Материал к уроку истории. Начало правления и реформ Петра I.( 8, 10 класс )
методическая разработка по истории (8, 10 класс) на тему
Материал представляет собой отрывки из романа А. Толстого "Петр Первый". Работа с историческими источниками, их анализ поможет познакомить с историческими условиями вступления Петра на престол, выявить необходимость реформ и условий для их проведения. Легко воспринимается учащимися и 10 (концентрическое изучение истории), и 8 класса (линейное изучение).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал к уроку истории. Начало правления и реформ Петра I. (8, 10 класс ) | 24.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал к уроку истории. Начало правления и реформ Петра I. (8, 10 класс )
Цель урока: познакомить с историческими условиями вступления Петра на престол, выявить необходимость преобразований и условий для их проведения.
Задачи:
Знать: Детство Петра. Двоецарствие. Царевна Софья. Азовские походы. Великое посольство.
Уметь: Описывать исторические факты, работа с историческими источниками, локализация в пространстве и времени изучаемого периода.
Научится: Анализировать отрывки из источников; составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
Использованная литература: А. Толстой Петр Первый. - М., изд-во «Детская литература, 1960. С.576
Историк Н.М. Карамзин о Петре: «Явился Петр... Он сквозь бурю и волны устремился к своей цели: достиг - и все переменилось! Сею целью было не только новое величие России, но и... присвоение обычаев европейских... Потомство воздало усердную хвалу сему бессмертному государю и личным его достоинствам и славным подвигам. Он имел великодушие, проницание, волю непоколебимую, деятельность, неутомимость редкую»
Н.М. Карамзин о Петре I: «Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России – виною Петра». "Жизнь человеческая кратка, а для утверждения новых обычаев требуется долговременность. Петр ограничил свое преобразование дворянством»
Что вы заметили? В чем разница?
Текст 1:Пошумели стрельцы. Истребили бояр: братьев царицы Ивана и Афанасия Нарышкиных, князей Юрия и Михайлу Долгоруких, Григория и Андрея Ромодановских, Михайлу Черкасского, Матвеева, Петра и Федора Салтыковых, Языкова и других – похуже родом. Получили стрелецкое жалованье – двести сорок тысяч рублев, и еще по десяти сверх того рублев каждому стрельцу наградных. И все пошло по-старому. Нищета, холопство, бездолье.
Мужик с поротой задницей ковырял кое-как постылую землю. Посадский человек от нестерпимых даней и поборов выл на холодном дворе. Стонало все мелкое купечество. Худел мелкопоместный дворянин. Истощалась земля. Кряхтели даже бояре и именитые купцы. Боярину в дедовские времена много ли было нужно? – шуба на соболях да шапка горлатная – вот и честь. А дома хлебал те же щи с солониной, спал да молился богу. Нынче глаза стали голоднее: захотелось жить не хуже польских панов, или лифляндцев, или немцев. Сердце разгорелось жадностью. Стали бояре заводить дворню по сотне душ. А их обуть, одеть в гербовые кафтаны, прокормить ненасытную ораву, – нужны не прежние деньги. В деревянных избах жить стало неприлично. Прежде боярин или боярыня выезжали со двора в санях на одной лошади, холоп сидел верхом, позади дуги. Теперь – выписывай из Данцига золоченую карету, запрягай ее четверней, – иначе нет чести. А где деньги? Туго, весьма туго.
Торговлишка плохая. Своему много не продашь, свой – гол. За границу не повезешь, – не на чем. Моря чужие. Все торги с заграницей прибрали к рукам иноземцы. Что за Россия заклятая страна, – когда же ты с места сдвинешься?
В Москве стало два царя – Иван и Петр, и выше их – правительница, царевна Софья. Одних бояр променяли на других. Вот и все. Скука. Время остановилось. Ждать нечего.
Вопросы к тексту:
- Кто поддержал Софью и как царевна отблагодарила?
- Как жилось на Руси различным сословиям?
Текст 2:Играть Петр был горазд – мог сутки без сна, без еды играть во что ни попало, было б шумно, весело, потешно, – стреляли бы пушки, били барабаны. Потешных солдат из царских конюхов, сокольничьих и даже из юношей изящных фамилий было у него теперь человек триста. С ними он ходил походами по деревням и монастырям вокруг Москвы. Иных монахов пугали до полусмерти: в полуденный зной из лесочка вдруг с бесовскими криками выкатываются какие-то в зеленых кафтанах, – бьют из пушек деревянными ядрами в мирные монастырские стены. И еще страшнее монахам, когда узнавали в длинном, вымазанном в грязи и пороховой копоти, беспокойном вьюноше – самого царя.
Служба в потешном войске была тяжелая – ни доспать, ни доесть. Дождь ли, зной ли несносный, – взбредет царю – иди, шут его знает куда и зачем, пугать добрых людей. Иной раз потешных будили среди ночи: «Приказано обойти неприятеля. Переправляться вплавь через речку…» Некоторые и тонули в речках по ночному времени.
За леность или за нети, – если кто, соскучась без толку шагать по дорогам, хотел бежать домой, – таких били батогами. В последнее время приставили к войску воеводу, или – по-новому – генерала, – Автонома Головина. При нем Петр, вместо беспорядочного баловства, стал не шутя проходить военную науку в первом батальоне, названном Преображенским.
Франц Лефорт не состоял у Петра на должности, но часто приезжал верхом к войску и давал советы, как что устроить. Через него взяли на жалованье иноземца капитана Федора Зоммера для огнестрельного и гранатного боя и тоже произвели в генералы. Из Пушкарского приказа доставили шестнадцать пушек, и тогда стали учить потешных стрелять чугунными бомбами, – учили строго…
Вопросы к тексту:
- Как Петр проводил свободное время?
- Почему полки «потешные»?
- Как изменил потешные полки Головин?
Текст 3: Сегодня на рассвете подплыли к Архангельску. Почти все были на севере в первый раз. У стенок стояло десятка два океанских кораблей да втрое больше — на якорях, на реке. Почти до воды висели полотнища флагов — голландских, английских, гамбургских. В Кукуй-слободе были свои, ручные немцы. А здесь непонятно, кто и хозяин. И уж до того жалки показались домодельные карбасы, когда проплывали мимо высоких бортов кораблей… Стыдно! Все это почувствовали: и помрачневшие бояре, и любезные иноземцы на берегу, и капитаны, и выстроившиеся на шканцах обветренные океаном моряки… Смешно… Стыдно…
Он [Петр] хорошо помнил и снова видел гордое презрение, прикрытое любезными улыбками у всех этих людей с Запада… Их нужно было удивить, чтобы такого они сроду не видывали, чтобы рассказывали дома про небывалого царя… Он [Петр] велел-грести прямо к берегу. Первым выскочил в воду по колена, влез на стенку, обнял Ван Лейдена и Пельтенбурга, остальным крепко жал руки, трепал по спинам. Путая немецкие и голландские слова, рассказывал про плаванье, со смехом указывал на карбасы… «У вас, чай, таких лодчонок и во сне не видали». Чрезмерно восхищался многопушечными кораблями, притоптывал, хлопал себя по худым ляжкам: «Ах, нам бы хоть парочку таких!..» Тут же ввернул, что немедля закладывает в Архангельске верфь: «Сам, буду плотничать, бояр моих заставлю гвозди вбивать…»
Вопросы к тексту:
- Что увидели Петр и бояре, подплыв к Архангельску?
- За что Петру было стыдно и смешно?
- Какой выход из щекотливой ситуации нашел Петр?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок истории "начало правления ПетраI"
Данный урок проводится в соответствие с КТП учителя. Урок является первым, вводным уроком к новому разделу "Россия в эпоху петровских преобразовании"...
Урок истории в 7классе"Значение реформ Петра Первого"
«Значение реформ Петра I» «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плод ума обширного,...
Конспект урока истории "Начало правления Петра I"
Разработка урока по истории России в 7 классе по теме "Начало правления Петра I"...
Разработка урока истории "Государственные реформы Петра I" (8 класс)
Цель урока: раскрыть содержание модернизационных процессов в области государственных реформ Петра I России.Задачи урока:Предметные:-создать условия для осмысления и систематиза...
Александр II начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.
Александр II начало правления. Крестьянская реформа 1861 г....
Презентация "Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861г."
Презентация по теме "Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861г." по дисциплине "История" 9 класс...
Методическая разработка урока по теме «Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.» (9 класс)
Разработка урока в 9 классе по теме "Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г."...