Основные определения в рамках дисциплины "обществознание"
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс) на тему

Основные определения необходимые для усвоения в рамках дисциплины «обществознание».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_opredeleniya_po_obshchestvoznaniyu.doc242.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основные определения необходимые для усвоения в рамках дисциплины «обществознание».

Наука – систематизированное и теоретически оформленное знание об окружающей действительности.

Наука, сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности. Основной функцией науки выступает производство нового знания. Наука - одна из форм общественного сознания.

Для познания действительности науки используют определенную методологию и понятийный аппарат. Научное познание действительности базируется на установлении законов и закономерностей развития природных и социальных процессов.

Научные дисциплины, в зависимости от объекта исследования, весьма условно можно подразделить на 3 большие группы (подсистемы) — естественные, общественные и технические науки, различающиеся по своим предметам и методам. Резкой грани между этими подсистемами нет — ряд научных дисциплин занимает промежуточное положение.

Общественные науки в качестве объекта своего исследования рассматривают общество со своей совокупностью взаимосвязей. К общественным наукам принято относить: политологию, социологию, экономику, юриспруденцию, культурологию, историю и т.д.

По своей направленности, по непосредственному отношению к практике отдельные науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Задачей фундаментальных наук является познание законов (закономерностей), управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Эти законы и структуры изучаются в «чистом виде», как таковые, безотносительно к их возможному использованию. Поэтому фундаментальные науки иногда называют «чистыми». Непосредственная цель прикладных наук — применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Поэтому здесь критерием успеха служит не только достижение истины, но и мера удовлетворения социального заказа.

В рамках общества выделяют следующие подсистемы:

1. политическая 2. социальная 3. экономическая 4. духовная

Политология – наука, изучающая политику во всех ее проявлениях и взаимосвязях

1.Политика – совокупность общественных отношений связанных с властью и государственным устройством, человеческая деятельность, направленная на принятие и реализацию решений от имени и для общества.

2.Власть – способность воздействовать на деятельность и поведение индивидов, групп, масс и пользуя широкий ряд механизмов влияния – от убеждения до насилия.

3.Государство -  политическая организация, обладающая суверенной властью на определенной территории и отправляющая посредством постоянно действующих институтов.

Для государства необходимо:

  1. Наличие специального аппарата управления;
  2. Территории, на которую распространяется его власть;
  3. Системы норм и исключительного права контроля за их исполнением (монополия на легальное использование принуждения).

4. Государственный суверенитет (франц. – верховная власть) – политико-правовое свойство, определяющее ее верховенство и независимость.

5. Народный суверенитет  - полновластие народа, который выступает носителем суверенитета и  единственным источником власти в государстве. Народ осуществляет власть непосредственно (на выборах и референдумах) и через органы государственной власти и местного самоуправления.

6. Принцип разделения властей – принцип реализации власти, в соответствии с которым государственная власть в демократических странах разделяется на три равноправные и независимые ветви – законодательную, исполнительную, судебную, которые создают механизм «сдержек и противовесов». Принцип разделения властей был сформулирован в трудах Дж.Локка и Ш.-Л. Монтескье.

7. Форма правления – способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношения ее органов и степень участия населения в их формировании.

По формам правления государства подразделяют на монархии и республики.

8. Монархия – форма правления, при которой государство возглавляет один человек и его власть передается по наследству.

Монархии подразделяют на абсолютные и конституционные (ограниченные).

9. Абсолютная монархия – характеризуется неограниченной властью монарха (например, в Саудовской Аравии, Омане, Брунее, Бахрейне, Катаре, Объединенных Арабских Эмиратах).

10. Конституционная (ограниченная) монархия – представляет собой такую форму государственного правления, при которой власть монарха ограничена конституцией.

Конституционные монархии делятся на дуалистические и парламентские.

11. Дуалистическая монархия – в которой монарх напрямую возглавляет исполнительную власть (Марокко, Иордания).

12. Парламентская монархия – в которой реальная власть принадлежит главе правительства, который назначается парламентом.

При  парламентской монархии законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - правительству (Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Норвегия. Швеция, Дания, Испания, Япония,).

13. Республика (лат. Respublica – общественное дело) – форма правления, при которой высшая власть принадлежит представительным органам, избираемым населением на определенный срок (государство с выборной формой правления).

В зависимости от способов распределения власти между высшими органами власти выделяют президентскую, парламентскую и смешанную республики.

14. Особенностью президентской республики является то, что президент избирается на всенародных выборах и соединяет полномочия главы государства и главы исполнительной ветви власти, например, администрации США (США, страны Латинской Америки).

15. В парламентской республике решающая роль в организации государственной власти принадлежит парламенту, формирующему правительство из состава партий, получивших большинство голосов избирателей на выборах. Президент же, как глава государства, выполняет представительские функции. Характерна для европейских стран (Германия, Австрия, Италия, Греция и пр.).

16. Смешанная республика характеризуется большим, по сравнению с парламентской республикой, объемом полномочий президента, который при этом не является главой исполнительной власти. Правительство в такой республике формируется и контролируется одновременно и парламентом и президентом (Франция, Финляндия, Португалия, Швейцария, Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан и т.д.)    

   По горизонтальному разграничению полномочий между центром и регионами выделяют федеративные и унитарные государства.

17. Унитарное государство – единое по своей основе и однородное по своему территориально-политическому устройству государство. Унитарное государство подразделяется на административно-территориальные единицы.

18. Федерация – форма государственного устройства, предполагающая наличие в составе государственного ядра государственных образований, которые обладают определенной самостоятельностью, имеют свое административно-территориальне деление и законодательство (республик, краев, областей – в России, провинций – в Аргентине, Канаде, Пакистане, штатов – в США, Индии, Бразилии, Мексике, кантонов – в Швейцарии земель - Германии, эмиратов - ОАЭ и т.д.). Федерация характеризуется распределением полномочий между центральными органами государственной власти и субъектами федерации, двойной системой органов государственной власти и законодательства. Субъекты федерации имеют прямое представительство в парламенте страны. Выделяют: исторические федерации (ФРГ, Швейцария), национальные (СССР, Чехословакия, Индия, Бельгия) и смешанные – национально-территориальные (Россия, Канада).

19. Конфедерация – форма территориально-политического устройства, представляющая собой союз независимых (суверенных) государств, объединенных для выполнения определенных задач (экономических, политических, военных и др.).  Государства входящие в конфедерацию сохраняют суверенитет (независимость), собственные органы власти, и передают в компетенцию союза решение лишь ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта, связи, денежной системы. Конфедерации существовали в США (1776-1787 гг.), Швейцарии до 1848 г.), ОАР (объединение Египта и Сирии) – 1958-1961, Германском Союзе _1815-1867 г.) и др. СНГ так же можно рассматривать в качестве конфедеративного образования.  

 

20. Гражданское общество – сфера самоуправления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, не зависимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

21. Политическая система – одна из сфер общественной жизни обеспечивающая реализацию властных отношений через совокупность политических институтов, норм, форм взаимодействия.

Другими словами политическая система – совокупность учреждений и организаций, деятельность которых носит политический характер, то есть направлена на практическое осуществление политических интересов социальных групп, национальных общностей и др.

Признаки политической системы:

  1. Является универсальной и охватывает своим действием все сферы жизни общества;
  2. Обусловлена общественной средой, социально-экономической структурой;
  3. Предполагает наличие специальных структур, обеспечивающих ее относительную самостоятельность и независимость;
  4. Имеет исключительное право на легальное применение принуждения;
  5. Обладает возможностью преобразовывать желания, взгляды отдельных людей в значимые для всего общества решения.

        

22. Партия (от лат. – часть, частица) организованная группа единомышленников, придерживающихся определенного мировоззрения, группа, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти. Партия представляет собой устойчивое объединение людей, возникающее для достижения общих политических целей.

Для партии характерно:

  1. Наличие организации, борющейся за власть
  2. Наличие у этой организации идеологии
  3. Борьба за поддержку народа, в том числе и на выборах.

23. Партийная система – совокупность парламентских партий данной страны, с их взаимосвязями, их взаиморасположением с учетом политического веса каждой партии.

Выделяют:

  1. Однопартийные
  2. Двухпартийные
  3. Многопартийные системы

24. Группы интересов – ассоциации людей, организованные для влияния на процесс принятия решений или продвижение дела.

25. Выборы – способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политической волей граждан.

26. Избирательная система -  совокупность основных принципов и правил, по которым проходят выборы и формируются органы власти.

Выделяют:

  1. Мажоритарную
  2. Пропорциональную
  3. Смешанную избирательные системы.

27. При мажоритарной системе конкретные кандидаты баллотируются в определенном избирательном округе, претендуя на соответствующее место в избираемом органе власти, и завоевывает его тот, кто получает в итоге наибольшее число голосов. Остальные участники остаются в полном проигрыше.

Выделяют мажоритарную систему простого и абсолютного большинства. По мажоритарной системе абсолютного большинства проходят выборы Президента РФ, по мажоритарной системе простого большинства избирается состав Городской Думы Перми.

28. При пропорциональной системе происходит распределение мест в парламенте в соответствии с долями голосов, полученных на выборах. По пропорциональной избирательной системе проходят выборы в Государственную Думу РФ

29. Смешанная – такая избирательная система в которой используются как мажоритарный так и пропорциональный принципы. По смешанной избирательной системе избирается Законодательное Собрание Пермского края (региональный парламент). 50% состава депутатов избираются от одномандатных округов (мажоритарная система простого большинства), остальные 50% по партийным спискам (пропорциональная избирательная система).

30. Идеология – форма общественного сознания, представляющая собой относительно систематизированную совокупность идей, взглядов, а также вытекающие из них цели и средства воздействия на действительность.

Другими словами идеология – система взглядов, отражающая политические интересы определенной социальной группы.

В идеологии выделяют 3 уровня:

1. Теоретико-концептуальный

2. Программно-политический

3. Актуализированный.

 Идеологии могут быть:

  1. Либеральной
  2. Консервативной
  3. Социалистической
  4. Анархистской
  5. Фашистской
  6. Националистической
  7. феминистской
  8. альтерглобалистской и пр. направленностей.

31. Либерализм (лат. Liberals – свободный) – идеология, ставящая на первое место в иерархии ценностей свободу индивида. Исходящая из абсолютной ценности личности, признания ее неотъемлемых прав и свобод, выступающая за ограничение вмешательства государства в жизнь общества, свободу предпринимательской деятельности, развитие гражданского общества.

32. Консерватизм (лат. Conservo – сохраняю, предохраняю) – политическая идеология в которой основной приоритет отдается государству, церкви, нации, семье, порядку. Консерватизм характеризуется стремлением удержать общество в рамках уже найденного пути развития, защитить прошедшие проверку временем жизненные нормы и институты от разрушения и преобразований, последствия которых невозможно предугадать.

33. Социализм (лат. Socialis – общественный) – идеология, выдвигающая на первое место интересы социальной справедливости (равенства) и общественной солидарности (коллективизма).  

34. Анархизм (греч. anarchia – безвластие) – идеология, в основе которой лежит отрицание политического принуждения, стремление к уничтожению государственной власти и замене ее политической организацией основанной на добровольной ассоциации граждан.

35. Национализм – политическая идеология, в которой нация, понимаемая в качестве культурно гомогенного сообщества, выступает источником суверенитета, преимущественным объектом лояльности и предельным основанием легитимности власти. Национализм стремится отстаивать в первую очередь интересы собственной нации, понимаемой по преимуществу либо исключительно в качестве этнической общности. Формирование политической доктрины национализма происходит в эпоху Нового времени, когда термин «нация», (в первоначальном значении «суверенный народ») приобретает самостоятельное политическое значение.

36. Нация – исторически сложившаяся общность людей, которая складывается в процессе формирования общности территории, экономической жизни, культуры, языка и особого самосознания.

37. Фашизм (итал. – пучок, связка) – политическое движение и идеология, представляющая собой разновидность правого радикализма и характеризующаяся предельной формой расизма и агрессивным популизмом. Фашизм крайне антидемократическое, радикально-экстремистское политическое течение. Важнейшими чертами идеологии фашизма является стремление к сильной власти,   воинствующий антидемократизм, расизм и шовинизм.  Фашистский политический режим был впервые установлен в Италии в 1922 г.

38. Расизм – (фр. род, порода) – идеология, основу которой составляет положение о физической и психологической неравноценности различных рас. Разделение народов на «низшие» и «высшие», «полноценные» и неполноценные» в зависимости от расовой принадлежности используется для обоснования расовой дискриминации, сегрегации, геноцида народов. Расизм – официальная идеология фашизма (национал-социализма). Расизм является грубым нарушением фундаментальных (естественных) прав человека.

39. Политический процесс – упорядоченная последовательность действий и взаимодействий политических акторов, связанная с реализацией властных интересов и целедостижением.

40. Политическая элита – группа людей, занимающая особое положение в обществе, выделяющаяся своим влиянием на политический процесс, систематически участвующая в принятии стратегических решений.

Политическая элита не только совокупность людей, занимающих высокие посты, это устойчивая социальная общность, основанная наглубоких внутренних связях входящих в нее политиков, объединенных общими интересами: обладание властными рычагами, стремление сохранить на них свою монополию, отсечь и не допустить к ним другие группы,  стабилизировать и укрепить свои позиции.

41. Политическое лидерство – способность индивида, как правило, наиболее авторитетного члена какой-либо группы принимать решения, оказывать  влияние на общество и группы интересов.

Другими словами политическое лидерство – постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на общество, организацию или группу.

42. Политический режим – совокупность методов осуществления государственной власти, характеризующая, в отличие от формы правления, содержание деятельности политических институтов.

Другими словами политический режим – совокупность определенных структур власти, которые функционируют в общих (структурных и временных) рамках политической системы общества и преследуют цели ее стабилизации, опираясь при этом на сложившееся (или же складывающиеся) социальные интересы и используя специфические методы.

 

Политические режимы подразделяют:

1. Демократические

2. Авторитарные

3. Тоталитарные

43. Под демократией («власть народа») – понимается политический режим характеризующийся равноправием граждан и их участием в политической жизни, соблюдением прав и свобод, выборностью государственных органов, предпочтением большинства меньшинству при принятии решений, охраной прав меньшинства.

Демократия – постоянный процесс согласований и переговоров, позволяющий учитывать интересы различных общественных групп и структур, исключающий диктатуру как большинства, так и меньшинства.

Примеры демократических государств: США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Дания, Швеция, Швейцария и др.

Для демократического политического режима характерно:

  1. Наличие конституции, закрепляющей приоритет прав личности над государством и обеспечивающей одобренный гражданами механизм разрешения споров между личностью и государством;
  2. Реально существующее и функционально работоспособное разделение властей по вертикали (законодательная, исполнительная и судебная) и по горизонтали (власть центра и регионов);
  3. Свобода выражения политических суждений и согласующееся с этим наличие разнообразных источников информации;
  4. Свобода выражения политических интересов и согласующееся с этим наличие развитой многопартийной системы.

44. Авторитаризм одна из разновидностей политического режима, наиболее распространенная форма современной диктатуры.

Авторитаризм (лат. autoritas – влияние, власть) – разновидность недемократического политического режима, основанного на принципе централизации власти, при котором власть единоличного правителя (диктатора) или правящей элиты н6е ограничивается правом, представительными органами власти и системой разделения властей.

Для авторитаризма характерно стремление использовать силу в разрешении конфликтных ситуаций и отсутствие демократических механизмов контроля за осуществлением власти.

В отличие от демократии, при авторитарных режимах отсутствует свободная игра политических сил и широкое участие граждан в принятии или даже обсуждении политических решений. С другой стороны, в отличие от тоталитаризма, свобода граждан жестко ограничивается лишь в политической сфере.

Выделяют военные авторитарные режимы (диктатура «черных полковников в Греции 1967-1975 гг.), Хунта Пиночета в Чили (1973 – 1989 гг. и др.),

Традиционные авторитарные режимы, получившие распространение в государствах с абсолютной формой правления (Королевство Саудовская Аравия, Оман, Бруней, и т.д., государства эпохи средневековья и древнего мира как европейские, так и восточные, клановые авторитарные режимы (клан Алиевых в Азербайджане, Назарбаева в Казахстане, Каримова – в Узбекистане и т.д.); Персонифицированные режимы (режимы личного правления, в которых власть принадлежит лидеру, опирающемуся не на политические институты, а на репрессивно-полицейский аппарат (Индии амина в Уганде (1971 -1979), А.Г.Лукашенко в Белоруссии и т.д.)

Неоавторитарные режимы, однопартийные, популистские и т.д.

45. Тоталитаризм – разновидность политического режима диктаторского типа, характеризующаяся, в отличие от авторитаризма, абсолютным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества. Примерами тоталитарных режимов являются нацистская Германия (1933 – 1945 гг.), Сталинский Советский Союз (с кон. 1930-х – 1953 гг.), Китайская Народная Республика при Мао Цзэдуне, Северная Корея при Ким Ир Сене и пр.

Тоталитарный режим предполагает изоляцию населения страны от внешнего мира, отсутствие настоящих свободных выборов, подмену личных интересов общественными, стремление установить контроль над личной жизнью индивида, политизацию всех сфер жизни общества.

Установление тоталитарного режима связано с приходом к власти радикальных политических сил, ставящих своей целью преобразовать существующий порядок и изменить самого человека.

Тоталитаризм отличается от других форм политического устройства масштабом централизации, унификации и односторонней регламентации.

Признаками тоталитарного режима являются:

  1.  «тщательно разработанная идеология, представляющая собой официальную доктрину, охватывающую все жизненно важные стороны человеческого существования и поддерживаемую всеми живущими в данном обществе;
  2. единственная массовая партия… возглавляемая одним человеком… и включающая в себя относительно небольшой процент всего населения (до 10%);
  3. система террора, физического и психологического, осуществляемая через партийный и полицейский контроль…;
  4. технологически обусловленный, практически монопольный контроль партии государства над всеми средствами массовой коммуникации…;
  5. точно так же технологически обусловленная почти полная  монополия на использование всех видов вооруженных сил;
  6. централизованный контроль и руководство всей экономикой».

46. Политическое участие – влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.

47. Процесс принятия решений – центральный элемент политического процесса, означающий преобразования политических требований в действия властных структур.

48. Политическая культура – система ориентаций и установок  относительно политической системы и ее составляющих, а также относительно образцов политического поведения. Иными словами, политическая культура – совокупность типичных для конкретной страны форм и образцов поведения в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся там нормы и традиции взаимоотношения государства, личности и общества.

Выделяют патриархальную (приходскую, традиционную), подданническую и партисипаторную (культуру участия) типы политической культуры.

49. Патриархальная политическая культура характеризуется полным отрывом населения от политической системы, полным отсутствием знаний о ней. В таких обществах отсутствуют специализированные политические роли, основные акторы (вожди, шаманы и др.) реализуют одновременно и политические, и экономические, и религиозные ориентации населения. Кроме того, не дифференцируются политические, экономические и религиозные ориентации населения. Преобладает территориальная и социокультурная дифференциация: человек идентифицирует себя, в первую очередь, как чак качть локального сообщества (рода, деревни и т.п.).

50. Подданнической политической культуре свойственно пассивное политическое поведение, ориентация на господствующие официальные ценности и нормы, отсутствие самостоятельного осмысления этих ценностей. В целом у людей преобладает своего рода  потребительско-патерналистское отношение к политической системе: члены сообщества либо ожидают благ, либо боятся наказания.

51. Партисипаторной политической культуре или культуре участия (активистской политической культуре) свойственно активное участие индивидов в политической жизни, основанное на достаточно высокой политической грамотности граждан и их убежденности в способности влиять на процесс принятия политических решений посредством собственного участия.

В современном мире вышеназванные типы политической культуры в чистом виде отсутствуют.

52. Политическое сознание – совокупность ментальных явлений, в которых выражается восприятие политики индивидуальным субъектом политического процесса

53. Абсентеизм – уклонение населения от участия в выборах.

54. Легитимность – общественное признание правомерности политической власти (согласие населения с тем, что им управляет определенная политическая сила).

Легитимность (от лат. согласный с законами, законный, правомерный) — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.

Легитимность подразделяется на: традиционную, рационально-правовую и харизматическую.

55.Традиционная легитимность  формируется на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам. Данная разновидность легитимности особенно часто встречается при наследственном типе правления, в частности, в монархических государствах. Длительная привычка к оправданию той или иной формы правления создает эффект её справедливости и законности, что придаёт власти высокую стабильность и устойчивость;

56. Рационально-правовая легитимность  возникает в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Данный тип поддержки складывается благодаря пониманию человеком наличия сторонних интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создает возможность для реализации его собственных целей. Иначе говоря, рациональный тип легитимности имеет по сути дела нормативную основу, характерную для организации власти в сложно организованных обществах.

57. Харизматическая легитимность  складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера. Этот образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления. Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только еще формирующиеся правила политической игры. Поэтому харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время. Но такая безоговорочная поддержка властителя населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности.

58. Легитимация – процесс обеспечения легитимности власти, т.е. достижение политическим лидером, институтом или политической системой в целом общественного признания.

59. Средства массовой информации (СМИ) представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. К СМИ относятся: пресса, радио, телевидение, Интернет.

Функции СМИ:

  1. Информирование населения (получение и распространение сведений о наиболее важных для граждан и органах власти событиях).
  2. Социализация (обеспечение усвоения населением политических норм и ценностей, существующих в данном обществе).
  3. Критики и контроля (
  4. Выражения различных общественных интересов
  5. Мобилизация населения на политические действия (например

60. Радикализм – тип политики, характеризующийся направленностью на решительное изменение всего существующего порядка вещей.

Другими словами, радикализм – политические идеи и деятельность, направленные на решительное, кардинальное изменение политических отношений, а также основных институтов политической системы.

Социология

1. Общество —  в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; в узком понимании — исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений.

Современные исследователи выделяют: традиционные, индустриальные и постиндустриальные (информационные) общества.

2. Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество - аграрное общество.

3. Индустриальное общество — тип общества, которое достигло такого уровня общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит добыча и переработка природных ресурсов, а также промышленность. Индустриальное общество — это общество, основанное на промышленности с гибкими динамичными структурами, для которого характерны - разделение труда, широкое развитие средств массовой коммуникации и высокий уровень урбанизации.

4. Постиндустриальное общество — это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики.

Модернизация – переход от одного типа общества к другому. Характеризуется масштабными изменениями во всех сферах жизни общества.

5. Социальная стратификация - это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни (критериями деления общества выступает: доход, уровень образования, наличие или отсутствие доступа к власти, а также престиж профессии. В соответствии с этими критериями выделяют высший, средний и низший классы).

6. Высший класс отличается высоким уровнем благосостояния и власти.

7. Средний класс – образуется пестрым конгломератом большого числа социальных групп.

8. Низший класс – включает в себя людей, занятых на наиболее низкооплачиваемых и наименее привлекательных местах.

9. Социальная мобильность – изменение индивидом или социальной группой своего социального статуса: переход из одной социальной страты в другую.

Выделяют вертикальную/горизонтальную, межпоколенческую/внутрипоколенческую и географическую мобильность.

10. Вертикальная мобильность – изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса (автомеханик становится директором завода – пример восходящей мобильности; если же автомеханик становится мусорщиком – это уже пример нисходящей мобильности).

11. Горизонтальная мобильность – изменение социального положения, которое не приводит к понижению или повышению социального статуса (напр. смена гражданства).

12. Межпоколенческая мобильность – повышение или понижение социального статуса представителей последующих поколений по сравнению со статусом нынешнего. Предполагается, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку чем их родители (сын шахтера становится инженером – восходящая мобильность, сын профессора работает слесарем – сантехником – нисходящая).

13. Внутрипоколенческая мобильность – относится к ситуации, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, несколько раз меняет свои социальные позиции (социальная карьера).

14. Географическая мобильность подразумевает не изменение статуса или группы, а смену места жительства, перемещение на другую территорию.

15. Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Процесс социализации происходит на протяжении всей жизни индивида. Выделяют первичную социализацию (этап младенческого возраста), вторичную социализацию (этап, совпадающий с получением формального образования), социализацию зрелости (этап превращения индивида в самостоятельного экономического агента и создания им собственной семьи) и социализацию старости (этап постепенного отхода от активной трудовой деятельности и превращение в своеобразного «иждивенца»).

16. Отклоняющееся поведение (девиация) – поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы нарушаются. Отклонения могут носить самые разные формы (преступники, отшельники, аскеты, гении, художники-новаторы и т.д.). Девиация грозит нарушением стабильности общества, которая всегда ценилась превыше всего. Выделяют индивидуальные и групповые отклонения, первичные и вторичные, культурно одобряемые и осуждаемые.

17. Социальный контроль – процесс с помощью которого через наложение санкций нейтрализуется отклоняющееся (девиантное) поведение и поддерживается социальная стабильность.

18. Социальные нормы - образцы и шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие поведение в определенном направлении. Социальные нормы основываются на привычках, обычаях, традициях и законах.

19. Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Социальные группы подразделяют на первичные и вторичные.

20. Под первичными группами понимаются группы, состоящие из двух или более человек, имеющих непосредственные, личные, тесные эмоциональные взаимосвязи друг с другом.

21. Вторичная группа объединяет два или более индивидов, участвующих в безличных отношениях и собравшиеся вместе для достижения некой конкретной практической цели.

22. Семья - это социальная группа, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях.

Семья – специфическое образование, малая социальная группа и социальный институт одновременно.

23. Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли.

Статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. 

Статус – положение человека в обществе.

Выделяют два основных  вида социального статуса: личный и социальный.

Личным статусом называется положение человека, которое он занимает в так называемой малой или первичной группе в зависимости от того, как в ней оценивают его индивидуальные качества.

Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанные с определенной совокупностью прав и обязанностей.

Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные, достигнутые. К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение,  ко второй – профессия, образование и др.

Социальный статус личности оказывает влияние на поведение человека. Ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью.

24. Социальная роль – модель поведения, заданная социальной позицией личности в системе общественных отношений.  

25. Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих изданного статуса, называется ролевым набором.

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются, прежде всего, тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом.

26. Страта – совокупность индивидов, обладающих одинаковыми или близкими по значению координатами в социальном пространстве.

27. Конфликт – столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Является неотъемлемой частью бытия, источником происходящих в обществе изменений.

28. Социальный конфликт  - конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей  при расхождении во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей.

Экономика

1. Макроэкономика – часть экономической теории, рассматривающая функционирование экономики как единое целое.

2. Микроэкономика – изучение отдельных частей экономики, при котором основное внимание уделяется рыночным процессам.

3. Экономическая система — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма.

В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются.

Выделяют: традиционную, рыночную, командную (плановую) и смешанную экономические системы.

4. Традиционная экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

Традиционная, или патриархальная экономика — такая экономическая система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования ограниченных ресурсов. Основные экономические проблемы общества — что, как и для кого производить — решаются, главным образом, на основе традиционных родоплеменных или полуфеодальных иерархических связей между людьми.

Для традиционной экономики характерно натуральное хозяйство.

Отличительные черты традиционной экономики:

примитивные технологии;

преобладание ручного труда;

члены экономических отношений объединены в крепкую социальную сеть

(собственность на экономические ресурсы в традиционной системе, чаще всего была коллективной, т.е. охотничьи угодья, пашни и луга принадлежали племени илиобщине).

ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями;

Для традиционной экономики характерно малопроизводительное фермерство, охота и собирательство - нет регулярных излишков пищи, и поэтому торговля не носит постоянный характер.

Подобный тип экономической системы характерен для первобытного общества, однако продолжает сохраняться и сейчас в сельскохозяйственных зонах южной Америки, Азии и Африки и других регионах Земли.

5. Рыночная экономическая система (капиталистическая) – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.

 Рыночная экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли.

Капитализм (рыночная экономическая система) — экономическая система, в которой средства производства принадлежат частным собственникам. Предприятия производят товары для рынка, управляемого спросом и предложением. Экономисты часто говорят о капитализме, как системе свободного рынка, управляемого конкуренцией. Но капитализм в таком идеальном смысле нельзя найти нигде в мире. Экономические системы, действующие сейчас в западных странах, являются смесью свободной конкуренции и правительственного контроля. Современный капитализм можно рассматривать как комбинацию частного предпринимательства и государственного контроля.

Отличительные черты:

многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных её видах;

развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;

ограниченное вмешательство государства в экономику, однако роль правительства в социальной сфере по-прежнему велика;

изменение структуры производства и потребления (возрастание роли услуг);

рост уровня образования (послешкольное);

новое отношение к труду (творческое);

повышение внимания к окружающей среде (ограничение безоглядного использования природных ресурсов);

гуманизация экономики («человеческий потенциал»);

информатизация общества (увеличение численности производителей знаний);

ренессанс малого бизнеса (быстрое обновление и высокая дифференциация выпускаемой продукции);

глобализация хозяйственной деятельности (мир стал единым рынком).

Непременными атрибутами рыночной системы экономики выступает частная собственность и конкуренция.

6. Частная собственность – признаваемое обществом право отдельных граждан или объединений владеть, пользоваться и распоряжаться определенным объемом (частью) любых видов экономических ресурсов.

7. Конкуренция – соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции. ( другими словами, конкуренция – экономическое соперничество за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов).

8. Командная экономическая система (социализм) способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления в соответствии с планами.

Основные черты:

государственная собственность практически на все экономические ресурсы;

сильная монополизация и бюрократизация экономики;

централизованное, директивное экономическое планирование, как основа хозяйственного механизма.

Основные черты хозяйственного механизма:

непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;

государство полностью контролирует производство и распределение продукции;

государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

Этот тип экономической системы характерен для Кубы, Северной Кореи и т.д.

9. Смешанная экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

Отличительные черты:

приоритетность рыночной организации экономики;

многосекторность экономики;

государственное предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;

ориентация государственной финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность;

социальная защита населения.

Данный тип экономической системы характерен для России, Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, США и др.

10. Производство – процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человеческого общества.

Производство осуществляется благодаря взаимодействию трех элементов: труда человека, предметов труда и средств труда.

11. Труд человека – это расходование человеческой рабочей силы, или целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ и услуг.

12. Рабочая сила – это совокупность физических и умственных способностей человека, его способность к труду. Это личный фактор производства.

13. Предмет труда – это то, на что человек воздействует в процессе труда и что составляет материальную основу будущего продукта.

Предметы труду делятся:

-на предметы труда, данные самой природой (уголь, лес, нефть, железная руда и т.д.)

-сырье – вещества природы, прошедшие предварительную обработку;

- синтетические предметы труда (смолы, пластмассы и т.д.)

14. Средства труда – это вещи или комплекс вещей, посредством которых человек воздействует на предметы труда.

В них входят:

-естественные условия производства (земля, реки, моря и т.д.)

-орудия труда (станки, машины, оборудование и т.д.)

-общие материальные условия труда (здания, сооружения, дороги, каналы, нефтепроводы и т.д.)

Предметы труда и средства труда в совокупности составляют средства производства.

Производственные силы – одна сторона общественного производства. Другой стороной общественного производства являются производственные отношения.

15. Производственные отношения – это объективные экономические отношения между людьми, которые складываются в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

16. Спрос – количество товара, которое потребители готовы купить по определенной цене за определенный период времени.

17. Стоимость – денежная сумма, которая уплачена при покупке или может быть получена при продаже определенного объема товаров и услуг.

18. Предложение – количество товара, которое производитель готов продать по определенной цене за определенный период.

19. Цена – стоимость товара, выраженная в деньгах.

20. Прибыль – в широком смысле слова разница между полученной выгодой и понесенными при этом затратами (другими словами, прибыль – разница между продажной ценой товара и издержками производства); в узком смысле – доход от реального капитала.  

21. Бюджет – сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов государственной власти

22. Бартер – прямой обмен одних товаров или услуг на другие без использования денег (обмен товарами без посредства денег).

23. Безработица – наличие в стране людей, которые способны и желают трудиться по найму при сложившемся уровне оплаты труда, но не могут найти работу по специальности или трудоустроиться вообще.

24. Структурная безработица – незанятость, возникающая в том случае, если число свободных мест для работников определенных специальностей оказывается куда меньше, чем число безработных людей с этими специальностями.

25. Банкротство – юридически установленная неплатежеспособность предприятия; неспособность вести экономическую деятельность из-за отсутствия средств.

26. Демпинг – продажа товара по цене ниже издержек производства или существенно ниже той,  что сложилась на данном рынке.

27. Дивиденд – част прибыли акционерного общества, выплачиваемая как доход на акцию.

28. Девальвация – снижение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран.

29. Деноминация – мера по укреплению национальной валюты путем обмена старых денежных знаков на новые и изменения масштабов цен.

30. Дефицит – ситуация на рынке, когда покупатели при существующем уровне цены готовы купить больший объем товаров, чем продавцы при такой цене готовы предложить к продаже.

31. Инфляция – процесс повышения общего уровня цен в стране.

32. Эмиссия денег – выпуск государством в обращение дополнительного количества денег.

33. Дотация – инструмент государственного регулирования, представляющий безвозмездную помощь фирмам для компенсации потерь от выпуска определенных видов продукции.

34. Инвестирование – направление денег на приобретение дополнительного капитала

35. Импорт – совокупность товаров и услуг, приобретаемых в других странах.

36. Экспорт – вывоз товаров за границу  с целью продажи.

37. Услуга – нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности.

38. Актив – собственность фирмы в денежном выражении.

39. Приватизация – процесс передачи государственной собственности частным экономическим субъектам.

40. Национализация – установление государственного контроля над отраслью экономики, которая раньше находилась в частных руках.

41. Акционерное общество – предприятие, уставной капитал которого разделен на определенное число акций. Акционеры несут риск убытков только в пределах стоимости своих акций.

Различают Закрытые и открытые акционерные общества, а также общества с дополнительной и ограниченной ответственностью.

42. Закрытое акционерное общество – такое АО, акции которого распределяются только среди учредителей.

43. Открытое акционерное общество – такое АО, которое имеет право проводить открытую подписку и продажу выпускаемых ими акций.

44. Общество с дополнительной ответственностью – такое общество, участники которого несут ответственность в одинаковом для всех кратном размере к стоимости всех вкладов.

45. Общество с ограниченной ответственностью – общество, имеющее уставной фонд, разделенный на доли, размер которых определяется учредительными документами, и несущее ответственность по своим обязательствам только в пределах стоимости своего имущества. Все имущество общества принадлежит его участникам, а само оно во многом аналогично акционерному обществу.

46. Акция – бессрочная ценная бумага, закрепляющая за  совладельцем право на получение дивиденда (дохода) и как минимум формальное право на участие в управлении компанией. Различают акции именные и на предъявителя, обычные и привилегированные:

47. Именная – выписывается на определенного владельца и регистрируется в реестре АО;

48. На предъявителя – свободно продается и покупается на рынке ценных бумаг;

49. Обыкновенная – дает право голоса на собрании акционеров; доход по такой акции выплачивается по результатам работы АО за год и не гарантирован;

50. Привилегированная – гарантирует определенный доход вне зависимости от итогов работы АО, не дает право голоса на собрании ационеров.

   

51. Облигация – вид ценной бумаги на предъявителя, представляющий долговое обязательство заемщика, который гарантирует кредитору возврат через обусловленное в облигации время нарицательной стоимости облигации и регулярное (один или два раза в год) получение дохода в виде процента по твердо зафиксированной или меняющейся ставке.

52. Ипотека – ссуда, выдаваемая под залог недвижимости, которая остается у заемщика.

53. Штрейкбрехеры – лица, которых фирма нанимает на работу, когда ее работники бастуют.

54. Пошлина – плата, взимаемая государством с граждан и хозяйственных организаций за оказание им определенного вида услуг.

55. Монополия – исключительное право на продажу какого-либо продукта или осуществление некоего вида деятельности.

56. Олигополия – рынок, на котором господствующее положение занимают несколько крупных фирм.

57. Кредит (верю) – отношения, которые складываются между кредитором и должником по поводу движения ссудного фонда; сделка, предусматривающая обращение капитала в чужом предприятии.

Кредиты подразделяют на: банковский, государственный, коммерческий и лизинговый.

58. Банковский кредит – предоставляемая банками предпринимателям или другим заемщикам денежная сумма.

59. Государственный кредит – займ денежных средств государством у населения и других субъектов, оформленный в виде государственных займов, целевых беспроцентных займов, казначейских обязательств.

60. Коммерческий кредит – отсрочка платежа, предоставляемая продавцом покупателю при продаже товара.

61. Вэлфер – (от англ. Богатство) – название денежного пособия для бедняков в США.

62. Картель – метод монополизации рынка, состоящий в заключении соглашения между изготовителями однородного товара о разделе рынка между ними и согласовании объема продаж и цен каждого из членов картеля.

Иными словами, картель – форма монополии, при которой ее участники, сохраняя производственную самостоятельность, договариваются между собой о ценах, разделе рынка, обмене патентами с целью получения монопольной прибыли.

62. Консорциум – временное добровольное соглашение между фирмами, банками, компаниями для совестного осуществления какого-либо проекта, финансирования какого-либо крупного мероприятия, при строительстве дорогостоящего объекта.

63. Кооператив – ассоциация людей или предприятий, целью которых является выполнение определенных предпринимательских функций  для своих членов. Создаются в промышленном и аграрном производстве, а также в сфере услуг.

64. Корпорация – распространенная форма предпринимательской деятельности, предусматривающая сосредоточение функций  правления предприятием в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих, работающих по найму. 

65. Концерн – наиболее распространенная форма корпорации в сфере промышленности отличительной особенностью которой является многоотраслевой анализ деятельности. Особенности концерна: сочетание жесткого централизованного управления в области капиталовложений с широкой хозяйственной самостоятельностью предприятий, отдельных филиалов а также с децентрализацией управления.  

66. Конкуренция – экономическое соперничество за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов.

67. Теневая экономика – сфера деятельности, доходы от которой укрываются от налогообложения.

68. Сговор – соглашение (часто нелегальное) между фирмами о проведении ценовой или рыночной политики.

69. Стагнация – сокращение производства в какой-либо отрасли.  

70. Реституция – возврат имущества, захваченного или вывезенного в ходе военных действий.

71. Товар – любое благо (чаще всего материальный предмет), являющийся предметом купли-продажи.

Лизинг – одна из форм кредита, при которой передача объекта собственности происходит в  долгосрочную аренду с последующим выкупом или возвратом.

Локаут – временное закрытие предприятия или приостановка его деятельности с целью воспрепятствовать созданию профсоюза.

Протекционизм – экономическая политика государства направленная на поддержку национальной экономики. Осуществляется с помощью прямого и косвенного ограничения импорта иностранных товаров – конкурентов национальным товарам.

Платежный баланс – соотношение между валютными поступлениями в страну и платежами, которые государство осуществляет за границей за определенный промежуток времени.

Рентабельность  - отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости активов, издержек производства

Философия

Познание – процесс отражения объективного мира в голове человека.

В современной науке сформулированы следующие принципы познания:

  1. Признание существования объективного мира;
  2. Признание познаваемости этого мира человеком;
  3. Признание диалектического характера процесса познания;
  4. Рассмотрение практики в качестве критерия познания.

Познание подразделятся на чувственное и логическое (рациональное)

Чувственное познание – отображение внешних сторон действительности или явления.

Основными формами чувственного познания являются ощущения, восприятия, представления.

Ощущение – отражение отдельных внешних свойств вещи, которые осознаются нами виде цветов, запахов, вкусов и т.д.

Восприятие – отображение предметов или предметных ситуаций как целых.

На этом уровне восприятия появляется предметность, целостность, пространственные и временные характеристики вещей, движение.

Представление – образ предмета или ситуации, существующий и тогда, когда предметы не действуют на органы чувств.

На этом уровне чувственного познания появляются обобщение и воображение, при помощи которых человек способен конструировать мыслительные образы даже тех вещей, которых нет в природе (напр. грифонов, русалок, кентавров, минотавров и т.п.)

Рациональное (логическое) познание – познание сущности вещей, явлений и процессов.

В рамках логического познания выделяют три основных уровня: фундаментальный, обыденный и научный уровни познания.

На фундаментальном уровне познания происходят основные логические процессы: обобщение и абстрагирование, анализ и синтез, дедукция и индукция.

Основными формами логического познания являются: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – отражение существенных (сущностных) сторон вещи. Понятие не имеет наглядного характера (например, слепой от рождения может иметь понятие «красного», но никогда не узнает на чувственном уровне, что такое  «красное»). Понятие всегда существует в словесной форме (слово или группа слов). Понятие – своего рода клеточка фундаментального уровня познания. Суждения и умозаключения конструируются лишь на основе понятий.

Понятие – сложное мыслительное образование, структура которого прежде всего определяется предметом отражения.

Суждение – связь понятий, или точнее форма мысли, в которой утверждается или отрицается относительно предмета мысли (пример суждения: «Медь есть метал», «Саша есть человек», «Солнце есть звезда» и т.д.).

Умозаключение – связь суждений, или точнее форма мысли, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание.

Например: все элементарные частицы сложны. Электрон – элементарная частица. Следовательно, электрон сложен.

Обыденное познание основывается на здравом смысле

Научное познание – высший уровень логического мышления.

Научное познание имеет два уровня или ступени: эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень непосредственно связан с предметом научного исследования и включает два компонента – чувственный опыт (ощущения, восприятия, представления) и их первичное теоретическое осмысление.

Эмпирическое познание использует две основные формы (метода): наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – целенаправленное и организованное чувственное познание действительности.

Эксперимент – изучение предметов посредством их целенаправленного измерения. Эксперимент представляет собой активное вмешательство в объективные процессы с целью изучения «поведения» в результате его целенаправленного изменения.

Необходимым условием эксперимента является его воспроизводимость.

Непосредственным источником научного знания являются факты.

Факт – это зафиксированное нашим сознанием реальное событие или явление.

Теоретический уровень научного познания заключается в дальнейшей обработке эмпирического материала, выведении новых понятий, идей и концепций.

Формами научного познания являются проблема, гипотеза и теория.

Проблема может быть определена как научный вопрос.

Гипотеза – предположительное решение проблемы

Теория –

Непосредственная цель познания – постижение истины.

Истина – действительное знание о мире и человеке (объективное, адекватное отражение действительности).

Истина подразделяется на: объективную, абсолютную и относительную.

Объективная истина – адекватное, соответствующее действительности отражение.

Относительная истина – это ограниченное, неполное знание о мире. Относительная истина – это достоверное, адекватное знание конечного – отдельного предмета, явления.

Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений. Например, утверждение «Земля вертится» — абсолютная истина, а утверждение о том, что вращение Земли происходит с такой-то скоростью, — относительная истина, которая зависит от методов и точности измерения этой скорости.

Абсолютная истина – знание о бесконечном мире в целом, во всем его многообразии.

Абсолютная истина никогда не может быть достигнута, поскольку мир бесконечен. Несмотря на то, что абсолютная истина не может быть когда-либо познана, она постоянно познается нами. Абсолютная истина – это сумма бесконечного числа относительных истин. Можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются.

Сознание -

Материализм – направление в философии, признающее первоосновой всего существующего материю – независимую от человека и любого сознания реальность. Материалисты считают, что материя вечна и является источником всего, что нас окружает.

Материя (от лат. вещество) – предельно широкое философское понятие, описывающее единую субстанцию, лежащую в основе многообразия вещей и предметов и отражающуюся в сознании.

Идеализм – направление в философии, сторонники которого признают первичным, исходным дух, сознание, идею.

Идеализм подразделяется на объективный и субъективный.

Объективный идеализм признает существование некого абсолютного разума, являющегося первоосновой всего сущего и существующего вне зависимости от человеческого сознания.

Субъективные идеалисты полагают, что нет никакой реальности, существующей вне и независимо от человеческого сознания (все предметы, образы лишь порождение психических процессов человека)

Агностицизм – учение в философии отрицающее познаваемость мира.

Диалектика – учение о всеобщей связи явлений и развитии, источником которого признается наличие противоречий в окружающем мире человека и его сознании.

Метафизика – учение о началах и принципах бытия, лежащих за миром чувственно воспринимаемых предметов и постигаемых только с помощью разума.

Онтология – учение о бытии, один из основных разделов философии.

Гносеология – теория познания, один из основных разделов философии, изучающий отношения человека и мира (познающего субъекта и познаваемого объекта) в процессе познания.

Релятивизм – (от лат. относительный) – учение, признающее относительность и условность человеческого познания.

Человек – био-социальное существо высшая форма существования материи

Культурология

Мировые религии

Буддизм

Христианство (католицизм, православие, протестантизм)

Ислам (шиизм, суннизм)

Мораль

Правоведение

1. Право – совокупность юридических норм, обязательных для исполнения всеми гражданами государства (другими словами, право – система обязательных норм поведения, установленных или санкционированных государством).

Выделяют 5 признаков права:

  1. общеобязательность
  2. формальная определенность
  3. обеспеченность исполнения принудительной силой государства
  4. многократность применения
  5. принцип справедливости содержания правовых норм

Выделяют две разновидности права: объективное и субъективное.

2. Объективное право – это совокупность правовых норм, действующих на территории государства независимо от того, применяет их человек в каком-то конкретном случае или нет.

3. Субъективное право – это совокупность конкретных правовых норм, которые реально используются субъектом права (физическими или юридическим лицом) в случае его вступления в правоотношения.

4. Социальные нормы – общие правила поведения, регулирующие общественные отношения.

Социальные нормы обладают тремя признаками: они непрерывно действуют во времени, действуют в отношении неопределенного круга лиц и рассчитаны на неограниченное количество случаев.

По сфере регулирования общественных отношений выделяют:

5. Нормы права – это выраженное в законах или иных источниках права обязательное правило поведения, выступающее в качестве образца возможного или должного поведения, охраняемое от нарушений мерами государственного принуждения.

Норма права характеризуется следующими признаками:

  1. Она устанавливается и санкционируется государством;
  2. является общеобязательным правилом поведения;
  3. представляет собой четко выраженное детализированное правило поведения;
  4. предоставляет свободу действий, направленную на удовлетворение законных прав и интересов граждан; обязывает совершать или не совершать определенные действия, ограничивая тем самым произвол, вседозволенность (например: запрет ездить на автомобиле по тротуару или на красный сигнал светофора)
  5. осуществление обеспечивается мерами государственного принуждения.

Нормы морали –

Нормы обычаев и традиций –

Политические нормы –

Экономические нормы –

 

Корпоративные нормы –

По способу образования выделяют стихийно образованные социальные нормы (например, нормы обычаев и традиций, нормы морали) и образованные в результате сознательной целенаправленной деятельности людей, общества, государства (правовые нормы)

По форме выражения выделяют письменно зафиксированные нормы (например: нормативно-правовые акты) и устные нормы (например: в нормы обычаев и традиций)

Виды правовых норм

Система права – это внутренняя организация, упорядоченная совокупность правовых норм, подразделяющаяся, в зависимости от предмета и метода правового регулирования на относительно самостоятельные правовые комплексы – правовые институты и отрасли.

В системе права выделяют три уровня:

  1. отдельно взятая правовая норма;

  1. правовой институт, то есть совокупность родственных правовых норм, регулирующих какое-то одно общественное отношение или какую-то одну сторону нескольких общественных отношений. Примерами правовых институтов являются институт собственности, институт необходимой обороны, институт трудового договора и т.д.

  1. отрасль права – обособленная совокупность юридических норм, объединяющая группу родственных правовых институтов, регулирующих определенный комплекс общественных отношений.

Предмет правового регулирования – те общественные отношения, которые подвергаются регламентации.

Метод – совокупность приемов и способов, применяемых при регулировании данной сферы общественных отношений. Различают два основных метода: императивный (то есть метод прямых предписаний, при котором не допускается никаких отклонений от установленного правила поведения) и диспозитивный (то есть метод дозволения или договорной метод, при котором допускается конкретизация общего положения нормы участниками правоотношения в договоре).

Классификация отраслей права:

В зависимости от характера, степени и важности и особенности используемых методов регулирования все отрасли права делятся на три группы: профилирующие, специализированные и комплексные.

Профилирующие (или базовые) отрасли регулируют наиболее важные основополагающие комплексы общественных отношений.

Таковыми являются: Конституционное, Гражданское, Уголовное и Административное право.

Конституционное право: его предмет составляют общественные отношения. Связанные с установлением организации и функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, основ государственного строя, правового статуса личности и т.д. В конституционном праве преобладает императивный метод правового регулирования, то есть метод прямых предписаний.

Гражданское право: его предмет – это в основном имущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения. В качестве метода правового регулирования преобладает диспозитивный, то есть метод дозволения.

Уголовное право его предметом являются преступления против различных видов общественных отношений; метод – императивный.

Административное право предмет – общественные отношения в области управления, а также отношения, связанные с регулированием административных правонарушений.

2.Специальные отрасли права

Трудовое право. Предметом являются трудовые отношения, а метод правового регулирования в них – смешанный, то есть в зависимости от регулируемого вопроса может использоваться императивный, диспозитивный метод.

Семейное право (предмет – брачно-семейные отношения, метод – смешанный)

Финансовое право (предмет – отношения по поводу формирования, распространения и использования централизованных денежных фондов; метод – императивный).

Муниципальное право (предмет – общественные отношения, связанные с организацией местного управления и самоуправления, метод – смешанный)

3. Комплексные отрасли

Характерная черта последних – соединение разнородных институтов из профилирующих и специальных отраслей, объединенных предметом регулирования.

В качестве примеров могут быть упомянуты:

1. Экологическое право (предмет – общественные отношения в сфере взаимоотношения человека и природы, охраны природы, метод предполагает императивный)

Аграрное право (предмет: отношения в области сельского хозяйства, в том числе земельные, управленческие и др.; метод преобладает императивный).

Предпринимательское право (предмет – общественные отношения, связанные с порядком ведения физическими и юридическими лицами деятельности, направленной на получение прибыли и связанной с риском самостоятельной имущественной ответственности; метод – регулирования – смешанный).

Основные источники права

Нормативно-правовые акты и их классификация

По юридической силе (то есть в зависимости от положения и полномочия органа, принявшего этот акт) нормативно-правовые акты подразделяются: на законы и подзаконные акты.

Законы – это нормативно-правовые акты, обладающие высшей юридической силой, принимаемые в особом законодательном порядке и регулирующие наиболее важные общественные отношения.

По иерархии законы делятся на три вида:

Конституция (Основной закон) – обладает высшей юридической силой на всей территории государства.

Федеральные конституционные акты (регулируют наиболее важные общественные отношения и принимаются в особом законодательном порядке квалифицированным большинством в 2/3 голосов обеих палат Федерального Собрания (Государственной Думы и Совета Федераций) примеры: федеральные конституционные законы «о Референдуме», «о Конституционном Суде», «О выборах Президента» и т.д., т.е. в основном регулируются вопросы, связанные с избранием, полномочиями и деятельностью высших органов государственной власти РФ.

Федеральные законы (принимаются простым большинством голосов, делятся в свою очередь на текущие (например, об изменении ставок налога на прибыль, о бюджете на следующий финансовый год, и т.п.) и кодифицированные (т.е. принимаются Кодексы, в которых систематизируется законодательство определенной отрасли права, например: Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Кодекс административных правонарушений и т.д.).

Подзаконные акты, обладающие меньшей юридической силой, должны полностью соответствовать законам.

Выделяют три основных вида подзаконных актов:

Общие (указы Президента, постановления и распоряжения Правительства – распространяются на всю территорию страны и на все сферы общественных отношений);

Местные (постановления и распоряжения региональным местных органов власти  - сфера действия ограничена определенной территорией);

Ведомственные (директивы министерств и ведомств – сфера действия ограничена рамками отрасли управления, где осуществляет свои полномочия данный орган исполнительной власти, например: директивы и распоряжения МВД и т.п.)

Правотворчество или правотворческая деятельность – это особая форма деятельности компетентных органов государства, в ходе которой устанавливаются нормы права посредством издания, изменения или отмены правовых актов.

Правотворчество осуществляется тремя основными способами:

1.

Правовая система и ее виды

Правонарушение – виновное поведение право дееспособного лица, которое противоречит предписанным нормам права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

К признакам правонарушения относятся:

1. поведение человека должно быть выражено либо в форме действия (например, угон автомобиля), либо в форме бездействия (например, неоказание помощи терпящим бедствие);

2. общественная вредность противоправного деяния;

3. противоправность деяния в различных формах (прямое нарушение правового запрета, неисполнение обязанностей, превышение должностных полномочий и т.д.)

4. виновность поведения субъекта права (сущность вины заключается в отрицательном отношении к охраняемым правом интересам общества)

5. наказуемость противоправного деяния (это угроза или возможность применения к правонарушителю мер государственного воздействия).

 

  Выделяют два основных вида правонарушений: преступление и проступок.

1. Преступления – это общественно-опасные, противоправные, виновные и наказуемые деяния (действия или бездействия), причиняющие существенный вред охраняемым законом общественным отношениям или создающие угрозу причинения такого вреда, а также характеризующие повышенной степенью общественной опасности.

По объекту посягательства преступления делятся на преступления против жизни, здоровья, личности, против собственности, правосудия и т.д.

Проступки – характеризуются более низкой степенью общественной опасности, чем преступления.

К преступлениям относятся те правонарушения, которые зафиксированы в Уголовном кодексе. Все остальные правонарушения считаются проступками.

Виды проступков:

Гражданские – совершаются в сфере имущественных и ряда неимущественных отношений; вред заключается в нанесении имущественного ущерба (например из-за неисполнения обязательств по договору).

Дисциплинарные – совершаются в сфере служебных отношений; вред наносится порядку нормального функционирования предприятия

Административные – посягают на общественные отношения, связанные с государственным управлением (например, нарушение безопасности правил дорожного движения, противопожарной безопасности и т.д.)

Юридическая ответственность и ее виды.

Юридическая ответственность – это применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организованного или имущественного характера в рамках процессуального порядка, строго определенного законом.

Виды юридической ответственности:

Гражданско-правовая ответственность носит в основном имущественный и компенсаторный  характер (т.е. направлена на восстановление нарушенных имущественных прав и интересов потерпевшего), основана на принципе полного возмещения ущерба, который причинил правонарушитель.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении дисциплинарных взысканий (по действующим нормам Трудового кодекса РФ ими могут быть замечание, выговор, строгий выговор, увольнение) на работника администрацией предприятия, учреждения, организации. Характерной чертой являются отношения подчинения, которые должны существовать между лицом, совершившим правонарушение, и органом, применяющим меру дисциплинарной ответственности.

Административная ответственность – основана на факте совершения административного проступка, предусмотренного законодательством об административных правонарушениях (Кодекс об административных правонарушениях)  - некоторые виды административных взысканий (штраф, исправительные работы, административный арест) налагаются только судом; другие – соответствующими уполномоченными государственными органами и должностными лицами (например, работниками ГИБДД, пожарной охраны).

Уголовная ответственность характеризуется наиболее суровыми мерами государственного воздействия в форме лишения свободы, ограничения свободы, ареста и т.д. Характерные черты: применяется только по решению суда; носит публичный характер (субъектом привлечения к уголовной ответственности является государство) и персональный характер (применяется только к конкретным юридическим лицам).

Правосознание – одна из форм общественного сознания, выражающая представления и чувства людей о праве и его реализации.

Конституция – (от лат. «установление») это основной закон государства, единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого от имени народа учреждаются основные принципы устройства государства и общества, закрепляются основные права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Конституция как основной закон государства обладает рядом признаков:

 

  1. В отличие от других законодательных актов она имеет основополагающий характер (закрепляет основы общественно-экономического строя, права и свободы человека, систему органов государственной власти).
  2. Конституция является ядром системы права, всего текущего законодательства, определяет его характер.
  3. Обладает высшей юридической силой и верховенством.
  4. В отличие от текущего законодательства характеризуется стабильностью (т.е. устойчивостью, неизменностью предписаний в течение длительного времени, что обеспечивается усложненным порядком ее пересмотра и внесения поправок).
  5. Имеет прямое действие на всей территории государства.

Конституции различных стран могут различаться.

Среди них выделяют:

  1. В зависимости от формы государственного устройства – унитарные и федеративные.
  2. В зависимости от предполагаемой продолжительности действия – постоянные и временные.
  3. В зависимости от реальности осуществления конституционных положений на практике – постоянные и временные.
  4. В зависимости от способа объективирования, то есть каким образом выражена вовне воля учредителя – писанные (в виде отдельного единого документа по определенной системе: наличием преамбулы, основного текста, переходных положений, сопроводительных документов – Франция, США, Россия) и неписанные (отсутствует единый конституционный акт – Великобритания, Новая Зеландия).
  5. В зависимости от того, кто является источником государственного суверенитета по конституции – октроированные (конституция «даруется» монархом, который и является источником власти) и народные (источником власти в конституции провозглашается народ).
  6. В зависимости от способа внесения изменений и поправок и дополнений к конституции – жесткие (усложненный порядок изменения) и гибкие (изменения вносятся так же как и принимается обычный парламентский закон, то есть обычным большинством голосов – например – Великобритания).

Основные понятия конституционного строя.

Конституционный строй – это общественный строй (т.е. сочетание экономической и политической систем общества) и устройство государства, закрепленное в конституции.

Основы конституционного строя – закрепленные в конституции исходные положения, в соответствии с которыми определяется конституционный строй страны, строится все правовое регулирование.

В основу конституционного строя Российской Федерации положены следующие принципы:

  1. Принцип демократизма – это свободное участие народа в осуществлении государственной власти (через референдумы, выборы, представительные органы государственной власти), а также свобода народа от чрезмерной опеки со стороны государства (выражается в многообразии взглядов и идеологий, системе и гарантиях прав и свобод человека).
  2. Принцип верховенства права и закона (означает, что нормативно-правовые акты должны быть  изданы с соблюдением процедуры их принятия и не должны противоречить нормам высшей юридической силы).
  3. Принцип приоритета прав человека (закреплен в ст. 2 Конституции, которая объявляет права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, что означает подчинение государства законным интересам личности и общества).
  4. Принцип суверенитета Российской Федерации (независимость, самостоятельность государства в международных делах).
  5. Принцип федерализма государственная власть на территории России осуществляется на основе разделения полномочий между органами федеральной и региональной власти (субъектов Федерации).
  6. Принцип разделения властей провозглашает существование независимых друг от друга законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти с самостоятельной компетенцией и правом взаимного контроля, что позволяет предотвратить возможное сосредоточение властных полномочий в одних руках.
  7. Принцип экономической свободы – (закреплен в ст. 8 Конституции, где провозглашается единое экономическое пространство и равенство частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, которые государство равным образом признает и обязуется защищать).
  8. Принцип правового и социального государства.

 

Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Принципы гражданства в Российской Федерации включают в себя:

1.Равенство в способах приобретения гражданства.

2. принцип единого гражданства (российское гражданство автоматически означает и гражданство того субъекта Федерации, где проживает гражданин – например, гражданин, проживающий в Татарстане, является и гражданином Татарстана и России).

3. Открытый и свободный характер гражданства (означает, во-первых, достаточно льготный характер получения гражданства, во-вторых – свободное право на прекращение гражданства, приобретение двойного гражданства).

4. Принцип добровольности решения вопросов о гражданстве (означает, что никто в принудительном порядке не может быть лишен гражданства РФ).

Основаниями для приобретения гражданства являются:

  1. Признание (автоматическое приобретение гражданства РФ всеми желающими, проживающими на территории РФ к 1991 году, если они не изъявили желания в течение года приобрести другое гражданство).
  2. По факту рождения на территории РФ (по «праву почвы») или если один из родителей – гражданин РФ (по «праву крови»).
  3. в порядке регистрации (например, имеются родственники в РФ – в этом случае подается заявление в органы МВД или дипломатические учреждения за границей).
  4. прием в гражданство через специальное ходатайство на имя Президента (требования: проживать на территории РФ в течение 3 лет непрерывно, 5 лет  - с перерывами; дееспособность и пр.)
  5. восстановление в гражданстве через ходатайство.
  6. оптация (выбор гражданства) возможна в случае территориальных изменений (например, если часть территории отходит другому государству).

Прекращения гражданства возможно в следующих случаях:

  1. Выход из гражданства (гражданин сам принимает решение о намерении выйти из гражданства)
  2. отмена решения о приеме в гражданстве (если представлены ложные документы)
  3. оптация

Народовластие и формы его осуществления

Народовластие дословно означает «власть народа», так как именно многонациональный народ России, согласно  ст 3 Конституции является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ.

Народовластие осуществляется в трех основных формах: непосредственно, через органы государственной власти и через органы местного самоуправления.

Непосредственная форма народовластия проявляется через прямое волеизъявление народа по вопросам государственной или общественной жизни.

Существуют две главные разновидности (формы) непосредственной демократии, влекущие юридические последствия виде общеобязательности решения или правомочия депутатов на осуществление своих полномочий:

А) Референдум – всенародное голосование по законопроектам, законам и другим вопросам общегосударственного (общерегионального, муниципального) значения – регулируется законом «О референдуме РФ» от 1995 г.

 Б) Выборы в законодательные собрания разных уровней.

Основные принципы: равенство, прямое избирательное право, тайное голосование.

Через органы государственной власти

Через органы местного самоуправления

По мнению некоторых ученых, права и свободы личности не одно и то же. Свободы принадлежат любому человеку от рождения, изначально (свобода совести, свобода слова и т.д.) а права приобретаются по мере социализации личности (например, избирательное право). Большинство же исследователей ставят знак равенства между понятиями «права» и «свободы». Именно эта точка зрения нашла отражение в Конституции РФ от 1993 г.

 Права и свободы человека и гражданина традиционно делят на четыре группы:

  1. Личные права – являются основополагающими, не зависят от каких-либо отношений личности с государством и обществом: право на жизнь, свободу, достоинство и личную неприкосновенность, определение национальной принадлежности, тайну личности и семейно жизни и т.д.
  2. Политические права заключаются в возможности участия в управлении делами общества и государства, доступ к государственным должностям,  право на объединение, собрания, митинги, шествия, обращение в государственные органы, право избирать и быть избранным.
  3. Социально-экономические права: право на собственность, право заниматься предпринимательской деятельностью, право на социальное обеспечение, право на труд в справедливых и благоприятных условиях, право на отдых, право на забастовку и объединение в профсоюзы и др.
  4. Культурные права – право на образование, право на свободное осуществление литературного, художественного и др. видов творчества, право на свободное участие в культурной жизни и др.

Гарантии основ правового статуса личности, то есть способы обеспечения и реализации прав:

  1. Политические  - определяют направленность политики государства на защиту личности, возможность контроля власти со стороны общества (например, введение должности Уполномоченного по правам человека в РФ)
  2. социально-экономические (например, для достижения достойного уровня жизни – установление достаточно высоких размеров пенсий и социальных пособий).
  3. Юридические гарантии – провозглашение принципов правового государства, презумпции невиновности, недопустимости повторной ответственности за одно и то же преступление и т.д.

Помимо прав и свобод существует круг обязанностей личности перед государством, которых в количественном плане значительно меньше.

Основные обязанности личности, закрепленные в Конституции:

  1. Для всех лиц, находящихся под юрисдикцией России (обязанность платить налоги, охранять окружающую среду, беречь памятники истории и культуры и т.д.)
  2. Для граждан РФ (защита Отечества и несение военной службы в соответствии с законом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по математике в 7 классе основной школы в рамках инклюзивного образования по теме "Определение параллельных прямых. Углы образованные при пересечение двух прямых секущей"

Данная разработка урока направлена на формирование следующих универсальных учебных действий:Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, развивать познават...

Разработка открытого урока по математике в 7 классе основной школы в рамках инклюзивного образования по теме "Определение параллельных прямых. Углы образованные при пересечение двух прямых секущей"

Данная разработка урока направлена на формирование следующих универсальных учебных действий:Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, развивать познават...

Колебания. Основные определения и формулы.

При изучении темы "Гармонические колебания" этот урок будет являться первым. В нем учитель дает опредления процессам, характеристикам колебаний, указывает на существование уравнения колебани...

Основные определения по молекулярной физике

Для подготовки к ЕГЭ по физике...