Русско-турецкая война 1877-1878 гг
материал по истории на тему

Алла Викторовна Тихонова

Русско-турецкая война 1877-1878 гг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_russko-turetskaya_voyna_1877-1878_gg_8_klass.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Русско-турецкая война 1877-1878 гг

 Цель урока: создание условий для осмысления новой учебной информации о русско-турецкой войне 1877 – 1878 г.г.

Задачи урока: 

Образовательные:

- сформировать представление учащихся о задачах внешней политики России в 70-х годах XIX века

- изучить причины, ход и последствия русско-турецкой войны 1877-1878гг.;

- узнать цели сторон и механизм развязывания войны,

Развивающие:

-развивать умение рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировать его, сопоставлять факты, обобщать;

-развивать умения выделять главное в тексте учебника, в тексте документов, ставить и разрешать проблемы;

- развитие умения давать характеристику войны по плану.

-прививать навыки культуры речи и взаимоотношений;

-развивать умение работать с иллюстративным материалом.

Воспитательные:

- познакомить учеников с фактами героизма и мужества русских

воинов, проявленных в войне за освобождение братских народов.

-на примере доблести и мужества российской армии воспитывать чувство любви и гордости за Родину;

-содействовать развитию интереса к предмету;

- повышать уверенность обучающихся в себе, мотивации учения.

Форма урока – комбинированный с использованием информационных технологий.

Тип урока: изучение нового материала

Примененные технологии:

-технология совместно-распределенной деятельности (групповая работа);

 -проблемный метод;

-ИКТ

Элементы ФГОСа: целеполагание, работа по маршрутному листу, рефлексия.

Основные понятия:

- Сан-Стефанский мирный договор 19 февраля 1878г.

- Берлинский конгресс июнь 1878г.

- Плевна

- Никополь

- Шипкинский перевал

Оборудование урока.

1.Раздаточный материал: рабочие листы, иллюстрации картин В.В. Верещагина

2.Мультимедийная презентация, созданная учениками и учителем 

3. Анимированная карта «Русско-турецкая война 1877-1878гг.»

4.Видео "Памяти героев русско-турецкой войны 1877-1878гг."http://www.youtube.com/watch?v=l9n3xxDYffs

5. Фрагмент из кинофильма «Турецкий гамбит»; 

Учебно-методическое обеспечение: учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России XIX век.» 8 класс, поурочные разработки к учебнику А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России XIX век.» 8 класс

5.  Документы к уроку.

Интернет-ресурсы:

1.Материалы портала Великие войны в истории Россииhttp://federacia.ru/encyclopaedia/war/turkey_9/

2.Материалы Википедии (свободной) https://ru.wikipedia.org/wiki/


Ход урока:

  1. Вступление. Работа по маршрутному листу.

Просмотр фрагмента из кинофильма «Турецкий гамбит»; 

Смотрим видео "Памяти героев Русско-турецкой войны".

 Какие ключевые слова чаще всего повторялись в песне?

Турки, Шипка, Сулейман-паша, слава, стрелки.

Учитель.  28 ноября 1887 года в Москве, в сквере на площади у Ильинских ворот, в день 10-летия освобождения Плевны был открыт памятник-часовня. Скромная надпись на нем гласит: “Гренадеры своим товарищам, павшим в славном бою под Плевной. В память войны с Турцией 1877-1878 г.г.”. Многие люди проходят мимо, ничего не зная ни о войне, ни о событиях под Плевной, ни о тех, в честь кого воздвигнут этот памятник. Давно ушедшие люди с их страстями, помыслами и поступками, море их крови и слез, пестрые факты, широкие обобщения, разноречивые выводы – в этой бездне минувшего очень легко потеряться. Того, что было, больше никогда не будет. И потому, кажется, что без всего этого можно обойтись, найдя радость в честном заработке на кусок хлеба.

Однако память – это ничем не заменимый хлеб насущный, без которого невозможно достойно, мужественно встретить будущее.

Учитель. О каких событиях мы будем говорить? Где происходили события, о которых мы будем говорить? Кто были участниками этих событий. Интересы каких стран столкнулись на тот момент на Балканском полуострове ?
Ученики.  На Балканском полуострове столкнулись интересы Англии, России и Турции. 
Учитель. Все верно, наш разговор сегодня о русско-турецкой войне 1877-1878 г.г.

 Это еще одна из многочисленных страниц сложных взаимоотношений этих стран.
Итак, тема урока – русско-турецкая война 1877-78 гг.

Зная тему, какую цель вы перед собой ставите?

Ученики. Изучить русско-турецкую войну 1877-78 гг.
Учитель. Для достижения этой цели какие вопросы или задачи необходимо решить? По какому плану мы будем изучать тему?
Ученики. Мы будем изучать тему по алгоритму изучения войны:

1)дата

2)причины

3) ход войны

4) итоги войны

5) значение войны

6) полководцы

7)причины победы или поражения. 
Учитель. Правильно, это обычный алгоритм изучения войны в истории.
Запись в маршрутном листе плана урока.

Учитель.  Были ли войны, где эти страны воевали против России? Как закончились? Предположите, будут ли страны довольны, если Россия выиграет эту войну?

Ученики: В XIX веке остро стоял так называемый восточный вопрос- вопрос о влиянии великих держав на Балканском полуострове. Великие державы не хотели усиления России в этом регионе. В качестве примера можно привести Крымскую войну 1853-1856 гг.

Учитель: Какую проблему поставим перед собой?

Ученики: Определяем проблему урока: триумф или позорное поражение в русско-турецкой войне 1877-78 гг.?

Запись в маршрутном листе.

Учитель. Ребята, какие умения, навыки вам понадобятся в предстоящей работе   ?
Ученики.  Умение систематизировать, анализировать, сравнивать. Умение работать с учебником, историческими документами, картой.

Учитель: Ребята, вы будете работать в группах – отметьте, какие навыки вам пригодятся в ходе этой работы   ?
Ученики.
 Умение работать в команде, умение публичного выступления, умение самостоятельно делать обобщения и выводы, для руководителей групп - лидерские качества.

Учитель. Ребята, где мы можем применить полученные знания?

Ученики. Эти знания мы можем применить при изучении других войн. События, которые мы изучаем, находят отражение в художественных фильмах.

Запись в маршрутном листе урока.

Маршрутный лист - приложение II.

II. Актуализация знаний

Назовите направления внешней политики Александра II? (Ближневосточное направление, Европейское направление, Среднеазиатское направление, Дальневосточное направление)

 Можем ли мы назвать Лондонскую конференцию март 1871 (протокол о нейтрализации Черного моря) назвать «триумфом российской дипломатии»?

III. Изучение нового материала.

Этап получения новых знаний проходит по плану урока в ходе групповой работы.

 Учитель заранее делит обучающихся на группы.

 Названия групп: Теоретики, Хронисты, Мемуаристы, Дипломаты.

1.Распределение заданий. Учитель раздает задание группам, рабочие листы, карты, иллюстрации картин. Капитан группы распределяет задания, назначает выступающих. Каждая группа готовит ответ на проблемный вопрос урока и презентацию своего ответа.

 На подготовку выступлений дается 20 мин.

Задания для групп.

Теоретики определяют суть балканского кризиса, причины войны, цели России в войне, изучают документы по теме.

Хронисты изучают военные действия по учебнику, заполняют таблицу, составляют рассказ по анимированной карте.

Дипломаты сравнивают условия Сан-Стефанского и Берлинского мирных договоров, показывают изменения по анимированной карте.

Мемуаристы составляют мемуары - рассказ о Скобелеве М.Д., заполняют таблицу "Герои русско-турецкой войны", находят стихи о войне.

3.Выступления учащихся. Ответы выступающих сопровождаются электронной презентацией.

4. Ответы на проблемный вопрос.

 Россия нанесла смертельный удар Османской империи, однако желанная цель гегемонии на Балканах и контроля над Константинополем и черноморскими проливами не была достигнута. Борьба за влияние на Балканском полуострове продолжалась.

Звучит запись песни «Алеша» (сл. К. Ваншенкина, муз. Э. Колмановского).

Вопрос - Кто знает, о чем поется в этой песне?

Если ученики затрудняются с ответом, то учитель рассказывает о монументе «Алеша», установленном в болгарском городе Пловдиве, в честь советских воинов освобождавших его от гитлеровских фашистов, в годы второй мировой войны. О том, что недавно был организован референдум о судьбе памятника, однако народ высказался против его уничтожения.

А ведь недалеко от Пловдива, на горе Шипка стоит другой монумент (фотокопия), воздвигнутый в честь русских воинов, освобождавших Болгарию от многовекового турецкого владычества в ходе русско-турецкой войны 1877 -78 годов.

  Вопрос-Каково ваше отношение к этим событиям?

IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Руководитель группы выставляет оценку за работу на уроке. Он также оценивает работу группы в целом. Учитель корректирует оценки.

Оценочный лист работы группы - приложение III.

V. Домашнее задание.

Параграф читать, заполнить в маршрутном листе урока лист самооценки.

Напишите сочинение на тему «Русско-турецкая война 1877-1878 гг. – победа армии или поражение дипломатии».


Снова сражаются братья-славяне.
Полнится гневом родная страна,
Шлёт добровольцев, и скоро нагрянет
С турками новая наша война.

Через Дунай мы ведём переправу,
Быстро, решительно рвёмся вперёд:
Или добудем победу и славу,
Иль неудача в сражениях ждёт.

Вот уже Шипкинским мы перевалом
Стали владеть, янычары бегут.
Только Осман-паше Плевну отдали,
Вновь эту крепость нам не отдадут.

Держим под Шипкой с трудом оборону,
Столько отбили опасных атак.
Лезет и лезет упорно по склону
Превосходящий нас силами враг.

Но подоспело и к нам подкрепленье –
Шипку удержим в надёжных руках:
Как ни стремились враги к окруженью,
Но не смогли, потерпели в том крах.

Плевна же держится – хочет сражаться,
Обороняется храбрый Осман;
В городе голод – им не удержаться;
Наш – не турецкий! – сбывается план.

Скобелев войско провёл сквозь Балканы,
Западней Шипки удачно прошёл
Туркам в тыл – лагерь их русскими занят.
Вроде бы всё у нас шло хорошо:

Вышли мы возле турецкой столицы,
Не огрызается раненый враг,
В Константинополь могли устремиться...
Только опасен решительный шаг:

Объединятся тотчас же державы,
Запада волю начнут диктовать,
И нам не хватит ни силы, ни славы,
Чтобы с Европой одним воевать.

Вот потому-то и очень опасно
Сделать последний, решительный шаг.
Мир подписать вместе с Портой согласны...
Хоть белый флаг и выкидывал враг.

Освобождение Болгарии

И слышен крик, убитый горем,
Залиты кровью города.
Славянам жить опять в неволе?
Забыть свободу навсегда?

Свирепствуют башибузуки,
Как во́лки рвут тела на части.
В крови утоплены все руки,
Как звери радуются власти.

Не равны силы, нет победы.
Народ балканский покорён.
Но не напрасны были жертвы
И дух славян не истреблён.

Молчит реакция Европы,
На зверства и на смерть людей.
И редко лишь доходит шёпот,
Готовность всё забыть скорей…

И на восток подняты очи,
Во взгляде страстная мольба,
И рана сильно кровоточит,
И не приемлет власть врага.

Россия не потерпит зверства,
Напрасную людскую смерть.
Пора покончить с изуверством,
Доколе можно всё терпеть.

Война за честь и за свободу
Объявлена — готовься враг.
С воодушевления народа,
И это лишь победный знак.

Запомнят навсегда героев,
Освободительной войны,
Добытую свободу боем,
Российской армии сыны.

И за царя, и за Россию,
За братский и родной народ,
И за свободу от насилья,
Прошёл в войне тяжёлый год.

Война жестокая реальность,
И жертв почти не сосчитать,
И геноцид врагу банальность,
На жизнь людскую наплевать.

Полвека в рабстве и неволе,
Полвека с хомутом, в цепях
Полвека горя, страшной боли,
Как птица, вечная в сетях.

И правда снова торжествует.
Наказан и повержен враг.
Родной народ Балкан ликует,
Свободы поднят в небо флаг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русско-турецкая война 1877-1878 гг

урок - обобщение. Позволяет  обобщить и углубить знания о войне, продолжить формировать умение работы с историческими источниками....

Русско-турецкая война 1877-1878 г.г.

Данный материал знакомит студентов 1 курса  с причинами, ходом войны, на примере мужества русской армии воспитывая чувство гордости за свою Родину. При работе с историческим документом научить вы...

Урок по истории России в 8 классе "Русско-турецкая война 1877-1878 гг"

Данный урок проводится в 8 классе. Для большей эффективности рекомендуется использование различных ИКТ....

"Русско-турецкая война 1877–1878 гг."

"Русско-турецкая война 1877–1878 гг."...

Тема урока: Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Тема урока: Русско-турецкая война 1877-1878 гг.Цели урока: - используя субъектный опыт учащихся, подвести их к...