Русско-турецкая война 1877-1878 гг
материал по истории на тему
Русско-турецкая война 1877-1878 гг
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_russko-turetskaya_voyna_1877-1878_gg_8_klass.docx | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Русско-турецкая война 1877-1878 гг
Цель урока: создание условий для осмысления новой учебной информации о русско-турецкой войне 1877 – 1878 г.г.
Задачи урока:
Образовательные:
- сформировать представление учащихся о задачах внешней политики России в 70-х годах XIX века
- изучить причины, ход и последствия русско-турецкой войны 1877-1878гг.;
- узнать цели сторон и механизм развязывания войны,
Развивающие:
-развивать умение рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировать его, сопоставлять факты, обобщать;
-развивать умения выделять главное в тексте учебника, в тексте документов, ставить и разрешать проблемы;
- развитие умения давать характеристику войны по плану.
-прививать навыки культуры речи и взаимоотношений;
-развивать умение работать с иллюстративным материалом.
Воспитательные:
- познакомить учеников с фактами героизма и мужества русских
воинов, проявленных в войне за освобождение братских народов.
-на примере доблести и мужества российской армии воспитывать чувство любви и гордости за Родину;
-содействовать развитию интереса к предмету;
- повышать уверенность обучающихся в себе, мотивации учения.
Форма урока – комбинированный с использованием информационных технологий.
Тип урока: изучение нового материала
Примененные технологии:
-технология совместно-распределенной деятельности (групповая работа);
-проблемный метод;
-ИКТ
Элементы ФГОСа: целеполагание, работа по маршрутному листу, рефлексия.
Основные понятия:
- Сан-Стефанский мирный договор 19 февраля 1878г.
- Берлинский конгресс июнь 1878г.
- Плевна
- Никополь
- Шипкинский перевал
Оборудование урока.
1.Раздаточный материал: рабочие листы, иллюстрации картин В.В. Верещагина
2.Мультимедийная презентация, созданная учениками и учителем
3. Анимированная карта «Русско-турецкая война 1877-1878гг.»
4.Видео "Памяти героев русско-турецкой войны 1877-1878гг."http://www.youtube.com/watch?v=l9n3xxDYffs
5. Фрагмент из кинофильма «Турецкий гамбит»;
Учебно-методическое обеспечение: учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России XIX век.» 8 класс, поурочные разработки к учебнику А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России XIX век.» 8 класс
5. Документы к уроку.
Интернет-ресурсы:
1.Материалы портала Великие войны в истории Россииhttp://federacia.ru/encyclopaedia/war/turkey_9/
2.Материалы Википедии (свободной) https://ru.wikipedia.org/wiki/
Ход урока:
- Вступление. Работа по маршрутному листу.
Просмотр фрагмента из кинофильма «Турецкий гамбит»;
Смотрим видео "Памяти героев Русско-турецкой войны".
Какие ключевые слова чаще всего повторялись в песне?
Турки, Шипка, Сулейман-паша, слава, стрелки.
Учитель. 28 ноября 1887 года в Москве, в сквере на площади у Ильинских ворот, в день 10-летия освобождения Плевны был открыт памятник-часовня. Скромная надпись на нем гласит: “Гренадеры своим товарищам, павшим в славном бою под Плевной. В память войны с Турцией 1877-1878 г.г.”. Многие люди проходят мимо, ничего не зная ни о войне, ни о событиях под Плевной, ни о тех, в честь кого воздвигнут этот памятник. Давно ушедшие люди с их страстями, помыслами и поступками, море их крови и слез, пестрые факты, широкие обобщения, разноречивые выводы – в этой бездне минувшего очень легко потеряться. Того, что было, больше никогда не будет. И потому, кажется, что без всего этого можно обойтись, найдя радость в честном заработке на кусок хлеба.
Однако память – это ничем не заменимый хлеб насущный, без которого невозможно достойно, мужественно встретить будущее.
Учитель. О каких событиях мы будем говорить? Где происходили события, о которых мы будем говорить? Кто были участниками этих событий. Интересы каких стран столкнулись на тот момент на Балканском полуострове ?
Ученики. На Балканском полуострове столкнулись интересы Англии, России и Турции.
Учитель. Все верно, наш разговор сегодня о русско-турецкой войне 1877-1878 г.г.
Это еще одна из многочисленных страниц сложных взаимоотношений этих стран.
Итак, тема урока – русско-турецкая война 1877-78 гг.
Зная тему, какую цель вы перед собой ставите?
Ученики. Изучить русско-турецкую войну 1877-78 гг.
Учитель. Для достижения этой цели какие вопросы или задачи необходимо решить? По какому плану мы будем изучать тему?
Ученики. Мы будем изучать тему по алгоритму изучения войны:
1)дата
2)причины
3) ход войны
4) итоги войны
5) значение войны
6) полководцы
7)причины победы или поражения.
Учитель. Правильно, это обычный алгоритм изучения войны в истории.
Запись в маршрутном листе плана урока.
Учитель. Были ли войны, где эти страны воевали против России? Как закончились? Предположите, будут ли страны довольны, если Россия выиграет эту войну?
Ученики: В XIX веке остро стоял так называемый восточный вопрос- вопрос о влиянии великих держав на Балканском полуострове. Великие державы не хотели усиления России в этом регионе. В качестве примера можно привести Крымскую войну 1853-1856 гг.
Учитель: Какую проблему поставим перед собой?
Ученики: Определяем проблему урока: триумф или позорное поражение в русско-турецкой войне 1877-78 гг.?
Запись в маршрутном листе.
Учитель. Ребята, какие умения, навыки вам понадобятся в предстоящей работе ?
Ученики. Умение систематизировать, анализировать, сравнивать. Умение работать с учебником, историческими документами, картой.
Учитель: Ребята, вы будете работать в группах – отметьте, какие навыки вам пригодятся в ходе этой работы ?
Ученики. Умение работать в команде, умение публичного выступления, умение самостоятельно делать обобщения и выводы, для руководителей групп - лидерские качества.
Учитель. Ребята, где мы можем применить полученные знания?
Ученики. Эти знания мы можем применить при изучении других войн. События, которые мы изучаем, находят отражение в художественных фильмах.
Запись в маршрутном листе урока.
Маршрутный лист - приложение II.
II. Актуализация знаний
Назовите направления внешней политики Александра II? (Ближневосточное направление, Европейское направление, Среднеазиатское направление, Дальневосточное направление)
Можем ли мы назвать Лондонскую конференцию март 1871 (протокол о нейтрализации Черного моря) назвать «триумфом российской дипломатии»?
III. Изучение нового материала.
Этап получения новых знаний проходит по плану урока в ходе групповой работы.
Учитель заранее делит обучающихся на группы.
Названия групп: Теоретики, Хронисты, Мемуаристы, Дипломаты.
1.Распределение заданий. Учитель раздает задание группам, рабочие листы, карты, иллюстрации картин. Капитан группы распределяет задания, назначает выступающих. Каждая группа готовит ответ на проблемный вопрос урока и презентацию своего ответа.
На подготовку выступлений дается 20 мин.
Задания для групп.
Теоретики определяют суть балканского кризиса, причины войны, цели России в войне, изучают документы по теме.
Хронисты изучают военные действия по учебнику, заполняют таблицу, составляют рассказ по анимированной карте.
Дипломаты сравнивают условия Сан-Стефанского и Берлинского мирных договоров, показывают изменения по анимированной карте.
Мемуаристы составляют мемуары - рассказ о Скобелеве М.Д., заполняют таблицу "Герои русско-турецкой войны", находят стихи о войне.
3.Выступления учащихся. Ответы выступающих сопровождаются электронной презентацией.
4. Ответы на проблемный вопрос.
Россия нанесла смертельный удар Османской империи, однако желанная цель гегемонии на Балканах и контроля над Константинополем и черноморскими проливами не была достигнута. Борьба за влияние на Балканском полуострове продолжалась.
Звучит запись песни «Алеша» (сл. К. Ваншенкина, муз. Э. Колмановского).
Вопрос - Кто знает, о чем поется в этой песне?
Если ученики затрудняются с ответом, то учитель рассказывает о монументе «Алеша», установленном в болгарском городе Пловдиве, в честь советских воинов освобождавших его от гитлеровских фашистов, в годы второй мировой войны. О том, что недавно был организован референдум о судьбе памятника, однако народ высказался против его уничтожения.
А ведь недалеко от Пловдива, на горе Шипка стоит другой монумент (фотокопия), воздвигнутый в честь русских воинов, освобождавших Болгарию от многовекового турецкого владычества в ходе русско-турецкой войны 1877 -78 годов.
Вопрос-Каково ваше отношение к этим событиям?
IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Руководитель группы выставляет оценку за работу на уроке. Он также оценивает работу группы в целом. Учитель корректирует оценки.
Оценочный лист работы группы - приложение III.
V. Домашнее задание.
Параграф читать, заполнить в маршрутном листе урока лист самооценки.
Напишите сочинение на тему «Русско-турецкая война 1877-1878 гг. – победа армии или поражение дипломатии».
Снова сражаются братья-славяне.
Полнится гневом родная страна,
Шлёт добровольцев, и скоро нагрянет
С турками новая наша война.
Через Дунай мы ведём переправу,
Быстро, решительно рвёмся вперёд:
Или добудем победу и славу,
Иль неудача в сражениях ждёт.
Вот уже Шипкинским мы перевалом
Стали владеть, янычары бегут.
Только Осман-паше Плевну отдали,
Вновь эту крепость нам не отдадут.
Держим под Шипкой с трудом оборону,
Столько отбили опасных атак.
Лезет и лезет упорно по склону
Превосходящий нас силами враг.
Но подоспело и к нам подкрепленье –
Шипку удержим в надёжных руках:
Как ни стремились враги к окруженью,
Но не смогли, потерпели в том крах.
Плевна же держится – хочет сражаться,
Обороняется храбрый Осман;
В городе голод – им не удержаться;
Наш – не турецкий! – сбывается план.
Скобелев войско провёл сквозь Балканы,
Западней Шипки удачно прошёл
Туркам в тыл – лагерь их русскими занят.
Вроде бы всё у нас шло хорошо:
Вышли мы возле турецкой столицы,
Не огрызается раненый враг,
В Константинополь могли устремиться...
Только опасен решительный шаг:
Объединятся тотчас же державы,
Запада волю начнут диктовать,
И нам не хватит ни силы, ни славы,
Чтобы с Европой одним воевать.
Вот потому-то и очень опасно
Сделать последний, решительный шаг.
Мир подписать вместе с Портой согласны...
Хоть белый флаг и выкидывал враг.
Освобождение Болгарии
И слышен крик, убитый горем,
Залиты кровью города.
Славянам жить опять в неволе?
Забыть свободу навсегда?
Свирепствуют башибузуки,
Как во́лки рвут тела на части.
В крови утоплены все руки,
Как звери радуются власти.
Не равны силы, нет победы.
Народ балканский покорён.
Но не напрасны были жертвы
И дух славян не истреблён.
Молчит реакция Европы,
На зверства и на смерть людей.
И редко лишь доходит шёпот,
Готовность всё забыть скорей…
И на восток подняты очи,
Во взгляде страстная мольба,
И рана сильно кровоточит,
И не приемлет власть врага.
Россия не потерпит зверства,
Напрасную людскую смерть.
Пора покончить с изуверством,
Доколе можно всё терпеть.
Война за честь и за свободу
Объявлена — готовься враг.
С воодушевления народа,
И это лишь победный знак.
Запомнят навсегда героев,
Освободительной войны,
Добытую свободу боем,
Российской армии сыны.
И за царя, и за Россию,
За братский и родной народ,
И за свободу от насилья,
Прошёл в войне тяжёлый год.
Война жестокая реальность,
И жертв почти не сосчитать,
И геноцид врагу банальность,
На жизнь людскую наплевать.
Полвека в рабстве и неволе,
Полвека с хомутом, в цепях
Полвека горя, страшной боли,
Как птица, вечная в сетях.
И правда снова торжествует.
Наказан и повержен враг.
Родной народ Балкан ликует,
Свободы поднят в небо флаг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русско-турецкая война 1877-1878 гг
урок - обобщение. Позволяет обобщить и углубить знания о войне, продолжить формировать умение работы с историческими источниками....
Русско-турецкая война 1877-1878 г.г.
Данный материал знакомит студентов 1 курса с причинами, ходом войны, на примере мужества русской армии воспитывая чувство гордости за свою Родину. При работе с историческим документом научить вы...
УРОК ИСТОРИИ В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ "РУССКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА 1877 - 1878 ГОДОВ"
УРОК ИСТОРИИ В 8 КЛАССЕ...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "РУССКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА 1877-1878 ГОДОВ"
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ...
Урок по истории России в 8 классе "Русско-турецкая война 1877-1878 гг"
Данный урок проводится в 8 классе. Для большей эффективности рекомендуется использование различных ИКТ....
"Русско-турецкая война 1877–1878 гг."
"Русско-турецкая война 1877–1878 гг."...
Тема урока: Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
Тема урока: Русско-турецкая война 1877-1878 гг.Цели урока: - используя субъектный опыт учащихся, подвести их к...