план-конспект урока истории в 8 классе " Положение основных слоёв общества"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
План-конспект урока истории в 8 классе " Положение основных слоёв общества".Урок изучения нового материала
Скачать:
Предварительный просмотр:
План-конспект урока истории России .8 класс
Тема урока: Положение основных слоёв общества
Цель урока: на основании фактов истории сформировать у учащихся представление о социальной структуре общества во второй половине XIX века, особенностях развития российских сословий и классов.
Тип урока – изучение нового материала.
Форма проведения урока – групповая работа.
Ход урока
1–ый этап урока Создание проблемной ситуации, актуализация знаний. Анализируя первый слайд презентации (карта «Россия второй половины XIX в.», диаграммы сословия , классы и их численность ,в российском обществе второй половины XIXв),предположите главные вопросы и тему сегодняшнего урока .
2–ой этап урока Постановка учебной задачи. Преобразования ,осуществленные Александром II в 1860-1870 гг, способствовали заметным изменениям в Российском обществе и его структуре. Вспомните, какие социальные группы были самыми малочисленными? Какие –самыми многочисленными? По каким признакам мы отличаем одно сословие от другого?(права, обязанности, закрепление их в социальных нормах и передача по наследству ). Великий русский поэт Некрасов ,характеризуя процессы идущие в пореформенной России писал:
«Распалась цепь великая,
Распалась и ударила
Одним концом — по барину,
Другим — по мужику».
После реформы 1861 года надорвались крепостнические цепи. Они долгие столетия определяли характер прав и обязанностей основных слоев российского общества . Произошедшие перемены вынуждали все слои населения приспосабливаться к себе, меняли привычный уклад жизни российского общества. Задачей сегодняшнего урока ,работая в группах, сформировать представления об изменениях, произошедших в положении всех слоев после отмены крепостного права, презентовать работу группы .Оформить сформулированные выводы в таблице.
3-ий этап урока Открытие нового знания
Группа I «Российское крестьянство во второй половине XIXв» Используя материал учебника с.96-97 ,схему и документы ,сформулируйте ответы на предложенные группе вопросы 1.Как происходило втягивание российских крестьянских хозяйств в рыночные отношения 2. Какова была роль общины в жизни крестьян?3.Какие новые черты появились в деревне после отмены крепостного права?
Группа II«Российское дворянство во второй половине XIXв» Используя материал учебника с.96-97 ,схему и документы ,сформулируйте ответы на предложенные группе вопросы 1. Какие процессы происходили в российских дворянских хозяйствах в результате отмены крепостного права? 2.Какие новые виды деятельности стали свойственны для дворян во второй половине XIX в? 3. Каковы причины утраты дворянами экономических и политических преимуществ?
Группа III«Российская буржуазия во второй половине XIXв» Используя материал учебника с.98 ,схему и документы ,сформулируйте ответы на предложенные группе вопросы 1.Какие процессы способствовали росту численности российской буржуазии? 2. В чем особенности формирования российской буржуазии ? 3.Каковы причины расширения благотворительности и меценатства в среде буржуазии?
Группа IV«Российский пролетариат во второй половине XIXв» Используя материал учебника с.98-99 ,схему и документы ,сформулируйте ответы на предложенные группе вопросы 1. Какие процессы способствовали росту численности российского пролетариата?2. В чем особенности формирования российского пролетариата ? 3Каковы причины крупных выступлений российских рабочих? .
4-ий этап урока Закрепление нового знания Каждая группа в течение 2-х минут презентует результаты своей работы. Ученики других групп, прослушав, заполняют сводную таблицу.
Учитель Возвратимся к началу нашего урока и строкам великого поэта Некрасова.
«Распалась цепь великая,
Распалась и ударила
Одним концом — по барину,
Другим — по мужику».
О каких переменах, произошедших после отмены крепостного права, говорит российский поэт?
Рефлексия (оценка личной деятельности на уроке, оценка деятельности группы. )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку истории, 7 класс по теме "Европейское общество в раннее Новое время"
Соайдовая презентация к уроку истории для учащихся 7 класса. Презентация может использоваться при изучении курса "Всеобщая история Нового времени: 1500-1800г.г."Презентация соответствует учебник...
План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."
На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....
Разработка плана-конспекта интегрированных уроков (история+обществознание+кубановедение) по теме: Понятие общества в эпоху камня и бронзы на древнейшей стадии истории развития человека в пределах территории Краснодарского края.
Конспект трех интегрированных уроков....
План-конспект открытого урока истории в 5 классе " В городе богини Афины"
сценарий урока " В городе богини Афины" 5 класс...
План – конспект открытого урока по теме «Репетиция как основная форма музыкально-творческой работы ансамблевого коллектива»
План – конспект открытого урока по теме «Репетиция как основная форма музыкально-творческой работы ансамблевого коллектива»....
План-конспект открытого урока в 7 классе «США: географическое положение, основные факты» (УМК "Rainbow English")
План-конспект открытого урока в 7 классе (УМК "Rainbow English")...