Рабочая программа по истории Костромского края 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе
региональной программы по истории Костромского края 6-9 кл.(составители Булдаков К.А.,Веселов В.Р.,Воротной К.В.,Миловидов В.Л. Ответственный редактор: дин,профессор В.Л.Миловидов.)
Учебники:
К.А.Булдаков «Костромской край» Ярославль 1992(пособие для 7-8кл. соответствует изучаемому материалу в 6-8кл.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_kostr.kraya-7.docx | 37.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе
региональной программы по истории Костромского края 6-9 кл.(составители Булдаков К.А.,Веселов В.Р.,Воротной К.В.,Миловидов В.Л. Ответственный редактор: дин,профессор В.Л.Миловидов.)
Учебники:
К.А.Булдаков «Костромской край» Ярославль 1992(пособие для 7-8кл. соответствует изучаемому материалу в 6-8кл.)
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
Происходящие преобразования в обществе заставляют россиян всё чаще обращаться к своему прошлому. Как никогда, возросло ныне значение исторического знания. Составной, органической частью отечественной истории является история Костромского края с его особенностями, региональной спецификой и традициями. Наш край внёс заметный вклад в становление, развитие и защиту российской государственности,в социально-экономические преобразования ,в духовную жизнь общества. Изучение истории родного края имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует формированию личности, воспитанию учащихся в духе патриотизма, гражданственности, понимания исторической обусловленности и необходимости преобразований, помогает осмыслить сегодняшний день в контексте исторического опыта. Предлагаемая программа для 6-9 классов школы подготовлена с учётом современных достижений исторической науки. Важной особенностью программы является освещение истории, края в тесной связи с историей Отечества. Трудности в изучении этого курса заключаются в следующем: нет новых программ и новых учебников по данному курсу, приходится пользоваться устаревшими пособиями и такой же методической литературой.
Цель изучения региональной истории — обеспечение понимания учащимися единства всемирно-исторического процесса через изучение истории родного края и ее интеграцию с «большой историей».
Задачи курса История Костромского края:
- содействовать формированию у учащихся исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;
- развивать интегративную систему знаний у учащихся, способность видеть место и роль Костромского края в истории России;
- прививать умение осуществлять исторический анализ и синтез, понимание взаимовлияние исторических событий и процессов;
- способствовать формированию у учащихся системы позитивных гуманистических ценностей, воспитанию неприятия шовинизма, национализма, милитаризма;
- содействовать воспитанию патриотических чувств, осознания причастности к истории и судьбе своей Родины, готовности принять деятельное участие в решении проблем своего края и страны.
На изучение тем отведено34 часа.
Содержание учебного курса
История Костромского края с древнейших времен до конца 15 в.
Тема 1. Костромской край в древности (до 13 в.). От меря до Костромы
Древнейшие жители Верхней Волги. Первые поселения. Угро-финские племена. Хозяйство и общественный строй мерян. Юрий долгорукий. Первое упоминание в летописи о Костроме. Что значит слово «Кострома»? Самобытная жизнь древней Костромы: праздники и обряды.
История изучения археологии в Костромском крае: исследователи, деятельность научных организаций в сфере археологии (Костромская губернская ученая архивная комиссия и Костромское научное общество по изучению местного края). Первые люди на Костромской земле: каменный и бронзовый века (мезолит; неолит: памятники с ямочно-гребенчатой керамикой, галичская культура; энеолит: волосовская культура; эпоха бронзы: фатьяновская культура). Железный век (протомерянские культуры в Костромском Поволжье; дьяковская и ананьинская культуры). Эпоха Древней Руси: население Костромского Поволжья в XII-XIII вв. Археология городов, крепостей и селищ XII-XIII вв.
Тема 2. Костромское княжество в 13-15 вв.
Образование Костромского и Галицкого княжеств. Князь Василий Ярославович. Василий Ярославич, по прозвищу Мизинный, годы жизни 1236—1276 гг. (полноправный самостоятельный князь костромской в 1247—1276 гг., вел. кн. владимирский в 1272—1276 гг., кн. новгородский в 1272—1276 гг.) очень любил Кострому, даже вступив на великокняжеский престол, он не изменил своего местожительства. Василий Ярославич, владея Великим княжеством Владимирским, жил в Костроме, которая по 1276 г. включительно была столицей Великого княжества Владимирского, политическим центром Северо-Восточной Руси. Со смертью в 1276 году Василия Ярославовича, не имевшего детей и не оставившего наследников, земли княжества, как выморочные отошли в состав Владимирского княжества. Позднее оно вошло в состав земель Московского княжеского дома. До XV века на территории края располагались два княжества — Костромское и Галичское. Галичские князья в XV веке спорили за первенство с московскими, но проиграли эту борьбу. Во времена Московского царства были образованы Костромской и Галичский уезды.
Тема 3. Костромской край в 16-нач.17 вв.
Костромской край в период правления Ивана Грозного. А. Адашев – костромской дворянин, «душа» правительства Избранной Рады. Костромские земли в период опричнины. Костромичи-участники походов в Поволжье и Ливонской войны. Смута в истории Костромского края. Боярский род Годуновых и Костромской край. Костромичи – участники второго ополчения. Избрание костромского боярина М. Романова на царство.
Тема 4. Монастыри и церкви
В разное время в современных границах Костромской области существовало, по крайней мере, около 60 монастырей. Древнейшими среди них являлись Спасо-Запрудненский и Ипатьевский, основанные в окрестностях Костромы в ХШ в. Во второй половине XIV в. учениками Сергия Радонежского на костромской земле был создан целый ряд обителей. Один прп. Авраамий Галичский и Чухломской основал в галичско-чухломских пределах четыре монастыря. В XVI-XVII вв. в нашем крае возникло немало новых монастырей, в их числе: Спасо-Геннадиев, основанный прп. Корнилием Комельским, Благовещенский Ферапонтов, основанный прп. Адрианом Монзенским, Богородицко-Игрицкий под Костромой и др. Территориально монастыри были размещены неравномерно: большая их часть находилась в западной части края (два «сгустка» обителей сосредоточены в древнейших городах — Костроме и Галиче). В восточной части, за р. Унжей, имелись лишь единичные монастыри (подобная ситуация обусловлена исторически, ведь большая часть заунженского края в состав российского государства вошла лишь во второй половине XVI в.). С эпохи Петра I для монастырей началось трудное время, продолжавшееся вплоть до начала XIX в. В 1764 г. в ходе секуляризационной реформы 16 костромских монастырей были закрыты и обращены в приходские церкви. Новые монастыри на костромской земле стали возникать лишь во второй половине XIX в. Всего к 1917 г. в Костромской епархии действовало 19 монастырей. Все они после революции, в 1919-1929 гг., были закрыты. В настоящее время в Костромской епархии действует 7 обителей.
Тема 5. Династия Романовых и Костромской край
История рода бояр Романовых. Костромские владения Романовых: с. Домнино Костромского уезда. Эту вотчину Ксения Ивановна Шестова (инокиня Марфа) получила в приданое от своего отца. Вотчина была довольно обширна: состояла из села Домнино, где у Марфы Ивановны был двор и богато убранная Воскресенская церковь; сельца Хрипели, 32 деревень и 15 починков; населена она была плотно – 1650 душами обоего пола, пустых дворов в ней не было, бобылей жило очень мало, крестьянам жилось в вотчине привольно.
Кострома – колыбель новой династии. Избрание на царство Михаила Романова. Подвиг Ивана Сусанина. Романовы и Кострома: «По Костроме цари ходили…» (посещения Костромы царями рода Романовых). Празднование 300-летия династии Романовых в Костроме.
Планируемые результаты
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации сточки зрения собственных ощущений в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых предметов материальной среды, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в процессе наблюдения, рассуждения, самые простые, общие для всех людей правила поведения;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие и простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Медапредметными результатами является формирование следующих УУД:
Регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- высказывать свое предположение на основе коллективного обсуждения заданий.
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в справочной литературе;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя энциклопедии, Интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- преобразовывать полученную информацию, делать выводы о результате деятельности.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, в проектах, в небольших исследовательских работах;
- слушать и понимать речь других;
- понятно формулировать вопросы.
Предметными результатами является формирование следующих знаний и умений:
- объяснять, что такое Краеведение, что оно изучает;
- называть государственные символы Костромского края, символы родного города (посёлка);
- ориентироваться на карте Костромского края, называть 2-3 соседей нашего края, 2-3 национальности, населяющих наш край;
- рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе, домашних животных;
- охранять природу родного края;
- выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
- ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;
- анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
- создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;
- вести исследовательскую работу и решать проектные задачи самостоятельно, во взаимодействии с другими учащимися или с помощью взрослых.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика
Критерии оценки знаний учащихся таковы:
- глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
- твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
- неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
- наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
- отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко)*.
*Коджаспирова Г.М. Педагогика. –М., изд. ВЛАДОС, 2004
ФОРМИРУЕМЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧЕНИКА
В результате изучения истории ученик должен
- знать основные этапы и ключевые события истории России, мира и Костромского края;
- знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- знать изученные виды исторических источников;
- уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;
- уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, сжато давать ответ;
- уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
- использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
- выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
- уметь анализировать исторические явления, процессы факты;
- группировать исторические явления и события по заданному признаку;
- уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
- выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России, мира Костромского края, достижениям культуры;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности; - уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.
- обладать правовой грамотностью.
Тематическое планирование
№ | Название темы | Тема урока | Тип урока | Основные понятия | Основные умения | |
1 | Костромской край в древности (до 13 в.). От меря до Костромы | Костромской край в период образования Древнерусского государства | 1 | комбинированный | Освоение земель края | Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя |
2 | Мерянские поселения в крае | 1 | Урок-лекция | Расселение мерян на территории края | пересказ | |
3-4 | Костромской край в составе великого княжества Владимирского | 2 | Урок-лекция | Костромской край при Юрии Долгоруком | Давать самостоятельную оценку историческим явлениям | |
5 | Костромское и Галицкие княжества | 1 | комбинированный | Превращение Костромы в политический центр Северо-Восточной Руси. | Сравнивать исторические явления | |
6 | Предпосылки и условия развития культуры края. | 1 | Урок-презентация | Особенности | зодчество | |
7-8 | Основание Костромы. Борьба с монгольскими завоевателями | 2 | комбинированный | Костромской край в этот период | Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложен | |
9 |
| Родной край в древности. | 1 | Комбинированный | Первые поселения на территории нашего края. Занятия населения.
| Выявлять особенности развития края. |
10 | Костромское княжество в 13-15 вв | Социально-экономическое развитие края в 14-п.п.15 | 1 | Урок-лекция | Ипатьевский монастырь, его значение как духовно-культурного центра и стратегического пункта. | Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя |
11 | Начало возвышения Москвы и включение в состав её владений территории края | 1 | Урок-лекция | Условия присоединения Костромского и Галицкого княжеств | Сравнивать исторические явления | |
12 | Костромичи | 1 | Комбинированный Самостоятельная работа: «Костромской край в период становления Русского государства» | Причины превращения Костромы в пункт сбора военных сил и организации отпора врагу | Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя | |
13 | Костромской рай в период объединения земель в княжение Василия 2 и Ивана 3 | 1 | Урок-лекция | Походы Ивана3 на Казань с участием костромичей | Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя | |
14 | Костромской край в княжение Василия 3 и Елены Глинской | 1 | комбинированный | Основан | Характеризовать деятельность исторических личностей | |
15 | Костромской край в 16-нач.17 вв | Усиление государственной власти в царствование Ивана 4 и Костромской край | 1 | комбинированный | Репрессии и конфискация земель костромских бояр. | Характеризовать деятельность исторических личностей |
16 | Участие костромичей в борьбе за присоединение Поволжья и Ливонской войне | 1 | Урок-лекция | Итоги и значение Ливонской войны | Обобщать исторические события и явления; делать выводы | |
17 | Монастыри и церкви | Деревянное и каменное зодчество | 1 | Творческий отчёт | Ипатьевский монастырь | Описывать достижения культуры; выявлять новые черты развития искусства. |
18 | Начало каменного строительства в других городах края. | 1 | Урок-презентация | Шатровая церковь в селе Красном | Описывать достижения культуры; выявлять новые ч | |
19 |
| Родной край в XIV – XVI веках. | 1 | Комбинированный | . Значение города. | Описывать достижения культуры; выявлять новые черты развития искусства. |
20 | Мой край родной, Костромской | 1 | Урок-выставка | Развитие культуры края | Иллюстративн.пересказ | |
21-22 | Династия Романовых и Костромской край | Григорий Отрепьев и Романовы | 2 | Урок-лекция | Образование тушинского лагеря | Анализ событий |
23 | Борьба с польскими интервентами | Урок-лекция | Ополчение северных городов | пересказ | ||
24-25 | Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова | 2 | Урок-семинар | Обряд возведения на царство | Анализ исторически событий | |
26-27 | Патриотический подвиг Ивана Сусанина | 2 | конференция | Жалованная грамота | Презентация исторически событий | |
28 | Экономическое развитие края в 17в. | Урок-лекция | Укрепление промыслов с рынком | Анализ Исторически событий | ||
29 | Укрепление крепостничества и обострение классовой борьбы | комбинированный | Восстание бедноты нерехтского посада | Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя | ||
30 | Крестьянская война под предводительством С.Разина и Костромской край | Урок-лекция | Распространение движения на территории края | Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя | ||
31-32 | Развитие культуры Костромского края в 17в. | 2 | Урок-презентация | Архитектурный облик Костромы 17в. | Описание достижений культуры | |
33-34 | Итоговое повторение. Защита проекта | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории Донского края 5-6 класс
Данная программа разработана на основе авторской программы О. Веряскиной, только без экскурсий и расчитанной на 34 часа...
Рабочая программа курса "История Владимирского края с древнейших времен до наших дней ", 9 класс
Программа составлена в контексте ФГОС....
рабочая программа по истории Донского края в 5 -9 классах
В рамках преподавания регионального компонента мною была разработана рабочая программа по изучению истории Донского края в 5-9 классах. За основу были взяты учебники, а так же методические пособ...
рабочая программа по истории Донского края в 5 -9 классах
В рамках преподавания регионального компонента мною была разработана рабочая программа по изучению истории Донского края в 5-9 классах. За основу были взяты учебники, а так же методические пособ...
рабочая программа по истории Донского края в 5 -9 классах
В рамках преподавания регионального компонента мною была разработана рабочая программа по изучению истории Донского края в 5-9 классах. За основу были взяты учебники, а так же методические пособ...
рабочая программа по истории Донского края в 5 -9 классах
В рамках преподавания регионального компонента мною была разработана рабочая программа по изучению истории Донского края в 5-9 классах. За основу были взяты учебники, а так же методические пособ...
Рабочая программа по истории Курского края 7-8 классы
Рабочая программа по истории Курского края 7-8 классы...