НЭП. Образование СССР.
план-конспект занятия по истории (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: НЭП. Образование СССР.
План:
- Причины НЭП.
- Суть НЭПа.
- Причины образования СССР.
- Новые органы власти.
После завершения основных боёв Гражданской войны в 1920 году перед большевиками встаёт задача перехода к мирной жизни. Разрушения и потери за годы Первой мировой и Гражданской войн были колоссальны. Страна к началу 1920-х годов, сохранив свою независимость, всё же безнадёжно отстала от ведущих западных стран, что грозило обернуться потерей статуса великой державы. Политика «военного коммунизма» себя исчерпала. Перед Лениным встала проблема выбора пути развития: следовать догмам марксизма или исходить из сложившихся реалий. Так начался переход к НЭПу – новой экономической политике.
Причины НЭПа:
- Массовое недовольство народа политикой военного коммунизма, которая проводилась с 1918 года.
Вое́нный коммуни́зм — внутренняя политика Советскогогосударства, проводившейся в 1918 — 1921 гг. в условиях Гражданской войны. Её характерными чертами были крайняя централизация управления экономикой, национализация промышленности (частично), государственная монополия на многие продукты сельского хозяйства, продразвёрстка, запрещение частной торговли, свёртывание товарно-денежных отношений.
- Падение авторитета власти Советов и партии большевиков
- Значительное ухудшение уровня жизни народа
- Кризис в экономике
Объем промышленного производства в 1921 г. составлял 12% от довоенного.
Тамбо́вское восста́ние 1920—1921одно из самых крупных во время Гражданской войны в России народных восстаний против власти Советов, произошедшее в Тамбовской губернии. Называется иногда«антоновщиной» по фамилии одного из руководителей восстания, начальника штаба 2й повстанческойармии, члена партии эсеров Александра Антонова, которому часто приписывают руководящую в восстании роль. Главой же восстания был П. Токмаков, являвшийся командующим Объединённой партизанско йармией. Первый в истории случай применения властью против восставшего населения химического оружия.
Преобразования были начаты в 1921 году, когда Х съезд РКП(б) принял постановление о переходе к продналогу. Изначально НЭП был запланирован как временное мероприятие. Реформы затянулись на несколько лет. Суть НЭПа – проведение изменений в промышленности, сельском хозяйстве, финансовой сфере, которые позволят снять социальную напряженность. Целью НЭПа, по замыслам Ленина, должен быть союз рабочего класса и крестьянства посредством экономических реформ. С 1921 г. по 1925 г. проводится ряд мер по либерализации экономической деятельности.
Новая экономическая политика (НЭП):
- замена продразверстки продналогом;
Продналог рассчитывался как доля (сначала 20%, потом 10%) от общего количества урожая, причем для зажиточных (кулацких) хозяйств он был больше, а с бедняков мог вообще не взиматься.
- введение свободной торговли;
Теперь крестьяне могли продавать излишки продукции, что стимулировало сельхозпроизводство и развитие торгово-рыночных отношений, заинтересованность людей в увеличении посевов и повышении урожайности.
- денационализация, т. е. передача в частную собственность мелкой и средней промышленности;
Промышленным предприятиям предоставлялось право самостоятельно распоряжаться своими ресурсами и устанавливать условия оплаты труда работников в зависимости от качества и количества труда. Вся продукция должна была продаваться, а материальные ресурсы и рабочая сила оплачивались из вырученных денег.
4) воссоздание банковской системы;
1921 г. был создан Центральный банк и кредитная сис-ма
5) проведение денежной реформы;
Выпущена новая денежная монета – червонец, обеспеченный золотом. На мировом рынке он стоил ок. 6 долларов.
6) снятие запрета на аренду земли и наем рабочей силы на селе;
Государство допускало аренду земли и наем рабочей силы, что позволяло укрепиться в деревне частному мелкотоварному сектору.
7) допущение в Советскую Россию иностранного капитала и создание смешанных предприятий.
была создана Русско-американская индустриальная корпорация (РАИК), которой были переданы шесть текстильных и швейных фабрик в Петрограде, четыре — в Москве. И многие другие.
Образование СССР.
После окончания Гражданской войны на территории бывшей Российской империи существовали социалистические республики- РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР (Закавказская – Азербайджан, Армения, Грузия) и др.
Во главе всех советских республик стояли члены РКП(б)
Между республиками установились тесные хоз., культурные и др. связи
Все это создавало предпосылки для госуд. объединения
К 1922 г. ряд советских республик заключили договор, по кот. в ведение РСФСР передавалось их вооружение, управление промышленность, финансы, связь, транспорт (основная причина не только в ведущей роли РСФСР, но и в слабости правительств этих республик, в их зависимости от руководства РСФСР)
Причины образования СССР :
- пребывание у власти во всех вошедших в состав СССР республиках одной партии – большевистской (при этом создавалась видимость национальных большевистских движений);
- исторические традиции;
- участие в совместной защите от внешних врагов.
30 декабря 1922 г. – образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР)
И.В. Сталин (с 1922 г. ген.секретарь ЦК РКП(б)) предлагал придать статус автономий в рамках РСФСР.
В.И. Ленин предлагал (председатель совета народных комиссаров) предлагал вхождение республик в состав нового государства на основе договоров.
Ленинский вариант был поддержан Пленумом ЦК РКП(б)(от лат. «полное», т.е. собрание всех членов ЦК)
Кстати, в Договоре об образовании СССР не было ни слова о путях выхода из союза (как он образовывался – по свободному волеизъявлению народов- было, а путей выхода не было)
Высшим органом нового государства стал Всесоюзный съезд Советов
Между съездами – ЦИК СССР председатель Калинин (2х палатный: Совет Союза и Совет Национальностей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Формирование советской государственно-политической системы. Образование СССР.
Презентация рассказывает о планах создания СССР, формировании советских органов государственной власти, содержит глоссарий и задание для самостоятельной работы....
Урок-презентацуия "Образование СССР"
Урок дан в форме опорного конкпекта по теме с большим иллюстративным материалом. Рассмотрены основные вопросы темы, а также те проблемы, которые возникали в ходе обсуждения принципов образования ...
Урок-презентацуия "Образование СССР"
Урок дан в форме опорного конкпекта по теме с большим иллюстративным материалом. Рассмотрены основные вопросы темы, а также те проблемы, которые возникали в ходе обсуждения принципов образования ...
план-конспект урока по теме "Образование СССР"
Разработеа урока по теме "Образование СССР" 9 класс....
План-конспект урока курса «ИСТОРИЯ РОССИИ XX ВЕКА». Тема: «ОБРАЗОВАНИЕ СССР» (9, 11 классы).
Цели и задачи:Рассмотреть причины, предпосылки и принципы создания СССР – как первого в мире социалистического многонационального государства;Методом дискуссии обсудить принципы образования государств...
«Национальная политика Советского государства. Образование СССР»
Цель урока: охарактеризовать механизм объединения республик в единое государство: установить, как и на каких основах образовался СССР....
Фестиваль «Радуга народов», посвященный 90-летию образования СССР
Фестиваль был проведен в декабре 2012 года, в нем приняли участие ученики 5-х - 11-х классов. При подготовке презентации своей республики, ребята изучили ее историю, культуру, кухню, современный уклад...