Рабочая программа "Этих дней не смолкнет слава"
рабочая программа по истории (7 класс) на тему
РАбочая программа "Этих дней не смолкнет слава"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_programma_nadirov.docx | 36.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Центр дополнительного образования детей
«Созвездие талантов»
Согласовано | Утвержден |
Зам директора МАОУ СОШ№30 | Директор МАОУ СОШ №30 |
по ВР | |
Г.А.Чупырь | И.С.Разуваева |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Детское объединение «Память»
(Программа «Этих дней не смолкнет слава»)
Направление: социальное
Количество часов в неделю: 2 часа.
Количество часов за учебный год: 68 часов.
Количество учебных недель: 34.
Классы: 7.
Составитель: Надиров Рашид Азимович,
учитель истории и обществознания
гор. Тамбов 2017/2018
- Пояснительная записка
За последние годы в школах, учреждениях дополнительного образования детей усилился интерес к школьному музееведению. В своем письме от 12 марта 2003 года Министерство образования «рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, военно-патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи и рекомендует образовательным учреждениям, органам управления образования всех уровней уделять внимание педагогическим аспектам организации и функционирования музеев в общеобразовательных учреждениях».
План дополнительной общеобразовательной программы внеурочной деятельности «Этих дней не смолкнет слава» разработан для учащихся 7-х классов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»
Актуальность программы объясняется снижением интереса у учащихся к героическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Школьный музей может от простой созерцательной экскурсии «продвигать» ребенка к осмыслению более серьезных вопросов и проблем как родного края, микрорайона, города, области, так и истории, культуры, науки страны в целом. Музей – это хранитель Памяти, а историческая память важна и необходима – во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории, она всегда живет в народе и проявляется только в годину испытаний.
Участие в деятельности музея развивает у детей интерес к изучению родного края, помогает хранить память поколений, доносить ее благородный мотив до людей, возрождать традиции и создавать новые, работа в музее учит работать в команде, развивает ораторские навыки, умение высказывать и отстаивать свое мнение, навыки научно-исследовательской работы, поисковой деятельности.
Новизна программы. В настоящее время в городе Тамбове нет образовательной программы дополнительного образования детей военно-патриотической направленности.
Создание программы продиктовано, прежде всего, желанием учащихся знать историю своего Отечества. В школьном музее хранятся воспоминания участников Великой Отечественной войны, многие из которых живут в микрорайоне Пехотка. Атмосфера музея, его среда, каждый экспонат обладают значительными возможностями по нравственно-эмоциональному воздействию на школьников. Многим учащимся интересно увидеть в музее свою фамилию или прочитать воспоминания отца, деда, прадеда.
Направленность программы: военно-патриотическая.
Педагогическая целесообразность данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что через собственное участие в реализации социально значимых видов деятельности учащиеся вступают в новые отношения со сверстниками, учатся общению с окружающими людьми. Программа предполагает ситуативно-воспитательный подход, который осуществляется как воспитание словом через диалог, делом через реализацию потребностей личности, примером через появление стимулов к саморазвитию, ситуацией авансированного доверия, ситуациями успеха и выбора.
Цели дополнительной общеобразовательной программы:
- Воспитание патриотических чувств, обучающихся;
- Приобщение к истории Отечества через участие в работе школьного музея;
- Воспитание уважительного отношения к старшему поколению;
- Обучение трудовым навыкам, коллективному взаимодействию и взаимопомощи;
Эти цели соответствуют программе развития нашей школы и помогут построить деятельность и общение в школьном сообществе на принципах выбора и самовыражения, творчества и успеха, доверия и поддержки.
Задачи дополнительной общеобразовательной программы:
- Воспитание средствами музейной работы любви к Родине, к ее героическому прошлому, уважение к предкам на основе знаний истории своего Отечества;
- Научить самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- Военно-патриотическое воспитание учащихся на примере жизни и деятельности выдающихся русских военачальников;
- Развитие интереса к поисково-краеведческим экспедициям.
- Углубление знаний школьников о реальной истории Великой Отечественной войны, истории родного края и микрорайона Пехотка;
Санитарно-гигиенические требования:
2.Учебно-тематическое планирование
Название темы | всего часов |
Введение | 1 |
1 раздел. Школьный музей | 4 |
2 раздел. Работа музея по знаменательным датам | 13 |
3 раздел. История микрорайона Пехотка. | 14 |
4 раздел. Основные требования к экскурсии. | 4 |
5 раздел. Речь экскурсовода | 4 |
6 раздел. Подготовка текста экскурсии | 4 |
7 раздел. Отработка и сдача экскурсии | 4 |
8 раздел. Технические средства сопровождения экскурсии | 4 |
9 раздел. Организация экскурсий | 16 |
Итого 68 часов
- Содержание
Введение (1 час)
I раздел. Школьный музей (4 часа)
Теория – Лекция – Понятие «музей». Школьный музей. Профили школьных музеев. Задачи музея.
Практика - Экскурсия – одна из основных форм работы музея. Экскурсия по музею, знакомство с экспозицией, с экспонатами музея.
II раздел. Работа музея по знаменательным датам (13 часов)
Теория – Лекции с использованием ИКТ - Битва на Чудском озере. Куликовская битва. Бородинское сражение. Освобождение Москвы народным ополчением под руководством К.Минина и Д.Пожарского. Победа русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп. Битва под Москвой. Снятие блокады Ленинграда. Сталинградская битва. Курская битва.
Практика – Пополнение экспозиции музея, поисковая работа, встреча с ветеранами, помощь ветеранам Месячник героико-патриотической работы. День Победы.
III раздел. История микрорайона Пехотка. (14 часов)
Теория – Ветераны Пехотки. История появления военного городка. Знаменательные даты по Тамбовской области. Героические страницы истории военного городка Пехотка.
Практика – Путешествие по музею. Показ и анализ определенных экспонатов. Рассказ экскурсовода. Заключительная беседа.
IV раздел. Основные требования к экскурсии (4 часа)
Теория – Лекция с использованием ИКТ - Этикет. Умение вести беседу.
Практика – Сюжетно-ролевая игра - Искусство принимать гостей. Демонстрация образцов одежды - Одежда экскурсовода.
V раздел. Речь экскурсовода (4 часа)
Теория – Лекция - Что такое ораторское искусство.
Практика – Импровизированный концерт - Чтение прозы, стихов.
Обмен мнениями - Анализ моей речи и речи моих друзей (диалект, жаргонизмы). Практикум - упражнения на дыхание, речевки, скороговорки.
VI раздел. Подготовка текста экскурсии (4 часа)
Практика - Оформление текста экскурсии. Продолжительность экскурсии. Подтемы, отдельные вопросы экскурсии. Экспонаты. Отработка навыков проведения экскурсии с воспитанниками кружка.
VII раздел. Отработка и сдача экскурсии (4 часа)
Практика – Метод упражнения на практических занятиях - Отработка и сдача экскурсии по частям. Отработка и сдача тематической экскурсии. Отработка и сдача обзорной экскурсии.
VIII раздел. Технические средства сопровождения экскурсии (4 часа)
Теория - Лекция с показом имеющейся в музее техники. Техника в школьном музее: фото и киноаппаратура, магнитофон, компьютер, мультимедиа установка. Экранно-звуковые средства в музее: диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, магнитные записи.
Практика – практическое занятие - Использование техники в работе школьного музея, отработка навыков использования ТСО.
IX. Организация экскурсий (16 часов)
Практика – самостоятельное проведение экскурсий в школьном музее.
- Планируемые результаты
Личностными результатами обучения являются:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения
к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также
на основе положительного отношения к труду;
- сознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное
многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми достигать в нем
взаимопонимания.
Метапредметными результатами у школьника будут:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
Предметными результатами являются:
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых
в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- формирование представлений об основах светской этики;
- понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.
- Ожидаемые результаты реализации программы и способы определения их результативности
Учащиеся должны знать:
• историю своего Отечества, в том числе Великой Отечественной войны;
• прошлое и настоящее своего родного края, микрорайона Пехотка и своей семьи;
• о жизни и деятельности выдающихся русских военачальников.
Учащиеся должны уметь:
• работать с различными документами, источниками, учитывать их особенности и извлекать из них информацию;
• использовать приемы работы с книгой, навыки составления плана, выписок, конспекта, текста экскурсии;
• самостоятельно проводить экскурсии по школьному музею.
Диагностика результатов реализации программы осуществляется с помощью следующего инструментария:
• разработка планов экскурсий;
• ролевая игра «Я-экскурсовод»;
• тестирование;
• анкетирование;
• метод самооценки.
Основными методами преподавания следует считать:
- Словесные методы: устное изложение материала- лекции, рассказ, беседа, собеседование;
- Наглядные методы: метод демонстрации иллюстративного материала (использование карт, схем);
- Поисковый - метод работы с первоисточниками, дополнительной литературой, самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музея;
- Метод упражнения - вопросы по пройденным темам, отработка и сдача экскурсии.
- Метод аналитической работы;
- Метод обучения в сотрудничестве.
Форма проверки результатов освоения программы:
- Умение самостоятельного проведения экскурсий,
- Анкетирование,
- Контрольное задание,
- Тестирование,
- Творческое задание,
- Кроссворд,
- Викторина,
- Подготовка и проведения праздника День Победы,
- Итоговая аттестация.
- Список литературы
Список литературы для педагогов по теоретическим основам музейной работы:
1. Документы и материалы: Канун и начало войны. Составитель Л. Киршнер, Лениздат, 1991
2. Казарин М.А. «Вопросы экскурсионной работы», М., 1973.
3. Пищулин Ю.П. «Основы экскурсионного дела в музеях», М., 1977.
4. Сейненский А.Е. «Музей воспитывает юных». – М., 1988.
5. Сичинава В.А. Экскурсионная работа. – М.: Просвещение, 1981.
6. Шкурко А.И. «Методические рекомендации экскурсоводам школьных музеев», - М., 1973.
7. Шолохов В.Н. «Организация и проведение экскурсий». – М.: Промиздат, 1965.
8. Юдин Б., Горелов А., Щукин Ю. «Особый район Тамбова». Историческая хроника. - ООО «Изд-во Юлис», 2006.
Список литературы для детей:
1. Шкурко А.И. «Методические рекомендации экскурсоводам школьных музеев», - М., 1973.
2. Шолохов В.Н. «Организация и проведение экскурсий». – М.: Промиздат, 1965.
3. Юдин Б., Горелов А., Щукин Ю. «Особый район Тамбова». Историческая хроника. - Тамбов, ООО «Изд-во Юлис», 2006.
5.Календарно-тематическое планирование
Название тем | Колич.часов | Дата | |
1. | Введение | 1 ч | 01.09 |
1 раздел. Школьный музей | 4 ч | ||
2. | Понятие музей | 1 | 07.09 |
3. | Школьный музей. Профили школьного музея. Задачи музея | 1 | 08.09 |
4. | Экскурсия одна из основных форм работы | 1 | 14.09 |
5. | Экскурсия по музею, знакомство с экспозицией, с экспонатами музея | 1 | 15.09 |
2 раздел. Работа музея по знаменательным датам | 18 ч | ||
6. | Битва на Чудском озере | 1 | 21.09 |
7. | Куликовская битва | 1 | 22.09 |
8. | Бородинское сражение | 1 | 28.09 |
9. | Освобождение Москвы народным ополчением под руководством К.Минина и Д.Пожарского | 1 | 29.09 |
10. | Победа русской эскадры под командованием П.С.Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп | 1 | 05.10 |
11 | День артиллериста | 1 | 06.10 |
12. | Битва под Москвой | 1 | 12.10 |
13. | Снятие блокады Ленинграда | 1 | 13.10 |
14. | Сталинградская битва | 1 | 19.10 |
15. | Курская битва | 1 | 20.10 |
16. | Полтавская битва. | 1 | 26.10 |
17 | Взятие Измаила Суворовым. | 1 | 27.10 |
18 | День проведения парада на Красной площади в 1941 г. | 1 | 02.11 |
19 | День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении | 1 | 03.11 |
20 | День победы над шведами у мыса Гангут. | 1 | 09.11 |
21 | День победы русского флота под командованием Ушакова у мыса Тендра. | 1 | 10.11 |
22 | День защитника Отечества. | 1 | 16.11 |
23 | День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве. | 1 | 17.11 |
3 раздел. История микрорайона Пехотка. | 16 ч | ||
24. | Героические страницы военного городка Пехотка. | 1 | 23.11 |
25 | Зарождение поселения Перикса | 1 | 24.11 |
26 | История Ахлябиновской рощи | 1 | 30.11 |
27. | История появления военного городка | 1 | 01.12 |
28. | Тяжелые испытания | 1 | 07.12 |
29. | Ветераны Пехотки | 1 | 08.12 |
30. | Пехотка сегодня | 1 | 14.12 |
31. | Военное училище на территории Пехотки. | 1 | 15.12 |
32 | История улицы Астраханской. | 1 | 21.12 |
33. | Пополнение экспозиций музея, поисковая работа | 1 | 22.12 |
34. | Пополнение экспозиций музея, поисковая работа | 1 | 28.12 |
35. | Пополнение экспозиций музея, поисковая работа | 1 | 29.12 |
36. | Сбор и оформление материала по ветеранам Пехотки | 1 | 11.01 |
37. | Проведение конкурса рисунков и плакатов среди учащихся 1-11 классов, посвященного годовщине Победы | 1 | 12.01 |
38. | Проведение выставки «Военная книга» | 1 | 18.01 |
39. | Знаменательные даты по Тамбовской области | 1 | 19.01 |
4 раздел. Основные требования к экскурсии | 10 ч | ||
40. | Лекция – Связь темы экскурсии с экспозицией | 1 | 25.01 |
41. | Последовательность построения экскурсии по отдельным подтемам и вопросам темы | 1 | 26.01 |
42. | Путешествие по музею | 1 | 01.02 |
43. | Показ и анализ определенных экспонатов | 1 | 02.02 |
44. | Рассказ экскурсовода | 1 | 08.02 |
45. | Заключительная беседа | 1 | 09.02 |
46. | Лекция с использованием ИКТ - Этикет | 1 | 15.02 |
47. | Умение вести беседу | 1 | 16.02 |
48. | Сюжетно-ролевая игра – Искусство принимать гостей | 1 | 22.02 |
49. | Демонстрация образцов одежды – одежда экскурсовода | 1 | 01.03 |
5 раздел. Речь экскурсовода | 4ч | ||
50. | Что такое ораторское искусство | 1 | 02.03 |
51. | Импровизированный концерт – Чтение прозы, стихов | 1 | 09.03 |
52. | Обмен мнениями – Анализ моей речи и речи моих друзей (диалект, жаргонизмы) | 1 | 15.03 |
53. | Практикум – упражнение на дыхание, речевки, скороговорки | 2 | 16.03 |
6 раздел. Подготовка текста экскурсии | 4 | ||
54. | Оформление текста экскурсии | 1 | 22.03 |
55. | Продолжительность экскурсии | 1 | 23.03 |
56. | Подтемы, отдельные вопросы экскурсии. Экспонаты | 1 | 29.03 |
57. | Отработка навыков проведения экскурсии с воспитанниками кружка | 1 | 30.03 |
7 раздел. Отработка и сдача экскурсии | 4 | ||
58-59 | Метод упражнения на практических занятиях – Отработка и сдача экскурсии по частям | 1 | 05.04 06.04 |
60. | Отработка и сдача тематической экскурсии | 1 | 12.04 |
61. | Отработка и сдача обзорной экскурсии | 1 | 13.04 |
8 раздел. Технические средства сопровождения экскурсии | 4 | ||
62. | Лекция с показом имеющейся в музее техники. Техника в школьном музее: фото и киноаппаратура, магнитофон, компьютер, мультимедиа установка | 1 | 19.04 |
63. | Экранно-звуковые средства в музее: диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, магнитные записи | 1 | 20.04 |
64-65 | Практическое занятие – использование техники в работе школьного музея, отработка навыков использования ТСО | 1 | 26.04 27.04 |
9 раздел. Организация экскурсий | 18 ч. | ||
66. | Обзорная экскурсия «Моя школа – мой дом» | 1 | 03.05 |
67. | Устный журнал «Моя родная улица» | 1 | 04.05 |
68. | Игра – путешествие «История города в памятниках» | 1 | 10.05 |
69. | Представление «Ты в сердце России, мой город Тамбов» | 1 | 11.05 |
70. | История школы «Ты нас растила, ты нас учила Родину любить» | 1 | 17.05 |
71. | Герои не умирают, они остаются с нами | 1 | 18.05 |
72. | Документы рассказывают… | 1 | 24.05 |
73. | Конференция «Вклад тамбовцев в дело Победы над фашистской Германией» | 1 | 25.05 |
74 | Иван Одарченко- памятник и человек. | 1 | 31.05 |
75 | История Ахлебиновской рощи. | 1 | 01.06 |
76 | Памятник Тамбовский колхозник. | 1 | 07.06 |
77 | Памятник Самолет. | 1 | 08.06 |
78 | Памятник Вечный огонь. | 1 | 14.06 |
79 | Памятник Медикам. | 1 | 15.06 |
80 | Памятник Зое Космодемьянской. | 1 | 21.06 |
81 | Памятник Петрову. | 1 | 22.06 |
82 | Подведение итогов работы за год | 1 | 28.06 |
83 | Подведение итогов работы за год | 1 | 29.06 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина "Этих дней не смолкнет слава"
Викторина способствует формированию у учащихся патриотизма, чувства гордости за наших соотечественников, которые смогли защитить нашу Родину....
Этих дней не смолкнет слава
Сценарий митинга к 9 Мая...
Классный час по теме «Этих дней не смолкнет слава»
9 Мая 2012 года в 67-й раз прогремит салют Победы, а в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество советского народа. Сейчас, в эти теплые майские дни, так трудн...
Сценарий урока мужества "Этих дней не смолкнет слава"
Сценарий мероприятия с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны. Разработка мероприятия носит патриотический характер. Большую работу в подготовке данного мероприятия провели учащиеся школы....
Викторина "Этих дней не смолкнет слава"
Данная викторина посвящена памятным страницам нашей истории: Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Жирным шрифтом выделены правильные ответы.Викторину можно использо...
Сценарий "Этих дней не смолкнет слава"
Сценарий, посвященный празднованию годовщины освобождения Заполярья от немецко-фашистких захватчиковЦель: воспитание уважения к памяти героев ВОВ, патриотизма молодежи средствами художественного...
Сценарий «Этих дней не смолкнет слава»
Сценарий конкурсно-игровой программы «Этих дней не смолкнет слава», посв. 200-летию Бородинской битвы...