Разработка урока по теме «Убийство Александра II» (8 класс)
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Представлена разработка урока по теме «Убийство Александра II» для 8 класса по истории России. Данный урок - обобщающий по разделу «Россия при Александре II».
Урок разработан в рамках личностно-ориентированного обучения. Основная задача урока – выявить причины убийства Александра II.
На уроке использована групповая работа, применены словесный, проблемно-поисковый, стимулирующий методы обучения. Большая работа проводится с текстами документов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_po_keysovoy_tehnologii.docx | 66.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по теме: «Убийство Александра II» в 8 классе.
Цели и задачи урока:
- Сформировать представление о противоречивости реформ Александра II, последствиях его реформ;
- Выявить причины покушений и убийства Александра II ;
- Развивать основные общие учебные навыки и умения, такие как анализ текста, планирование и организация работы по времени, самоконтроль и самооценка своей работы;
- Развивать аналитические умения, такие как классификация, сравнение, обобщение исторических фактов;
- Развивать коммуникативные умения учащихся в ходе групповой работы.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Технология: кейс - технология, проблемное обучение
- Организационный момент.
Для работы на уроке учащиеся заранее разделены на 3 группы с условным названием: «крестьяне», «земцы», «народовольцы». «Представители» каждой группы занимают свой стол, на который становится табличка с названием группы.
- Актуализация опорных знаний.
Учитель: Император Александр II, как считают историки, был, пожалуй, отлично подготовлен к той роли, которую ему надо было выполнять – проводить крупномасштабные реформы в России. Его образованность сочеталась с сильной волей и решительностью, последовательность в принятии решений с дальновидностью. В историю его реформы вошли под названием «Великие реформы». В феврале 1861 года было отменено крепостное право, в 1864 году проведены судебная и земские реформы, 1863 году принят новый либеральный университетский устав и отменены винные откупа. В народе его называли «царь – «Освободитель».
Общим результатом реформ была демократизация общественной жизни в России. Благодаря крестьянской реформе свободными стали 20 млн. крепостных крестьян.
Однако последствием реформ стало брожение в обществе. На Александра обрушились критические статьи в журналах, и была объявлена охота среди народовольцев.
Вытекает проблема:
«Почему убили Александра II»?
- Усвоение материала в ходе самостоятельно-познавательной деятельности учащихся.
- Учитель: Вы разделены на группы, с определенными названиями. Для того чтобы найти ответ на проблемный вопрос, я передаю «модератору» набор – «кейс», который содержит необходимую информацию для решения нашей проблемы. После того, как вы изучите и проработаете проблему, вы составляете общий проект и оформление, определяете способ его представления. Способ представления результатов работы предоставлен в кейсе.
- Учитель (комментирует задания и содержимое кейса).
Кейс для группы «Крестьяне».
Задание для группы: Прочитайте документ и сформулируйте письменно ответы на вопросы:
- Что устраивало крестьян в новой реформе?
- Чем были недовольны крестьяне?
- Какие изменения можно было бы внести в положение крестьянской реформы?
Основные положения крестьянской реформы
Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы:
- Крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом;
- Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления было сельское общество, высшей (административной) единицей - волость.
- Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению.
- За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.
- Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками;
- Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались;
- Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей (выкупная операция), приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству.
- устанавливались максимальные и минимальные размеры крестьянских наделов. Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела. При наличии в пользовании крестьян наделов меньшего размера помещик обязан был или прирезать недостающую землю от размера минимума (т. н. «прирезки»), или снизить повинности.
- Крестьянин обязан был немедленно уплатить помещику 20% выкупной суммы, а остальные 80% вносило государство. Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами.
Кейс для группы «Земцы»
Задание для группы: Прочитайте документ и сформулируйте письменно ответы на вопросы:
- Что устраивало земцев в новой реформе?
- Чем были недовольны земцы?
- Какие изменения можно было бы внести в положение земской реформы?
1 января 1864 года было принято «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Его предполагалось ввести в 33 губерниях, а в дальнейшем распространить действие Положения на Архангельскую и Астраханскую губернии, 9 западных губерний, Прибалтийскую, Бессарабскую области, Царство Польское.
Все места, ведавшие до 1864 года делами о земских повинностях, общественном призрении, народном продовольствии (квартирные комитеты, дорожные комиссии, комиссии народного продовольствия, больничные советы), упразднялись. Из ведения дворянского самоуправления изымались все дела, относящиеся к местному хозяйству губерний и уездов.
Из положения о губернских и уездных земских учреждениях. 1 января 1864 г.
Ст. 1. Для заведования делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения…
Ст. 2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений….
- Заведования имуществами, капиталами, денежными сборами земства.
- Устройство и содержание принадлежавших земству зданий, других сооружений и путей сообщения…
- Меры обеспечения народного продовольствия.
- Заведования земскими благотворительными заведениями и прочими мерами призрения ; способы прекращения нищенства; попечение о постройке церквей…
- Попечение о развитии местной торговли и промышленности.
- Участие, преимущественно в хозяйственном отношении… в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.
- Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчою, сусликами и другими вредными насекомыми и животными…
Кейс для группы «Народовольцы»
Задание для группы: Прочитайте документ и сформулируйте письменно ответы на вопросы:
- Каковы основные требования народовольцев?
- Какие методы борьбы с царем выбрала организация?
- Можно ли было избежать убийства царя?
Партия «Народная воля» организовалась на Липецком съезде в июне 1879 г. В противоположность «Земле и Воле», из которой выделилась «Народная Воля», последняя подчёркивала политическую борьбу, как средство завоевания социалистического строя. Теоретическое миросозерцание революционных народников (участников «хождения в народ»), выражавшееся в журналах «Вперёд», «Начало», «Земля и Воля», было усвоено и партией Народная воля. Как и «Земля и Воля», партия «Народная воля» исходила из убеждения, что русский народ находится в состоянии полного рабства, экономического и политического… Его облегают слои эксплуататоров, создаваемых и защищаемых государством… Государство составляет крупнейшую в стране капиталистическую силу; оно же составляет единственного политического притеснителя народа…
Статьи из программы «Народной воли»:
- постоянное народное представительство, имеющее полную власть во всех общегосударственных вопросах;
- широкое областное самоуправление, обеспеченное выборностью всех должностей, самостоятельностью мира и экономической независимостью народа;
- самостоятельность мира, как экономической и административной единицы;
- принадлежность земли народу;
- система мер, имеющих передать в руки рабочих все заводы и фабрики;
- полная свобода совести, слова, печати, сходок, ассоциаций и избирательной агитации;
- всеобщее избирательное право, без сословных и всяких имущественных ограничений;
- замена постоянной армии территориальной.
- Представление ответов каждой группы по форме
Группа «Крестьяне»
Группа «Земцы»
Группа «Народовольцы»
- Подведение итогов по ответам учащихся:
Учитель: реформы Александра II носили противоречивый характер
- Крестьянская реформа носила половинчатый характер - проводилась в интересах, прежде всего помещиков, сохранялись пережитки крепостничества и элементы аграрного общества
- Реформы проводились не для либерализации общественных отношений, а для укрепления государства
- Создавая местные органы самоуправления, правительство надеялось на то, что их деятельность позволит отвлечь наиболее активную часть общества от «политических мечтаний», заставит людей заниматься хозяйственными проблемами
- Реформы не были реализованы и продуманы до конца
Положение в России характеризовалось тем, что:
- Обнародование манифеста 19 февраля обмануло ожидания крестьян, вызвав волну народных бунтов. В 1861 году по стране прокатилось около 2000 крестьянских бунтов. Особо значительными и упорными стали волнения в селах Бездна и Кандеевка.
- Земцы ограничивались в политических правах. В некоторых губерниях не были вообще введены земства (Архангельская, Астраханская, Оренбургская губернии)
- Непоследовательность реформ царя явилось поводом для действий революционеров
- Закрепление полученных знаний и ответ на проблемный вопрос урока:
Учитель: «Почему был убит Александр II»?
Ученик: Царь был убит, т. к. реформы были половинчатые и народовольцы были убеждены, что лишь убийство царя послужит сигналом для крестьянской революции. Избежать убийства было не возможным, т.к. назрели серьезные противоречия власти и общества.
- Выставление оценок за работу учащимся.
Список литературы:
- История России, XIX век: Учеб. Для 8 кл./Данилов А.А., Косулина Л.Г.,М.2007.
- Кириллов В.В. Отечественная история. М.2010.
- Справочник учителя истории. 5-11 классы/ авт. – сост. Чернова М.Н., М.2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида по теме "Сложные слова" ( урок новых знаний)
В этой статье представлен вводный урок по теме : "Сложные слова"....
Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе
Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...
Разработка урока №1 по теме: «Хобби» (7 класс, УМК Кузовлев В.П., серия 5-11, "Просвещение-2009) 7 класс
Тема: “My Hobby”Цели: развитие мышления, воображения, творчества, навыков самостоятельной работы; совершенствование навыков монологической и диалогической речи; активизация лексики по теме; восп...
Разработка урока №2 по теме: «Хобби» (7 класс, УМК Кузовлев В.П., серия 5-11, "Просвещение-2009) 7 класс
Цели: активизация изученной лексики по теме, обобщение знаний о способностях. Знакомство с отношением некоторых британских сверстников к способностям. Воспитание потребности к коллективной работ...
Разработка урока №3 по теме: «Хобби» (7 класс, УМК Кузовлев В.П., серия 5-11, "Просвещение-2009) 7 класс
Тема: “My Hobby”Цели: воспитание потребности к коллективной работе; стимулировать как устную, так и письменную речь; развить умения воспринимать на слух с общим охватом содержания; расширение кр...
Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"
Урок включает несколько этапов: повторение, изучение нового материала, лабораторную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...