Рабочая программа по истории, 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Пояснительная записка к программе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_istoriya_5_klass_fgos.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»
Инсарского муниципального района
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения учителей истории Руководитель МО ________________Дербеденева Т. А. | Утверждена директором МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1» |
«28» августа 2016г. «31» августа 2016г.
приказ №38
Рабочая программа
учебного предмета «История древнего мира»
для 5 класса
Составитель:Дербеденева Т. А.,
учитель истории и обществознания
Инсар 2016
Пояснительная записка
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан.
Рабочая учебная программа по учебному предмету «История древнего мира» для 5 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации, Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), примерной учебной (авторской) программы по предмету «История древнего мира» (автор: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, М.: Просвещение, 2013г.), рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Структура рабочей учебной программа по Истории древнего мира для 5 класса содержит следующие разделы:
- пояснительную записку, в которой определяются цель и задачи обучения данному предмету, общая характеристика учебного предмета, его место в базисном учебном плане, личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета;
- содержание учебного предмета, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием количества часов на их изучение;
- тематическое и календарно-тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности обучающихся 5 класса и указанием количества часов на изучение соответствующего материала;
- учебно-методическое обеспечение;
- материально-техническое обеспечение;
- планируемые результаты освоения учебного предмета;
- список источников.
С учетом особенностей учебного материала, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, уровня их учебных возможностей, специфики педагогических и методических подходов учителя, учебно-методического обеспечения и материально-технического оснащения, в примерную учебную (авторскую) программу внесены следующие изменения и дополнения:
- в последовательность изучения тем (изменения не внесены, что объясняется логической взаимосвязью изучаемых ключевых понятий тем, а так же модульным подходом к преподаванию);
- в содержание учебного предмета:
- в содержание раздела 12 «Рим – сильнейшая держава Средиземноморья», внесена новая тема 12.1 «Карфаген – преграда на пути к Сицилии», за счет резервных уроков.
- в распределение количества часов на изучение тем изменения не внесены.
Цель и задачи учебного предмета
Цель: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие способности обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у обучающихся умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Общая характеристика учебного предмета
Роль учебного предмета «История древнего мира» в подготовке обучающихся 5 класса к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит, жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира.
Учебный предмет «История» дает обучающимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История России» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и, вместе с тем, изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.
Предмет «История древнего мира» сочетает историю древних государства, населяющих их народов. Данный предмет дает представление об основных этапах исторического пути древних цивилизаций, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох — от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников. Важная мировоззренческая задача предмета «История древнего мира» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости древней истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.
Основу учебного предмета «История древнего мира» составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство — историческая карта древних цивилизаций, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3. Историческое движение:
- эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;
- формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);
- образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;
- история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
- развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.
Содержание подготовки школьников по Истории древнего мира в 5 классе определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе нестандартных задач.
Названные материалы представлены как в виде традиционных изданий, так и на электронных носителях (См. раздел рабочей учебной программы «Учебно-методическое обеспечение»).
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая учебная программа по предмету «История древнего мира» для 5 класса составлена из расчета часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1», отводящего на изучение обязательного предмета «История древнего мира» в 5 классе 70 часов в год, по 2 часа в неделю.
Преподавание ведется по учебнику Вигасин А. А. История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая.- 12-е изд. – М.: Просвещение, 2013
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.
К важнейшим личностным результатам изучения Истории древнего мира в 5 классе относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения Истории древнего мира в 5 классе выражаются в следующих качествах:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения Истории древнего мира обучающимися 5 класса включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Особенности рабочей учебной программы учебного предмета «История древнего мира» для 5 класса:
1. Значительное внимание уделено системности и сбалансированности содержания учебного материала. Это выражается в обращении ко всем аспектам истории: экономике, социальной и политической истории, международным отношениям, истории культуры, повседневной жизни и др. Устанавливаются рамочные пропорции в соотношении тем с учетом программы выпускных школьных экзаменов и вступительных экзаменов в высшие учебные заведения. В соответствии с задачами изучения предмета, в курсе «История древнего мира» расширен материал социокультурного характера, имеющий мировоззренческое значение, пробуждающий интерес к прошлому страны и ее народов.
2. В рабочей учебной программе по Истории древнего мира для 5 класса не предписывается следование какой-либо единственной исторической доктрине, что обусловлено тем, что на уроках может эффективно использоваться познавательный потенциал принятых в современной исторической науке антропологического, цивилизационного, культурологического подходов. В программе не используются принадлежащие к отдельным концепциям или идеологически окрашенные оценки, эпитеты. Минимален и перечень упоминаемых исторических личностей. В то же время предполагается, что в соответствии с содержательной линией «человек в истории» ход и следствия событий прошлого раскрываются в учебниках и на уроках через деяния и судьбы людей.
3. Отбор содержания предмета «История древнего мира» осуществляется в соответствии с комплексом исторических и дидактических требований. Речь идет о совокупности ключевых фактов и понятий отечественной истории, а также элементов методологических и оценочных знаний. При этом учитываются возрастные возможности и собственный социальный опыт обучающихся 5 класса. Значительное место отводится материалу, служащему выработке у обучающихся эмоционально-ценностного отношения к событиям и людям, формированию гражданской позиции.
4. Содержание разделов и тем излагается в рабочей учебной программе относительно кратко, в сжатых формулировках, что создает возможность дополнительного (вариативного) включения фактов, имен и т. д.
5. В качестве основной единицы планирования выступает учебная тема (группа уроков). Это помогает системно представить главные вопросы содержания курса, преодолеть дробность в отборе учебного материала. Требования к деятельности обучающихся изложены в тематическом планировании в виде перечня необходимых действий с историческим материалом. Элементы подготовки школьников, предполагающие знание дат, фактов, имен и т. д., не отражены в специальной графе планирования, но подразумеваются как основа любой деятельности по изучению истории.
Содержание учебного предмета.
- Введение (1ч)
- Глава 1. Первые собиратели и охотники (3ч)
- Основная цель: познакомить учащихся с жизнью первобытных людей.
- §1. Древнейшие люди. (1ч)
- §2. Родовые общины охотников и собирателей (1ч)
- §3. Возникновение религии и искусства. (1ч)
- Учащийся научится:
- - использовать карту как источник информации
- - объяснять значения слов
- - составлять рассказ по иллюстрациям
- Учащийся получит возможность научиться:
- - Сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия.
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы(3ч)
Основная цель: сформировать у учащихся представление о возникновении земледелия и скотоводства, определить причины появления неравенства.
§4. Возникновение земледелия и скотоводства (1ч)
§5. Появление неравенства и знати (1ч)
Повторение. Какой опыт дала человечеству эпоха древности? (1ч)
- Учащийся научится:
- - Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства
- - Объяснять причины появления неравенства и знати
- Учащийся получит возможность научиться:
- Подтверждать выводы примерами, описывать факты.
Глава 3. Счет лет в истории.(1ч)
Основная цель: сформировать у учащихся умения измерять сет времени, используя линию времени.
- Учащийся научится:
- Соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность событий.
- Учащийся получит возможность научиться:
- Решать исторические задачи, объяснять алгоритм их решений.
Глава 4. Древний Египет (8ч)
Основная цель: познакомить учащихся с жизнью людей в древнем государстве Египет
§6. Государство на берегах Нила. (1ч)
§7. Как жили земледельцы и ремесленники (1ч)
§8. Жизнь египетского вельможи. (1ч)
§9. Военные походы фараонов (1ч)
§10. Религия древних египтян. (1ч)
§11. Искусство Древнего Египта (1ч)
§12. Письменность и знания древних египтян (1ч)
Повторение. Достижения древних египтян. (1ч)
- Учащийся научится:
- читать историческую карту
- описывать воина во время походов
- Учащийся получит возможность научиться:
- Осуществлять поиск информации о находках археологов в сети Интернет, высказывать суждения о вкладе древнеегипетской культуры в мировую
Глава5. Западная Азия в древности (7ч)
Основная цель: познакомить учащихся с основными событиями государств Древнего Двуречья.
§13. Древнее Двуречье. (1ч)
§14. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы (1ч)
§15. Финикийские мореплаватели (1ч)
§16. Библейские сказания. (1ч)
§17. Древнееврейское царство. (1ч)
§18. Ассирийская держава. (1ч)
§19. Персидская держава «царя царей». (1ч)
- Учащийся научится:
- -Анализировать фрагменты исторических материалов,
- - читать историческую карту, аргументировать своё отношение к наиболее значительным событиям.
- Учащийся получит возможность научиться:
- - Составлять развёрнутый план ответа
- - Высказывать суждения
Глава 6. Индия и Китай в древности (4ч)
Основная цель: познакомить учащихся с основными событиями древней Индии и Китая.
§20. Природа и люди Древней Индии. (1ч)
§21. Индийские касты. (1ч)
§22. Чему учил китайский мудрец Конфуций. (1ч)
§23. Первый властелин единого Китая (1ч)
- Учащийся научится:
- Анализировать миф,
- описывать наиболее значимые события,
- высказывать собственное мнение к тем или иным событиям и личностям.
- Учащийся получит возможность научиться:
- Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.
Глава 7. Древнейшая Греция.(5ч)
Основная цель: познакомить учащихся древним народом Греции, рассмотреть поэмы Гомера.
§24. Греки и критяне.(1ч)
§25. Микены и Троя.(1ч)
§26. Поэма Гомера «Илиада». (1ч)
§27. Поэма Гомера «Одиссея».(1ч)
§28. Религия древних греков.(1ч)
- Учащийся научится:
-Анализировать отрывки поэмы,
-характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты событий.
- Учащийся получит возможность научиться:
- Характеризовать памятники античной литературы,
- участвовать в ролевой игре.
Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. (7ч)
Основная цель: познакомить учащихся с новыми понятиями: полисы, колонии, демократия.
§29. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу (1ч)
§30. Зарождение демократии в Афинах. (1ч)
§31. Древняя Спарта. (1ч)
§32. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. (1ч)
§33. Олимпийские игры в древности. (1ч)
§34. Победа греков над персами в Марафонской битве.(1ч)
§35. Нашествие персидских войск на Элладу. (1ч)
- Учащийся научится:
- Читать историческую карту,
- давать характеристику историческим личностям и событиям.
- Учащийся получит возможность научиться:
- - Работать в малых группах: писать отзыв о происходящих событиях или характеристику исторической личности.
Глава 9. Возвышения Афин и расцвет демократии.(5ч)
Основная цель: сформировать у учащихся знания о возвышении Афин.
§36. В гаванях афинского порта Пирей. (1ч)
§37. В городе богини Афины (1ч)
§38. В афинских школах и гимнасиях.(1ч)
§39. В театре Диониса.(1ч)
§40. Афинская демократия при Перикле (1ч)
- Учащийся научится:
- Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов,
- раскрывать характерные черты афинской демократии,
- давать оценку деятельности историческим личностям.
- Учащийся получит возможность научиться:
- Сравнивать систему управления в Афинах и в Древнем Египте
Глава 10. Македонские завоевания в IV веке до н.э.(4ч)
Основная цель : Выявить с учащимися причины возвышения Александра Македонского и его последствия.
§41. Города Эллады подчиняются Македонии.(1ч)
§42. Поход Александра Македонского на Восток (1ч)
§43. В Александрии египетской. (1ч)
Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. (1ч)
- Учащийся научится:
- Раскрыть значение понятия эллинизм,
- историческую карту с опорой на легенду,
- составлять исторический портрет героев событий.
- Учащийся получит возможность научиться:
- Составлять план экскурсии по городу с краткой характеристикой достопримечательностей.
Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией.(3ч)
Основная цель : проследить с учащимися основные события Рима от возникновения до установления господства над Италией.
§44. Древнейший Рим. Древнейший Рим. (1ч)
§45. Завоевание Римом Италии (1ч)
§46. Устройство Римской республики. (1ч)
- Учащийся научится:
- Раскрывать значение понятий,
-объяснить, кому принадлежала власть в римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе
- Учащийся получит возможность научиться:
- Давать характеристику общественного строя Римской республики
Глава 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (4ч)
Основная цель: проследить с учащимися процесс установления сильнейшей державы в Средиземноморье.
§47. Вторая война Рима с Карфагеном (2ч)
§48. Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье. (1ч)
§49. Рабство в Древнем Риме. (1ч)
- Учащийся научится:
- На основе фактов описывать события,
- высказывать собственное мнение о политике Рима в провинциях.
- Учащийся получит возможность научиться:
- работать с картой;
- Работать в парах: представлять информацию о военных походах в виде схемы.
Глава 13. Гражданские войны в Риме (4ч)
Основная цель: познакомить учащихся с новым понятием «гражданская война», проследить ход гражданской войны в Риме.
§50. Земельный закон братьев Гракхов (1ч)
§51. Восстание Спартака. (1ч)
§52. Единовластие Цезаря. (1ч)
§53. Установление империи (1ч)
Учащийся научится
- Раскрывать значение понятий,
-осуществлять поиск информации в отрывках исторических текстов,
-давать оценку происходящим событиям.
- Учащийся получит возможность научиться:
- Составлять конспект, используя материал учебника.
Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры.
Основная цель: рассмотреть развитие Римской империи в первые века нашей эры.
§54. Соседи Римской империи. (1ч)
§55. Рим при императоре Нероне. (1ч)
§56. Первые христиане и их учение.(1ч)
§57. Расцвет Римской империи во II в. (1ч)
§58. Вечный город и его жители. (1ч)
Учащийся научится
- Объяснять, в чём заключались предпосылки распространения христианства в Риме,
- рассказать о судьбе первых христиан в Риме.
- Учащийся получит возможность научиться:
- - Видеть проявление влияния христианской религии, получившей распространение в Древнем Риме, в современном мире.
Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи
Основная цель: сформировать у учащихся знаний о причинах разгрома Рима и падения Западной Римской империи.
§59. Римская империя при Константине (1ч)
§60. Взятие Рима варварами. (1ч)
Учащийся научится
- Показывать на карте границы Западной и Восточной Римской империи после её разделения. Выявить причины гибели Западной Римской империи.
- Учащийся получит возможность научиться:
- Анализировать ответы одноклассников.
- Распределение учебных часов по четвертям
- Курс рассчитан на 70 ч - (35 учебные недели).
- Количество часов в 1-й четверти – 18ч.
- Количество часов во 2-й четверти – 14ч.
- Количество часов в 3-й четверти – 20ч.
- Количество часов в 4-й четверти – 18ч
Тематический план предмета
Глава | Раздел, тема | Кол-во часов | В том числе | |
Количество уроков | Кол-во уроков контроля | |||
1 | Что изучает история? | 1 | 1 | - |
2. | Жизнь первобытных людей | 7 | 6 | 1 |
3. | Древний Восток | 20 | 18 | 2 |
4. | Древняя Греция | 21 | 20 | 1 |
5. | Древний Рим | 19 | 18 | 1 |
6 | Защита проектов | 2 | 2 | |
Итого | 70 | 63 | 7 |
Сетка контрольных работ
Кол-во уроков контроля | Вид урока контроля и тема контроля | Кол-во часов | |
I Четверть 18ч | 1 | Тестовая работа №1 «Жизнь первобытных людей» | 1 |
II Четверть 14ч | 1 | Тестовая работа №2, №3: «Древний Восток». | 2 |
III четверть 20ч | 1 | Тестовая работа №3: «Древняя Греция». | 1 |
IV четверть 16ч | 2 | Тестовая работа №4: «Древний Рим» | 1 |
Защита проектных работ «Семь чудес света» «Знаменитые сооружения и постройки древности», «Мудрецы древности о правилах поведения» | 2 |
Учебно-методическое обеспечение предмета
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Учебник: Вигасин А. А. История Древнего мира: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая.- 12-е изд. – М.: Просвещение, 2013
Рабочая тетрадь по истории древнего мира. 5 класс. Г. И. Годер. М. Просвещение. 2012.
Атлас по истории древнего мира
Нормативные документы и программы:
- Закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. No 273-ФЗ;
- Закон об образовании в Республике Мордовия;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Авторская программа по истории древнего мира / авт. А.А.Вигасин,Г.И.Годер. – М.: Просвещение, 2013.
- Приказ Министерства образования и науки России от 8 июня 2015г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год».
Учебные пособия для учителя:
1.Годер Г. И. Поурочные разработки. 5 класс./ М.: Вако,2013
2.Кочергина Л. Л. История древнего мира. 5 класс: поурочные планы/ Волгоград :Учитель, 2009
3.Петрович В. Г. Уроки истории 5 класс- М.: ТЦ Сфера, 2007
Дополнительная литература:
1.Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998
2.Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф. Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 1977
3.Смирнов С. Г. Задачник по истории Древнего мира – М.,2005
4. Драхлер А.Б. Всеобщая история (Вопросы к олимпиаде). - М., «Владос-Пресс», 2002
5.Всеобщая история. Атлас. Древний мир. 5 класс, М., Дизайн. Информация. Картография: АТС: Астрель, 2011.
6.Настольная книга учителя истории М., Астрель 2005
7.Энциклопедия для детей. Том 1. Всемирная история.-4-е изд., и перераб. / Глав. ред. М. Аксенова. -М.: Аванта+, 2004.- 688 с.: ил.
8.Энциклопедия для детей. Том 13. Страны. Народы. Цивилизации / : Глав. ред. М. Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 2002.-704 с.: ил
9.Энциклопедия для детей. Том 27. Великие люди мира / Ред. Коллегия: М. Аксенова, О. Елисеева, Ю. Антонова и др.-М.: «Мир энциклопедия», 2005.-640 с.: ил.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование видеоматериалов, Интернет-ресурсов.
Список образовательных Интернет-ресурсов
1. Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»:http://www/rusedu.ru/subcat_32/html
2.Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:http://school-collection.edu.ru/
3.Ресурсы по истории Древнего Египта:http://maat.org.ru/about/lectures.shtml
4.Электронная библиотека исторических источников от вавилонских глиняных табличек до Библии с комментариями «Древняя история мира»:http://www.earth-history.com/
5.Мировая художественная культура. Древний мир: от первобытности до Рима:
6.Античная мифология:http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index.htm
7.Античное христианство:http://www.verigi.ru/?book=13
8. http://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];
9. http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];
10. http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];
11. http://bibliofond.ru [Электронная библиотека «Библиофонд»];
12. http://nsportal.ru [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];
13. http://videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];
14. www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам]
15. http://indigo-mir.ru [Сайт Центра дистанционного творчества];
16. http://www.pandia.ru [Портал «Энциклопедия знаний»];
17.http://www.fipi.ru [Сайт Федерального института педагогических измерений];
18.http://easyen.ru [Современный учительский портал];
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
- - ноутбук;
- - интерактивная доска;
- - видеопроектор;
- - принтер;
- - демонстрационный материал, разработанный с помощью программы PowerPoint;
- - интерактивный материал
- - комплект классных исторических карт
- - таблицы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки обучающихся 5 класса по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.
Предполагается, что в результате изучения истории в 5 классе обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Список источников
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).
- Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р). - Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
- СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).
- Приказ Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г. № 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год".
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год.
- Авторская программа по истории древнего мира / авт. А.А.Вигасин,Г.И.Годер. – М.: Просвещение, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...