план-конспект урока истории в 8 классе " Положение основных слоёв общества"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

План-конспект урока истории в 8 классе " Положение основных слоёв общества".Урок изучения нового материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока истории России .8 класс

Тема урока: Положение основных слоёв общества

 Цель урока: на основании фактов истории сформировать у учащихся представление о социальной структуре общества во второй половине XIX века, особенностях развития российских сословий и классов.

Тип урока – изучение нового материала.

Форма проведения урока – групповая  работа.

Ход урока

1–ый этап урока Создание проблемной ситуации, актуализация знаний. Анализируя первый слайд презентации  (карта «Россия второй половины XIX в.», диаграммы сословия , классы  и их численность ,в российском обществе второй половины XIXв),предположите главные вопросы и тему сегодняшнего урока .

2–ой этап урока Постановка учебной задачи. Преобразования ,осуществленные Александром II в 1860-1870 гг, способствовали заметным изменениям в Российском обществе и его структуре. Вспомните, какие  социальные группы были самыми малочисленными? Какие –самыми многочисленными? По каким признакам мы отличаем  одно сословие от другого?(права, обязанности, закрепление их в социальных нормах и передача по наследству ).  Великий  русский  поэт Некрасов ,характеризуя процессы идущие в пореформенной России писал:

«Распалась цепь великая,

Распалась и ударила

Одним концом — по барину,

Другим — по мужику».

После реформы 1861 года надорвались крепостнические цепи. Они долгие столетия определяли характер прав и обязанностей основных слоев российского общества . Произошедшие перемены вынуждали  все слои населения приспосабливаться к себе, меняли привычный уклад жизни российского общества. Задачей сегодняшнего урока ,работая в группах, сформировать представления об изменениях, произошедших в  положении всех слоев  после отмены крепостного права, презентовать работу группы .Оформить сформулированные выводы в таблице.

3-ий этап урока Открытие нового знания 

Группа I «Российское крестьянство во второй половине XIXв»  Используя материал учебника  с.96-97 ,схему и документы ,сформулируйте ответы на предложенные группе вопросы  1.Как происходило втягивание российских крестьянских хозяйств в  рыночные отношения 2. Какова была роль общины в жизни крестьян?3.Какие новые черты появились в деревне после отмены крепостного права?

Группа II«Российское дворянство во второй половине XIXв» Используя материал учебника  с.96-97 ,схему и документы ,сформулируйте ответы на предложенные группе вопросы  1. Какие процессы  происходили  в российских дворянских хозяйствах  в  результате отмены крепостного права? 2.Какие новые виды деятельности стали свойственны  для дворян во второй половине XIX в? 3. Каковы причины утраты дворянами экономических и политических преимуществ?

Группа III«Российская  буржуазия во второй половине XIXв» Используя материал учебника  с.98 ,схему и документы ,сформулируйте ответы на предложенные группе вопросы  1.Какие процессы способствовали росту численности российской буржуазии? 2. В чем особенности формирования российской буржуазии ? 3.Каковы причины расширения  благотворительности и меценатства в среде буржуазии?

Группа IV«Российский пролетариат во второй половине XIXв» Используя материал учебника  с.98-99 ,схему и документы ,сформулируйте ответы на предложенные группе вопросы  1. Какие процессы способствовали росту численности российского пролетариата?2. В чем особенности формирования российского пролетариата ? 3Каковы причины крупных выступлений российских рабочих? .

4-ий этап урока Закрепление нового знания  Каждая группа в течение 2-х минут презентует результаты своей работы. Ученики других групп, прослушав, заполняют сводную таблицу.

Учитель  Возвратимся  к началу нашего урока и строкам  великого поэта  Некрасова.

«Распалась цепь великая,

Распалась и ударила

Одним концом — по барину,

Другим — по мужику».

 О каких переменах, произошедших после отмены крепостного права, говорит российский поэт?

Рефлексия (оценка личной деятельности на уроке, оценка деятельности группы. )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории, 7 класс по теме "Европейское общество в раннее Новое время"

Соайдовая презентация к уроку истории для учащихся 7 класса. Презентация может использоваться при изучении курса "Всеобщая  история Нового времени: 1500-1800г.г."Презентация соответствует учебник...

План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."

На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....

План – конспект открытого урока по теме «Репетиция как основная форма музыкально-творческой работы ансамблевого коллектива»

План – конспект открытого урока по теме «Репетиция как основная форма музыкально-творческой работы ансамблевого коллектива»....