Рабочая программа по истории 9класс
рабочая программа по истории (9 класс) на тему
Рабочая программа по истории разработана на основе обязательного минимума содержания образования по истории федерального компонента государственного образовательного стандарта с учетом авторской программы «Истории России XX – начала XXI вв.» А.А. Данилова, В.Г. Косулиной
Предмет «история» в 9 – ом классе включает два курса, которые изучаются синхронно-параллельно: всеобщая история – 24 часа; история России – 44 часов. Рабочая программа составлена с учетом данных особенностей преподавания курса истории. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.
Программа рассчитана на 68 часов, что является оптимальным для изучения дисциплины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ist_9_-2018.docx | 62.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Примокшанская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена и одобрена на заседании МО гуманитарного цикла №1 от«___» ________ 2018 г. Руководитель _____________Е.А.Звонарева | Согласовано Зам. директора по УВР _________Л.Н.Канунникова «___» _________ 2018 г. | Утверждаю Директор школы «Примокшанская СОШ» ___________Л.П.Кармишева «___» _________ 2018 г. Приказ №__________ |
Рабочая программа
по предмету «История»
на 2018-2019 учебный год
9класс
Программа: Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2014. – 94 с. – (Стандарты второго поколения);
Учебник - История России, XX-начало XXI в.: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Г.Г.Косулина, М.Ю.Брандт.- М.: Просвещение, 2014г
Новейшая история зарубежных стран, XX - начало XXI века: учеб. для 9кл. общеобразов. Учреждений /Н.В. Загладин: Просвещение. 2015.
Количество часов: 68 часов
Составитель учитель истории : Звонарева Екатерина Александровна
2018г
Рабочая программа по истории разработана на основе обязательного минимума содержания образования по истории федерального компонента государственного образовательного стандарта с учетом авторской программы «Истории России XX – начала XXI вв.» А.А. Данилова, В.Г. Косулиной
Предмет «история» в 9 – ом классе включает два курса, которые изучаются синхронно-параллельно: всеобщая история – 24 часа; история России – 44 часов. Рабочая программа составлена с учетом данных особенностей преподавания курса истории. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.
Программа рассчитана на 68 часов, что является оптимальным для изучения дисциплины.
Предметные результаты изучения истории учащимися включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Учащиеся должны знать: - хронологию, работу с хронологией;
- исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
- Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
- Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
- Анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); соотносить единичные исторические факты и общие явления; называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
- Работу с версиями, оценками: приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
Уметь:
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории; указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
- применять знания и умения в общении, социальной среде:
применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
- применять знания и умения в общении, социальной среде: применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Содержание учебного предмета.
Раздел I. Человечество после Первой мировой войны.
-Трудный путь к миру. Версальско-Вашингтонская система. Мир после Первой мировой войны. -Лига Наций. Международные последствия революции в России.
-Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. М. Ганди. Сунь Ятсен.
-Левые и правые в политической жизни индустриальных стран в 1920-е гг.
Раздел 2. Россия в начале XX в. (1900-1915)
-Государство и российское общество. Особенности процесса модернизации в России начала XX века. Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.
-Экономическое развитие страны. Промышленный подъем на рубеже XIX-XX вв. Роль государства в экономике России. Финансовый капитал. Государственный капитализм. -Иностранный капитал в России: причины его широкого проникновения в страну, роль в развитии российской экономики. Российский монополистический капитализм: его специфика, формы, место и роль в экономике.
-Общественно – политическое развитие России в к. 19 – н. 20 вв. Характеристика политической системы Российской империи начала XX в.; необходимость ее реформирования. Личность Николая II, его политические воззрения. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований.
-Внешняя политика. Русско-японская война 1904 – 1905 гг. Внешняя политика Николая II. Внешнеполитические приоритеты России в начале царствования Николая П. Миротворческая инициатива русского императора. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904—1905 гг. Ход военных действий на суше и на море. Портсмутский мир. -Причины поражения России в войне.
-Первая российская революция. Реформы политической системы.
-Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России. Классификация партий.
-Российская социал-демократия. II съезд РСДРП. Большевики и меньшевики. В. И. Ленин. Ю. О. Мартов. Партия социалистов-революционеров. Особенности программных и тактических установок. В. М. Чернов. Деятельность Боевой организации. Е. Ф. Азеф. Радикализация либерального движения. Влияние русско-японской войны внутриполитическую ситуацию.
-Революция 1905-1907 гг. Антиправительственное движение в 1901—1904 гг. «Зубатовский социализм»: суть, перспективы, причины провала. Кровавое воскресенье. Причины революции. -Основные события. «Верхи» в условиях революции. Манифест 17 октября 1905 г. Создание первого представительного органа власти — Государственной думы. Политические течения и партии. Формирование либеральных и консервативных партий.
-Конституционно-демократическая партия и «Союз 17 октября»: политические доктрины, решение аграрного и национ. вопросов, соц. состав, численность. П.Н. Милюков. А.И. Гучков. Традиционалистские (монархические) партии и организации: программа, соц. состав, численность. Черносотенцы. Пуришкевич. Итоги революции.
-Экономические реформы. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте. П.А. Столыпин. Аграрная реформа. Реформы П. А. Столыпина. Альтернативы общественного развития России в 1906 г. Деятельность I Государственной думы, ее аграрные проекты. Правительственная программа Столыпина. Аграрная реформа, ее экономический, социальный и политический смысл.
-Политическая жизнь страны в 1905 – 1914 гг.
-Переселенческая политика. II Государственная дума. Третьеиюньский государственный переворот. Итоги аграрной реформы. Развитие кооперативного движения. Убийство П. А. -Столыпина III Государственная дума. Общественное и политическое развитие России в 1912—1914 гг. Свертывание курса на политическое и социальное реформаторство.
-Российская культура в начале XX в. Серебряный век.
Серебряный век русской культуры. Духовное состояние русского общества в н. XX в. Светский, рациональный характер культуры: наука и образование, литература и искусство. Демократические тенденции в культурной жизни на рубеже XIX-XX вв. Основные тенденции развития русской культуры начала XX в. Развитие науки. М.В. Ломоносов. Н.И. Лобачевский. Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов, И.И. Мечников, И.П. Павлов, С.М. Соловьев. Русская философия: поиски общественного идеала. Русская идея. Печать и журналистика. Библиотечное дело. Просвещение. Литература: традиции реализма и новые направления. Русская поэзия. Декаданс Символизм. Акмеизм Футуризм. Изобразительное искусство. Русский авангард. «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет». Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры.
-Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. К.С. Станиславский. -Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русские сезоны С. Дягилева.
-Кинематограф.
-Россия в Первой мировой войне. Обострение внутриполитической ситуации. Русская внешняя политика после окончания русско-японской войны. Обострение русско-германских противоречий. Военные действия на Восточном фронте в 1914—1916 гг. Итоги военной кампании 1914—1916 гг. Психологический перелом в армейских настроениях. Влияние военного фактора на экономическое и социальное положение в стране. Война и психологическое состояние общества. Отношение политических партий к войне. «Верхи» в условиях войны. Дискредитация царизма и государственной власти. «Распутинщина». IV Государственная дума. Прогрессивный блок. Нарастание революционного движения. Угроза национальной катастрофы.
Раздел 3. Россия в 1917 – 1927 гг.
-Россия революционная. Свержение монархии. От февраля к Октябрю. Нарастание политических, социальных, экономических противоречий внутри России. Последствия войны для внутреннего развития страны. Назревание революционного кризиса. Революция февраля 1917 г. Объективные и субъективные причины революции. Временное правительство и Советы. -Двоевластие: суть и причины появления. Отречение Николая II. Кризис власти. Распад Российской империи. Альтернативы развития страны после Февраля. Возвращение из эмиграции Ленина, Апрельские тезисы, выработка новой стратегии и тактики РСДРП(б). Апрельский кризис Временного правительства, образование первого коалиционного правительства, его внутренняя и внешняя политика. Июльские события в Петрограде. Выступление Корнилова и его последствия. -Курс большевистского руководства на вооружённый захват власти. Троцкий Л.Д. Октябрьский переворот. Крах праводемократической альтернативы.
-Октябрьская революция. Формирование советской государственности. Ход, основные этапы революции Октября 1917 г. Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. В.И. Ленин. Учредительное собрание. Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты Советской власти. Создание коалиционного советского правительства, судьба Учредительного собрания. Крах леводемократической альтернативы. III Всероссийский съезд Советов. Становление советской системы. Отношение большевиков к войне. Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально - экономическая политика Советского государства.
-Начало Гражданской войны. Гражданская война. Причины Гражданской войны. Этапы войны. Противодействующие силы. Красные и белые. Планы, программы, мероприятия. Первые вспышки Гражданской войны: поход генерала Краснова П.Н. на Петроград, вооружённое сопротивление в Москве, «мятеж» генерала Духонина Н.Я., выступления атаманов Каледина А.М., Дутова А.И., Семёнова Г.С. Формирование Белого движения. Создание красной армии.
-Иностранная интервенция. Причины, масштаб, формы, районы оккупации. Военный коммунизм.
-На фронтах гражданской войны. Этапы и события войны, перестройка на военный лад (обоих движений), особенности каждого этапа. Выступление чехословацкого корпуса, формирование Восточного фронта, ликвидация советской власти в Поволжье, на Урале, Сибири, на Дальнем Востоке. Создание региональных правительств, Уфимская директория. «Мятеж» адмирала Колчака А.В. Политическая и социально-экономическая его программа. Изменения тактической линии меньшевиков и эсеров во время гражданской войны. Военные действия на Восточном фронте. Формирование Южного фронта, антибольшевистское восстание на Дону. Всевеликое войско донское атамана Краснова П.Н. Добровольческая армия генерала Деникина А.И. Характер белогвардейской власти на юге. Белый террор. Движение зелёных, Махно Н.И., программа и тактика махновского движения. Военные действия на Южном фронте. Разгром армии Деникина. Северный фронт. Походы генерала Юденича Н.Н. на Петроград. Антибольшевистские выступления красноармейцев в фортах Красная горка, Серая Лошадь, Обручев. Переход Красной армии в контрнаступление. Падение Белого режима на севере. Белый Крым. Социально – экономическая программа Врангеля П.Н., разгром его войск. Гражданская война на национальных окраинах. Война с Польшей, итоги. Окончание гражданской войны. Причины побед красных. «Малая гражданская война», крестьянские выступления в 1920-21 гг. Кронштадтское выступление.
-Экономическая политика красных и белых. Экономический и политический кризис н. 20-х гг. -Особенности политики «Военного коммунизма». Первые мероприятия советской власти в области промышленного производства, транспорта, торговли, банковской системы. Закон о социализации земли, установление продовольственной диктатуры. Конец правительственной коалиции большевиков и левых эсеров. Переход к продразвёрстке. Ускоренная национализация. Ликвидация товарно-денежных отношений. Аграрные и другие программы Деникина, Юденича, Врангеля.
Раздел 4. СССР на путях строительства нового общества.
-Переход к нэпу. Причины перехода к нэпу. Решения X съезда РКП(б). План ГОЭЛРО. Начало восстановления экономики. Новая экономическая политика. Сущность нэпа. Итоги и противоречия нэпа. Кризис нэпа, его причины. Альтернативные варианты преодоления кризисных явлений. Формирование централизованной (командной) экономики. Крестьянские выступления в Поволжье и др. регионах России, восстание в Кронштадте, голод 1921 года.
-Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР. Предпосылки объединения социалистических республик, подготовка и этапы объединения. Основные документы по образованию СССР. Конституции 1924 года.
-Международное положение и внешняя политика СССР в 20-е гг. Международная обстановка во время и после окончания Гражданской войны. Идея мировой революции и учреждение Коммунистического Интернационала, II конгресс Коминтерна. Эволюция взглядов В.И. Ленина на идею мировой революции, нормализация отношений с мировыми державами, привлечение иностранного капитала в страну. Прорыв мировой изоляции советской страны, Генуэзская конференция, Рапалльский мирный договор. Новый курс Коминтерна. Международное признание СССР. Экономическое и политическое сотрудничество Германии и СССР. Американские фирмы на советском рынке.
-Политическая борьба в 20-30-е гг., гегемония большевиков. Внутриполитическая борьба, формирование культа личности Сталина. Поиск путей построения социализма. Формирование структурных звеньев советской тоталитарной системы; ВКП(б) – ядро модели. Идеология и общественная жизнь, влияние партии на науку, образование, средства массовой информации, культуру, дальнейшее наступление на церковь, массовые репрессии. Власть партийно-государственного аппарата. И.В. Сталин. Массовые репрессии. Конституция 1936 г. Изменения в социальной структуре общества. Положение в обществе, жизнь и быт рабочего класса, крестьянства, интеллигенции. Идеологизация тоталитаризма, карательная система, оппозиция, массовые репрессии, культ личности, ГУЛАГ.
-Роль таких личностей в истории как И.В. Сталин, Л.Д. Троцкий, Г.Е. Зиновьев, Н.И. Бухарин.
-Советская модель модернизации. Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства. Хлебозаготовительный кризис 1927 г.: причины, проявления, меры к преодолению. Оформление двух точек зрения на причины и пути выхода из кризиса (Сталин и Бухарин). Социально-психологические предпосылки победы сталинской линии. Источники индустриализации. Методы и цели индустриализации. Цели, методы, результаты коллективизации. Раскулачивание. Результаты форсирования развития и его цена. «Великий перелом», стахановцы, большой скачок , кулак, бедняк, середняк, ликвидация кулачества как класса.
-Коренные изменения в духовной жизни в 20-30-е гг. Ликвидация неграмотности. Творцы «Серебряного века» в Советской России. Эмиграция. «Философский пароход». Сменовеховство. Большевики и церковь. Начало «Нового искусства». Пролеткульт. Российская ассоциация пролетарских писателей. Новые имена и новые тенденции в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре. «Окна сатиры РОСТА». Кинематограф. Большевистские приоритеты в науке, положение научно-технической интеллигенции. Начало партийного наступления на культуру. Жизнь, быт и психология людей в 20-е гг. В ходе изучения данной темы учащиеся прослеживают достижения науки (биология, химия) и техники. Идеологическое наступление на культуру. Утверждение марксистско-ленинской идеологии. Школа и семья. Метод социалистического реализма. От свободы творчества к творческим союзам. М. Горький. Советский кинематограф, музыкальное творчество, песенное искусство, живопись, литература. Культурная революция и её итоги. Жизнь и быт людей в 30-е гг. психологическое состояние общества.
-СССР в системе международных отношений в 1920-1930-х гг. Внешнеполитический курс в 20-30-е гг. Новый курс советской дипломатии, отход от прогерманской ориентации, поиск союза с демократическими странами. Принятие СССР в Лигу Наций. Попытки создания системы коллективной безопасности. Коминтерн: курс на создание единого антифашистского фронта, война в Испании. Мюнхенское соглашение и советская дипломатия. Советско-германский пакт 1939-1941гг. Дальневосточная политика СССР.
Раздел 5. Ведущие страны Запада от процветания к кризису
-Мировой экономический кризис 1929-1932 гг. Ведущие страны Запада в 1920-1930-х гг.: от стабилизации к экономическому кризису. "Новый курс" в США Ф.Д.Рузвельта. Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы в 1920-1930-х гг.
-Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии. Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-х гг. Военно-политические кризисы в Европе и на Дальнем Востоке.
-Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции
Раздел 6. Человечество во второй мировой войне
-Начало мировой войны и « новый порядок» в Европе и Азии. Движение Сопротивления. Вторая мировая война: причины, участники, основные этапы военных действий. Антигитлеровская коалиция. Ф.Д. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. "Новый порядок" на оккупированных территория. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления.
-Завершение и итоги Второй мировой войны. Создание ООН. Итоги войны. Организация объединенных наций.
Раздел 7. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
-СССР накануне Великой отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. СССР во Второй мировой войне. Положение в стране накануне войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности и границ. Нападение Германии. Провал молниеносной войны. Оборонительные сражения. Сражение под Москвой. Блокада Ленинграда. Героизм советских воинов. Причины неудач Красной Армии. Геноцид на оккупированной территории. Нацистский «новый порядок», массовое уничтожение людей.
-Ход, итоги войны с Финляндией 1939 – 1940 гг. Молниеносная война, план «Барбаросса», превентивный удар, ГКО, блицкриг, дорога жизни. Силы и планы сторон.
Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома. Ситуация на фронте весной 1942 г. Планы сторон. Московское сражение. Сталинградская битва. Начало массового изгнания захватчиков с советской земли. Немецкий оккупационный режим. Партизанское движение. СССР в антигитлеровской коалиции. Итоги первого этапа войны.
Приказ №227 «Ни шагу назад!», план «ОСТ», антигитлеровская коалиция.
-Советский тыл в годы войны. Создание промышленной базы на Востоке. Морально-психологическое состояние людей после вторжения немецких войск. Эвакуация. Подвиг тружеников тыла. Деятели культуры фронту. Церковь в годы Великой Отечественной войны.
-Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Битва на Курской дуге - коренной перелом в ходе войны. Завершение Коренного перелома. Битва за Днепр, освобождение Донбасса, Правобережной Украины. Тегеранская конференция. Г.К. Жуков.
-Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом. СССР на завершающем этапе Второй мировой войны. Плюсы и минусы национальной политики. Освобождение советской территории от захватчиков. Конференции союзников. Участие СССР в военных действиях против Японии.Итоги Второй мировой войны. Роль СССР во Второй мировой войне. Вклад СССР в освобождение Европы.
-Ленд-лиз, конференции союзников, демилитаризация. Итоги Великой Отечественной войны. Источники и цена победы. Причины победы советских войск над фашизмом, итоги и значение войны для страны и мира в целом. Великий подвиг народа. Итоги и значение Великой Победы.
Раздел 8. Мировое развитие и международные отношения в эпоху «холодной войны»
-Холодная война. Истоки «холодной войны». Создание военно-политических блоков. -Партнёрство и соперничество сверхдержав.
-Крушение колониализма, локальные конфликты и международная безопасность. Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Локальные конфликты и международная безопасность
-Кризис политики «холодной войны» и её завершение.
Раздел 9. СССР в 1945-1953 гг.
-Послевоенное восстановление хозяйства. Политическое развитие. Людские и материальные потери. Экономические дискуссии. Источники и ход восстановления. Властные перестройки. Новый виток репрессий. Экономические проблемы построения социализма в СССР. «Железный занавес».
-Идеология и культура. Идеологические кампании конца 1940 - начала 1950-х гг.: «врагов народа»; «Ленинградское дело»; «дело врачей»; «дело космополитов». Образование, противоречия в развитии литературы, театра, кино, музыки. Научные дискуссии.
-Культура советского общества
-Утверждение марксистско-ленинской идеологии. Ликвидация неграмотности. Социалистический реализм в литературе и искусстве. Достижения советского образования, науки и техники. Оппозиционные настроения в обществе.
-Внешняя политика. 1945 -1953 гг. "Холодная война". Причины и содержание «холодной войны». НАТО, СЭВ, ООН. Образование социалистического лагеря, роль СССР в установлении коммунистических режимов в странах Восточной Европы и Азии. СССР в конфликтах начального периода «холодной войны». Корейская война.
Раздел 10. СССР в 1953-сер. 60-х гг.
-Изменение политической системы. Хрущёвский курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Смерть Сталина и борьба за власть. Г.М.Маленков, Л.П.Берия, Н.С. Хрущев. XX съезд КПСС, разоблачение культа личности. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Третья Программа КПСС 1961 г. разработка новой Конституции СССР. «Курс на построение коммунизма».
-Экономика СССР в 1953 – 1964 гг. Экономический курс Маленкова. Развитие сельского хозяйства и промышленности. Освоение целины. Создание совнархозов, завершение построения экономических основ индустриального общества в СССР. Социальная политика. Жилищное строительство. Реформы второй половины 1950 - начала 1960-х гг. Замедление темпов экономического развития.
"-Оттепель" в духовной жизни общества. Развитие науки и образования, НТР. Космонавтика, запуск первого искусственного спутника земли в 1957 г., первый полёт в космос человека – Ю.А. Гарина 12 апреля 1961 г. открытие советских учёных в важнейших областях науки. Королёв С.П., Келдыш М.В., Курчатов И.В., Сахаров А.Д. реформа школы 1958 г. Духовная жизнь периода «оттепели». Зарождение обновленческого направления в советской литературе. Эренбург И., Панова В., Твардовский А., Гранин Д., Дудинцев В., Рождественский Р., Евтушенко Е., Вознесенский А., Солженицын А. Ослабление идеологического давления в области музыкального искусства, живописи, кинематографа.
-Внешняя политика СССР в сер. 50-60-х гг.: политика мирного сосуществования, успехи и противоречия. Процесс выработки новых подходов во внешней политике, попытки реализации политики мирного сосуществования: успехи и противоречия. Возобновление диалога с Западом. -Попытки начала разоружения. Берлинский кризис 1961 г. Карибский кризис.
Раздел 11. Страны Европы и Северной Америки во второй половине XX - начале XXI века
-Становление социально ориентированной рыночной экономики в странах Западной Европы и США в послевоенные десятилетия. Научно-техническая революция. Формирование смешанной экономики. Социальное государство. "Общество потребления". Кризис индустриального общества в конце 1960-1970-х гг.
-Политическое развитие во второй половине ХХ века. Эволюция политической идеологии во второй половине XX в.
-Восточная Европа: от тоталитаризма к демократии. Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америке. Становление информационного общества. Утверждение и падение коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы.
Раздел 12. Проблемы модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке
-Япония и новые индустриальные страны. Китай на пути модернизации и реформирования.
-Индия во второй половине XX в. Исламский мир: единство и многообразие.
-Африка к югу от Сахары: опыт независимого развития. Латинская Америка: между авторитаризмом и демократией. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке XX в. Выбор путей развития государствами Азии и Африки.
Раздел 13. СССР в сер. 60-сер. 80- х гг.
-Консервация политического режима. Процесс усиления консервативных тенденций в политической системе. Отстранение Н.С. Хрущёва от власти в октябре 1964 г. Л.И. Брежнев, А.Н. Косыгин. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Курс на «стабильность кадров». XXIII съезд КПСС и проведение «контрреформ» в политической сфере. Укрепление роли армии и органов безопасности. Реформирование КГБ. Конституция 1977 г.
-Экономика «развитого социализма. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. Предпосылки и основные задачи реформирования экономики СССР. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. Аграрная реформа 1965 г. и её результаты. Реформа промышленности 1965 г.: цели, содержание, результаты. Нарастающее отставание СССР в научно-технической сфере. Особенности социальной политики. "Застой".
-Общественная жизнь в сер.60-х – сер.80-х гг. Противоречия в развитии художественной культуры, появление ростков «антисистемы». Развитие художественной культуры. Концепция «развитого социализма». Теория «обострения идеологической борьбы». Противоречия в развитии художественной культуры. Усиление идеологического контроля за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Литература в борьбе с идеологией застоя. В. Аксёнов, А. Солженицын, В. Максимов, В. Некрасов, В. Войнович, В. Гроссман, И. Бродский, Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Шукшин, В. Распутин, Ю. Трифонов. Советский театр. Г. Товстоногов, Ю. Любимов, А. Эфрос, М. Захаров, О. Ефремов, Г. Волчек. «Магнитофонная революция». В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Визбор, Ю. Ким, Б. Окуджава. Движение диссидентов. Советская музыка. Г. Свиридов, А. Шнитке, Э. Денисов. Балет. М. Плисецкая, Н. Бессмертнова, А. Годунов, М. Барышников, Р. Нуреев, М. Лиепа. Оперное искусство. И. Архипова, Е. Образцова, Г. Вишневская, М. Биешу. Кинематограф. Г. Козинцев, С. Ростоцкий, С. Бондарчук, Л. Гайдай, Э. Рязанов, М. Хуциев.
-«Железный занавес», диссидент, «магнитофонная революция».
-Политика разрядки: надежды и результаты. Разрядка. Изменения отношений с Западом. Установление военно-стратегического паритета между СССР и США. Пережод к политике разрядки международной напряжённости в отношениях Восток – Запад. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. СССР в региональных конфликтах. Афганская война. Завершение политики разрядки международной напряжённости. Отношения с соцстранами. Л.И.Брежнев. Доктрина Брежнева Л.И. страны «третьего мира» во внешней политике советского руководства.Разрядка международной напряжённости, достижение военно-стратегического паритета.
Раздел 14. Перестройка в СССР. (1985-1991 гг.)
-Реформа политической системы. Смерть Л.И. Брежнева. Ю.В. Андропов. Демократизация политической жизни. М.С. Горбачев. Перестройка. «Кадровая революция». Всесоюзная партийная конференция и реформа политической системы 1988 г. проведение выборов народных депутатов СССР 1989 г. Формирование многопартийности. Кризис советской системы.
-Либеральные, социалистические, национальные партии и общественные движения. Национальная политика и межнациональные отношения. Власть и церковь в годы перестройки. Обострение межнациональных противоречий. Роспуск КПСС. Провозглашение союзными республиками суверенитета. Образование СНГ.
-Экономические реформы 1985 – 1991 гг. Политика гласности. Состояние экономики СССР в сер. 80-х гг. стратегия «ускорения социально-экономического развития». Противоречия и неудачи стратегии "ускорения". Переход к рыночной экономике. Экономическая реформа 1987 г. и причины её незавершённости. Программа «500 дней». Экономическая политика союзных республик в условиях «парада суверенитетов» 1990-1991 гг. и её последствия.
-Политика гласности: достижения и издержки. Новая редакция программы КПСС в 1986 г. политика гласности. Утрата КПСС контроля над средствами массовой информации. Новые явления в литературе, театре, кинематографе. Возобновление реабилитации жертв политических репрессий. Значение, издержки и последствия политики гласности. Динамика общественных настроений. Кризис социалистической идеологии и политики.
-Внешняя политика СССР 1985-1991 г. Диалектика нового мышления. Смена курса внешней политики. Афганская война. Концепция нового политического мышления. Нормализация отношений с Западом. Начало ядерного разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Вывод советских войск из Афганистана, стран Восточной Европы. Распад мировой социалистической системы. Роспуск СЭВ и Варшавского Договора. Итоги и последствия политики нового мышления.
Раздел 15. Наука и культура народов мира в XX - начале XXI века
-Научно-технический прогресс и общественно-политическая мысль. Формирование современной научной картины мира.
-Тенденции развития культуры и искусства. Религия и церковь в современном обществе. -Культурное наследие XX в.
Раздел 16. Проблемы мирового развития в начале третьего тысячелетия
-Глобальные проблемы современности. Распад "двухполюсного мира". Интеграционные процессы. Глобализация и ее противоречия. Мир в начале XXI в.
Раздел 17. Россия на современном этапе развития.
-Российская экономика на пути к рынку. Экономические реформы 1992 – 1993 гг. Структурная перестройка промышленности, программа радикальных экономических реформ в октябре 1991 г. либерализация цен. Приватизация. Первые результаты и социальная цена реформ. Дефолт 17 августа 1998 г., его последствия. Россия в мировой экономике. Переходный характер экономики страны в 90-е гг. Переход к рыночной экономике.
-Политическая жизнь России. Августовские события 1991 г. Распад СССР. Образование Российской Федерации как суверенного государства 12 июня 1990 г. Выборы Президента России 12 июня 1991 г. Б.Н. Ельцин. События октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации. Политический кризис 1993 г. российская многопартийность. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. итоги политического развития страны в 90-е гг.
-Россия на пороге нового ХХI века. Современная Россия. В.В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность. Политические реформы. -Новые государственные символы России. Российское общество в условиях реформ. Экономические реформы, экономика и социальная сфера страны в н. XXI в. усиление борьбы с терроризмом. Разработка новой внешнеполитической стратегии. Национальная политика и межнациональные отношения. Чеченский кризис.
-Россия в мировом сообществе.
-Приоритеты внешней политики РФ на рубеже ХХ – ХХI веков. Новая концепция внешней политики. Положение России в мире. Россия и Запад. Россия и Восток. Россия и СНГ. Отношения с Грузией, Латвией и Литвой. Война Грузии и Абхазии, позиция и влияние России на конфликт. Результаты внешней политики страны в 90-е гг. страны СНГ и Балтии в 90-е гг. Русское зарубежье в 90-е гг.
-Культурная жизнь современной России. Литература, кинематограф, музыка, театр, изобразительное искусство, средства массовой информации. Традиционные религии в современной России. «концептуализм», «постмодернизм», публицистика, ностальгия, «элитная и массовая культура.
Календарно-тематическое планирование
по учебному курсу «История 9 класс»
№ урока | Раздел, тема урока. | Час | Виды деятельности | Дата план | Дата факт |
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ | 23 | ||||
Раздел 1. Человечество после Первой мировой войны. | 3 | ||||
1 | Трудный путь к миру. Версальско-Вашингтонская система. | 1 | Вводный урок Актуализация изученного ранее материала по курсу «Всемирная история» в ходе беседы. | ||
2 | Революционное движение в Европе и Азии после Первой мировой войны | 1 | Изложение материала с элементами самостоятельной деятельности. Работа с текстом учебника. | ||
3 | Левые и правые в политической жизни индустриальных стран в 1920-е гг. | 1 | Лекция с элементами самостоятельной деятельности. Составление конспекта. | ||
Раздел 2. Россия в начале XX в. (1900-1915) | 9 | ||||
4 | Государство и российское общество в начале XX в. | 1 | Учебная лекция с элементами беседы. Участие в беседе. Составление таблицы | ||
5 | Экономическое развитие страны | 1 | Самостоятельная работа с текстом. Ответы на вопросы. | ||
6 | Общественно – политическое развитие России в к. 19 – н. 20 вв. | 1 | Работа с учебником, таблица | ||
7 | Внешняя политика. Русско-японская война 1904 – 1905 гг. | 1 | Работа с картой, конспект | ||
8 | Первая российская революция. Реформы политической системы. | 1 | Фронтальный опрос, работа с карточками | ||
9 | Экономические реформы. | 1 | Работа в парах, само- и взаимоконтроль | ||
10 | Политическая жизнь страны в 1905 – 1914 гг. | 1 | Аналитическая беседа. Работа с документами. | ||
11 | Российская культура в начале XX в. Серебряный век. | 1 | Выборочная проверка заполнения таблицы | ||
12 | Россия в Первой мировой войне. | 1 | |||
Раздел 3. Россия в 1917 – 1927 гг. | 5 | ||||
13 | Россия революционная. Свержение монархии. От февраля к Октябрю | 1 | Таблица «Политика Временного правительства». Тесты | ||
14 | Октябрьская революция. Формирование советской государственности | 1 | Выступления учащихся | ||
15 | Начало Гражданской войны. | 1 | Тезисы. Записи в тетрадях | ||
16 | На фронтах гражданской войны | 1 | Проблемный семинар с элементами исследования. Работа с документами | ||
17 | Экономическая политика красных и белых. Экономический и политический кризис н. 20-х гг. | 1 | Ответы на вопросы параграфа. записи в тетрадях | ||
Раздел 4. СССР на путях строительства нового общества | 8 | ||||
18 | Переход к нэпу | 1 | Экспресс-опрос | ||
19 | Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР | 1 | Ответы на вопросы параграфа | ||
20 | Международное положение и внешняя политика СССР в 20-е гг. | 1 | Работа с картой. Мини – дискуссия | ||
21 | Политическая борьба в 20-30-е гг., гегемония большевиков. Внутриполитическая борьба, формирование культа личности Сталина | 1 | Работа с понятиями, проблемные задания | ||
22 | Советская модель модернизации. Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства | 1 | Работа с текстом параграфа и историческими документами. Тест | ||
23 | Коренные изменения в духовной жизни в 20-30-е гг. | 1 | Сообщения, работы в группах. | ||
24 | СССР в системе международных отношений в 1920-1930-х гг. | 1 | Индивидуальные задания. Монологические высказывания. Ответы на вопросы | ||
25 | Повторительно-обобщающий урок. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-1940-х гг. (1 ч.) | 1 | Составление смыслового плана, тестирование | ||
Раздел 5. Ведущие страны Запада от процветания к кризису | 3 | ||||
26 | Мировой экономический кризис 1929-1932 гг. и « Новый курс» Ф.Д.Рузвельта | 1 | Лекция с элементами исследования. Работа с текстом учебника. Составление таблицы. | ||
27 | Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии | 1 | Лекция с элементами проблемной беседы. Участие в дискуссии | ||
28 | Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции | 1 | Лекция элементами проблемного изложения. Анализ документов | ||
Раздел 6. Человечество во второй мировой войне | 3 | ||||
29 | Начало мировой войны и « новый порядок» в Европе и Азии. Движение Сопротивления | 1 | Лекция с элементами самостоятельной деятельности. Составление конспекта | ||
30 | Завершение и итоги Второй мировой войны. Создание ООН. | 1 | Практикум. Работа с текстом учебника. Анализ документа | ||
31 | Повторительно-обобщающий урок. Человечество во второй мировой войне | 1 | Тестирование | ||
Раздел 7 Великая Отечественная война 1941-1945 гг. | 5 | ||||
32 | СССР накануне Великой отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны | 1 | Работа с картой, таблица, конспект, тест | ||
33 | Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома | 1 | Работа с картой. Определять значение Сталинградской битвы. Тесты. | ||
34 | Советский тыл в годы войны | 1 | Фронтальный опрос, вопросы и задания к лекции и параграфу | ||
35 | Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны | 1 | Работа с картой. Определять значение битвы на Курской дуге. Анализировать значение Тегеранской конференции. | ||
36 | Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом. СССР на завершающем этапе Второй мировой войны. Итоги Великой Отечественной войны. Источники и цена победы. | 1 | Тестовый конкурс информаций о личностях войны. Дискуссионный клуб | ||
Раздел 8. Мировое развитие и международные отношения в эпоху «холодной войны» | 3 | ||||
37 | Истоки « холодной войны» и создание военно-политических блоков | 1 | Практикум. Работа с текстом учебника. Анализ документа | ||
38 | Крушение колониализма, локальные конфликты и международная безопасность | 1 | Лекция с элементами самостоятельной деятельности. Анализ документа. Работа с картой. | ||
39 | Партнёрство и соперничество сверхдержав. Кризис политики «холодной войны» и её завершение | 1 | Лекция с элементами исследования. Составление хронологии событий. | ||
Раздел 9. СССР в 1945-1953 гг. | 3 | ||||
40 | Послевоенное восстановление хозяйства. Политическое развитие | 1 | Урок-беседа, составление плана-тезисов | ||
41 | Идеология и культура | 1 | Индивидуальные задания. Работа с дополнительными источниками информации. | ||
42 | Внешняя политика. 1945 -1953 гг. | 1 | Работа с текстом, ответы на вопросы. Тезисный план по вопросу «Причины « холодной войны». | ||
Раздел 10. СССР в 1953-сер. 60-х гг. | 3 | ||||
43 | Изменение политической системы | 1 | Тезисы. Составление сложного плана | ||
44 | Экономика СССР в 1953 – 1964 гг."Оттепель" в духовной жизни общества | 1 | Работа с текстом учебника, составление тезисов | ||
45 | Внешняя политика СССР в сер. 50-60-х гг.: политика мирного сосуществования, успехи и противоречия | 1 | Информационно - аналитические сообщения. Работа с картой. | ||
Раздел 11. Страны Европы и Северной Америки во второй половине XX - начале XXI века | 3 | ||||
46 | Становление социально ориентированной рыночной экономики в странах Западной Европы и США в послевоенные десятилетия | 1 | Лекция с элементами проблемной беседы. Участие в обсуждении ключевых проблем урока. Работа с текстом учебника. | ||
47 | Политическое развитие во второй половине ХХ века | 1 | Урок с элементами лабораторной работы. Работа с текстом учебника и историческими документами | ||
48 | Восточная Европа: от тоталитаризма к демократии. Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америке | 1 | Проблемное изложение материала. Решение познавательных заданий. Участие в обсуждении вопросов | ||
Раздел 12. Проблемы модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке | 4 | ||||
49 | Япония и новые индустриальные страны. Китай на пути модернизации и реформирования. | 1 | Практикум. Работа с текстом учебника Составление таблицы. | ||
50 | Индия во второй половине XX в. Исламский мир: единство и многообразие | 1 | Проблемная беседа. Участие в беседе. Работа с текстом учебника. | ||
51 | Африка к югу от Сахары: опыт независимого развития. Латинская Америка: между авторитаризмом и демократией | 1 | Лекция с элементами беседы. Участие в беседе. Работа с текстом учебника. | ||
52 | Повторительно-обобщающий урок. Модернизация стран Европы, Северной Америки, Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX - начале XXI века | 1 | Письменные творческие задания | ||
Раздел 13. СССР в сер. 60-сер. 80- х гг. | 4 | ||||
53 | Консервация политического режима | 1 | Лекция с элементами исследования. Работа с текстом учебника. Составление таблицы. | ||
54 | Экономика «развитого социализма» | 1 | Лекция с элементами проблемной беседы. Участие в дискуссии | ||
55 | Общественная жизнь в сер.60-х – сер.80-х гг. | 1 | Проблемный семинар с элементами исследования. Работа с документами | ||
56 | Политика разрядки: надежды и результаты | 1 | Ответы на вопросы параграфа. записи в тетрадях | ||
Раздел 14. Перестройка в СССР. (1985-1991 гг.) | 3 | ||||
57 | Реформа политической системы | 1 | Лекция с элементами самостоятельной работы, составление плана выступления | ||
58 | Экономические реформы 1985 – 1991 гг. Политика гласности: достижения и издержки | 1 | Составление таблицы, работа в парах | ||
59 | Внешняя политика СССР 1985-1991 г. | 1 | Работа с картой. Записи в тетрадях | ||
Раздел 15. Наука и культура народов мира в XX - начале XXI века | 2 | ||||
60 | Научно-технический прогресс и общественно-политическая мысль | 1 | Работа с дополнительными источниками, участие в дискуссии | ||
61 | Тенденции развития культуры и искусства | 1 | Урок презентация. Разработка и презентация проектов по теме | ||
Раздел 16. Проблемы мирового развития в начале третьего тысячелетия | 2 | ||||
62 | Глобальные проблемы современности | 1 | Проблемная беседа. Участие в беседе. Работа с текстом учебника. | ||
63 | Повторительно-обобщающий урок. Новейшая история человечества | 1 | Контрольная работа | ||
Раздел 17. Россия на современном этапе развития | 4 | ||||
64 | Российская экономика на пути к рынку | 1 | Проблемный семинар с элементами исследования. Работа с документами | ||
65 | Политическая жизнь России. Россия на пороге нового ХХI века | 1 | Ответы на вопросы параграфа. записи в тетрадях | ||
66 | Россия в мировом сообществе. Родной край (в XX в.) | 1 | Работа с документами | ||
67 | Культурная жизнь современной России | 1 | Рассмотрение учебного материала в ходе презентации проектов по теме учащимися. Разработка и презентация проектов по теме | ||
68 | Итоговый урок. Россия в ХХ- ХХI вв. | 1 | Контрольная работа в форме тестирования |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 9класс по программе Г.И.Беленького
Рабочая программа курса "Литература 9класс" на 2014-2015 учебный год...
Рабочая программа по истории 5-9класс
Рабочая программа по Всеобщей истории предназначена для 5—9 классов общеобразовательных организаций. Она составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образовани...
Рабочая программа по истории 5-9классы
Освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:· целостные представления об историческом пути человечеств...
Рабочая программа по истории 5-9класс
Рабочая программа по истории для 5-9 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции нового учебно-методического комплекс...
Рабочая программа по истории 5-9класс
Рабочая программа по истории для 5-9 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции нового учебно-методического комплекс...
Рабочая программа по истории 9класс 2021-2022 учебный год
Обучающийся получит возможность научиться:• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;&bull...