Разработка урока по теме «Убийство Александра II» (8 класс)
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Скачкова Ирина Валерьевна

Представлена разработка урока по теме «Убийство Александра II» для 8 класса по истории России. Данный урок - обобщающий по разделу «Россия при Александре II».

Урок разработан в рамках личностно-ориентированного обучения. Основная задача урока – выявить причины убийства Александра II.

На уроке использована групповая работа, применены словесный, проблемно-поисковый, стимулирующий методы обучения. Большая работа проводится с текстами документов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_po_keysovoy_tehnologii.docx66.48 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме:  «Убийство Александра  II» в 8 классе.

Цели и задачи урока:

  1. Сформировать представление о противоречивости реформ Александра II, последствиях его реформ;
  2. Выявить причины покушений и убийства Александра II ;
  3. Развивать основные общие учебные навыки и умения, такие как анализ текста, планирование и организация работы по времени, самоконтроль и самооценка своей работы;
  4. Развивать аналитические умения, такие как классификация, сравнение, обобщение исторических фактов;
  5. Развивать коммуникативные умения учащихся в ходе групповой работы.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Технология:  кейс - технология, проблемное обучение

  1. Организационный момент.

Для работы на уроке учащиеся заранее разделены на  3 группы с условным названием: «крестьяне», «земцы», «народовольцы». «Представители» каждой группы занимают свой стол, на который становится табличка с названием группы.

  1. Актуализация  опорных знаний.

 Учитель:       Император Александр II, как считают историки, был, пожалуй, отлично подготовлен к  той роли, которую ему  надо было выполнять  – проводить крупномасштабные реформы в России. Его образованность сочеталась с сильной волей и решительностью, последовательность в принятии решений с дальновидностью.  В историю его реформы вошли под названием «Великие реформы». В феврале 1861 года было отменено крепостное право, в 1864 году проведены судебная и земские реформы, 1863 году принят новый либеральный университетский устав и отменены винные откупа.  В народе его называли «царь – «Освободитель».

Общим результатом реформ была демократизация общественной жизни в России. Благодаря крестьянской реформе свободными стали 20 млн. крепостных крестьян.

Однако последствием реформ стало брожение в обществе. На Александра обрушились критические статьи в журналах, и была объявлена охота среди народовольцев.

Вытекает проблема:

«Почему убили Александра II»?

  1. Усвоение материала в ходе самостоятельно-познавательной деятельности учащихся.
  1.  Учитель: Вы разделены на группы, с определенными названиями. Для того чтобы найти ответ на проблемный вопрос, я передаю «модератору» набор – «кейс», который содержит необходимую информацию для решения нашей проблемы. После того, как вы изучите и проработаете проблему, вы составляете общий проект и оформление, определяете способ его  представления.  Способ представления результатов работы предоставлен в кейсе.
  2. Учитель (комментирует задания и содержимое кейса).

Кейс для группы «Крестьяне».

Задание для группы: Прочитайте документ и сформулируйте письменно ответы на вопросы:

  1. Что устраивало крестьян в новой реформе?
  2. Чем были недовольны крестьяне?
  3. Какие изменения можно было бы внести в положение крестьянской реформы?

Основные положения  крестьянской реформы

Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы:

  • Крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом;
  • Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления было сельское общество, высшей (административной) единицей - волость.
  • Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению.
  • За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.
  • Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками;
  • Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались;
  • Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей (выкупная операция), приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству.
  • устанавливались максимальные и минимальные размеры крестьянских наделов. Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела. При наличии в пользовании крестьян наделов меньшего размера помещик обязан был или прирезать недостающую землю от размера минимума (т. н. «прирезки»), или снизить повинности.
  • Крестьянин обязан был немедленно уплатить помещику 20% выкупной суммы, а остальные 80% вносило государство. Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами.

Кейс для группы «Земцы»

Задание для группы: Прочитайте документ и сформулируйте письменно ответы на вопросы:

  1. Что устраивало земцев в новой реформе?
  2. Чем были недовольны земцы?
  3. Какие изменения можно было бы внести в положение земской реформы?

1 января 1864 года было принято «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Его предполагалось ввести в 33 губерниях, а в дальнейшем распространить действие Положения на Архангельскую и Астраханскую губернии, 9 западных губерний, Прибалтийскую, Бессарабскую области, Царство Польское.

Все места, ведавшие до 1864 года делами о земских повинностях, общественном призрении, народном продовольствии (квартирные комитеты, дорожные комиссии, комиссии народного продовольствия, больничные советы), упразднялись. Из ведения дворянского самоуправления изымались все дела, относящиеся к местному хозяйству губерний и уездов.

 Из положения о губернских и уездных земских учреждениях. 1 января 1864 г.

Ст. 1. Для заведования делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения…

Ст. 2. Дела, подлежащие ведению земских  учреждений….

  1. Заведования имуществами, капиталами, денежными сборами земства.
  2. Устройство и содержание принадлежавших земству зданий, других сооружений и путей сообщения…
  3. Меры обеспечения народного продовольствия.
  4. Заведования земскими благотворительными заведениями и прочими мерами призрения ; способы прекращения нищенства; попечение о постройке церквей…
  5. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.
  6. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении… в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.
  7. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчою, сусликами и другими вредными насекомыми и животными…

Кейс для группы «Народовольцы»

Задание для группы: Прочитайте документ и сформулируйте письменно ответы на вопросы:

  1. Каковы основные требования народовольцев?
  2. Какие методы борьбы с царем выбрала организация?
  3. Можно ли было  избежать убийства царя?

Партия «Народная воля» организовалась на Липецком съезде в июне 1879 г. В противоположность «Земле и Воле», из которой выделилась «Народная Воля», последняя подчёркивала политическую борьбу, как средство завоевания социалистического строя. Теоретическое миросозерцание революционных народников (участников «хождения в народ»), выражавшееся в журналах «Вперёд», «Начало», «Земля и Воля», было усвоено и партией Народная воля. Как и «Земля и Воля», партия «Народная воля» исходила из убеждения, что русский народ находится в состоянии полного рабства, экономического и политического… Его облегают слои эксплуататоров, создаваемых и защищаемых государством… Государство составляет крупнейшую в стране капиталистическую силу; оно же составляет единственного политического притеснителя народа…

Статьи из программы «Народной воли»:

  1. постоянное народное представительство, имеющее полную власть во всех общегосударственных вопросах;
  2. широкое областное самоуправление, обеспеченное выборностью всех должностей, самостоятельностью мира и экономической независимостью народа;
  3. самостоятельность мира, как экономической и административной единицы;
  4. принадлежность земли народу;
  5. система мер, имеющих передать в руки рабочих все заводы и фабрики;
  6. полная свобода совести, слова, печати, сходок, ассоциаций и избирательной агитации;
  7. всеобщее избирательное право, без сословных и всяких имущественных ограничений;
  8. замена постоянной армии территориальной.

  1. Представление ответов каждой группы по форме

Группа «Крестьяне»

Группа «Земцы»

Группа «Народовольцы»

  1. Подведение итогов по ответам учащихся:

Учитель: реформы Александра II носили противоречивый характер

  • Крестьянская реформа носила половинчатый характер  -  проводилась в интересах, прежде всего помещиков, сохранялись пережитки крепостничества  и элементы аграрного общества
  • Реформы проводились не для либерализации общественных отношений, а для укрепления государства
  • Создавая местные органы самоуправления, правительство надеялось на то, что их деятельность позволит отвлечь наиболее активную часть общества от «политических мечтаний», заставит людей заниматься хозяйственными проблемами
  • Реформы не были реализованы и продуманы до конца

Положение в России характеризовалось тем, что:

  • Обнародование манифеста 19 февраля обмануло ожидания крестьян, вызвав волну народных бунтов. В 1861 году по стране прокатилось около 2000 крестьянских бунтов. Особо значительными и упорными стали волнения в селах Бездна и Кандеевка.
  • Земцы  ограничивались в политических правах. В некоторых губерниях не были вообще введены земства (Архангельская, Астраханская, Оренбургская губернии)
  • Непоследовательность реформ царя явилось поводом для действий революционеров

  1. Закрепление полученных знаний и ответ на проблемный вопрос урока:

 Учитель: «Почему был убит Александр II»?

 Ученик:  Царь был убит, т. к. реформы были половинчатые и народовольцы были убеждены, что лишь убийство царя послужит сигналом для крестьянской революции. Избежать убийства было не возможным, т.к. назрели серьезные противоречия власти и общества.

  1. Выставление оценок за работу учащимся.

Список литературы:

  1.  История России, XIX век: Учеб. Для 8 кл./Данилов А.А., Косулина Л.Г.,М.2007.
  2. Кириллов В.В. Отечественная история. М.2010.
  3. Справочник учителя истории. 5-11 классы/ авт. – сост. Чернова М.Н., М.2008.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе

Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...

Разработка урока №1 по теме: «Хобби» (7 класс, УМК Кузовлев В.П., серия 5-11, "Просвещение-2009) 7 класс

Тема: “My Hobby”Цели: развитие мышления, воображения, творчества, навыков самостоятельной работы; совершенствование навыков монологической и диалогической речи; активизация лексики по теме; восп...

Разработка урока №2 по теме: «Хобби» (7 класс, УМК Кузовлев В.П., серия 5-11, "Просвещение-2009) 7 класс

Цели: активизация изученной лексики по теме, обобщение знаний о способностях. Знакомство с отношением некоторых британских сверстников к способностям. Воспитание потребности к коллективной работ...

Разработка урока №3 по теме: «Хобби» (7 класс, УМК Кузовлев В.П., серия 5-11, "Просвещение-2009) 7 класс

Тема: “My Hobby”Цели: воспитание потребности к коллективной работе; стимулировать как устную, так и письменную речь; развить умения воспринимать на слух с общим охватом содержания; расширение кр...

Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"

Урок включает несколько этапов: повторе­ние, изучение нового материала, лаборатор­ную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...