Урок "Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг"
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему
Цель: Установить виновников и зачинщиков Второй мировой войны;
Задачи учителя:
- создать условия для освоения темы;
- активизация гражданской позиции учащихся.
Задачи учащихся:
- определить главную цель советской внешней политики в 30-е гг.;
- уяснить позиции ведущих мировых держав накануне Второй мировой войны.
1. Когнитивные компетенции (познавательные):
а) определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины темы;
б) называть и перечислять основные события в истории международных отношений в 1930е гг., приведших к Второй мировой войне;
в) сравнивать основные принципы внешней политики разных стран, делать собственные выводы.
2. Операционные компетенции (развивающие):
а) совершенствовать умение самостоятельно добывать знания (работа с документами);
б) развивать творческие способности к анализу и осмыслению социальных явлений и процессов (систематизировать и творчески перерабатывать знания);
в) отрабатывать навыки ведения дискуссии, умение аргументировано изложить свою позицию (беседа, диспут);
г) проявлять коммуникативные умения работы в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека.
3. Ценностные компетенции (воспитательные ):
а) способствовать воспитанию активной жизненной позиции, способности видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
б) способствовать воспитанию патриотизма.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: организационно - деятельностная игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 31.98 КБ |
Приложение | 1.03 МБ |
Презентация | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг.»
Урок изучения нового материала для учеников 11 класса. Предусматривает работу учеников в группах с документами, с картой, составление хронологической таблицы событий, относящихся к теме, размышление над проблемными вопросами.
Цель: Установить виновников и зачинщиков Второй мировой войны;
Задачи учителя:
- создать условия для освоения темы;
- активизация гражданской позиции учащихся.
Задачи учащихся:
- определить главную цель советской внешней политики в 30-е гг.;
- уяснить позиции ведущих мировых держав накануне Второй мировой войны.
1. Когнитивные компетенции (познавательные):
а) определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины темы;
б) называть и перечислять основные события в истории международных отношений в 1930е гг., приведших к Второй мировой войне;
в) сравнивать основные принципы внешней политики разных стран, делать собственные выводы.
2. Операционные компетенции (развивающие):
а) совершенствовать умение самостоятельно добывать знания (работа с документами);
б) развивать творческие способности к анализу и осмыслению социальных явлений и процессов (систематизировать и творчески перерабатывать знания);
в) отрабатывать навыки ведения дискуссии, умение аргументировано изложить свою позицию (беседа, диспут);
г) проявлять коммуникативные умения работы в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека.
3. Ценностные компетенции (воспитательные ):
а) способствовать воспитанию активной жизненной позиции, способности видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
б) способствовать воспитанию патриотизма.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: организационно - деятельностная игра.
Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: групповая, разноуровневая.
Межпредметные связи: история, литература, культурология.
Технология проведения урока: проблемное обучение.
Средства обучения: ТСО, комплекты раздаточного материала.
Ход урока
СЛАЙД 1
- Организационный момент – 1 мин.
Здравствуйте, ребята и гости урока. Откройте тетради и запишите тему урока «Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930е гг.»
- Актуализация – 5 мин.
Вступительное слово учителя: 67 лет назад отгремели последние залпы Второй мировой войны. Советский Союз, советский народ на своих плечах вынес все тяготы войны и внёс решающий вклад в Победу над немецко-фашистскими агрессорами. Эта эпоха удалена от нас почти на 80 лет, но споры о ней разгораются все чаще и ожесточеннее. Отношение к далекой эпохе стало лакмусовой бумажкой для проверки каждого россиянина на предмет истинной любви к Отечеству. В народном рейтинге выдающихся личностей “10 имен России” И.В.Сталин занял второе место. Историко- и политикоориентированные чаты глобальной сети пестрят эмоциональными рассуждениями современных россиян о том времени. Настала пора и нам выразить свое мнение о прошлом, познакомившись с разнообразными информационными источниками.
СЛАЙД 2
Целеполагание: Чтобы сформулировать цель нашего урока обратимся к книге «Ледокол» Виктора Суворова. Настоящее имя – Владимир Резун, бывший сотрудник внешней разведки ГРУ СССР в Женеве. В 1978 бежал в Великобританию. Утверждает, что был заочно приговорён в СССР к смертной казни. Автор множества скандальных книг, большинство академических историков отвергает концепцию Суворова.
? Итак, какова точка зрения В.Суворова о роли СССР во Второй мировой войне?
? Какую проблему мы с вами должны сегодня решить? На какие вопросы нам предстоит найти ответы?
Учащиеся формулируют цель и задачи. (да, я с вами полностью согласна – слайд и доска)
СЛАЙД 3
Действительно, все дискуссии о международных отношениях накануне войны можно объединить в одну дилемму: Кто виноват в развязывании Второй мировой войны? Была ли неизбежной Вторая мировая война? (ДОСКА 1)
В конце урока мы снова вернемся к этой проблеме.
Для того чтобы найти ответ на поставленные вопросы нам необходимо будет
изучить следующие положения (план урока на доске): (ДОСКА 2)
- Возникновение очагов агрессии
- Внешняя политика СССР в 30-е гг.
- Изменение ориентиров внешней политики СССР в конце 30-х гг.
- Изучение нового материала
1 этап – 5 мин на подготовку + 10 минут на ответы групп
1) Работая над пунктом 1 о возникновении очагов агрессии, мы с вами разделимся на три группы: картографы, аналитики, хроники. Для работы вам предлагается текст «Международная обстановка в 1930-е гг.» и задания к нему, через 5 минут будьте готовы к ответу у доски.
«Международная обстановка в 30-е годы»
« Фашистское правительство Италии было недовольно результатами Первой мировой войны, считая, что Италия не получила свою долю. В результате претензий Италии обострились отношения с Югославией по пограничным вопросам. Муссолини претендовал на господство в Средиземноморье, считая Адриатическое море итальянским озером. Конфликт с Югославией, в конце концов, был решен путем раздела спорных территорий и передачи Италии Фиуме (Риека).
Италия стала активным участником формирования союза агрессивных государств, несмотря на некоторые противоречия с Германией по территориальным вопросам в Австрии и Тироле. В 1936 году был оформлен германо-итальянский союз, а в ноябре 1937 году Италия присоединилась к германо-японскому Антикоминтерновскому пакту. Образовалась ось «Берлин – Рим – Токио».
Италия в 1935-1936 гг. захватила Эфиопию и пренебрегла протестами и санкциями Лиги Наций.
Фашистская Германия, также как и Италия, была недовольна исходом первой мировой войны, так как проиграла её и лишилась многих территорий. После прихода к власти нацистов во главе с Гитлером во внешней политике Германии выделяются два периода.
В первый период (1933-1935гг.) Германия добилась отмены всех ограничений на перевооружение страны, записанных в Версальском мирном договоре. В стране была введена всеобщая воинская повинность, сняты ограничения на морские вооружения, создание тяжелых вооружений, введены войска в демилитаризованную Рейнскую зону. Все это происходило при попустительстве западных держав. Второй период (1936-1939гг.) – переход к прямым актам агрессии в Европе. Присоединение Австрии (аншлюс) в 1938г. В Уставе Лиги Наций в статье 16 предусмотрена система санкций против страны-агрессора. Это единственно эффективная мера, которая направлена на пресечение агрессии. Смогла ли Лига Наций в 30-е гг. воспользоваться этой статьей? Когда Япония в 1931 году захватила Маньчжурию, Лига Наций потребовала вывода японских войск. Но Япония вышла из Лиги Наций и в 1937 году продолжила наступление в Китае, захватив его северо-восточную часть. А в 1938г. Япония предприняла попытку захвата советской территории: произошли сражения в районе озера Хасан (на границе с Кореей).
Задание картографам: Найдите на карте государства и территории, о которых идёт речь в тексте. Обозначьте знаками на карте возникшие очаги агрессии, подготовьте ответ по карте у доски.
Задание хронистам: Составьте список основных событий. Оперативно перенесите свой ответ на доску под заголовком «Хронологический ряд» (таблицу на доске можно не писать – оформить ответ: дата-событие). Устно прокомментируйте хронологию событий.
Задание аналитикам: Дайте анализ тексту, приготовьте развёрнутый ответ. Уточните: Какие страны развязали агрессию против других государств? Объясните, почему это стало возможным?»
Каждая группа делает доклад у доски.
Группа 1 «Картографы» СЛАЙД 4, 5
Группа 2 «Хронологи» НА ДОСКЕ
Группа 3 «Аналитики»
СЛАЙД 6
Итак, очаги агрессии мы выявили. Предположите теперь, как указанные события отразятся на положении СССР? Какие действия должен был он предпринять?
СЛАЙД 7
2) Работа с пунктом №2 «Внешняя политика СССР в 30-е годы» - 8 мин
Ваша задача по мере моего рассказа о дальнейшем развитии международных отношений, продолжить записи в хронологический ряд, а главное - определить главную цель советской внешней политики и позицию мировых держав.
Учитель:
Стремясь обезопасить свои границы, СССР еще в начале 30-х гг. принялся искать пути улучшения отношений со странами Запада. Да и во многих государствах Европы после победы нацистов в Германии также возникло стремление создать гарантии защиты от их завоевательных планов.
!!! В 1934 г. СССР был принят в Лигу Наций, из которой демонстративно вышли Германия и Япония. Тем самым Советский Союз признал итоги Первой мировой войны, что открыло ему путь к сближению с Англией и Францией.
!!! В 1934 г. в своем выступлении на XVII съезде ВКП(б) Сталин отметил, что среди буржуазных государств есть «неагрессивные» и с ним возможно тесное сотрудничество. Ранее весь мир за границами СССР характеризовался как враждебный Советскому государству.
!!! Нарком иностранных дел Максим Максимович Литвинов выдвинул идею создания системы коллективной безопасности в Европе, однако из-за противодействия Германии, Англии и большинства восточноевропейских государств (особенно Польши, подписавшей с Германией договор о ненападении) создать систему безопасности не удалось.
!!!Тем не менее, в 1935 г. были заключены договоры о взаимопомощи между СССР, Францией и Чехословакии.
СЛАЙД 8
Летом 1936 в Испании генерал Франсиско Франко предпринял попытку фашистского переворота, приведшей к гражданской войне, которая сопровождалась германо-итальянской интервенцией и продолжалась до 1939 г. Страны Запада официально заявили о своем невмешательстве,
СЛАЙД 9
на помощь законному, республиканскому правительству Испании пришел только Советский Союз (вооружением, добровольцами).
СЛАЙД 10
На волне антикоммунистической пропаганды Германия и Япония заключили Антикоминтерновский пакт о совместной борьбе с коммунистами. В 1937 году к пакту присоединилась Италия. Япония, усилив свои международные позиции, начала масштабное вторжение в Китай, вновь страны Запада заняли позицию невмешательства, Китаю на помощь пришел Советский Союз. Япония в ответ неоднократно нарушила границу СССР, и мы уже говорили о крупном столкновении у озера Хасан.
В 1938 г. – Германия вторглась на территорию Австрии, она была присоединена к Германии. Англия и Франция никак не отреагировали на эти действия.
СЛАЙД 11 – аншлюс Австрии
Весной 1938 г. Германия выдвинула претензии к территориям Чехословакии, требуя Судетскую область.
СЛАЙД 12, 13, 14
Лидеры Англии и Франции продолжили политику умиротворения агрессора, желая предотвратить войну в Европе и надеясь, что это последнее требование Германии.
Но по мере переговоров, стало очевидно, что Гитлер уже издевается над «умиротворителями», требуя уже и часть Польши, заявляя, что в сложившихся условиях существование Чехословакии не имеет смысла.
СССР заявил о готовности выполнить свои обязательства, однако Лондон и Париж по-прежнему оставались глухи к советским предложениям. Абсурдность такого положения очень ярко показана в мемуарах Черчилля. 15 слайд
«Советские предложения, — писал он, — фактически игнорировались... К ним отнеслись с равнодушием, чтобы не сказать с презрением... События шли своим чередом, так, как будто Советской России не существовало. Впоследствии мы дорого поплатились за это».
СЛАЙД 16
? Итак, определите главную цель советской внешней политики и позицию мировых держав?
? В чём состояла сложность международного положения СССР на рубеже 1938-1939гг.?
3) «Изменение ориентиров внешней политики СССР в конце 30-х годов» 8 мин
СЛАЙД 17
Итак, 3 этап и проблема – как и почему изменились ориентиры СССР? (дети говорят о двусмысленной политике стран Запада)
СЛАЙД 18 карикатура
Действительно, после Мюнхенского соглашения, СССР оказался в международной изоляции, и хотя, обеспокоенные действиями Гитлера, английское и французское правительства вновь обратились к СССР с предложением возобновить переговоры о коллективной безопасности, эти переговоры шли вяло и подписание конкретного договора о взаимопомощи откладывалось.
СЛАЙД 19, 20
Одновременно обострилась ситуация на восточных границах, когда в мае 1939 г. Япония в районе реки Халхин-Гол развернула крупные силы. Около 4-х месяцев советские войска под командованием Георгия Константиновича Жукова вели тяжелые бои с захватчиками, в то время как Англия заключила с Японией соглашение о взаимном уважение интересов.
В этой острой политической ситуации, на XVIII съезде партии в марте 1939 г. Сталин признал, что страны Запада стремятся отвести угрозу от себя и втянуть СССР в войну с державами Антикоминтерновского пакта, обессилить обе стороны и продиктовать и тем и другим свои условия мира.
СЛАЙД 21
В мае 1939 г. Литвинова, сторонника провалившейся идеи коллективной безопасности сменил на посту наркома иностранных дел Вячеслав Михайлович Молотов, в этом же месяце начались тайные переговоры с Германией и совершенно неожиданно для стран Запада 23 августа 1939 г. в Москве был подписан советско-германский пакт о ненападении сроком на 10 лет. Приложенный к нему секретный протокол определял сферы советских и германских интересов.
СЛАЙД 22, 23
? Какие выгоды, подписав пакт, получили Германия и СССР?
? К каким отрицательным последствиям привел этот пакт?
- Упущен шанс создать антигитлеровскую коалицию еще в 1938-39 гг.
- Развязав руки, пакт усилил Германию настолько, что она стала реальным претендентом на завоевание мирового господства.
- Подписав этот договор СССР стал соучастником развязывания войны.
5 минут.
? Итак, давайте вернемся к цели нашего урока и ответим на вопрос – кто же виноват в развязывании Второй мировой войны? Бала ли она неизбежной?
Действительно, ребята, внешняя политика СССР весной-летом 1939 года продолжает вызывать споры в современной отечественной науке, которая так и не сформулировала однозначной и четкой позиции по этой проблеме.
- Оценивание
- Домашнее задание: П. 21, вопрос 6 письм.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виктор Суворов «Ледокол»: «Вторая мировая война – это термин, который коммунисты приучили нас писать с маленькой буквы. А я пишу этот термин с большой буквы и доказываю, что Советский Союз – главный её виновник и главный зачинщик».
Цели и задачи: Цель: Установить виновников и зачинщиков Второй мировой войны; Определить главную цель советской внешней политики в 30-е гг.; Уяснить позиции ведущих мировых держав накануне Второй мировой войны.
Европа накануне Второй мировой войны
Азия накануне Второй мировой войны
Возникновение очагов агрессии
II . Внешняя политика СССР в 30-е гг. Задача: Определить главную цель внешней политики СССР и позицию мировых держав 1934 – СССР Лига Наций И.В.Сталин : «…Среди буржуазных государств есть неагрессивные…» М.М. Литвинов - Система коллективной безопасности 1935 - договор о взаимопомощи СССР, Франции и Чехословакии
Франсиско Франко 1936 – 1939 гг. Испанская Гражданская война (приход к власти в Испании фашистов)
Прибытие советских танкистов в Испанию, 1937
1936 – 1937 гг. – Антикоминтерновский пакт Германии, Японии и Италии 1938 г. – аншлюс Австрии
Гитлер сообщает депутатам Рейхстага о захвате Австрии
Участники мюнхенского сговора: Геринг, Чемберлен, Муссолини, Гитлер, Даладье
Гитлер и Чемберлен в Мюнхене в 1938 году. 1938г. - «Мюнхенский сговор»
Чемберлен, вернувшись из Мюнхена, заявил: «Я привез мир нашему поколению». 1938 г
У. Черчилль: «Советские предложения, — писал он, — фактически игнорировались... К ним отнеслись с равнодушием, чтобы не сказать с презрением... События шли своим чередом, так, как будто Советской России не существовало. Впоследствии мы дорого поплатились за это».
II . Внешняя политика СССР в 30-е гг. Задача : Определить главную цель внешней политики СССР и позицию мировых держав
III . «Изменение ориентиров внешней политики СССР в конце 30-х годов» Задача: Как и почему изменились ориентиры?
Кукрыниксы
Халхин-Гол. Командование советской военной группировки в Монголии во главе с Г.К. Жуковым (второй справа), 1939 г.
Лето 1939г . бои между СССР и Японией на р.Халхин-Гол Договор Англии с Японией о взаимном уважении интересов Как и почему изменились ориентиры?
В.М. Молотов подписывает договор о дружбе и границе между СССР и Германией. Стоят (слева направо): И. Риббентроп, И.В. Сталин, В.Н. Павлов, Ф. Гаусс
23 августа 1939 г. - советско-германский пакт о ненападении (пакт Молотова-Риббентропа) Какие выгоды, подписав пакт, получили Германия и СССР? ГЕРМАНИЯ СССР
ГЕРМАНИЯ СССР Возможность начать захват первого бастиона в Европе Выигрыш во времени для укрепления обороноспособности Ликвидация угрозы войны на два фронта Ликвидация угрозы войны на два фронта Внесение разлада в отношения между Германией и Японией
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внешняя политика СССР в 1930-е гг.
Презентация к параграфу 27 учебника Данилова А.А., Косулиной Л.Г., Брандта М.Ю....
Технологическая карта урока истории России в 9 классе. Тема: Внешняя политика СССР в 1930-е годы: смена ориентиров
P { margin-bottom: 0.21cm; } Технологическая карта урока истории России в 9 классеТема: Внешняя политика СССР в 1930-е годы: смена ориентировПодготовила и провелаучитель Юрова С. В.Тип урока: уро...
9 класс. Конспект урока "Внешняя политика СССР в 1930-е гг.: смена ориентиров"
План-конспект урока по истории России с использованием технологии критического мышления....
Открытый урок истории в 11 классе.Внешняя политика СССР в 1930-ые годы. Презентация.
Презентация к уроку истории по теме: "Внешняя политика СССР в 1930-ые гг." содержит 40 слайдов, урок расчитан на 90 минут. Презентация очень подробно раскрывает изменение направления внешней политики ...
Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг.
Разработка урока истории по теме "Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг"...
План-конспект урока по предмету история. Тема: Международные отношения накануне Второй мировой войны. Внешняя политика СССР в 1930-е г.г.
План-конспект урока по предмету история. Тема: Международные отношения накануне Второй мировой войны. Внешняя политика СССР в 1930-е г.г....
Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг.
Урок истории в 11 классе, спроектированный на основе технологии СДО. Проведён для слушателей краевых курсов повышения квалификации...