План-конспект "Древнерусское государство"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Тема урока «Формирование государства у восточных славян в VII – IX вв.»
Цели урока:
познакомить учащихся с различными теориями возникновения государства у восточных славян; выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.
1) образовательные задачи:
ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ;
выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства;
выяснить систему управления Древнерусским государством.
2) развивающие задачи:
развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;
продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему:
развивать умение работать в группах.
3) Воспитательные задачи:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;
воспитание коллективизма, товарищества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otk._urok_obrazovanie_gosudarstva.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Формирование государства у восточных славян в VII – IX вв.»
Цели урока:
познакомить учащихся с различными теориями возникновения государства у восточных славян; выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.
1) образовательные задачи:
ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ;
выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства;
выяснить систему управления Древнерусским государством.
2) развивающие задачи:
развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;
продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему:
развивать умение работать в группах.
3) Воспитательные задачи:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;
воспитание коллективизма, товарищества.
Основные понятия:
Норманнская теория, «военная демократия», полюдье, дань, государство.
Важнейшие даты:
- первая половина IX в. – первое упоминание о государстве Русь;
- 860 г. – нападение руссов на Константинополь;
- 862 г. – начало княжения Рюрика в Новгороде;
- 882 г. объединение Руси под властью князя Олега.
- 907, 911 гг. торговые договоры Византии и Руси.
Оборудование урока: карта «Киевская Русь в IX –XI вв.», ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация (приложение 1).
План урока:
- Проверка домашнего задания.
- Актуализация новой темы.
- Изучение новой темы:
- Первые упоминания о государстве Русь.
- «Норманнская теория» и ее значение.
- Борьба Новгорода и Киева как двух государственных центров Руси.
- Основные направления внешней политики.
- Подведение итогов (домашнее задание, выставление оценок).
Мы постоянно обращаемся к истории нашего государства. В жизни каждого народа есть эпохальные события, которые влияют на его дальнейшее развитие. С одним из таких ключевых моментов мы познакомимся сегодня. Это - образование государства у восточных славян.
СЛАЙД 1
Для лучшего усвоения материала предлагаю вспомнить изученное ранее. Для этого работаем с карточками-заданиями.
- Карточка № 1 поможет уточнить наши знания о занятиях, верованиях, соседях наших предков.
( Работают 2 ученика)
- Карточка № 2 расскажет о расселении восточных славян. (работает вариант 1)
- Карточка № 3 – даст сведения о нашем крае. (работает вариант 2)
Карточка № 1.
Славяне в V-VIII вв.
1. Укажите основные виды деятельности восточных славян:
а) земледелие; б) виноделие; в) охота; г) собирательство.
2. К родоплеменной знати славян относятся:
а) вождь, старейшины, жрецы; б) князь, старейшины, жрецы-волхвы;
г) король, старейшины, дружина; г) хан, старейшины, шаманы.
3. Восточные славяне вели оживленную торговлю с другими странами и народами. Они торговали:
а) ювелирными изделиями, воском, мехами; б) солью, рыбой, воском, мехами;
в) оружием, воском, пенькой; г) оружием, вином, зерном.
4. Восточные славяне исповедовали:
а) христианство; б) ислам; в) буддизм; г) язычество.
5. Народное собрание у восточных славян называлось:
а) агора; б) вече; в) тинг; г) совет.
6. Прародиной славян считается область рек:
а) Одера, Дуная, Вислы, Днепра;
б) Вислы, Днепра, Оби, Рейна;
в) Вислы, Дона, Волги, Рейна.
7. Славянские племена вынуждены были обороняться от:
а) гуннов; б) тюрков; в) антов; г) печенегов.
8. Укажите маршрут знаменитого торгового пути из « варяг в греки»:
а) Ладожское озеро – р. Волхов, - р. Днепр – Черное море;
б) Белое море – р. Нева – Ладожское озеро – р. Днепр – Черное море;
в) Балтийское море – р. Волхов – оз. Ильмень – р. Днепр – Черное море.
9. «Огненный змей» в сказках и легендах славян символизировал:
а) верховное божество; б) набеги степняков; в) духов.
10. В древних источниках описание славян мы встречаем у писателей:
а) римских; б) византийских; в) арабских; г) верны все ответы.
Ответы: 1 –а; 2 – б; 3- б; 4 – г; 5 – б; 6 – а; 7 – г; 8 – в; 9 – б; 10 – г.
Карточка № 2.
Расселение восточнославянских племен
Название племенного союза | Место расселения |
Среднее течение Днепра | |
Древляне | |
Дреговичи | |
Среднее течение Западной Двины при впадении в реку Полот, главный город Полоцк | |
Вокруг озера Ильмень. Главный город Новгород. | |
Северяне | |
Радимичи | По рекам Сож и Сейм. |
Кривичи | |
В лесных чащах междуречья Оки, Клязьмы и Волги. Основали города Ростов и Суздаль | |
Волыняне | По реке Буг |
Уличи | Нижнее Поднепровье, побережье Черного моря |
Между реками Днестр и Прут |
Карточка № 3.
С классом работаем по отрывку из книги «История Курской области».
Материал из книги «История Курской области». (стр. 9 – 10)
К IV- V векам относятся богатые погребения, случайно обнаруженные в 1919 и 1927 гг. местными жителями у села Большой Каменец, в верховьях реки Суджи. Кто именно и по какому обряду здесь был похоронен, точно выяснить не удалось, так как о находках стало известно очень поздно: к приезду археологов все было разорено и перекопано, сохранилось несколько предметов, среди них золотая цепь длинной свыше двух метров, золотая шейная гривна, золотые браслеты, кольца, серебряный сосуд византийской работы с фигурами девяти муз и конские нагрудники. Изучение сосуда показало, что он был изготовлен в самом начале V века в одной из византийских мастерских. Однако похоронены были не византийцы (их никогда не было в наших местах), а богатые и могущественные славянские вожди.
В 70 гг. XX вв. были обнаружены следы VI –VII вв. пребывания славян на территории нашего края. В частности это могильники близ г. Суджи и против села Лебяжьего под Курском. Особенно ценный научный материал дали раскопки могильников. Курганов тогда славяне еще не насыпали. В погребениях находят оружие, поясные пряжки, височные кольца, браслеты, броши, сосуды. Встречаются парные погребения. В них рядом с сосудом, содержащим останки воина, находится сосуд с останками убитой и сожженной женщины. В мужском погребении – оружие, поясные пряжки, в женском – бусы и украшения.
Предметов славянского быта VIII- X веков в области очень много. В эти века наши предки основали, укрепили и заново заселили целый ряд поселений, основанных еще до нашей эры и пустовавших несколько веков (Беседенское, Шуклинское, Липинское, Гочевское на Псле, Старогородское и Мухинское на Свапе и многие другие). Тогда же было построено городище на Ивановой горе в Рыльске.
Вопросы к тексту:
1. Сформулируйте определение «археология».
2. Какие поселения восточных славян были обнаружены на территории нашего края?
3. Какие сведения о жизни восточных славян на территории нашего края позволяют узнать археологические находки?
Проверка карточек.
- Сначала проверяем работу второго варианта (Карточку № 3)
- Проверяем выполнение задания Карточки № 2 с учеником из первого варианта, ученик работает с картой. (Находит на карте основные восточнославянские племенные союзы, дает краткую характеристику местам их расселения и занятиям) СЛАЙД 2
- Проверяя тестовые задания Карточки №1 выставляем оценки за работу по карточкам.
Мини опрос: (работает весь класс)
- Вспомните значение терминов:
- неолитическая революция,
- патриархат,
- частная собственность,
- соседская община,
- политеизм.
- Древние славяне, как и другие язычники, приносили скот в жертву богам. Позднее жертвенное животное стали заменять фигуркой, испеченной из теста. Какой именно? (Это была фигурка коровы, называвшаяся коровой или каровай).
- Чем объясняется тот факт, что героями многих былин Новгорода, расположенного вдали от моря, являются мореплавателями садко и Василий Буслаев? (Новгородские купцы путешествовали не только по рекам, но и по морям (Черному, Балтийскому, доходили и до Каспийского моря)).
- Из истории в детских играх нашего времени сохранилось выражение «чур меня». Что означают эти слова? ( Древние славяне почитали умершего предка (родоначальника), которого называли чур или щур. Выражение «чур меня!» означало «храни меня, предок»).
- Что именно на Руси называли мягкой рухлядью? (так называли мех).
- Кого мы вспоминаем, говоря: «Проку нет», «Будет прок»?
(Мы вспоминаем Прока - бога деловых людей. Прок - умный, хитрый бог. Он покровительствовал торговцам, мореплавателям, пекарям – всем, кто приумножал свои богатства).
- До сих пор мы произносим слова « суматоха», « промахи». С чем связано их появление в нашей речи?
(Матохи или махи - это духи. Они не зримы, и уследить за ними невозможно.
Больших бед они не причиняют, но поозорничать любят: например, отвлечь хозяйку, когда та стережет молоко на плите, чтобы разлилось по всей кухне).
Предлагаю вспомнить основные общественные разделения труда,
Ответ ученика.
Назовите основные общественные разделения труда:
1. неолитическая революция;
2.отделение земледелия от скотоводства;
3. появление ремесла и слоя ремесленников, выделившихся из общества;
4. развитие торговых отношений и появление группы купцов;
5. выделение из общей массы людей управленцев, создание государственного аппарата.
(Последнее особенно подчеркиваем – образование слоя управленцев и образование государства - это проявляется у славян в начале IX в.).
Ученик рассказывает об усложнении структуры общества к началу IX в.
Обязательно в характеристике указываем отличительные черты таких институтов как: вождизм, дружина, вече. Характеризуем такие социальные группы, как младшая дружина, мужи, вои, смерды, челядь, сироты и холопы, рабы.
Изучение нового материала.
СЛАЙД 3
1. Первые упоминания о государстве Русь.
Учитель сообщает.
С глубокой древности земли восточных славян известны как Русь или Рос. Историки по-разному объясняют происхождение этого названия. Одни считают, что оно образовано от названия рек Роси и Россавы, на берегах которых жили восточнославянские племена. Другие придерживаются мнения, что слово «Русь» пришло вместе с варягами. На древнескандинавском языке воины-гребцы (то есть дружина, прибывшая вместе с Рюриком) называлась Русью. Возможно, это слово и дало имя сильному восточнославянскому государству с центром в Киеве. Жителей Руси называли русичами. Русинами, а позднее – русскими. Сами русские понимали слово «Русь», как «светлая земля»: русый издавна означала светлый. Понятие «Русь», «русская земля» поначалу означало лишь киевские и соседние с ними южнорусские земли. Лишь позднее, в XII веке, оно распространяется на всю территорию. Занятую восточными славянами. Первое государство в землях восточных славян получило название Русь. По имени его столицы ученые стали впоследствии называть его Киевской Русью, хотя современники так его никогда не называли.
Запись в тетрадях:
Государство - особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения.
Процесс формирования любого государства – процесс длительный. Возможен даже возврат к догосударственной ситуации, поэтому точная дата возникновения государства всегда носит условный характер. У восточных славян этот процесс занял с VI по IX век.
2. «Норманнская теория» и ее значение.
Происхождение русской государственности и самого названия «Русь» едва ли не самая древняя и наиболее популярная тема в отечественной исторической мысли. В письменном варианте впервые была предложена Нестором, который выступил с концепцией варяжского происхождения русской княжеской династии и самого названия «Русь». Вокруг этого сказания историки сломали немало копий и разделились на норманистов и антинорманистов.
Работа с учебником. Для лучшего усвоения материала предлагаем ученикам на основании материала учебника (п. 6, с. 44-45) следующую таблицу:
Норманисты и антинорманисты
Норманисты | антинорманисты |
Норманисты на основании сообщения летописи о варягах в XVIII – XX вв. создали и отстаивали нормандскую теорию, ее создателями были немецкие ученые (Иоганн Готфридом Байером и Герард Фридрих Миллер), приглашенные Петром работать в Российскую академию. Ее суть заключается в том, что государство на Руси было привнесено извне. Сами же восточные славяне якобы не могли самостоятельно создать свое государство, что говорило об их отсталости, исторической обреченности. | Ответом на это сал «репорт» М.В. Ломоносова на высочайшее имя от 16 сентября 1749 г. по поводу труда Г.Ф. Миллера «О происхождении имени и народа Российского». Сторонники этого направления доказывали развитие государственности на Руси задолго до призвания варягов. |
СЛАЙД 4, 5, 6
Учитель сообщает.
Споры «норманистов» и «антинорманистов» оказались довольно плодотворными. Они заставили оппонентов для доказательства своей правоты привлечь максимальное количество аргументов: лингвистических, текстологических, источниковедческих, археологических и пр. В результате современная наука располагает огромным фактическим материалом.
Например. Варяги – русских источниках – скандинавы. Варяги, или викинги (в Западной Европе их называли норманнами), были отважными мореходами и храбрыми воинами. Они занимались рыболовством и торговлей, но только этим прокормиться не могли и вынуждены были наниматься в войско чужеземных правителей или промышлять морским разбоем. На легких парусных и гребных судах по морю и через большие и малые реки варяги проникали в южные страны, опустошали богатые города, грабили прибрежных жителей. От викингов страдали франки, позволившие в конечном итоге вождю данов Роллону занять в устье Сены и предоставили ему титул герцога Нормандского, с условием защищать французов от другихз викингов. Немало страдали от набегов викингов англичане, и даже население Средиземноморья.
Расставьте в последовательности этапы возникновения Древнерусского государства, используя схему как подсказку (работа учеников в тетдали)
СЛАЙД 7, 8
Перечислите основные предпосылки образования государства:
- Совершенствование орудий труда;
- Переход от коллективного труда к индивидуальному;
- Появление излишков продукции;
- Возникновение частной собственности;
- Переход от родовой общины к соседской;
- Появление вождей и дружины;
- Возникновение неравенства;
- Необходимость поддержания порядка в обществе;
- Необходимость защиты от набегов врагов;
- Возникновение государства.
СЛАЙД 9. Вспоминаем признаки государства.
СЛАЙД 10. Изображение летописца Нестора.
СЛАЙД 11. Миниатюра из летописного свода.
3. Борьба Новгорода и Киева как двух государственных центров Руси.
Учитель сообщает.
СЛАЙД 12, 13, 14.
Летопись рассказывает, что в 862 г. в славянские и угро-финские земли прибыло три брата – Рюрик, Синеус и Трувор. Старший – Рюрик – стал править в Новгороде, а его братья Синеус и Трувор в Белоозере и Изборске.
Но через два года братья умерли и княжить стал один Рюрик. Он властвовал словенами, кривичами, мерей, весью, муромой. Этим было положено начало русской государственности – в Новгорорде и в Киеве. После смерти Рюрика остался его малолетний сын Игорь, но все дела в Новгороде взял в свои руки воевода Олег. Именно Олег два древнерусских государственных центра. Он в 882 г. собрал большую рать и предпринял поход на юг, утвердился в Киеве и сделал этот город своей столицей.
Вот что об этом пишет Нестор в своей «Повести временных лет»: «Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своих мужей. И пришел к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам отправился к ним вместе с младенцем. И подплыл к Угорской горе. Спрятав своих воинов; и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем к грекам от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, все спрятанные воины выскочили из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», а когда вынесли Игоря добавил: «Вот он сын Рюрика».
СЛАЙД 15.
После этого киевские правители были убиты, а Олег стал править.
Большинство современных ученых признают:
- историчность Рюрика;
- вымышленность Синеуса и Трувора, поскольку «Рюрик синеус трувор» в переводе с древнешведского означает «Рюрик с домом и дружиной»;
- варяжское происхождение первых русских князей, поскольку их имена скандинавского происхождения;
- возникновение государства у восточных славян под влиянием внутренних предпосылок развития, а не в результате варяжского вторждения.
4. Основные направления внешней политики.
Учитель сообщает.
Олег расширил свои владения, подчинив себе древлян, северян, радимичей. Подчинение князю племени выражалось в военном сотрудничестве и готовности платить дань. Но князь Олег был известен не только своей объединительной политикой, с самого своего возникновения Русь ставила перед собой масштабные задачи: овладение устьем Днепра, устьем Дуная, утверждение в Северном Причерноморье и на Балканах. Частью этой политики стали походы Руси на Византию 907 и 911 гг. Эти походы закончились успешно для Руси, также Олег заключил выгодный мирный договор о торговле.
СЛАЙД 17, 18.
Ученики анализируют текст, предложенный в учебнике, отвечают на вопросы к нему.
Ученики на основе СЛАЙД 19 записывают Схему «Организация древнерусского государства»
СЛАЙД 20. Проверяем схему.
Переходной ступенью в образовании государства историки считают период военной демократии.
Запись в тетрадях:
Военная демократия – переходный этап в развитии общества, в течение которого выделяется военная знать (князь и дружина), сосредоточившие в своих руках материальные ценности и политическую власть. С подчиненных земель она собирала дань (полюдье).
Учитель сообщает.
СЛАЙД 21, 22, 23.
Название «полюдье» происходит от слов «ходить по людям». Полюдье выполняло роль не только сбора дани, но и осуществляло властные функции князя: он общался с местным населением, напоминал о своем руководстве, судил. Именно полюдье связывало воедино зачастую далекие друг от друга находящиеся земли. Полюдье продолжалось шесть месяцев, начиналось в ноябре, продолжалось всю зиму и заканчивалось ранней весной.
Итог урока.
В хозяйственном, торговом, культурном смысле Среднее Поднепровье намного обогнало другие славянские земли. В конце IX в. это был исторический центр русских земель, и Олег, сделав Киев своим стольным городом, подтвердил это положение.
Итак, сегодня на уроке мы:
Познакомились с различными теориями о возникновении государства у восточных славян.
Выяснили предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.
Выяснили систему управления Древнерусским государством.
Первичное закрепление изученного.
Фронтальный опрос: цепочка. СЛАЙД 25 - 27
− А сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили новый материал. Слайды 10-12
1. Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. Утверждается (центристской) теорией.
2. Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани называется (полюдье).
3. Варяги образованнее и организованнее славян; признаются представителями более развитого мира. Утверждается (норманнской) теорией.
4. Во главе дружины стоял военачальник – (князь).
5. Отрицается варяжское происхождение первых русских князей. Утверждается (славянской) теорией.
6. Кто руководил общерусским ополчением? (Воевода.)
Выставление оценок.
Домашнее задание: СЛАЙД 28.
- параграф 6, ответить на вопросы 2-4 (с. 48);
- подготовить краткие сообщения о первых князьях – Рюрике, Олеге, Ольге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Европейские государства раннего средневековья. Государство франков.
Презентация, сопровождающая урок по всеобщей истории в 10 классе...
программа элективного курса «ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ , ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ.»
Элективный курс «ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ , ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ.»предназначен для...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ЭКОНОМИКА И ГОСУДАРСТВО. РЕГУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9,11 КЛАССЫ...
ТЕСТ «ГОСУДАРСТВО. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА»
Тест "Государство и формы государства (2 варианта)" По программе : Певцова, Козленко "Право и основы правовой культуры 10-11 класс"...
Презентация "Происхождение государства.Понятие и признаки государства", электив по политологии, 10-11 классы
Раскрывает суть понятия "государство", теории о его происхождении, признаки государства, содержит большой иллюстративный материал, может использоваться на уроках обществознания в основной и средней шк...
Урок обществознания в 11 классе по теме "Роль государства в экономике. Экономические функции государства."
Урок организован в форме работы учащихся в группах.В ходе анализа экономических ситуаций и текстовой информации в группах: учащиеся актуализируют знания экономических понятий : несостоятельность рынка...
Государство и его признаки. Формы государства.
Презентация...