самоубийством. Другой вид представлений -Комедии наоборот не только забавляли зрителей, но и бичевали людские пороки: жадность, глупость, тщеславие самая известная комедия была написана Аристофаном называется «Птицы». В ней рассказывается о том как птичий царь Удод хотел построить город между небом и землей. Ребята, а можно построить город между небом и землей? ФИЗМИНУТКА А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть итак Физминутка Все встали . Представьте что вы находитесь на представлении в театре. Идет комедия значит что мы делаем – улыбаемся …..3 раза…..А теперь трагедии – сделали грустное лицо три раза…. А теперь три раза посмотрим по сторонам как будто ищем актеров А сейчас нам надо выходить на сцену но перед этим надо одеть котурны- представим как будто мы одеваем специальные сандалии на высокой подошве И в конце спектакля традиционно следуют что - аплодисменты. Похлопаем в ладоши 3 раза. Все присаживаемся
Напомните мне, пожалуйста, что мы должны были доказать сегодня? ( Выявить чем отличается современный театр от древнегреческого) - Так отличается ли современный театр от древнегреческого? Давайте обратимся к таблице и сравним Греческие театры располагались под открытым небом – а современные в специальных зданиях Участниками театральных представлений в Греции были только мужчины, они выступали в особой обуви на толстой подошве - котурнах, чтобы казаться выше ростом. Актеры играли по несколько ролей в мужских и женских масках, в каждом спектакле. На сцене одновременно могло быть не более трех человек а также был хор, который исполнял песни друзей главного героя. Театральные представления устраивались лишь несколько раз в году, а не каждый день как сейчас. Представления начинались с восходом солнца и прекращались с его заходом. Зрители занимали места, которые ближе к орхестре с ночи, с собой приносили еду, питье, ведь в театре они проводили целый день. они смотрели несколько представлений, после просмотра лучшую постановку, имена победителей. Плата была незначительной, для бедняков государство раздавало бесплатные билеты, сейчас плата значительна и не каждый может себе позволить Т.о. Театральные представления наряду с Олимпийскими играми были любимыми зрелищами эллинов Именно через игру актёров театр показывал людям пороки, воспитывал человеческие качества, учил быть нравственными отличать хорошие поступки от дурных В этом и было и есть главное предназначение театра Как вы думаете в чем было значение театра Афин(театр играл главную роль .он воспитывал, просвещал и прививал людям высокие нравственные качества: честность, доброту, любовь к родине… | Комедия Все 3 раза улыбнулись Трагедия 3раза сделали грустное лицо 3раза по сторонам оглянулись как будто ищем актеров на сцене А теперь представьте себя актерами надевающими котурны – специальные сандалии на высокой подошве встали на носочки | ||||
| фронтальный | 1 вариант Вопросы для закрепления: 1. Дайте определение слова "театр". 2. В честь какого бога устраивались театральные представления? 3.Из каких трех частей состоял театр? 4.Назовите два главных вида представлений в греческом театре? Ответы учеников: Театр - место для зрелищ. В честь бога Диониса. Места для зрителей, орхестра, скене. Трагедия и комедия. | совместно осуществляют проверку выполненной работы Делают выводы | Коммуникативные формулируют понятные для окружающих высказывания Познавательные осуществляют анализ, сравнение, выбор правильного ответа делают выводы | беседа по вопросам, работа с понятиями |
Подведение итога урока | Словесный. Предлагает записать дифференцированное домашнее задание, комментирует | Записывают домашнее задание:(всем) прочитать параграф 39; на оценку «3»- устно вопросы по параграфу (стр. 190, жёлтая рамка) на оценку «4», «5»- составить кроссворд или тест, используя изученные слова на уроке; написать рассказ и нарисовать рисунок по теме: «Один день в древнегреческом театре» (на выбор) по желанию 1 чел. подготовить сообщение о Перикле | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу | Индивидуальные задания |
Рефлексия учебной деятельности . | Рефлексия на партах у вас лежат смайлики – своими смайликами оцените наш урок: - понравился - не очень | Организация рефлексии Что ….узнал на сегодняшнем уроке что..... для тебя было интересно... Спасибо за урок. Урок окончен. | проводят рефлексию | ||
Прочитайте в тексте учебника, стр. 181 отрывок «Из песни хора старцев в трагедии Софокла «Антигона». Ответьте на вопросы. 1.В чем видит Софокл могущество человека? Что он осуждает в людях? - Греки называли театр «школой для взрослых»?Автор греческих комедий Аристофан писал «Как наставники учат мальчишек уму, так людей уже взрослых – учит театр». Прав ли был Аристофан? | Самостоятельное чтение. Ответы детей на поставленные вопросы. Могущество человека – в его силе и уме. Осуждает – гордость, не умение отличать добро от зла. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....