Победа греков над персами в Марафонской битве
методическая разработка по истории (5 класс) на тему
архив содержит план-конспект урока истории в 5 классе по требованиям ФГОС по теме "Победа греков над персами в Марафонской битве"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pobeda_grekov_nad_persami_v_marafonskoy_bitve.rar | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
План конспект урока история 5 класс.
Тема урока: Победа греков над персами в Марафонской битве.
Цели урока: дать представление о героической борьбе греков против персидской агрессии, причинах победы над персами; формировать умения правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные картосхемы с опорой на их легенду; развивать познавательный интерес; на примере историй о греческих воинах способствовать воспитанию у учащихся таких качеств, как мужество, стойкость.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока:
- Организационный момент, приветствие, проверка готовности к уроку
- Проверка домашнего задания:
Задание №29. в рабочей тетради Впишите недостающие слова.
Олимпийские игры в древности.
Олимпийские игры проводились один раз в_______года. Они устраивались в ___________, расположенной в__________. Первые Олимпийские игры состоялись в_______г. до н.э. Перед Играми атлеты должны были тренироваться в своем родном городе________месяцев, а затем еще некоторое время (как долго?)__________продолжали тренировки поблизости от_______.
Олимпийские игры продолжались_______дней. Одним из главных состязаний было пятиборье: оно начиналось с _________(1), затем атлеты состязались в __________(2), _________(3), __________(4).
Последним состязанием в пятиборье была ________(5). Наряду с пятиборьем любимыми видами состязаний были______________. В последний день Олимпийских игр победители получали награды, это были________________________________________________________________.
Задание №30. Ответьте на вопрос:
Однажды незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им греческий город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе, и спартанцам запретили целых 20 лет участвовать в Играх.
Чем это можно объяснить? Во скольких Олимпийских играх спартанцам не разрешили участвовать?
А теперь бонусное задание – класс делится на 2 команды и сообща ищут исторические ошибки в тексте.
Задание №31. Найдите ошибки.
Рассказывали то ли в шутку, то ли всерьез, что герой Троянской войны царевич Гектор еще в то время, когда между греками и троянцами были мирные отношения, принял участие в Олимпийских играх. Гектор выставил четверку резвых коней, сам управлял колесницей и в гонках на ипподроме обогнал всех соперников. Жена Гектора (как вы помните, ее звали Андромаха) была вне себя от радости, в числе других зрителей она восторженно кричала мужу: «Слава победителю!»
Сколько исторических ошибок вы нашли в этом рассказе?
- Мотивационно-целевой этап.
-Давайте вспомним, что мы уже знаем о Персидской державе, и все, что вспомним, будем складывать в корзину.
-Где находится территория, на которой возникло Персидское государство? (карта Персидской державы VI в. до н.э.)
-Какие крупные государства покорили персы? (Мидию, Вавилон, Лидию, Египет)
-Кто был могущественным царем Персидской державы? (Дарий I).
- К границам какого государства приблизились персы? (к Греции).
-как вы думаете, кто одержит победу?
Сегодня урок посвящен битве греков и персов в Марафонской битве.
Составим план:
1. Над греками нависла угроза порабощения
2. Марафонская битва
IV. Работа по теме урока:
В начале V века до н.э. владыка Персидской державы Дарий I (картинка на слайде) задумал подчинить себе новые страны. Все воины в истории начинают изучаться с причин, затем ход сражения и итог войны. Давайте начнем с причин.
-Работая с текстом, заполните таблицу:
V. Физкультминутка
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
2. Марафонское сражение:
-Сравните размеры этих государств: Греция и Персидская держава (карта)
-Теперь сравните соотношение сил :
Греция | Персия |
10 тыс. воинов из Афин | 60 тыс. воинов армии |
1 тыс. из Платеи | |
Стратег - Мильтиад | Военокомандующий - Датис |
Учитывая приведенные данные, каков будет ваш прогноз результат схватки?
Но делать исторические прогнозы - дело не благоприятное. Персия, несмотря на численное превосходство и опыт успешных боевых действий в других странах, все же проиграли. Почему?
Рассказ учителя:
Афиняне избрали военачальником (по-гречески "стратег") Мильтиада - непримиримого врага Дария I (катинка Дария и Мильтиада). Некогда он служил по принуждению в персидских войсках и хорошо знал их военные приемы. За помощью послали в Спарту: ее жители обещали помочь, но позже отказались, ссылаясь на старинный обычай, запрещавший спартанцам до полнолуния вступать в бой. На помощь афинянам пришел лишь приграничный с Аттикой город Платеи: прислал отряд воинов.
Что слышит Мильтиад! "Безграничноо могущество Дария, несметно его войско", - запугивают молодежь тайные сторонники персов. "Это речи тех, кто надеется ценой предательства сохранить свои блага!" - "Нет, Мильтиад! - тотчас отозвался молодой воин - Мы готовы повторить ее: "Я не опозорю это священное оружие и никогда не покину своего товарища в битве!"
-Знакомы ли вам эти клятвы?
-Кто их давал?
Все способные носить оружие встали в строй. В Афинах остались лишь женщины и дети, старики. Десятитысячное пешее войско двинулось по горным дорогам навстречу врагу. От Марафона до Афин около 40 км. Когда греческое войско достигло холмов, окружающих Марафонскую бухту, они увидели обширный лагерь врага и их корабли (слайд). Мильтиад поостерегся спускаться в равнину: персы превосходили греков численностью. "Дадим бой здесь, на холмах, преградим врагам путь на Афины", сказал Мильтиад на военном совете. Ему возразили остальные военачальники: "А если персы посадят конницу на корабли и с моря нападут на Афины?" - "Не тревожьтесь, - ответил Мильтиад, - наши разведчики вовремя сообщат об этом".
Целых семь дней стояли друг против друга оба войска. Персидский военачальник негодовал: "Пусть эти трусы стерегут свои холмы! Завтра Афины будут нашими!" Он приказал коннице сесть на корабли, с тем чтобы обогнуть Аттику и захватить безоружный город.
-Почему персы считали, что это им удается?
-Кто в Афинах мог оказать им сопротивление?
Но разведчики Мильтиада недаром прятались у моря. Едва рассвело, как они повернули свои бронзовые щиты навстречу солнцу и солнечными зайчиками подали Мильтиаду условный знак. Узнав, что конница посажена на корабли, греки немедленно пустились на равнину и построились фалангой. По длине фаланга была равна боевой линии персов. Но как мало воинов в ее центре. Лишь на краях фаланги - сильные отряды. по команде воины Мильтиада устремились в атаку. Они бежали под стрелами врагов, сами афиняне лучников не имели. Завязалось сражение, и вскоре персы прорвали в центре боевую линию греков. (слайд греки и персы)
В это время на краях фаланги в ожесточенной схватке афиняне обратили врагов в бегство, погнали их к морю и захватили семь кораблей. Оставшиеся в живых персидские воины спешно покинули Марафонскую бухту.
Еще не перевязали раненых, как Мильтиад приказал самому быстроногому из воинов: "Сообщи в Афины о великой победе. Торопись, ибо наши матери и жены не знают покоя!" - "Стратег! - отвечал юноша. - Я буду бежать без отдыха и остановок!"
-Сколько километров ему предстояло бежать?
В Афинах гонца окружила взволнованная толпа. "Радуйтесь, мы победили!" - чуть слышно произнес он и упал замертво. Сердце воина не выдержало огромного напряжения. (слайд юноша)
-Знаете ли вы, какое спортивное состязание проводится в наши дни в память о подвиге афинского юноши? (Марафонский забег).
По всем города Греции пронеслась радостная весть: персы разбиты. И если прежде борьба с могущественной Персидской державой казалась многим безнадежной, то теперь победа воодушевила всю Элладу.
После наступления полнолуния прибыли спартанцы. Опоздав к сражению, они все же отправились к Марафону рассмотреть поле боя.
VI. Закрепление: опрос, тест
- Почему греки победили?
-За что они боролись?
Причины победы греков:
1. Помощь жителей Платеи
2. Мужество и храбрость греческих воинов
3. талант военачальника, стратега Мильтиада
4. Греки защищали свою родину
Тест:
1. Персы через послов потребовали у греков земли и воды. Это означало, что они хотели:
а) еды и питья
б)участки возле водоемов
г) подчинения
2. Причина греко-персидских войн заключалась в:
а) ненависти персов к грекам
б) завоевательной внешней политике персов
г) конфликт из-за Спарты
3. Народное собрание в Афинах избрало стратегом для борьбы с персами:
а) Аминия
б)Мардония
г) Мильтиада
4. Марафонское сражение произошло в:
а)500 г. до н.э.
б) 490 г. до н.э.
г)480 г. до н.э.
5. Персидский царь, предпринявший первую попытку захватить Грецию:
а) Кир
б) Ксеркс
г) Дарий I
VI. Рефлексия:
Что я узнал на уроке
Что мне особенно понравилось
Что вызвало затруднения
VII. домашнее задание:
п. 34, составить небольшой связный текст по теме урока, включив 5 ошибок.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Победа греков над персами в Марафонской битве
Методическая разработка урока ФГОС ООО для 5 класса...
Победа греков над персами в Марафонской битве
Презентация к уроку истории в 5 классе...
Победа греков над персами в Марафонской битве
Материал подготовлен на основе учебного материала учебника по истории Древнего мира Вигасина.Цели урока: Сформировать представление у ребят о военной историей греков о завоевательном ...
Победа греков над персами в Марафонской битве
Урок- путешествие в 5 классе поможет закрепить у учащихся знания по истории, узнать новое, как греки одержали победу над персами в Марафонской битве и тем самым продвинут...
5класс_Победа греков над персами в Марафонской битве
5класс_Победа греков над персами в Марафонской битве...
Победа греков над персами в Марафонской битве.
Презентация к уроку по истории Древнего мира : "Победа греков над персами в Марафонской битве". Разработка урока с заданиями для самостоятельной работы учащихся на уроке....
Урок «Победа греков над персами в Марафонской битве».
Урок призван помочь учащимся овладеть знаниями о причинах греко-персидских войн, ходе Марафонской битвы, ее значении в борьбе греков против персов.Направлен на развитие умения пятикласснико...