Урок по Истории России в 8 классе с использованием кейс - технологии
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Горбунова Светлана Искандаровна

 В соответствии с ФГОС и историко-культурным стандартом педагогу необходимо не только дать предметные знания, но и метапредметные и развить качества личности, а также "научить учиться", "добывать информацию". Урок с использованием кейс технологии выполняет эту роль в полной мере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_s_ispolzovaniem_tehnologii_office_word.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Горбунова Светлана Искандаровна, учитель истории

д .Инюшка, Беловский район

История России

8 класс

Тема урока:  Революционное народничество второй половины

60-х начала 80-х гг. XIX века

Цель урока:

Образовательная  сформировать представление об эволюции тактики народников; уяснить суть и формы революционного террора; дать нравственную оценку тактике революционного террора.

Развивающая: развивать критическое мышление; учиться оценивать события ретроспективно; формировать личностное отношение к изучаемому вопросу

Воспитательная: воспитывать толерантность

Задачи: давать характеристику участников народнического движения, используя материалы учебника, дополнительную литературу; излагать оценки значения революционного народничества, высказывать своё отношение к нему; систематизировать информацию о революционных организациях, изучить: появление подпольных народнических организаций, их программа и тактика; деятельность кружка С. Г. Нечаева, сущность нечаевщины; причины перехода к тактике «хождения в народ» и её неудача; программа и тактика «Земли и воли», причины её раскола; деятельность «Народной воли»; появление первых рабочих организаций, учить вести дискуссию.

Тип урока:  изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный с использованием кейс-технологии и элементами дискуссии

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»1. Учебник. 2. Рабочая тетрадь.

Внутрипредметные и межпредметные связи: курс «История России. XIX в.», тема «Общественное движение в годы правления Николая I»; курс «Новая история», тема «Оформление консервативных, либеральных и радикальных политических течений в обществе».

Персоналии: С. Г. Нечаев; С. Н. Халтурин; А. И. Желябов.

Ключевые понятия: нечаевщина; «хождение в народ»; агитация; пропаганда; революционный террор.

Основные даты: 1874—1875 гг. — «хождение в народ»;

 1876—1879 гг. — деятельность революционной народнической организации    «Земля и воля»;

 1879 г. — раскол «Земли и воли».

Форма контроля: фронтальный опрос

Домашнее задание: параграф 27, рабочая тетрадь параграф 27, знать ключевые понятия и основные даты,  задание из рубрики «Учимся быть историками»  на выбор  к параграфу  27

Планируемые результаты изучения материала:

Предметные:  учащиеся узнают о появлении подпольных народнических организаций, их программе и тактике; деятельности кружка С. Г. Нечаева, сущность нечаевщины; причины перехода к тактике «хождения в народ» и её неудача; программа и тактика «Земли и воли», причины её раскола; деятельность «Народной воли»; появление первых рабочих организаций; узнают: основные понятия: нечаевщина; «хождение в народ»; агитация; пропаганда; революционный террор; основные даты:

1874—1875 гг. — «хождение в народ»;

1876—1879 гг. — деятельность революционной народнической организации    «Земля и воля»;

1879 г. — раскол «Земли и воли»

Личностные УУД:; формировать представление об эволюции тактики народников; уяснить суть и формы революционного террора; дать нравственную оценку тактике революционного террора, развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Метапредметные УУД:

Познавательные:осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; извлекать информацию из мнения других людей: предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план действий

Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать точку зрения в процессе дискуссии, приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

План урока: 1. Проверка домашнего задания

2. Работа по кейс – технологии

3. Дискуссия

4. Итоги урока

Используемые технологии: 1)кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения , на основе реальной ситуации , направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у обучающихся новых качеств и умений, а именно   умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу, развитие способности прорабатывать различные проблемы и находить их решение, другими словами научиться работать с информацией. Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций,самый распространенный метод ситуационного анализа – традиционный 2)анализ конкретных ситуаций(АКС) классического типа (по гарвардской технологии) –это глубокое и детальное исследование реальной  ситуации. 3)групповаядискуссия– обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с определенными правилами процедуры (соблюдай гармоничность в себе; избегай общих фраз; ориентируйся на цель (задачу); умей слушать; будь активен в беседе; будь краток; осуществляй конструктивную критику).

Использование данных технологий актуально, в соответствии с ФГОС в разделе:

“ Требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования”, где  сформулированы основные требования к итоговым навыкам и умениям учеников по истории, а именно:

….2)овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного,  цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

…..5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

И в соответствии с историко – культурным стандартом:«Раздел IV. Российская Империя в XIX - начале XX вв…..Преодоление сословности во многих социальных и культурных областях, последовательная реализация судебной реформы, дальнейший рост образованности и профессионализма бюрократии, особенно характерный для юридической и финансовой администрации, способствовали зарождению начал современного правового государства. Однако политическая система в целом оставалась незыблемой, и ее авторитарный характер с неизбежностью вступал в противоречие с быстро менявшимся социальным, экономическим и правовым ландшафтом страны. В силу этого правительственные преобразования эпохи Александра II не имели характера системных реформ. Это во многом стало причиной дисбаланса развития страны. Половинчатость и непоследовательность преобразований, их запоздалый по европейским стандартам характер провоцировали радикальные круги общественности к выработке альтернативных путей развития России, предполагавших «демонтаж» революционным путем исторически сложившейся системы отношений……………………………Формирование гражданского общества и основные направления общественных движенийОбщественная жизнь в 1860 – 1890-х гг. Рост общественной самодеятельности. Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд). .. Общественные организации.. Идейные течения и общественное движение.  Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм….Понятия и термины:…… народничество, нигилизм, либерализм, консерватизм, социализм, радикализм, анархизм, марксизм,… персоналии:…… А.И.Желябов, В.И.Засулич, С.Л.Перовская, Г.В.Плеханов,..

 Содержание урока в технологической форме:

Этапы урока

Содержание и виды деятельности учащихся

Планируемые результаты

1. Вводный (организационно-мотивационный) этап

Приветствие, проверка готовности к уроку

Упражнение «Лишний лепесток»

Словарная работа: публичный, радикальный, крамола, конспирация, гражданские права.

Отвечают на поставленный вопрос: Как вы думаете, народничество продолжило свою деятельность или нет?

Предположите тему сегодняшнего урока.

Высказывают своё мнение

Знакомятся с темой урока.  Выбирают  экспертов (до пяти человек), остальные учащиеся делятся на две подгруппы.

Эксперты, и две подгруппы получают кейсы.

Выявление существенных признаков объекта (личностные УУД)

Классификация информации

(познавательные УУД)

Выслушивание мнения других, владение культурой речи

(коммуникативные УУД)

Учащиеся сами  называют тему, ставят  познавательную цель урока, определив границы знания и незнания (регулятивные УУД). Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала (личностные УУД)

2. Основной (информационно-аналитический) этап

Подгруппы работают с кейсами

Первая подгруппа отвечает на вопрос: Основные направления деятельности  революционно настроенных народников и как к методам их работы относились в обществе?

Вторая подгруппа отвечает на вопрос: Основные направления деятельности правительства по фактам деятельности революционно настроенных народников и как к методам их работы относились в обществе?

Защита работы групп

Дискуссия групп:

1 подгруппа защищает идеи революционно настроенных народников

2 подгруппа защищает идеи правительства и императоров

Умение сотрудничать с одноклассниками и учителем

(коммуникативные УУД)

Выделяют существенную информацию из текста. Объясняют исторические процессы, связи и отношения, делают выводы

(познавательные УУД)

3. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап

Эксперты подводят итоги работы, выделяют основные даты и термины.

Беседа «Итоги деятельности народников, что, по вашему мнению, их ждёт в будущем?»

Детям были даны листочки-лепестки, на которых надо было ответить на вопрос:

- Что вам понравилось на уроке?
- Нравится ли вам работать в группах?

Потом лепестки крепятся на доску. Каждый ученик подходит по очереди.

Записывают домашнее задание:

Выделяют существенную информацию из изученного материала

(познавательные УУД) 

соотносят даты и основные события, определяют их последовательность и длительность, соотносят действия и поступки личностей во времени и пространстве

(предметные УУД)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ:

Этап

техноло-гии 

Результаты: 

Оценка резуль-татов 

Цель этапа 

Взаимодействие: 

личност-ные 

метапред-метные 

предметные 

действия педагога 

действия учащихся 

 1. Вводный (организационно-мотивационный) этап

Выявление существенных признаков объекта (личностные УУД)

Классификация информации

(познавательные УУД)

Выслушивание мнения других, владение культурой речи

(коммуникативные УУД)

Закрепляют историю развития общественных движений в России

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учениками, устрания в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки.

Закрепление причин возникновения народничества и основных идейных течений, их авторов

Приветствует, напоминает о готовности к уроку

Раздаёт цветы из бумаги, объясняет задание «В цветке есть «лишний 2 по теме лепесток, необходимо найти и убрать его (оторвать) и обосновать причину выбора

Диктует слова: публичный, радикальный, крамола, конспирация, гражданские права

Знакомит с темой урока.  Предлагает выбрать  экспертов (до пяти человек), остальным учащимся разделится на две подгруппы.

Экспертам , и  подгруппам раздаёт  кейсы.

Приветствуют, проверяют готовность к уроку

Выполняют упражнение, заслушивается по одному варианту ответа

Дают определение словам

Знакомятся с темой урока.  Выбирают  экспертов (до пяти человек), остальные учащиеся делятся на две подгруппы.

Эксперты, и две подгруппы получают кейсы.

 2. Основной (информационно-аналитический) этап

Умение сотрудничать с одноклассниками и учителем

(коммуникативные УУД)

Выделяют существенную информацию из текста. Объясняют исторические процессы, связи и отношения, делают выводы

(познавательные УУД)

формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план действий (регулятивные)

: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать точку зрения в процессе дискуссии, приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности. (коммуникативные)

учащиеся узнают о появлении подпольных народнических организаций, их программе и тактике; деятельности кружка С. Г. Нечаева, сущность нечаевщины; причины перехода к тактике «хождения в народ» и её неудача; программа и тактика «Земли и воли», причины её раскола; деятельность «Народной воли»; появление первых рабочих организаций; узнают: основные понятия: нечаевщина; «хождение в народ»; агитация; пропаганда; революционный террор;

  умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу, развитие способности прорабатывать различные проблемы и находить их решение

сформировать представление об эволюции тактики народников; уяснить суть и формы революционного террора; дать нравственную оценку тактике революционного террора, развивать критическое мышление; учиться оценивать события ретроспективно; формировать личностное отношение к изучаемому вопросу воспитывать толерантность

Координирует работу подгрупп, следит за временем

Подгруппы работают с кейсами

Первая подгруппа отвечает на вопрос: Основные направления деятельности  революционно настроенных народников и как к методам их работы относились в обществе?

Вторая подгруппа отвечает на вопрос: Основные направления деятельности правительства по фактам деятельности революционно настроенных народников и как к методам их работы относились в обществе?

Защита работы групп

Дискуссия групп:

1 подгруппа защищает идеи революционно настроенных народников

2 подгруппа защищает идеи правительства и императоров

3. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап

дать нравственную оценку тактике революционного террора, развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Выделяют существенную информацию из изученного материала

(познавательные УУД) 

соотносят даты и основные события, определяют их последовательность и длительность, соотносят действия и поступки личностей во времени и пространстве

Подведение итого урока

 Познакомить основными понятия: нечаевщина; «хождение в народ»; агитация; пропаганда; революционный террор; основные даты:

1874—1875 гг. — «хождение в народ»;

1876—1879 гг. — деятельность революционной народнической организации    «Земля и воля»;

1879 г. — раскол «Земли и воли»

Подвести итог совместной работы

Раздаёт лепестки для рефлекии

Подводит итог рефлексии

Объясняет домашнее задание

Эксперты подводят итоги работы, выделяют основные даты и термины.

Беседа «Итоги деятельности народников, что, по вашему мнению, их ждёт в будущем?»

Детям были даны листочки-лепестки, на которых надо было ответить на вопрос:

- Что вам понравилось на уроке?
- Нравится ли вам работать в группах?

Потом лепестки крепятся на доску. Каждый ученик подходит по очереди.

Записывают домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В городе богини Афины. Урок истории в 5 классе с использованием элементов технологии критического мышления

Критическое мышление есть мышление самостоятельное, социальное., позволяет перейти от обучения " по программе" к педагогике прогрессивнойц. удовлетворяющей потребностям учеников. Она позволяет вырабат...

Урок по истории России 7 класс по теме "Культура России в 17 веке"

Урок истории России в 7 классе по теме: «Культура и образование в России в XVII веке» по программе А.А. Данилова, Л.Г Косулиной. Учебник История России 7 класс, издательство «Просвещение» 2010 год. П...

Конспект урока по истории России (10 класс). Тема "Россия в годы правления Ивана Грозного".

Урок изучения нового материала, сочетает элементы объяснительно-иллюстративного и проблемно-поискового методов. В ходе урока применяются индивидуальная и групповая формы деятельности. К конспекту...

Конспект урока по истории России 8 класс " Социально- экономическое развитие России после отмены крепостного права"

Урок обобщает знания по разделу истории России(8 класс), посвященный подготовке и содержанию крестьянской реформы. учащиеся выдвигают гипотезу о предполагаемом пути развития России после отмены крепос...

Урок истории России 7 класс (с использованием технологии развития критического мышления)

Предлагаемый урок строится на основе технологии развития критического мышления (далее - ТРКМ).  ТРКМ представляет собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинт...

урок по теме ПРОЦЕНТЫ, 5 класс, с использованием кейс технологии

Разработка урока по теме ПРОЦЕНТЫ, 5 класс, Виденкин, с использованием кейс технологииМатериал содержит:конспект урока (ФГОС)презентациякейсзадания...

Урок по Истории России в 8 классе с использованием кейс - технологии

В соответствии с ФГОС и историко-культурным стандартом педагогу необходимо не только дать предметные знания, но и метапредметные и развить качества личности, а также "научить учиться",...