Конспект урока "Михаил Романов"
план-конспект урока по истории на тему

marias123

Конспект урока "Михаил Романов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dlya_10_klassa._izbranie_mikhaila_romanova.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Земский собор 1613 года. Правление Михаила Романова (1613-1645)

Цели урока:

  • дать знания о кандидатах на русский престол; выявить основные последствия Смуты, направления их ликвидации, намеченные правительством Михаила Федоровича;
  • развивать навыки работы с исторической картой, навыки анализа, сравнения,  умение работать с документами;
  • способствовать развитию патриотизма, воспитывать интерес к истории России.

Тип урока: Урок получения новых знаний

Форма урока: урок - беседа

Методы: частично – поисковый, исследовательский

Средства обучения: предметные (учебники), практические (составление конспекта по деятельности Михаила Романова), интеллектуальные (анализ, синтез, сравнение, сопоставление)

Виды деятельности: фронтальная, индивидуальная

 Оборудование урока: интерактивная доска (компьютер, проектор), презентация, учебники, тетради.

План урока:

  1. Претенденты на русский  престол в 1613 году.
  2. Иван Сусанин: легенда и правда.
  3. Задачи правления Михаила Романова (1613 – 1645 гг.)
  4. Особенности правления Михаила Романова.
  5. Внутренняя и внешняя политика Михаила Романова.

      Сразу же после освобождения Москвы в октябре 1612 г. по городам были посланы грамоты о присылке в Москву выборных людей, по 10 представителей от каждого города, для "Государева обиранья". К январю 1613 г. выборные от 50 городов собрались в Москве и, вместе с высшим духовенством, уцелевшими боярами и представителями Москвы, составили Земский Собор. 6 января 1613 года начал  свою деятельность Земской собор, целью которого было избрание нового царя. Выдвинуто было более десяти кандидатов.

Задание: -  Попробуйте по словесному портрету  определить исторического деятеля, о котором идёт речь (после отгадывания  на слайде появляется изображение исторического деятеля)

«Происходил из древнего княжеского рода, службу начал в 1593 при дворе Федора Ивановича, при Борисе Годунове стал стряпчим, при Лжедмитрии I (присягнув ему) – стольником, при Василии Шуйском был назначен воеводой. После низложения Шуйского присягнул польскому королевичу Владиславу, однако когда польский король Сигизмунд III стал претендовать на русский престол, вошел в Первое ополчение, руководимое П.Ляпуновым. Был одни из руководителей Второго ополчения».

(Д.М. Пожарский)

«В 1610 -1612 гг. участвовал в целом ряде сражений против поляков, был одним из руководителей Первого ополчения. После изгнания поляков  и до избрания Царя был избран главным и единственным правителем государства. За свои деяния получил титул "Спасителя Отечества".

(Д.Т. Трубецкой)

«Наследник польского престола, по договору от 1610 года должен был занять Московский престол».

(Владислав IV)

«Родился в 1611году, сразу после рождения  был провозглашён калужским царём. Сторонники называли его Иван Дмитриевич и считали претендентом на русский престол».

(Сын Марины Мнишек, «Ворёнок»)

«Его родители  был насильно подстрижены в монахи Борисом Годуновым, а их имущество было конфисковано. Несколько лет он прожил в монастыре. При воцарении Лжедмитрия I его семье было возвращено всё имущество и он вместе с матерью возвращается в Москву. После освобождения Москвы Вторым ополчением он вместе с матерью уезжает в костромской край».

(Михаил Фёдорович Романов)

Задание:  

- Как вы думаете,  почему из такого большого количества претендентов,  выбор пал на 16 – летнего Михаила Фёдоровича Романова?

Возможные ответы:

1)  родственные связи (являлся племянником последнего царя из династии Рюриковичей)

2) возраст (легко управлять)

3) не принимал участие в борьбе за власть в период Смутного времени ( не входил ни в одну из группировок)

21 февраля 1613 г. Михаил Романов был провозглашён царём Московского государства и Собор принёс ему присягу. Затем были отправлены послы от Собора к Михаилу, жившему со своей матерью в Ипатьевском монастыре под Костромой.

Вопросы:  

 - Что вам известно об исторической личности Иван Сусанин? В чём заключался подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина? ( Как только стало известно, что Михаил

Фёдорович был избран на престол, один отряд поляков направился к Костроме, чтобы найти и убить Михаила. Когда поляки подошли к Костроме, они начали спрашивать у людей, где находится Михаил. Когда Иван Сусанин, которому был задан этот вопрос, спросил у поляков, зачем им нужно знать это, те отвечали, что хотят поздравить нового царя с избранием на престол. Но Сусанин не поверил им и послал своего зятя предупредить Михаила об опасности. Сам же он сказал полякам так: "Тут дороги нет, давайте я проведу вас лесом, по ближнему пути».  Сусанин завёл поляков вглубь леса, заподозрив обман поляки убили Сусанина, но и сами погибли)

 -  Некоторые историки ставили мпод сомнение сущекствование самого Ивна Сусанина, другие считали что подвиг он совершил не один. Нов царских указах история подвига Ивана Сусанина в XVII в. фиксировалась трижды: в 1619 (7128), 1633 (7141) и 1691 (7200) гг.  

Первый документ - обельная грамота спасенного царя Михаила Федоровича (1619 [7128] г., 30 ноября) - так повествует о произошедших в Костромском уезде событиях:
Как мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Руси в прошлом во 121 году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд Польские и Литовские люди, а тестя его Богдашкова Ивана Сусанина в те поры Литовские люди изымали и его пытали великими немерными пытками. А пытали у него, где в те поры мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Руси были, и он Иван ведал про нас Великого Государя, где мы в те поры были, терпя от тех Польских и Литовских людей немерные пытки, про нас Великого Государя тем Польским и Литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и Польские и Литовские люди замучили его до смерти

Аналогичный рассказ о подвиге Сусанина содержит и указ от 30 января 1633 (7141) г. Последний в XVII в. указ, касавшийся потомков Сусанина, появился в правление царей Ивана и Петра в сентябре 1691 (7200) г.

 -  Какое событие могло повториться в России если бы полякам удалось захватить Михаила Фёдоровича? Почему?

Послы Собора долго упрашивали Михаила и его мать (отец Михаила, митрополит Филарет, был в польском плену) стать царём.

Вопрос:   - Как выдумаете почему?

Вопрос:  Какие задачи стояли перед Михаилом Фёдоровичем в начале его правления?

Работа с учебником: посмотрите фильм и почитайте про правление Михаила Фёдоровича и выпишите:

  1.  Особенности его правления (правил с помощью Земских соборов, с 1619  - 1633 год  соправителем являлся его отец патриарх Филарет, который вернулся из польского плена)
  2. направления его деятельности  с характеристикой каждого из них (выписать внутреннюю и внешнюю политику)
  3. результаты его царствования.

При проверке правильные ответы показаны на презентации.

Задания и вопросы:  

  1. Покажите на карте,  какие территории Россия получила в результате Столбовского мира и Деулинского перемирия.
  2. В чём значение Поляновского мирного договора (был письменно зафиксирован отказ польского короля Владислава от претензий на русский престол, таким образом,  Польша признала законность избрания Михаила Федоровича)
  3. Как повлиял о поражение в Смоленской войне на внутреннюю политику Михаила Романова? (была проведена военная реформа)
  4. Что позволяет говорить о зарождении самодержавия в данный период.

Великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь отмечал: «Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным».

            Правление первого из Романовых – Михаила Федоровича – пришлось на тяжёлоё время. Ему удалось решить главную задачу, преодолеть последствия Смутного времени,  восстановить нормальное хозяйство и торговлю. И хоть его правление опиралось на деятельность Земских соборов и соправление патриарха Филарета, тем не менее,   ему удалось сплотить вокруг себя всё общество.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорный план-конспект по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

В работе в сжатом виде представлены история создания, сюжет, композиция, особенности жанра, сравнительные характеристики героев романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Опорный план-конспект можно исполь...

Опорная схема- конспект по роману М. А.Шолохова "Тихий Дон"

Опорная схема- конспект в сжатой форме раскрывает историю соэдания романа "Тихий Дон", основное содержание, версии о плагиате. Предназначена для работы на уроках в 12 классе вечерней школы при изучени...

Конспект урока литературы в 10 классе по роману И. А. Гончарова "Обломов". Тема: «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе.

Данный урок позволяет продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви. Основная цель которого: .Изменить первоначальное нег...

Опорный конспект к роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" (2-я часть романа)

Опорный конспект  позволяет понять внутренний мир героя. ОК удобен при анализе произведения....

Опорный конспект к роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" (3-я часть, 5-я глава. Теория Раскольникова)

Данный конспект-схема  позволяет увидеть причины возникновения теории Раскольникова. ОК удобен при анализе произведения....

Конспект урока литературы по теме «Роман «Герой нашего времени» как социально – психологический роман. Особенности жанра и композиции»,

Данный конспект предназначен для проведения урока литературы в 10 классе. Для него разработана презентация....