Международное положение и внешняя политика СССР в 20-е годы
методическая разработка по истории (9 класс) на тему
материал содержит план урока истории по теме "Международное положение и вншешяя политика СССР в 20-е годы", а также презентацию к нему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhdunarodnoe_polozhenie_i_vneshnyaya_politika_sssr_v_20-e_gody.rar | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
План урока истории России 9 класс.
Тема урока: Международное положение и внешняя политика в 20-е годы.
Тип урока: комбинированный(изучение нового материала с элементами беседы и самостоятельной работы обучающихся с текстом параграфа.)
Цель урока: Формировать представление об особенностях внешней политики СССР в 20е годы
Задачи:
Определить причины международных договоров, Рассмотреть условия Генуэзской конференции и Рапальского договора.
Определить основные направления политики Коминтерна.
Способствовать формированию чувства ответственности, патриотизма, твердой гражданской позиции в ходе определения позиции СССР на международной арене в рассматриваемый период.
Способствовать развитию интеллектуальных, лингвистических качеств, критического мышления; умения анализировать, делать выводы, аргументируя свою точку зрения. Совершенствовать навык написания конспекта, работы с текстом учебника,
Планируемые результаты: Предметные: знакомство с событиями международной политики 1920х годов. , причинами, экономическими и политическими разногласиями, новыми дипломатическими отношениями.
Метапредметные: освоение основных форм познавательной и личной рефлексии. Личностные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность различных точек зрения на оценку событий.
Понятия и термины, вводимые в активный словарь учащихся:
Мировая революция, Коминтерн, мирное сосуществование, «полоса признания»Генуэзская конференция, Рапалльский договор.
Межпредметные связи: продолжить работу над формированием у учащихся способности к рефлексии и коммуникативной культуры для успешной социализации школьников
Ход урока:
- Организационный момент, приветствие, проверка готовности к уроку.
- Проверка домашнего задание (тест и опрос-беседа).
А1. В основу создания СССР был положен принцип:
- Конфедеративного устройства государства
- Равноправия союзных республик
- Обязанности вхождения республик в состав СССР
- Слияния всех наций и народностей в составе СССР
А2. Лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», ставший официальным лозунгом СССР, означал, что руководство страны:
- Отказалось от идеи мировой революции
- Продолжало следовать идее создания «мирового СССР»
- полностью отказалось от классового подхода
- приоритетом внутренней и внешней политики считало решение национального вопроса
А3. Как называлось расширение советской системы путем освобождения Красной Армией оккупированными интервентами территорий?
1) советизация
2) коренизацвия
3) демократизация
4) национализация
В1. Когда произошло событие, отраженное в документе?
Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик.... во исполнение постановления I съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик, а также на основании Договора об образовании Союза Советских Социалистических Республик...постановляет:
Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик составляют Основной Закон (Конституцию) Союза Советских Социалистических Республик.
III. Работа по новой теме:
Любое государство, существующее в мире, проводит одновременно две политики.
-Знаете ли вы, какие две политики осуществляет государство? (внутреннюю и внешнюю)
Какую сторону политики СССР мы уже начали изучать? ( внутреннюю)
Что мы уже изучили во внутренней политики? (приход к власти большевиков, политику военного коммунизма, нэп, гражданскую войну.)
Сегодня мы будем изучать международное положение и внешнюю политику СССР в 1920е годы.
Исходя из представленного плана, сформулируйте цели нашего урока (обучающиеся формулируют цели урока)
С 1922 года карта Советского союза включала в себя:
Слайд 1
Перечислите республики, входившие в состав СССР( показ детьми у карты)
После 1917 года Россия оказалась в тяжелейших условиях экономической и политической блокады, ибо досрочно вышла из войны и отказалась платить царские долги. Отсутствие признания нашего государства на международной арене, ставило перед новым советским руководством следующие основные внешнеполитические задачи:
Задание №1. прочтите текст на с. 146 .Какие 2 основных задачи ставило перед собой советская власть? (записать в тетрадь).
Слайд 4
Запишем цели молодого социалистического государства:
1. добиться политического признания Советской России на международной арене и тем самым создать благоприятные политические условия для социалистического строительства;
2.претворить в жизнь идею мировой революции.
3. защитить интересы государства.(записать цели)
Исходя из поставленных целей советское руководство определило Приоритетные направления своей внешней политики в 20-е гг. XX в.
Слайд 5
А. Прорыв дипломатической и экономической блокады страны
Б. Поиск политических и экономических партнеров на Западе и Востоке
В. Обеспечение внешнеполитических условий для социалистического строительства в СССР
Г. Продолжение борьбы за победу «мировой революции» (записать направления)
Решению поставленных задач в огромной степени способствовали разгром белогвардейских армий и неудачи интервентов.
Задание №2. Работаем по направлению: "Поиск политических и экономических партнеров на Западе и Востоке". прочитайте с. 146-149 и заполните схему:
Слайд 6
16 января 1920 г. Верховный совет союзников принял резолюцию, согласно которой разрешался обмен товарами между Россией, союзными и нейтральными странами. Это было формальное снятие экономической блокады. Уже 31 марта 1920 г. был подписан советско-эстонский торговый договор — первый торговый договор Советской России с европейским государством.
Также в 20 году подписаны мирные договоры с Литвой, Латвией, Финляндией.
Мировые державы не принимали идеологию большевизма, но из-за экономических интересов были вынуждены вступить в контакт с Советским государством.
- Что это за экономические интересы?
В марте 1921 г. было заключено советско-английское торговое соглашение, которое означало, прежде всего, что Великобритания признала Советское государство. Кроме того, это был первый договор, заключенный с великой капиталистической державой. Советский Союз настоял на включении в договор пункта о неприменении враждебных действий друг против друга.
В мае 1921 г. было подписано торговое соглашение с Германией, которая признала представительство РСФСР единственным законным представительством России в Германии и предоставила ему дипломатические права и привилегии.
Слайд 7
Аналогичные соглашения вскоре были подписаны с Норвегией, Австрией, Италией, Данией и Чехословакией.
В 1921 г. Были подписаны мирный договоры между Советской Россией и Польшей.
Заключение этих договоров расценивалось большевиками как строительства своеобразного мостика между рабочим движением на западе и национально-освободительным движением на Востоке.
к лету 1921 года были подписаны 11 договоров с иностранными государствами, которые носили дипломатический или торговый характер.
Первые успехи Советской России заставили даже самых свирепых противников Советской власти отказаться от планов немедленного военного вмешательства в дела молодой советской республики и, признавая ее, сесть за стол переговоров. Ярким показателем произошедших изменений стало участие России в международных конференциях и дипломатическое признание ее со стороны основных капиталистических держав.
Первая международная конференция с участием России проходила в апреле-мае 1922 г. В. Генуе
Слайд 8
Наряду с Россией в ней приняли участие 29 стран (США — в качестве «наблюдателя»). Советскую делегацию возглавлял народный комиссар иностранных дел выдающийся человек - Георгий Васильевич Чичерин. Советским правительством было решено использовать конференцию для формирования положительного образа пролетарского государства-борца за мир и всеобщее разоружение.
Слайд 9
Однако руководители стран Антанты потребовали от советского правительства выплаты всех государственных долгов царского правительства., возвращения иностранцам их собственности, или возмещение нанесенного ущерба. В ответ на это советская делегация выдвинула встречные претензии -возмещение ущерба после интервенции и экономической блокады. Единства среди участников конференции не наблюдалось, существовало две группы:
англо-итальянская, готовая пойти на некоторые уступки (частичный отказ от военных долгов прежних правительств);
франко-бельгийско-японская, занявшая непримиримую позицию (выплата всех долгов, возвращение национализированного имущества и т.д.).
Слайд 10
Огромное значение для укрепления позиций советской делегации на конференции имело подписание двустороннего Рапальского договора России и Германии (16 апреля 1922 г.) Который предусматривал восстановление дипломатических отношений, взаимный отказ от возмещения военных расходов и убытков, а также отказ Германии от претензий в связи с аннулированием старых долгов и национализацией иностранной собственности в России.
-Предположите, почему именно Германия первой из европейских стран пошла на подобное соглашение?(и Германия и Россия были в униженном положении после Веймарской республики Германия нуждалась в надежном союзнике.)
На Генуэзской конференции Советская делегация поставила также вопрос о всеобщем разоружении, однако участники конференции обсуждать его отказались.
В течение 22-23 гг. проходили ещё конференции, но к существенным результатам они не привели.
Успехи Советской внутренней и внешней политики начала 20-х гг. подготовили почву для дипломатического признания Советского государства ведущими капиталистическими странами Европы. Международное положение России значительно окрепло. Рапалльский договор с Германией нанес сокрушительный удар по политике изоляции Советского государства. В результате 1924 год стал годом признания СССР ведущими капиталистическими державами.
Начинается так называемая «полоса признания»
Но в конце 20-х годов международное положение СССР резко ухудшилось. Активность советской внешней политики на Востоке вызвала недовольство западных стран.
Учитель: особенно осложнилось международное положение СССР в 1927 год. Между СССР и Великобританией разгорелся конфликт по поводу оказания советскими профсоюзами значительной финансовой и материальной помощи английским горнякам, объявившим в 1926 г. всеобщую забастовку. Английское правительство обвинило Москву во вмешательстве во внутренние дела Великобритании и объявило о разрыве дипломатических и торговых отношений с СССР.
Задание №3. Ваша задача - заполнить фишбон:
Дипломатические конфликты с Великобританией
Вывод:
причины конфликта
требования, действия
IV. Физкультминутка
Учитель: и действительно, особенно осложнилось международное положение СССР в 1927 год. Между СССР и Великобританией разгорелся конфликт по поводу оказания советскими профсоюзами значительной финансовой и материальной помощи английским горнякам, объявившим в 1926 г. всеобщую забастовку. Английское правительство обвинило Москву во вмешательстве во внутренние дела Великобритании и объявило о разрыве дипломатических и торговых отношений с СССР.
3. Работа по направлению: "Продолжение борьбы за победу «мировой революции»"
Налаживание связей с другими странами было лишь одним из направлений советской внешней политики. Другим, не менее значимым являлся контроль за мировым революционным движением.
Задание №4. прочитайте текст на с. 149-151. Разделитесь на 2 команды, каждой команде необходимо составить по 2 вопроса: 1 тонкий и 1 толстый вопрос. Эта схема вам поможет:
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Кто? Что? Когда? Как звали… ? Было ли… ? | Дайте три объяснения, почему… ? Объясните, почему… ? Почему вы думаете… ? Почему вы считаете… ? В чём различие… ? Предположите, что будет, если… ? Что, если… ? Может… ? Будет… ? Мог ли… ? Согласны ли вы… ? Верно ли… ? |
V. Закрепление: тест
А1. Главное содержание советской внешней политики в 1920 -е годы составляло стремление:
1)к преодолению дипломатической изоляции
2)к созданию единого антфашистского фронта
3)к разрыву отношений с капиталистическими странами
4)к конфронтации с Германией и Японией
А2. Какой документ содержит приведенные слова?
Германское государство и РСФСР взаимно отказываются от возмещения их военных расходов, равно как и от возмещения военных убытков....Равным образом обе стороны отказываются от возмещения невоенных убытков, причиненных гражданам одной стороны посредством так называемых исключительных военных законов и насильственных мероприятий государственных органов другой стороны.
1)Рапальский договор
2)Бретский мир
3)Договор об образовании СССР
4)манифест I конгресса Коминтерна
А3. Какой период называют полосой признания СССР?
1)1917-1920
2)1918-1922
3)1920-1924
4)1924-1925
А4. Что предусматривал советско-иранский договор, подписанный в 1921 г.?
1)разделение Ирана на зоны влияния
2)вхождение Ирана в состав СССР
3)аннулирование иранских долгов
4)введение иранских войск на территорию России в случае нападения на нее
В1.Нота протеста, получившая название "ультиматум Керзона", была направлена России правительством________________
VI. Рефлексия: Оказывется,__________________
VII. Домашнее задание:§20, вопросы, рефераты (Ленин, Сталин).
Вывод:
Дипломатические конфликты с Великобританией
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории "Международные отношения и внешняя политика СССР в 30-е годы"
Урок по истории России в 11 классе....
Презентация к зачёту "Внешняя политика СССР в 30-е годы"
Размещённая презентация является примером задания для учеников11 класса , которые готовятся к зачёту по теме "Вторая мировая война и Великая Отечественная война Советского Союза".Для просмотра презент...
Международное положение и внешняя политика СССР в 1920 годы
Конспект урока с презентацией для изучения нового...
Урок "Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг"
Цель: Установить виновников и зачинщиков Второй мировой войны;Задачи учителя: создать условия для освоения темы;активизация гражданской позиции учащихся.Задачи учащихся:определ...
Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг.
Разработка урока истории по теме "Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг"...
Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг.
Урок истории в 11 классе, спроектированный на основе технологии СДО. Проведён для слушателей краевых курсов повышения квалификации...
Международное положение и внешняя политика СССР в 1920 е гг.
Материал по теме с повторением и закреплением...