Урок по Истории России в 8 классе с использованием кейс - технологии
методическая разработка по истории (8 класс) на тему
В соответствии с ФГОС и историко-культурным стандартом педагогу необходимо не только дать предметные знания, но и метапредметные и развить качества личности, а также "научить учиться", "добывать информацию". Урок с использованием кейс технологии выполняет эту роль в полной мере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_s_ispolzovaniem_tehnologii_office_word.docx | 28.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Горбунова Светлана Искандаровна, учитель истории
д .Инюшка, Беловский район
История России
8 класс
Тема урока: Революционное народничество второй половины
60-х начала 80-х гг. XIX века
Цель урока:
Образовательная сформировать представление об эволюции тактики народников; уяснить суть и формы революционного террора; дать нравственную оценку тактике революционного террора.
Развивающая: развивать критическое мышление; учиться оценивать события ретроспективно; формировать личностное отношение к изучаемому вопросу
Воспитательная: воспитывать толерантность
Задачи: давать характеристику участников народнического движения, используя материалы учебника, дополнительную литературу; излагать оценки значения революционного народничества, высказывать своё отношение к нему; систематизировать информацию о революционных организациях, изучить: появление подпольных народнических организаций, их программа и тактика; деятельность кружка С. Г. Нечаева, сущность нечаевщины; причины перехода к тактике «хождения в народ» и её неудача; программа и тактика «Земли и воли», причины её раскола; деятельность «Народной воли»; появление первых рабочих организаций, учить вести дискуссию.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированный с использованием кейс-технологии и элементами дискуссии
Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»1. Учебник. 2. Рабочая тетрадь.
Внутрипредметные и межпредметные связи: курс «История России. XIX в.», тема «Общественное движение в годы правления Николая I»; курс «Новая история», тема «Оформление консервативных, либеральных и радикальных политических течений в обществе».
Персоналии: С. Г. Нечаев; С. Н. Халтурин; А. И. Желябов.
Ключевые понятия: нечаевщина; «хождение в народ»; агитация; пропаганда; революционный террор.
Основные даты: 1874—1875 гг. — «хождение в народ»;
1876—1879 гг. — деятельность революционной народнической организации «Земля и воля»;
1879 г. — раскол «Земли и воли».
Форма контроля: фронтальный опрос
Домашнее задание: параграф 27, рабочая тетрадь параграф 27, знать ключевые понятия и основные даты, задание из рубрики «Учимся быть историками» на выбор к параграфу 27
Планируемые результаты изучения материала:
Предметные: учащиеся узнают о появлении подпольных народнических организаций, их программе и тактике; деятельности кружка С. Г. Нечаева, сущность нечаевщины; причины перехода к тактике «хождения в народ» и её неудача; программа и тактика «Земли и воли», причины её раскола; деятельность «Народной воли»; появление первых рабочих организаций; узнают: основные понятия: нечаевщина; «хождение в народ»; агитация; пропаганда; революционный террор; основные даты:
1874—1875 гг. — «хождение в народ»;
1876—1879 гг. — деятельность революционной народнической организации «Земля и воля»;
1879 г. — раскол «Земли и воли»
Личностные УУД:; формировать представление об эволюции тактики народников; уяснить суть и формы революционного террора; дать нравственную оценку тактике революционного террора, развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Метапредметные УУД:
Познавательные:осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; извлекать информацию из мнения других людей: предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы.
Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план действий
Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать точку зрения в процессе дискуссии, приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
План урока: 1. Проверка домашнего задания
2. Работа по кейс – технологии
3. Дискуссия
4. Итоги урока
Используемые технологии: 1)кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения , на основе реальной ситуации , направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у обучающихся новых качеств и умений, а именно умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу, развитие способности прорабатывать различные проблемы и находить их решение, другими словами научиться работать с информацией. Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций,самый распространенный метод ситуационного анализа – традиционный 2)анализ конкретных ситуаций(АКС) классического типа (по гарвардской технологии) –это глубокое и детальное исследование реальной ситуации. 3)групповаядискуссия– обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с определенными правилами процедуры (соблюдай гармоничность в себе; избегай общих фраз; ориентируйся на цель (задачу); умей слушать; будь активен в беседе; будь краток; осуществляй конструктивную критику).
Использование данных технологий актуально, в соответствии с ФГОС в разделе:
“ Требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования”, где сформулированы основные требования к итоговым навыкам и умениям учеников по истории, а именно:
….2)овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
…..5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
И в соответствии с историко – культурным стандартом:«Раздел IV. Российская Империя в XIX - начале XX вв…..Преодоление сословности во многих социальных и культурных областях, последовательная реализация судебной реформы, дальнейший рост образованности и профессионализма бюрократии, особенно характерный для юридической и финансовой администрации, способствовали зарождению начал современного правового государства. Однако политическая система в целом оставалась незыблемой, и ее авторитарный характер с неизбежностью вступал в противоречие с быстро менявшимся социальным, экономическим и правовым ландшафтом страны. В силу этого правительственные преобразования эпохи Александра II не имели характера системных реформ. Это во многом стало причиной дисбаланса развития страны. Половинчатость и непоследовательность преобразований, их запоздалый по европейским стандартам характер провоцировали радикальные круги общественности к выработке альтернативных путей развития России, предполагавших «демонтаж» революционным путем исторически сложившейся системы отношений……………………………Формирование гражданского общества и основные направления общественных движенийОбщественная жизнь в 1860 – 1890-х гг. Рост общественной самодеятельности. Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд). .. Общественные организации.. Идейные течения и общественное движение. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм….Понятия и термины:…… народничество, нигилизм, либерализм, консерватизм, социализм, радикализм, анархизм, марксизм,… персоналии:…… А.И.Желябов, В.И.Засулич, С.Л.Перовская, Г.В.Плеханов,..
Содержание урока в технологической форме:
№ | Этапы урока | Содержание и виды деятельности учащихся | Планируемые результаты |
1. Вводный (организационно-мотивационный) этап | Приветствие, проверка готовности к уроку Упражнение «Лишний лепесток» Словарная работа: публичный, радикальный, крамола, конспирация, гражданские права. Отвечают на поставленный вопрос: Как вы думаете, народничество продолжило свою деятельность или нет? Предположите тему сегодняшнего урока. Высказывают своё мнение Знакомятся с темой урока. Выбирают экспертов (до пяти человек), остальные учащиеся делятся на две подгруппы. Эксперты, и две подгруппы получают кейсы. | Выявление существенных признаков объекта (личностные УУД) Классификация информации (познавательные УУД) Выслушивание мнения других, владение культурой речи (коммуникативные УУД) Учащиеся сами называют тему, ставят познавательную цель урока, определив границы знания и незнания (регулятивные УУД). Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала (личностные УУД) | |
2. Основной (информационно-аналитический) этап | Подгруппы работают с кейсами Первая подгруппа отвечает на вопрос: Основные направления деятельности революционно настроенных народников и как к методам их работы относились в обществе? Вторая подгруппа отвечает на вопрос: Основные направления деятельности правительства по фактам деятельности революционно настроенных народников и как к методам их работы относились в обществе? Защита работы групп Дискуссия групп: 1 подгруппа защищает идеи революционно настроенных народников 2 подгруппа защищает идеи правительства и императоров | Умение сотрудничать с одноклассниками и учителем (коммуникативные УУД) Выделяют существенную информацию из текста. Объясняют исторические процессы, связи и отношения, делают выводы (познавательные УУД) | |
3. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап | Эксперты подводят итоги работы, выделяют основные даты и термины. Беседа «Итоги деятельности народников, что, по вашему мнению, их ждёт в будущем?» Детям были даны листочки-лепестки, на которых надо было ответить на вопрос: - Что вам понравилось на уроке? Потом лепестки крепятся на доску. Каждый ученик подходит по очереди. Записывают домашнее задание: | Выделяют существенную информацию из изученного материала (познавательные УУД) соотносят даты и основные события, определяют их последовательность и длительность, соотносят действия и поступки личностей во времени и пространстве (предметные УУД) |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ:
Этап техноло-гии | Результаты: | Оценка резуль-татов | Цель этапа | Взаимодействие: | |||
личност-ные | метапред-метные | предметные | действия педагога | действия учащихся | |||
1. Вводный (организационно-мотивационный) этап | Выявление существенных признаков объекта (личностные УУД) | Классификация информации (познавательные УУД) Выслушивание мнения других, владение культурой речи (коммуникативные УУД) | Закрепляют историю развития общественных движений в России | Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учениками, устрания в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки. | Закрепление причин возникновения народничества и основных идейных течений, их авторов | Приветствует, напоминает о готовности к уроку Раздаёт цветы из бумаги, объясняет задание «В цветке есть «лишний 2 по теме лепесток, необходимо найти и убрать его (оторвать) и обосновать причину выбора Диктует слова: публичный, радикальный, крамола, конспирация, гражданские права Знакомит с темой урока. Предлагает выбрать экспертов (до пяти человек), остальным учащимся разделится на две подгруппы. Экспертам , и подгруппам раздаёт кейсы. | Приветствуют, проверяют готовность к уроку Выполняют упражнение, заслушивается по одному варианту ответа Дают определение словам Знакомятся с темой урока. Выбирают экспертов (до пяти человек), остальные учащиеся делятся на две подгруппы. Эксперты, и две подгруппы получают кейсы. |
2. Основной (информационно-аналитический) этап | Умение сотрудничать с одноклассниками и учителем (коммуникативные УУД) Выделяют существенную информацию из текста. Объясняют исторические процессы, связи и отношения, делают выводы (познавательные УУД) формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план действий (регулятивные) : точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать точку зрения в процессе дискуссии, приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности. (коммуникативные) | учащиеся узнают о появлении подпольных народнических организаций, их программе и тактике; деятельности кружка С. Г. Нечаева, сущность нечаевщины; причины перехода к тактике «хождения в народ» и её неудача; программа и тактика «Земли и воли», причины её раскола; деятельность «Народной воли»; появление первых рабочих организаций; узнают: основные понятия: нечаевщина; «хождение в народ»; агитация; пропаганда; революционный террор; | умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу, развитие способности прорабатывать различные проблемы и находить их решение | сформировать представление об эволюции тактики народников; уяснить суть и формы революционного террора; дать нравственную оценку тактике революционного террора, развивать критическое мышление; учиться оценивать события ретроспективно; формировать личностное отношение к изучаемому вопросу воспитывать толерантность | Координирует работу подгрупп, следит за временем | Подгруппы работают с кейсами Первая подгруппа отвечает на вопрос: Основные направления деятельности революционно настроенных народников и как к методам их работы относились в обществе? Вторая подгруппа отвечает на вопрос: Основные направления деятельности правительства по фактам деятельности революционно настроенных народников и как к методам их работы относились в обществе? Защита работы групп Дискуссия групп: 1 подгруппа защищает идеи революционно настроенных народников 2 подгруппа защищает идеи правительства и императоров | |
3. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап | дать нравственную оценку тактике революционного террора, развитие творческих способностей через активные формы деятельности. | Выделяют существенную информацию из изученного материала (познавательные УУД) | соотносят даты и основные события, определяют их последовательность и длительность, соотносят действия и поступки личностей во времени и пространстве | Подведение итого урока | Познакомить основными понятия: нечаевщина; «хождение в народ»; агитация; пропаганда; революционный террор; основные даты: 1874—1875 гг. — «хождение в народ»; 1876—1879 гг. — деятельность революционной народнической организации «Земля и воля»; 1879 г. — раскол «Земли и воли» Подвести итог совместной работы | Раздаёт лепестки для рефлекии Подводит итог рефлексии Объясняет домашнее задание | Эксперты подводят итоги работы, выделяют основные даты и термины. Беседа «Итоги деятельности народников, что, по вашему мнению, их ждёт в будущем?» Детям были даны листочки-лепестки, на которых надо было ответить на вопрос: - Что вам понравилось на уроке? Потом лепестки крепятся на доску. Каждый ученик подходит по очереди. Записывают домашнее задание: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В городе богини Афины. Урок истории в 5 классе с использованием элементов технологии критического мышления
Критическое мышление есть мышление самостоятельное, социальное., позволяет перейти от обучения " по программе" к педагогике прогрессивнойц. удовлетворяющей потребностям учеников. Она позволяет вырабат...
Урок по истории России 7 класс по теме "Культура России в 17 веке"
Урок истории России в 7 классе по теме: «Культура и образование в России в XVII веке» по программе А.А. Данилова, Л.Г Косулиной. Учебник История России 7 класс, издательство «Просвещение» 2010 год. П...
Конспект урока по истории России (10 класс). Тема "Россия в годы правления Ивана Грозного".
Урок изучения нового материала, сочетает элементы объяснительно-иллюстративного и проблемно-поискового методов. В ходе урока применяются индивидуальная и групповая формы деятельности. К конспекту...
Конспект урока по истории России 8 класс " Социально- экономическое развитие России после отмены крепостного права"
Урок обобщает знания по разделу истории России(8 класс), посвященный подготовке и содержанию крестьянской реформы. учащиеся выдвигают гипотезу о предполагаемом пути развития России после отмены крепос...
Урок истории России 7 класс (с использованием технологии развития критического мышления)
Предлагаемый урок строится на основе технологии развития критического мышления (далее - ТРКМ). ТРКМ представляет собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинт...
урок по теме ПРОЦЕНТЫ, 5 класс, с использованием кейс технологии
Разработка урока по теме ПРОЦЕНТЫ, 5 класс, Виденкин, с использованием кейс технологииМатериал содержит:конспект урока (ФГОС)презентациякейсзадания...
Урок по Истории России в 8 классе с использованием кейс - технологии
В соответствии с ФГОС и историко-культурным стандартом педагогу необходимо не только дать предметные знания, но и метапредметные и развить качества личности, а также "научить учиться",...