Рабочая программа по истории 10-11 класс
рабочая программа (10 класс) по теме

Маслаков Дмитрий Сергеевич

10-11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_10-11_klass.doc301.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа № 141

Рассмотрено:                                                                            Утверждено:

на заседании МО                                                   Директор МАОУ-СОШ № 141

Протокол  №        от       2017 г.                              ___________М.А. Антуфьева

                                                                                  Приказ №      от         2017 г.

Рабочая программа

по учебному предмету

«История»

(базовый уровень)

для обучающихся 10-11 классов

Составитель:

Маслаков Д.С.,

учитель истории, обществознания

1 кв. категория

                                                 

г. Екатеринбург


Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Общая характеристика учебного предмета.
  3. Место учебного предмета в учебном плане
  4. Требования к уровню подготовки обучающихся
  5. Содержание учебного предмета
  6. Тематическое планирование
  7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1.Пояснительная записка

Данная программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования» с изменениями и дополнениями;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03. 2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями и дополнениями;
  • Примерные авторские программы по предметам.

Рабочая программа по истории для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной авторской программы, примерной программы по истории среднего (полного) общего образования.

Изучение истории на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

- формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Срок освоения программы – 2 года

2. Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.

Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.

Основные содержательные линии примерной программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.

Реализация программы исторического образования базового уровня на ступени среднего (полного) общего образования предполагает определенную специфику межпредметных связей. «История» входит в состав предметов, определенных базисным учебным планом как обязательные. Тем самым, предполагается изучение курса истории учащимися, получающими углубленную подготовку в рамках самых различных профилей. С этой точки зрения, важно использовать резерв свободного учебного времени, установленный примерной программой, для привлечения дополнительного материала, сопряженного с тематикой того или иного конкретного профиля. Так, например, в рамках социально-экономического профиля в базовом курсе истории может быть акцентирована особая содержательная линия «История экономики», в рамках естественнонаучных профилей – особая содержательная линия «История науки и техники» и т.д. Кроме того, с учетом небольшого объема учебного времени, отведенного на изучение истории на базовом уровне, принципиально важны межпредметные связи с курсом обществоведения.

Предполагается не только использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся.

3. Место учебного предмета в учебном плане

Количество часов

10 класс

11 класс

в неделю (час)

2

2

за год (час)

70

70

4. Требования к уровню подготовки обучающихся

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

- периодизацию всемирной и отечественной истории;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

- историческую обусловленность современных общественных процессов;

- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.

уметь:

- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

- соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. (Абзац дополнительно включен приказом Минобрнауки России от 10 ноября 2011 года N 2643

5. Содержание учебного предмета

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по истории

           История как наука

История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества.

Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний.
(Абзац дополнительно включен приказом Минобрнауки России от 24 января 2012 года N 39)

Всеобщая история

Древнейшая стадия истории человечества

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.
Цивилизации Древнего мира и Средневековья

Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения. Архаичные цивилизации древности. Мифологическая картина мира.
Античные цивилизации Средиземноморья.
Формирование научной формы мышления в античном обществе.

Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиции. Возникновение религиозной картины мира. Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе.
Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и динамика развития. Православие и католицизм. Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв.

Новое время: эпоха модернизации

Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения и конституционализм. Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского общества.

Технический прогресс в XVIII - середине XIX вв. Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу в европейских странах. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира. Особенности духовной жизни Нового времени.

Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
Эволюция системы международных отношений в конце XV - середине XIX вв.

От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества
Научно-технический прогресс в конце XIX - последней трети XX вв. Проблема периодизации НТР. Циклы экономического развития стран Запада в конце XIX - середине XX вв. От монополистического капитализма к смешанной экономике.
Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства. Изменение социальной структуры индустриального общества.

Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства. Молодежное, антивоенное, экологическое, феминистское движения. Проблема политического терроризма.

Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-1970 гг.
Модели ускоренной модернизации в XX в. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени.
Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур.

"Новые индустриальные страны" Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.

Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX - середине XX вв. Мировые войны в истории человечества: социально-психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия.

Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Мировоззренческие основы реализма и модернизма. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в.
           Человечество на этапе перехода к информационному обществу

Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция и становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире.

Кризис политической идеологии на рубеже XX-XXI вв. "Неоконсервативная революция". Современная идеология "третьего пути". Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.

Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.

История России

История России - часть всемирной истории.

Народы и древнейшие государства на территории России

Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Великое переселение народов. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.

Русь в IX - начале XII вв.

Происхождение государственности у восточных славян. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Право на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.

Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Русские земли и княжества в XII - середине XV вв.

Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Русь и Степь. Идея единства Русской земли.
Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие.
Включение русских земель в систему управления Монгольской империи. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения.
Роль городов в объединительном процессе.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Принятие Ордой ислама. Автокефалия Русской православной церкви.

Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.

Российское государство во второй половине XV-XVII вв.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига. "Москва - третий Рим". Роль церкви в государственном строительстве. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета Российского государства. Формирование русского, украинского и белорусского народов.
Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества. Расширение государственной территории в XVI в.

Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией.

Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост территории государства. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Церковный раскол. Старообрядчество. Социальные движения XVII в.

Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV-XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.
            Россия в XVIII - середине XIX вв.

Петровские преобразования. Провозглашение империи. Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях модернизации. Россия в период дворцовых переворотов. Упрочение сословного общества. Реформы государственной системы в первой половине XIX в.
Особенности экономики России в XVIII - первой половине XIX вв.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.

Русское Просвещение. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Превращение России в мировую державу в XVIII в. Отечественная война 1812 года. Имперская внешняя политика России. Крымская война.

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII - первой половины XIX вв.

Россия во второй половине XIX - начале XX вв.

Реформы 1860-1870 годов. Отмена крепостного права. Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы. Политика контрреформ. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю.Витте. Аграрная реформа П.А.Столыпина. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905-1907 годов. Становление российского парламентаризма.
Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX - начале XX вв. Развитие системы образования, научные достижения российских ученых.
"Восточный вопрос" во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война.
Россия в Первой мировой войне.
Влияние войны на российское общество.
            Революция и Гражданская война в России

Революция 1917 года. Временное правительство и Советы. Тактика политических партий. Провозглашение и утверждение советской власти. Учредительное собрание. Брестский мир. Формирование однопартийной системы.
Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика "военного коммунизма".
"Белый " и "красный " террор. Российская эмиграция.
Переход к новой экономической политике.

СССР в 1922-1991 годы

Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство. Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 года.

Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация. Коллективизация. "Культурная революция". Создание советской системы образования. Идеологические основы советского общества.

Дипломатическое признание СССР. Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами.

Великая Отечественная война. Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй мировой войне.

Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 40-х годов. Складывание мировой социалистической системы. "Холодная война" и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Овладение СССР ракетно-ядерным оружием.
Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Экономические реформы 1950-1960 годов, причины их неудач.
Концепция построения коммунизма. Теория развитого социализма. Конституция 1977 года. Диссидентское и правозащитное движение.
Особенности развития советской культуры в 1950-1980 годах. Наука и образование в СССР.
"Застой". Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического роста. Политика перестройки и гласности. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Межнациональные конфликты.
СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины XX в. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. Афганская война.
Причины распада СССР.

Российская Федерация (1991-2003 годы)

Становление новой российской государственности. Августовские события 1991 года. Политический кризис сентября-октября 1993 года. Конституция Российской Федерации 1993 года. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств.

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.

Российская культура в условиях радикального преобразования общества.

Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Россия и вызовы глобализации.
Президентские выборы 2000 года. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе.

Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней. Значение изучения истории. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России - угроза национальной безопасности страны. (Абзац дополнительно включен приказом Минобрнауки России от 24 января 2012 года N 39)

Согласно «Письму Минобрнауки России» от 03.08.2015 N 08-1189 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по воспитанию антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов") внести дополнения в основную образовательную программу по истории.

Формирование антикоррупционного мировоззрения у обучающихся в рамках реализации образовательных программ является комплексной задачей, основанной на требованиях федерального закона и образовательных стандартов различного уровня образования.

Коррупция как социальное явление, государственная антикоррупционная политика, методы противодействия коррупции, общественные механизмы борьбы с коррупцией, вред, причиняемый общественным отношениям в связи с различными формами коррупционного поведения, законодательство о противодействии коррупции и ответственность за коррупционные правонарушения становятся предметом образовательной деятельности независимо от направленности и уровня образовательной программы.

Являясь одной из острейших социальных проблем на современном этапе развития российского государства, коррупция становится предметом нравственной и правовой оценки: происходит осмысление личного опыта и информационного фона, соответствующее преломление приобретают изучение истории, литературы, вопросов устройства общества и государства, развития правовой системы и т.д.

Формирование антикоррупционного мировоззрения, нетерпимости ко всем формам коррупционной деятельности, формирование навыков противодействия соответствующим правонарушениям с привлечением институтов гражданского общества и государства признается одной из приоритетных задач нашего общества. Ее значимость определила принятие комплексных программных документов, затрагивающих все сферы общественных отношений и определяющих конкретные направления деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений, общественных организаций. Особая роль отведена и системе образования как институту, оказывающему наиболее сильное влияние на формирование человеческой личности, утверждение ценностей и жизненных принципов, выбор профессиональной и общекультурной модели.

Целью настоящих методических рекомендаций является обеспечение комплексной поддержки решения задачи формирования антикоррупционного мировоззрения у обучающихся в рамках реализации образовательных программ различного уровня. В этой связи осуществлена систематизация требований к содержанию воспитательной работы, выявление ее основных направлений (основываясь на приоритетных задачах государства и общества).

Программы и мероприятия антикоррупционного воспитания успешно интегрируются в содержание дисциплин (модулей) основных образовательных программ, связанных с изучением истории и экономики, общества, государства и права. Кроме того, антикоррупционное просвещение обучающихся реализуется в рамках работы научных секций и кружков, а также тематических внеучебных мероприятий. Содержание основных образовательных программ анализируется на предмет наличия дидактических единиц, наиболее подходящих для развития знаний о противодействии коррупции, формирования антикоррупционных взглядов и утверждения ценностей правового государства.

Формирование антикоррупционного мировоззрения у обучающихся по программам основного общего и среднего общего образования по истории.

Содержание учебной работы, направленной на формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся в рамках основного общего и среднего общего образования осуществляется в рамках реализации программ учебных предметов: история, обществознание, экономика, право и др.

На протяжении исторического развития практически во все периоды времени имели место коррупционные действия различных должностных лиц. Так, древляне восстали против князя Игоря, когда он, пользуясь должностным положением, дополнительно потребовал с них дань; Екатерина Великая наделяла своих фаворитов дополнительными полномочиями и материальными ресурсами, а наиболее активные участники революционных событий, в том числе и бывшие преступники, занимали высокие посты в Советском государстве.

Подобные примеры в процессе изучения истории школьниками и студентами образовательных организаций среднего профессионального образования должны преподноситься с точки зрения причиненного вреда государству и обществу коррупционными действиями. Это должно делаться для того, чтобы, основываясь на опыте прошлого, не допускать противоправных деяний в настоящем и будущем.

Антикоррупционным элементом в программе «История России» являются следующие дидактические единицы:

Раздел курса

Дидактические единицы

Образовательный результат

Русь в IX – начале XII в.

Русские земли и княжества в XIII – середине XV в.

(Древнерусское

государство)

Причины появления коррупции в

России.

Коррупционная составляющая

феодальной раздробленности

Древнерусского государства.

- способность объяснить истоки возникновения конфликта интересов в российском государственном аппарате;

- осознание негативного влияния приоритета родственных связей в процессе реализации обязанностей должностных лиц и органов публичного управления.

Русские земли и княжества в XIII – середине XV в.

Российское государство во второй половине XV – XVII  вв

(Складывание предпосылок

образования Российского

государства)

Влияние татаро-монгольского ига на усиление коррупционных

связей.

Экономическое превосходство как средство обеспечивающее

централизацию российского

государства.

- уяснение предпосылок появления взятки как негативного социального явления;

- осознание негативного влияния сращивания государственных и частных интересов.

Российское государство во второй половине XV – XVII  вв

(Завершение образования

Российского государства)

Брачные связи как коррупционное средство.

- формирование представления об эволюции конфликта интересов в российской истории.

Россия в XVIII – середине XIX вв.

(Историческое развитие

Российской империи в XVI -

XVIII вв.)

Превышение должностных

полномочий. Авторитаризм.

Формирование государственного

механизма противодействия

коррупции.

Создание государственных органов по борьбе с коррупцией.

Государственные перевороты как

средство достижения

коррупционных целей.

Значение фаворитизма в

формировании коррупционного

поведения.

- способность определить значение использования должностного положения в личных целях;

- понимание причин и закономерностей формирования государственной системы противодействия коррупции;

- общее представление о системе наказаний за коррупционные преступления.

Россия в XIX в.

Сословная система как причина

социального неравенства.

Государственные реформы

социальной системы общества.

Революционные настроения как

форма общественного противодействия коррупционному произволу.

- приобретение знаний об основных направлениях государственной

антикоррупционной политики в XIX в.;

-формирование негативного отношения к революционным способам борьбы с коррупцией;

- обобщенные знания о возможных направлениях эволюционного развития государства и общества.

Советская Россия – СССР в 1917-1991

(Советский период)

Партийная коррупция как

самостоятельное направление

коррупционного поведения.

-уяснение причин необходимости борьбы с коррупцией в политической системе общества;

-способность объяснить причины сращивания государственного и партийного аппарата;

-понимание основных закономерностей развития государственных механизмов противодействия коррупции в

коммунистической партии.

6. Тематическое планирование

10 КЛАСС (70 часов)

Название темы

Количество часов

История как наука (2 часа)

История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества

1

Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний

1

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (19 часов)

Цивилизации Древнего мира и Средневековья (7 часов)

Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения. Архаичные цивилизации Древности. Мифологическая картина мира.

1

Античные цивилизации Средиземноморья. Формирование научной формы мышления в античном обществе

1

Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций. Возникновение религиозной картины мира

1

Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе.

1

Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

1

Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и динамика развития.

1

Православие и католицизм. Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв.

1

Новое время: эпоха модернизации (12 часов)

Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира

1

Изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм.

1

Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации

1

От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности.

1

Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения и конституционализм.

1

Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского общества.

1

Технический прогресс в XVIII – середине XIX вв. Промышленный переворот.

1

Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в.

1

Различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу в европейских странах.

1

Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира.

1

Особенности духовной жизни Нового времени.

Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

1

Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв.

1

ИСТОРИЯ РОССИИ (49 часов)

Народы и древнейшие государства на территории России (4 часа)

История России – часть всемирной истории

1

Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество

1

Великое переселение народов. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи.

1

Занятия, общественный строй и верования восточных славян

1

Русь в IX – начале XII вв. (4 часа)

Происхождение государственности у восточных славян. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки

1

Принятие христианства. Право на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы

1

Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и Востока.

1

Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

1

Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. (10 часов)

Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Русь и Степь. Идея единства Русской земли

1

Коррупционная составляющая феодальной раздробленности

Древнерусского государства

1

Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских земель в систему управления Монгольской империи.

1

Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Влияние татаро-монгольского ига на усиление коррупционных

связей

1

Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Русские земли в составе Великого княжества Литовского

1

Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения.

1

Роль городов в объединительном процессе.

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси

1

Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания

1

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Принятие Ордой ислама. Автокефалия Русской Православной Церкви

1

Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.

1

Российское государство во второй половине XV – XVII вв. (13 часов)

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства.

1

Свержение золотоордынского ига. «Москва – третий Рим». Роль церкви в государственном строительстве

1

Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения.

1

Особенности образования централизованного государства в России.

1

Рост международного авторитета Российского государства. Формирование русского, украинского и белорусского народов.

1

Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии.

1

Опричнина. Закрепощение крестьян

1

Учреждение патриаршества. Расширение государственной территории в XVI в.

1

Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией

1

Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост территории государства. Юридическое оформление крепостного права

1

Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур.

1

Церковный раскол. Старообрядчество. Социальные движения XVII в.

1

Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV – XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.

1

Россия в XVIII – середине XIX  вв. (13 часов)

Петровские преобразования. Провозглашение империи. Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее сословие

1

Сохранение крепостничества в условиях модернизации. Россия в период дворцовых переворотов. Упрочение сословного общества

1

Превращение России в мировую державу в XVIII в.

1

Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений

1

Начало промышленного переворота

1

Реформы государственной системы в первой половине XIX в.

1

Отечественная война 1812 г

1

Русское Просвещение

1

Движение декабристов

1

Имперская внешняя политика России.

1

Крымская война.

1

Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм

1

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX в.

1

Россия во второй половине XIX в. (5 часов)

Реформы 1860-х – 1870-х гг. Отмена крепостного права

1

Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества

1

Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы

1

Политика контрреформ

1

Итоговое повторение

1

11 КЛАСС (70 часов)

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (23 часа)

От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества (15 часов)

Научно-технический прогресс в конце XIX – последней трети XX вв. Проблема периодизации НТР. Циклы экономического развития стран Запада в конце XIX – середине XX вв.

1

От монополистического капитализма к смешанной экономике. Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства.

1

Изменение социальной структуры индустриального общества

1

Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития.

1

Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства

1

Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX - середине ХХ вв.

1

Мировые войны в истории человечества: социально-психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия.

1

Модели ускоренной модернизации в ХХ в. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации

1

Политическая идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур.

1

«Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы.

1

Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.

1

Молодежное, антивоенное, экологическое, феминисткое движения. Проблема политического терроризма.

1

Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг.

1

Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира.

1

Мировоззренческие основы реализма и модернизма. Технократизм и иррационализм в общественном сознании ХХ в.

1

Человечество на этапе перехода к информационному обществу (8 часов)

Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция и становление информационного общества

1

Собственность, труд и творчество в информационном обществе

1

Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв.

1

Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире.

1

Кризис политической идеологии на рубеже XX-XXI вв. «Нео-консервативная революция». Современная идеология «третьего пути». Антиглобализм

1

Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.

1

Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира.

1

Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.

1

ИСТОРИЯ РОССИИ (47 часов)

Россия в начале XX в. (8 часов)

Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте.

1

«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Русско-японская война

1

Революция 1905-1907 гг.

1

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков.

1

Становление российского парламентаризма

1

Аграрная реформа П.А. Столыпина. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации

1

Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале XX в. Развитие системы образования, научные достижения российских ученых

1

Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество

1

Революция и Гражданская война в России (5 часов)

Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Тактика политических партий.

1

Провозглашение и утверждение советской власти. Учредительное собрание. Брестский мир

1

Формирование однопартийной системы

1

Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. «Белый» и «красный» террор. Политика «военного коммунизма».

1

Российская эмиграция. Переход к новой экономической политике

1

СССР в 1922-1991 гг. (23 часа)

Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство

1

Дипломатическое признание СССР. Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами.

1

Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации общества.

1

Причины свертывания новой экономической политики Концепция построения социализма в отдельно взятой стране.

1

Индустриализация. Коллективизация. «Культурная революция»

1

Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г.

1

Создание советской системы образования. Идеологические основы советского общества.

1

Великая Отечественная война. Основные этапы военных действий

1

Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны

1

Советское военное искусство. Идеология и культура в годы войны

1

СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй мировой войне.

1

Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг.

1

Складывание мировой социалистической системы. «Холодная война» и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Овладение СССР ракетно-ядерным оружием

1

Попытки преодоления культа личности. ХХ съезд КПСС

1

Экономические реформы 1950-х – 1960-х гг., причины их неудач. Концепция построения коммунизма. Теория развитого социализма

1

Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движение

1

Особенности развития советской культуры в 1950-1980 гг. Наука и образование в СССР.

1

«Застой». Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического роста

1

Политика перестройки и гласности. Формирование многопартийности.

1

Кризис коммунистической идеологии. Межнациональные конфликты

1

Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. Афганская война.

1

СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины ХХ в.

1

Причины распада СССР

1

Российская Федерация (1991-2003 гг.) (11 часов)

Становление новой российской государственности. Августовские события 1991г.

1

Политический кризис сентября-октября 1993г. Конституция Российской Федерации 1993 г.

1

Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт.

1

Политические партии и движения Российской Федерации

1

Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств

1

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.

Российская культура в условиях радикального преобразования общества

1

Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Россия и вызовы глобализации.

1

Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе.

1

Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней. Значение изучения истории

1

Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России - угроза национальной безопасности страны.

1

Итоговое повторение

1


7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1

Федеральный компонент  государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования

Д

имеется

2

Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории на базовом уровне  

Д

имеется

3

Учебники:

-Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времён до конца XVII в: 10 класс.: Учебник Н.И. Павленко;-М.: Дрофа, 2006.

-Павленко Н.И., Ляшенко Л.М., Твардовская В.А. История России XVIII-XIX века.: 10 класс.: Учебник Павленко Н.И.; -М.: Дрофа, 2005.

-Загладин Н.В., Козленко С.И., Манаков С.Т., Петров Ю.А. История Отечества  XX- начало XXI века.: 11 класс.: Учебник Н.В. Загладин.;-М.: Русское слово, 2007.

К

имеется

4

Методические рекомендации для учителя:

-Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах М.: Эксмо, 2005

-Книга для чтения по истории СССР. 1917 – конец 1930-х гг. Под ред. Щагина Э.М. М.: Просвещение, 1990

-Смирнов С.Г. Задачник по истории России М.: Мирос, 1995

-Кадневский В.Тесты по истории России М.: Астрис, 2005

*Алексашкина Л.Н. ЕГЭ по истории. Эффективная подготовка М.: Эксмо, 2004

-Сборник демонстрационных вариантов ЕГЭ (2002-2016 гг.)

-Филиппов А.В., Уткин А.И., Алексеев С.В. История России 1945-2008 гг. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008

-Практикумы по истории России и Всеобщей истории

Д

имеется

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

5

Исторические карты:

-История Древнего мира

-История Средних веков

-Новое и новейшее время

История России с древнейших времён до начала  XXI в.

Д

Кабинет 12,20.

6

Демонстрационные таблицы по истории Нового, Новейшего времени, истории России.

Д

Кабинет 12,20.

7

Портреты русских историков

Д

Кабинет 20

8

Медали и знаки отличия российской армии и флота

Д

Кабинет 20

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

9

Контрольно-измерительные материалы:

-История России. 10-11 класс. Тесты по разделу Великая Отечественная война» /ав.-сост. О.В. Семенова. – Волгоград: учитель, 2007.

Д

Кабинет 20

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ПОСОБИЯ

10

Репродукции картин в соответствии с тематикой (в том числе цифровой формат)

-Государственная Третьяковская Галерея http://www.tretyakovgallery.ru/collection/?category=all&period=all&page=1&place=all&selections=true 

-Государственный Эрмитаж http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/explore/history/?lng=ru

Д

Кабинет 12,20

11

Лента времени

Д

Кабинет 20

12

Атласы

-История Древнего мира

-История Средних веков

-Новое и новейшее время

История России с древнейших времён до начала  XXI в.

К

Кабинет 12,20

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

13

Классная магнитная доска

Д

Кабинет 12,20

14

Мультимедийный проектор

Д

Кабинет 12,20

15

Компьютер

Д

Кабинет 12,20

16

Экспозиционный экран

Д

Кабинет 12,20

17

Колонки

Д

Кабинет 12,20

18

Принтер

Д

Кабинет 12,20

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

19

-Флеш-карта: Видеуроки от проекта «Инфоурок»

- Видеуроки от проекта «Видеурок» https://videouroki.net/blog/ 

- Фильм «Романовы» цикл серий. https://www.youtube.com/playlist?list=PLhuA9d7RIOdaixGF11t91dOEXf1N2q-oL 

- Видеофрагменты «М.Карамзин «История государства Российского»https://www.youtube.com/playlist?list=PLhuA9d7RIOdbfmrbYZi2C2WRIgO503dF1

Д

Кабинет 12,20

20

Видеофильмы (История государства Российского X-XIV вв.; Царь Иван Грозный; Семен Дежнев; Романовы: начало династии; Государь Алексей Михайлович; От Екатерины I до Екатерины II; Первый император России; Бородино и его герои; Императрица Екатерина Великая; Император Павел I; Император Александр I; Канал имени Сталина; Россия. XX век (Октябрьская революция. Гражданская война); Россия. ХХ век (Февральская революция. От Февраля к Октябрю); Сталинград (Фильм 1,2); Солдаты свободы (Фильм 1-4); Битва за Москву (Фильм 1-2)

Д

Кабинет 12,20

21

Образовательный комплекс по истории от 1С:

- Школа. История России   середины XVI-XVIII вв.

- Школа История нового времени 7 класс.

- История России с конца XVIII-по 90- гг. XIX века.

- Школа. История нового времени 8 класс

- Школа. История России XX в.

Д

Кабинет 12,20

ОБОРУДОВАНИЕ КЛАССА

22

Ученические столы  2 местные с комплектом стульев

Ф

В соответствии с санитарно-гигиеническими  нормами

23

Стол учительский с тумбой

Д

Кабинет 12,20

24

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий

Д

Кабинет 12,20

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д
 - демонстрационный экземпляр (не менее 1 экземпляра на класс);
К
- полный комплект (на каждого ученика класса);
П
 - комплект необходимый в группах (1 экземпляр на 5 - 6 человек);
Ф
 - комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на 2-х учеников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 5-9 класс (содержит 2 варианта - изучение истории на базовом уровне и с углубленным изучением истории в 8-9 классах)

Рабочая программа по истории 5-9 класс (содержит 2 варианта - изучение истории на базовом уровне и с углубленным изучением истории в 8-9 классах)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...