к уроку по русско-японской войне
план-конспект урока по истории на тему
Материал к урок по русско-яапонской войне
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus._yaponskaya_voyna.pervaya_ros.rev_3.rar | 89.47 КБ |
Предварительный просмотр:
- В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Приведем одну из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«В начале XX века Россия в экономическом и социальном отношении была развитым государством».
Аргументы в подтверждение:
• по длине железных дорог Россия занимала второе место в мире, уступая только США; 157
•по размеру национального дохода (7,4% от общемирового) Россия занимала четвертое место в мире;
• по валовому промышленному производству Россия находилась на пятом месте в мире;
• в начале XX века Россия занимала первое место в мире по общему объему производства сельскохозяйственной продукции;
• государственные расходы на народное образование в 1900-1915 годах увеличились более чем в 5 раз.
Аргументы в опровержение:
• национальный доход в расчете на одного человека составлял 89 рублей в год, что было в 5-8 раз меньше, чем в США, Великобритании, Германии и Франции;
• по объему промышленного производства на одного человека и уровню производительности труда в промышленности Россия уступала США, Великобритании, Германии и Франции в 5-ю раз;
• Россия оставалась преимущественно аграрной страной: сельское хозяйство давало 51% национального дохода, промышленность — 28%, остальное приходилось на торговлю и транспорт;
• Российская империя оставалась сельской страной: в городах проживало свыше 30 млн человек (18% населения);
• уровень образования только 20% российского населения соответствовал общеевропейским стандартам элементарной грамотности, лишь 30% детей регулярно обучались в школе.
- В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Приведем одну из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«В 1901-1904 годах царское правительство предпринимало активные действия для предотвращения революции в России».
Аргументы в подтверждение:
• в 1901-1902 годах в РОССИИ были созданы легальные рабочие организации для отстаивания интересов рабочих перед предпринимателями;
• в 1902-1903 годах в России работало Особое совещание по нуждам сельскохозяйственной промышленности, предложившее уравнять крестьян в правах с другими сословиями, разрешить крестьянам свободно выходить из общины, ввести частную собственность на землю, передать часть помещичьих земель крестьянам;
• в 1904 году министр внутренних дел П.Д. Святополк-Мирский предложил царю включить в Государственный совет выборных представителей от земств и городских органов самоуправления, расширить избирательные права на местном уровне;
• указ от 12 декабря 1904 года поручал комитету министров продумать меры для установления законности, расширения свободы слова, местного самоуправления, веротерпимости, устранения излишних стеснений инородцев и всяких исключительных законов.
Аргументы в опровержение:
• в 1903 году был издан царский указ о незыблемости общинной собственности на землю;
• в 1900-1904 годах произошли 670 крестьянских выступлений в различных районах страны, которые были подавлены;
• в 1900-1904 годах правительство не предприняло реальных мер по облегчению положения рабочих, подавляя их выступления;
• в 1900-1904 годах в России продолжала проводиться политика русификации нерусских народов, что обостряло межнациональные отношения;
• в 1900-1904 годах в России продолжала существовать «черта оседлости» для евреев.
3. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Приведем одну из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Революция 1905-1907 годов в России была подавлена преимущественно силой».
Аргументы в подтверждение:
• 9 января 1905 года правительственные войска открыли стрельбу по демонстрации рабочих в Петербурге;
• летом 1905 года крестьянские волнения в различных районах страны подавлялись с помощью войск;
• в июне 1905 года было подавлено восстание в Одессе и на броненосце «Потемкин»;
• в октябре-ноябре 1905 года были подавлены восстания на флоте в Кронштадте, Свеаборге, Севастополе;
• в декабре 1905 года было подавлено вооруженное восстание в Москве;
• в августе 1906 года в России были введены военно-полевые суды для участников революционных выступлений (по приговорам этих судов в 1906-1910 годах были казнены около 4 тыс. человек).
Аргументы в опровержение:
• 6 августа 1905 года был издан царский указ об учреждении Государственной думы;
• 17 октября 1905 года был издан манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», предоставлявший населению основные гражданские права;
• 11 декабря 1905 года был издан закон о выборах в Государственную думу; • 23 апреля 1906 года были изданы «Основные государственные законы Российской империи», определявшие полномочия императора, Государственной думы и Государственного совета;
• 27 апреля 1906 года начала работу Государственная дума;
• g ноября 1906 года началась аграрная реформа П. А. Столыпина.
4. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Приведем одну из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Революция 1905-1907 годов в России привела к решению главных социально-экономических и политических вопросов».
Аргументы в подтверждение:
• в результате революции в России была создана Государственная дума - первый орган власти, имевший законодательные полномочия, и реорганизован Государственный совет;
• рабочие получили право на создание профсоюзов, культурно-просветительских обществ, кооперативов, страховых организаций;
• продолжительность рабочего дня была сокращена с 12-14 до 9-10 часов, началось внедрение системы заключения коллективных договоров рабочих с предпринимателями;
• граждане России получили основные демократические права: неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний, союзов;
• в России сформировались легальные политические партии;
• были отменены выкупные платежи и снижена арендная плата за землю, крестьяне получили право выхода из общины со своим наделом, который переходил в их частную собственность;
• произошло смягчение национальной политики.
Аргументы в опровержение:
• в руках императора оставалась вся полнота власти;
• сохранялось крестьянское малоземелье;
• избирательные права рабочих и крестьян были сильно урезаны;
• власти могли ликвидировать любую неугодную легальную организацию, заподозренную в отсутствии лояльности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по истории России "Русско-японская война"
Презентация к уроку по новейшей отечественной истории "Русско-японская война"...
Тест к теме урока "Русско-японская война"
Тест ""Русско-японская война"...
Урок. Тема « Русско-японская война. Как это было...»
Урок по этой теме направлен на реализацию следующих целей.- развитие у учащихся умения анализировать, делать выводы и обобщения; развитие устной и письменной речи обучающихся;-патриотическое воспитани...
Урок истории "Русско-Японская война "
Предлагаемый материал рассчитан на двухчасовой урок и предусматривает разнообразные виды работы учащихся:актуализацию полученных знаний по курсу «Новой истории» за 8 класс,выступление учеников с индив...
Проект урока на тему:Тема урока: Кризис империи: Русско-японская война.
Данный урок создан как одно из структурных звеньев в цепи уроков, основной целью которых является формирование исторического сознания школьников. Урок по программе Н.В. Загладина "История России...
Статья "Неизвестный эпилог к известной войне: Вопрос монастырской колонизации Дальнего Востока после русско-японской войны"
Неизвестный эпилог к известной войне: Вопрос монастырской колонизации Дальнего Востока после русско-японской войны (оригинал статьи опубликован в сборник: Искусство, ремесло и православное ученичество...
Технологическая карта урока «Русско-японская война - война слабости и силы»
Предлагаемый материал рассчитан на двухчасовой урок и предусматривает разнообразные виды работы учащихся:· актуализацию полученных знаний по курсу &laq...