«Югославский социализм: перспективы и упущенные возможности»
методическая разработка по истории (11 класс) на тему
Цель урока: выяснить, каковы были перспективы развития югославской модели экономики, и какие факторы вызвали кризис системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_yugoslavskiy_sotsializm_perspektivy_i_upushchennye_vozmozhnosti.docx | 26.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор разработки:
Шарова Татьяна Николаевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ № 17» г. Чебоксары
Чувашской Республики
Урок-исследование в 11 классе
«Югославский социализм: перспективы и упущенные возможности»
Форма урока: Урок-исследование.
Тип урока: анализ и систематизация знаний.
Цель урока: выяснить, каковы были перспективы развития югославской модели экономики, и какие факторы вызвали кризис системы.
Задачи урока:
- Исследовать особенности хозяйственной системы Югославии, на основе анализа полученных документов. |
- Изучить общественное мнение по данному вопросу. - Проанализировать данные учебника по теме. |
Исследование проводилось с помощью таких методов, как:
- поиск и перевод с сербского языка юридических документов в сети Интернет;
- изучение экономических статистических документов, запрошенных на статистическом портале Сербии;
- проведение голосования в социальной сети;
- анализ текста учебника.
Ход урока:
Добрый день, ребята. Сегодня на уроке мы завершаем наше исследование и проанализируем собранные данные по состоянию экономики Югославии. Нам предстоит подтвердить или опровергнуть выдвинутую ранее гипотезу: «Югославский социализм - идеальная экономическая система, разрушенная под воздействием внешних факторов и некомпетентности приемников Иосипа Броз Тито»
Приступим к анализу полученных данных.
1. Анализ исторических документов. Документы взяты из Интернета и переведены с помощью Яндекс-переводчика.
1) Основной Закон «О управљању державним хозяйственными предузећа од стране радних кол-лектива 1950 године» (об управлении государственными хозяйственными предприятиями со стороны трудовых коллективов).
2) «О укидање гранских министарстава 1951 године» (об упразднении отраслевых министерств).
Итоги: Проанализировав данные документы, мы пришли к выводу, что вся полнота власти в сфере хозяйствования передавалась рабочему совету, избираемому коллективом предприятия. Хотя СФРЮ не имела экономического плана, государство различными методами контролировало экономику. Часть функций управления передавалась территориальным органам и советам отраслей производства “как плановым, контрольным и координационным органам”. Реальная власть принадлежала трудовым коллективам, а не государству.
2. Анализ статистических данных. Работа с таблицами и их анализ.
Для проведения анализа состояния экономики Югославии мы связались со статистическим сербским порталом www.webrzs.stat.gov.rs. Они предоставили нам архивные данные по развитию сельского хозяйства, туризма и промышленности в период с 1950 по 1980 годы, из которых можно сделать следующие выводы.
Итоги:
1) Югославия имела самые большие в мире сливовые сады — 72 млн. плодоносящих деревьев. Разведение крупного рогатого скота и лошадей, свиноводство, птицеводство — на севере страны. В горной местности - Македонии и Черногории преобладало экстенсивное горно-пастбищное овцеводство. На западные страны приходилось около 55 % экспорта сельскохозяйственной продукции страны.
2) Туризм являлся одним из важных составляющих экономики Югославии. Так, страну посещало более 5 млн иностранных туристов в год.
3) Изучив материалы по металлургии, приходим к выводу, что эта отрасль занимала лидирующие позиции среди остального производства. В 1975 году на ее долю приходилось 75,6% вей промышленности, в 1980 – 75,8%, а в 1985 – 80, 86%. Доля национального дохода от металлургической промышленности по Югославии составила в 1975 году – 34,3%, в 1985 – 43,1%.
4) Основными направлениями машиностроения было производство электротехнических изделий, сельскохозяйственных машин, транспорта, морские суда. В Югославии также выпускался широкий спектр военной техники и оружия. Все это изготавливалось и для экспорта.
5) Железные дороги получили широкое распространение в Югославии, особенно на севере страны. Длина ж/д сети составляла 10 тыс. км (из них 2,9 тыс. км электрифицированы). К сожалению, после распада СФРЮ, железнодорожное хозяйство пришло в упадок и до сих пор окончательно не восстановлено.
Рост промышленного производства в период 1952—1980 гг. в среднем составлял 9,1 % в год.
Но вот в конце 70-х — начале 80-х гг. экономика Югославии пережила серьёзный кризис. Об этом написано в параграфе нашего учебника. Давайте вспомним.
Его причинами служили (ответы):
- завышение планов развития экономики, для финансирования которых приходилось проводить «дефицитарную» эмиссию денег и привлекать внешние заимствования, что способствовало инфляции и вело к росту внешней задолженности,
- недостаточное финансирование науки, приводившее к необходимости импорта технологий из-за рубежа.
Это и было началом подрыва социалистического планового хозяйства.
А теперь проанализируем взгляд общественности на нашу проблему.
3. Анализ данных Интернет-голосования.
Мы договорились с русскоязычным новостным порталом «Голос Сербии» о проведении голосования среди подписчиков, в числе которых и сербы, и русские, проживающие на территории обоих государств.
На вопрос «Югославский социализм как явление нес в себе больше плюсов или минусов» ответило 613 человек.
«Да, это определенно лучшая часть в истории Балкан» - 76% (466 человек),
«Нет, он не привел ни к чему хорошему» - 16% (98 человек),
«Свой вариант ответа» предложили 8% (49 человек).
39 пользователей оставили комментарии, среди которых были высказаны мнения о том, что любой социализм плох / хорош, во всем виноваты Европа / США, и еще, что важен результат, а он печален.
Итоги: модель югославского социализма обществу кажется приемлемой и допустимой.
4. Работа с учебником. Анализ текста.
Факторы, повлиявшие на распад экономической системы:
1. Главной причиной кризиса конца 70-х - начала 80-х годов стал разрыв между теорией и практикой самоуправленческого социализма, субъективные ошибки и просчеты.
2. Большое влияние на кризисные явления оказало влияние из-за рубежа: отказ Югославии вступать в НАТО и впускать на свою территорию транснациональные корпорации.
3. Факторами распада югославской федерации стали смерть Тито (1980) и фиаско проводимой его преемниками национальной политики,
5. Распад мировой социалистической системы,
6. Всплеск национализма на Балканах. В 1990 году во всех шести республиках СФРЮ были проведены местные выборы. Победу на них всюду одержали националистические силы. Этно-религиозные факторы сыграли роль детонатора, приведя к драматическому распаду федерации.
Подведение итогов
В социалистической Югославии, созданной в 1945 г., была сформирована идеальная экономическая система с достаточной долей свободного рынка и необходимым государственным регулированием. Власть авторитарного правителя устранила национально – религиозные противоречия.
После смерти вождя Иосипа Броз Тито, его последователи не смогли удержать в неумелых руках огромный сложный механизм. Вражда между союзными республиками обострились до предела, став одной из причин кризиса и распада югославской федерации. При этом религия играла существенную роль в поддержании атмосферы враждебности. Она использовалась как знамя в борьбе агрессивного национализма: авторитетные деятели прикрывали национально-этническими лозунгами свои узкополитические интересы.
Поэтому, мы приходим к выводу, что югославский социализм был перспективной экономической системой. Но его возможности были упущены. Уход из жизни Иосипа Броз Тито и неспособность его последователей следовать прежнему курсу сделали свое дело.
Гипотеза доказана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности и перспективы модернизации МОУ "Начальная школа - детский сад" г-к Железноводска
В последнее время внимание правительства России, руководства региональных округов и членов современного общества акцентировано на проблемах образования. Анализ состояния образования на различных...
11 класс "Белые и красные: упущенные и реализованные возможности в гражданской войне 1918-1922 г.г."
Технологическая карта урока...
«Перспективы развития образования: возможности и риски»
Перспективы развития образования… На эту тему можно рассуждать весьма отвлеченно и долго. Поэтому хотелось бы для себя определить круг вопросов и на них ответить. Прежде всего – реформирование с...
Функциональная несостоятельность семей упущенные возможности.
Семья выполняет важную функцию социализации личности детей, так как первичные, фундаментальные основы нравственности, психического, физического здоровья, характера закладываются в семье. В работ...
Эссе на тему "Перспективы развития образования, возможности и риски"
Перспективы развития образования в соответствии с требованиями ФГОС и мировыми стандартами представляются успешными, обеспечивающими достойную жизнь всем нашим гражданам. Важнейшими качест...
«Организация работы с одаренными детьми с учетом цифровой трансформации школы: перспективы и новые возможности»
Организация работы с одаренными детьми с учетом цифровой трансформации школы. Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать не...
Перспективы и новые возможности развития качества образования через работу школьных методических объединений в условиях цифровой образовательной среды
Перспективы и новые возможности развития качества образования через работу школьных методических объединений в условиях цифровой образовательной среды...