КОНСПЕКТ УРОКА
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Гнездилова Ирина Владимировна

Конспект урока истории в 6 классе по теме: «Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гнездилова Ирина Владимировна

учитель истории

      МКОУ «Нижнеждановская СОШ»

Железногорского района

                                                                                                 Курской области

Конспект урока истории в 6 классе по теме: «Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады»

Цели урока:

Личностные:

Создать педагогические условия, при которых учащиеся должны знать:

  • суть и характер реформ Ивана IV
  • органы управления государством во второй половине XVI в.
  • даты основных событий, связанных с началом правления Ивана Грозного и реформами Избранной Рады

Предметные:

Создать условия, при которых на основе работы с текстом (источником), ученик должен понимать, что такое

  • централизованное государство
  • Земский собор
  • Избранная Рада
  • стрелецкое войско
  • Судебник

 Метапредметные:

Создать условия, при которых ученик должен уметь

  • передавать содержание текста в сжатом виде
  • проводить информационно-смысловой анализ текста
  • формулировать выводы
  • применять полученные теоретические знания при анализе социальных реалий

Задачи урока :

I Образовательные:

продолжить работу по изучению признаков централизованного государства, познакомить обучающихся с реформами Избранной рады, их сутью и характером, проследить их влияние на дальнейшую централизацию Московского государства;

II. Развивающие:

- формировать  умения проводить информационно-смысловой анализ   текста, формулировать выводы, систематизировать историческую информацию;

III. Воспитательные:

- формировать понимание неоднозначности исторических событий и деятельности исторических личностей, нетерпимость к жестокости и деспотизму.

Тип урока: изучение нового материала.

Ресурсы:

  1. Учебник  «История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс» под редакцией А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, издательство «Просвещение» 2014 г.;
  2. Компьютер с установленным программным обеспечением Microsoft Office Power Point 2010, проектор, презентация.
  3. Доска, мел.

Этапы  урока:

1.Организационно – мотивационный

Добрый день, ребята, я рада видеть вас и очень хочу начать наш сегодняшний урок.  Уверена, что он пройдет, как всегда, в доброжелательной, рабочей атмосфере.

2. Изучение новой темы (26 мин.)

Проблемные вопросы по теме:

Иван Грозный – реформатор или сумасшедший тиран?

А начать его я хочу строками из произведения великого русского поэта М.Ю.Лермонтова 

Слайд № 3

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие,

То за трапезой сидит в золотом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Слайд №4  

Как вы думаете, какому Ивану Васильевичу посвятил М.Ю.Лермонтов эти строки? (Ивану Васильевичу Грозному)

-Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего нашего урока? ( Правление Ивана Грозного)

Слайд №5  

  1.  Боярское правление в начале XVI в.
  2. Личность Ивана IV.
  3. Правление  Е. Глинской.
  4. Реформы Избранной Рады.

Совершенно верно, на сегодняшнем уроке мы начнем разговор об одном из последних представителей династии Рюриковичей – Иване IV, получившем в истории прозвище Грозный.

Учитель: Кто же он – Иван IV? Внук Ивана Ш, потомок Александра Невского. Он прожил долгую и трудную жизнь. По словам современников, в минуту его рождения были такие страшные удары грома, что небо будто сотрясалось, а молнии не прерывались. Возможно, это явилось страшным предзнаменованием того времени, когда  Иоанн будет у власти.

Слайд №6  Сообщение об Иване Грозном

Иван родился в 1530 г. Посмотрите на форзац учебника и назовите указанные годы правления Ивана. (1533 -1584г. г. — даты вывешиваются на доску и записываются в тетради)

— Мог ли 3-летний Иван править самостоятельно? (Нет)

Слайд №7  Василий III перед смертью назначил опекунский совет из 7 влиятельных бояр над своим сыном Иваном, наказав боярам «беречь» сына и приобщать к государственным делам. Наступило время боярского правления. Это была эпоха беззакония, насилия, вражды и борьбы за власть. Злоупотребления и взяточничество достигли невиданных размеров.

Слайд №8  Начались народные волнения. Чтобы прекратить народные волнения и восстановить правильную и четкую работу государственного аппарата, необходимы были реформы. Вдова Василия III - Елена Глинская, тяготившаяся боярской опекой, взяла управление государством в свои руки. По легенде, эта женщина происходила из рода Мамая. В 1526 году вышла замуж за Великого князя московского. После смерти мужа фактически стала правительницей при трехлетнем сыне. За время своего правления (менее 5 лет) Елена Глинская сумела провести в стране ряд реформ.

Работа с текстом учебника: Задание: Прочитать 2 абзац с.193 и выписать название реформ.

Работая с текстом учебника, выясним, какие реформы были проведены и к каким результатам привели?

Реформы Елены Глинской:

 введение единой денежной единицы (московский рубль),

 создание денежной системы: рубль – полтина, полуполтина, гривна, алтын;

 основание Монетного двора, введение единых единиц длины и веса.

Вопрос: чему способствовало проведения данных реформ ? (централизации страны)

У. После смерти Елены Глинской в стране снова началась ожесточенная борьба за власть: отравления, убийства, заключение в темницу, насильственное пострижение в монахи стало обычным делом при московском дворе. И все это происходило на глазах юного Ивана, в эпоху так называемого «боярского правления». Детство осталось в памяти Ивана как время обид и унижений.

Слайд № 9 И вот, в возрасте 16 лет, в 1546 году  Иван Васильевич пожелал принять царский титул.

Слайд № 10 Выясним значение принятия нового для России титула. Как вы думаете, почему не «великий князь», а «царь»? 

 Обсуждение, после которого учитель дополняет информацию: 

«В те времена «великий князь» переводили как «принц» или «великий герцог». А титул «царь» переводили как «император». Царями на Руси называли византийских императоров и ордынских ханов.

Слайд № 11 Историческое значение  провозглашение Ивана Грозного царем.

Слайд № 12 ВОССТАНИЕ 1547 Г.

Слайд № 13 Избранная Рада

 Свою политическую деятельность он начал с реформ, в разработке которых опирался на мнение Избранной рады – совета приближённых. 

Избранная Рада — совещательный орган при царе:

— фактически выполнял роль правительства, «коллективного мозга», помогавшего царю в осуществлении управления страной,

— но не имел официального статуса.

В состав Избранной Рады входили ближайшие соратники царя, среди которых:

— Алексей Адашев — талантливый государственный деятель, вышедший из незнатного помещичьего рода;

— князь Андрей Курбский — молодой реформатор;

— митрополит Макарий (глава Русской Православной Церкви);

— отец Сильвестр — духовный наставник и воспитатель царя в юности;

— думный дьяк Висковатый.

Избранная Рада повлияла на проведение почти всех реформ  Ивана Грозного. Несмотря на то, что она имела неофициальный статус, это был первый опыт функционирования правительства на Руси.

Слайд № 14 Схема реформ Избранной Рады 

Иван Грозный начал реформы, в ходе которых были:

— создана Избранная Рада;

— впервые созван Земский собор;

— принят новый Судебник;

— проведена земская реформа;

— проведена реформа церкви.

Слайд № 15 В 1549 г., примерно в одно время с созданием Избранной Рады, впервые в истории Руси был созван Земский собор — сословно-представительный орган.

Земский собор — наряду с новгородским вечем, первый представительный орган на Руси. В отличие от вече, которое представляло горожан, Земский собор являлся сословно-представительным органом:

Слайд № 16

— представлял различные сословия русской элиты — бояр, дворян, духовенство;

— созывался для решения важнейших вопросов, которые определяли судьбу государства.

Решения Земского собора были окончательными и имели большой авторитет для народа. Так, Земскими соборами были приняты такие исторические документы и решения, как принятие Судебника 1550 г., избрание на царство династии Романовых, решение о воссоединении Украины с Россией.

Слайд № 17, 18 Новый Судебник, принятый Земским собором в 1550 г.:

— провозгласил закон единственным источником права на Руси;

— ликвидировал право удельных князей осуществлять судебные функции;

— закрепил функцию суда исключительно за государством;

— упорядочил налоги;

— подтвердил право крестьян на «Юрьев день» (право уйти к другому помещику с выплатой предыдущему «пожилого»).

Слайд № 19 Церковная реформа заключалась в том, что были унифицированы ранее свободно трактуемые нормы церковной жизни. Новый единый для всех порядок был закреплен в решении Стоглавого собора 1551 г. — съезда священнослужителей с участием боярства и царя, который оформил новый церковный устав в виде 100 глав.

Анафема - (греч. anathema — проклятие) — в христианстве церк. проклятие, отлучениеот церкви , считающееся высш. карой.

По́солонь и про́тивосо́лонь (про́тивусо́лунь; буквально: по солнцу и против солнца) — названия направления движений молящихся во время крестного хода. Посолонь это движение совершаемое по часовой стрелке. Противосолонь это движение совершаемое против часовой стрелки

Слайд № 20 Суть земской реформы, проведенной при Иване Грозном в 1555 — 1556 гг., заключалась в совершенствовании местного самоуправления на Руси:

— был введен институт земских старост (глав сел и небольших городов), которыми избирались представители зажиточных крестьян и горожан;

— городовых, которые назначались царем и руководили крупными городами, финансовыми и административными делами;

— губных старост (глав губерний), которые назначались царем и осуществляли управленческие, полицейские и судебные функции.

Слайд № 21 При Иване Грозном окончательно сформировалась приказная система:

— управленческие функции отдельными направлениями государственной деятельности на общерусском уровне были закреплены за приказами («министерствами»);

— Посольский приказ ведал иностранными делами;

— Разрядный приказ отвечал за сбор и организацию армии;

— Поместный приказ ведал делами по распределению земли за людьми, находящимися на службе у государства;

— впоследствии были созданы и иные приказы.

Слайд № 22 Военная реформазаключалась в том, что:

— ополчение, которое собиралось на время войны, было заменено постоянной армией;

— главным принципом организации армии стала постоянная военная служба, которая вознаграждалась земельными угодьями;

— ядро новой армии составляли «избранная тысяча» (1070 отборных дворян, которые получили обширные земельные участки под Москвой) и стрелецкое войско (стрельцы), состоящее из 3 тыс. человек, обученных обращению с огнестрельным оружием;

— часть войска (в основном обознотыловая служба) набиралась из крестьян.

Главное значение реформ Ивана Грозного 50 — 60-х гг. XVI в. состояло в том, что, благодаря им:

— усовершенствовалась система управления государством;

— на Руси сложилась сословно-представительная монархия (монархия, опирающаяся на сословия (важнейшие: боярство, дворянство, духовенство), которые допущены к управлению государством и представлены в различных государственных органах.

Слайд № 23 Учитель: Ребята, давайте вспомним, как управлялось русское государство в конце 15 — первой половине 16 века.

- Как назывался правитель государства в конце15- первой половине 16 века? (Великий князь)

- Как назывался совет из представителей старинных боярских родов при князе? (Боярская дума)

- Как назывались центральные органы управления? (Приказы)

- Как назывались люди, правившие отдельными уездами страны? (Наместники)

Постепенно  появляется схема органов управления в XV в. (слайд)

Слайд № 24

Иван Грозный – одна из наиболее популярных исторических личностей, о которой имеет представление любой человек, более или менее знающий русскую историю. Его фигура появилась на российском престоле, когда в странах Западной Европы в начале 16 века зародились основы капиталистического строя, а Россия по-прежнему оставалась аграрной страной. Иван Грозный – первый русский царь, венчанный на царствие. Но его правление столь же противоречиво, как и символ царской власти — шапка Мономаха (слайд 4). По официальной легенде шапка была пожалована Владимиру Мономаху его дедом, византийским императором Константином Мономахом как знак царского достоинства. На самом же деле этот головной убор был подарен Ивану Калите ханом Золотой Орды Узбеком.
В российской истории, пожалуй, нет другой личности, которая вызывала бы больше разногласий среди исследователей, чем личность царя Ивана Васильевича Грозного. Одни считают его чудовищным тираном, другие – прогрессивным государственным деятелем, стремящимся к централизации российского государства (слайд 5).Так, И.В.Сталин видел в Грозном прогрессивного исторического деятеля, мудрого правителя, а для великого русского писателя А.Толстого Грозный – «тиран и диктатор».



Подведение итогов (рефлексия).

Какую оценку вы бы себе поставили?

- получил прочные знания, усвоил весь материал -  «5»;

- усвоил материал, но есть над чем еще поработать – «4»;

- усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют дополнительной работы – «3»

 Домашнее задание.

Выучить §   , ответить на вопросы, выучить термины, таблица «Реформы  периода правления Ивана Грозного».

Литература .

  1. Учебник  А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. История России. С древнейших времен до конца XVI века;

Интернет- ресурсы.

Оценка ученика

Оценка учителя

Получил  прочные знания, усвоил весь материал

Усвоил  материал, но есть над чем еще поработать

Усвоил  материал частично, многие вопросы еще требуют дополнительной работы

.

Таблица «Реформы  периода правления Ивана Грозного»

Дата

Название реформы

Кто осуществлял

1534 год

Введение единого московского рубля

Елена Глинская

РЕФОРМЫ ИВАНА ГРОЗНОГО

Проверочная работа по теме: «Правление Ивана III»

Вариант 2

А1. Начало правления Ивана 3

1. 1440 г.                                      3. 1505 г.

2. 1462 г.                                    4. 1550 г.

А2. В историю Иван 3 вошел как:

1. «Великий»                             3. «Красный»

2. «Калита»                                4. «Завоеватель»

А3.У Ивана было 2 жен, одна из них:

1. Софья Палеолог                              3.Елена Глинская

2. Мария Ярославна                              4. Евдокия Долгорукая

А4.В ходе битвы на р.Шелони произошедшего произошел разгром:

1. Новгорода                                     3. Твери

2. Киева                                               4. Ярославля

А5. Какое из названных событий произошло при великом князе Иване III?

1. Был издан Судебник                                       2. Был созван первый Земский собор

3. Появилось стрелецкое войско                     4. Западная Сибирь вошла в состав Российского                      государства

А6. Какое событие изображено на рисунке

http://doc4web.ru/uploads/files/21/20137/hello_html_m64f8d452.png

1. Покорение Новгородской области

2.Стояние на р.Угре

3. Заключение Флорентийской унии

4. Куликовская битва

А7. Что из перечисленного не входит в итоги правления Ивана 3:

1. Объединение вокруг Москвы большей части русских земель

2. Происходит полное объединение всех русских земель

3. Российское государство становится полностью независимым

4. Закладываются основы приказной системы управления

А8. Что из названного относится к результатам 2 похода князя Ивана III на Великий Новгород?

1. Расширение полномочий новгородского веча

2. Получение московским князем в свое распоряжение больших земельных владений

3. Предоставление новгородскому купечеству особых льгот

4. Передача большей части Новгородских земель княжеству Литовскому

А9. Типично российский институт служебно-родового старшинства, по которому назначения зависели от знатности человека и предков, получил название

1) кормление

2) вотчина

3) местничество

4) поместье

А10. Система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счет местного населения на Руси получила название

1) кормление

2) местничество

3) поместная

4) жалованье

В1 Дайте определение терминам

Поместье_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Юрьев день _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Судебник________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В2. Соотнесите дату и событие

1. 1478 г.                               А. Стояние на реке Угре

2. 1497 г.                                Б. Битва на р. Шелони

3. 1480 г                                . В. Судебник Ивана III

4. 1485 г.                                 Г. Начало правления Ивана III

5. 1471 г                               . Д. Присоединение Твери к Московскому княжеству

                                                    Е. Присоединение Новгорода к Московскому княжеству

1

2

3

4

5

С1. Перечислите новые титулы правителя, которые появились при Иване III

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С2. Зарисуйте схему управления единым централизованным государством при Иване III


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...