Мастер класс по написанию сочинения
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

Мастер класс по написанию Исторического сочинения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 001094c0-c16d102b.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

мастер – класса

подготовила учитель истории МОАУ СОШ №30 Надиров Р.А.  

Тема «Написание исторического сочинение в формате ЕГЭ, задание 25»

Цель: развитие педагогического мастерства на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы; 

- овладение современными педагогическими технологиями в практической деятельности.

Задачи:
- способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов;
- обобщить опыт работы по определённой проблеме.
Оборудование: 1) раздаточный материал (текст публицистического   стиля);

                            2) алгоритм написания сочинения-рассуждения;

                            3) памятка «Клише для создания сочинения»;

                            4) медиапроектор;

                            5) мультимедийная презентация.

                                    6) видеоролики

Задачи:

1) Предметные: создать условия для закрепления знаний по написанию творческой работы по предложенному периоду в связи с заданиями ЕГЭ по истории - задание 25.
2) Метапредметные: содействовать формированию  умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах; осуществлять учебное сотрудничество в процессе поиска материала.
3) Личностные: Создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив), а также интереса участников к обсуждению вопросов.

Оборудование:

для учителя:

-компьютер с программой Power Point;

-алгоритм написания сочинения.

-видео

-презентация

для участников;

-тексты произведения.

Основные методы работы:

-Исследовательский.

Ход работы:

(ЕГЭ по истории 2016 вслед за ним 2017 год  внес значительные изменения в процесс обучения предмету и стал серьезным испытанием для учителей, обучающихся и родителей.

задание 25 - ЕГЭ образно называют «коридором», по которому можно войти в желаемый вуз. А чтобы проход по этому «коридору» был свободным и широким, необходимо хорошо подготовить выпускников к выполнению нелегкой задачи – написанию исторического сочинения.

Обучающиеся  должны четко знать, что от них требуется на экзамене при написании исторического сочинения. Поэтому будем действовать от обратного т. е.  от критериев оценивания.  

Сейчас,  познакомимся с алгоритмом  и  планом написания сочинения, чтобы знали это, как таблицу умножения. Тогда выпускники хорошо  смогут представить  себе, что в сочинении им необходимо отразить 2 события или явления в данном временном периоде, назвать  2 исторические личности , деятельность которых связана  с этими событиями, указать не менее двух причинно- следственных связей, существовавших между событиями, используя  знание  исторических  фактов  и (или)    мнений    историков,    дать    одну историческую оценку значимости данного периода        для истории России. Использовать исторический термин , относящийся к этому периоду, избежать фактических ошибок, и представить сочинение в виде связного последовательного текста.


1. Именно поэтому сегодня  будем работать над  темой «Написание исторического сочинение в формате ЕГЭ».

Сначала повторяется план сочинения:-раздаточный материал

    Уч………

2.Для того, чтобы нам удобнее было работать  разделимся на 4 группы

Работа идет 5-7 минут

3. Представители каждой группы, отвечающие за определенный период xx века , собираются в 4-е группы и в течение 10 минут выполняют коллективное редактирование своего сочинения.

4. В конце занятия каждая  группа  читает получившийся текст.(Анализ по критериям)

Приложение:

Алгоритм –план

Название события

Дата

Личности 2 и более , их деятельность и роль

Причины 2-3

Ход события

Новые термины и понятия

Последствия 2-3

Оценка историков

Критерии оценивания

В сочинении необходимо:

  • указать   не   менее   двух   событий   (явлений,   процессов),   относящихся к данному периоду истории;
  • назвать   две   исторические   личности,   деятельность   которых   связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
  • указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного  периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений  историков,  дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или все  указанные  исторические  события  (явления,  процессы)  не  относятся к выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов (по  каждому  из критериев К1–К7 выставляется 0 баллов).

Критерии оценивания

Баллы

К1

Указание событий (явлений, процессов)

2

Правильно указаны два события (явления, процесса)

2

Правильно указано одно событие (явление, процесс)

1

События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно

0

К2

Исторические личности и их роль в данный период истории России

2

Правильно указаны две исторические личности, правильно указана роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России

2

Правильно указаны  одна-две  исторические  личности, правильно указана роль только одной личности в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России

1

Правильно указаны одна-две исторические личности, их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России указана неправильно.

ИЛИ

Правильно указаны одна-две исторические личности, их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не указана.

ИЛИ Исторические личности указаны неверно.

0

ИЛИ

Исторические личности не указаны

К3

Причинно-следственные связи

2

Правильно     указаны     две     причинно-следственные     связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами)

2

Правильно     указана     одна     причинно-следственная     связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами)

1

Причинно-следственные связи указаны неверно. ИЛИ

Причинно-следственные связи не указаны

0

К4

Историческая оценка событий

1

Дана  историческая  оценка  значимости  периода  с  опорой  на исторические факты и (или) мнения историков

1

Историческая оценка сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.

ИЛИ Историческая оценка не дана

0

К5

Использование исторических терминов, понятий

1

При     изложении     корректно     использованы     исторические термины, понятия

1

При     изложении     допущено     некорректное     использование исторических терминов, понятий.

ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы

0

К6

Наличие фактических ошибок.

1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено не менее 4 баллов.

При оценивании по критерию К6 не засчитываются ошибки, учтённые при выставлении баллов по критериям К1–К5

2

В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки

2

Допущена одна фактическая ошибка

1

Допущены две или более фактические ошибки

0

К7

Форма изложения.

1  балл  по  критерию  К7  может  быть  выставлен  только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов

1

Ответ     представлен     в     виде     исторического     сочинения

(последовательное, связное изложение материала)

1

Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений

0

Максимальный балл

11

Пример сочинения

1019 – 1054

Указанный период относится к истории Древней Руси, охватывая собой годы правления великого князя киевского Ярослава Мудрого

В числе важнейших событий и процессов данного периода можно выделить следующие:

- защита население Древней Руси от внешней агрессии, защита и расширение границ государства;

- укрепление международного авторитета Древнерусского государства;

- создание письменного свода законов;

- культурный расцвет Древнерусского государства.

Остановимся подробнее на двух последних направлениях.

Задолго до указанного периода в Древней Руси существовало обычное право. В период правления Ярослава Мудрого по его приказу правовые обычаи были собраны и записаны в виде письменного свода - «Русской Правды». Создавая письменный свод законов, Ярослав ставил своей задачей дать всему населению своего государства, независимо от места проживания, одинаковые и справедливые (с точки зрения той эпохи) законы, объединяя тем самым подданных в единый народ. Другой задачей «Русской Правды» была защита знатных, имущих слоев населения от посягательств на их жизнь и собственность. «Русская Правда» ограничивала применение кровной мести, утверждала штраф (виру) за ряд преступлений. В «Русской Правде» содержатся статьи, которые можно считать статьями уголовного, гражданского, процессуального права. «Русская Правда» стала важной основой Древнерусского государства, способствовала безопасности населения, расцвету различных сторон жизни Древней Руси, в т.ч. развитию культуры.

Годы правления Ярослава Мудрого были годами расцвета древнерусской культуры. При покровительстве князя создавались школы, монастыри, храмы, поддерживались летописцы, богословы, мастера. В числе важнейших свершений на этом направлении следует отметить строительство важнейшего храма в отечественной истории – святой Софии киевской. Каменного храма, богато украшенного фресковой живописью и мозаиками, возведенного в ознаменование победы над печенегами. В годы правления Ярослава был заложен еще один важнейший архитектурный памятник Древней Руси – София Новгородская. Именно к этому периоду относится деятельность крупного церковного и культурного деятеля нашей истории митрополита Илариона. Первый киевский митрополит русского происхождения, был провозглашен митрополитом при содействии князя Ярослава. Иларион известен как автор «Слова о законе и благодати» - одного из древнейших произведений отечественной литературы. Он имеет отношение еще к одному важнейшему событию в культурной жизни отечественной истории, произошедшему в то время, - основанию Киево-Печерского монастыря. В числе его основателей были так же такие святые, как Феодосий Печерский, Антоний Печерский.

Оценивая данный период в нашей истории, следует отметить его исключительное значение как времени расцвета Древнерусского государства. Это период экономической и политической стабильности, внешнеполитической безопасности, время расцвета культуры. Создание единого письменного свода законов укрепило власть князя, обеспечило безопасность населения, защитила социальную структуру общества. Все это способствовало стабильности и процветанию.

Культура Древней Руси достигла невиданных доселе высот. Были созданы архитектурные шедевры и другие произведения материальной культуры. Небывалых высот достигла в своем развитии и духовная культура – развивалось летописание, литература, грамотность, процветали монастыри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Обучение написанию сочинения в жанре рекламы"

Материал содержит результаты социологического исследования читательских интересов учащихся средних классов, описание методики работы по обучению написанию сочинения в жанре рекламы, обоснование актуал...

Конспект и технологическая карта урока развития речи в 5 классе "Обучение написанию сочинения"

Материалы представляют собой разработку технологической карты урока развития речи в 5 классе, которой могут пользоваться  учителя русского языка, работающие в 5 классе по учебнику А.Д.Шмелева....

Элективный курс для 11 класса «Техника написания сочинения по литературе».

Цель элективного курса: подготовить  выпускников к успешному написанию итогового сочинения, выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать ...

Элективный курс по литературе для учащихся 10 класса.Практикум написания сочинений

Программа элективного курса по литературе для учащихся 10 класса. Практикум по написанию сочинений....

мастер - класс на тему "Подготовка учащихся 9-ых классов к написанию сочинения - рассуждения на ОГЭ по русскому языку", то есть обучение выполнению задания 15.3.

мастер - класс позволит учителю русского языка подготовить учащихся девятых классов к написанию задания15.3. В презентации есть ссылки на линию учебников, по которым работает педагог (Т.А. Ладыженская...

Мастер-класс по написанию сочинения по картине

Учащимся предоставлена информация по написанию сочинения по репродукции картины Е.В. Сыромятниковой "Первые зрители" - 6 класс.В презантации дана информация по теории, структуре написания со...

Открытый урок-мастер-класс "Обучение написанию сочинению -рассуждению ч.С ЕГЭ в 11 классе"

Урок - мастер-класс в 11 классе проводится в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку ч.С....