Раздел I. Европа в конце XV - начале XVII вв
методическая разработка по истории (7 класс) по теме
Всеобщая история. История нового времени. Конец XV – XVIII
История России: XVI – конец XVII в. 7 кл.: учебник / И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров, И.В. Амосова. – М.: Дрофа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект уроков по новой истории | 50.24 КБ |
История России по учебнику Дрофа | 65.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Силантьев Василий Викторович, учитель истории,
МБОУ СОШ имени М.И. Калина
город Бугуруслан
Предмет: История
Класс: 7
УМК: Всеобщая история. История нового времени. Конец XV – XVIII в. 7 кл.: учебник / Дмитриева О.В.. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009г.
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства в ХVI - начале ХVII в.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1час
Место урока в системе уроков по теме: 46
Цель урока: сформировать представление особенностей жизни людей разных сословий в Европе в раннее новое время; развивать умение сравнивать положение новых категорий населения с современными (критическое мышление); продолжать формирование навыков анализа и синтеза полученной информации, умений формулировать несложные выводы, работать в группе; давать устный отзыв на ответы одноклассников.
Задачи урока:
образовательная: формирование понимания роли изменений происходящих в повседневной жизни людей в течение одного столетия
развивающая: развивать у учащихся умение анализировать и делать выводы; формировать навыки работы с предметными материалами, иллюстрациями и текстом учебника.
воспитательная: формирование эстетического восприятия, уважения и трепетного отношения к традиционным ценностям.
Планируемые результаты:
Познавательные: умение воспроизводить информацию по памяти, составлять характеристику объекта по заданным параметрам, выделять общее и особенное, устанавливать причинно-следственные связи, описывать объекты и события.
Регулятивные: умение формулировать учебные задачи, составлять план их решения, прогнозировать и представлять результаты своей работы. Коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы учителя, грамотно и адекватно учебной задаче представлять конкретное содержание в устной и письменной форме; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в ходе групповой работы, учитывать позиции другого, умение четко и точно излагать свою позицию.
Личностные: Развитие интереса к изучению ранее незнакомых фактов из жизни представителей разных сословий XVII века, проведение простейших действий, способствующих формированию мотивации к познанию нового и научного мировоззрения.
Техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: http://nsportal.ru/node/1379248
Содержание урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время (мин) | ||
| Готовность учителя к уроку, приветствие, проверка отсутствующих. | Включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. | 1 | ||
| Фронтальный опрос по следующим вопросам:
| Дают ответы:
| 5 | ||
| Учитель предлагает учащимся по иллюстрациям и эпиграфу («Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть». Екклесиаст, 5,11) сформулировать самостоятельно тему урока. Наводящий вопрос: «Какие изменения произошли в обществе с появлением капитализма?» | Формулируют тему урока: «Как мануфактуры повлияли на развитие товарного производства в Западной Европе ХVI - начале ХVII в.» | 2 | ||
План урока: | |||||
Учитель начинает с вопросов: «Что такое сословие? Какие сословия были в средние века? Какие новые категории населения появляются в раннее новое время? Что нам нужно о них узнать?» После постановки целей, учитель формулирует проблемно-познавательное задание: «В чем сходство и в чем различие средневековых сословий и новых категорий населения?» | Дают определение сословия (большая группа людей, занимающая сходное положение в обществе и, как правило передающая свой статус из поколения в поколение). Называют сословия: духовенство, рыцари, крестьяне и др. В раннее Новое время появляются собственники капитала и наемные рабочие. Ставят цели при помощи учителя:
| 5 | |||
| Учитель объясняет, что такое классы общества и выделяет главные особенности. Класс – большая группа людей, владеющих либо не владеющих средствами производства и характеризующаяся специфическим способом получения дохода. Что такое средства производства? (орудия труда) У кого они были, а у кого не было? Как получали доход предприниматели и рабочие? | Учащиеся внимательно слушают и конспектируют новую информацию. Учащиеся должны вспомнить и проанализировать, что наемные рабочие ничего не имели, у них не было орудий труда, мастерских и т.д., а у капиталистов, предпринимателей был капитал, были мастерские. Предприниматели получали доход от торговли, мануфактурного производства и других видов предпринимательства, а рабочие могли лишь наниматься на работу. | 4 | ||
| Учитель предлагает учащимся самостоятельно по изображениям 1. Вид Флоренции. Цветная гравюра. XV век.; 2. Вид Лондона. 1500 год.) определить:
Учитель рассказывает о специфике городов в раннее новое время: увеличение численности населения, продолжительности жизни (60-70 лет), снижение детской смертности. Плотность – 35 человек на кв. км. в городе выделяли кварталы «благородных горожан» и предместья бедняков, частые эпидемии из-за скученности населения. | Анализируют картины. Дают ответ на поставленные вопросы:
Кратко конспектируют информацию. | 5 | ||
| Учитель делит учащихся на две группы, раздает им мини-кейсы с заданием, по которым они работают. | Учащиеся работают по кейс-технологии, каждая группа представляет свой результат работы и заполняют таблицу «Особенности жизни наемных работников и предпринимателей.» | 10 | ||
| Учитель возвращается к проблемно – познавательному заданию «В чем сходство и в чем различие средневековых сословий и новых категорий населения?» | Формулируют ответ:
| 6 | ||
| Учитель предлагает заполнить схему (Знал, Узнал сегодня на уроке, Хотел бы узнать, Понял, Не понял). Учитель выставляет оценки, комментирует деятельность класса. | Заполняют устно схему, делают самооценку своей деятельности и деятельности класса. | 1 | ||
| Параграф 4,5 задание 2 – 5 к параграфу | Записывают д/з. | 1 |
Предварительный просмотр:
Силантьев Василий Викторович, учитель истории,
МБОУ СОШ имени М.И. Калина
город Бугуруслан
Предмет: История
Класс: 7
УМК: История России: XVI – конец XVII в. 7 кл.: учебник / И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров, И.В. Амосова. – М.: Дрофа, 2016г.
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Социальная структура российского общества. Государев двор, духовенство.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
Место урока в системе уроков по теме: 18
Цель урока: Охарактеризовать социальную структуру российского общества XVII века, экономические и политические положения разных сословий российского общества. Раскрыть причины изменений, произошедших в положении представителей различных слоев общества. Знакомство с жизнью и бытом разных сословий.
Задачи урока:
образовательная: формирование понимания роли изменений происходящих в повседневной жизни людей в течение одного столетия
развивающая: развивать у учащихся умение анализировать и делать выводы; формировать навыки работы с предметными материалами, иллюстрациями и текстом учебника.
воспитательная: формирование эстетического восприятия, уважения и трепетного отношения к традиционным ценностям.
Планируемые результаты:
Коммуникативные: умение организовывать сотрудничество и совместные действия с учителем и одноклассниками, слушать отвечающего
Предметные: Знакомство с жизнью, традициями и бытом различных слоев населения.
Метопредметные: Формирование навыков работы с текстом и иллюстрациями, описания положения основных сословий в России в XVII веке и проведению сравнительной характеристики.
Личностные: Развитие интереса к изучению ранее незнакомых фактов из жизни представителей разных сословий XVII века., проведение простейших действий, способствующих формированию мотивации к познанию нового и научного мировоззрения.
Техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: http://nsportal.ru/node/1379248
Содержание урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке |
1 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивация к учебной деятельности | Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися. Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок истории мы начнем с просмотра «Иллюстративного ряда». Задание: Ребята вы должны систематизировать исторический материал в таблице в рабочей тетради «Сословия России XVII века», для выполнения этого задания вам необходимо внимательно работать с текстом учебника, отвечая на следующие вопросы: а) название сословия; б) состав сословия; в) права и обязанности. | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Ответ: Мы будем изучать положение (привилегии, права и обязанности и т.д.) основных сословий России XVII века. | Работа: индивидуальная (в т.ч. у доски) |
II. Актуализация знаний | Задает вопрос. Фиксирует все высказывания детей о сословиях России (любое из них, даже не верное будет важным для дальнейшей работы). При помощи вопросов подводит к определению затруднения и формулировке цели. | Отвечают на вопросы. Формулируют цель урока. | Фронтальная работа |
III. Первичное освоение новых знаний | Дает задание, контролирует работу, сопоставляет оценочные таблицы и оценивает деятельность. Представляет данные таблицы и обращает внимание на неизученные вопросы в делении сословий России XVII века. Возвращает к первоначальному вопросу. Класс делится на группы по количеству сословий. Каждая пара представляет свое сословие (рассказывает о составе сословия, службе и повинностях, образе жизни, костюмах и т.д.). Давайте попытаемся словесно нарисовать художественные образы людей живших в XVII веке.
Перед тем как приступить изучите критерии оценки, согласно которой будет оцениваться ваш результат. Каждая пара представляет свою работу, а остальные оценивают их результат, заполняя оценочную таблицу. В случае затруднения группа имеет право обратиться к учителю. Далее учитель сопоставляет заполненные ребятами оценочные таблицы и оценивает самостоятельную деятельность учащихся. Пожалуй, теперь информации о сословиях России XVII века достаточно и можно вернуться к вопросу, который вызвал затруднения в начале нашего урока. (Установило полное крепостное право) | Изучают информацию о своем сословии, оформляют в виде красочных плакатов и представляют остальным учащимся. Оценивают выступления и представленные работы по определенным критериям. Слушают учителя. | Групповая работа Работа в группах |
IV.Первичное осмысление и закрепление изученного | Дает задания, координирует работу. Ребята давайте, немного подумаем и предположим основываясь на выполненных нами заданиях, какое влияние оказало Соборное уложение 1649 года на саму историю, жизнь людей и развитие человека. - Какое сословие в обществе оставалось господствующим, на какие группы делилось А теперь попробуйте заполнить схему самостоятельно (заполняется схема электронного приложения, возможны различные варианты) | Моделирует ситуацию на основе имеющихся знаний. Заполняет электронную схему. (Феодалы, бояре, дворяне) | Групповая работа |
V.Итоги урока. Рефлексия | Объясняет задание рефлексии. Анализирует полученный результат «Нотный стан успеха» Ребята на доске изображен нотный стан, у вас на столах лежат нотки с изображением смайликов. Сейчас каждый из вас должен взять одну нотку со смайликом изображающим нужную эмоцию, которая осталась у вас при окончании урока. После этого подумайте, насколько данный урок был интересен для вас, было ли все понятно, или какая-то информация осталась не понятой. Сопоставив все факты, найдите на нотном стане место для своей нотки (верхняя линия стана – все удалось, удовлетворен уроком, средняя – что-то было непонятно, частично удовлетворен уроком, нижняя – ничего не понятно, не удовлетворен уроком) и поместите свою нотку на нотный стан. | Размещаю нотки на лесенке, в зависимости от полученных эмоций на уроке. | |
Домашнее задание | Повторить изученный на уроке материал, прочитать документ, ответить на вопросы после параграфа §16. Творческое: Составить кроссворд по теме: «Жизнь и быт сословий России XVII века» | Слушают учителя, задают уточняющие вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока "Альтернативы развития России в конце XVI — начале XVII века"
Проект урока "Альтернативы развития России в конце XVI — начале XVII века" Тип урока: Изучение нового материала с постановкой проблемно-познавательного задания...
Конспект урока по теме: Традиции и занятия коренного населения нашего края в конце XVI – начале XVII вв.
Первый из двух уроков о традициях и занятиях коренного населения Югры в конце XVI - XVII вв, для обучающихся с ОВЗ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида....
Разработка урока по теме: Русское государство в конце IX начале XVII века"
Разработка обобщающе - повторительного урока по истории России 6 класс в форме игры "Звездный час". Игровая технология позволяет повторить важные факты из курса истории России за 6 классна эмоциональн...
Тест по истории России Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII века 7 класс
Тест по истории России Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII века 7 класс...
Материал к уроку: "Экономическое положение в Европе в конце XIX- начале XX вв"
Урок открытия новых знаний...
Тест для 7 класса по истории России. Тема "Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII века"
Тест для 7 класса по истории России «Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII века» способствует проверке знаний и умений обучающихся, который...
Конспект урока Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI - начале XVII в. 7 класс
Конспект урока Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI - начале XVII в. 7 класс История России....