Изучение нового материала | 24 | Особенностью урока будет то, что вы сами выступите в роли исследователей прошлого, и я надеюсь, что мы вместе с вами приоткроем одну из страниц истории культуры Древней Греции. А кто такие исследователи прошлого? Ответить вам на этот вопрос помогут фотографии. Слайд № 1. Во время просмотра подумайте над вопросами: 1. Чем занимаются эти люди? 2. Зачем они это делают? 3. Как называется профессия этих людей? Название профессии этих людей происходит от греческого слова "археология", которое состоит из двух корней: "архайос" - древний и "логос" - наука, знание. Впервые слово "археология" употребил древнегреческий философ Платон. Он понимал под "археологией" любые знания о прошлом. 4. В чём трудность для учёных? 5. Легко им по таким остаткам делать выводы о жизни людей в прошлом? Я предлагаю каждому из вас попробовать свои силы в роли археолога. Для этого представьте, что вы участники раскопок. Все наши команды - одна экспедиция, а я ваш руководитель. Работа у нас будет непростая, поэтому без помощи и поддержки друг другу мы не справимся. И наш девиз: «Один за всех, и все за одного». А куда мы отправимся, вы должны угадать. Итак, в путь. Слайд 2,3,4 - На какой полуостров мы попали? - Какие моря омывают Балканский полуостров? - Какое государство находится на Балканском полуострове? - В какую область Греции мы попали? - В какой же город мы отправимся? Итак, мы в конечной точке нашего путешествия. - Что мы уже знаем с вами об Афинах? Слайды 5,6.7 Итак, мы много знаем об Афинах, но ничего не сказали про сам город. Каким он был? Вы были когда-нибудь в древних Афинах? Кто был, поднимите руки. “Ты чурбан, если не видел Афин! Если же видел и не восторгался – осел! А если добровольно покинул Афины, то ты верблюд!” – так сказал древнегреческий писатель. И хотя он говорил шутливо, но он был прав. Афины – один из прекраснейших городов Древней Греции и мы я, думаю, в этом с вами очень скоро убедимся. Я предлагаю взойти на Акрополь, чтобы посмотреть на город с высоты птичьего полёта. Я, как руководитель нашей экспедиции проведу минутную экскурсию. Слайд 8 - видеосюжет «Акрополь». (1мин) Внимание! Мы поднимаемся на Акрополь. Это самая высокая точка Афин. Отсюда город виден как на ладони. Здесь находится главная афинская святыня - Храм Парфенон, посвящённый богине Афине. Храм строился 16 лет. Те, кто видели Парфенон, утверждают, что мрамор, из которого построен храм, имеет уникальную особенность менять свой цвет в зависимости от времени суток. Спустя 2500 тысячи лет мы можем увидеть Акрополь в полуразрушенном состоянии, но его величественная красота и гармония даже в таком виде волнует человечество. Чтобы не заблудиться, давайте воспользуемся планом Афин. Откройте свой путеводитель Приложение 1. Мы с вами только что были вот в этом месте. Показывает указкой Акрополь на плане древних Афин. В каждом греческом городе был Акрополь - укреплённый холм-крепость. Но самым известным и красивым акрополем был афинский. Именно отсюда начинались Афины. Это самый древний район города. Шли десятилетия, века, и городские постройки постепенно «спустились» с Акрополя вниз, город разросся и со временем стал большим и красивым. А на Акрополе как на самом священном месте греки построили храмы своим богам. Во время Греко-персидских войн Акрополь был разрушен персами, поэтому греки отстроили его заново в к.5 в. до н.э. Слайд 9 Посмотрите на план Афин, прочитайте названия районов древних Афин. - Какое слово из перечисленных, вам знакомо и встречается в русском языке? - Что мы называем керамикой? - Как вы думаете, чем славился Керамик? Давайте решим, какая группа и где будет проводить раскопки. Как мы это сделаем? А как бы этот вопрос решили древние афиняне? Одним из способов голосования у афинян была жеребьёвка. А делали это они вот таким способом. Учитель предлагает детям из сосуда вытянуть карточки с названиями районов Афин. Не забудьте отметить место ваших раскопок на плане крестиком. Учащиеся из сосуда вытаскивают карточки с названиями районов Афин. Слайд 10 Обратите внимание, что на доске нет названия темы урока, есть только эпиграф. А тему мы попытаемся сформулировать сами в конце нашего урока. И обратимся к эпиграфу: "Из мелочей складывается великое, а великое - уже не мелочь!" (Микеланджело). Какую же цель мы должны выполнить в ходе нашей экспедиции? В ходе раскопок вами обнаружены фрагменты древних вещей (раздаю фрагменты - пазлы с изображением древнегреческих сосудов). Ваша задача – собрать их в единое целое. Что у вас получилось? В Древней Греции существовало много видов керамической посуды. Каждый из них имел своё назначение и название. Слайд 11 Перед вами определитель древнегреческой керамики, которым пользуются современные археологи. Каждая команда должна определить какого вида сосуд она собрала и для чего его использовали. Для этого вам нужно найти свой сосуд на определителе керамики, прочитать его название и предназначение. Приложение 2. Слайд 12 Рассмотрите сосуды внимательно. Греки называли их краснофигурными и чернофигурными. Как вы думаете, почему? В ходе наших раскопок каждая из команд, кроме сосуда, нашла отрывок древнего текста. От времени некоторые слова стёрлись, но на керамике, которую вы нашли, эти слова есть. Вставьте слова в текст и озаглавьте его. Ребята, оказывается, каждая из команд нашла фрагмент одного текста. Только внимательно слушая друг друга, вы поймёте его смысл. Афиняне очень ценили красноречие - умение красиво говорить. Также они утверждали, что без любви к музыке нельзя стать настоящим человеком. Поэтому вы сегодня должны ещё и красиво произнести свою речь на фоне музыкального сопровождения. Амфора – текст1 Слайд 13 (Керамик) Почему греки использовали для перевозки вина и масла на кораблях амфоры с узким дном? Пелика - текст 2 Слайд 14 (изображение Агоры) Кратер – текст 3 Слайд 15 (изображение храма Н. Бескрылой) Афиняне изобразили Нику бескрылой. Как вы думаете, почему? Слайд 16 (изображение статуи Афины) Скифос - текст 4 ( Акрополь- Парфенон) Слайд 17 (изображение Парфенона) Лекиф – текст5 (Акрополь) Слайд 18 (храм Эрехтейон) Слайд 19 (изображение 2-х типов колонн) Известно, что греки создали ионические колонны и дорические. 1-й тип колонн – женский, использовался в женских храмах (изящен, лёгок, жизнерадостен). 2-й тип колонн – мужской, использовался в мужских храмах (более массивен, основателен и строг). Почему в женском храме богини Афины Парфеноне использовались мужские колонны? Мы с вами только что сами составили план нашего урока. Все придуманные заголовки отражают тему нашего урока. Попробуйте её сформулировать.
| Открывают тетради, учебники.
Ведут археологические раскопки. Что бы найти старые вещи, благодаря которым, ученые могут, сделать выводы как жили наши предки. Это археологи Мы знаем, что изучение прошлого происходит на основе письменных и вещественных источников.
Ученый приходится восстанавливать по крупицам исторические источники, поскольку они могут быть испорчены временем.
Балканский Эгейское, Ионическое Греция Аттика Древние Афины
Название города Афины произошло от имени богини Афины. Солон, демократия. Греко-персидские войны.
Берут с края стола пакет с рабочим материалом. Открывают приложение № 1. План древних Афин.
Керамик. Керамикой называют глиняную посуду, изделия из глины. Керамик славился своей великолепной посудой. Афиняне решили бы этот вопрос с помощью открытого, тайного голосования или жребия. Мы должны из небольших фрагментов сложить целую картину. Археологи из мелких находок: остатков, фрагментов, осколков воссоздают прошлое. И мы сегодня в ходе наших раскопок должны воссоздать эпизоды из жизни людей древнегреческого города Афины, узнать, чем знамениты были эти люди, почему они восхищались своим городом, что делали для его процветания и почему весь мир до сих пор восхищается плодами труда древних афинян.
- сосуды, вазы, горшки.
Ребята выходят и рассказывают о своих находках. 1. Амфора - керамический сосуд предназначенный для хранения оливкового масла или вина. Также использовались в качестве урны для захоронения и при голосовании (туда бросали камешки) 2. Пелика - форма амфоры. В отличие от обычных амфор имеют основание, которое позволяет им сохранять вертикальное положение. 3. Кратер - большой вместительный керамический сосуд с широким горлом и двумя ручками, служащий для смешивания вина с водой. 4. Скифос - керамический сосуд, служащий для питья вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить неразбавленное вино считалось дурным тоном и называлось «пить по-скифски».
5. Лекиф - сосуд для хранения масла на низкой ножке с узким горлом, ритуальный сосуд для благовоний, хранения праха усопшего.
Греки украшали вазы чернофигурным рисунком: по красноватой глине чёрным лаком. Через 100 лет поступали наоборот. Секрет изготовления чёрного лака был утрачен.
Учащиеся работают в группах с отрывком текста. Приложение 3.
Ученик читает текст выразительно под музыку. Название текста пишет на доске под п.1 Керамик. Керамик – район гончарных мастерских. Ученик читает текст выразительно под музыку. Название текста пишет на доске под п.2. Агора. Агора – главная площадь Афин. под п.3. Храм Ники Бескрылой. Нику обычно представляли прекрасной женщиной с большими крыльями: победа непостоянна и перелетает от одного противника к другому. под п.4. Статуя Афины. под п.5. Акрополь – холм с крутыми и обрывистыми склонами. Его вершину украшала бронзовая статуя Афины, которую создал скульптор Фидий. Примерное название – В городе богини Афины. |