Тест "Эпоха дворцовых переворотов"
тест по истории (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тесты по теме «Эпоха дворцовых переворотов»
1. Какой год должен занять пустующее место в ряду: 1730 г., 1741 г.,_____ , 1801 г.?
1) 1721 г. 2) 1755 г. 3)1762 г. 4) 1775 г.
2. Расположите имена правителей России в порядке их царствования.
1) ПетрI 3) Елизавета Петровна
2) Алексей Михайлович 4) Анна Иоанновна
3. Расположите в хронологическом порядке названия войн, которые Россия вела в ХV1-ХVШ вв.
1) Семилетняя война
2) Северная война
3) Ливонская война
4) война с Речью Посполитой за возвращение Смоленска
4. В какие годы произошли дворцовые перевороты в России? Укажите две верные даты из четырех предложенных.
1) 1645 г. 2) 1727 г. 3) 1762 г. 4) 1801 г.
5. В ходе какой из названных войн русские войска заняли Берлин?
1) Ливонской 2) Северной 3) Смоленской 4) Семилетней
6. Известный полководец, написавший книгу «Наука побеждать», — это
1) П.А.Румянцев 3) Ф. Ф. Ушаков
2) А. В. Суворов 4) М. И. Кутузов
7. Кто из названных правителей пришел к власти в результате дворцовых переворотов? Укажите два верных имени из четырех предложенных.
1) Петр I 3) Павел I
2) Елизавета Петровна 4) Екатерина II
8. Законосовещательный орган, созданный при Екатерине I, назывался
1) Сенатом 3) Верховным тайным советом
2) Советом министров 4) Государственной думой
9. Какое из названных понятий относится к эпохе дворцовых переворотов в России?
1) «семибоярщина» 3) опричнина
2) «хованщина» 4) бироновщина
10. Анна Иоанновна заняла императорский трон
1) в результате избрания Земским собором
2) по завещанию Петра I
3) в результате дворцового переворота
4) по приглашению Верховного тайного совета
11. Кто из названных правителей пришел к власти в результате дворцовых переворотов?
1) Алексей Михайлович, Петр II 2) Петр I, Павел I
4) Елизавета Петровна, Екатерина II 3) Екатерина I, Петр III
12. Что из названного относилось к следствиям дворцовых переворотов XVIII в.?
1) ограничение власти императора Государственным советом
2) учреждение органов земского самоуправления
3) рост привилегий гвардии
4) создание жандармского корпуса
13. Где в царствование Елизаветы Петровны был открыт первый в России университет?
- в Санкт-Петербурге 3) в Москве
- в Кенигсберге 4) в Киеве
14. Историческое полотно В.И. Сурикова «Меншиков в Березове» воссоздает события, связанные
1) с дворцовыми переворотами 3) со стрелецкими бунтами
2) с Северной войной 4) с крестьянским восстанием под руководством К. Булавина
15. Кто из российских монархов находился на престоле лишь полгода?
1) Иван VI 3)Петр III
2) Екатерина I 4) Борис Годунов
16. К мещанскому сословию в России конца XVIII века относились:
1) городские ремесленники 3) домовладельцы
2) мелкие торговцы 4) все указаные
17. Казачество в XVIII - начале ХХ в. - это:
1) люди работавшие по найму 3) городовые
2) военное сословие 4) сторожевые
18. Отметьте причину дворцовых переворотов.
1) заинтересованность дворянства в расширении своих привилегий
2) стремление иностранных держав усилить свое влияние на политику российских императоров
3) неспособность правителей решать внутренние экономические проблемы
4) недовольство высшего общества внешней политикой самодержцев
19. Какое из названных имен связано с Семилетней войной?
1) Франц Лефорт 3) Петр Румянцев
2) Григорий Орлов 4) Михаил Скопин-Шуйский
20. Тип государственной власти, при которой власть монарха приобретает неограниченный характер, сословно-представительные органы перестают действовать
1) бюрократизм 3) авангардизм
2) абсолютизм 4) протекционизм
21. Основной задачей внешней политики России во второй половине XVIII в. являлась(лось)
1) борьба за выход к Балтийскому морю 3) продвижение в Западную Сибирь
2) борьба за выход к Черному морю 4) завоевание колоний на Балканах
22. Отметьте одного из сподвижников императрицы Анны Иоанновны.
1) А. Разумовский 3) Ф. Лефорт
2) Э. Бирон 4) А. Курбский
23. Государственная политика покровительства отечественной промышленности и торговле
1) секуляризация 3) опричнина
2) протекционизм 4) меркантилизм
24. Как называется проведенный в XVIII в. перевод церковной земельной собственности в государственную?
1) секуляризация 3) меркантилизм
2) отходничество 4) земство
25. Эпоха «дворцовых переворотов» характеризуется
1) ослаблением крепостного гнета
2) ослаблением аппарата центральной власти
3) поражениями в войнах с иностранными государствами
4) усилением роли гвардии
26. Период правления императрицы Анны Иоанновны вошел в историю как
1) хованщина 3) бироновщина
2) правление верховников 4) аракчеевщина
27. Что из названного относится к политике Елизаветы Петровны в области образования?
1) начало книгопечатания 3) открытие Московского университета
2) создание циферных школ 4) открытие Царскосельского лицея
28. Что было условием получения Анной Иоанновной российского престола?
1) ликвидация Верховного Тайного совета, восстановление роли Сената
2) сосредоточение в руках императрицы командования гвардейскими полками
3) освобождение дворян от обязательной военной службы
4) совместное правление императрицы с Верховным Тайным советом
29. Как назывался созданный в XVIIIв. один из главных органов государственной власти в России?
1) Боярская дума. 3) Земский собор.
2) Сенат 4) Государственная дума
30. С каким из названных событий связано понятие «кондиции»?
1) реформами Петра I 3) восшествием на престол Екатерины I
2) реформами Павла I 4) восшествием на престол Анны Иоанновны.
31. В приведенном ниже списке предоставлены события, произошедшие в царствование Елизаветы Петровны и Екатерины II. Выберите из списка события, относящиеся к эпохе Елизаветы Петровны.
1) введение на Украине крепостного права
2) начало Семилетней войны
3) отмена внутренних таможен
4) первый раздел Польши
5) создание Уложенной комиссии
6) издание указа о праве помещика ссылать крепостных в Сибирь.
32. Прочите отрывок из работы С.М. Соловьева «История России с древнейших времен» и укажите монарха, о царствовании которого идет речь.
«Естественно было окружить себя людьми, которые не могли быть оскорблены иноземством фаворита… таков был Остерман, умнейший и опытнейший государственный человек в делах внешних и внутренних, которого сами русские признавали необходимым… таков был Миних – генерал-фельдцейгмейстер, военный талант первоклассный. Опираясь на Остермана в делах внутренних и в делах внешней политики, на Миниха в делах военных, на Левенвольда при дворе, можно быть покойну. Можно ласкать и русских, людей неопасных, без претензий: таков князь Алексей Михайлович Черкасский, знатный человек и первый богач».
- Петр I 3) Анна Иоановна
- Петр III 4) Елизавета Петровна
33. Прочтите отрывок из работы историка Е.В. Анисимова «Женщины на российском престоле» и укажите, о какой императрице в нем идет речь.
«В погоне за модой императрица всегда была первой. Современники пишут, что ______________ никогда ненадевала одного и того же платья дважды – более того – меняла их по нескольку раз в день. Подтверждение того мы находим в описании пожара в Москве в 1753 году, когда во дворце сгорело четыре тысячи платьев императрицы. Воспитатель императора обнаружил в ее гардеробе 15 тысяч платьев, совсем не ношенных, два сундука шелковых чулок, несколько тысяч пар обуви и больше сотни неразрезанных кусков богатых французских материй».
1) Екатерина I 3) Елизавета Петровна
2) Екатерина II 4) Анна Иоанновна
34. Прочтите отрывок из письма, адресованного И. И. Шувалову (1754 г.), и укажите фамилию автора письма.
«...уповая на отеческую Вашего превосходительства ко мне милость и великодушие, принимаю смелость предложить мое мнение о учреждении Московского университета кратко вообще.
1) Главное мое основание, сообщенное Вашему превосходительству, весьма помнить должно, чтобы план Университета служил во все будущие роды. Того ради, несмотря на то, что у нас ныне нет довольства людей ученых, положить в плане профессоров и жалованных студентов довольное число. Сначала можно проняться теми, сколько найдутся. Со временем комплект наберется. Остальную с порожних мест сумму полезнее употребить на собрание университетской библиотеки, нежели, сделав ныне скудный и узкий план по скудости ученых, после, как размножатся, оный снова переделывать и просить о прибавке суммы...».
1) В.Н.Татищев 3) Н. И. Новиков
2) М. В. Ломоносов 4) Е. Р. Дашкова
35. Прочтите отрывок из документа и напишите его название.
«Понеже по воле всемогущего Бога и по общему желанию российского народа мы по преставлении всепресветлейшего державнейшего Великого государя Петра Второго, императора и самодержца всероссийского, нашего любезнейшего государя племянника, императорский всероссийский престол вос-прияли... того ради, чрез сие наикрепчайше обещаемся, что и наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, но и крайнем и всевозможном распространении
православные нашея веры греческого исповедания, такожде, по приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника, ни при себе, ни по себе никого не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:
1) Ни с кем войны не всчинять.
2) Миру не заключать.
3) Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать...
А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской».
36. Прочтите отрывок из работы В. О. Ключевского и назовите императора, о котором говорится в отрывке.
«На русском престоле [он] стал еще более голштинцем, чем был дома... Он боялся всего в России, называл ее проклятой страной и сам выражал убеждение, что в ней ему непременно придется погибнуть, но нисколько не старался освоиться и сблизиться с ней... В его царствование было издано несколько важных и дельных указов, каковые были, например, указы об упразднении Тайной канцелярии, о позволении бежавшим за границу раскольникам воротиться в Россию с запрещением преследовать за раскол <...> вышел и указ о вольности дворянства. Но сам [император] мало заботился о своем положении и скоро успел вызвать своим образом действий единодушный ропот в обществе».
37. Прочтите отрывок из сочинения историка и ответьте на вопросы.
«С приходом к власти [императрица] заменила всех сановников-немцев русскими людьми. В управлении страной формально возродилась линия Петра I, но слишком далеко по уму и размаху реформаторства стояла дочь от отца. В ее царствование были достигнуты успехи в развитии науки и культуры, во внешней политике, чему способствовала деятельность М. В. Ломоносова, П. И. и И. И. Шуваловых...».
1) Назовите императрицу, о которой идет речь, и обстоятельства, при которых она пришла к власти.
2) На основе предложенного текста и знаний из курса истории приведите примеры успехов во внутренней и внешней политике этой императрицы, о которых упоминает автор.
38. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь.
«В своем несчастье он, на удивление всем, проявлял необыкновенную твердость духа. Отчужденный от всего мира, среди лесных просторов Сибири бывший генералиссимус не роптал на свою судьбу и всячески ободрял детей. На крутом берегу реки с помощью своих слуг он построил дом и церковь. Для бывшего повелителя России тихо проходили дни в скромном доме в суровом краю.
В сибирской ссылке он прожил менее полутора лет, 12 ноября 1729 г. он умер и был похоронен в построенной им церкви рядом со своей дочерью. Так закончил свой земной путь один из выдающихся государственных деятелей ХVIII столетия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку истории "Дворцовые перевороты"
Презентация поможет при проведении урока истории в 7 класса по теме "Дворцовые перевороты"...
Дворцовые перевороты
Презентация по истории России по теме: "Дворцовые перевороты". В презентации отражены причины дворцовых переворотов в России, а так же исторические персонажи эпохи дворцовых переворотов....
тест "От Смутного времени до эпохи дворцовых переворотов"
Проверочный тест по истории России "От Смутного времени до эпохи дворцовых переворотов"...
Эпоха дворцовых переворотов
Это мероприятие разрабатывалось к аттестации на 12 разряд. Основной посыл в том, чтобы облегчить запоминание довольно запутанного материала. Чередование правителей на троне показывается "в лицах".Мину...
Дворцовые перевороты
Конспект урока по истории для 7 класса...
Разработка урока и методические рекомендации учителю по теме: "Дворцовые перевороты"
Обилие информации на сегодняшний день, окружающей ребенка по телевидению и Интернету, создает как благо, так и колоссальную опасность, так как школьник получает доступ к любой информации и точка...
Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»
«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...