«Организация изучения дискуссионных вопросов в рамках подготовки задания №24 ЕГЭ по истории».
методическая разработка по истории (11 класс) на тему
Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя , идёт активная переориентация системы традиционной, знаниевой модели школьного образования на компетентностную модель. Новый стандарт отличается реализацией системно – деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика – активная. Важным является не «багаж» знаний, накопленный за время обучения в школе, а умение им пользоваться. В указанной связи, перед современным учителем стоит задача направить формирование необходимого набора компетенций, которые помогут выпускникам успешно справится с контрольно-измерительным материалом по истории. Научить – учиться – лозунг стандартов II поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 34.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация изучения дискуссионных вопросов в рамках подготовки задания №24 ЕГЭ по истории».
Кондрашова Анджела Ринатовна
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
МАОУ «Лицей№36»г. Саратов.
« Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними».
Гораций.
Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя , идёт активная переориентация системы традиционной, знаниевой модели школьного образования на компетентностную модель. Новый стандарт отличается реализацией системно – деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика – активная. Важным является не «багаж» знаний, накопленный за время обучения в школе, а умение им пользоваться. В указанной связи, перед современным учителем стоит задача направить формирование необходимого набора компетенций, которые помогут выпускникам успешно справится с контрольно-измерительным материалом по истории. Научить – учиться – лозунг стандартов II поколения.
В преподавании истории необходимо формирование следующих видов универсальных действий: общеучебные, логические учебные действия; поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно – следственных связей; построение логической цепочки рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование. Теперь главная проблема – как формировать эти умения?
Для формирования УУД я использую следующие виды деятельности:
• извлекать информацию из источника;
• составление характеристики исторического деятеля;
• анализ исторического источника;
• чтение и обобщение фактов из литературного источника;
• составление сравнительных, хронологических таблиц;
• подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;
• составление логической схемы, цепочки; и другие.
В рамках историко-культурного стандарта для изучения был предложен перечень трудных тем., при их изучении каждый учитель занят отбором тех методов и приёмов преподавания, которые бы позволяли учащимся самостоятельно усваивать знания и умения . Сами по себе трудные вопросы – это варианты интерпретации исторического прошлого. Поэтому в данном случае речь должна идти, на мой взгляд, о разных точках зрения на наиболее сложные для восприятия темы курса. Так же одной из основных проблемой исторического образования в условиях перехода на ФГОС остается сохранение достаточно большого объема обязательного для усвоения содержания. Средством обучения, позволяющим организовать изучение дискуссионных вопросов истории в школе, выступают историографические материалы:
- суждения – цитаты, в сжатой и метафоричной форме предъявляющие позицию исследователя;
- комплексы фрагментов работ историков, отражающие основные позиции исследователей по обсуждаемому вопросу;
- историографические очерки, раскрывающие основные этапы обсуждения историками того или иного вопроса истории.
Разноречивые мнения историков должны предлагаться ученикам действительно по ключевым проблемам. Обращаю Ваше внимание на то, что объем и уровень заданий должны быть дифференцированы в соответствии с познавательными, возрастными возможностями и запросами учащихся, а также разнообразными по типам и видам.
Сложным для выпускников стало задание 24ЕГЭ по истории (высокий уровень сложности). Это задание на анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса. Средний процент выполнения данного задания выпускниками в 2016 году составил 39,61. Это задание проверяет, прежде всего, развитие аналитических умений, понимание выпускникам противоречивости и многофакторности истории. Около 60% участников не смогли привести ни одного аргумента.
В задании 24 представлена одна дискуссионная точка зрения по какой-либо
исторической проблеме. Выпускнику необходимо привести два аргумента,
которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми
можно опровергнуть её. В целях предотвращения нежелательной ситуации, когда
выпускники не будут писать, какие из аргументов имеют целью подтвердить, а
какие опровергнуть данную точку зрения, что несколько затруднит проверку,
выпускникам дан алгоритм оформления задания.
Например: в исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке на наличие государства в Древней Руси.
Древнюю Русь X—начала XII вв. можно назвать централизованным государством.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
Аргументы в опровержение:
1)...
2)....
Для выполнения задания выпускнику недостаточно привести только факты - необходимо сформулировать полноценные аргументы. Это означает, что экзаменуемый должен объяснить, каким образом с помощью приведённого факта можно аргументировать данное теоретическое положение, если, конечно, связь факта и положения не является очевидной.
Ответ выпускника на задание 24 должен состоять из двух частей: аргументации в подтверждение данной точки зрения и аргументации в её опровержение. При оценивании учитывается качество аргументации, а также число аргументов.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
аргументы в подтверждение:
при выборе первой точки зрения может быть сказано, что
-в Древней Руси существовал административный центр — Киев;
-в Древней Руси выделилась единая для всей территории государства властно-управленческая верхушка — князья и дружина;
- в Древней Руси формировался единый правопорядок, закрепленный в «Русской Правде», Правде Ярославичей и других документах.
аргументы в опровержение:
- Русь X—начала XII вв. не имела выраженных внешних границ, особенно на Юге и Востоке;
-права и полномочия князей на Руси в X—начале XII вв. нередко оспаривались вечем.
Могут быть приведены другие аргументы.
Следует выделить следующие типичные ошибки, не позволившие выпускникам успешно справиться с заданием 24:
- выход за рамки обозначенного в задании исторического периода при подборе
- фактов для аргументации;
- выбор исторических фактов, не связанных с аргументируемой точкой зрения;
- использование рассуждений общего характера, без использования
исторических фактов и соответствующих выводов на их основе («люди стали жить
хуже..» и т.д.);
- выбор исторических фактов из сфер общественного развития, не представленных в аргументируемой точке зрения (например, задание требует аргументации по вопросу внешнеполитического курса в определенный период истории России, ученик приводит примеры или суждения, связанные с внутренней политикой и т.д. Подобные задания не только направлены на самостоятельную деятельность учащихся с источником информации, метапредметность, но и на формирование ключевых компетенций, а также:
- ознакомление учащихся с особенностями и взаимосвязью различных форм анализа исторического процесса;
- овладение умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, работа с различными типами исторических источников;
- развитие у учащихся исторического мышления (умение сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей).
В связи с задачами исторического образования выделяются и ключевые компетентности: историко-познавательная, информационно-коммуникативная и социально-мировоззренческая.
Методологической основой моей работы с частью 2 ЕГЭ по истории , и в частности, заданием №24,становятся проблемно-исторический и источниковедческий принципы. Оптимизации процесса подготовки учащихся к ЕГЭ способствуют следующие формы работы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях, например:
• лабораторно-практические занятия по работе с документами;
• дискуссии по решению основных историографических проблем;
- урок-исследование,
- урок-лаборатория,
- урок - защита исследовательских проектов,
- урок-экспертиза,
- урок – погружение,
- учебный эксперимент, (планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов); и др.
Работа с документами предполагает не только умение анализировать источник. Данные задания раскрывают способность учащихся работать с разными типами источников, соотносить с собственными историческими знаниями, реконструировать образ исторической реальности на основе выявления причинно-следственных связей.
Умение аргументировано представлять свою точку зрения в исторических спорах – это одно из ключевых учебных действий выпускников, заявленных в историко-культурном стандарте и ФГОС среднего общего образования. Для формирования данного умения необходимо проведение дискуссий, дебатов, обсуждений мнений историков, особенно по «трудным вопросам истории». Во время таких уроков учащиеся окажутся в ситуации, когда им необходимо приводить аргументы в живой дискуссии, что активизирует процесс мышления. Кроме того, стимулом будет коллективное действие, оценка одноклассников. Системное использование таких форм обучения активизирует работу над формированием и развитием навыков аргументации. Важным условием развития опыта аргументации и кругозора учащихся может стать выполнение учебных индивидуальных или групповых проектов в качестве домашнего задания на основе трудных «дискуссионных» вопросов истории.
Наиболее продуктивной, на мой взгляд, и соответственно чаще применяемая дискуссия является работа экспертных групп с использованием исторических источников.
Результативность дискуссий очевидна. Умения и навыки, вырабатываемые дискуссией соответствуют умениям и навыкам необходимым учащимся для успешного выполнения заданий единого государственного экзамена по истории части 2:
• подготовка к дискуссии дает возможность заглянуть в учебник, справочные материалы и др., еще раз закрепив материал, прежде чем дать ответ;
• позволяет самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию;
• позволяют сформировать системное видение проблемы;
• позволяет выделить взаимосвязи событий и явлений, а так же различные аспекты их рассмотрения ;
• развивает логику критического мышления.
С целью совершенствования преподавания истории в школе, педагогам рекомендовано:
• учитывать в работе содержание и принципы Историко-культурного стандарта;
• активно использовать в работе материалы, размещенные на сайте ФИПИ, в частности, Открытый банк заданий (http://opengia.ru/subjects/history-9/topics/1 );
• активизировать работу по формированию у обучающихся всех основных умений, требуемых стандартом по истории (см. спецификацию КИМ по истории);
•повысить уровень овладения учащимися умениями поиска и анализа исторической информации, представленной в разных источниках (текст, историческая карта, таблица, схема, изображение и т.д
Любой прием или метод преподавания будет иметь успех и давать ожидаемые результаты только в том случае, если эта работа носит системный характер, и учащиеся могут самостоятельно пользоваться этим приёмом без учителя.
Литература :
1. Вяземский, Е.Е. Государственный образовательный стандарт общего
образования второго поколения: инновационный характер, функции,
особенности / Е.Е. Вяземский // Преподавание истории в школе. − 2009. − № 8.
2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред.В.В. Козлова, А.М. Кондакова. − М.: Просвещение, 2010.
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов,Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. − М.:Просвещение, 2010.
4.Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе »:Бычкова, Л.В. Мини-проект в преподавании истории и обществознания: методический аспект. – 2016. - №5.
5Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе »:Гевуркова, Е.А., Крючкова, Е.А. Исторические источники в контрольно-измерительных материалах ОГЭ и ЕГЭ. – 2016. - №5.
6Лобанов, И.А. Информационная картина мира у старших подростков и выполнение заданий единого государственного экзамена. – 2016. - №3.
4.И.А.Артасов. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподаваЖурнал «Преподавание истории и обществознания в школе »ния истории (на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ). 2016г.
5.Демоверсия ЕГЭ-2017.
Интернет-ресурсы:
1.Сайт Федерального государственного образовательного стандарта
второго поколения. − Режим доступа: www.standart.edu.ru.
2. Федеральное агентство по образованию. − Режим доступа:
www.ed.gov.ru.
3Федаральный институт педагогических измерений -http://www.fipi.ru/.
3. Издательство «Просвещение». − Режим доступа: www.prosv.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".
Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения - рассуждения. Создание памятки написания сочинения (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.
КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм. Этот урок – продол...
Подготовка к сочинению -рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)
Урок русского языка, на котором отрабатывается алгоритм написания сочинения-рассуждения с речевыми клише по памятке....
Открытый урок по теме: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)»
Открытый урок развития речи в 9 классе по теме: "Что такое человечность"...
Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ...