«Интервью – способ формирования личностного отношения школьников к истории»
статья по истории (9 класс) на тему

В данной статье представлен один из способов формирования личностного отношения школьников к истории, используемый в моей педагогической деятельности. Применение этого способа раскрыто на примере изучения истории России XX-XXI века в 9 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Борейко С.А., учитель истории и обществознания

«Интервью – способ формирования личностного отношения школьников к истории»

Знание прошлого помогает лучше понимать настоящее. Школьный предмет история имеет социальную значимость, это не просто школьный предмет, это инструмент развития у подрастающего поколения гражданской  активности, строительство которой невозможно без личностного отношения к событиям и деятелям прошлого и настоящего. Для того чтобы сформировать  чувство сопричастности к  историческим событиям и историческим личностям работа учителя должна носить систематический характер. В своей работе  использую ряд приемов, которые, на мой взгляд,  позволяют развить у школьников способность выражать  не только свое собственное мнение (а не мнение автора учебника или учителя), но и сформировать личностное отношение к истории общества и человеку в обществе. Один из таких способов – интервью. Например, на первом уроке в начале изучения курса истории России XX-XXIвв.  в 9 классе ребятам было предложено провести опрос и выяснить, какое событие респонденты считают самым значимым  и важным. Это мог быть опрос родственников, друзей или совершенно незнакомых людей. Для опроса предлагалось использовать особую опросную карточку.

Опросная карточка «Важнейшие события XXв»

Возраст респондента

15-30 лет

31-50 лет

Старше 50 лет

Вопрос: « Какое событие истории России XX века, по Вашему мнению, было самым важным для дальнейшего хода истории? Почему?

Событие:

Аргументы в пользу своего мнения:

Статус респондента

Свидетель/участник

Современник

Потомок участника

Возрастные группы позволили учащимся узнать и сопоставить мнения трех разных поколений: молодежи (чаще всего это друзья, одноклассники, братья, сестра), людей среднего возраста (например, родителей), старшего поколения (бабушек и дедушек). На мой взгляд, важно, что в качестве респондентов выступали именно близкие люди, это позволяет ученикам прочувствовать, пережить события более глубоко, «оживить» их.  Безусловно, в процессе общения с участниками, очевидцами или свидетелями исторического события выявляется личное мнение респондента по интересующему вопросу, что также в свою очередь влияет на формирование позиции самого интервьюера.

На следующем этапе данные опроса обобщались, анализировались, проверялись гипотезы, предварительно выдвинутые школьниками.  

Выполнение такого задания было значимо для создания у учеников «образа» курса истории России XX-XXIвв., поскольку позволило увидеть круг событий, которые они будут изучать.

Данный вид работы позволяет развивать толерантное отношение к людям (прежде всего – к своим родителям, представителям старшего поколения, людям разных профессий), формировать личный социальный опыт ученика как участника коммуникации при общении с очевидцами и участниками, его самоидентификации. Бесспорно, расширятся знания об истории посредством знакомства с «личной» историей, исторической повседневностью, ценностями, стереотипами, надеждами, страхами. Главное, чтобы ученики осознали, что устные исторические свидетельства современников и участников событий есть «живая история», историческая память народа, позволяющая сохранить свою историческую идентичность. Выполняя такое  задание, у школьников развиваются коммуникативные умения, умения слышать другого, сопереживать собеседнику в процессе общения, выстраивать коммуникацию с людьми другого поколения с иным жизненным опытом и ценностными представлениями.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможно ли личностное отношение ученика к истории?

Очевидно, что преподавание истории в школе должно быть ориентировано на личность ученика, которого следует учить применять на себе опыт. накопленный человечеством. Возможно ли  учить тому, какие ...

Посткросинг как способ формирования толерантного отношения в межличностных отношениях у подрастающего поколения

Данная тема имеет практическую значимость, на базе МБОУ Заларинская СОШ№1 БЫЛ ПРОВЕДЁН ЭКСПЕРИМЕНТ. Группа учащихся была объединена общим хобби, которое носит название посткроссинг.Это обмен открыткам...

Способы формирования личностных УУД учащихся.

Статья описывает метод создания ситуации морального выбора на уроках для формирования ценностных компетенций учащихся. Также в статье приведены приемы, позволяющие реализовывать описанный метод на раз...

ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ ДРУГОГО НАРОДА

В данной статье рассказано о проведенном городском конкурсе на базе нашей школы в рамках проекта "Тольятти - город мира"....

ВНЕУРОЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

В статье раскрывается зачение занятости учащихся в послеурочное время, На примере школы показано, как заняты учащиеся, какие кружки работают в школе. как происходит формирование здорового образа жизни...

Способы формирования личностного результата обучающихся на уроке

Личностные результаты? Что кроется в этом понятии? Можем ли мы с вами на них влиять на уроке? Если можем, то каким образом и когда?...