Рабочая программа "Этих дней не смолкнет слава"
рабочая программа по истории (7 класс) на тему

РАбочая программа "Этих дней не смолкнет слава" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_programma_nadirov.docx36.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Центр дополнительного образования детей

«Созвездие талантов»

Согласовано

Утвержден

Зам директора МАОУ СОШ№30

Директор МАОУ СОШ №30

по ВР

Г.А.Чупырь

И.С.Разуваева

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

Детское объединение «Память»

(Программа «Этих дней не смолкнет слава»)

Направление: социальное

Количество часов в неделю: 2 часа.

Количество часов за учебный год: 68 часов.

Количество учебных недель: 34.

Классы: 7.

Составитель: Надиров Рашид Азимович,

учитель истории и обществознания

гор. Тамбов 2017/2018

  1. Пояснительная записка

За последние годы в школах, учреждениях дополнительного образования детей усилился интерес к школьному музееведению. В своем письме от 12 марта 2003 года Министерство образования «рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, военно-патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи и рекомендует образовательным учреждениям, органам управления образования всех уровней уделять внимание педагогическим аспектам организации и функционирования музеев в общеобразовательных учреждениях».

План дополнительной общеобразовательной программы внеурочной деятельности «Этих дней не смолкнет слава» разработан для учащихся 7-х классов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»

Актуальность программы объясняется снижением интереса у учащихся к героическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Школьный музей может от простой созерцательной экскурсии «продвигать» ребенка к осмыслению более серьезных вопросов и проблем как родного края, микрорайона, города, области, так и истории, культуры, науки страны в целом. Музей – это хранитель Памяти, а историческая память важна и необходима – во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории, она всегда живет в народе и проявляется только в годину испытаний.

Участие в деятельности музея развивает у детей интерес к изучению родного края, помогает хранить память поколений, доносить ее благородный мотив до людей, возрождать традиции и создавать новые, работа в музее учит работать в команде, развивает ораторские навыки, умение высказывать и отстаивать свое мнение, навыки научно-исследовательской работы, поисковой деятельности.

Новизна программы. В настоящее время в городе Тамбове нет образовательной программы дополнительного образования детей военно-патриотической направленности.

Создание программы продиктовано, прежде всего, желанием учащихся знать историю своего Отечества.  В школьном музее хранятся воспоминания участников Великой Отечественной войны, многие из которых живут в микрорайоне Пехотка.  Атмосфера музея, его среда, каждый экспонат обладают значительными возможностями по нравственно-эмоциональному воздействию на школьников. Многим учащимся интересно увидеть в музее свою фамилию или прочитать воспоминания отца, деда, прадеда.

Направленность программы: военно-патриотическая.

Педагогическая целесообразность данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что через собственное участие в реализации социально значимых видов деятельности учащиеся вступают в новые отношения со сверстниками, учатся общению с окружающими людьми. Программа предполагает ситуативно-воспитательный подход, который осуществляется как воспитание словом через диалог, делом через реализацию потребностей личности, примером через появление стимулов к саморазвитию, ситуацией авансированного доверия, ситуациями успеха и выбора.

Цели дополнительной общеобразовательной программы:

  • Воспитание патриотических чувств, обучающихся;
  • Приобщение к истории Отечества через участие в работе школьного музея;
  • Воспитание уважительного отношения к старшему поколению;
  • Обучение трудовым навыкам, коллективному взаимодействию и взаимопомощи;

Эти цели соответствуют программе развития нашей школы и помогут построить деятельность и общение в школьном сообществе на принципах выбора и самовыражения, творчества и успеха, доверия и поддержки.

Задачи дополнительной общеобразовательной программы:

  • Воспитание средствами музейной работы любви к Родине, к ее героическому прошлому, уважение к предкам на основе знаний истории своего Отечества;
  • Научить самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • Военно-патриотическое воспитание учащихся на примере жизни и деятельности выдающихся русских военачальников;
  • Развитие интереса к поисково-краеведческим экспедициям.
  • Углубление знаний школьников о реальной истории Великой Отечественной войны, истории родного края и микрорайона Пехотка;

Санитарно-гигиенические требования:

2.Учебно-тематическое планирование

Название темы

всего часов

Введение

1

1 раздел. Школьный музей

4

2 раздел. Работа музея по знаменательным датам

13

3 раздел. История микрорайона Пехотка.

14

4 раздел. Основные требования к экскурсии.

4

5 раздел. Речь экскурсовода

4

6 раздел. Подготовка текста экскурсии

4

7 раздел. Отработка и сдача экскурсии

4

8 раздел. Технические средства сопровождения экскурсии

4

9 раздел. Организация экскурсий

16

Итого 68 часов

  1. Содержание

Введение (1 час)

I раздел. Школьный музей (4 часа)

Теория – Лекция – Понятие «музей». Школьный музей. Профили школьных музеев. Задачи музея.

Практика - Экскурсия – одна из основных форм работы музея. Экскурсия по музею, знакомство с экспозицией, с экспонатами музея.

II раздел. Работа музея по знаменательным датам (13 часов)

Теория – Лекции с использованием ИКТ - Битва на Чудском озере. Куликовская битва. Бородинское сражение. Освобождение Москвы народным ополчением под руководством К.Минина и Д.Пожарского. Победа русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп. Битва под Москвой. Снятие блокады Ленинграда. Сталинградская битва. Курская битва.

Практика – Пополнение экспозиции музея, поисковая работа, встреча с ветеранами, помощь ветеранам Месячник героико-патриотической работы.  День Победы.

III раздел. История микрорайона Пехотка. (14 часов)

Теория – Ветераны Пехотки. История появления военного городка. Знаменательные даты по Тамбовской области. Героические страницы истории военного городка Пехотка.

Практика – Путешествие по музею. Показ и анализ определенных экспонатов. Рассказ экскурсовода. Заключительная беседа.

IV раздел. Основные требования к экскурсии (4 часа)

Теория – Лекция с использованием ИКТ - Этикет. Умение вести беседу.

Практика – Сюжетно-ролевая игра - Искусство принимать гостей. Демонстрация образцов одежды -  Одежда экскурсовода.

V раздел. Речь экскурсовода (4 часа)

Теория –  Лекция - Что такое ораторское искусство.

Практика – Импровизированный концерт - Чтение прозы, стихов.

Обмен мнениями - Анализ моей речи и речи моих друзей (диалект, жаргонизмы). Практикум - упражнения на дыхание, речевки, скороговорки.

VI раздел. Подготовка текста экскурсии (4 часа)

Практика - Оформление текста экскурсии. Продолжительность экскурсии. Подтемы, отдельные вопросы экскурсии. Экспонаты.  Отработка навыков проведения   экскурсии с воспитанниками кружка.

VII раздел. Отработка и сдача экскурсии (4 часа)

 Практика – Метод упражнения на практических занятиях - Отработка и сдача экскурсии по частям. Отработка и сдача тематической экскурсии. Отработка и сдача обзорной экскурсии.

VIII раздел. Технические средства сопровождения экскурсии (4 часа)

 Теория - Лекция с показом имеющейся в музее техники.  Техника в школьном музее: фото и киноаппаратура, магнитофон, компьютер, мультимедиа установка. Экранно-звуковые средства в музее: диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, магнитные записи.

Практика – практическое занятие - Использование техники в работе школьного музея, отработка навыков использования ТСО.

IX. Организация экскурсий (16 часов)

Практика – самостоятельное проведение экскурсий в школьном музее.              

  1. Планируемые результаты

Личностными результатами обучения являются:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения

к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание

культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России;

усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей

многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга

перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности к

саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также

на основе положительного отношения к труду;

  • сознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности

семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения,

осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное

многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного

отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к

истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов

мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми достигать в нем

взаимопонимания.

Метапредметными результатами у школьника будут:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать

мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и

познавательных задач;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность

с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение

и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и

регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической

контекстной речью.

Предметными результатами являются:

  • воспитание способности к духовному развитию, нравственному

самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к

религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

  • знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых

в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному

самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

  • формирование представлений об основах светской этики;
  • понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.

  1. Ожидаемые результаты реализации программы и способы определения их результативности

Учащиеся должны знать:

•        историю своего Отечества, в том числе Великой Отечественной войны;

•        прошлое и настоящее своего родного края, микрорайона Пехотка и своей семьи;

•        о жизни и деятельности выдающихся русских военачальников.

Учащиеся должны уметь:

•        работать с различными документами, источниками, учитывать их особенности и извлекать из них информацию;

•        использовать приемы работы с книгой, навыки составления плана, выписок, конспекта, текста экскурсии;

•        самостоятельно проводить экскурсии по школьному музею.

Диагностика результатов реализации программы осуществляется с помощью следующего инструментария:

•        разработка планов экскурсий;

•        ролевая игра «Я-экскурсовод»;

•        тестирование;

•        анкетирование;

•        метод самооценки.

Основными методами преподавания следует считать:

  • Словесные методы: устное изложение материала- лекции, рассказ, беседа, собеседование;
  • Наглядные методы: метод демонстрации иллюстративного материала (использование карт, схем);
  • Поисковый - метод работы с первоисточниками, дополнительной    литературой, самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музея;
  • Метод упражнения - вопросы по пройденным темам, отработка и сдача экскурсии.
  • Метод аналитической работы;
  • Метод обучения в сотрудничестве.

Форма проверки результатов освоения программы: 

  • Умение самостоятельного проведения экскурсий,
  • Анкетирование,
  • Контрольное задание,
  • Тестирование,
  • Творческое задание,
  • Кроссворд,
  • Викторина,
  • Подготовка и проведения праздника День Победы,
  • Итоговая аттестация.

  1. Список литературы

Список литературы для педагогов по теоретическим основам музейной работы:

1.        Документы и материалы: Канун и начало войны. Составитель Л. Киршнер, Лениздат, 1991                                

2.        Казарин М.А. «Вопросы экскурсионной работы», М., 1973.

3.        Пищулин Ю.П. «Основы экскурсионного дела в музеях», М., 1977.

4.        Сейненский А.Е. «Музей воспитывает юных». – М., 1988.

5.        Сичинава В.А. Экскурсионная работа. – М.: Просвещение, 1981.

6.        Шкурко А.И. «Методические рекомендации экскурсоводам школьных музеев», - М., 1973.

7.        Шолохов В.Н. «Организация и проведение экскурсий». – М.: Промиздат, 1965.

8.        Юдин Б., Горелов А., Щукин Ю. «Особый район Тамбова». Историческая хроника. -  ООО «Изд-во Юлис», 2006.

Список литературы для детей:

1.        Шкурко А.И. «Методические рекомендации экскурсоводам школьных музеев», - М., 1973.

2.        Шолохов В.Н. «Организация и проведение экскурсий». – М.: Промиздат, 1965.

3.        Юдин Б., Горелов А., Щукин Ю. «Особый район Тамбова». Историческая хроника. -  Тамбов, ООО «Изд-во Юлис», 2006.

5.Календарно-тематическое планирование

Название тем

Колич.часов

Дата

1.

Введение

1 ч

01.09

1 раздел. Школьный музей

4 ч

2.

Понятие музей

1

07.09

3.

Школьный музей. Профили школьного музея. Задачи музея

1

08.09

4.

Экскурсия одна из основных форм работы

1

14.09

5.

Экскурсия по музею, знакомство с экспозицией, с экспонатами музея

1

15.09

2 раздел. Работа музея по знаменательным датам

18 ч

6.

Битва на Чудском озере

1

21.09

7.

Куликовская битва

1

22.09

8.

Бородинское сражение

1

28.09

9.

Освобождение Москвы народным ополчением под руководством К.Минина и Д.Пожарского

1

29.09

10.

Победа русской эскадры под командованием П.С.Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп

1

05.10

11

День артиллериста

1

06.10

12.

Битва под Москвой

1

12.10

13.

Снятие блокады Ленинграда

1

13.10

14.

Сталинградская битва

1

19.10

15.

Курская битва

1

20.10

16.

Полтавская битва.

1

26.10

17

Взятие Измаила Суворовым.

1

27.10

18

День проведения парада на Красной площади в 1941 г.

1

02.11

19

День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении

1

03.11

20

День победы над шведами у мыса Гангут.

1

09.11

21

День победы русского флота под командованием Ушакова у мыса Тендра.

1

10.11

22

День защитника Отечества.

1

16.11

23

День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве.

1

17.11

3 раздел. История микрорайона Пехотка.

16 ч

24.

Героические страницы военного городка Пехотка.

1

23.11

25

Зарождение поселения Перикса

1

24.11

26

История Ахлябиновской рощи

1

30.11

27.

История появления военного городка

1

01.12

28.

Тяжелые испытания

1

07.12

29.

Ветераны Пехотки

1

08.12

30.

Пехотка сегодня

1

14.12

31.

Военное училище на территории Пехотки.

1

15.12

32

История улицы Астраханской.

1

21.12

33.

Пополнение экспозиций музея, поисковая работа

1

22.12

34.

Пополнение экспозиций музея, поисковая работа

1

28.12

35.

Пополнение экспозиций музея, поисковая работа

1

29.12

36.

Сбор и оформление материала по ветеранам Пехотки

1

11.01

37.

Проведение конкурса рисунков и плакатов среди учащихся 1-11 классов, посвященного  годовщине Победы

1

12.01

38.

Проведение выставки «Военная книга»

1

18.01

39.

Знаменательные даты по Тамбовской области

1

19.01

4 раздел. Основные требования к экскурсии

10 ч

40.

Лекция – Связь темы экскурсии с экспозицией

1

25.01

41.

Последовательность построения экскурсии по отдельным подтемам и вопросам темы

1

26.01

42.

Путешествие по музею

1

01.02

43.

Показ и анализ определенных экспонатов

1

02.02

44.

Рассказ экскурсовода

1

08.02

45.

Заключительная беседа

1

09.02

46.

Лекция с использованием ИКТ - Этикет

1

15.02

47.

Умение вести беседу

1

16.02

48.

Сюжетно-ролевая игра – Искусство принимать гостей

1

22.02

49.

Демонстрация образцов одежды – одежда экскурсовода

1

01.03

5 раздел. Речь экскурсовода

50.

Что такое ораторское искусство

1

02.03

51.

Импровизированный концерт – Чтение прозы, стихов

1

09.03

52.

Обмен мнениями – Анализ моей речи и речи моих друзей (диалект, жаргонизмы)

1

15.03

53.

Практикум – упражнение на дыхание, речевки, скороговорки

2

16.03

6 раздел. Подготовка текста экскурсии

4

54.

Оформление текста экскурсии

1

22.03

55.

Продолжительность экскурсии

1

23.03

56.

Подтемы, отдельные вопросы экскурсии. Экспонаты

1

29.03

57.

Отработка навыков проведения экскурсии с воспитанниками кружка

1

30.03

7 раздел. Отработка и сдача экскурсии

4

58-59

Метод упражнения на практических занятиях – Отработка и сдача экскурсии по частям

1

05.04

06.04

60.

Отработка и сдача тематической экскурсии

1

12.04

61.

Отработка и сдача обзорной экскурсии

1

13.04

8 раздел. Технические средства сопровождения экскурсии

4

62.

Лекция с показом имеющейся в музее техники. Техника в школьном музее: фото и киноаппаратура, магнитофон, компьютер,

мультимедиа установка

1

19.04

63.

Экранно-звуковые средства в музее: диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, магнитные записи

1

20.04

64-65

Практическое занятие – использование техники в работе школьного музея, отработка навыков использования ТСО

1

26.04

27.04

9 раздел. Организация экскурсий

18 ч.

66.

Обзорная экскурсия «Моя школа – мой дом»

1

03.05

67.

Устный журнал «Моя родная улица»

1

04.05

68.

Игра – путешествие «История города в памятниках»

1

10.05

69.

Представление «Ты в сердце России, мой город Тамбов»

1

11.05

70.

История школы «Ты нас растила, ты нас учила Родину любить»

1

17.05

71.

 Герои не умирают, они остаются с нами

1

18.05

72.

Документы рассказывают…

1

24.05

73.

Конференция «Вклад тамбовцев в дело Победы над фашистской Германией»

1

25.05

74

Иван Одарченко- памятник и человек.

1

31.05

75

История Ахлебиновской рощи.

1

01.06

76

Памятник Тамбовский колхозник.

1

07.06

77

Памятник Самолет.

1

08.06

78

Памятник Вечный огонь.

1

14.06

79

Памятник Медикам.

1

15.06

80

Памятник Зое Космодемьянской.

1

21.06

81

Памятник Петрову.

1

22.06

82

Подведение итогов работы за год

1

28.06

83

Подведение итогов работы за год

1

29.06


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Этих дней не смолкнет слава"

Викторина способствует формированию у учащихся патриотизма, чувства гордости за наших соотечественников, которые смогли защитить нашу Родину....

Этих дней не смолкнет слава

Сценарий митинга к 9 Мая...

Классный час по теме «Этих дней не смолкнет слава»

9 Мая 2012 года в 67-й раз прогремит салют Победы, а в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество советского народа. Сейчас, в эти теплые майские дни, так трудн...

Сценарий урока мужества "Этих дней не смолкнет слава"

Сценарий мероприятия с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны. Разработка мероприятия носит патриотический характер. Большую работу в подготовке данного мероприятия провели учащиеся школы....

Викторина "Этих дней не смолкнет слава"

Данная викторина посвящена памятным страницам нашей истории: Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Жирным шрифтом выделены правильные ответы.Викторину можно использо...

Сценарий "Этих дней не смолкнет слава"

Сценарий, посвященный празднованию годовщины освобождения Заполярья от немецко-фашистких захватчиковЦель: воспитание уважения к памяти героев ВОВ,  патриотизма молодежи средствами художественного...

Сценарий «Этих дней не смолкнет слава»

Сценарий конкурсно-игровой программы «Этих дней не смолкнет слава», посв. 200-летию Бородинской битвы...