Рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Рабочая программа по истории 5 класс ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по истории 5 класс ФГОС | 56.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать факты, составлять простой и развернутый планы, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками.
Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути человечества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА*
Что изучает история (не менее 10 ч)
Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление. Исторические события.
Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны государств. Географические названия – свидетели прошлого.
Историческая карта.
Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика.
Россия – многонациональное государство.
Всеобщая история. История Древнего мира (не менее 45 ч)
Понятия «первобытность» и «древний мир». Хронологические рамки Древней истории.
Первобытное общество.
Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.
Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования.
Зарождение искусства.
Древний Восток.
Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.
Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава.
Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования.
Возвышение Персидской державы и ее завоевания.
Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания.
Будда.
Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая Китайская стена.
Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.
Древняя Греция и эллинистический мир.
Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия.
Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.
Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.
Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний.
Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.
Древний Рим.
Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.
Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан.
Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.
Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Количество часов | Тематические зачёты | Из них контрольных работ |
Что изучает история | 1 | |||
Первобытное общество | 7 | |||
Древний Восток | 20 | |||
Древняя Греция и эллинистический мир | 21 | |||
Древний Рим | 18 | |||
Итоговое повторение. | 1 | |||
ВСЕГО | 68 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Кол.час | Планируемые результаты | Дата | |||
предметный | метапредметный | личностный | план | факт | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Что изучает история. | 1 | Раскрывать значение терминов история, исторический источник. | Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать | - Сравнивать первобытного и современного человека. - Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе | ||
2 | 1.Первобытное общество 1.2 Древнейшие люди. | 1 | Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Сравнивать первобытного и современного человека. | определять значение и роль общины в жизни человека | - Сравнивать первобытного и современного человека. - Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе | ||
3 | 1.3 Родовые общины охотников и собирателей. | 1 | Исследовать на ист.карте географию расселения первобытных людей. Характеризовать новые способы охоты. | Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя | - Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. | ||
4 | 1.4 Возникновение искусства и религиозных верований. | 1 | Объяснить, как ученые разгадывают загадки древних художников. | Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах | Раскрывать значение терминов история, исторический источник | ||
5 | 1.5 Возникновение земледелия, скотоводства. | 1 | Исследовать на ист.карте географию расселения первобытных людей. Характеризовать новые способы охоты. Составить сравнительную таблицу«Родовая и соседская община | Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя | Расселение древнейших людей. Строительство жилища. Охота как основной способ добычи пищи др. человека. Новые орудия труда. Человек разумный. Родовые общины. | ||
6 | 1.6 Появление неравенства и знати | 1 | Рассказывать о наскальной живописи, версиях ее происхождения | Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах | Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг и т.д. находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия; | ||
7 | 1.7 Счёт лет в истории. | 1 | Осмысливать различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметь определять историческое время по ленте времени. | Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счет времени. Развивать навыки счета в истории в разные эпохи | Решать ист.задачи и проблемные ситуации на счет времени;уметь определять ист.время на ленте времени; осмыслить различные понятия: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период | ||
8 | Контрольная работа по теме «Первобытный мир» | 1 | |||||
9 | 2. Древний Восток 2.1Государство на берегах Нила. | 1 | установить причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян. | Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледельцы в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. | Самостоятельно подготовить тем.сообщение к уроку по выбору;характеризовать местоположение Египта с помощью ист.карты и её легенды; | ||
10 | 2.2 Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | 1 | Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. | находить и группировать информацию по данной теме из текста учебника, видеоряда учебника, доп. источников к параграфу, доп. литературы, электр. изданий | Оценивать достижения культуры | ||
11 | 2.3 Жизнь египетского вельможи. | 1 | О чем могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношение фараона и его вельмож. | Основные категории населения, их положение. Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе | Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Обобщать и делать выводы. | ||
12 | 2.4 Военные походы фараонов | 1 | Причины, цели, направления военных походов, дату самых крупных военных походов, итоги военных походов. Иметь представление о внешнем облике и вооружении египетских воинов. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. | Работа с картой в малой группе по единому заданию; исполнять роль в соответствии со своеобразием ист.персонажа в инсценировке; | ||
13 | 2.5 Религия древних египтян. | 1 | творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа. | Характеризовать религию древних египтян; устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. | Определение понятий храмы, статуи богов, жрецы, основных богов, что считают в Египте чудом света, дату создания пирамиды Хеопса, назначение гробниц. | ||
14 | 2.6 Искусство Древнего Египта | 1 | Подготовить презентации по самостоятельно выбранной теме совместно с родителями. | Определять основные вопросы темы, составлять план ответа. | подготовить презентации по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями); рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды. | ||
15 | 2.7 Письменность и знания древних египтян. | 1 | составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах; осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса; | характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам. | Формировать отношение к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории | ||
16 | Проверочная работа по теме «Древний Египет» | 1 | |||||
17 | 2.9 Древнее Двуречье | 1 | Определять влияние природно-климатических условий на жизнь и деятельность жителей государства. Прокомментировать письменность Двуречья и выделить ее особенные признаки. | Определять влияние природно-климатических условий на жизнь и деятельность жителей государства. Прокомментировать письменность Двуречья и выделить ее особенные признаки. | Формировать отношение к мировым цивилизациям.Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. | ||
18 | 2.10 Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | 1 | Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. | Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть; составлять кроссворд по теме урока; | знать хронологию правления Хаммурапи, определение понятия закон, основное содержание законов Хаммурапи, чьи интересы защищали данные законы. | ||
19 | 2.11 Финикийские мореплаватели | 1 | основные открытия и достижения финикийцев, определение понятия колония | Формирование понимания культурного многообразия мира. | Составить путь, по которому плавали финикийские купцы. | ||
20 | 2.12 Библейские сказания | 1 | Назначение Библии при изучении истории, составные части содержания Библии, определение понятия Библия | Изучать по карте и тексту учебника территории расселения древнееврейских племен;объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами; | проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям; объяснять, почему библия- наиболее читаемая книга с древности и до наших дней. | ||
21 | 2.13 Древнееврейское царство | 1 | выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное;уметь формулировать оценку поступка (самсон, Давид); | уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи | решать развивающие и проблемные задачи; | ||
22 | 2.14 Ассирийская держава | 1 | решать развивающие и проблемные задачи;выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное; | Уметь формулировать оценку поступка (самсон, Давид); уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи | Определение понятий держава, условия возникновения данного типа государств, основные даты, связанные с историей Ассирийской державы.Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысления нового материала. | ||
23 | 2.15 Персидская держава «царя царей» | 1 | Три великих царства в Западной Азии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости, легенды о нем. Познакомить учащихся с политической историей создания Персидской державы и её государственно-административным устройством. | Образование Персидской державы (завоевания Лидии, Мидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Войско персидского царя. | работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала;перечислять достижения ассирийцев в изоб.искусстве металлургии, военном деле | ||
24 | 2.16 Природа и люди Древней Индии. | 1 | Географическое положение Индии, основные занятия и образ жизни жителей, раскрыть содержание понятия – Буддизм. | Познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии. | Рассказать о местоположении индии, особенностях её ландшафта и климата; показывать на карте основные географ.объекты Древней Индии; Выделить ключевые понятия, характеризующие индийскую культуру и историю; объяснить, каких животных почитали индийцы и почему. | ||
25 | 2.17 Индийские касты | 1 | Составлять простой план пунктов параграфа по выбору. Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы – хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. | Познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии | Миф о происхождении четырех каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. | ||
26 | 2.18 Чему учил китайский мудрец Конфуций | 1 | Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Определять и формулировать особенности китайской религии. | Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости. Соотносить этические нормы конфуцианства и христианства. | рассказывать о жизни и обучении брахманов, доказывать, что брахманы- хранители знаний;сравнивать основные положения брахманизма и буддизма; подготовить сообщение о Будде; | ||
27 | 2.19 Первый властелин единого Китая | 1 | Объединение Китая при ЦиньШихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства ЦиньШихуана. Возмущение народа. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы | Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять своеобразие древней китайской цивилизации | перечислить достижения древних индийцев- рассказать об отношениях Китая с соседями; объяснить причины возведения Великой китайской стены; выделять своеобразие древней китайской цивилизации; | ||
28 | Контрольная работа по теме «Древний Восток». | 1 | |||||
29 | 3. Древняя Греция 3.1 Греки и критяне | 1 | Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называть отличительные признаки критской культуры. | Показывать на территории древнегреческих государств, места значительных событий ; рассказывать об условиях жизни и занятиях населения; характеризовать верования древних греков, объяснять какую роль играли религиозные культы в греческом обществе. | Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий .Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар. | ||
30 | 3.2 Микены и Троя | 1 | Выявлять отличия между микенской и критской культурами | Показать учащимся взаимоотношения греческих городов между собой и причины троянской войны. | В крепостных Микенах. Местонахождение. Каменные Львиные ворота. Облик города – крепости: археологические находки и исследования.Древнейшее греческое письмо. | ||
31 | 3.3 Поэмы Гомера «Илиада» | 1 | личность Гомера, основное содержание поэм. Работать с первоисточниками, обобщать и делать выводы, определение понятия религия, причины возникновения религии и ее роль в жизни человека, работать с учебником, обобщать и делать выводы | Познакомить учащихся с содержанием поэмы Гомера, памятником мировой культуры и важным историческим источником. | Знать содержание поэмы.Ахиллесова пята, троянский конь | ||
32 | 3.4 Поэмы Гомера и «Одиссея» | 1 | Выделять основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея. | Читать текст с пометками на полях: понятно или нет, известно или нет. Характеризовать образы основных героев. Оценить поступки героев. Что нравится, что нет. | Познакомить учащихся с содержанием поэмы Гомера, памятником мировой культуры и важным историческим источником. | ||
33 | 3.5 Религия древних греков | 1 | Выполнять задания по техникам диалогов: « лесенка», «микрофон», «вертушка». - Называть характерные черты греческой религии. Пон.: Олимп, Зевс, Аид, Посейдон, Прометей | Изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них. | Мифы о Персефоне и Деметре. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном. | ||
34 | 3.6 Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия ее населения. Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом. | Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским.Работа с новыми терминами | Познакомить учащихся с населением Древней Аттики и процессами взаимоотношений между ними. | ||
35 | 3.7 Зарождение демократии в Афинах | 1 | Знать определение понятий реформы, демократия, хронологию проведения реформ Солона, их значение.Развивать навыки работы с первоисточником, опорной схемой, умение определять историческое значение событий | Показать учащимся процессы зарождения демократии в Афинах | Умение вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. | ||
36 | 3.8 Древняя Спарта | 1 | Географическое положение образ жизни спартанцев. Уметь определять положительные и отрицательные моменты в образе жизни спартанцев. | Составлять кодекс моральных норм для спартанского юноши. Уметь найти новые слова в тексте и составить к ним вопросы | давать сравнительнухарактеристикуобщественнополитического устройства Спарты и Афин; рассказывать каким было спартанское воспитание, определять свое отношение к нему. | ||
37 | 3.9 Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. | 1 | Определение понятия колония, значение колоний в жизни греческих полисов. Комментировать наряд грека | Греческая колонизация побережья Средиземного и Черного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли | Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада – колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России | ||
38 | 3.10 Олимпийские игры в древности | 1 | Знать хронологию первых Олимпийских игр.Составлять развернутый план одной части параграфа. Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени. | Праздник, объединявший эллинов. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр | Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. | ||
39 | 3.11 Победа греков над персами в Марафонской битве | 1 | Причины греко-персидских войн, хронологию, итоги Марафонской битвы и ее значение. Рассказывать о подвиге юноше, сообщившем грекам о победе в Марафоне, дать свою оценку его поступку | Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга. | Объяснить причины и итоги войн, которые вели древнегреческгосударства;характеризовать афинскую демократию при Перикле;объяснять, что означало в Древней Греции понятие гражданин, приводить примеры гражданских поступков | ||
40 | 3.12 Нашествие персидских войск на | 1 | Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. | Причины Греко-персидских войны, хронологию Саламинской битвы, итоги войн.Инсценировать события одного из сражений. | Рассмотреть с учащимися нашествие персидских войск на Элладу, героизм греков и причины поражения персов. | ||
41 | 3.13 В гаванях афинского порта Пирей | 1 | Сравнивать военную и торговые гавани. Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах | В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины – крупнейший центр ремесла и торговли | рассказывать о развитии наук,образовании в Древней Греции;представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения; | ||
42 | 3.14 В городе богини Афины | 1 | Рассказывать о наиболее значимых частях Афин. Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин. Составить план виртуальной экскурсии по Акрополю. | Познакомить учащихся с главным городом афинского государства. | Пон.: керамика, портик, Совет пятисот, Агора, Акрополь. | ||
43 | 3.15 В афинских школах и гимназиях. | 1 | Особенности образования в Древней Греции. Сравнивать, обобщать и делать выводы; Историю создания и развития театра в Древней Греции и вклад Греции в историю развития Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям. | Воспитание детей педагогами. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимназии. Греческие ученые о природе человека. Скульптуры Мирона и Поликлета и спортивные достижения учащихся палестры. Обучение красноречию. | Показать учащимся особенности обучения детей в афинских школах. | ||
44 | 3.16 В Афинском театре. | 1 | Особенности образования в Древней Греции. Сравнивать, обобщать и делать выводы; Историю создания и развития театра в Древней Греции и вклад Греции в историю развития.Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям. Оценивать роль современного театра для общества. | Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актеры. Театральные представления: трагедии и комедии. Воспитательная роль театральных представлений. | Познакомить учащихся с историей возникновения и развития театра в Афинах. | ||
45 | 3.17 Афинская демократия при Перикле | 1 | Определение понятия демократия, содержание реформ Перикла и их значение.Формировать уважение прав и свобод человека.Дать оценку деятельности Перикла по развитии демократии в Афинах. | Сущность афинской демократии в V в. До н.э. выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания. Совет пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. | Углубить знания учащихся об античной демократии, рассказать о расцвете демократии в правление Перикла | ||
46 | 3.18 Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | Причины поражения греков в борьбе с Македонией, даты основных сражений. Сравнивать политический курс Филиппа и Александра. | Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Плутарх о Демосфене. | Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчета новой истории. Гибель Филиппа. Александр – царь Македонии и Греции. | ||
47 | 3.19 Поход Александра Македонского на Восток | 1 | Хронологию основных событий, причины военных успехов Александра Македонского. Уметь составлять схему походов А. Македонского. Уметь составлять оценочную характеристику гос. деятеля. | Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Победа при Гавгамелах. | Познакомить учащихся с причинами похода Александра Македонского на Восток и его результатами. | ||
48 | 3.20 В Александрии Египетской | 1 | Причины и хронологию распада державы Александра Македонского. Показать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы. Рассказывать об Александрии- центре эллинистического мира. Сравнить Александрию и Афины. | Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра. Александрийская библиотека. | Показать учащимся основные достижения науки и культуры, собранные в Александрии Египетской. | ||
49 | Контрольная работа по теме «Древняя Греция». | 1 | |||||
50 | 4. Древний Рим 4.1 Древнейший Рим | 1 | Анализировать карту. Географическое положение Рима, природно-климатические условия, дату основания Рима. Делать сравнение, использовать информацию для получения знаний из различных источников. Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима. | легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул – первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти | показывать на карте местоположендревнейших государств на территории Италии;рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии;раскрывать значение понятий | ||
51 | 4.2 Завоевание Римом Италии. | 1 | Определение понятия республика, виды данной формы управления, основные даты событий.; Основные органы управления, их функции, способ формирования, определение понятия аристократическая республика | Соотносить возникновение крылатых слов с событиями в истории Рима.Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. | Возникновение республики. Консулы – ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. | ||
52 | 4.3 Устройство Римской республики | 1 | Причины, хронологию основных событий, итоги войны, работать с опорной схемой, обобщать и делать выводы.; Определение понятия рабство, положение рабов.определять причинно-следственные связи | Описание по рисунку триумф. Какие чувства вызвало бы у вас это зрелище, окажись вы в Др. Риме. Умение работать в малых группах, сост. рассказ от имени рабов, выполнявших разные виды работ. | Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. | ||
53 | 4.4 Вторая война Рима с Карфагеном | 1 | Причины, хронологию основных событий, итоги войны, работать с опорной схемой, обобщать и делать выводы. Характеризовать и оценивать цели, поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами. | Карфаген – стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война с Карфагеном | Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. | ||
54 | 4.5 Установление господства Рима во всем средиземноморье | 1 | Причины, хронологию основных событий, итоги войны, работать с опорной схемой, обобщать и делать выводы.; Определение понятия рабство, положение рабов.определять причинно-следственные связи. Описание по рисунку триумф. Какие чувства вызвало бы у вас это зрелище, окажись вы в Др. Риме | Завоевательные походы Рима – главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Раб – «говорящее орудие». Гладиаторские игры – любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские ученые о рабах. | Показать учащимся процессы установления господства Рима над всем Средиземноморьем | ||
55 | 4.6 Рабство в Древнем Риме | 1 | Завоевательные походы Рима – главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Раб – «говорящее орудие». Гладиаторские игры – любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские ученые о рабах. | Описание по рисунку триумф. Какие чувства вызвало бы у вас это зрелище, окажись вы в Др. Риме.Умение работать в малых группах, сост. рассказ от имени рабов, выполнявших разные виды работ. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищенных римлян | ||
56 | 4.7 Земельный закон братьев Гракхов | 1 | Причины проведения земельной реформы в Риме, основное содержание и значение реформы. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищенных римлян. | Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. | ||
57 | 4.8 Восстание Спартака | 1 | Причины, основные события, их хронологию, итоги восстания, лидер восстания. Формировать уважение прав и свобод человека. | Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие к свободе. | Обеспокоенность римского Сената небывалым размахом восстания. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших. | ||
58 | 4.9 Единовластие Цезаря | 1 | Определение понятия диктатор, хронологию установления единовластия Цезаря, причины гибели. Анализировать поступки и действия Ю.Цезаря. | Превращение римской армии в наемную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии | Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. | ||
59 | 4.10 Установление империи | 1 | Определение понятия империя, дату установление империи в Риме. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа. Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть | Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций | Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерон – римского философа. Поэма Вергилия «Энеида». | ||
60 | 4.11 Соседи Римской Империи. | 1 | Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи.; Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в 1 в. н. э. Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме. | Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев | Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи. | ||
61 | 4.12 В Риме при императоре Нероне | 1 | Комментировать иллюстрации на страницах учебника. Сост. задания, вопросы, обмениваться ими. Рассказывать о племенах- соседях Римской империи и их взаимоотношениях. Анализировать причины крайнего своеволия Нерона. | Складывание культа императоров. Актер на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Нерон и Сенека. | Показать усиление императорской власти, познакомить с правлением и личностями римских императоров. | ||
62 | 4.13 Первые христиане и их учение | 1 | Определение понятия христианство, условия появления христианского учения. Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан. Причины их актуальности | Проповедник Иисус из Палестины. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Идея равенства всех людей перед Богом. | Христиане – почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан. | ||
63 | 4.14 Расцвет империи во II веке н. э | 1 | Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба. Характеризовать период правления императора Траяна. Рассказывать о достижении империи во 2 в.; Аргументировано доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». | Умение составлять предложения с новыми словами. Инсценировать виртуальную экскурсию (презентация) и составить рассказ от лица разных персонажей об одном дне в Риме. | Все дороги ведут в Рим. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами | ||
64 | 1 | рассказывать о культурной жизни в Древнем Риме; составлять описание архитектурных памятников, произведений древнеримского искусства, используя текст и иллюстрации учебника; | высказывать суждения о вкладе древних римлян в культурное наследие человечества. | Все дороги ведут в Рим. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами | |||
65 | 4.16 Римская империя при Константине | 1 | Рим и варвары. Правление Константина. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Признание христианства. | Определение понятий колоны, признаки распада рабовладельческого строя и условия зарождения новых общественных отношений, причины распада империи. Комментировать последствия утверждения христианства гос. религией. | Познакомить учащихся с изменениями характера императорской власти при Константине и признании христианства господствующей религией. | ||
66 | 4.17 Взятие Рима варварами. | 1 | Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наемники в римской армии. Взятие Рима варварами. Падение Западной Римской империи. | Показать учащимся признаки упадка Риской империи в IV-V вв. н.э. | Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об ист. деятелях и их поступках.Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиций общечел. Ценностей. | ||
67 | Контрольная работа по теме «Древний Рим» | 1 | |||||
68 | Итоговая контрольная работа по истории Древнего Мира за 5 класс | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...