Урок "Нашествие с Запада", презентация к уроку
электронный образовательный ресурс по истории (6 класс) по теме
Наглядная демонстрация материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 1.59 МБ |
nashestvie_s_zapada.docx | 31.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ответы : 1. Страны: Китай, Корея, Средняя Азия, Иран , Закавказье. 2. 1237-1240 г.г. 3. 13 век 4. Рязань, Суздаль, Коломна, Москва, Козельск, Киев, Чернигов
В XIII веке северо-западная Русь столкнулась с агрессией шведских и немецких рыцарей
Отвечаем на вопросы: 1.Назови племена, живущие на территории Восточной Прибалтики 2. Они жили….. 3. Занятия 4. Религия
Проверяем: 1.Племена: эсты (чудь), ливы, земгайлы, жемайты (жмудь), ятвяги и др. 2. Они жили родовым строем 3. Занимались собирательством, охотой, земледелием 4. Религия – язычество За правильный ответ по 1 балу.
Продвижение шведов на Русь
Церковь св. Александра Невского на месте Невской битвы
5 апреля 1242 г. – битва на Чудском озере (Ледовое побоище)
Александр Ярославич (1221-1263)
Верны ли высказывания? 1. Александр Невский почитается на Руси как Святой? 2. Невская битва состоялась в июле 1240 г? 3. Ворота Пскова немцам открыли бояре –изменники? 4. Батый об Александре Невском сказал: «Нет подобного этому князю» 5. Новгород не был разорен татаро- монголами, поэтому отбился от шведов и немцев.
Орденом награждаются: граждане Российской Федерации за высокие личные достижения в различных отраслях экономики, научно-исследовательской, социально-культурной, образовательной и иной общественно полезной деятельности. Орден А. Невского
Предварительный просмотр:
Тема урока: Натиск с Запада.
Тип урока – Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Вид урока - Традиционный
Форма урока - лекция, видео-экскурсия, исследование, учебный практикум
Педагогические цели:
- Организация расширенной подготовки обучающихся, формирующей универсальные, метапредметные компетентности.
- Формирование навыков выражения личностного отношения к полученной информации, стимулирование речевой активности.
- Повышение внутренней мотивации к учению, формирование целостной картины мира.
- Формировать знания о истории нашей Родины: борьбе северорусских земель с крестоносцами в XIII веке как важном этапе сохранения территориальной целостности и независимости Руси.
Ученические цели:
- Развитие словарного запаса учащихся, творческих способностей, логического мышления.
- Обогащение зрительно-образной памяти.
- Формирование у детей умения конструировать устные высказывания в соответствии с предложенным алгоритмом действий.
- Обучение переносу накопленных знаний в новую ситуацию, умение выражать личное отношение к теме.
- Создание на уроке атмосферы сотрудничества, взаимопонимания.
Практическая значимость:
Формирование знаний о борьбе северорусских земель с крестоносцами в XIII веке как важном этапе сохранения территориальной целостности и независимости Руси.
Задачи урока:
- Выяснить с шестиклассниками почему Русь не смогла противостоять нашествию монголо - татар, но смогла отразить натиск с Запада.
- Выявить причины успешной борьбы с нашествием рыцарей-крестоносцев на севере страны.
- Охарактеризовать ход Невской битвы и Ледового побоища.
- Сравнить цели Золотой Орды и рыцарей-крестоносцев в отношении русских княжеств.
- Вызвать чувство уважения к доблести русских воинов, сражавшихся под руководством Александра Невского
Материальное обеспечение урока: компьютерный проектор; мультимидийная презентация «Нашествие с Запада»; видеоролик, карточки, дерево ожиданий.
Методические приемы: аналитическая беседа, лекция, работа с учебником, проблемный вопрос, работа в группах.
Структура урока:
- Вступительное слово учителя. Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач, проблемы.
- Методика «Дерево ожиданий»
- Ознакомление с новым материалом: лекция-беседа.
- Первичное осмысление рассмотренной темы, чрез ответы на контрольные вопросы, работа с карточками и в группах.
- Рефлексия
- Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
Описание хода урока:
На прошлом уроке мы с вами изучили тему нашествие с Востока на Русь татаро- монголов. В результате этого нашествия Русь была разорена, но Новгородская земля не подверглась нападению. Однако эти земли оказались под угрозой другого врага не менее грозного. Вот об этом и поговорим сегодня на уроке.
Тема урока: Натиск с Запада.
Давайте откроем тетради и запишем тему.
Проблема: Историки решают многие задачи, попробуй и ты решить одну из них: почему Русь не смогла противостоять нашествию монголо - татар, но смогла отразить натиск с Запада.
Ребята, у вас на партах лежит яблоко и лимон – это ваши ожидания и опасения от сегодняшнего урока. Посмотрите на обратной стороне надписи. Яблоко- это получение новых знаний, с пользой проведенное время. Лимон- это скучный и бесполезный урок. А вот какое дерево: яблочное или лимонное вырастет в итоге зависит только от нас с вами.
Работать сегодня мы будем по плану, который записан на доске.
План изучения нового материала:
I. Крестовый поход в Прибалтику.
II. Невская битва.
III. Ледовое побоище.
- Ребята, возникли ли у вас какие-либо ассоциации по первому пункту плана?
Ответы детей записываем на доске ( предполагаемые ответы: рыцари, ходили в походы в 11- 13 веке на Восток для освобождения Святой земли от «Неверных», они объединялись в рыцарские ордены, в поход отправлялись с благословения папы римского, походы в Палестину были неудачными)
Молодцы! А в конце урока мы запишем новые знания для этого пункта.
- Невская битва. (предполагаемые ответы: битва на реке Неве, предводитель Александр Невский)
- Ледовое побоище .
Для начала мы с вами должны выяснить , а кто же угрожал Руси на Западе?
Стр. 129 В начале 13 века немецкие, шведские и датские рыцари начали захват земель Восточной Прибалтики в то время в Европе эти земли называли Ливонией. ( сейчас это территория Эстонии, Латвии и Литвы) – см.карту.
Работа с учебником стр. 129. Отвечаем на вопросы
- Назвать племена, живущие на этой территории?
- Они жили…
- Занятия
- Религия
Племена: (эсты (чудь), латгалы, ливы, земгайлы, жемайты (жмудь), ятвяги);
Жили (родовым строем);
Занимались (собирательством, охотой, земледелием);
Религия (язычество). Проверка заданий в парах.
Первоначально действия рыцарей направлялись против язычников, но вскоре они перешли к захвату русских территорий. А скажите мне , ребята, разве в 13 веке Русь была языческой? А почему же рыцари начали завоевание русских территорий, ведь Русь была христианской? Правильно, Русь была православной, а рыцари подвергали захваченные земли насильственной католизации, на эти земли приглашались немецкие колонисты, а местное население попадало под религиозный и национальный гнет. Для успешного продвижения на новые земли рыцари объединялись в ордена, так возник орден Меченосцев, его еще называли Ливонским (смотрим карту на стр.131) Ордена возглавлялись Великим магистром, их утверждал папа Римский. Свою задачу орден видел в христианизации многочисленных племен, и конечно, в захвате новых земель. Однако крепнущее Литовское государство сумело разгромить в 1236 г меченосцев, которые примкнули к более крупному рыцарскому ордену- Тевтонскому, это укрепило их позиции в Прибалтике. Здесь образовалось сильное государство- Ливонский орден, который угрожал независимости русских земель, а за свою независимость Русь воевала в двух битвах: Невская битва и Ледовое побоище.
На партах у Вас лежат карточки с таблицей. По ходу сообщения - рассказа и работы с картой на стр. 133 заполняем карточки. Слово Захару (было дано опережающее задание ученику)
Таблица для заполнения Невская битва
Название битвы | Дата битвы | враг | Военачальник русских воинов | Что сказал князь Александр перед битвой |
Одновременно с крестоносцами на север Руси начали продвигаться шведы. 15 июля 1240 года шведские суда вошли в Неву и остановились у устья ее притока - реки Ижоры. Новгородское вече обратилось к князю Александру Ярославовичу за помощью. 19- летний князь со своей дружиной спешно прибыл в Новгород, собрал ополчение и двинулся навстречу врагу. Перед сражением Александр сказал своим воинам : « Нас немного, но не в силе Бог, а в правде!»
15 июля 1240 года Александр Ярославович ударил по шведскому лагерю. Шведы даже не успели выстроиться боевым порядком, как началась битва. В битве были свои герои. Ополченец Савва, который подрубил шатер шведского полководца.
Ратники во главе с Мишей преградили путь шведам, которые бросились бежать к своим кораблям.
Гаврило Алексич, предок А.С.Пушкина, на коне ворвался на корабль и насмерть сразил шведского епископа.
А сам Александр схватился со шведским военачальником и ранил его копьем. Новгородцы уничтожили три шведских корабля , и разгромленные захватчики бежали с поля боя. Итог, значение битвы: остановлен натиск на русские земли. Победа Александра Ярославовича принесла ему славу и прозвище Невский.
Проверка по заполнению таблицы (самопроверка)
Ребята, а давайте нарисуем образ Александра Невского. Каким он Вам представляется?
А образ крестоносца? А теперь посмотрим, совпадают ли ваши описания с образами, представленными в фильме. (Видео)
Давайте посмотрим на эти события с точки зрения история. Вы снова заполняете ваши таблицы ( интероктив).
Ледовое побоище
Название битвы | Дата битвы | враг | Военачальник русских воинов | Где произошло Ледовое побоище | Как были построены войска | |
тевтонские рыцари | русские войска | |||||
Проверяем заполнение таблицы.
Возвращаемся к нашему плану: что вы сейчас могли бы дополнить к первому пункту? Примерные ответы детей ( Рыцари начали поход в Прибалтику, где жили племена; были образованы ордена: Ливонский, Тевтонский; захват был опасен католизацией населения и колонизацией и т.д.)
2 пункт: дата 1240 г, врагами были шведы, военачальник Александр Ярославович.
3 пункт: дата 1242г, Чудское озеро, враг- немцы, военачальник Александр Невский.
Делаем вывод: северные русские земли отстояли свою независимость в борьбе с западными захватчиками: немцами и шведами. А почему же не смогла Русь противостоять нашествию татаро- монголов?
Ответ.
Русь не смогла противостоять нашествию монголо-татар, потому что русские князья неспособны были объединить свои силы. Войско Батыя было многочисленнее и сильнее.
Русь смогла отразить натиск с Запада, потому что Новгород не был разорен монголо-татарами, Александр Ярославич объединил силы своей дружины и новгородского ополчения; в Невской битве и в битве на льду Чудского озера проявился полководческий талант Александра Невского и героизм русских воинов.
А сейчас настал момент, когда нам нужно вспомнить, что было на уроке и выбрать между яблоком и лимоном, чтобы нарядить наше дерево.
Домашнее задание. Оценки учащимся.
Спасибо за урок. До свидания.
Оценочный лист
Тема урока: «Натиск с Запада»
1. Работа с учебником стр. 129. Отвечаем на вопросы
- Назвать племена, живущие на территории Прибалтики (Ливонии)?
- Они жили…
- Занятия
- Религия
2. Заполни таблицу
Невская битва
Название битвы | Дата битвы | враг | Военачальник русских воинов | Что сказал князь Александр перед битвой |
3. Заполни таблицу
Ледовое побоище
Название битвы | Дата битвы | враг | Военачальник русских воинов | Где произошло Ледовое побоище | Как были построены войска | |
тевтонские рыцари | русские войска | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по физкультуре по теме: Презентация к уроку по предмету: "Физическая культура" на тему: "Физические качества" для учащихся 5-9 классов
В презентации рассматриваются определение, виды и характеристика физических качеств....
Презентация к уроку алгебры в 8 классе по теме "Квадратные уравнения" Презентация к уроку "Действительные числа"
Презентация к уроку объяснения нового материала по теме "Определение квадратных уравнений" Урок 8 класс.Презентация к уроку закрепления по теме "Действительные числа" в 8 классе....
Презентация к уроку истории в 6 классе "Борьба Руси с нашествием с Запада"
презентация поможет учителю рассказать о ходе и итогах борьбы северо-западной Руси с агрессией шведских и немецких рыцарей в XIII веке...
презентация к уроку истории в 6 классе "Угроза с Запада"
презентация рассказывает о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; дает представление ученикам о полководцеском таланте Александра Невского....
Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"
При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...
презентация к уроку "Угроза с Запада" 6 класс.
преентация содержит основной материал по уроку. Служит приложением к конспекту урока по даной теме....