Урок-мастерская «Страна победившего социализма»
статья по истории (11 класс) по теме

Михайлова Яна Анатольевна

Урок-мастерская проводился в 11 классе в рамках учебно-исследовательской конференции по роману А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» совместно с учителем литературы. Его можно проводить и отдельно как опережающий по разделу «СССР в 30-х годах ХХ века». Мастерская рассчитана на два академических часа.

Конференция занимает 4 урока. Историческая часть может проводиться как в начале, так и в конце её. В 2010 году это был третий час работы конференции, а значит, дети были готовы к восприятию исторического аспекта темы. Понятно также, что материал изучался до этого, хотя и не очень глубоко, в курсе истории 9 класса.

Основная цель мастерской - побудить к осмыслению проблем, подтолкнуть к созданию вопросов, озадачить учеников, показывая противоречивость времени на примерах документов эпохи и воспоминаний очевидцев. Это попытка вывести учащихся к историческим параллелям и к пониманию того, что жизнь в ГУЛАГе и на свободе имела много общих черт.

 Средством осуществления данной цели служат документы эпохи, с которыми в течение урока работают учащиеся.

Учитель выступает в качестве организатора: раздает задания, комментируя, если есть необходимость, документы, не навязывая ученикам свою точку зрения. Учащиеся формулируют свои вопросы, записывают их.

Это дает возможность поставить учащихся в активную позицию сопереживания и осмысления эпохи.

Почему такое занятие необходимо? Во-первых, большинство исторических событий далеки от учащихся, и, пожалуй, одной из главных проблем изучения истории, особенно советского времени 30-х годов, является полное непонимания «духа эпохи». «Поражает, что, несмотря на весь ужас, царивший в СССР, существовали такие искренне веровавшие в вождя, в советскую власть люди», - пишет один из учеников. Во-вторых, в 2010 году вышло сокращенное издание книги «Архипелага ГУЛАГ» для включения этого произведения в школьную программу. Это позволяет проводить интегрированный урок, где рассмотренное «по литературе» художественное произведение может послужить своеобразной иллюстрацией и побудительным мотивом к изучению и пониманию непростого времени 30-х годов.

Мастерская проводится с использованием компьютерной презентации.



См. методическую разработку конференции: Еремина Т.Я. «Учебно-исследовательская конференция по книге А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ”». - М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Литература». Вып. 31.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon masterskaya_mihaylova.pdf443.23 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классного часа «Мы внуки страны, победившей фашизм»

Сценарий классного часа посвященного победе в Великой Отечественной войне...

Урок-мастерская по рассказу Л. Петрушевской "Борьба и победа"

В центре внимания на уроке проблема истинных и ложных ценностей в жизни человека...

Презентация к уроку истории в 11 классе "Страна победившего социализма"

В презентации использован материал, необходимый к уроку....

Внеклассное мероприятие к 75 летию Победы "Мы правнуки страны,победившей фашизм!"

Сценарий внеклассного мероприятия для обучающихся 8 класса к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне....

Урок – мастерская по рассказу В.П.Астафьева «Записка» (из сборника “Затеси”), Урок-мастерская по рассказу В. Пелевина «Жизнь и приключения сарая Номер XII» (11 класс)

Конспект урока отражает суть методической системы учителя: формирование УУД средствами педагогоческой мастерской...

Страна победившего социализма

Презентация по истории для преподавателей СПО...