Рабочая программа по истории, 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрена на заседании методического объединения учителей истории, обществознания и географии Руководитель МО ________________Дербеденева Т. А. | Утверждена директором МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1» |
«28» августа 2016г. «31» августа 2016г.
Рабочая программа
учебного предмета «История»
для 10 «А» класса
Составитель: Дербеденева Т. А.
учитель истории и обществознания
Инсар 2016
Пояснительная записка.
Изучение предмета «История» представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования обучающихся.
Рабочая программа составлена в соответствии
с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта, с программами:
Журавлёва О.Н. История России: проектирование учебного курса 10 класс: методические рекомендации / О.Н.Журавлёва .-М.: Вентана-Граф, 2010.
История России с древнейших времён до конца XIX в. 10 класс, базовый уровень. Авторы: Н.С.Борисов, А.А.Левандовский/. Программы общеобразовательных учреждений: история. Обществознание: 10-11кл - М.:Просвещение, 2010.
Всеобщая история. С древнейших времён до конца XIX в. 10 класс, базовый уровень. Авторы: В.И.Уколова, А.В.Ревякин, М.Л.Несмелова. Программы общеобразовательных учреждений : история. Обществознание: 10-11кл - М.:Просвещение, 2010.
Структура рабочей учебной программа по истории для 10 класса содержит следующие разделы:
- пояснительную записку, в которой определяются цель и задачи обучения данному предмету, общая характеристика учебного предмета, егоместо в базисном учебном плане, личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета;
- содержание учебного предмета, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием количества часов на их изучение;
- тематическое;
- календарно-тематическое планирование с указанием количества часов на изучение соответствующего материала;
- учебно-методическое обеспечение;
- материально-техническое обеспечение;
- планируемые результаты освоения учебного предмета;
- список источников.
В примерную учебную программу внесены следующие изменения и дополнения:
- в последовательность изучения тем не внесены;
- в содержание учебного предмета:
- тема «Полицентризм на Руси в XI-XII» разделена на две темы, что связано с необходимостью углубленного изучения ведущих понятий, а так же с сложностью учебного материала и трудностью усвоения его обучающимися;
- в распределение количества часов на изучение отдельно взятых тем (увеличено количество часов на изучение истории России (50 часов) за счет сокращения количества часов на изучение Всеобщей истории (20 часов), что объясняется приоритетом изучения Истории России.
Цели и задачи учебного предмета «История»
Цели:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, традиций, нравственных и социальных установок;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Задачи:
- подготовка учащихся 10-х классов к последующему освоению исторического материала с совершенствованием и развитием навыков исторического мышления;
- воспитание практицизма;
- совершенствование умений использования принципов методологической деятельности;
- обеспечение дальнейшего процесса умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения;
- развитие логики восприятия и аналитического мышления.
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. В системе школьного образования учебный предмет «История» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности история обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, история неразрывно связана со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
С целью наиболее эффективного усвоения учебного материала, целостного его восприятия и в связи с рекомендациями, содержащимися в Примерной программе основного общего образования по истории, курсы «Истории России» и «Всеобщей истории» реализуются в Рабочей программе синхронно-параллельно с интеграцией некоторых тем из состава обоих курсов.
Данная рабочая программа, основываясь на приоритете Истории России в общем курсе «История», а так же объёме материала, предусмотренном образовательными стандартами, разработана с учётом изучения всего курса истории в течение 70 часов, из них - 50 часов История России и 20 часов Всеобщая история.
Роль учебного предмета «История » в подготовке обучающихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит, жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира.
Учебный предмет «История» дает обучающимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.
Программа охватывает период с начала 20 века до начала 21 века. Курс отражает роль Новейшей истории в складывании основ современного мира, уделяет внимание феноменам истории, которые вошли в современную цивилизацию. История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и, вместе с тем, изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.
Предмет «История» сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края. Данный предмет дает представление об основных этапах исторического пути западных государств и Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох — от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников. Важная мировоззренческая задача курса «История» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.
Основу учебного предмета «История» составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.
2.Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3. Историческое движение:
- эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;
- формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);
- образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;
- история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
- развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Содержание подготовки школьников по истории в 10 классе определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе нестандартных задач.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории выражаются в следующих качествах:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Место курса «История» в учебном плане школы
Рабочая учебная программа по курсу «История» для 10 класса составлена из расчета часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1», отводящего на изучение обязательного предмета «История » в 10 классе 70 часов в год, по 2 часа в неделю.
Преподавание ведется по учебникам:
1. Журавлёва О.Н. История России : 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ О.Н.Журавлёва, Т.И.Пашкова, Д.В.Кузин; под общ. ред. чл.-корр. РАН Р.Ш.Ганелина. - М.: Вентана –Граф, 2012.
2. Всеобщая история: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ О.Ю.Климов, В.А.Земляницин, В.В.Носков; под общ. Ред. В.С.Мясникова. – М.: Вентана –Граф, 2012.
Распределение учебных часов по четвертям
Курс рассчитан на 70 часов - (35 учебных недель).
Количество часов в 1-й четверти - 18
Количество часов во 2-й четверти - 14
Количество часов в 3-й четверти - 20
Количество часов в 4-й четверти – 18
Содержание учебного курса « История России»
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | В том числе | |
Количество уроков | Кол-во уроков контроля | |||
1 | Введение | 1 | 1 | |
Глава 1. Первобытный строй и древнейшие народы на территории современной России. Древняя Русь (IX – начало XIII вв.) | 9 | 9 | - | |
2 | «Становление и развитие Древнерусского государства» (повторительное обобщение) | 1 | - | 1 |
3 | Глава 2. Русские земли и княжества в XIII – середине XV в. | 8 | 8 | - |
«Русь в XIII – середине XVвв.» (повторительное обобщение) | 1 | - | 1 | |
4 | Глава 3. Россия в конце XV – начале XVII в. | 8 | 8 | - |
5 | «Россия от образования единого государства, до Смутного времени.» (повторительное обобщение) | 1 | - | 1 |
6 | Глава 4. Россия на пороге Нового времени (XVII в.) | 5 | 5 | - |
7 | «Россия в XVII в.» (повторительное обобщение) | 1 | - | 1 |
8 | Глава 5. Россия в XVIII столетии | 6 | 6 | - |
9 | «Россия в XVIII в.» (повторительное обобщение) | 1 | - | 1 |
10 | Глава 6. Российская империя в первой половине XIX в. | 5 | 5 | - |
11 | «Россия в первой половине XIXв.» (повторительное обобщение) | 1 | - | 1 |
12 | Итоговое повторительное обобщение | 1 | - | 1 |
13 | Повторение пройденного материала | 1 | 1 | |
14 | Закрепление пройденного материала | 1 | 1 | |
Всего | 50 | 43 | 7 |
Содержание учебного курса «Всеобщая история»
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | В том числе | |
Количество уроков | Кол-во уроков контроля | |||
1 | Глава 1. Первобытность и древний мир | 5 | 5 | - |
2 | Глава 2. Средние века | 5 | 5 | - |
3 | Глава 3. Новое время | 9 | 9 | - |
4 | ИСТОРИЯ СТРАН И НАРОДОВ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ Итоговое повторительное обобщение | 1 | - | 1 |
Всего | 20 | 19 | 1 |
Кол-во уроков контроля | Вид урока контроля и тема контроля | Кол-во часов | |
I четверть 18 ч | - | - | - |
II четверть 14 ч | 1 | 1. Тестово-аналитическая работа: «Становление и развитие Древнерусского государства» | 1 |
III четверть 20 ч | 3 | 2. Тестово-аналитическая работа «Русь в XIII – середине XVвв.» 3. Устная повторительно-обобщающающая работа на основе контрольных вопросов: Мир от первобытности до Нового времени 4. Устная повторительно-обобщающающая работа на основе контрольных вопросов: «Россия от образования единого государства до Смутного времени» | 1 1 1 |
IV четверть 18 ч | 4 | 4. Тестовая работа «Россия в XVII в.» 5. Тестовая работа «Россия в XVIII в.» 6. Устная повторительно-обобщающающая работа на основе контрольных вопросов: «Россия в первой половине XIX в.» 7. Тестово-аналитическая работа «Итоговое обобщение». | 1 1 1 1 |
Всего | 8 | 8 |
Кол-во уроков контроля | Вид урока контроля и тема контроля | Кол-во часов | |
I четверть 18 ч | - | - | - |
II четверть 14 ч | 1 | 1. Тестово-аналитическая работа: «Становление и развитие Древнерусского государства» | 1 |
III четверть 20 ч | 3 | 2. Тестово-аналитическая работа «Русь в XIII – середине XVвв.» 3. Устная повторительно-обобщающающая работа на основе контрольных вопросов: Мир от первобытности до Нового времени 4. Устная повторительно-обобщающающая работа на основе контрольных вопросов: «Россия от образования единого государства до Смутного времени» | 1 1 1 |
IV четверть 18 ч | 4 | 4. Тестовая работа «Россия в XVII в.» 5. Тестовая работа «Россия в XVIII в.» 6. Устная повторительно-обобщающающая работа на основе контрольных вопросов: «Россия в первой половине XIX в.» 7. Тестово-аналитическая работа «Итоговое обобщение». | 1 1 1 1 |
Всего | 8 | 8 |
Сетка контрольных работ
Тематическое планирование курса «ИСТОРИЯ» 10 кл. – 70 ч.
№ п/п | Название | ТЕМЫ | Парагра-фы | Ча сы | Методическое обеспечение | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||
1 | История России | История как наука. Исторические источники. | Введение | 1 | Портреты историков | ||
2 | История России | У истоков человеческой цивилизации | § 1 | 1 | Карта: « Расселение народов на территории России в эпоху неолита» | ||
3 | Всеобщая история | Первобытное общество | § 1 | 1 | Записи: «Характеристика неолитической революции» | ||
4 | История России | Народы и древнейшие государства на территории Восточной Европы | § 2 | 1 | Карта «Восточая Римская (Византийская ) империя и славяне в VI – XI вв.» | ||
5 | Всеобщая история | Страны Древнего Востока: единство непохожих | §2-3 | 1 | Карта: «Древний Восток. Передняя Азия и Египет»; | ||
6 | История России | Возникновение государства у восточных славян | § 3 | 1 | Карта: « Расселение славян»; Источник: «Рассказы начальной русской летописи» | ||
7 | Всеобщая история | Античный мир: политика, хозяйство, культура | §4 | 1 | Карты: «Древняя Греция», «Римская империя» | ||
8 | История России | Становление государственности на Руси | § 4-5 | 1 | Карта: « Русь в IX – XII веках»; Источник: «Рассказы начальной русской летописи» | ||
9 | Всеобщая история | Расцвет и закат демократии в Древней Греции | § 5 | 1 | Карта: «Завоевания Александра Македонского» | ||
10 | История России | Русь от Ярослава Мудрого до Мстислава Великого | §6 | 1 | Карта: « Русь в IX – XII веках»; | ||
11 | Всеобщая история | Древний Рим: от республики до империи | § 6 | 1 | Карта: «Падение Западной Римской империи», | ||
12 | История России | Государственно-политическое и социальное устройство Руси в XI – начале XII в. | §7 | 1 | Карта: « Русь в IX – XII веках»; Источники: «Поуче-ние Владимира Мо-номаха», «Рассказы начальной русской летописи» | ||
13 | Всеобщая история | Западная Европа V-X вв.: от варварских королевств до христианских империй | § 7 | 1 | Карта: «Европа в V- X вв.», | ||
14 | История России | Полицентризм на Руси в XII – начале XIII в. | §8-9, п 1-2 | 1 | Карта: «Политичес-кая раздроблен-ность Руси»; | ||
15 | Всеобщая история | Византия и Восточная Европа | § 8 | Карта: «Восточная Римская (Византийская ) империя», |
16 | История России | Полицентризм на Руси в XII – начале XIII в. | §8-9, п 3-6 | 1 | Карта: «Политичес-кая раздроблен-ность Руси»; | |||
17 | Всеобщ. история | Страны Востока: своеобразие политической истории | §9-10 | 1 | Карты: «Арабы и их завоевания в VII – IX вв.», «Китай и Индия» | |||
18 | История России | Культура домонгольской Руси | §10 | 1 | Мультимедийное обеспечение | |||
19 | Всеобщая история | Человек, государство и церковь в XI – XV вв. | §11 | 1 | Карта: «Европа в XI – XV вв.» | |||
20 | История России | Тестовая работа «Становление и развитие Древнерусского государства» | §1-10 | 1 | Раздаточный материал - тесты | |||
21 | Всеобщая история | Культура Средневековья | §12 | 1 | Мультимедийное обеспечение | |||
22 | История России | - Русские земли в эпоху иноземных завоеваний XIII в. | § 11 | 1 | Карта: «Борьба русского народа с иноземными захватчиками» Книга: Вронский Ю. «Злой город» | |||
23 | Всеобщая История | Эпоха Возрождения в Западной Европе | §13 | 1 | Карта: «Европа в XV XVI –вв.» | |||
24 | История России | - Русские земли под игом золотой Орды | § 12 | 1 | Карта: «Борьба русского народа с иноземными захватчиками» | |||
25 | Всеобщая история | Реформация и религиозные войны в Европе | §14 | 1 | Карта: «Европа в начале Нового времени» | |||
26 | История России | - Борьба за лидерство в Северо-Восточной Руси | § 13 | 1 | Карта: «Объединение русских земель вокруг Москвы» | |||
27 | Всеобщая история | Английские революции | §15 | 1 | Карта: «Европа в XVII в. (1640 -1699 гг.)» | |||
28 | История России | - Возвышение Москвы | §14 | 1 | Карта: «Россия в XIV–XV вв.»; Источники: «Сказа-ние о Мамаевом побоище»; «Задон-щина»; Книга: Вронский Ю. «Злой город | |||
29 | Всеобщая история | Великая французская революция
| §16 | 1 | Карта: «Европа с 1700 -1789 гг» |
| ||
30 | История России | - Междоусобная (династическая) война на Руси во второй четверти XV в. | §15 | 1 | Карта: «Россия в XIV–XV вв.»; | |||
31 | История России | - Великое княжество Литовское в XIII - XV вв. | § 16 | 1 | Карта: «Объединение русских земель вокруг Москвы» | |||
32 | История России | Культура Руси XIII - XV вв. | §17-18 | Мультимедийное обеспечение | ||||
33 | История России | Тестовая работа «Русь в XIII – середине XVвв.» | §11-18 | Раздаточный материал - тесты | ||||
34 | Всеобщая история | Образование США и американская система государств | §18 | 1 | Карта: Война за независимость и образование США (1775 -1783 гг.) | |||
35 | История России | Образование единого Российского государства на рубеже XV-XVI вв. | § 19 | 1 | Карта: «Россия в XIV–XV вв.» | |||
35 | Всеобщая история | Европейские Революции XIX в. | §20 | 1 | Карты: «Европа в 50-х – 60-х гг. XIX века», «Европа с 20-х годов XIX века до начала XX века» | |||
36 | История России | Органы управления, право и суд в России на рубеже XV-XVI вв. | §20 | 1 | Карта: «Россия в XIV–XV вв.» | |||
37 | Всеобщая история | Основные этапы развития европейской культуры | §21 | 1 | Мультимедийное обеспечение | |||
38 | История России | Российское общество конца XV-XVI вв. | §21 | 1 | Карта: «Россия в XIV–XV вв.»; | |||
39 | Всеобщая история | Американский феномен | §22 | 1 | Карта: «США в начале XX в.» | |||
40 | История России | §21 | 1 | Карта: «Россия в XIV–XV вв.»; | ||||
41 | Всеобщая история | Мир от первобытности до Нового времени (итоговое повторение) | Гл.1-3 | 1 | Мультимедийное обеспечение | |||
42 | История России | -Московия в 30-50-х гг. XVI в. Реформы Ивана Грозного | §22 | 1 | Карта: «Россия в XVI в.» | |||
43 | История России | - Опричнина и последние годы царствования Ивана Грозного | §23 | 1 | Карта: «Россия в XVI в.» | |||
44 | История России | - Внешняя политика России в конце XV-XVI вв | §24 | 1 | Карта: «Россия в XVI в.» | |||
45 | История России | - Культура России в конце XV-XVI вв. | §25 | 1 | Мультимедийное обеспечение | |||
46 | История России | - Россия накануне Смутного времени | §26 | 1 | Карта: «Россия в XVI в.» | |||
47 | История России | - «Россия от образования единого государства до Смутного времени» (повторительное обобщение) | §19-26 | 1 | Мультимедийное обеспечение | |||
48 | История России | - Смута начала XVII в. | §27 | 1 | Карта: «Россия в начале XVII века. Смутное время» | |||
49 | История России | - Новые черты в развитии России XVII в. | §28 | 1 | Карта: «Россия в XVII в.» | |||
50 | История России | - Социальные движения XVII в. | §29 | 1 | Карта: «Россия в XVII в.» | |||
51 | История России | - Внешняя политика России в XVII в. | §30 | 1 | Карта: «Россия в XVII в.» | |||
52 | История России | - Культура России XVII в. | §31 | 1 | Мультимедийное обеспечение | |||
53 | История России | - «Россия в XVII в.» (повторительное обобщение) | §27-31 | 1 | Мультимедийное обеспечение | |||
54 | История России | - Внутренняя политика России в первой четверти XVIII в. | §32 | 1 | Карта: «Россия в первой половине XVIII в.» | |||
55 | История России | - Российское государство в период дворцовых переворотов | §33 | 1 | Карта: «Россия в первой половине XVIII в.» | |||
56 | История России | - Внутренняя политика России во второй половине XVIII в. | §34 | 1 | Карта: «Россия во второй половине XVIII в.» | |||
57 | История России | - Социально-экономическое развитие России в XVIII в. | §35 | 1 | Карта: «Россия во второй половине XVIII в.» | |||
58 | История России | - Внешняя политика России в XVIII в. | §36 | 1 | Карта: «Россия во второй половине XVIII в.» | |||
59 | История России | - Культура России в XVIII в. | §37 | 1 | Мультимедийное обеспечение | |||
60 | История России | - «Россия в XVIII в.» (повторительное обобщение) | §32-37 | 1 | Мультимедийное обеспечение | |||
61 | История России | - Внутренняя политика России в первой половине XIX в. | §38 | 1 | Карта: «Россия в первой половине XIX в.» | |||
62 | История России | - Общественное движение и общественно-политическая мысль первой половины XIX в. | §39 | 1 | Карта: «Россия в первой половине XIX в.» | |||
63 | История России | - Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. | §40 | 1 | Карта: «Россия в первой половине XIX в.» | |||
64 | История России | - Внешняя политика России в первой половине XIX в. | §41 | 1 | Карта: «Россия в первой половине XIX в.» | |||
65 | История России | - Культура России в первой половине XIX в. | §42 | 1 | Мультимедийное обеспечение | |||
66 | История России | - «Россия в первой половине XIX в.» (повторительно-обобщающая работа на основе слайд-презентации) | Гл.8 §68-84 | 1 | Мультимедийное обеспечение. Слайд-презентация «Россия в первой половине XIX в.» | |||
67 | История России | - Итоговое повторительное обобщение. Россия с древнейших времён до конца XIX в. (Письменная повторительно- обобщающая работа | 1 | Раздаточный материал с контрольными вопросами | ||||
68 | История России | Повторение пройденного материала | 1 | |||||
70 | История России | Закрепление пройденного материала | 1 | |||||
70ч |
«Планируемые результаты изучения учебного предмета»
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки обучающихся по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.
Предполагается, что в результате изучения истории в 8 классе обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Список источников
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).
- Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р). - Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
- СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).
- Приказ Министерства образования и науки России от 8 июня 2015г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год».
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год.
11.Авторские программы «Журавлёва О.Н. История России: проектирование учебного курса 10 класс: методические рекомендации / О.Н.Журавлёва .-М.: Вентана- Граф, 2010.
История России с древнейших времён до конца XIX в. 10 класс, базовый уровень. Авторы: Н.С.Борисов, А.А.Левандовский/. Программы общеобразовательных учреждений: история. Обществознание: 10-11кл - М.:Просвещение, 2010.
Всеобщая история. С древнейших времён до конца XIX в. 10 класс, базовый уровень. Авторы: В.И.Уколова, А.В.Ревякин, М.Л.Несмелова. Программы общеобразовательных учреждений : история. Обществознание: 10-11кл - М.:Просвещение, 2010.
Учебно-методическое обеспечение предмета
Преподавание истории в 10-м классе ведётся на базовом уровне.
Базовые учебники:
- Журавлёва О.Н. История России : 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ О.Н.Журавлёва, Т.И.Пашкова, Д.В.Кузин; под общ. ред. чл.-корр. РАН Р.Ш.Ганелина. - М.: Вентана –Граф, 2012.
- Всеобщая история : 10 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ О.Ю.Климов, В.А.Земляницин, В.В.Носков; под общ. Ред. В.С.Мясникова. – М.: Вентана –Граф, 2012.
Учебно-методический и справочный материал:
- Кадневский В.М. История России в тестах: Итоговая проверка знаний. – М.:
Школа- Пресс, 1998.
- Михайлова С.В. История России с древнейших времён до наших дней. Поурочно-
тематическое планирование проблемно-теоретического курса (10 – 11 классы). –
Чебоксары. «Клио», 1998.
Нормативные документы и программы:
- Закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. No 273-ФЗ;
- Закон об образовании в Республике Мордовия;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Список образовательных Интернет-ресурсов
1. http://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];
2. http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];
3. http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];
4. http://bibliofond.ru [Электронная библиотека «Библиофонд»];
5. http://nsportal.ru [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];
6. http://videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];
7. www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам]
8. http://indigo-mir.ru [Сайт Центра дистанционного творчества];
9. http://www.pandia.ru [Портал «Энциклопедия знаний»];
10.http://www.fipi.ru [Сайт Федерального института педагогических измерений];
11.http://easyen.ru [Современный учительский портал]
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
- - ноутбук;
- - интерактивная доска;
- - видеопроектор;
- - принтер;
- - демонстрационный материал, разработанный с помощью программы PowerPoint;
- - интерактивный материал
- - комплект классных исторических карт
- - таблицы.
Карты исторические:
История России
- Древнерусское государство – Киевская Русь в IX – начале XII века
- Раздробленность Руси. Русские княжества в XII – первой четверти XII века
- Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке
- Образование Русского централизованного государства 1328 – 1533 гг.
- Русское государство в XVI век. Правление Ивана Грозного
- «Смутное время». Борьба против польской и шведской интервенции
- Русское государство в XVII веке. (1617 – 1689)
- Образование и расширение Русского государства в XIV – XVII вв.
- Россия с конца XVII века до 60-х годов XVIII века.
- Российская империя в XVIII веке
- Российская империя во второй половине XVIII века
- Российская империя с начала XIX века по 1861 год
- Отечественная война 1812 года
- Россия после реформы 1861 -1900 гг.
История Древнего мира
- Древний Восток. Передняя Азия и Египет
- Древняя Греция (V в. до н.э.)
- Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.
- Древняя Италия (до середины III в. до н. э.)
- Рост Римского государства в III в. до н. э. – II в. н. э.
- Римская империя в I – III вв. н. э.
- Римская империя в IV – V вв. Падение Западной Римской империи
История средних веков
- Народы и их передвижения в Европе в IV – VII вв.
- Европа в V - VII вв.
- Европа в VIII – начале IX в.
- Восточная Римская (Византийская ) империя и славяне в VI – XI вв.
- Арабы и их завоевания в VII – IX вв.
- Западная Европа во время крестовых походов
- Европа в X – XI вв.
- Европа в XIII в.
- Европа в XIV – XV вв.
- Великие географические открытия
Новая и Новейшая история
- Европа в начале Нового времени
- Европа в XVI - первой половине XVII в.
- Европа в XVII в. (1640 -1699 гг.)
- Европа с 1700 -1789 гг.
- Война за независимость и образование США (1775 -1783 гг.)
- Европа с 1799 -1815 гг.
- Европа с 1799 -1815 гг.
- Европа с 1815 -1870 гг.
- Образование независимых государств в Латинской Америке в начале XIX в.
- Европа в 50-х – 60-х гг. XIX века
- Европа с 20-х годов XIX века до начала XX века
- Гражданская война в США 1861 -1865 гг.
Таблицы демонстрационные:
- Становление Российского государства
- Факторы формирования Российской цивилизации
- Развитие Российского государства в XV – XVI вв.
- Развитие России в XVII – XVIII вв.
- Политические течения XVIII – XIX вв.
- Цивилизационные альтернативы в истории России
Видеофильмы:
- История государства Российского
- История земель Российских
- История морских сражений
- Полководец Суворов
- 30 городов России
- Москва. Страницы истории XII –XIX в.
Учебные материалы на CD дисках:
- Энциклопедия истории России
- Краткая Российская энциклопедия
- Большая хрестоматия. История России от возникновения до XIX века
- Государственная символика России
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...