Разработка занятия по теме "Геральдика"
план-конспект занятия по истории (5 класс) на тему

Мамедов Сергей Александрович

Тема: Геральдика: наука о чести и наследии.

Цели:

Ø Раскрыть основные понятия геральдической науки, ее роль в изучении памятников материальной культуры;

Ø Овладеть приемами сравнительного анализа, системного подхода, классификации исторического  факта;

Ø Воспитать чувство гордости за свое историческое прошлое.

 

Оборудование: карточки с изображением различных гербов, Герб Москвы, Герб Краснодарского края

 

Термины: герб, герольды, герольдии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geraldika.doc335.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Геральдика: наука о чести и наследии.

Цели:

  • Раскрыть основные понятия геральдической науки, ее роль в изучении памятников материальной культуры;
  • Овладеть приемами сравнительного анализа, системного подхода, классификации исторического  факта;
  • Воспитать чувство гордости за свое историческое прошлое.

Оборудование: карточки с изображением различных гербов, Герб Москвы, Герб Краснодарского края

Термины: герб, герольды, герольдии

Ход урока:

Учитель: Сегодня мы поговорим о геральдике. А знаете ли вы, что это такое?

 Геральдика – особая наука о гербах.

 Что такое герб, как вы думаете? Вот что сказано об этом в «Словаре иностранных слов»: « Герб – отличительный знак государства, города, сословия, рода, изображаемый  

 на флагах, монетах, печатях и т.д.

Здесь же дается определение геральдики: « Геральдика – гербоведение –  

 составление, истолкование и изучение гербов, вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы, как специфические исторические источники»

Само слово «герб» произошло, возможно, от близких по звучанию слов, которые в польском (herb), немецком (Erbe) языках означают «наследство». Герб – это указание людям следовать по пути, пройденному предками.

 Истоки геральдики уходят в очень далекое прошлое. Известно, что появление гербов в Западной Европе связано с крестовыми походами. В России гербы появились позже. До гербов существовали печати и клейма – их оттиски до сих пор обнаруживают на некоторых бытовых предметах в местах археологических раскопках.

        Для гербов свойственна особая специфика – имеют значение и цвет изображения, форма герба, и, разумеется, его девиз.

Щит

Щит – это обязательный элемент герба, условное

пространство.

В геральдике установилось 5 основных форм

гербового щита:

А) варяжский                                                                        

Б) итальянский

В) испанский

Г) французский

Д) немецкий

Задание: Попробуйте соотнести названия щитов с изображениями

Ответ: 1а, 2б, 3в, 4г, 5д.

Цвет

Щиты покрывали яркими красками, украшали металлическими деталями.

Золото в геральдике соответствует желтому цвету, серебро – белому.

Кроме желтого и белого в геральдике используется 5 цветов (финифтий).

Задание: У вас на столах находятся изображения различных гербов. Определите,  

                  какие цвета в основном использованы?

Ответ:

- красный (червленый)

- синий (лазоревый)

- зеленый

- пурпурный

- черный

Обозначение цветов дал французский геральдист XVIII века П. Альсем:

Золото означает христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и мирские качества: могущество, значимость, богатство.

Серебро – чистоту, правдивость, благородство.

Красный – любовь, мужество, великодушие.

Черный – осторожность, мудрость, постоянство.

Синий – целомудрие, честность, верность, безупречность.

Зеленый – надежда, изобилие, свобода.

Пурпур – благочестие, умеренность, честность.

Фигуры герба

Учитель: В щитах гербов можно увидеть самые разные изображения:

Геральдические:

- столб – вертикальная полоса

- пояс – горизонтальная

- глава – отделенная верхняя часть щита

- подножие – отделенная нижняя часть

- перевязи – диагональные полосы

Негеральдические:

 естественные – человек, животные, растения, птицы, рыбы

 искусственные – постройки, оружие, орудия труда, предметы обихода

 легендарные – кентавр, сирена, единорог и т.д.

Официальная регламентация русских гербов берет свое начало с царствования Петра Великого, хотя многие гербы были созданы задолго до того.

Задание: Работа с отрывком из Манифеста по случаю издания первой части  

                 Гербовника, 1 января 1798 г.

Ответить на вопросы:

  1. Кто считается основателем Гербовника в России? В чем значение его составления?
  2. Почему для дворянина самым суровым наказанием считалось разрушение или порча его фамильного герба?

«Что русское дворянство всегда руководилось духом храбрости и чести, то доказывают всему свету труды и подвиги российского дворянства, на службу государям своим и на пользу Отечества подъятые. Самодержцы всероссийские, находя всегда в дворянстве ревностных исполнителей воли и храбрых защитников Отечества, отличали их почестями и изливали на них от престола своего милости. По примеру предков своих и Государь Павел Петрович, обращая внимания на все, что может способствовать к славе и чести российского дворянства, повелел издать собрание гербов дворянских, яко знаков дворянскаго достоинства каждого дворянскаго рода, ибо прежде сего, за неимением такого собрания, многие гербы или совсем утратились, или же по временам изменялись. В отвращении – то этих неудобств и велело было составить Гербовник»

Учитель: 

Изображений на гербах было множество.

Умение распознать герб со   временем стало наукой,

ключами от которой владели герольды

(лат. «глашатай»). Нередко герольдами были люди,

известные своей доблестью и храбростью

(нем. «ветеран»). Герольды – это лица, которые

обладали особыми правами:

  1. распорядители различных придворных торжеств и церемоний;
  2. являлись судьями;
  3. были посредниками как в мирное, так и в военное время;
  4. состояли при главе государства.

Ученик:  Тремя венцами орел восточный сияет,

Веру, надежду, любовь к Богу являет.

Криле простер, объемлет всего мира конца,

Север, юг, от востока аж до запада солнца

Простертыми крыльями добре покрывает,

Скипетр заступления в покров простирает.

Скипетр в царствии крепость, являет честь, славу,

Свет содержит, Августа воспримет державу

Леонтий Магницкий (1703г.)

Блиц – викторина:

Вопрос: Кто из вас знает, когда на гербе русского государства взмахнул крыльями

                двуглавый орел?

Ответ:   Двуглавый орел появился на Руси в XV веке.

Вопрос: На гербах каких государств изображались орлы? Чем отличалось

                изображение двуглавого орла от изображения одноглавого?

Ответ: Орел присутствовал на гербах Древнего Рима, германских государств,

             Польши. В геральдике существовало одно различие: одноглавый орел  

             означал королевскую власть, а двуглавый – императорскую.

Вопрос: До какого года двуглавый орел существовал на российском гербе?

Ответ:   До 1918 года, затем заменен советской символикой.

Вопрос: Что обозначали на гербе скипетр им держава, которые держал в когтях

                орел?

Ответ: Скипетр и держава обозначали, следуя текстам старинных книг,

             «Милостивейшего государя, самодержца и обладателя». Державу иногда

              называли «яблоком власти».

Герб Москвы

С XVIII века берет свое начало традиция присваивать гербы русским городам. В соответствии с требованиями русской  геральдики в гербе должны быть отражены история города, его географическое положение, военные заслуги, экономика, традиции.

        О чем может рассказать нам герб Москвы?

Вопрос: Вспомните, от каких врагов оборонялась наша столица?

Ответ:   Татаро-монголы, поляки, французы, немцы.

Учитель: 

Не удивительно. Что герб Москвы стал именно

таким – с изображенным на нем Георгием Победоносцем, покровителем столицы, поражающим золотым копьем змея. Многие исследователи считают, что герб Москвы символизирует победу над Золотой Ордой, однако он оказался очень актуальным и в последующие века.

Образ Святого Георгия был заимствован русскими

в Византии при принятии Русью христианства.

Он считался покровителем воинов, защитником от

вражеских сил. Московский герб описывался в старинных

книгах следующим образом:  

       «Царь на коне победил змия, около подпись царская, титла самая мелкая».

Задание: Вашему вниманию предлагается несколько пословиц и изречений,

                 которые сложил русский народ о Москве и москвичах – попробуйте

                 объяснить их смысл.

Москва – всем городам мать.

В Москве все найдешь, кроме родного отца да матери.

Москва – кому мать, кому мачеха.

Москва слезам не верит.

Матушка Москва – белокаменная, словоохотливая, златоглавая, хлебосольная, православная.

Славится Москва невестами, колоколами да казаками.

Москва бьет с носка!

Гербы Кубанской области

Учитель: Что вы знаете о гербе Кубанской области? Я предлагаю поработать с

                  «Энциклопедическим словарем по истории Кубани» стр. 117.

Задание:

  1. Попробуйте, с точки зрения геральдической науки, дать описание герба Кубанской области;
  2. Рассмотрите герб города Екатеринодара (стр.156), дайте его расшифровку;
  3. На основе изображенных фигур на гербе города Тамани (стр.456) раскройте основные богатства и достоинства Кубанского города;
  4. Прочитайте герб Тимашевского района.

Учитель: История Геральдической службы России насчитывает уже почти триста лет. 20 февраля 1992г. Постановлением Правительства РФ была создана Государственная Геральдическая служба Российской Федерации. С 1999г. Геральдическая служба преобразована в Геральдический совет при Президенте РФ. Геральдический совет возглавляет председатель – государственный герольдмейстер, которым является зам. директора Государственного Эрмитажа по научной работе Г.В. Вилинбахов. Совет дает заключение и консультации по вопросам геральдики и ведет геральдический регистр Российской Федерации.

        Почтительное отношение человека к символам той страны, в которой ему выпала судьба родиться, - это спокойное и достойное принятие того божественного случая, который позволил ему оказаться именно в той стране. Люди, не верящие в государственные символы, отмахиваются от великого прошлого своей страны. Тем они и себя обретают на забвение. Роль геральдики как науки, несомненно велика – она позволяет изучить и сохранить то наследие, которое оставили нам далекие предки.

Домашнее задание: Попробуйте придумать и нарисовать герб своего класса, своей семьи, личный герб, используя наиболее характерные особенности, свойственные объекту, которые герб должен выражать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".

Пояснительная запискаУрок-практикум  по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте

Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятие 7 - 8. Смысловые части текста

Текст имеет определенную структуру. В нем, как правило, имеются зачин, основная часть и концовка, которые обеспечивают законченность и единство высказывания.В зачине обозначается тема текста. Первое п...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 11 – 12 Функциональные типы речи

Функциональные типы речи (описание, рассуждение, повествование) – это разновидности структуры и языка текста в зависимости от смысла целого: хотим ли мы изобразить предмет, доказать что-то или рассказ...