Рабочая программа по истории 8 класс
календарно-тематическое планирование по истории (8 класс) на тему

Тарасова Галина Леонидовна

Рабочая программа  по Истории разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Образовательной программы  основного общего образования ГБОУ Школа № 2088 «Грайвороново», примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов, рекомендованной Министерством образования и Науки РФ и авторских программ А.В. Ревякина «Всеобщая история» и А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной  «История России».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_8_tarasova_r.p.docx69.04 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа  по Истории разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Образовательной программы  основного общего образования ГБОУ Школа № 2088 «Грайвороново», примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов, рекомендованной Министерством образования и Науки РФ и авторских программ А.В. Ревякина «Всеобщая история» и А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной  «История России».

     

Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников. В действующих федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования, названы следующие задачи изучения истории в школе:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
  • развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
  • формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета, курса истории.

класс

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

8 класс

  1. освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
  2. экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
  3. сформированность  позитивной моральной самооценки и моральных чувств – чувства гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда при их нарушении;
  4. устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
  5. участие в общественной жизни на уровне школы и социума;

  1. умение анализировать причины проблем и неудач в выполнении деятельности и находить рациональные способы их устранения;
  2. формирование рефлексивной самооценки своих возможностей управления;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия.

  1. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  2. синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  3. выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, самостоятельно выбирая  основания для указанных логических операций;
  4. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  5. обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с наименьшим объемом к понятию с большим объемом;

работать с метафорами – понимать переносной смысл выражений, понимать и употреблять  обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

  1. вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими формами родного языка;
  2. умение аргументировать свою точку зрения , спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов способом;
  3. способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);
  4. устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

адекватное межличностное восприятие партнера.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Российсская империя в XIX – начале XX вв.

Россия на пути к реформам (1801–1861)

Александровская эпоха: государственный либерализм

Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного управления. М.М. Сперанский.

Отечественная война 1812 г.

Эпоха 1812 года. Война России с Францией 1805-1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России после победы над Наполеоном и Венского конгресса.

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию. Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.

Николаевское самодержавие: государственный консерватизм

Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политика в условиях политической консервации. Государственная регламентация общественной жизни: централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П.Д. Киселева 1837-1841 гг. Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность». Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства.

Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы в Европе. Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.

Крепостнический социум. Деревня и город

Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и крестьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Москва и Петербург: спор двух столиц. Города как административные, торговые и промышленные центры. Городское самоуправление.

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. Золотой век русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты. Народная культура. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры.

Пространство империи: этнокультурный облик страны

Народы России в первой половине XIX в. Многообразие культур и религий Российской империи. Православная церковь и основные конфессии (католичество, протестантство, ислам, иудаизм, буддизм). Взаимодействие народов. Особенности административного управления на окраинах империи. Царство Польское. Польское восстание 1830–1831 гг. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля.

Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли

Западное просвещение и образованное меньшинство: кризис традиционного мировосприятия. «Золотой век» дворянской культуры. Идея служения как основа дворянской идентичности. Эволюция дворянской оппозиционности. Формирование генерации просвещенных людей: от свободы для немногих к свободе для всех. Появление научных и литературных обществ, тайных политических организаций. Распространение либеральных идей. Декабристы – дворянские революционеры. Культура и этика декабристов.

Общественная жизнь в 1830 – 1850-е гг. Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественного мнения. Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Складывание теории русского социализма. А.И. Герцен. Влияние немецкой философии и французского социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов.

Россия в эпоху реформ

Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация

Реформы 1860-1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Конституционный вопрос.

Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия на Дальнем Востоке. Основание Хабаровска.

«Народное самодержавие» Александра III

Идеология самобытного развития России. Государственный национализм. Реформы и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественной самодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие. Независимость суда и администрация. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Консервация аграрных отношений.

Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории.

Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность

Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье «оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели.

Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграции сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения.

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта, связи. Рост образования и распространение грамотности. Появление массовой печати. Роль печатного слова в формировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки. Создание Российского исторического общества. Общественная значимость художественной культуры. Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство.

Этнокультурный облик империи

Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Поляки. Евреи. Армяне. Татары и другие народы Волго-Уралья. Кавказские народы. Народы Средней Азии. Народы Сибири и Дальнего Востока. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и религиозного возрождения у народов Российской империи. Национальная политика самодержавия: между учетом своеобразия и стремлением к унификации. Укрепление автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г. Еврейский вопрос. Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культур и народов.

Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений

Общественная жизнь в 1860 – 1890-х гг. Рост общественной самодеятельности. Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение.

Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма, марксизма и других направлений европейской общественной мысли. Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс. Всеобщая история 28ч. История России 40ч.

№ п/п

Тема  урока

КЭС

Количество часов

Дата по плану

По факту

1.

Начальный этап революции.

1

2

Развитие революции.

1

3.

Взлет и спад революции

1

4.

Период директории и консульства

1

5.

Наполеоновская Империя

1

6.

Международные отношения в 1815-1875 годах.

1

7.

Англия в конце XVIII- первой половине XIX века.

1

8.

Англия в конце XIX- первой половине XX века.

1

9.

Франция в 1815-1848 года

1

10.

Распространение радикальных идей в Европе

1

11.

Франция во второй половине XIX-начале XX века.

1

12.

Борьба за объединение Италии.

1

13.

Образование Германской Империи.

1

14.

США в конце  XVIII - первой  половине  XIX века.

1

15.

Гражданская война в  США

1

16.

США в 1865-1914 годах

1

17.

Начало крушения колониализма в Латинской Америке.

1

18.

Латинская Америка в поисках независимости

1

19.

Кризис Османской Империи.

1

20.

Страны центральной Азии.

1

21.

Китай.

1

22.

Япония.

1

23.

Африка.

1

24.

Формирование противоборствующих лагерей.

1

25.

У порога мировой войны.

1

26.

Мир человека индустриальной цивилизации.

1

27.

Художественная  культура эпохи

1

28.

Итоговое повторение по курсу «История нового времени»

1

№ п/п

Тема  урока

Кол-во часов

Дата по плану

По факту

1.

Внутренняя политика

в 1801-1806 гг.

2

Внешняя политика в 1801-1812 гг.

1

3.

Реформаторская деятельность М.М. Сперанского

1

4.

Отечественная война 1812 года.

1

5.

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813-1825 гг.

1

6.

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.

1

7.

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.

1

8.

Общественное движение при Александре I.

1

9.

Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов.

1

10.

Внутренняя политика Николая I.

1

11.

Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг. XIX века.

1

12.

Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг.

1

13.

Общественное движение в годы правления Николая I.

1

14.

Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя.

1

15.

Образование и наука.

1

16.

Русские первооткрыватели и путешественники.

1

17.

Художественная культура.

1

18.

Быт и обычаи.

1

19.

Повторительно-обобщающий  урок.

1

20.

Накануне отмены крепостного права.

1

21.

Крестьянская реформа 1861 года.

1

22

Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в.

1

23

Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права.

1

24.

Общественное движение: либералы и консерваторы.

1

25.

Зарождение революционного народничества и его идеология.

1

26.

Революционное народничество второй половины 60-х – начала 80-х гг. XIX в.

1

27.

Внешняя политика Александра II.

1

28.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

1

29.

Внутренняя политика Александра III.

1

30.

Экономическое развитие в годы правления Александра III.

1

31.

Положение основных слоёв общества.

1

32.

Общественное движение в 80-90-х гг. XIX в.

1

33.

Внешняя политика Александра III.

1

34.

Просвещение и наука.

1

35.

Литература и изобразительное искусство.

1

36.

Архитектура, музыка, театр, народное творчество.

1

37.

Быт: новые черты в жизни города и деревни.

1

38.

Повторительно-обобщающий  урок.

1

39-40

Итоговое повторение

2

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета, курса истории.

класс

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

8 класс

  1. освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
  2. экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
  3. сформированность  позитивной моральной самооценки и моральных чувств – чувства гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда при их нарушении;
  4. устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
  5. участие в общественной жизни на уровне школы и социума;

  1. умение анализировать причины проблем и неудач в выполнении деятельности и находить рациональные способы их устранения;
  2. формирование рефлексивной самооценки своих возможностей управления;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия.

  1. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  2. синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  3. выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, самостоятельно выбирая  основания для указанных логических операций;
  4. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  5. обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с наименьшим объемом к понятию с большим объемом;

работать с метафорами – понимать переносной смысл выражений, понимать и употреблять  обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

  1. вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими формами родного языка;
  2. умение аргументировать свою точку зрения , спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов способом;
  3. способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);
  4. устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

адекватное межличностное восприятие партнера.

Содержание учебного предмета «История»

Российсская империя в XIX – начале XX вв.

Россия на пути к реформам (1801–1861)

Александровская эпоха: государственный либерализм

Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного управления. М.М. Сперанский.

Отечественная война 1812 г.

Эпоха 1812 года. Война России с Францией 1805-1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России после победы над Наполеоном и Венского конгресса.

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию. Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.

Николаевское самодержавие: государственный консерватизм

Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политика в условиях политической консервации. Государственная регламентация общественной жизни: централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П.Д. Киселева 1837-1841 гг. Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность». Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства.

Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы в Европе. Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.

Крепостнический социум. Деревня и город

Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и крестьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Москва и Петербург: спор двух столиц. Города как административные, торговые и промышленные центры. Городское самоуправление.

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. Золотой век русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты. Народная культура. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры.

Пространство империи: этнокультурный облик страны

Народы России в первой половине XIX в. Многообразие культур и религий Российской империи. Православная церковь и основные конфессии (католичество, протестантство, ислам, иудаизм, буддизм). Взаимодействие народов. Особенности административного управления на окраинах империи. Царство Польское. Польское восстание 1830–1831 гг. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля.

Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли

Западное просвещение и образованное меньшинство: кризис традиционного мировосприятия. «Золотой век» дворянской культуры. Идея служения как основа дворянской идентичности. Эволюция дворянской оппозиционности. Формирование генерации просвещенных людей: от свободы для немногих к свободе для всех. Появление научных и литературных обществ, тайных политических организаций. Распространение либеральных идей. Декабристы – дворянские революционеры. Культура и этика декабристов.

Общественная жизнь в 1830 – 1850-е гг. Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественного мнения. Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Складывание теории русского социализма. А.И. Герцен. Влияние немецкой философии и французского социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов.

Россия в эпоху реформ

Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация

Реформы 1860-1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Конституционный вопрос.

Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия на Дальнем Востоке. Основание Хабаровска.

«Народное самодержавие» Александра III

Идеология самобытного развития России. Государственный национализм. Реформы и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественной самодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие. Независимость суда и администрация. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Консервация аграрных отношений.

Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории.

Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность

Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье «оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели.

Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграции сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения.

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта, связи. Рост образования и распространение грамотности. Появление массовой печати. Роль печатного слова в формировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки. Создание Российского исторического общества. Общественная значимость художественной культуры. Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство.

Этнокультурный облик империи

Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Поляки. Евреи. Армяне. Татары и другие народы Волго-Уралья. Кавказские народы. Народы Средней Азии. Народы Сибири и Дальнего Востока. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и религиозного возрождения у народов Российской империи. Национальная политика самодержавия: между учетом своеобразия и стремлением к унификации. Укрепление автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г. Еврейский вопрос. Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культур и народов.

Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений

Общественная жизнь в 1860 – 1890-х гг. Рост общественной самодеятельности. Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение.

Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма, марксизма и других направлений европейской общественной мысли. Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.

Всеобщая история

Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в.

Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш. М. Талейран. Священный союз.

Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Политическое развитие европейских стран в 1815—1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма.

Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в.

Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны. Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм.

Соединенные Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861—1865). А. Линкольн.

Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в.

Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения.

Страны Азии в ХIХ в.

Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, «опиумные войны», движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сегунатаТокугава, преобразования эпохи Мэйдзи.

Война за независимость в Латинской Америке

Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств.

Народы Африки в Новое время

Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов.

Развитие культуры в XIX в.

Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.

Международные отношения в XIX в.

Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав.

Историческое и культурное наследие Нового времени.

Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности

Всеобщая история 28ч. История России 40ч.

№ п/п

Тема  урока

КЭС

Количество часов

Дата по плану

По факту

1.

Начальный этап революции.

1

2

Развитие революции.

1

3.

Взлет и спад революции

1

4.

Период директории и консульства

1

5.

Наполеоновская Империя

1

6.

Международные отношения в 1815-1875 годах.

1

7.

Англия в конце XVIII - первой половине XIX века.

1

8.

Англия в конце XIX- первой половине XX века.

1

9.

Франция в 1815-1848 года

1

10.

Распространение радикальных идей в Европе

1

11.

Франция во второй половине XIX-начале XX века.

1

12.

Борьба за объединение Италии.

1

13.

Образование Германской Империи.

1

14.

США в конце  XVIII - первой  половине  XIX века.

1

15.

Гражданская война в  США

1

16.

США в 1865-1914 годах

1

17.

Начало крушения колониализма в Латинской Америке.

1

18.

Латинская Америка в поисках независимости

1

19.

Кризис Османской Империи.

1

20.

Страны центральной Азии.

1

21.

Китай.

1

22.

Япония.

1

23.

Африка.

1

24.

Формирование противоборствующих лагерей.

1

25.

У порога мировой войны.

1

26.

Мир человека индустриальной цивилизации.

1

27.

Художественная  культура эпохи

1

28.

Итоговое повторение по курсу «История нового времени»

1

№ п/п

Тема  урока

Кол-во часов

Дата по плану

По факту

1.

Внутренняя политика

в 1801-1806 гг.

2

Внешняя политика в 1801-1812 гг.

1

3.

Реформаторская деятельность М.М. Сперанского

1

4.

Отечественная война 1812 года.

1

5.

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813-1825 гг.

1

6.

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.

1

7.

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.

1

8.

Общественное движение при Александре I.

1

9.

Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов.

1

10.

Внутренняя политика Николая I.

1

11.

Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг. XIX века.

1

12.

Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг.

1

13.

Общественное движение в годы правления Николая I.

1

14.

Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя.

1

15.

Образование и наука.

1

16.

Русские первооткрыватели и путешественники.

1

17.

Художественная культура.

1

18.

Быт и обычаи.

1

19.

Повторительно-обобщающий  урок.

1

20.

Накануне отмены крепостного права.

1

21.

Крестьянская реформа 1861 года.

1

22

Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в.

1

23

Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права.

1

24.

Общественное движение: либералы и консерваторы.

1

25.

Зарождение революционного народничества и его идеология.

1

26.

Революционное народничество второй половины 60-х – начала 80-х гг. XIX в.

1

27.

Внешняя политика Александра II.

1

28.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

1

29.

Внутренняя политика Александра III.

1

30.

Экономическое развитие в годы правления Александра III.

1

31.

Положение основных слоёв общества.

1

32.

Общественное движение в 80-90-х гг. XIX в.

1

33.

Внешняя политика Александра III.

1

34.

Просвещение и наука.

1

35.

Литература и изобразительное искусство.

1

36.

Архитектура, музыка, театр, народное творчество.

1

37.

Быт: новые черты в жизни города и деревни.

1

38.

Повторительно-обобщающий  урок.

1

39-40

Итоговое повторение

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...